Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но нет сомнений, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей и ведение хозяйства, матушка Васса насадила в душах своих чад семена Истины и добра, и, проводя в страхе Божием житие свое, так же воспитывала и детей, готовясь дать за них отчет Богу. Через несколько времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Вассы (в некоторых редакциях «Повести…» – Василиссы), (скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его (о. Иоанна), и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”). Матушка Васса была, по Летописи, первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в «Богом зданной пещере». Хотя изначально ее супруг пытался похоронить Вассу в выкопанной собственноручно могиле. “...Иоанн же ископа землю в той “Богом зданной пещере”, со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою”, – говорится в Повести о житии святых Вассы и Ионы. Но наутро гроб с телом святой Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу. Летописец говорит: “Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен”. (Повесть, стр. 5). (Перевод: “В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”. (Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 7–8)).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

И мы будем помнить, что в очах Божиих одинаково равноценен каждый человек - мужчина и женщина. Безсмертная душа всякого человека драгоценнее пред Богом всех сокровищ мира. Всякой душе человеческой одинаково доступно возвращение к райскому состоянию Богосыновства через веру во Иисуса Христа, Сына Божия, Искупителя, и через оставление путей заблуждения, путей греха. Из истории мы видим, что безчисленное множество женщин-христианок явили такие выдающиеся образцы веры и любви ко Христу Спасителю и ревности с богоугождением, их христианская жизнь прославляется всей Церковью и является примером для подражания всем верным - (и мужчинам и женщинам). К числу таких дивных христианских жен принадлежит преподобная сподвижница устроителей Псково-Печерского монастыря славная матерь Васса. И сегодня, как и прежде мы находим в ней печальным утешительницу, болящим посетительницу, и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления. Ея же молитвами ко Господу и Пречистой Его Матери сподобимся и мы спасения и вечной жизни со Христом. АМИНЬ. Игумен Пимен (избранный в 1971 году на Патриарший престол Московский и всея Руси) в 1949 году указом Святейшего Патриарха Алексия 1-го был назначен наместником Псково-Печерского монастыря и в этой должности состоял до конца 1953 года. В пасхальные дни 1950 года по указу Святейшего Патриарха Алексия 1-го митрополит Ленинградский Григорий возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За время своего служения после Великой Отечественной войны он возвысил Псково-Печерский монастырь в духовном и материальном отношении. Он возглавлял торжественные праздничные монастырские Богослужения, служил ранние литургии, с народным пением, в Никольском и Лазаревском храмах, для многих верующих печерян и паломников он являлся духовником, потрудился в восстановлении благолепия Обители. Им установлено было служение акафистов по дням седмицы, он написал Акафист Божией Матери ради Чудотворного Образа Ея Умиления Псково-Печерския, написал Акафист и тропарь Псково-Печерским Преподобным, Акафист и тропарь преподобной матери нашей Вассе. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Троице-Сергиевой Лавры. Лучшими годами своей жизни он считал годы пребывания в Псково-Печерском монастыре. Состояние своей души - любовь к Святой Псково-Печерской обители, к братии, к духовным детям, память о покровительстве Божией Матери Обители архимандрит Пимен выразил в стихотворениях К Псково-Печерской обители и В Пасхальную ночь печерянам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Ваша статья - для своих :) Алексий 16 июля 2017, 01:28 Простите меня многогрешного. Жаль, что люди, даже православные мало говорят о Боге. Разве говорить о Боге с сестрой или братом - это упоминание Имени Божьего всуе? Мне вот сейчас не с кем поговорить о Боге, а очень хочется. Мне не хочется говорить о мирской суете. Спасибо, дорогая Васса, что говорите о Боге - это так важно в наше непростое время. Татиана 14 июля 2017, 17:27 " Чуден Мир Твой, Господи! " . В этом " чуден " не заложено привычное понимание чуда, как чего-то экстраординарного. Неофит по привычке прежнего своего мировосприятия ощущает Божью милость и Божью благодать, как чудо. И в восторгах этих, и в эйфории этой есть доля диавольской необузданности. " Не упоминай Имя Божие всуе " - вот что стоит за словами Виктора. Помолюсь, чтобы Васса следовала этой заповеди, когда станет видеть Божью благодать и милость в творениях Его всегда и повсюду. Алексий 14 июля 2017, 00:18 Спасибо, дорогая Васса! Столь замечательный рассказ, очень хочется побывать в Печерах. Столь замечательном и прекрасном месте. Как здорово, что там есть мощи преподобной Вассы Псково-Печерской. Какой прекрасный монастырь на фотографиях, должно быть это совершенно невероятное место в жизни. Там жил старец Иоанн Крестьянкин, там жил продолжительное время и батюшка Тихон. Дай Бог каждому христианину и мне туда съездить. Спаси Господи, Васса. Ирина 13 июля 2017, 18:01 Смотря с кем говоришь,когда говоришь,в каком состоянии говоришь.А вообще постоянно говорить о Боге просто нельзя,многословие обесценивает тему. ааа 13 июля 2017, 00:36 Спасибо за замечательный рассказ! Но Виктор прав в одном случае: Если боишься возгордится, то лучше не рассказывать. Но не бойся потерять веру со временем: Искушением должно прийти... Но мой дедушка, пришедший в взрослом возрасте к Богу самый верующий человек которого я знаю и до сих пор возрастает духовно! Не отчаивайся: Невозможное человеку возможно Богу. Арина 12 июля 2017, 17:42 По-моему, обычная реакция нормального мужчины, говорить на этапе принятия решения, решение принято - делать без лишних разговоров. А женщины говорят до, во время и долго-долго после, по большей части не о предмете или событии, а о своем отношении, чувствах, эмоциях, переживаниях, в конечном счете опять же о себе. Надо ли? С другой стороны, может и этим тоже мы дополняем друг друга. " Носите бремена друг друга " , в т.ч. и за столом с незнакомыми людьми.

http://pravoslavie.ru/104760.html

Видя преславное житие, - как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, - и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая... (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о Богом зданных пещерах, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой Богом зданной пещеры копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, ... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни - полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя - ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася. Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос... (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Архив Пн Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 18 августа 2010 г. 21:30 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова. История Летопись повествует о том, как в конце XIV в. отец и сын Селиши, изборские охотники, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама». Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Из древнего местного предания известно, что в этом месте жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Летописная история сохранила до нас имя лишь одного из них — «начального инока» преподобного Марка. Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой. Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове. Здесь священник впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело отца Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители. По смерти супруги священник Иоанн также был пострижен в монахи. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память преподобных Марка и Ионы совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта/1 апреля.

http://patriarchia.ru/db/text/1249477.ht...

«Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества» 04.09.2023 10:09:20 Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 8, 2023 , PDF-bepcuя ). Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. В XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. С XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Архив Пн Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества 2 сентября 2023 г. 10:20 Псково-Печерский Успенский монастырь , древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и  Пимен  — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 8, 2023 ,  PDF-bepcuя ) . Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. B XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. C XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://patriarchia.ru/db/text/6055879.ht...

Иконостас Успенского собора. Фото начала ХХ века Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, передает Благодатный огонь от Гроба Господня в праздник Святой Пасхи Христовой в Успенском соборе Псково-Печерской обители. 2010 год Служение акафиста Успению Божией Матери в Успенском соборе. 2013 год Мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото второй половины ХХ века из альбома Архимандрита Алипия (Воронова) В 1690 году митрополит Псковский и Нарвский Маркелл (1681–1690 гг.) перенес святые мощи преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского, из Богом зданных пещер в Успенский собор. Архимандрит Александр (Васильев) служит Братский молебен в Успенском соборе. 1980 год Святые мощи преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. Фото начала XXI beka Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Служение Братского молебна преподобномученику Корнилию в Успенском соборе. 1 июля 2013 года Архимандрит Серафим (Розенберг) у входа в Богомзданные пещеры. 1937 год У входа в Богомзданные пещеры Богом зданные пещеры, говорит монастырское предание, открыты крестьянином Иоанном Дементьевым при порубке леса в 1392 году. Здесь он встретил подвижников-монахов Марка и других… На входе в пещеры погребены и другие Преподобные — строители Успенского собора Преподобный Иона и его супруга матушка Мария, которая перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса. В гражданскую войну, в 1918 году, разбойники пытались штыками открыть гроб преподобной, но их опалило пламя… Во времена хрущевских гонений приезжала специальная комиссия Министерства здравоохранения, которая подтвердила, что пламя изошло изнутри гроба, но якобы воспламенился фосфор. Таким образом, они подтвердили чудо… Далее мы видим мощи преподобных Марка, Ионы, Лазаря… Мощи преподобного Лазаря покоятся под «спудом», камнем, в его бывшей келье. На входе в пещеры покоятся и останки воеводы Назимова, который в Петровские времена защищал Псково-Печерский монастырь от шведов…

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Год со старцами Псково-Печерского монастыря. 1 апреля Псково-Печерский патерик Преподобная Васса (+1473) Жизненный путь преподобной Вассы тесно свя­зан с подвигом преподобного Ионы, до пострига — священника Иоанна, супруга ее. Все те лишения и страдания, которые имел он на своем тернистом пути, были и ее муками. Преподобная Васса была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Священник Иоанн, взявши жену и детей — двух сыновей, пришел к «Богом зданной пещере». Оста­вив семью неподалеку от пещер, он начал копать в горе церковь к западу от пещеры. Из летописи узнаем, что жена его матушка Ма­рия со чадами подвизалась без устали в ископании храма. Через некоторое времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с име­нем Вассы. Она была первой в истории Псково-Пе­черского монастыря, согласно летописи, кто принял в нем монашеский постриг. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре, при самом начале его основания. В сле­дующую ночь после того, как инокиня была по­гребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. Иоанн и духовный отец Вас­сы совершили над умершею надгробное пение во второй раз и снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился навер­ху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и установил его на левой стороне при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для него вместилище. Во время одного из нападений ливонцев на Пско­во-Печерскую обитель рыцарь дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он по­пытался мечом открыть крышку гроба, но был вне­запно попален исшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пла­мени, благоухающий и источающий дивный аромат по сию пору. И сегодня, как и прежде, мы находим в ней «пе­чальным утешительницу, болящим посетительницу и сущим в бедах скорую помощницу приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления». 1 апреля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52471.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010