знать, должно, владыка как-нибудь узнал, что я стар, не годен, не могу служить, и меня от места хочет отрешить». Так, идя ко храму, думал иерей. «Ничего, не бойся, добр Архиерей, – кто-то близ незримый старца утешал. – Кто на Божьей ниве устали не знал, был доволен малым, сроду не роптал, кто трудом и горем был обременен, тем места благие назначает Он». Вот взошел, смущенный, в освещенный храм. Где ж Преосвященный? Пусто было там, тихо лишь горели свечи у икон, фимиам дымился, и со всех сторон как живые, лики строгие святых на него глядели, много было их. А из отворенных настежь Царских врат, свет сиял чудесный, ослепляя взгляд. И взойти в алтарь уж старец не посмел, сердце страхом сжалось, ум оцепенел. Кто там за престолом, светом весь облит, с книгою разгнутой во руке стоит? И слова горели в книге той огнем. Иерей прочел их, сердце сразу в нем радостно забилось, он теперь понял, Кто такой Владыка перед ним стоял. Это Он, Великий, Сам Архиерей, Кто обремененных скорбию людей и понесших в жизни тяжкий трудный гнет на покой любовно всех к Себе зовет, обещает бремя, благо и легко. Страх, сомненье, скорби, – всё вдруг далеко где-то осталися; перед ним в виду новый мир открылся... «Господи, иду!!!» – радостно и громко иерей вскричал... В комнате давно уж белый день настал, солнышко сияет ярко сквозь окно, но отцу Захару было все равно. Он лежал спокойный, тих и недвижим, для него мир этот был теперь чужим. Приведи, Господи, и мне такожде. Игумен Павел. 1/14 марта 1980. Ученики и сподвижники преподобного Паисия 1 . Преп. Адриан, старец и пустынно-святожитель Грехозаруцкий. Память его почитается 26 августа и в субботу сырную. 2 . Преп. Вассиан, он жил в обители 20 лет и перешел на пустынножительство в громадный Рябовский лес в 30 верстах от г. Углича, где в 1492 г. основал обитель во имя Святой Троицы, идеже преставися ко Господу 1509 года, 12 февраля. 3 . Священно-инок, схимник Боголеп (Феопрепий). Он обрел на р. Волге чудную икону Покрова Пресвятой Богородицы, в обители исполнял послушание хлебопекаря. Память его совершается 22 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004. В «Материалах для истории Тверской епархии» сказано о Рябовском монастыре, что он «основан в XV ст. учеником преп. Паисия Угличскаго Вассианом, скончавшимся в 1497 г. В существующей (бывшей монастырской) Троицкой церкви сохранились древния иконы: на иконе Эммануила надпись, из которой видно, что она поставлена в Рябове монастыре старицею княгинею Марфою Ивановною». Здесь же приведены имена настоятелей монастыря и указаны источники для его истории. В Кашинской Писцовой книге 136 и 137 г. г., на листах 564 и след., за 259, находится следующее описание Рябова монастыря. «Живоначальные Троицы Рябов монастырь а на монастыре церковь Живоначальные Троицы древяна клецки а другой храм благовещение пресвятой богородицы с трапезою клецки а на монастыре келья игуменская да три кельи брацких ограда около монастыря забор да за монастырем двор конюшенной да двор скотей да детенышьских дворов. Во дворе Ивашко кузнец, во дворе дьячек Бориско Васильев да под монастырем три прудца. Пашни паханые тридцать четей да перелогом и лесом поросло двадцать шесть четей вполе а вдву потомуж да от монастыря и меж деревень лесу в длину на три версты а поперек на полверсты да к монастырю деревень. Деревня Олферово на прудце (перечень крест. дворов), дер. Оснева на прудце, село Лучинники (Льва Крылова). Дер. Петряево на прудце, дер. Купля на р. на Жабне, дер. Сщипачева на суходоле, дер Киселева за болотом, дер. Гридиньская а Сажино тож. И всево Рябова монастыря в вотчине село да двенадцать деревень да тринадцать пустошей да оселок а в них два двора монастырьских да двор попов два двора дьячковых келья проскурницына четыре двора служилых двор детенышев тридцать дворов крестьянских тридцать один двор бобыльской. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли четыреста сорок пять четвертей сосминою в поле а в дву потомуж сена четыреста тридцать три копны лесу пятнадцать десятин а платити зживущего стрех четей пашни и сошного писма вживущем и впусте полсохи и полчети сохи и перешло за сошным писмом восемь чет ей перелогом пашни. А та вотчина писана за ним по их скаске».

http://sobory.ru/article/?object=32222

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Михайлович Неведомский (4.09.1882, Тверь - 17.12.1937, Северо-Восточный ИТЛ), сщмч. (пам. 4 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи чиновника земской уездной управы. В 1902 г. окончил Тверскую ДС, работал преподавателем, служил псаломщиком. В 1906 г. рукоположен во священника, служил в Троицкой ц. (до 1764 - храм Троицкой муж. пуст., основанной прп. Вассианом Рябовским ) с. Рябова Калязинского у. Тверской губ. В 1936 г. возведен в сан протоиерея. 6 дек. 1936 г. арестован и заключен в ростовскую тюрьму вместе с группой верующих. Его обвиняли в использовании святынь с целью «контрреволюционной антисоветской агитации» (богомольцы брали песок с могилы прп. Вассиана Рябовского), а также в организации нелегальных сборищ. Д. отрицал все обвинения. 19 февр. 1937 г. осужден на 6 лет заключения. Отправлен на Дальн. Восток в Северо-Восточный ИТЛ. Умер в лагере. Имя Д. включено в Собор новомучеников и исповедников определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. 14080; Справка УВД Ярославской обл. 1451. Лит.: Ярославский правосл. календарь. 2006. С. 177. Архим. Вениамин (Лихоманов) Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ Александрович Смирнов (1870-1940), прот., сщмч. (пам. 13 июня - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Александрович Розов (1892-1938), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/178051.html

Ни в ней, ни в пространной редакции нет ясного подтверждения известия, будто житие Паисия написано иноком Сергием в 1610 году 478 . Существование старой местной летописи подтверждается «Повестью о граде Угличе», составленной во второй половине XVIII века 479 . Она начинается более курьезными, чем любопытными, преданиями и догадками о происхождении и древнейшей истории Углича, обычными в старых и новых наших исторических описаниях городов; но в дальнейшем изложении выступают ясно местные летописные источники. Для нас эта повесть любопытна тем, что вместе с извлечениями из сохранившихся житий углицких святых Кассиана и Паисия она приводит отрывки из житий, которых нет в известных рукописных библиотеках. Так, находим в ней обстоятельный рассказ об ученике Паисия Вассиане Рябовском, по складу своему не оставляющий сомнения, что он выписан из жития Вассиана; не менее любопытно сказание о современнике Паисия, ростовском иноке Варлааме, в 1460 году основавшем монастырь близь Углича на реке Улейме 480 . При патриархе Иове в деле литературного прославления памяти святых трудился кн. С. Шаховской. По поручению патриарха написал он похвальное слово святителям Петру, Алексию и Ионе; кроме того, известно его похвальное слово устюжским юродивым Прокопию и Иоанну и повесть о царевиче Димитрии Углицком. В обоих первых произведениях автор обнаружил хорошее знакомство с риторическими приемами агиобиографии; но биографические сведения его о прославляемых святых ограничиваются тем, что он нашел в их житиях 481 . В духовной столбенского строителя Германа, писанной в 1614 году, упоминается канон Василию, московскому бла  жен ному. В каноннике Евфимия Туркова, игумена Иосифова монастыря, писанном в конце XVI века, встречаем этот канон с известием, что он – творение старца Мисаила Соловецкого 482 . Сохранилось житие блаженного, очень скудное биографическим содержанием, но многословное и скорее похожее на похвальное слово, чем на житие; чудеса, приложенные к житию, начались в 1588 году; в рукописях житие, кажется, появляется не раньше XVII века: это указывает приблизительно на время его составления 483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Димитрий Цилибинский, основатель упразднённой Цилибннской Архангельской пустыни, которая находилась в Яренгском уезде, в 28-ми верстах от Яренгска вниз по реке Вычегде, живший неизвестно когда, но почитавшийся уже до 1666-го года. Заимствуя сведения о Димитрии из Истории иерархии (VI, 649), преосв. Евгений не говорит, чтобы совершалась память его и в настоящее время; а поэтому он есть святой сомнительный. —9— Андрей, юродивый Тотемский, скончавшийся 10-го Октября 1674-го года. Прокопий Устьянский, живший и скончавшийся неизвестно когда до 1696-го года. Мощи его, открыто почивающие в Устьяновской волостной приходской церкви (в Кадниковском уезде, в котором есть округа, носящая название Устьянщины? см. в Словаре Семенова это слово), в 1696-м и 1739-м году были свидетельствованы Архангельскими архиереями (и потом ещё, как сообщает редакция Вологодских Епархиальных Ведомостей, в 1818-м году Вологодским архиереем, по отношению Обер-прокурора св. Синода кн. Голицына. – Память 8-го Июля). Ярославская епархия В Ярославских Епархиальных Ведомостях за 1887-й год 20:22 и 23) напечатан список святых Ярославской епархии, составленной священником К. Ярославским. Святых празднуемых автор ясно отличает от святых непразднуемых тем, что относительно первых употребляет выражение: «празднование ему тогда-то», а относительно вторых – выражение: «память его тогда-то», а таким образом и даёт нам возможность воспользоваться его списком. Новые местные святые, сверх приведённых нами выше, по этому списку суть следующие. Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский, скончавшийся 7-го Сентября 1327-го года (в Спасо-Ярославском монастыре). Трифон, архиепископ Ростовский, скончавшийся 30-го Декабря 1468-го года (в том же Спасо-Ярославском монастыре). Вассиан Рябовский, основатель упразднённого Троицкого Рябовского монастыря, который находился в нынешнем Кашинском уезде Тверской губернии, в 40 верстах к востоку от города Кашина (на самой границе с Угличским уездом Ярославской губернии), скончавшийся 21-го Мая 1497-го года (cfr Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предположительно это был 1547 год, тогда же была вскрыта гробница, и обретены нетленные мощи святого преподобного Паисия. День его памяти Церковью было установлено совершать 6 июня. А также в день его рождения - 23 января и в день Собора всех Ростово-Ярославских святых 5 июня. Преподобный Паисий оставил после себя немалое количество учеников, среди которых были особенно угодившие Богу и достигшие святости. Это основатель Учемской пустыни преподобный Кассиан Грек (греческий князь Византийского происхождения Константин Мангупский), келейник Паисия преподобный Адриан Угличский, основатель Троице-Рябовского монастыря преподобный Вассиан Угличский, постриженник Паисия благоверный Игнатий Прилуцкий и многие другие святые Христовы угодники, некогда подвизавшиеся в Паисиевом Покровском монастыре. После преставления преподобного Паисия основанная им обитель постоянно росла. Прибавлялась не только братия, не только приходили сюда новые люди и стекались паломники, но и росли стены монастыря, были возведены новые храмы. Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества. Также на территории монастыря был построен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. В 16-17 вв. по периметру монастыря была возведена каменная ограда с башнями. В 1509 году по грамоте князя Димитрия Жилки монастырю было передано в собственность сельцо Архангельское с деревнями и живущими в них крестьянами, а это около тысячи человек. В 1534 году личной грамотой Ивана Грозного и в 1585 году грамотой царевича Димитрия монастырю были даны существенные льготы. К концу XVI в. обители принадлежали слобода на городской стороне и 36 сел с деревнями.Доподлинно известно, что в монастыре останавливался царь Иван Грозный, но, к сожалению обстоятельства и дата этого знаменательного события до нас не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Василий Новгородец, Иоанн свещеносец и Онуфрий пустынник, ученики Зосимы Соловецкого, гробницы которых находятся в Соловецком монастыре, в особой палатке (у гр. Толстого в Книге глаголемой 328–330: о почитании у Ратшина стр. 4 нач.: в Соловецком Патерике нет). Василий Спасо-Каменский, юродивый Спасо-Каменского монастыря, неизвестно когда живший (Ист. Uep. IV, 332 : у Верюжск. стр. 303). Василий, Никон и Тихон Соколовские, подвизавшиеся близ нынешнего села Соколова, которое находится в Звенигородском уезде Московской губернии, в 12-ти верстах от Нового Иерусалима (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 1-го изд. вып. IV, стр. 66 fin. См. также в Московских Церковных Ведомостях 1897 г., 7 стр. 90, статейку: Археологическая путевая заметка, – село Соколово Звенигородского уезда, в просторечии «Тихон-Никон»). Васса Нижегородская, см. Феодора. Васса Псково-печерская, супруга первого строителя Псковского Печерского монастыря Ионы, скончавшаяся в монастыре около 1473-го года (Повесть о начале и основании Печерского монастыря л. 2 об., История княжества Псковского, III, 77). Вассиан Каргопольский, основатель Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря (иначе: Строкинской пустыни, что на болоте), который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, живший не позднее первой четверти XVI века (Ист. Uep. IV, 344 ). Вассиан Крестиморовский, основатель упраздненного Крестиморовского Преображенского монастыря, который находился в Архангельской губернии близ Белого моря, неизвестно когда живший (Ист. Uep. VI, 1017 ). Вассиан Рябовский, основатель упраздненного Троицкого Рябовского монастыря, который находился в Калязинском уезде Тверской губернии, скончавшийся 12-го Февраля или 21-го Мая 1497-го или 1509-го года. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он принадлежит к числу почитаемых усопших, см. сказание о нем в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1894-го года, 8 (говорится, что в прежнее время память его была почитаема панихидами, а о теперешнем почитании памяти ничего не говорится).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ольга Ивановна вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остается работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет ее к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский — чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда — создает что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат. Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней — скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подает вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены ученых разговорах. Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застает женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая пленки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадежен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа Из него мог вырасти крупнейший ученый, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовет его, понимая, что опоздала.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Но когда она вспомнила, что при таком обороте дела ей придется платить за меня в течение девяти лет по шестисот рублей ассигнациями в год, то испугалась. Высчитавши, что платежи эти составят, в общей сложности, круглую сумму в пять тысяч четыреста рублей, она гневно щелкнула счетами и даже с негодованием отодвинула их от себя. – Держи карман! – крикнула она, – и без того семь балбесов на шее сидят, каждый год за них с лишком четыре тысячи рубликов вынь да положь, а тут еще осьмой явится! Руководясь этим соображением, она решилась до времени ничего окончательного не предпринимать, а ограничиться, в ожидании приезда старшей сестры, приглашением рябовского священника. А там что будет. – Вот тебе книжка, – сказала она мне однажды, кладя на стол «Сто двадцать четыре истории из Ветхого завета», – завтра рябовский поп приедет, я с ним переговорю. Он с тобой займется, а ты все-таки и сам просматривай книжки, по которым старшие учились. Может быть, и пригодятся. Рябовский священник приехал. Довольно долго он совещался с матушкой, и результатом этого совещания было следующее: три раза в неделю он будет наезжать к нам (Рябово отстояло от нас в шести верстах) и посвящать мне по два часа. Плата за ученье была условлена в таком размере: деньгами восемь рублей в месяц, да два пуда муки, да в дни уроков обедать за господским столом. Опять отслужили молебен и принялись уже за настоящую науку. Отец Василий следовал в обучении той же методе, как и все педагоги того времени. В конце урока он задавал две-три странички из Ветхого завета, два-три параграфа из краткой русской грамматики и, по приезде через день, «спрашивал» заданное. Толковать приходилось только арифметические правила. Оказалось, впрочем, что я многое уже знал, прислушиваясь, в классные часы, к ученью старших братьев и сестер, а молитвы и заповеди с малолетства заставляли меня учить наизусть. Поэтому двух часов, в продолжение которых, по условию, батюшка должен был «просидеть» со мною, было даже чересчур много, так что последний час обыкновенно посвящался разговорам. Преимущественно шли расспросы о том, сколько у отца Василия в приходе душ, деревень, как последние называются, сколько он получает за требы, за славление в Рождество Христово, на святой и в престольные праздники, часто ли служит сорокоусты, как делятся доходы между священником, дьяконом и причетниками, и т. п. Почему все это меня интересовало, объяснить не могу, но, вероятно, тут оказывало свое действие общее скопидомческое направление семьи.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

Поклонный крест в память о жертвах «красного террора» установлен на Ржевском полигоне в Ленобласти июня 2010 Вместе с таким же деревянным крестом, установленным год назад на повороте от Рябовского шоссе, он станет маяком для проезжающих мимо незаметной болотистой тропки, ведущей к месту кровавых казней. Путевой поклонный крест в память о жертвах " красного террора " установлен 14 июня на Ржевском полигоне во Всеволожском районе Ленинградской области в 30 метрах от блокадного мемориала " Цветок жизни " . Это второй символ православной веры, указывающий дорогу к  " накопителю "  - пороховым складам, в которых содержались узники. Вместе с таким же деревянным крестом, установленным год назад на повороте от Рябовского шоссе, он станет маяком для проезжающих мимо незаметной болотистой тропки, ведущей к месту кровавых казней. Заметив у дороги святыню, проносящиеся мимо автомобилисты нередко приостанавливаются. Чин освящения креста совершил клирик храма святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Панкратов . Он напомнил, что крест - это знамение победы над диаволом, а, значит, и над миром сим. " Конечно, победа эта невидима. Мы знаем, что вокруг нас находятся захоронения тех, кто здесь пострадал. Но их поражение так же, как смерть Иисуса, есть победа над миром " , - сказал отец Александр. " Господь призвал народ просвещенный, образованный - тех, кто призван нести свет другим людям. Здесь расстреляны, в основном, люди образованные - духовенство, христиане, соль земли - и только за то, что они были не такие, как те, кто в них стрелял... Если мы свет, то должны светить, как светили они. Если же мы не свет, то о нас нельзя сказать " просвещенный человек " , - подчеркнул отец Александр. За панихидой молились прихожане петербургских храмов и члены молодежной организации " Витязи "  - участники установки крестов и благоустройства территории полигона. На них возлагаются надежды в плане сохранения и передачи памяти. Поисковики общества " Мемориал " , нашедшие и обследовавшие это место еще в 2002 году, говорят, что их силы уходят, нужна смена. Их организация светская, в ней передача традиции не происходит. Остается надежда на церковную молодежь, которая воспринимает традицию поминовения усопших на иных основаниях - более прочных, нежели политическая борьба вчерашнего или дня.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=200...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010