Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так говорит Господь: «Я воздвиг тебя, царя правды, призвал тебя правдой, взял тебя за руку правую, укрепил тебя, чтобы покорились тебе народы. Силу царей я разрушу, и отворю тебе ворота, и города не затворятся. Я пойду перед тобой, сравняю горы, двери медные сокрушу и затворы железные сломаю». И тогда непоколебимую и безупречную царскую власть даст Господь Бог в руки твои, Богом утвержденный государь, и сыновей сынов твоих в род и род и вовеки. Итак, от чистой веры молитвою к Богу день и ночь, в молитвах и мольбах, литиями и соборами святительскими, божественными возношениями вашими необходимое и подобающее поминовение о благочестивой державе вашей и царской вашей победе совершаем за литургией, чтобы покорены были враги ваши под ноги ваши, чтобы одолели вы их в сражениях. Да рассыплются поганые страны, рвущиеся в бой, ослепляемые Божьей молнией, и пусть они, как псы голодные, языками своими землю лижут, и ангел Господень погоняет их. Радуемся и веселимся, слыша о доблести и крепости твоей и о победе твоего сына, данной ему Богом, и о великом мужестве и храбрости твоего брата, – государей наших, ставших против безбожных этих агарян. Но по евангельскому великому слову: «Претерпевший до конца спасется». Молю же твое царское многоумие и Богом данную тебе премудрость, да не пренебрежешь моим худоумием. Ибо сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание, потому что познание святыни – разум. Таким образом много лет проживешь и прибавится тебе лет жизни». И с этим всем да будет милость великого Бога Господа нашего Иисуса Христа, молитвами пречистой его матери и всех святых, и великих чудотворцев земли нашей, преосвященных митрополитов русских Петра, Алексия, и Ионы, и Леонтия, епископа ростовского, чудотворцев Исайи и Игнатия, преподобных и богоносных отцов наших Сергия, Варлаама и Кирилла, и прочих, и нашего смирения благословение на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на твоем государстве, и на твоей братии, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так же и Иоанн говорил: < > 410 Идущий позади меня 411 стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Однако каким образом он, увидев и назвав Еммануила неким мужем, говорит, что Тот, Кто родился позднее и после него, стал впереди Него и прежде? < > 412 В – Ставшим впереди и прежде он называет Его из-за Его славы, по крайней мере, как я склонен это понимать. А – И тем не менее 413 ложность и невежественность такого воззрения. А именно, если принять «впереди» как указание на превосходство в славе, на том же основании мы, пожалуй, скажем, что «позади» несомненно указывает на второстепенное по чести. 414 , будто Христос уступает славе Иоанна и бежит позади него. Ведь Иоанн сказал: позади меня 415 идёт муж ( Ин.1:30 ). В – Какая нелепость! Но ведь мы не станем думать, будто это так, верно уразумевши написанное в псалмах: Ибо кто во облацех уравнится Господеви? 416 уподобится Богови 417 в сынех Божиих? ( Пс.88:7 ). —145— А – Стало быть, древность должна быть приписана Ему даже вместе с плотью, как Богу по природе, соединённому с плотью и имеющему обыкновение блага собственной природы сообщать Своему телу. 418 А – А что это именно так и что сказанное – верно, ты можешь 419 и из других свидетельств, если только пожелаешь. Действительно, Бог сказал через одного из святых пророков о Христе от семени Давида по плоти: И ты, Вифлеем, дом Евфрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; ср. Мф.2:6 ). Писал и Павел о сынах Израиля: все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:2–4 ). Так прими во внимание, что в силу единения по домостроительству во Христе Иисусе присутствует та древность, которая в собственном смысле принадлежит Слову. Разве эти слова Писания не ясны? Ведь сказано весьма определённо, что Тот, Кто из Вифлеема и от жены, как человек, имеет происхождение из начала века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда святой помолился Богу, чтобы и шедшие с ним увидели то же, что он видит, и по молитве его бывшие с ним – Климент пресвитер и Елвоний диакон – также увидели беса на весах торговца, склонявшего на свою сторону проданный товар. Они сказали Вассиану: «Да, отче, подлинно справедливы слова Давида, что «сыны мужей – ложь; если положить их на весы " » ( Пс.61:10 ). Святой подозвал после сего нечестного торговца и спросил, верны ли у него весы. Тот отвечал, что верны, и с клятвою стал уверятъ, что торгует без обмана. Тогда Вассиан показал ему беса, сидящего на весах его, и сказал: «Знай, что за обман твой бес этот сейчас войдет в самого тебя и с мучением исторгнет душу твою от тебя». К счастью, тут несчастный торговец опомнился. Увидев беса, он пришел в трепет и ужас, пал к ногам святого и искренне обещал исправиться. Святой, после сего, сделав ему увещание, отогнал от весов беса и, велев торговцу все нажитое неправдой раздать бедным, продолжал путь свой (Чет. Мин. июня 10). Итак, подлинно истину мы сказали, что обмеривание и обвешивание потому есть мерзость перед Господом, что непосредственно происходят от наущения диавольского и есть дело его рук. А отсюда что же следует? Конечно то, что если это есть дело диавольское, то и нажива от сего никогда впрок не пойдет лживому торговцу. И доказать это последнее тоже нетрудно, ибо стоит только оглянуться нам вокруг себя. Так, не на наших ли глазах то и дело рассыпаются в прах нажитые неправдой дома? И не часто ли, идя мимо иного дома, приходится сказать: но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу! А все от чего? От того, что от Бога неправды не утаишь; и обман людской Он видит, и обманщиков лишает Своих милостей, и наказывает. Но впрочем, наказание для таких людей в этой жизни еще ничего, но вот пусть они подумают о том, что будет им после смерти. О, братие, там уже и подлинно худо им будет! Ибо сказано: «Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» ( Иак.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Я тоже поставлен питать вас духовной пищей, и я неоднократно, вопреки святому апостолу Павлу, питал вас и твёрдой пищей и излагал вам великие тайны богословия. Я не знаю, как восприняли вы это, но я верю, что и твёрдая пища бывает вам полезна. Нужно только, чтобы вы были достойны этой твёрдой пищи, важно, чтобы о вас я не мог сказать того, что говорит святой апостол о Коринфянах. Он говорит, что должен питать их молоком, потому что они ещё плотские, «ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» ( 1Кор.3:3 ). Разве мало зависти, ссор и разногласий между вами, разве и вас не должно назвать плотскими? О разногласиях говорит св. ап. Павел: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:4 ). А разве вы не плотские, когда говорите: «Я Лукин», «я Мануйлов», «я Аристархов», «я Романов»? Разве мало разделения среди вас? Разве нет среди паствы моей и таких, которые и нас всех отвергают и избрали других учителей? Есть здесь такие в Тамбове, которые избрали полоумного монаха-философа и говорят: «я философов». «Кто Павел? кто Аполлос?» Кто Лука? Кто Мануил, кто Аристарх, кто Роман? «Они только служители, через которых вы уверовали, и притом по скольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:5–6 ). Насаждали в ваши сердца многие предшественники мои – насаждали Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Вассиан. А теперь Господь мне повелел насаждать. И я насаждаю и стараюсь, чтобы возросла жатва из посева моего. Но когда земледелец пашет землю и бросает в неё семена, разве он виновник того, что возрастёт? Жатву взращивает только Бог . Посеял крестьянин, поливал крестьянин и ждет, пока возрастит Бог. Так и мы сеем в сердца ваши, так и мы вспахиваем почву сердец ваших и бросаем в них семена слов Божиих и ждём, что возрастит Господь. Когда видим мы жатву, когда собираем спелые колосья, то радостью несказанной наполняются сердца наши. С великой радостью слышал я не раз, что многие из вас, пришедшие сюда, в храм Божий, с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда её не имевшие, уходили отсюда, унося в сердцах своих семена правды Божией. И дивным образом возращает Господь те семена, которые мы, недостойные, в сердца ваши сеем, и даёт нам великую радость видеть спелую жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 19.02(04.03)1923 05(17)09.1923 КИНЕШЕМСКАЯ, паки 05(17)09.1923 09.1928 в/у (?) ВЯЗНИКОВСКАЯ Василий Ратмиров ЕЙСКАЯ КУРСКАЯ, обн. АРМАВИРСКАЯ, обн. КУРСКАЯ, обн., паки ЖИТОМИРСКАЯ ТВЕРСКАЯ 09.1943 09.1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 09.1943 09.1944 МИНСКАЯ 09.1944 31.12.1946 13.01.1947) в/у БРЕСТСКАЯ Василий Смелов БИЙСКАЯ, обн. 24.12.1922 (06.01.1923) 07(20)05.1923 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ, обн. 07(20)05.1923 АРМАВИРСКАЯ, обн. Василий Тарасович МУКАЧЕВСКАЯ 16.10.1633 14.05.1642 Василий Троицкий ЧИСТОПОЛЬСКАЯ, обн. 10(23)01.1924 (1928) Василий Царевский СТАРИЦКАЯ 30.04.1900 27.11.1902 Василий Шуан ПЕКИНСКАЯ 17(30)05.1957 21.12.1961 03.01.1962) Вассиан I (Веспасиан?) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан II ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан III ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Вассиан КАЗАНСКАЯ 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан в/у КИЕВСКАЯ Вассиан I ПИНСКАЯ Вассиан II ПИНСКАЯ Вассиан III ПИНСКАЯ 1545(02.1540) Вассиан IV ПИНСКАЯ /Вассиан? РЯЗАНСКАЯ (XVI в.)/ Вассиан Бака ХОЛМСКАЯ 05.04.1546 Вассиан Кривой КРУТИЦКАЯ 08.04.1466 Св. Вассиан Рыло ЯРОСЛАВСКАЯ 13.12.1467 23.03.1481 Вассиан Санин ЯРОСЛАВСКАЯ 15.01.1506 28.08.1515 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский ТВЕРСКАЯ 06.12.1477 13.05.1508 Вассиан Топорков КОЛОМЕНСКАЯ 02.04.1525 06.1542 Вассиан Чудновский ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.11.1866 09.09.1876 ПЕРМСКАЯ 09.09.1876 03.01.1883 Вассиан? РЯЗАНСКАЯ (XVI в.) Вассиан РЯЗАНСКАЯ (1379) Вассиан Веретенников САТКИНСКАЯ 07(20)09.1926 17.01(02.03)1936 Сщмч. Вассиан Пятницкий ЕГОРЬЕВСКАЯ 06(19)08.1921 08(21)04.1923 МИЧУРИНСКАЯ 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 в/у ТАМБОВСКАЯ 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 ТАМБОВСКАЯ 27.03(09.04)1930 07(20)02.1936 ВЯЗЕМСКАЯ 22.02(07.03)1921 ВЯЗЕМСКАЯ, обн. ВЯЗЕМСКАЯ, паки 06. 1927 АРЗАМАССКАЯ 22.11(05.12)1934 27.02(12.03)1935 МИЧУРИНСКАЯ? 27.02(12.03)1935 07(20)02.1936 ТАМБОВСКАЯ 07(20)02.1936 15(28)04.1937 Венедикт Бобковский БРЕСТСКАЯ 17(30)03.1941 23.02(08.03)1942 ГРОДНЕНСКАЯ 23.02(08.03)1942 10. 1943 (?) Венедикт Григорович ТАЛЛИННСКАЯ 11.06.1833 14.11.1842 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 14.11.1842 07.12.1850

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К моменту приезда Максима Грека Вассиан уже завершил работу над собственной Кормчей. Она была основана на одной из редких редакций этого памятника, имевшихся в славянской традиции; Вассиан существенно дополнил и изменил ее. Особое внимание он обратил на статьи, в которых говорилось о селах и другой монастырской и церковной собственности, движимой и недвижимой. Результаты своих разысканий он изложил в собственном сочинении, которое решился включить в Кормчую, куда входили Правила апостольские, постановления Вселенских и Поместных Соборов, сочинения авторитетных церковных писателей, толкования знаменитых византийских канонистов, знатоков канонического права. В их ряд Вассиан поставил и себя, а в следующую редакцию включил также сочинение Максима Грека об афонских монастырях. В своем сочинении («Собрании некоего старца») Вассиан пишет, что он сделал подборку Правил, которые «не повелевают инокам вступаться в соответствии с его обетом ( " обещанием " ) в мирские [дела], ни в села, ни во что иное». Вместе с тем, продолжает он, в других Правилах написано: «…у монастырей селам быти», и называет два правила (24–е правило IV Собора и 18–е правило VII Собора). «Ино которым верити? Чем то разрешить? Только Евангелием и Апостолом и святыми Правилами!» Такой вывод сделал Вассиан к моменту приезда Максима Грека, исходя из того, что одним Правилам противопоставляются другие. Но Максим Грек познакомил его с приемами филологической критики текста, основанной не на противопоставлении одних текстов другим, с противоположным содержанием, а на выяснении истории и степени подлинности, достоверности самого текста. Он использовал свой гуманистический опыт, полученный в Италии в сотрудничестве с Альдом Мануцием, опыт сопоставления и изучения текстов при подготовке их к изданию или переводе, который пригодился ему в Москве при работе уже не с текстами античной литературы, а с памятниками русского и греческого канонического права. К счастью, в Москве оказалась греческая Кормчая, привезенная из Константинополя в начале XV века митрополитом Фотием. Вассиан знал о ее существовании. Его «Собрание» заканчивается замечанием (после процитированных слов о противоречиях): «А в богородицких Правилах греческих сел монастырям держати не писано же». Вассиану ктото сообщил эти сведения (возможно, Нил Сорский, знавший греческий язык, поскольку он бывал на Афоне), но самостоятельно использовать греческую Кормчую Вассиан не мог. Максим Грек сделал для него перевод тех именно правил и толкований на них, в славянской версии которых Вассиан нашел упоминание о селах, и добавил к ним еще одно правило VII Собора, не указанное Вассианом. Выяснилось, что в греческом оригинале упоминания о селах нет, оно появилось на какомто этапе истории славянского текста. Вассиан включил эти переводы Максима Грека во вторую редакцию своего «Собрания некоего старца», заменив ими свое итоговое восклицание: «Ино которым верити? Чем то разрешите?» — потому что ответ был найден, сомнения разрешены.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Живя на Белоозере, Вассиан посвящал много времени на «пытание» и проверку на памятниках церковной письменности своих догматических и нравственных воззрений, относительно которых его ум мучился сомнениями. Но при знакомстве с священными и церковными книгами он пришел к убеждению в их неисправности, в существовании в них противоречий. Наступил для него новый еще более томительный период сомнений, под влиянием которых на основании одного места, вполне авторитетного для того времени учительного евангелия, склонялся даже к еретическим тенденциям, он напр. склонен был признавать Божественную личность И. Христа за тварь. 161 Но этот вопрос был для него предметом сомнения, а не твердого убеждения, и Вассиан продолжал пытать его и после того, как он уже оставил Белоозеро. Попав в сродное себе общество, Вассиан постарался изучить и понять глубокомысленного своего учителя преп. Нила. Действительно он усвоил себе принцип критического отношения к памятникам церковной письменности, на котором останавливался преп. Нил. Вассиан дал ему большую ясность и сообщил большую отчетливость, расширил, его значение, перенес на жизненную почву и очень широко пользовался им в своей продолжительной и разносторонней полемике. Вассиан усвоил и все мировоззрение преп. Нила, свел его на практическую почву, и применял к разным явлениям и спорным вопросам современной общественной жизни. Таким образом рассматриваемый с этой стороны своей деятельности Вассиан является несамостоятельным мыслителем и писателем, в скорее популяризатором чужих идей, но и в то же время Вассиан по справедливости может быть назван одним из редких публицистов русской древности. Что касается нравственного характера Вассиана, то он, после поступления его в монашество, нисколько не изменился: Вассиан остался верен себе и под рубищем инока. Он не сумел схоронить под мантиею и кукулем ни своих политических симпатий и антипатий, ни смелости государственного человека и дипломата, ни заносчивости боярина. 162 Разница произошла только в том, что указанные черты характера Вассиана теперь стали выражаться в несколько ином виде и действиях, вполне сообразных с новым положением, – положением бывшего боярина, а теперь невольно инока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Что действительно Вассиан название отступников ограничивал только известным кружком живших в богатстве и роскоши монахов, это видно из рассмотрения всего обвинения по поводу употребления им названия отступников. Сам Даниил главным образом налегал на Вассиана по поводу выставленного против него обвинения за его отрицание права монастырей на владение вотчинами. Точно также вполне хорошо понимал задние причины обвинения и Вассиан, когда он в заключение своего объяснения по поводу известного обвинения сказал на суде, что он все-таки не может похвалить тех, которые держат села. На обвинение в еретичестве за название монахов-вотчинников отступниками Вассиан кратко отвечал: «аз себе писал, на воспоминание своей души, да и тех не похваливаю, которые села держат». Оправдание, какое делает Вассиан, ссылаясь на то, что он выразился известным образом в своем каноническом рассуждении, предназначенном только для его личного, частного употребления, не может быть никакими образом заподозрено в неискренности: самый трактат его озаглавливается точно так же, как теперь высказывается его автор. Вассиан написал его на воспоминание «своего обещания» (монашеского обета). Только некоторые действия Вассиана, с какими связана действительная история его кормчей, несколько противоречили настоящему заявлению его на соборе. Митрополит Даниил обвинял Вассиана еще в том, что он внес в свои правила «учение еллинских мудрецов: Аристотеля, Омира (Гомера), Филлиппа, Александра, Платона и тем самым нарушил, священные правила, которыми не позволяется ни отнимать, ни прибавлять что-либо в книгах священных. Вассиан на обвинение митрополита отвечал, что он не припомнит, к чему он написал что-нибудь такое в этом роде и затем прибавил: »а буде что не гораздо, и ты исправи». Едва ли можно допустить, чтобы самолюбивый Вассиан говорил здесь искренно и на самом деле предлагал митрополиту исправить свою кормчую или по крайней мере был не прочь от этого. Такое предложение было совершенно не в духе его характера, и он, как бы ни ломала его судьба, едва ли решился бы на самом деле допустить митрополита, – ненавистного иосифлянина, до того, чтобы он мог исправлять его сочинения, написанные им, не по какому-либо другому поводу, а как только по вызову все тех же ненавистных иосифлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В проведении заволжцами мысли о том, что древние русские подвижники и основанные ими монастыри не имели земель и крестьян. Иосиф видел хулу на всех русских чудотворцев и воспользовался ею для обвинения своих противников. В его не дошедшем до нас сочинении находилось между прочим положение: «еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша великих чудотворцев Антония и Феодосия, и всех святых чудотворцев, иже в печерском монастыри и во всей русской земли». Вассиан в своем ответном сочинении возражал своему противнику: «сие, Иосифе, на мя и на старца моего лжеши, что будто се мы похулили всех чудотворцев во всей русской земли. Мы же благодатию Божиею чудотворцев киевских ублажаем и всех во всей русской земли... и знаменосци их именуемъ; понеже сохранили заповеди Божии и жили по Евангелию и Апостолу». Критическое отношение Вассиана к аргументам Иосифа, заимствованным им из сказаний о чудесах святых, подало повод к еще более серьезному обвинению его Иосифом. Последний по этому поводу писал: «о еже како Нил и ученик его Вассиан похулиша не токмо в русской земли чудотворцев, но иже и в древняя лета и в тамошних землях бывших чудотворцевъ; чудесем их не вероваша и от писания изметаша чудеса их». Тем и закончил свою литературную борьбу с Вассианом Иосиф. Одновременно с литературной полемикой Вассиан Косой действовал в пользу своих идей и другим более практическим путем. Приближенный великого князя он старался убеждать последнего действовать в своем духе и настаивал пред ним на отобрании у монастырей земельных владений и крестьян. Вассиан не безусловно отрицал законность церковной поземельной собственности, он оставлял ее для архиереев и приходских церквей, хотя и ограничивал употребление и пользование землями и угодиями строго каноническими правилами. 205 Чрез всю полемику Вассиана против владельческих прав монастырей проходит одна замечательная и достойная идея, – это его постоянная симпатия к низшему классу, который в то время жил одними страданиями. Вассиан постоянно противопоставляет последнюю нищету и страдания бедняка роскоши и изнеженности высших привилегированных классов. Здесь уже Вассиан затрагивал очень важный социальный вопрос. Нужно сказать, что голос Вассиана в защиту угнетаемого бедного простого народа не прошел бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010