—110— 314 , ведь оно несёт в себе подобающее, а лучше сказать, истинное разумение. А – Значит, как плоть, именно когда она стала плотью животворящего все Слова, 315 смерти и тления, таким же образом и душа, думаю я, раз она стала душой Того, Кто не знает прегрешений, отныне неизменно и прочно установилась во всяком добре, и остаётся несравненно сильнее издревле властвующего греха. Ведь Христос – 316 , Который не сотворил греха и в устах Которого не было лести ( 1Пет.2:22 ; ср. Ис.53:9 ); а поскольку Он поставлен как корень и начаток (ср. Рим.11:16 ) тех, кто преобразуется в Духе в обновление жизни (ср. Рим.6:4 ), то как бы по причастию и по благодати Он сообщает уже и всему человеческому роду и нетление тела, и незыблемость, и крепость Божества. Зная же это, божественный Павел пишет: Ведь точно так же как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор.15:49 ). А именно, «образом перстного» он назвал удобопреклонность ко греху и ниспосылаемую нам отсюда смерть. И наоборот, «образом небесно- —111— го» – непоколебимость в освящении, возвращение от смерти и тления и обновление в нетление и жизнь. Итак, мы говорим, что 327 В – Кого же тогда родила Святая Дева? Человека или Слово от Бога? < > 328 А – Но именно в этом и состоит заблуждение и уклонение от того, что пристойно и истинно! Не разделяй же мне Еммануила < > 329 и не представляй, будто Он у нас в двух лицах (διπρσωπον) 330 , разлучая Его на человека самого по себе —116— и на Слово от Бога. А иначе любой может по справедливости осмеять нас за то, что мы не избрали никакого здравого суждения, но предпочли то, что осуждено и Священным Писанием. Сказал ведь некто из учеников Христа следующее: Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время придут, насмехаясь, наглые ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя, душевные, не имеющие Духа ( Иуд.1:17–19 ). В – Так значит, Он никаким образом не должен быть разделяем?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—121— жеству славы, если его усматривать и говорить о нём во Христе. И всё же 344 : Кто же именно есть Иисус Христос на самом деле? Человек от жены, или Слово от Бога? А – Вполне безрассудно – излишне распространяться и воздвигать глас в ответ на вздорную и пустую болтовню. Однако скажу, что не останется безнаказанной рискованная затея рассекать Его надвое и располагать отдельно человека и Слово, когда этого не терпит домостроительство и когда богодухновенное Писание провозгласило нам об одном Христе. А лично я утверждаю, что ни Слово от Бога отдельно от человечества, ни рождённый от жены храм без единения со Словом нельзя именовать Христом Иисусом. Потому что под Христом понимается неизреченно сошедшееся с человечеством через единение по домостроительству Слово от Бога, и, хотя Он превышает человечество, как Бог и Сын по природе, 345 . Поэтому некогда Он сказал: Видевший Меня видел Отца. Я и Отец – одно ( Ин.14:9, 10:30 ), а в другой раз напротив: Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Ведь будучи не меньше Отца по тождеству сущности и по совершенному равенству с Ним во всём, Он всё же говорит, что заключён в худшем по причине человеческого естества. И Священными Писаниями Он провозглашается то как целиком человек, причём Его Божество по домостроительству обходится молчанием, то, в свою очередь, как Бог, и при этом умалчивается о Его человечестве. Но Он никоим образом не терпит ущерба из-за сближения (σμβασιν) обоих в единство. —122— 346 А – Еврей от евреев и от колена Вениаминова (ср. Флп.3:5 ), призванный апостол (ср. Рим.1:1 ) извещает тех, кто оправданы через веру и умертвили члены плоти, под которыми я разумею, конечно, блуд и страсть, злую похоть и любостяжание (ср. Кол.3:5 ): Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). И Сам Он говорил о Своих учениках: Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё, тех которых Ты дал Мне, и Я сохранил их, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:11–13 ). Заметь же, что именно в таких местах кажется, что Христос обозначается посредством одного лишь человечества, такого же, как у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—125— ше превращения, 354 . Поэтому самому святому и всеблаженному множеству вышних духов было повелено, чтобы и оно вместе с нами поклонялось Ему. Согласись, что они с полным основанием могли отвергнуть поклонение Ему, и усомниться в том, воздавать ли Ему почести, видя уничижённое состояние человечества, и не удостоить славословия Того, Кто ради нас стал таким, как мы, стремясь как можно далее отойти от опасности показаться введёнными в заблуждение. Ведь и для них было ещё неведомым таинство, относящееся ко Христу. Однако Дух открыл им это и не допустил, чтобы освящённые нечествовали. Об этом-то и говорит божественный Павел: Когда же вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр.1:6 ). А именно, превосходя всю вселенную природными свойствами и существуя вне её, 355 , Он вошёл в неё, как человек, явившись частью мироздания 356 . Однако через это Он не утратил Божественной славы. Ведь Он принимает поклонение, как Единородный, даже когда имену- —126— ется Первородным, что явно относится, как наиболее подходящее, к Его человечеству. В – Значит ли, что мы будем поклоняться Еммануилу как человеку? А – Да не будет! Вот это уже бессмыслица, обман и заблуждение. Мы ни в чём не будем отличаться от тех, кто служит твари вместо Творца и Создателя, которые, как написано, заменили истину Божию ложью (ср. Рим.1:25 ), если примем то, что сродни им, и вместе с ними непременно услышим: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим.1:22–23 ). Разве не станем мы равны в делах и единомысленны с упомянутыми, изменяя славу Божию в ложь, «в образ, подобный тленному человеку», если воздадим поклонение Еммануилу как простому человеку и одному из таких, как мы? 357 А – И что? Не встало ли и само множество вышних ангелов в единый строй с теми, кто дошёл до такого безумия? 358 А – И я думаю, что мы неизбежно припишем обвинение в заблуждении также словесному стаду от языков, и будет несмываема пагуба их прежних преступлений. Ведь боюсь, что и ныне они погрешают не менее, чем в древности, и не познали идущей прямо стези. Напрасно, видимо, блаженный Павел обращается к ним, говоря: Но тогда, не знав Бога, вы служили тем, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? ( Гал.4:8–9 ). В самом деле, какого же Бога они познали, если не Бог

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—133— крешён во славе, и родом из Назарета, как не Иисус Христос, то есть Тот, Кто прежде всякого века неизреченно рождён от Отца, а в последнее и пришедшее к краю века время – и телесно от жены? Так, стало быть, тот, кто принимает веру в Него, получит особенную почесть – он будет именоваться сыном Божиим; ведь сказано, что тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Дело в том, что дабы иметь Ему во всём первенство ( Кол.1:18 ), Он, с одной стороны, родился 379 . С другой же стороны, поскольку Он есть начаток творения, воссоздаваемого через освящение Богом, то прежде всех других и Сам показан рождённым от Духа, 380 мужа и жены; и не потому, что Он осуждает естество на бесчестие и посмеяние – ведь брак честен ( Евр.13:4 ) и Сотворивший в начале, мужчину и женщину сотворил их ( Мф.19:4 ) 381 , – но уже некоторым образом причисляя человечество к большему и несравненно высшему. А именно, Он желает, чтобы ещё и мы именовались рождёнными от Духа, а не от мужей. Действительно, Он говорит: Отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах; все же вы братья ( Мф.23:8–9 ). Следовательно, —134— веровать в Него – дело совершенно безукоризненное. Более того, это даже вознаграждено забвением прегрешений. Ведь вот что пишет избранный Павел: Однако же узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса < > 382 ( Гал.2:16 ). И я нисколько не поколеблюсь сказать, возвращаясь к тому, что уже и говорил прежде, что Христом Иисусом считается не обнажённое и Само по Себе Слово от Бога, но когда Оно восприняло человечество и 383 с плотью. А на то, что Он таков, и видится таким, и пребывает в нашем облике, Отец указал святым апостолам, когда свыше раздался именно этот глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его послушайте ( Мф.17:5 ). Заметь же, Он не говорит: «В этом есть Сын Мой», чтобы случайно не подумали о Нём, будто Он существует отдельно, как иной в ином, но что Он есть один и Тот же Самый, через единение по домостроительству. А в том, что противиться этому – погрешительно и из числа вещей самых ненадёжных, нас убеждает Иоанн, когда пишет таким вот образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—139— но – сказать, что плоть не сошла с небес, а была от Девы, по Писаниям? Но Слово не может быть ядомым, и нам показано столь многими доводами, что Он собирает воедино 395 . Ведь и Никодиму, когда тот не постигал тайны и в недоумении восклицал: как это может быть? ( Ин.3:9 ), Он ответил: Если Я говорю вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий ( Ин.3:12–13 ) 396 . В свою очередь и иудеям, поскольку те, недугуя —140— равным с Никодимом невежеством, принялись, не знаю как, осмеивать Его тогда именно, когда Он говорил, что Его собственное тело – животворящее, и что оно – с неба, Он сказал: Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? ( Ин.6:61–62 ). Не скажем ли мы, что Еммануил рождён от жены? 397 А – Тогда где Он был прежде? Или как Он восшёл туда, где Он, по Его словам, пребывает, хотя соединённое с Ним тело рождено через Святую Деву? И не согласимся ли мы с тем, что плоть от земли, насколько она остаётся в пределах собственной природы, неспособна к тому, чтобы животворить? 398 А – Так скажи мне, как плоть может быть животворящей? Или как то, что от земли, может также считаться сошедшим с небес? 399 , что по причине единения с живым и небесным Словом. 400 вполне верно и согласно со священными учениями. Действительно, иначе Он и не может творить по-Божески, причём тогда, когда рассматривается не помимо плоти. А помощником для своей речи я снова изберу божественного Павла, написавшего следующее: Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором Мы имеем искупление, прощение грехов, Который есть образ Бога —141— невидимого, рождённый прежде (πρωττοκος) всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли, – всё Им и для Него создано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

263 более не препятствует и тому, чтобы плоть взлетала над низшей и свойственной себе природой и преобразовывалась в Божество и в высочайшую сущность. Но чем покорно угождать их неразумию, мы лучше будем прилежать к Божественным Писаниям. А поскольку и пророк говорит: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ), и блаженный Гавриил запечатлевает прежде реченное и изъясняет Деве вышнюю волю, говоря: Не бойся, Мария, ибо вот, Ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь имя Ему: —96— Иисус ( Лк.1:30–31 ), то будем веровать, что Еммануил истинно родился от жены и притом, мысля право, не станем отбрасывать блистательной и достойной удивления похвалы нашей собственной природы. 264 В самом деле, Единородный воспринял не Свою собственную природу – ведь тогда свойственное нам оказалось бы ничуть не в лучшем состоянии – и не ангельскую, но семя Авраамово ( Евр.2:16 ), как написано. Потому что так, а не иначе, возможно было спасти соскользнувший в тление [человеческий] род. А – И что? После этого разве не заслуживает изумления также и иное, 265 А – Ведь некоторые, чуть ли вовсе не распростившись с богодухновенным Писанием и вдавши свой собственный ум духам заблуждения (ср. 1Ин.4:6 ), дошли до такого безрассудства и ребяческой глупости, что думают, будто у Творца веков, со-вечного Богу Отцу Бога Слова, начало существования должно сопутствовать Его же рождению по плоти и воображают, что явился позднее Тот, Кто за пределами всякого века и времени, и будто в последние времена, времена вочеловечения, Бог стал Отцом, а Тот, через Которого всё, и в Котором всё словно бы смог прийти и к бытию, и существованию вместе с храмом от Девы. Так разве не устремились уже к жребию, превосходящему всякое зло, те, кто дозволяют себе такую отвратительную бабью басню и довели свой ум до такой крайней тупости? Воистину, гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и ( Рим.3:13–14 . Ср. Пс.5:10,139:3,9:2828 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

266 А – К тому же, как они могут учить так, если и Иоанн пишет: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:1–3 ), и снова: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ); если и Сам Христос указывает иудеям на отдалённую древность Своего существования. А именно, когда они говорили: Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? ( Ин.8:57 ), то ясно услышали в ответ: Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). Но там, где имеется «было», без каких-либо добавлений, да к тому же поставлено вполне определённое «есмь», – кто может усмотреть какое-то начало бытия? 267 Или каким таким образом Сущий в начале, превосходящем всякое разумение, может принять на Себя то, чтобы при наступлении какого-то времени быть призванным к существованию? Поэтому, если кто возьмётся на досуге возражать им, то вовсе не трудно, приводя слова богодухновенного Пи- —98— сания, отражать от себя вред, проистекающий от их безумия. Однако то, что недугует столь явной срамотой и столь великое имеет безобразие, я полагал бы излишним даже и удостоить хоть какой-то заботы. 268 А – Тогда перейдём к тому, что сродни с тем, что мы рассмотрели. А именно, некоторые, совсем как фальшивомонетчики, заново отмечают достоинство истины, воздвизая на высоту рог свой и глаголя неправду на Бога ( Пс.74:6 ), как написано. Они воображают, что Единородный лишён действительного существования и не имеет отдельно ипостасного бытия и не существует в собственной ипостаси, но просто стал изречением и словом, всего лишь произнесённым Богом, которое и вселилось в человека. Так считают эти несчастные, измышляя таким образом, что Иисус хотя и святее прочих святых, как они говорят, но, конечно, ещё не есть Бог . Вот уже и то, о чём известил ученик Спасителя: кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца ( 1Ин.2:22–23 ). Ведь согласись, что и мы сами, и святые ангелы узнают Обоих через Обоих и Каждого в Каждом. Действительно, никто не может узнать, что есть Отец, если не примет умом существующего ипостасно и рождённого Сына. Но, в свою очередь, никто не может узнать и то, что есть Сын, если не осознает отчётливо того, что Его родил Отец. Стало быть, думаю я, поневоле придётся так или иначе сказать 282

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

303 , будто наше состояние (τ καθ’ μς) нуждалось лишь в пребывании с нами Единородного и потому Он, пожелав явиться тем, кто на земле (ср. Вар.3:38 ), сообщаться с человеками и показать нам путь евангельского жительства, по домостроительству облёкся в подобную нам плоть? Ведь и правда, по своей собственной природе Божество невидимо. А – Тогда они будут изобличены в том, что не знают цели вочеловечения и совсем не понимают великой тайны благочестия (ср. 1Тим.3:16 ). В самом деле, если воплощение Единородного, то есть Его вочеловечение, имеет лишь то основание, чтобы Он был видим теми, кто на земле, но ничего другого не добавило к человеческой природе, почему тогда и для нас самих —108— не будет полезнее и мудрее согласиться с мнением докетов? 304 Разоблачая Слово от плоти, а вместе и от земляного тела, эти несчастные баснословят, что Слово явилось на земле в подобии человека, 305 Разве 306 , что коль скоро Слово от Бога ни в чём не приносит пользы человеческой природе, даже когда стало плотью, лучше будет, чтобы Оно было свободно от плотской нечистоты, и сразу же показав, будто пользуется земляным телом, так достигло поставленной цели? 307 смысл Его житель- —109— ства [с нами] и какой способ Его вочеловечения, и ради чего оно совершилось? < > 308 А – Так пойди же, почтеннейший, расспроси у священных Писаний и, пристально вперив очи ума в изречения святых апостолов, хорошо рассмотри искомое. Итак, премудрый Павел говорит нам, имея в себе говорящим Самого Христа (ср. 2Кор.13:3 ): А как дети причастны плоти и крови, то и Он также стал общником оных, дабы смертью упразднить 309 имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.3:14–15 ). Излагает он нам это и в другом месте, иным образом: Ибо по невозможности Закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того, чтобы праведность, предписанная Законом, была исполнена в нас, не по плоти ходящих, но по духу ( Рим.8:3–4 ) 310 . Так разве не вполне очевидно, разве хоть кому-то не ясно, что Единородный для того стал таким, как мы, то есть совершенным человеком, чтобы с одной стороны, избавить земляное наше тело от прившедшего в него тления, через домостроительство по единению 311 , а с другой стороны, сделав собственной человеческую душу, явить её сильнее греха, окрасив её, 312 , крепостью и неизменностью Своей собственной природы 313 . 25

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

331 А уж более-то всего нельзя говорить о двух после единения и принимать в мысли каждого по отдельности. Напротив, следует знать, что, хотя ум и созерцает некое различие природ – совсем ведь не то же самое Божество и человечество – вместе с этим в размышлении о них он принимает и соединение обеих в единство. Следовательно, Он родился от Бога Отца как Бог , а от Девы – как человек. Ведь говорится, что Слово, Которое неизреченно и выше разумения воссияло от Бога Отца, родилось и 332 , снизойдя в человечество и низведя Себя Самого в то, чем Он не был, – не для того, чтобы остаться в истощании, но, чтобы уверить, что Он есть Бог и что в нашем облике Он явился на земле. Не сказано, будто Он вселился в человека, но что Он Сам стал человеком по природе вместе с тем, что сохранил Себе и собственную славу. И в самом деле, божественный Павел, собирая воедино по домостроительству весьма отстоящие друг от друга в отношении единосущие и отделённые неизмеримым различием Божество и человечество и указывая на единого из обоих Христа, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию —117— Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и наречён Сыном Божиим в силе, по Духу святыни ( Рим.1:1–4 ). Вот же, он ясно говорит о себе, что избран к благовестию Божию, хотя в то же время открыто пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа ( 2Кор.4:5 ); и снова: Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор.2:2 ). Назвав Его Сыном Божиим, он говорит, что Тот родился «от семени Давидова», и утверждает, что Он наречён в Сына Божия. Так как, скажи мне, Бог родился от семени Давида? И каким же образом, будучи прежде веков и вечно Сыном, по тому, как Он явился от Отца, Он был наречён в Сына Божия, совсем, как если бы Он был приведён к началу существования? Ведь Он сказал о Себе Самом: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси, Аз днесь родих Тя ( Пс.2:7 ), хотя «днесь» так или иначе всегда выражает не прошедшее, но настоящее время 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

334 и разгра- —118— ничивает, это поистине непостижимо и затруднительно. Однако это удобно постичь тем, кто скрепляет Еммануила в единство, и для них вполне уже готово неподдельное познание священных догматов. Ведь когда со-вечный Родившему Его и существующий прежде всех веков Сын сошёл в природу человека, не выскользнув из Божественного бытия, но восприняв человечество, с достаточным основанием можно мыслить, что Он рождён от семени Давида и имеет совсем недавнее рождение в человечестве. Притом воспринятое – не чужое Ему, но поистине собственное. Потому что оно считается как единое с Ним, точно так же, как, без сомнения, это можно усмотреть и в человеческом составе. Ведь согласись, что, хотя он и соткан из вещей неподобных по природе – я, конечно, подразумеваю душу и тело, – но обе вместе они считаются за одного человека. Как по одной плоти иногда именуется целое живое существо, а при наименовании души мыслятся обе вместе, по такому же точно способу прими и относящееся к Самому Христу 335 . Ибо один есть Сын, один Господь Иисус Христос, и прежде плоти, и тогда, когда Он явился как человек, и мы не станем отвергать искупившего нас Владыку, пусть даже Он < > 336 и указывает на Себя через человеческие свойства и из того, что соответствует истощанию. 337 —119— А – Обращаясь к иудеям, Господь наш Иисус Христос сказал: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраама делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину: Авраам этого не делал ( Ин.8:39–40 ). Пишет же и Павел о Нём: Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( Евр.5:7–8 ). Однако неужели из-за этого мы станем считать Христа за простого человека, который ни в чём не превосходит то, что свойственно нам? В – Да не будет! А – Позволим ли, чтобы Божия премудрость и сила (ср. 1Кор.1:24 ) сошла в таковую степень немощи, что страшится смерти и испрашивает спасения от Отца, и отлучим Еммануила от того, чтобы Он был жизнью по природе? Или, обратив к человечеству и к мере такого, как наше, естества то, что 338 в речах о Нём, мы всё-таки совершим нечто похвальное и усмотрим Его превосходящую мир славу из того, что свойственно Ему как Богу, сознавая, что Тот же Самый есть 339 , или же Бог вочеловечившийся?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010