Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор Псково-Печерских святых В Евангельском чтении сегодняшнего праздника мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко мне вси, труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Благое иго Христово, Крест Христов — его взяли на себя наши великие святые, прославляемые сегодня Церковью: преподобные мать Васса и Симеон Псково-Печерские. Когда мы сможем пронести этот крест, который возлагает на нас Господь? Пронести без обычных для падшего человека ропота, слабости и попыток сбросить крест, а напротив — с благодарением, с полным пониманием того, что это именно наш спасительный крест? Только тогда, когда над нами исполнятся слова Господа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Когда Христос откроет нам Бога. Господь открывает для нас Самого Себя. И только это придает нам совершенно особые силы, не сравнимые ни с чем. Только с Господом можно преодолеть все трудности крестного жизненного пути ко спасению, какими бы эти сложности ни были. Если мы ропщем, если в нас противление воле Божией, если мы не понимаем, почему именно этот крест возложен на нас, значит просто мы еще не достигли того состояния, чтобы Господь готов был открыть нам Самого Себя. Именно об этом мы должны молиться. Именно это стяжали наши святые и преподобные Васса и Симеон: Бог открыл им себя — произошло самое главное, что могло совершиться в жизни человека. Этот путь не прост. Начинается он чаще всего с того, что в начале Господь лишь понемногу, насколько мы в состоянии вместить, приоткрывает нам Свое милосердие, Свой спасительный Промысл о каждом человеке и о нас самих. Тогда наша душа начинает исполняться веры и доверия Господу Богу. Дальше это открытие Бога все больше и больше умножается в нас. И наконец достигает такого, когда мы воспринимаем наш жизненный крест как высшее благо.

http://pravoslavie.ru/120366.html

Вспомним: на горе Фавор Преобразившийся Господь открыл ученикам Себя настолько, насколько они могли постичь Его. Об этом говорится и в тропаре этому празднику: «И якоже вмещаху ученицы Твои…». Но они и в момент самого Преображения, и уже после него все равно так и не поняли до конца всего Промысла Божия о спасении мира, не поняли того Креста, который возложил Господь на Себя ради спасения людей. После участия в Преображении эти же апостолы — казалось бы, постигшие Бога больше чем все остальные люди, — удостоились от Господа самых страшных слов, которые может услышать человек от Христа. Они следовали за Господом в Иерусалим. Он открыл им, что Ему «подобает много пострадати, и быти отвержену, и убиену» (ср.: Лк. 9:22). И один из тех, кто только что был на горе Преображения, кто воспринял великую славу Божию «якоже можаху», — апостол Петр — на слова Спасителя о Его спасительном для всего человечества Кресте говорит: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). И что же отвечает Господь? «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Как часто и мы, будучи уже людьми верующими, церковными, в моменты испытаний, скорби слышим в нашей душе почти те же слова, только направленные на нас самих: «Почему Ты так немилостив к нам, Боже?» Ответим же на эти помыслы саможаления единственно спасительным и достойным для христианина образом — словами нашего Божественного Учителя: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»(Мф. 16:23). Так отвечали на подобные неизбежные в жизни православного христианина соблазны и святые — наши великие наставники в вере преподобная мать Васса и преподобный отец Симеон Псково-Печерские. Сегодня 35 лет со дня архиерейской хиротонии Владыки Евсевия, который служит сегодня с нами. Именно в годы его управления Псковской епархией был прославлен преподобный Симеон Псково-Печерский. Поздравляем Владыку с этой памятной датой!

http://pravoslavie.ru/120366.html

Радуйся, сердец росо умиления; радуйся, надеждо всех безнадежных. Радуйся, всех правды лишенных прибежище; радуйся, демонов злых прогонительнице. Радуйся, грозно бесом запрещаеши; радуйся, унылых духом востание. Радуйся, яко вся возможна Тебе; радуйся, стропотных душ вразумление. Радуйся, палице спящим сном греховным; радуйся, сладость всем, в горьких работах сущим. Радуйся, всех скорбящих Радосте. Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 10 Спасти хотящи верныя люди, явилася еси о них Предстательница пред Богом на стогнах града Пскова, милость Свою явльши, икону Твою чудотворную предпостави изряднее воем Баториевым. Людие же, чудо видяще, велиим гласом пеша Тебе: «Царице моя Преблагая!» и восклицаша Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси иноком, Пречистая Дево, от вражиих козней, от бед, скорбей и напастей, Тебе бо вручи нас преподобнии Марк, Иона и Корнилий, бысть же ходатаица и праведная Васса. Сего ради смятенный наш дух возносим в смиренной мольбе, взывающе: Радуйся, верных Твоих утверждение; радуйся, чад Своих любящая. Радуйся, граде Царя, всеми прославляемый; радуйся, Церкве Святыя похвало и радование. Радуйся, горних умов ликование; радуйся, неверных ко Христу приводящая. Радуйся, Заступница наша усердная; радуйся, спасающая сущих в бедах. Радуйся, нечестивых воев попрание; радуйся, добродетельми украшенная. Радуйся, иноков ликование обильное. Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше. Кондак 11 Пение хвалебное приносяще Ти, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся. Твой образ честный усердно целующе, молим Тя: даруй нам веру несумненную, братолюбие и мир душам нашим ниспосли, да в мире и тишине вопием: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемная свеща была еси, Пречистая Дево, светом небесным озаряющи наш путь, и далече отступи от нас всякая неправда и беззаконие. Сего ради благодарственно вопием Ти: Радуйся, свете немеркнущий жития нашего; радуйся, Лествице, возводящая к небесам. Радуйся, облаче всесветлый; радуйся, скиние Небеснаго Царя. Радуйся, рождшая Зиждителя вселенныя; радуйся, Тя бо блажат вси роди.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

11 апреля 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 11 апреля 2018, 10:19 Христос Воскрес!!! отец Артемон 11 апреля 2017, 08:26 Святые Марк, Иона и Васса Псково-Печерские, молите Бога о нас грешных!!! Наталия 8 июля 2016, 13:05 Святые Угодники Божии Преподобные Марк, Ионна и Васса, молите Бога о нас грешных рабах Божьих Владимире, Сергие, Илие, Наталии 1 апреля 2016, 15:48 Слава Господи обители Твое. Слава святым сподвижникам.в Господе преуспевших,в православии просиявших.Святые угодники Божие молите Бога и о нас. Аминь. Фаина 31 марта 2016, 07:54 Преподобный Марк, Иона и Васса Псково-Печерские! Молю вас о ребенке моем Андреее - испросите для него у Господа нашего Иисуса Христа благодать, добрый нрав, защиту от всякого зла, желание учиться и познавать то, что угодно Господу, Здравие душевное и телесное! Спасибо!с Аминь! Александр 1 апреля 2015, 07:04 Спаси Господи. Artemova Sofia 11 апреля 2014, 22:46 Святые преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские, молите Бога о мире и добре. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь римма 11 апреля 2014, 10:07 Святые преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские, молите Бога о мне грешной. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Татьяна 11 апреля 2014, 09:57 Спасибо за Ваш нелегкий труд. Спаси Вас Господи ! Елена Андреева 11 апреля 2014, 07:21 Преподобные Марк, Иона и Васса! Молите Бога о нас грешных! Господи помилуй! римма 9 апреля 2014, 11:03 Святые Угодники Божии Преподобные Марк, Ионна и Васса, молите Бога о нас грешных. Поспособствуйте мне в ремонте родительского дома. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Наталия 2 апреля 2014, 07:46 Псково-Печерские Святые,молите Бога о нас. римма 1 апреля 2014, 14:12 Святые угодники Божии, молите Бога о нас грешных о даровании нам здравия душевного и телесного. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Елизавета 13 июля 2013, 01:16 Братья и сестры! Поможем выбрать Псково-Печерский монастырь в проекте " Россия-10 " , чтобы в конце августа 2013 года войти в 30-ку финалистов общенационального проекта " Символы России. Россия-10 " ! http://10russia.ru/object_22. Голосование идет каждый день.

http://pravoslavie.ru/60749.html

Порознь они подвизались на протяжении 12 лет, не думая больше встретиться на земле. Однажды, не сговариваясь, супруги в миру отправились из своих монастырей в паломничество в Иерусалим и случайно встретились в дороге. Афанасия была одета в мужскую одежду, чтобы оградить себя от недоброжелателей в опасной и долгой дороге; к тому же внешность обоих сильно изменилась после стольких лет подвижничества в пустыне, поэтому они не узнали друг друга. Вернувшись из паломничества, «иноки» решили подвизаться вместе и еще много лет провели в одной келье в безмолвии. Когда преподобная Афанасия умерла, у нее нашли записку, которая объясняла, кто такой на самом деле «инок Афанасий». Андроник отошел ко Господу вскоре после своей жены и сотрудницы. Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские Узнав, что ливонцы утопили его прихожан, отец Иоанн, потрясенный, решил основать монастырь. Супруга поддержала его начинание Так же необычен был путь священника Иоанна и его жены Марии, положивших начало знаменитому Псково-Печерскому монастырю. Они могли бы прожить жизнь обычной священнической семьи, но случилось иначе. Иоанн служил в Юрьеве (нынешний эстонский город Тарту), окормляя русское православное население, однако вынужден был с семьей бежать оттуда, чтобы спастись от преследования католиков-ливонцев. Его сослуживец, священник Исидор, остался… В один из зимних дней он был схвачен ливонцами и за отказ отречься от Православия вместе со всем своим приходом численностью более 70 человек утоплен в озере. Когда вести об этом дошли до отца Иоанна, он, потрясенный, вместе с женой Марией решил основать монастырь как оплот Православия. Так они оказываются в «Богом зданных пещерах» под Псковом. Жизнь там была трудная, и в этих трудах заболела и умерла Мария, перед смертью приняв иноческий постриг с именем Васса. Большую часть жизни ее подвиг заключался не в иноческих обетах, а в заботе о семье и готовности следовать за мужем, куда бы он ни отправился. Ее супруг принял постриг и известен сегодня как преподобный Иона. А «Богом зданные пещеры» – не что иное, как Псково-Печерский монастырь. Преподобные Иона и Васса так же почитаются православными как покровители брака.

http://pravoslavie.ru/95128.html

“Видя преславное житие, — как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, — и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая...” (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о “Богом зданных пещерах”, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, “... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу”. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни — полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя — ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”. “Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос...” (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо – во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору. О том, что преподобные Васса и Иона почитались в монастыре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести…» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной Вассы (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков – преподобных Марка (конец XIV – начало XV вв.) и Ионы. Преподобная матерь Васса, как мы уже говорили, стала первым лицом, принявшим в обители монашеский постриг, и за богоугодную и блаженную свою жизнь она сподобилась небесных чертогов, вкупе со старцем Марком-пустынножителем и со своим супругом, преподобным Ионой. Жизнь преподобных супругов Ионы и Вассы – из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной – становится мудрой и прекрасной в свете святых – великих носителей Правды Божией на земле. Их жизнь – преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле. Святые преподобные Иона и Васса почитаются сегодня на Руси покровителями супружества, наравне со святыми Петром и Февронией Муромскими. Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, Александр Свирский Преподобные схимонахи Сергий и Варвара – праведные родители преподобного Александра Свирского , великого светильника Северной Руси – были жителями древней Обонежской пятины Новгородской земли. Эти места с давних пор населяли племена карел и веси (вепсов), которые еще в XI в. приняли православную веру. К ним по своему роду принадлежал и преподобный Александр, и его родители. В миру преподобные звались Стефан и Васса. Жили они в селе Мандеры, которое располагалось на реке Ояти напротив древнего Введенского Островского монастыря. Надо полагать, что временем их рождения было начало XV в., скорее всего, не позднее 1420 г. Стефан был благочестивый и богобоязненный человек, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Васса Псково-Печерская (+ ок. 1473 ), преподобная Память 19 марта , 29 марта (Греч. ), в Соборах Псковских , Псково-Печерских и Эстонских святых В миру Мария, супруга священника Иоанна по прозвищу " Шестник " , у них было два сына. Он был родом из " Московския страны " и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту ) в " правоверной церкви, поставленной от пскович " во имя святителя Николая и великомученика Георгия , вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там православных. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев - католиков . Узнав о мученической кончине своего товарища Исидора, Иоанн решил удалиться в новоявленную " Богом зданную пещеру " , чтобы там, на самом рубеже с Ливонией , основать монастырь как оплот Православия . Его верная спутница, матушка Мария, последовала за ним и вместе с ним трудилась в ископании пещеры и создании пещерного храма. Вскоре Мария заболела и, приняв монашеский постриг с именем Васса, скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины. Ее муж и духовный отец похоронили преподобную Вассу в стене " Богом зданной пещеры " , но ночью ее гроб был " изставлен из земли невидимою Божиею силою " . Отец Иоанн и духовник преподобной Вассы смутились, решив, что это произошло оттого, что они не полностью совершили чин отпевания , вторично отпели ее и снова погребли тело, но наутро оно вновь оказалось " на верху земли " . Тогда стало ясно, что это - знамение Божие. Гроб преподобной Вассы поставили в пещере с левой стороны. Потрясенный чудом Иоанн принял монашество с именем Ионы и стал подвизаться еще усерднее. Собственноручно ископав пещерную церковь и две келлии на столбах, он испросил благословления освятить ее, что произошло 15 августа 1473 года. Впоследствии Иона также упокоился в построенной им церкви и его мощи почивают в пещерах рядом с мощами преподобной Вассы и преподобного старца Марка.

http://drevo-info.ru/articles/9681.html

730 Екклесиарх – должностное лицо, наблюдающее за порядком в храме. Снетогорский Рождества Богородицы мужской монастырь основан в конце XIII в., находится в 5 км вниз по реке Великой, стоит на каменистой скале – Снетной горе (ныне это черта города). 731 ...Мирожский игуменъ Германъ... – Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в середине XII в., расположен на левом берегу реки Великой, в месте ее слияния с рекой Мирожей. Точное время игуменства Германа неизвестно. 732 ...зваху его псковичи чрезъ имя «шесником». – Шестник – пришлый, «Шестниками» псковичи называли выходцев из московских земель, слуг великого князя. 734 ...наречено бысть имя ей Васса. – В разных редакциях и списках Повести иноческое имя жены Ивана передается то как Васса, то как Василиса. В издаваемом списке читается «Василиса», мы его исправляем на «Васса», поскольку в последующем тексте этого же списка читается «Васса». 735 ...разршалную молитву... – Разрешительная молитва читается над покойным в конце отпевания, в ней испрашивается прощение (разрешение) от грехов. 740 Михаил Мисюрь – Мунехин Михаил Григорьевич по прозвищу Мисюрь – опытный администратор, видный политик, пользовавшийся доверием Василия III, писатель. Служа с 1510 г. в Пскове в должности дьяка, снискал уважение псковичей; большое внимание уделял строительству оборонительных сооружений и церквей. Умер в 1528 г., погребен в Псково-Печерском монастыре. 741 древле иногда в Влахерне Одигитрия Пречистыя же образомъ... – Влахернская икона Богоматери Одигитрии, по преданию, написанная евангелистом Лукой, долгое время пребывала в Константинополе (во Влахернах), прославилась многими чудесами. 742 ...в четвертоелто царства великого князя Ивана Васильевича... – Попытки редакторов XVII в. определить время пребывания в монастыре того или иного игумена не всегда удачны. В частности, вызывает вопрос и данная датировка: о каком великом князе Иване Васильевиче идет речь? Дорофей возглавлял монастырь в то время, когда дьяком в Пскове был М. Мунехин, а это время правления Василия III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские Память 29 марта/11 апреля Святой Марк явился первым старцем Псково-Печерской обители . Он жил в конце XIV века. Как полагают, подвижник пришел из Киево-Печерской лавры и поселился в лесу в пятнадцати километрах от Пскова, рядом с ручьем Каменцем. Однажды два охотника на волков, отец и сын, отважились забраться в эти места и остановились в изумлении, услышав священные песнопения и почувствовав запах ладана. Они приблизились и обнаружили святого Марка, который служил Божественную литургию вместе с другими подвижниками. Больше о жизни святого ничего не известно. Его мощи почитаются в Псково-Печерском монастыре, который возник впоследствии на месте подвигов святого Марка. Когда третий игумен захотел перенести его останки, они, так же как и одеяние святого, оказались нетленными. Святой Иона, в крещении нареченный Иоанном, служил священником в городе Дерпте и имел семью. Притесняемый тевтонскими рыцарями, он был вынужден бежать вместе с женой и детьми в Псков. Услышав о чудотворной иконе Божией Матери, которая находилась близ ручья Каменца, Иоанн отправился туда и нашел место, где была надпись: «Пещера, созданная Богом». Они поселились в соседней деревне и начали обустраивать пещеру, чтобы превратить в церковь. Его супруга вскоре тяжело заболела и перед смертью успела принять монашескую схиму с именем Васса. Отец Иоанн похоронил ее в церкви, затем сам принял монашество с именем Иона. Рядом с пещерой он построил небольшой деревянный дом, чтобы вести в нем подвижническую жизнь и принимать учеников. Когда псковское духовенство отказалось признать основанный монастырь, Иона отправился в Новгород и получил благословение архиепископа Феофила. Тот освятил церковь во имя Успения Божией Матери и торжественно открыл обитель 15 августа 1473 года. Во время освящения прозрел слепой. Земля, на которой находился Печерский монастырь, была подарена обители владельцем, что позволило монастырю развиваться и дальше. Выполнив служение, возложенное на него Богом, святой Иона в следующем году (1474) почил в мире и был погребен рядом со святыми Марком и Вассой.

http://pravoslavie.ru/60749.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010