Епископ может радоваться своему суду, если избрал Христу таких священников». Hieronymi epist. LII (Migne P. L. XXII, 534; по русск. перев. т. II, стр. 64). 155 К Магнезийцам, гл. 6, к Траллийцам, гл. 2 и 3, Смирнянам, гл. 8 (по русск. перев. «Писания мужей Апостольских» о. Преображенского. Москв. 1862, стр. 389, 396, 397, 421). 156 Nicol., epist. ad Rudulf. archiep. Bituricen. (См. Migne P. L. CXIX, 884): «Ad formam enim Septuaginta chorepiscopi facti sunt, quos quis dubitet episcoporum habuisse officia?». 160 Уже в древнем памятнике, «canones ecclesiastici», который относят к концу второго века, говорится (с. 16): «епископу надлежит быть непорочным, нищелюбивым (ε φιλπτωχος), честным, не пьяницей, не корыстолюбцем, не лицеприятным, не женатым, а если не так, то мужем одной жены». Из более позднего времени срвн. 25-е прав, антиох. соб. и 142 письмо св. Василия Великого (Migne P. G. XXXII, 592. по русск. перев. т. VI, Сергиев Посад 1892, стр. 283). 161 Чистыми (καϑαρο) называли себя последователи Новата, пресвитера римской церкви, который учил, что падших во время гонений, также двоеженцев, как нечистых, недозволительно принимать в общение церкви, и что даже не должно принимать от таких людей покаяния. 164 «Μ ξεναι δε πλς καϑιστν πσκοπον ν κμ τιν βραχι πολει τινι και ες μνος πρεσβτερος παρχε, οχ ναγκαον γρ πισκπους κεσε καϑστασϑαι, να μ κατευτελζηται τ το πισκπου νομα και αϑεντα, λλ ο τς παρχας, ς προεπον, πισκοποι ν ταταις τας πλεσι καϑιστν πισκπους φελουσιν, νϑα και πρτερον τγχανον γεγοντες πσκοποι ε δ ερσκοιτο οτο πληϑνουσ τις ν πολλ ριϑμ λαο πλις, ς ξιαν υτν και πισκοπς νομσεσϑαι, λαμβαντω». По латинскому переводу Дионисия Малого это правило читается: Licentia vero danda non est ordinandi episcopum aut in vico aliquo aut in modica civitate, cui sufficit unus presbyter, quia non est necesse ibi episcopum fieri, ne vilescat nomen episcopi et auctoritas. Non debent illi et alia provincial invitati facere episcopum, nici aut in his civitatibus, quae episcopos habnerunt, aut si qua talis aut tam populosa est civitas, quae mereatur habere episcopum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Слободской. Соборная колокольня. Колокольня. Действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1822 и 1824. Архитектор:И.Д. Дюссар де Невиль Адрес: Кировская область, г. Слободской, Соборная площадь Координаты: 58.731952, 50.184482 Проезд:Перекресток ул. Советской и Вятской. Колокольня находится в центре площади. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главная достопримечательность Слободского – колокольня Преображенского кафедрального собора, возведённая взамен старой по проекту Вятского губернского архитектора Ивана Денисовича Дюссар де Невиля в 1824 году. Необычность в том, что строиться начала она в 1822 году как Триумфальная арка в честь 10-летия Отечественной войны с полчищами Наполеона. В венчающую колокольню башню, под самым её шпилем, в 1851 году были встроены часы работы слободского мастера Василия Ивановича Рысева. Легендарные часы служат верой и правдой слобожанам вот уже свыше полутора столетий, и по сей день их куранты мелодично отбивают звон в положенный час. А ещё в те годы соборная колокольня выполняла роль пожарной каланчи. http://www.kipov.ru/old_book/slobodskoi/ Огромная 66-метровая колокольня Слободского воздвигнута в 1823 году артелью местных каменщиков под руководством крепостного мастера Федора Тюрина по проекту вятского губернского архитектора Дюссар де Невиля. В прошении на строительство «слободские приходские люди и всякие граждане» писали, что они «желают иметь каменную колокольню по самой середине между холодной и теплой церковью, внутри колокольни с открытым проездом и с выстроенными по обеим сторонам от оной колокольни к церкви лавками». Массивный цокольный этаж колокольни, как и хотели заказчики, действительно прорезан огромной аркой, через которую идет дорога к спуску на переправу. Но лавки по сторонам так и не были выстроены. Фасады колокольни имеют формы позднего русского классицизма. Особенно понравилась современникам композиция второго ее яруса в виде свободной колоннады, окружающей стены помещения, равного в плане ярусу звонов. Такое построение послужило образцом для целого ряда перестроек древних колоколен в Вятском крае. Завершается колокольня вышкой со шпилем, где были установлены часы, изготовленные мастером Рысевым.

http://sobory.ru/article/?object=32920

2122 См. 6-й отв. Феодора Вальсамона на вопросы Александрийского патриарха Марка, – Leunclav., t. I, р. 365. 2123 Ibid. Ср. последний из ответов, усвояемых Иоанну, еп. Китрскому, на вопросы Константина Кавасилы, – Σντ. V, 419–420; Leunclav., t. I, р. 334–5. Автор ответа, чрез сто лет после издания новеллы Алексея Комнина, подобно Вадьсамону, целиком повторяет ее определения. 2124 По крайней мере, это нужно сказать о восточной половине христианского мира, где уже по свидетельствам, идущим из II в., в особую группу лиц, находившихся на попечении церкви, безразлично включали как вдовиц, так и девственниц (см. посл. св. Игнатия Богоносца к Смирнян. гл. 13, – русск. перев. свящ. Преображенского в «Пис. мужей апост.», стр. 424, М. 1860), и даже, по-видимому, с предпочтением последних. Так можно заключать из предписания «Апостольских Постановлений», чтобы в диаконисы (которые обычно избирались именно из обрекших себя на всегдашнее безбрачие лиц, живших на церковном попечении) избиралась «дева чистая или, по крайней мере, хоть вдова от первого брака» (Const. ар. lib. VI, с. 17, – Pitra, juris eccles. graec. hist. etmon. t. I, p. 325). На западе, наоборот, судя по свидетельству Тертуллиана (De veland. virg. с. 9), причисление юных девственниц к разряду церковных вдов (in viduitatu) не сразу было допущено, и сам названный церковный писатель, упомянувши о принятии в этот разряд 20-летней девицы, признает необходимым настаивать, чтобы впредь не было в церкви «такого чуда, чтобы не сказать – чудовища» (miraculum, ne dixerim monstrum). Впоследствии, впрочем, и практика западной церкви в этом отношении приблизилась к восточной. (К сказанному см. Маслова – «Диаконисы древней церкви», стр. 14–17. СПБ. 1862). 2125 Порядок причисления к разряду девственниц (τ τγμα τν παρϑνων) описан в 18 пр. св. Василия В. Девственницей, по разъяснению св. отца, «именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочетшая жити во освящении (τν ν γιασμ βον προτιμσασα). Обеты же тогда признаем действительными, когда возраст достиг совершенного разума: ибо детские слова в сем деле не подобает почитати совершенно твердыми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. на годы от P. X., если будут месяцы Сентябрь – Декабрь, нужно вычитать из первых годов не 5508, а 5509). Но в летописях Новгородской 1-й и Софийской счет годов не сентябрьский, а несомненно мартовский (см. в Новгор. лет. год 6784), из чего и будет следовать, что Кирилл скончался в 1281-м, а не 1280-м году (Новгородская 1-я летопись, веденная современниками, говорит о смерти митрополита в связи с событием именно Новгородским, а это может служить нарочитым удостоверением в неошибочности ее хронологического показания. 310 См. изложение современного спора в Германии о символе Апостольском в ноябрьской и декабрьской кнн. «Богословского Вестника», за 1893 г. 311 Непонятно, зачем Гарнак подымает шум из-за подмены слова: «осел» словом «вино». Правильное чтение восстановлено уже давно. Даже в русском переводе творений Иустина П. А. Преображенского (М. 1864 г.) рассматриваемые места читаются правильно. Восстановление текста уже сделано и не возбуждает никаких затруднений. 312 Нужно заметить, что, напротив, другой критик Гарнака (Функ) соглашается с этим последним в воззрении на действие Пиония. 313 Не разрешимой она остается для инославных, а не для нас, совершающих литургии по древним служебникам Церкви, Из коих, как и из современной практики нашего богослужения, следует, что свидетельство Иустина должно понимать буквально: перед причащением вода (теплота) смешивалась не с вином, а с вином, разведенным водою (κρμα). Это вторичное смешение имеет основание в предании о том, что на Тайной Вечери Господь, взяв чашу, растворил водою, как читается в литургии Василия Великого . Прим, цензора. 314 Доселе речь изложена по рукописи, найденной в бумагах покойного; но в рукописи этой речь не окончена. 315 Кроме этой речи о. ректор говорил еще на торжественной панихиде 21-го числа и на вечерней молитве студентов. В приведенном изложении совмещено приблизительно все, что говорилось им в этих речах. 318 Рассматривать детальное содержание «Опыта» значило бы, как легко видеть из приводимых ниже цитат, рассматривать известную всем гомилетику Фаворова и гомил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А у тетушки, графини Александры Николаевны, было двенадцать человек детей – девять сыновей и три дочери. Старшая, Елизавета Степановна, была за графом Григорием Сергеевичем Салтыковым и имела от него единственную дочь Александру Григорьевну, которая была за Павлом Ивановичем Колошиным. 68 Вторая сестра, графиня Аграфена Степановна, была помолвлена в молодости (за Фаминцына), но ее жених умер. Третья сестра, Марья Степановна, вышла за Василия Алексеевича Толстого, не графа, который ей приходился как-то дальним родственником. 69 Перечислив всех матушкиных родных, доскажу о родных по Корсаковым: о Корсаковых, Волконских и Татищевых. Батюшкина сестра, княгиня Марья Михайловна, 70 имела только двух сыновей: князя Дмитрия Михайловича 71 и князя Владимира Михайловича. 72 Князь Дмитрий был гораздо старее меня, лет на десять, если не более. Он был высокого роста, очень умен, любезен и добр, но очень нехорош собою и от оспы имел лицо рябое. Служил, наверное не знаю, не то в Семеновском, не то в Преображенском полку; вышел в отставку полковником, долгое время был без службы, женился на Зыбиной и поступил опять на службу, но только уже не в военную: он был директором в Павловском, которое так любила императрица Мария Федоровна. 73 Жена князя Дмитрия имела ужасный характер, вспыльчивый и жестокий, и хотя она и любила своего мужа, но много причиняла ему печали своею запальчивостью, которая доходила до того, что она, бывало, как рассердится, то побледнеет, то вспыхнет, то сделается вся полосатая; выступит пот на лице, пена у рта, и даже иногда такое бешенство оканчивалось у нее обмороком. Более всего от нее страдала несчастная прислуга, в особенности, когда мужа ее не бывало дома и потом, когда он умер. Признаюсь, я всегда опасалась за нее: ожидала, что с ней что-нибудь сделают. У них было трое детей: два сына, Модест и Вячеслав, и дочь Зинаида, была замужем за Ланским Петром Сергеевичем, сыном Елизаветы Ивановны, урожденной Вилламовой, сестры известного в свое время статс-секретаря. 74 Все дети князя Дмитрия были характером в мать. Модест, умерший в первой молодости, лет 16 или 17, был бы ужасным человеком, ежели бы Господь не взял его благовременно. Зинаида была тоже предурного характера и много делала горя своей добрейшей и милейшей свекрови Елизавете Ивановне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

На самом деле, если б не этот базарно-непристойный тон в отношении покойных профессора и академика, можно было бы попытаться понять тревогу представителей «Ватана»: ну да, они татары, но Россия — их родная страна. Не вырастут ли в ней дети с ощущением, что они — второй сорт, потомки виноватых? Нет, не вырастут. История — вещь очень длинная, а страниц в учебнике много. Вчерашний завоеватель и враг может стать соседом и союзником, это сумеет объяснить любой преподаватель. И опять-таки — где они, распри и напряжения между русскими и татарами, посеянные за последние тридцать лет учебником Преображенского-Рыбакова? Напротив, отношения русских и татар отличаются стабильностью и спокойствием. Могли бы они быть и вовсе безмятежными, когда б не деятельность некоторых этноспекулянтов, которым это спокойствие хуже горькой редьки, которые то выступают против символов российской государственности, то требуют положительного Чингизхана? Очень, очень хотелось бы вообразить, как представляют себе инициаторы всего этого дурного анекдота «правдивые» учебники? Быть может, так: «Рати Батыя были повсеместно встречены цветами и хлебом-солью. Русские превосходно понимали, что монголо-татары полны дружелюбия, а приход их на Русь чрезвычайно русским полезен. Особенно яркими празднованиями была отмечена встреча русских и монголо-татар на реке Калке, а город Козельск от радости даже исчез с лица земли». Никакого мира внутри страны невозможно выстроить на перекрашивании черного в белое. Вырастают же как-то немецкие дети с пониманием того, что их предки (куда как более близкие, чем рати Батыя — современным татарам) причинили зло многим народам? И ничего, вырастают достойными людьми, добрыми соседями тем, на кого шли войной их деды и прадеды, и вместе с ними строят общий дом-континент. Пожать бы плечами и забыть, ведь выиграть подобный процесс в нашей стране пока еще никак невозможно. Но что-то скребет сердце, не дает покоя. Полно, Рыбаков ли в самом деле проигрывает от наличия таких, прости Господи, оппонентов, что пишут в кавычках слово «историк» применительно к нему, светилу исторической науки? Охота людям самим себя позорить, так и в добрый час.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

Второй известный мне случай того же порядка, произошедший за время пребывания Василия Ивановича в Преображенском соборе, был много труднее и сложнее. Уголовный мир дореволюционного времени имел собственную этику и собственные, твердо выполнявшиеся в тюрьмах законы. Теперь эта «законность» утратила в тюрьмах и концлагерях СССР свою силу, так как и сам уголовный мир своеобразно «разложился», утратив свой кастовый характер. Кражи вросли в повседневность, в быт. Грань между вором и обывателем стерлась, и, в силу этого, само воровство перестало быть замкнутой профессией «отверженных». Но в те годы «блатной закон» был еще крепок. Одной из самых жестоких, самых звериных его статей была статья, присуждавшая к «динаме». «Динама» – пария среди париев, отверженный среди отверженных, спит только около зловонной «параши», даже когда в камере есть место; каждый может его ударить, плюнуть ему в лицо, в пищу, отнять пайку хлеба или обидеть каким-либо иным способом. Камера всегда встанет на сторону обидчика против «динамы»... Случится что-нибудь, подлежащее наказанию от начальства, – виновником будет «динама», и все покажут на него. Все грязные, тяжелые работы по камере будет нести он же, «динама». Ни вор, укравший у товарища пайку хлеба, ни предатель-«стукач» к «динаме» не присуждаются. Но не уплативший карточного долга, неизбежно становится «динамой». Игра в карты, в «святцы» – самое яркое, самое острое из переживаний, возможных в тюремном быту, и ее законы очень строги. Шулер наказанию не подлежит, он даже в почете – мастер своего дела! Играют на затыренные (спрятанные при обыске) деньги, на «барахло», на «пайки», на «службу», на «палец», на «очко»... Последнее – сексуальная тюремная гнусность, «служба» – безоговорочное рабство на условленный срок, полное безобразнейших издевательств, «палец» – отрубание себе пальца или нескольких, причем, рубить должен сам проигравший. Отрубивший – герой, струсивший – «динама». Вот на таком-то суде по поводу двух неотрубленных пальцев и пришлось выступать Василию Ивановичу, на этот раз в качестве защитника. Он понимал, что преодолеть, разрушить звериный закон ему не под силу и прибегнул к аргументу, доступному пониманию «присяжных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще до поставления Протопресвитером военного духовенства Александр Алексеевич многое сделал на ниве благотворительности. Ежегодно он тратил свыше тысячи рублей из своего жалованья на различного рода пожертвования. С 1877 г. он состоял членом-учредителем общества вспомоществования недостаточным студентам Санкт-Петербургской Духовной академии и назначил несколько стипендий, которые выплачивал студентам из собственных средств. Став протопресвитером, о. Александр в первую очередь обращает внимание на бедственное положение вдов и сирот армейского и флотского духовенства, особенно тех военных священников, которые по болезни либо несчастным случаям оставили службу до выслуги пенсии. Тяжелое положение военных священников, живущих на небольшое жалованье, было предметом заботы Главных священников и прежде. В бытность Главным священником армии и флота Василия Ивановича Кутневича (1858–1866) было «положено начало образованию капиталов на дополнение окладов, ассигнуемых в ведение С.-Петербургской, Московской и Тифлисской духовных семинарий, на содержание армейских воспитанников из сирот, для сравнения их с окладами епархиальных воспитанников тех же Семинарий. Источник денежной суммы на этот предмет открыт был в продаже венчиков и листов разрешительной молитвы» 3 . При Василии Борисовиче Бажанове из его собственных средств в 1850 г. была учреждена первая в духовном ведомстве богадельня для престарелых и уволенных от службы по болезни духовных лиц гвардейского и гренадерского корпусов, а также их вдов и сирот. Богадельня имела более 30 квартир. «Ко времени его же управления Гвардейским духовенством относится учреждение приходских благотворительных обществ и братств при соборах Преображенском и Сергиевском, при церквах Введенской, Троицкой и друг» 4 . Кроме того, для пополнения сиротских сумм устанавливается ежегодный взнос от 50 до 100 руб. Главный священник армии и флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский учредил «Благотворительное общество попечения о бедных духовного звания» (2 мая 1879 г.). На средства общества содержались два приюта – Мариинский в Кронштадте и Покровский в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Сведения об этой рукописной книге приводятся А. Бычковым в «Отчете Императорской Публичной библиотеки за 1852 г.» Сообщается, что рукопись поступила в составе Погодинского собрания в 1852 г. под названием «Путешествие в Палестину старца Леонтия» и что произведение «из начала XVIII в.» никогда не публиковалось 150 . 5. ГАТО, ф. 1409 (коллекция рукописных книг) No 448. Рукопись 1762 г. (см. запись на л. 1: «Сия книга тверскаго купца W. В. С. S. Списана с подлинной книги у ржевскаго купца Ивана Васильева Меньшего Чупятова 1762 года. Списана разными руками в Санктпетербурге»); 4° (22,5 х 18,0); 121 л., недостает л. 5 и конца рукописи; скоропись нескольких почерков (ср.: I – л. 1–5 об., II – л. 6–24 об., III – л. 24 об.–27, IV – л. 27–28, 28 об.; V – л. 28). В рукописи поверх текста и на полях есть правка другими чернилами. Переплет – картон в коже с тиснением. На л. 1 сохранились другие владельческие записи, кроме той, что сделал тверской купец Василий Сафонов (W. В. С. S.): «Сию книгу получил тверской купец Семен Арефьев в Твери от дяди своего тферскаго ж купца Василия Сафонова 172[?], в презент любя пожаловал. Верно»; «Тверскаго купца». На обороте нижней крышки читается запись: «Генерал-аншеф, сенатор и ея Императорского величества действительной камергер, генерал-адьютант и лейб-гвардии Преображенскова полку подполковник и обоих российских орденов кавалер Александр Борисович Бутурлин» (ум. 1767). На обложке рукописи – наклейки с номерами шифров: «448», «Тв. м. No 4554» (и на л. 1), «Спер. 29»; на обороте верхней крышки – «1764». ГИМ. Музейское собр. No 437. Хождение в Иерусалим старца Леонтия (Ивана Лукьянова), с дополнениями. Рукопись третьей четверти XVIII в. (водяные знаки: «Pro Patria» без льва с литерами «АГ», «AG» вензель – типа Клепиков, I, No 20 – 1762–1763 гг.; Клепиков, И, No 19 – 1761 г., No 20 – 1766 г.); 4° (20,0 х 16,5); 118 л. (II 116), л. 111–111 об., 113–113 об. – чистые; скоропись. Утрачен лист между л. 110 и 111; список «Хождения» дефектный, нет конца, текст обрывается словами: «...и тако мы молитвами их, преподобных отец, дошли до града Киева и достигли святую обитель преподобных отец Антония и Феодосия, и тако поклонившеся, изыдохом». Листы рукописи с обеих сторон имеют поля: тонкие вертикальные линии, выполненные чернилами, идут от верхнего до нижнего края. Два листа в начале рукописи пронумерованы римскими цифрами, далее 116 л. – арабскими цифрами; нумерация (полистная) сделана чернилами в верхнем правом углу. Заголовки выделяются в отдельные строки тем же почерком и теми же чернилами, которыми написан весь текст (см. л. 1, 112, 114). Переплет XVIII в. – картон в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковная жизнь — это не восторги и явные достижения, а бесконечный, полный разочарований и терпения труд на пути от греховной жизни к Богу. Именно этот труд и представляет из себя процесс христианского духовного роста. Не беспокойтесь: вы родились свыше. Идите избранным путем, не ждите никаких восторгов и “прорывов”. Поступайте так, как если бы вы искренне любили Бога и ближних и от всей души каялись в грехах, и все это к вам со временем придет. Помните: “ Претерпевший до конца спасется ” Мк. 13:13 . С уважением, Здравствуйте! Рождение свыше — это и есть Крещение, даже если оно произошло в детстве. Приведу совет св. Сергия Правдолюбова : Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: “Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!” Приведу также рассуждение еп. Василия (Преображенского): Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого. Носильщики на железных дорогах поражают удивительной памятью на лица, развитой благодаря постоянному упражнению. Они помнят всех пассажиров, которые к ним обращаются, в тысячной толпе без труда находят тех, кого им надо, и долгое время спустя могут по памяти обрисовать наружность своих клиентов, сказать, сколько с ними было багажа и куда ими был взят билет. Если хотите научиться бегло читать, красиво писать, легко решать арифметические задачи, вы должны в этом упражняться, чтобы развить соответствующие способности. И так во всем. Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. В этом постоянном выборе, который предоставляет человеку ежедневная жизнь, собственно, и состоит упражнение нравственной воли, та деятельность, которая ее укрепляет. Отсюда ясно, насколько важна деятельность для развития воли и насколько вредна здесь пассивность или безучастие.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010