Петропавловской, на Б. Якиманке, прот. Иоанна Феод. Мансветова Петропавловской, в Лефортове, свящ. Ив. Дим. Можарова Петропавловской, при Сельско-Хозяйств. Институте, прот. Ник. Ив. Боголюбского Петропавловской, в Мариинской больнице, свящ. Александра Ильича Померанцева Петропавловской, у Яузских ворот, прот. Вас. Иоан. Цветкова Пименовской, в Новых Воротниках, прот. Вас. Мих. Славского Пименовской, в Старых Воротниках, свящ. Мих. Павлин. Ласточкина Покровского и Василия Блаженного собора, прот. Конст. Иоанн. Богоявленского Покровской, на Варварке, свящ. Ник. Вас. Цветкова —35— Покровской, на Воронцовом поле, свящ. Ник. Ник. Строганова Покровской, в Голиках, свящ. Иоанна Иоанн. Скворцова Покровской, в Красном селе, свящ Василия Михайловича Третьякова Покровской, в Левшине, свящ. Иоан Васильевича Розанова Покровской, на Лыщиковой горе, свящ Димитр. Прокоп. Рождественского Покровской, в Кудрине, свящ. Григ Ионов. Истомина Похвальской, в Башмакове, свящ. Василия Ивановича Никольского Предтечевской,в Кречетниках, свящ Петра Григор. Доброхотова Предтечевской, на Малой Лубянке, свящ Сергея Вас. Смирнова Предтечевской, в Старой Конюшенной прот. Ал-ея Дим. Цветкова Преображенской, при Богадельне слепых женщин, свящ. Руфа Иоан. Соловьева Преображенской, на Глинищах, свящ Василия Иоаннов. Воздвиженского Преображенской, в Пушкарях, прот Ал-дра Вас. Никольского Преображенской, в Преображенском свящ. Сергия Гаврииловича Соколова Преображенской, на Песках, близ Ар бата, свящ. Сергия Васил. Успенского Преображенской, в Спасской, свящ Григ. Андр. Орлова Ржевской, на Поварской, свящ. Мих Конст. Миртова Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова —36— Саввинской, на Саввинской улице, свящ. Николая Ник. Модестова Седьмовселенской, близ Новодевичьего м-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева Сергиевской, в Пушкарях свящ. Вас. Вас. Рождественского Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русско-шведская война 1495–1496 годов также началась 6 августа. В этот день (1495 г.) «послал князь великий Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьича со многими людьми на свеиского короля неметцкого». Вероятно, выбор даты начала кампании был глубоко символичен. Ивану III предстояло открыть новую страницу в истории военного дела Москвы. В отличие от постоянных столкновений и, как следствие, изменения границ на других направлениях внешнеполитической деятельности Руси, русско-шведская граница оставалась неизменной с 1323 года (тогда был заключен Ореховский (Нотебургский) мирный договор между Новгородом и Швецией). Начало нового важного дела необходимо было соотнести с соответствующей датой. И очевидно, что именно представления о значении Преображения для военной деятельности определили выбор числа начала войны со Швецией. Здесь приведены далеко не все примеры, отражающие роль преображенского культа для политики Ивана III, однако и они достаточно свидетельствуют о том, какое государственное значение придавалось празднику во второй половине XV века. В годы правления Василия III Ивановича (1505–1533) особое почитание Преображения в великокняжеской среде выльется в форму широко развернувшегося каменного строительства Преображенских храмов во многих землях единого Русского государства. К числу построенных в первой трети XVI века относятся Спасо-Преображенский собор в Ржеве, храм Суздальского Спасо-Преображенского Евфимьева монастыря (1507–1511), собор Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря (1515), собор Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1526). Кроме строительства храмов, Василий III давал пожертвования монастырям, посвященным Преображению Господню. Так, 24 июня 1509 года он пожертвовал игумену Феофану Кучаинского Спасо-Преображенского Сисоева монастыря (Сербия) 40 соболей и 500 (по другим источникам – 300) белок. Еще более красноречиво об особом почитании Преображения свидетельствует постройка в 1527 году Василием III «на своемъ дворе» каменного Преображенского собора с приделами (как отмечает известный археолог А.Л. Беляев, это была «полная перестройка» прежнего, еще XIV века, каменного храма бывшего Спасского монастыря, не сохранившая никаких остатков древнего храма за исключением вторично использованных деталей). Указание летописи о построении храма в московской резиденции Василия III – «на своемъ дворе» – позволяет сделать вывод о том, что новый Преображенский храм становится домовым храмом великокняжеской семьи.

http://pravoslavie.ru/1397.html

Преображенской, на Песках, свящ. Серг. Вас. Успенского Преображенской, в Преображенском, свящ. Серг. Гавр. Соколова Преображенской, в пушкарях, прот. Ал-дра Вас. Никольского Преображенской, в Б. Спасской, свящ. Ал-дра Вас. Рождественского Ржевской. Близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Яковл. Смирнова Ризоположенской, близ Донского м-ря, свящ. Серг. Гавр. Розанова —41— Саввинской, на Саввинской улице, свящ. Ник. Ник. Модестова Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева Сергиевской. В Пушкарях, свящ. Петра Ал-др. Соколова Сергиевской, в Рогожской слободе, свящ. Вас. Феод. Соболева Симеоно-Столпнинской, за Яузой, церкви свящ. Влад. Павл. Беневоленского Скорбященской, на Калитниковском кладбище, свящ. Серг. Яковл. Уварова Скорбященской, на Б. Ордынке, прот. Серг. Павл. Ляпидевского Скорбященской, в Приюте неизлечимо-больных женщин, свящ. Феод. Мих. Бажанова Скорбященской, в Ямской Коломенской слободке, свящ. Ал-дра Ник. Потапова Сорокосвятской, у Новоспасского м-ря, свящ. Клавдия Семен. Маркова Софийской, на Лубянке, прот. Дим. Мих. Покровского Софийской, на Набережной, свящ. Евг. Ал-дров. Лебедева Сошественской, у Пречистенских вор., свящ. Вас. Серг. Голубева Спасской, при Барыковской богадельне, свящ. Феофана Ал-др. Басова Спасской, в Наливках, прот. Ник. Ал-др. Копьева Спасской, при Работном доме, свящ. Мих. Пав. Соловьева Спасская, в Чигасах, свящ. Ник. Григ. Патакина Спасо-Божедомской, свящ. Иоан. Ник. Сахарова Спасо-Преображенской, на Балвановке, свящ. Влад. Вас. Воронцова —42— Спиридониевской, за Никитскими воротами, свящ. Ник. Ал-др. Модестова Тихоновской, на Арбатской площади, свящ. Ал-др Афан. Никольского Трехсвятительской, у Красных вор., свящ. Ал-ия Петр. Соколова Трехсвятительской на Кулишках, свящ. Василия Спир. Пятикрестовского Трифоновской, в Напрудной слободе, прот. Григория Мих. Дьяченко Троицкой, в Вишняках, прот. Ал-дра Аркад. Доброгорского Троицкой, в Голенищеве, свящ. Петра Дмит. Петропавловского Троицкой, на Грязях, прот. Мих. Ильича Зверева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в совещании по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага и восстановления Спасо-Преображенского монастыря 11 октября 2012 г. 11:27 10 октября 2012 года в Администрации Президента Российской Федерации прошло совещание по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага и восстановления Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . В совещании, которое по поручению В.В. Путина провел руководитель Администрации Президента С.Б. Иванов, приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, министр культуры РФ В.Р. Мединский, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега), ответственные сотрудники Администрации Президента, ряда министерств и ведомств. Основными темами обсуждения стали правовой статус Соловецкого архипелага и Спасо-Преображенского монастыря, а также разработка и реализация комплекса организационных, финансовых и иных мер по сохранению и преумножению духовного, культурного и природного наследия Соловков. Было принято решение продолжить работу по определению правового статуса Соловецкого монастыря. По мнению участников, для эффективного решения имеющихся проблем необходимо объединить усилия федеральных и региональных властей, местного самоуправления и Русской Православной Церкви. В частности, Министерству регионального развития РФ поручена проработка специальной федеральной программы, губернатору Архангельской области — подготовка соглашения между монастырем, музеем и муниципальным образованием. Также принято решение о проработке правовых вопросов функционирования особо охраняемой природной территории. По результатам работы совещания будет подготовлен доклад главе государства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2519574.ht...

Архив Пн В канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Преображенском соборе Соловецкого монастыря 20 августа 2012 г. 21:19 Вечером 20 августа 2012 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря , где покоятся честные мощи святых основателей обители. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; архимандрит Иннокентий (Ветров) , избранный во епископа Мариинского и Юргинского; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; насельники обители в священном сане. На богослужении присутствовали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, и.о. главы администрации сельского поселения Соловецкое Е.Л. Пудова, благотворители Соловецкой обители. Пел братский хор Соловецкого монастыря (регент — иеродиакон Савва (Романченко)). По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка осмотрел выставку «Соловки: Голгофа и Воскресение. К 20-летию возрождения Соловецкой обители», размещенную на галереях собора. Завтра, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Предстоятель Русской Церкви возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2418628.ht...

2001. С. 363).В Троицкой летописи нач. XV в. в конце статьи мартовского 6912 г. сказано: «Тое же зимы преставися Евфимии, архимандрит суждальскии и добрыи старец» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 458). На основании того, что данному известию в летописи предшествует сообщение о событии, датируемом 13 февр., Клосс отнес преставление Е. к промежутку между 13 февр. и 1 марта 1405 г. ( Клосс. 2001. С. 366). Запись о кончине Е. в митрополичьем своде говорит о том, что это было значительное событие. Святой был погребен близ монастырского Спасо-Преображенского собора. Д. Ю. Кривцов Мощи Е. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского. Роспись придела Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря. Артель Гурия Никитина. 1689 г. Обретение мощей преподобного датируется в пространной редакции Жития 4 июля 7015(1507) г. (РГБ. Троиц. 696. Л. 39 об.) или 7016(1508) г. (Там же. 337. Л. 532). Архимандритом мон-ря в эти годы был Константин (1490-1509), но в Житии это событие связывается со строительством в обители нового Преображенского храма (каменного) при архим. Кирилле (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Строительство, как можно думать, было начато в 1514 г., об этом косвенно свидетельствует выданная 14 мая этого года жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Спасо-Евфимиева мон-ря Кириллу, освобождавшая ряд владений мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря: 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Аналогичную грамоту вел. князь пожаловал игум. Кириллу 22 июля 1523 г., когда в мон-ре собирались начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49). Т. о., обретение мощей святого следует датировать 4 июля 1514 г. (Строев относил это событие ко времени ок. 1512; см.: Строев. Списки иерархов.

http://pravenc.ru/text/187661.html

Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении: а) студентов IV курса: Владимира Тихомирова, Николая Покровского , Ивана Успенского, Дмитрия Судницына, Василия Рыбинского, Александра Титова, Михаила Изюмова, Виктора Нечаева, Василия Яновского, Ивана Голубева, Николая Боголюбова , Николая Ивановского , Ивана Пальмова , Александра Сахарова, Ефрема Веригина, Леонида Краснова, —206— Сергея Арановича, Матвея Запольского, Игнатия Заржицкого, Николая Чистосердова, Дмитрия Цитовича, а также вольнослушателя священника Феодора Мальцева – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания; б) студентов: Александра Сосновского, Ивана Строева, Николая Преображенского, Григория Богоявленского, Ивана Захаржевского, Ивана Хреновского, Сергея Москалевича, Василия Воскресенского, Михаила Руднева, Евтихия Маминайшвили, Константина Смагина, Константина Якубовского, Александра Кузнецова, Димитрия Лебедева, диакона Петра Рождественского, Николая Лихачева, Сергея Ставровского, иеромонаха Алиния, Михаила Кузнецова, Михаила Киятского, Димитрия Покровского, Михаила Дрозда, Сергея Четверикова, Петра Нагорова, Василия Казанцева, Константина Алмазова, Николая Веселовского, Алексея Соломина, Александра Горшкова, Димитрия Мучкапского, Василия Мухина, Ивана Попова, Николая Добротина, Анатолия Попова, Сергея Молчанова, Николая Семеновского, Афанасия Грановского, Димитрия Волковского, Владимира Тимофеева, Николая Штемберга, Осипа Барилова, Митрофана Попова, Георгия Ристькока, иеродиакона Протасия, Алексея Марсова, Кузьму Гаева, Панайота Мутавчиева и вольнослушателей иеромонахов Михея и Серапиона – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в §§ 137–139 академического устава и в) студентов: Михаила Добротворского, Василия Креминского, Василия Речкина, Ивана Речкина, Александра Успенского и вольнослушателя Бориса Плеского, не представивших кандидатских сочинений – в звании действительного студента с правом на получение степени кандидата по представлении сочинений, заслуживающих сей степени

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Студентов II курса: 1) Владимира Тихомирова, Дмитрия Судницына, Николая Покровского , Василия Речкина, 5) Сергея Арановича, Ивана Пальмова , Христофора Надеж- —127— дина, Николая Ивановского , Ивана Голубева, 10) Александра Успенского , Михаила Изюмова, Александра Титова, Василия Яновского, Василия Рыбинского, 15) Леонида Краснова, Ивана Успенского, Матвея Запольского, Василия Креминского, Ивана Речкина, 20) Петра Ногорова, Александра Сахарова, Евгения Мелехова, Дмитрия Цитовича, Ивана Строева, 25) Александра Сосновского, Виктора Нечаева, Василия Воскресенского, Михаила Дрозда, Александра Горшкова, 30) Диакона Петра Рождественского, Николая Боголюбова , Николая Преображенского, Ивана Хреновского, Дмитрия Покровского, 35) Дмитрия Лебедева , Николая Федоровского, Константина Якубовского, Анатолия Попова, Сергея Четверикова, 40) Григория Богоявленского, Ивана Захаржевского, Николая Штемберга, Михаила Добротворского, Игнатия Заржицкого, 45) Александра Кузнецова, Николая Лихачева, Ефрема Веригина, Константина Смагина, Ивана Попова, 50) Михаила, Кузнецова, Сергея Ставровского, Николая Чистосердова, Сергея Москалевича, Алексея Соломина, 55) Михаила Киетского, Евтихия Маминайшвили, Дмитрия Мучкапского, Василия Мухина, Константина Алмазова, 60) Сергея Молчанова, Николая Добротина, Афанасия Грановского, Василия Тронина, священника Александра Попова , 65) Василия Казанцева, Николая Веселовского, Георгия Ристькова, Пантелеймона Жузе, Алексея Марсова, 70) Фёдора Никифорова, Михаила Руднева, Митрофана Попова, Дмитрия Волковского, Осипа Барилова, 75) Николая Семеновского, Кузьму Гаева, Владимира Тимофеева, Панаиота Мутавчиева, Василия Кириллова и вольнослушателей: священника Петра Белтова, священника Фёдора Мальцева, Иеромонаха Михея, Иеромонаха Серапиона, Бориса Плеского перевести в следующий курс. 2) Студентам иеродиакону Протасию и Михаилу Кынчеву дозволить подачу семестровых сочинений после летних каникул, а о разрешении Иеродиакону Протасию сдавать экзамены по латинскому и еврейскому языкам после каникул благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Преосвященством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Саввино-Сторожевском монастыре состоялись панихида по епископу Василию (Преображенскому) и освящение памятной доски над его могилой 15 августа 2018 г. 13:08 11 августа 2018 года в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре состоялись панихида по епископу Можайскому Василию (Преображенскому), настоятелю обители в 1908-1913 годах, и освящение памятной доски над местом его захоронения. Инициатором восстановления надгробия на могиле епископа Василия стал протоиерей Андрей Папков — прямой потомок приснопоминаемого владыки. В конце прошлого года он обратился к председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству   архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту с просьбой восстановить плиту на захоронении своего родственника епископа Можайского Василия. Владыка Феогност благословил своего помощника С.А. Анохину курировать ход работ. По благословению наместника Саввино-Сторожевского монастыря архимандрита Саввы (Фатеева) началось изготовление надгробия. Архитектор лавры Полина Бахтина разработала проект надгробия по аналогии с историческими надгробными памятниками XIX — начала XX веков. Плита должна была соответствовать по стилю историческим интерьерам собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, в приделе которого был захоронен епископ Василий. Работы по изготовлению плиты были выполнены реставраторами и каменщиками Троице-Сергиевой лавры . В день служения панихиды чин освящения памятной доски над местом погребения приснопамятного епископа Василия в притворе монастырского собора Рождества Божией Матери совершили наместник обители архимандрит Савва (Фатеев), настоятель собора Покрова Божией Матери г. Чикаго (США) протоиерей Андрей Папков и клирик храма Покрова Божией Матери в Красном Селе г. Москвы иерей Михаил Асмус. В храме молились супруга и дочь отца Андрея и другие гости обители. По окончании богослужения собравшимся были предложены экскурсия по обители и монастырская трапеза. Епископ Можайский Василий (Преображенский) (1854-1915), викарий Московской епархии, в миру Преображенский Василий Хрисанфович, родился 25 декабря 1854 года в с. Круглом Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Состоял в родстве со святителем Николаем Японским.

http://patriarchia.ru/db/text/5251630.ht...

Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский - олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием  во время его пребывания в Остроге, опубликованы в " " в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против " латинской ереси " и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). " Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу " написан в 1947  году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче , построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900). Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних - фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах  (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену " Чудеса свт. Василия " .

http://drevo-info.ru/articles/10441.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010