В Псково-Печерском монастыре рассказали о судьбе Николая фон-Бюнтинга, погребенного в Богомзданных пещерах Печоры, 19 мая 2021 г.      «Гибель империи. Российский урок» - так называется новый документальный фильм, автором которого стал митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов. Он посвящен событиям трагического перелома в судьбе России - Революции 1917 года. В Богомзданных пещерах Псково-Печерского монастыря погребен Николай Бюнтинг, выходец из псковского дворянского рода, Тверской губернатор. Его гибель - один из примеров того, как выглядит бессмысленный и беспощадный бунт. Рассказывает Марина Михайлова/ Вести-Псков . «Богозданные пещеры находятся на глубине 20 метров. Общая протяженность улиц - 200 метров. Всего семь улиц, более 12 тысяч захоронений, есть подземный храм Воскресения Словущего», - Марина Михайлова, корреспондент Над всем этим - Святая гора обители. Первых молитвенников в этих подземных храмах мир узнал в 1392 году. По преданию, срубленное крестьянином Иваном Дементьевым дерево увлекло с корнями большое количество земли, и открылся вход в пещеры Богомзданнные. Здесь погребены Печерские преподобные: Марк, Иона, Лазарь Прозорливый, матерь Васса. «Преподобной Вассе можно безостановочно прикладываться. Преподбная Васса до принятия монашества была супругой преподобного Ионы. Она ему помогала рядом с пещерами в горе выкапывать церковь», - Иеромонах Прохор, благочинный Псково-Печерского монастыря Подземные улицы в разные времена расширялись и удлинялись. В пятой и шестой галереях погребены иноки. В других - благочестивые миряне, «ратные люди», защитники монастыря. Монастырское кладбище открыто для паломников. Здесь молятся об упокоении в небесных обителях душ богослова Вениамина Федченкова, валаамских старцев, прошедшего сталинские лагеря новомученика епископа Георгия Сладковского, архимандрита Алипия Воронова, отстоявшего обитель от закрытия, старцев монастыря отца Иоанна Крестьянкина и отца Адриана Кирсанова. В стенах керамиды - надгробные плиты. Каждая - историческая ценность. Здесь славные имена Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских, Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Симанских. В конце пятой улицы - некрополь немцев Бюнтингов-Медем. Баронесса Софья Медем, чья родословная ветвь занесена в дворянскую книгу Псковской губернии, перенесла прах своих родных сюда. После того, как в 1917 году ее супруг, тверской губернатор Николай фон-Бюнтинг, отказался изменить присяге, данной императору Николаю II. И был растерзан революционно настроенной толпой, которой не было дела до заслуг семьи перед Отечеством - построенных благотворительных швейных мастерских для вдов и беженцев Первой Мировой, железнодорожных ветках, внедренных передовых сельхозтехнологий.

http://pravoslavie.ru/139388.html

Собор Псково-Печерских преподобных составляют семь святых: преподобный Марк (†XV; память 29 марта); преподобный Иона (†1480; память 29 марта); преподобная Васса (†1473; память 19 марта); преподобномученик Корнилий (†1570; память 20 февраля); преподобномученик Вассиан Муромский (†1570; память 20 февраля); преподобный Дорофей Югский (†1622); преподобный Лазарь Прозорливый (†1824). Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк , который, вероятно, с другими монахами после разорения Киево-Печерского монастыря в 1416 году крымским ханом Едигеем поселился здесь в привычной пещере над ручьем. Звероловы видели его молящимся у трех камней. Два камня и ныне лежат в монастырском саду, а третий ушел в землю. Имя Марка, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, преподобный Корнилий за неимением сведений о нем велел изгладить из списка. Внезапно он был поражен слепотой и расслаблением. Извещенный в откровении о причине болезни, игумен Корнилий покаялся у гроба старца Марка и, получив исцеление, восстановил его святое имя в монастырском диптихе. Когда выкопали пещерную церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширили погребальные пещеры, нашли гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми. Древнюю пещеру, в которой жили и молились первые иноки, обнаружил в 1472 году во время рубки леса хозяин здешних угодий крестьянин Иван Дементьев. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». Впоследствии юродивый монах Варлаам стирал надпись, но она вновь чудесно восстанавливалась. На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу Шестник – переселенец. Он священствовал в Юрьеве (ныне Тарту), но в 1470 году был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Вскоре заболела его жена Мария и, приняв монашеский постриг с именем Васса , скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особенности путешествия Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru . Подробнее... Святыни Псковской области [ править править код ] ПСКОВ. Кафедральный Троицкий собор: мощи благ. кн. Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил Псковские, прмч. Иоасаф Снетогорский, блаж. Николай Саллос (части мощей в общей раке), оригиналы «Чирской» («Псковской») и «Псково-Покровской» икон Божией Матери, икона муч. Пантелеимона Целителя. Александро-Невский храм: «Сурдегская» икона Божией Матери. Д. ОЗЕРА, Гдовского района. Покровский храм: мощи преп. Иларион Гдовский (XV в.). С. ЕЛИЗАРОВО, Псковского района. Спасо-Елеазаров женский монастырь: икона «Спас Елеазаровский», «Феодоровская» икона Божией Матери. Д. ОСТРОВ ЗАЛИТ (о. Залит (Талабск) на Псковском озере). Кладбище: чтимая могила прот. Николая Гурьянова. Д. ОСТРОВ ИМ. БЕЛОВА (о. им. Белова (Верхний) на Псковском озере). Петропавловский храм: мощи преп. Досифей Верхнеостровский (XV в.). КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псковский район; к востоку от д. Тупицы): мощи преп. Савва (XV в.) и Корнилий (XIX в.) Крыпецкие. П. ИЗБОРСК, Печорского района. Храм Рождества Богородицы: мощи преп. Серапион Изборский (XVI в.) (мощи под алтарем). Никольский храм: «Корсунская» икона Божией Матери. Д. МАЛЫ, Печорского района. Рождественский храм: мощи преп. Онуфрий Мальский (XVI в.) (мощи под алтарем), блаж. Матфей (не канонизирован; чтимая могила около храма). ПЕЧОРЫ. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: мощи преп. Марк, Иона, Васса (XV в.), Корнилий (XVI в.), Лазарь (XIX в.) и Симеон (ХХ в.) Псково-Печерские, мц. Татиана (десница), иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), в пещерах – чтимые могилы митр. Вениамина (Федченкова) , архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина) , схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Псковская_обла...

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер. В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители. По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/1 апреля. Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев. Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

http://sobory.ru/article/?object=00282

15 августа 1473 года пещерный храм был освещен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При освящении произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы – прозрела слепая женщина – «посла Милосердый Бог начало Своих великих даров Пречистою Своею Материю». (Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы с житием Ее, написанной около 1521 года псковским иконописцем Алексеем Малым, хранится сейчас в алтаре Успенского храма на горнем месте. Икона с житием – храмовая икона пещерной церкви.) День освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря. Преподобный Иона подвизался в пещерной обители до 1480 года и мирно отошел во Господу. По смерти на его теле обнаружили кольчатый панцирь, который был повешен над его гробом как свидетель данных подвигов преподобного, но при набеге немцев он был похищен. Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило исшедшее из гроба святой подвижницы пламя. Следы этого карающего огня до сих пор видны на гробе преподобной Вассы. Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской глас 4 Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение. Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской глас 4 Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-1956

Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ вю) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги. Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера. В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия. Ныне уже почившие архимандриты - Иоанн (Крестьянкин), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) - дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир. Здравствующий и сегодня архимандрит Адриан (Кирсанов) – живое предание Церкви, святого Православия и смиренного иноческого жития. http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/letopis Крепостные стены Псково-Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям. Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель. Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью.

http://sobory.ru/article/?object=00282

– Интересный вопрос. И сложный. Надо ждать и уповать на Бога. Согласно канонам, священником можно стать с 30 лет. У большинства семинаристов время есть ( улыбается ). – Существуют какие-то специальные молитвы о невестах? – Да, такие есть. Одна семинарская байка рассказывает о том, как семинарист и духовник молились в храме на солее. «Кто первой из девушек войдет в храм, на и той и женюсь», – думал семинарист. В итоге первая вошедшая в храм ему не понравилась, и он взмолился: «Господи, пожалуйста, только не эта!» Понятно, что так никто спутницу жизни не выбирает. Здесь работают другие законы. К каждому человеку его половинка приходит по-разному. Кому-то надо пойти в горы, чтобы встретить своего человека, а кому-то достаточно выйти на улицу или в кафе. – Это точно. Многие знакомые девушки и подруги одиноки, не могут встретить своего человека. Особенно тяжело тем, кто не ходит в храм. – Я вообще не представляю, как люди живут без Исповеди и Причастия. Мне искренне жаль таких людей. Им очень нелегко. Люди не знают, что такое гордыня, почему тебя иногда взрывает изнутри. Я сам переживал подобные состояния до воцерковления, не мог понять, что со мной, в чем корень проблем. Да, есть психология, но это лишь верхушка айсберга. Богословие изучает человека со всех сторон. Есть психология, но это лишь верхушка айсберга. Богословие изучает человека со всех сторон – Из местных святых есть такие, кто вам особенно близок? – В Ближних пещерах, в первой у входа раке, почивает удивительная святая – преподобная Васса, супруга преподобного Ионы Псково-Печерского (XV-й век). Они заложили первую церковь в Печорах. Им молятся о супружестве, семейном счастье. С каждым святым у человека выстраиваются свои отношения. Среди прочих мне близка матушка Васса. Помолишься у ее гробницы, и становится тепло на душе. В детстве я попал в аварию, родителям потом сказали, что меня вымолили. У меня была иконка святой Матроны Московской, родственница молилась обо мне. Повзрослев, я сам ездил к святой Матроне из Белгорода, она помогла мне принять не одно важное решение в жизни.

http://pravoslavie.ru/140670.html

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, передает Благодатный огонь от Гроба Господня в праздник Святой Пасхи Христовой в Успенском соборе Псково-Печерской обители, 2010 год. Пещеры [ править править код ] Богом зданные пещеры, говорит монастырское предание, открыты крестьянином Иоанном Дементьевым при порубке леса в 1392 году. Здесь он встретил подвижников-монахов Марка и других… На входе в пещеры погребены и другие Преподобные -строители Успенского собора Преподобный Иона и его супруга матушка Мария, которая перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники пытались штыками открыть гроб преподобной, но их опалило пламя… Во времена хрущевских гонений приезжала специальная комиссия Министерства здравоохранения, которая подтвердила, что пламя изошло изнутри гроба, но якобы воспламенился фосфор. Таким образом, они подтвердили чудо… Далее мы видим мощи преподобных Марка, Ионы, Лазаря… Мощи преподобного Лазаря покоятся под «спудом», камнем, в его бывшей келье. На входе в пещеры покоятся и останки воеводы Назимова, который в Петровские времена защищал Псково-Печерский монастырь от шведов… У Старого и Нового Братских кладбищ [ править править код ] В Богом зданных пещерах в древности было явление Божией Матери одному юноше во время осады обители неприятелем. Пресвятая Богородица сказала: «Я не оставлю места сего»… Действительно, Божия Матерь выполняет Своё обещание по сей день… В Богомзданных пещерах погребены более десяти тысяч человек. Среди них: монахи, воины, благотворители монастыря… В пещерах постоянная температура примерно +7 - +10 С и постоянная влажность воздуха… В Старом Братском кладбище весной в 1944 году укрывался фронтовой разведчик Сергей Яковлевич Новиков с группой воинов. Хлеб и воду для разведчиков приносил старец Симеон, ныне прославленный в лике святых. Над нами примерно 15 метров грунта. Наверху - монастырский сад… У панихидного столика [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Пока еще не наступил Страшный суд и длится бытие этого мира, число святых и спасающихся восполняется. Вот тебе и монашеское правило… В Псково-Печерском монастыре девять ныне прославленных святых: преподобные родоначальники обители Марк, Иона и Васса, игумены преподобномученик Корнилии и священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофеи, Лазарь прозорливыи, Симеон. Даже при оскудении духовной жизни в народе, что стало предвестием революции, в Псково-Печерской обители подвизались такие светильники веры, как иеросхимонах Феодосий, который 5 августа (по старому стилю) 1903 года встречал здесь святых Царственных Страстотерпцев Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале позапрошлого века, дважды в свое время причастился Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского, а после предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге; это и валаамские старцы – схимники Лука, Николай и многие-многие другие. Широко известно посрамленное намерение закрыть 22 июня 1941 года последние храмы в Москве, меньше знают о том, что после того, как в 1940 году город Печоры вновь вошел в состав России (тогда РСФСР), монастырь пытались упразднить, но ничего не получилось: опять же помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Архимандрит Феофан (Молявко) Среди пришедших в обитель чуть ли не в гимнастерках, как отец Кирилл (Павлов) в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, участников боевых действий можно назвать и впоследствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), возглавлявшего в послевоенные 1949–1954 годы Псково-Печерский монастырь; и архимандрита Алипия (Воронова), «великого наместника» обители с 1959 по 1975 год; и его помощника архимандрита Нафанаила (Поспелова); а также схиархимандрита Агапия (Агапова), архимандрита Феофана (Молявко), иеродиакона Анатолия (Семенова) и др. О том, что им пришлось вынести до и во время войны, мы в свое время услышали, например, от архимандрита Феофана (Молявко). Его постригли в монашество и рукоположили в диаконы в самом, как его вспоминают, кровавом 1937 году в Тверской епархии, епископ которой владыка Фаддей (Успенский), как известно, принял страшную мученическую кончину в самый последний день этого года. Отец Феофан вспоминал, что совершивший его постриг иеромонах не дал ему молитвенного правила, что его очень смущало, и он с целью восполнить этот «пробел» отправился было к одному старцу, подвизавшемуся на берегу Селигерского озера… А тот, как только понял, что решивший его вопросить уже приближается к его келье, вдруг громко повелел своему келейнику:

http://pravoslavie.ru/115724.html

    2 (15) января 1991 года. Слово на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!    Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи...    И почитание их ныне совсем особое, и праздник велий в обители святой. Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия. А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес — новый храм Божий.    Преподобные Псково-Печерские — некогда земные человецы, а ныне небесные Ангелы — рать святая — дар Богу от обители, возросший в ней за пятьсот двадцать лет ее бытия. Нам они — свои и Богу они — родные.    И теперь за каждой службой, совершаемой в новом храме, они будут первостоятелями у Престола Божия в Царстве Небесном и предстоятелями у престола в храме на Святой горке родной Псково-Печерской Свято-Успенской обители.    И сегодняшний день — это не просто день памяти богоносных отцов, как это праздновали со времени их прославления иже во святых. Ныне день их очевидной славы, день очевидной силы их молитвы, день уверения их живого покровительства над обителью, в которой они совершили свой жизненный подвиг, увенчавшийся небесной славой.     «Праведницы... во веки живут» (Прем.5:15).    Уже пять столетий стоит на страже духовных рубежей Православной Руси святая обитель. Она видела горе и радости ее народа, времена духовного подъема и времена оскудения духа.    Много иноков прошло школу жизни в обители, насыщаясь духовной мудростью и силой и, подобно трудолюбивым пчелам, собирая в сокровищницу ее неистощимое духовное богатство, возрастившее собой райские цветы на нашей родной Русской земле.    И воню благоухания этих цветов ощущаем мы с вами сегодня, дорогие мои, собравшись в храме, воздвигнутом в их честь и в их память. Преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мати Васса, преподобномученик Корнилий, преподобные Вассиан и Дорофей, Лазарь прозорливый, жившие в разное время, — неразрывные звенья в цепи благодатного преемства духовной силы обители.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010