К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Балашевич Василий; 1745, г. Погар Стародубского полка - 25.04.1827, Киево-Печерская лавра), иеросхим. Из бедной семьи мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в мон-рь, но в 1764 г. по желанию родителей женился. Через неск. лет супруга Балашевича скончалась, оставив на попечение вдовца дочерей татьяну и Феклу. Балашевич переселился с детьми в Киев. После того как Татьяна вышла замуж, а Фекла приняла постриг с именем Паисия в киевском в честь Вознесения Господня и Флора и Лавра жен. мон-ре , их отец в 1793 г. был принят послушником в Выдубицкий мон-рь , 21 июня 1799 г. пострижен в мантию с именем Вавила. В том же году был назначен экономом киевского митрополичьего дома. Сблизился с настоятелем киевского Софийского собора прот. Иоанном Левандой , по рекомендации к-рого Киевский митр. Гавриил (Банулеско-Бодони) 14 дек. 1799 г. назначил мон. Вавилу казначеем КДА, насельником Ржищевского мон-ря . 4 марта 1800 г. о. Вавила был рукоположен во иеродиакона, 22 июля - во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впосл. архим. Авксентий, наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор А. Л. Ведель . В 1802 г. в Китаевской пуст . игум. Киприаном Вавила был пострижен в великую схиму с именем в честь прп. Вассиана К-польского. В. оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии. К 1802 г. у В. открылось заболевание глаз, в янв. 1807 г., ослепший, он был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Строжайшим постом и молитвой В. стяжал дары прозорливости. В. был духовником наместника лавры буд. архиеп. Антония (Смирницкого) , к-рый ни одного дела не предпринимал без благословения В. «Не будь чрезмерно строг к братии,- советовал старец наместнику.- Растворяй строгость власти своею кротостию... Если же наушники клевещут тебе на кого, верь, но только немного, ибо и в этой лжи есть доля правды. Худо всему верить, но худо ничему не верить».

http://pravenc.ru/text/149875.html

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил торжества по случаю престольного праздника Киево-Печерской лавры 29 августа 2016 г. 09:03 28 августа 2016 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, праздник Успения Пресвятой Богородицы, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили: наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , архиепископ Нежинский и Прилукский Ириней , архиепископ Макаровский Иларий , епископ Львовский и Галицкий Филарет , епископ Боярский Феодосий , епископ Дионисий (Константинов) , епископ Ирпенский Климент , епископ Бородянский Варсонофий , епископ Фастовский Дамиан , а также братия и гости монастыря в священном сане. За богослужением, согласно решениям Священного Синода Украинской Православной Церкви от 19 апреля и 20 июля 2016 года (журналы 21 и 29 соответственно), состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, †1900) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, †1827). Оба святых подвизались и были похоронены в Киево-Печерской лавре. Могила святителя Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы. На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви удостоил насельников Киево-Печерской лавры в священном сане богослужебных наград. После чтения Святого Евангелия Евангелия Блаженнейший владыка обратился к многочисленной пастве со словом проповеди. За Литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По окончании богослужения Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил крестный ход к Ближним пещерам Киево-Печерской лавры, где состоялся праздничный молебен.  Вечером 28 августа Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил всенощное бдение с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Успенском соборе Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Его Блаженству сослужили митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Ирпенский Климент, духовенство Лавры. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4596798.ht...

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященных митрополита Херсонского и Таврического Иоанна и епископа Новокаховского и Генического Филарета о внесении в Собор Херсонских святых новомучеников и исповедников, жизни и церковное служение которых проходили на Херсонщине. ПОСТАНОВИЛИ: 1) сщмч. Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского; 2) сщмч. Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского; 3) сщмч. Парфения (Брянских), епископа Ананьевского; 4) сщмч. Александра Шишина, пресвитера; 5) прмч. Парфения, игум. Кизилташского; 6) прмч. Геннадия (Ребезо), пресвитера; 7) прсп. Антония (Абашидзе), схиархиепископа; 8) сщсп. Димитрия (Игнатенко), пресвитера; 9) сщсп. Философа Зябрева, пресвитера. ЖУРНАЛ 20 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, об установлении дня памяти священномученика Константина (Дьякова), митрополита Киевского и Галицкого (+1937) 28 октября/10 ноября (старый/новый стиль), в день его мученической кончины. Справка: 19 октября 1993 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий причислен к лику святых местночтимых новомучеников Слободского края. Решением Священного Синода от 10 февраля 2011 года (журнал священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий включен в Собор Киевских святых. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 21 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых Киевской епархии иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича) (+1827). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание иеросхимонаха Вассиана Слепого (Балашевича)

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Во всех епархиях, в которых он епископствовал, им были организованы дома для вдов и сирот духовного ведомства, свечные епархиальные заводы, доходы с которых шли на содержание семинарий и училищ, училища для девиц духовного звания, общежития для своекоштных учеников духовных училищ и семинарий.   Схииеромонах Вассиан Слепой (Балашевич)  родился в 1745 году в бедной семье мещан. В детстве избегал игр, ежедневно посещал храм, рано научился грамоте, любил читать жития святых. В юности собирался уйти в монастырь, но в 1764 году по желанию родителей женился. Через несколько лет супруга Балашевича скончалась, оставив на попечение вдовца двух дочерей. Балашевич переселился с детьми в Киев. После того как одна дочь вышла замуж, а другая приняла постриг с именем Паисия, их отец в 1793 году был принят послушником в Выдубицкий монастырь. 21 июня 1799 года он был пострижен в мантию с именем Вавила. В том же году был назначен насельником Ржищевского монастыря. 4 марта 1800 году отец Вавила был рукоположен во иеродиакона, 22 июля — во иеромонаха. Среди его близких друзей в академии были Афанасий Галинский, впоследствии архимандрит Авксентий, наместник Киево-Печерской лавры, и церковный композитор Артемий Ведель. В 1802 году Вавила был пострижен в великую схиму с именем в честь Преподобного Вассиана Константинопольского. Он оставил должность казначея лавры и, удалившись в Китаевскую обитель, нес послушание духовника братии. К 1802 году у святого открылось заболевание глаз, затем, ослепший, он был переведен в больничный корпус Киево-Печерской лавры, где началось его старческое служение. Духовная опытность В. привлекала к нему как простых богомольцев, так и членов царской фамилии. 1 июня 1816 года старца посетил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николай I), позднее в том же году — император Александр I. По преданию, император вошел в келью Вассиана без предварительного извещения и не открывая себя, но старец узнал его. Император исповедовался, на следующий день пожаловал святому бриллиантовый наперсный крест (перед кончиной старец передал крест в ризницу лавры).

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

В 1838 г. иером. Пафнутий подал прошение в Духовный собор лавры, желая принять схиму. В истории лавры не было примеров пострига в схиму не в преклонном возрасте (иеромонаху шел 46-й год), кроме того, после смерти иеросхим. Вассиана (Балашевича; † 25 апр. 1827) в обители не осталось насельников-схимников, поэтому Пафнутий не был уверен в согласии начальства лавры, но сомнения оставили его после чудесного явления Парфения, еп. Лампсакийского. 1 июня 1838 г. в Ближних пещерах Филарет (Амфитеатров) , митр. Киевский и Галицкий, постриг иером. Пафнутия в схиму с именем Парфений, затем избрал его духовным отцом. После принятия схимы П. неск. лет провел в тесной келье, единственное окно к-рой закрывала икона Пресв. Богородицы; к Божией Матери он относился с особой любовью и благоговением, говорил: «На что мне свет чувственный, Она, Пречистая - свет очей и души моей» (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 43). Он неоднократно удостаивался Ее явлений, его любимым праздником было Благовещение. Самой большой радостью для П. было совершение литургии: он служил ее ежедневно до конца жизни, даже когда плохо себя чувствовал. П. просил митр. Филарета благословить служение литургии Преждеосвященных Даров по уставу Великой церкви каждый день Четыредесятницы, а не только в среду и пятницу, и получил разрешение. Весну и лето он проводил с митр. Филаретом в Голосеевской пуст. (см. Голосеевский в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь ), где в дальнем углу заросшего сада была устроена его келья, в которую он ежедневно удалялся после литургии. Он часто гулял по лесу, вычитывая по дороге Псалтирь, но в последние годы жизни, чувствуя упадок сил, постепенно сокращал эти прогулки, а затем отменил. П. неоднократно намеревался уйти в затвор и отказаться от приема посетителей. Однажды он заперся в келье, не принимал и своих прежних духовных чад и выходил только в церковь на богослужение, но затем, после увиденного во сне страшного зверя, к-рого отогнали палками его духовные дети, изменил свое решение, убедившись, т. о., в том, что его содействие спасению других угодно Господу (Сказание о жизни и подвигах. 1856. С. 56). Он был крайне скромен в быту, подарки, которые принимал от посетителей, чтобы их не обидеть, при первой возможности собирал в мешок и оставлял на дороге или раздавал нищим. Гр. А. А. Орлова-Чесменская , бывшая духовным чадом П., завещала ему 15 тыс. р., к-рые П. сразу передал в Духовный собор лавры на питание странников в гостинице.

http://pravenc.ru/text/2579067.html

Совершая посильный подвиг над своим личным духовным очищением, мы молимся о примирении враждующих, помогаем нуждающимся и призываем к духовно-нравственному обновлению все наше общество. Статистические данные и наиболее важные события в жизни Украинской Православной Церкви Украинская Православная Церковь состоит из 53-х епархий, служение в которых совершают 85 архиереев: 52 епархиальных и 33 викарных. 7 Преосвященных архипастырей находятся на покое. В межсоборный период в Украинской Православной Церкви было совершено 5 архиерейских хиротоний. Епископат пополнился четырьмя викариями Киевской Митрополии и викарием Черновицко-Буковинской епархии. В связи с переименованием г. Днепродзержинск на г. Каменское, Днепродзержинская епархия изменила свое название на " Каменская " , а титул епархиального архиерея " Днепродзержинский и Царичанский " изменился на " Каменской и Царичанский " . В 2017 году отошли ко Господу пребывавший на покое Преосвященный митрополит Нифонт (Солодуха), Преосвященный митрополит Нежинский и Прилукский Ириней (Семко) и Преосвященный архиепископ Белогородский Николай (Грох), викарий Киевской Митрополии. Пусть Господь упокоит их души в селениих праведных! В настоящее время в Украинской Православной Церкви насчитывается 12 069 приходов. В них совершают служение 12 283 священнослужителя, из которых 11 312 - священники и 971 - диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь. Послушание в святых обителях несут 4 412 монашествующих - 1685 монахов и иноков, а также 2727 монахинь и инокинь. В семнадцати духовных учебных заведениях нашей Церкви на дневном отделении обучается 1 429 студентов. В обозреваемый период времени решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику Святых монах Иоанн Святогорец (Вышенский). К лику местночтимых Святых, в пределах Киевской епархии, были причислены: митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) и преподобный Вассиан Слепой (Балашевич). Также для местного почитания в пределах Киевской епархии была прославлена новоявленная икона Божией Матери " Владимирская-Десятинная " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

По отзывам современников, А. являл собой «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Нередко за богослужением видели его «полузакрытые очи, полные слез». Говорил с незначительным малороссийским акцентом, имел хороший слух и голос. Никогда не смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой. Прп. Серафим Саровский питал к А., «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом и называл А. не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание А. свт. Филаретом (Дроздовым), дивеевской блж. Пелагией Серебрянниковой. А. состоял в духовном родстве с киевскими подвижниками иеросхим. Парфением (Краснопевцевым) и иеросхим. Вассианом (Балашевичем). Среди современников, пользовавшихся советами и покровительством святителя, юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (мон. Евгения), Матрона Наумовна Попова (мон. Мария), иеросхим. Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Машурин (мон. Стратоник), а также сезеновский затворник Иоанн и белогорская блж. Мария Шерстюкова. Память А. чтила вел. кн. прмц. Елисавета Феодоровна. А. награжден орденами св. Владимира и Александра Невского. Первое жизнеописание А. было составлено по его благословению Н. М. Савостьяновым. Создание пространного жизнеописания было поручено еп. Воронежским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику прот. Михаилу (впосл. еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов)). Основу пространного жития составил труд Савостьянова, дополненный воспоминаниями об А., сведениями о чудесах, высказываниями об А. свт. Филарета (Дроздова) и архиеп. Игнатия (Семёнова), сведениями из архива Воронежской консистории. В нач. XX в. было создано еще неск. жизнеописаний А., в «Воронежских ЕВ» в 1913-1916 гг. регулярно публиковались сообщения о чудесах, происходивших по молитвам святителя. В 1914 г. в Воронеже была создана комиссия, к-рая осматривала останки А., оказавшиеся нетленными, сохранилось также его облачение. Останки были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору РПЦ 1917-1918 гг. были подготовлены материалы для канонизации А. 24 сент. 1953 г. архиеп. Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание А. и ходатайствовал о перенесении его останков в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова мон-ря, в авг. 1956 г. состоялось перенесение останков А. на городское кладбище.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

По инициативе A. 14 сент. 1815 г. был заключен Священный союз между монархами России, Австрии и Пруссии. Текст акта, написанный A., имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христ. монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религ. собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на А. оказывал архим. новгородского Юрьева мон-ря Фотий (Спасский). С 1812 г. при покровительстве A. в России развернуло свою деятельность Российское Библейское общество , к-рому он подарил каменный дом в С.-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Правосл. иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском об-ве протестант. проповедников. Этим недовольством воспользовались архим. Фотий и всесильный временщик А. А. Аракчеев, ревниво относившийся к А. Н. Голицыну , занимавшему посты председателя Библейского об-ва и министра духовных дел и народного просвещения. В 1824 г. им удалось уговорить императора остановить деятельность Библейского об-ва и уволить Голицына со всех постов. В последнее десятилетие своего царствования A. проявил себя глубоко верующим правосл. христианином. Благочестие государя резко выделяло его из окружавшей его великосветской элиты, расценивавшей настроение А. как «мистицизм» и «ханжество». А. совершил неск. паломничеств в рус. мон-ри и имел беседы с известными подвижниками. Первое его посещение Троице-Сергиевой лавры состоялось во время коронационных торжеств осенью 1801 г. В 1814 г. А. передал МДА свой дворец в лавре («царские чертоги»), где академия находится и в наст. время. А. пользовался каждой возможностью посетить храмы и мон-ри. В 1816 г. он молился в Киево-Печерской лавре и посетил ее насельника иеросхим. Вассиана (Балашевича). В 1819 г. государь был на Валааме, где произвел большое впечатление на братию мон-ря своим знанием монастырских уставов и молитвенным усердием на службах. В 1823 г. император посетил схим. Амфилохия в Спасо-Яковлевском ростовском мон-ре, в С.-Петербурге неоднократно беседовал с настоятелем Глинской пуст.

http://pravenc.ru/text/64316.html

25 Иеросхимонах Вассиан (Василий Балашевич) родился в 1745 году в Черниговской губернии. В молодые годы Василий дал обет принять монашеский постриг, однако, исполняя волю родителей, женился. Вскоре овдовел, и с двумя маленькими дочерьми переехал в Киев. Только когда старшая из них вышла замуж, а младшая ушла в Киево-Флоровский девичий монастырь, в 1793 году он стал послушником Киево-Выдубицкого монастыря; 21 июня 1799 года Василий принял монашеский постриг и наречен был Вавилою; 4 марта 1800 года он 6ыл рукоположен в иеродиакона, а 22 июля – в иеромонаха. В 1802 году Вавила принял схиму под именем Вассиана. Пять лет он был духовником в Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры. А в 1807 году полностью ослеп, и тогда его перевели в Никольский Больничный монастырь при Лавре. Редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приложил к нему за советом и утешением. Первого июня 1816 года, будучи в Клеве, имел длинную беседу со схимником будущий император Николай Павлович. Осенью того же года к нему в келью пришел Александр I. И хотя он входил к нему в полночь без предварительного извещения и не желал открывать ему своего высокого сана, он был им узнан. Благословенный Монарх был глубоко тронут беседой мудрого старца, исповедовался старцу и в последствии пожаловал ему наперсный крест украшенный бриллиантами. Вассиан перед своей кончиной передал его в лаврскую ризницу. Знаменитый старец преставился 25 апреля 1827 года и был погребен возле церкви Рождества Богородицы в Лавре. 26 Старец Михаил скончался 22 декабря 1815 года (по ст. ст.) на 93-м году от рождения и погребен при больничной церкви. 27 Даты назначений иеромонаха Антония начальником Ближних пещер и наместником Лавры взяты из «Жития преподобного Антония (Смирнникого) архиепископа Воронежского и Задонского». 29 Авраамий (Шумилин Алексей Федорович) епископ Тульский и Белевский. Родился 16 мая 1761 года. По окончании Крутицкой семинарии в 1782 году он принял сан священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010