Что же сказать о святом Павле – первом после Единого? Даже корифея красноречия, святого Иоанна Златоуста, охватывало упоение, когда он произносил имя святого Павла, и он прерывал свою речь, чтобы воздать хвалы апостолу. Тот, кто считал себя последним из апостолов и недостойным даже этого названия, стал «избранным сосудом» (Деян. 9: 15) благодати, как никто другой, – и по изобилию откровений и духовных даров, и в особенности по трудам и скорбям, понесенным во имя Христово. Поистине святой Павел мог называться апостолом в полном смысле слова. Святой Павел был евреем из колена Вениаминова. Он родился в киликийском городе Тарсе около 10 года по Рождеству Христову в одной из общин еврейской диаспоры, слепо преданной заветам отцов. Мальчик был назван Савлом и, благодаря происхождению своего отца, пользовался привилегированным положением римского гражданина. Он вырос в этом космополитичном городе в тесном соприкосновении с греческой культурой. Но его пламенная преданность Закону побудила родителей отправить сына в Иерусалим, где он примкнул к фарисеям и стал учеником знаменитого раввина Гамалиила Старшего. Савл разделял ненависть своих отцов к христианам, которых считал опасными преступниками, грешащими против Закона. В его присутствии святой Стефан был забит камнями, и Савл одобрил это. Горя яростью, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян. 9: 1), Савл входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин и женщин и бросал в тюрьму. Он получил от первосвященника рекомендательные письма и отправился в синагогу в Дамаск, чтобы всех последователей Христа, которых найдет там, вязать и приводить в Иерусалим. На пути в Дамаск Савл был внезапно поражен ослепительным светом с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город» (Деян. 9: 4–6). Савл поднялся с земли, но ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, которое видел только он. Один из спутников привел его в Дамаск за руку. Там он пробыл три дня без еды и питья, пока один ученик, по имени Анания (память 1 октября), извещенный ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисусово, чтобы вернуть зрение и крестить.

http://pravoslavie.ru/54792.html

Этот текст показывает, что законы усваивали при помощи заучивания наизусть. Можно предположить, что способ усвоения Торы в школе, в которой обучался Савл, был примерно такой же, какой описан у Иосифа Флавия: учитель громко читал постановления закона Моисеева, а ученики повторяли их и заучивали. Параллельно с текстом Торы ученики знакомились с толкованиями на нее своего учителя. Различные школы толковали Писание по-разному: известны. например. школы Шаммая и Гиллеля – двух раввинов, из которых первый считался более строгим и ортодоксальным, второй – более либеральным. Мы не знаем, каким образом, при каких обстоятельствах и в каком возрасте Савл впервые оказался в Иерусалиме. Но свое религиозное образование он получил именно там. 67 В речи, произнесенной в Иерусалиме, после упоминания о рождении в Тарсе Киликийском, Павел так характеризует себя: «...воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге...» ( Деян. 22:3 ). В Послании к Галатам Павел вспоминает свою молодость: «...и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал. 1:14 ). Согласно иудейской традиции, Гамалиил был внуком Гиллеля и после смерти последнего возглавил его школу. В некоторых раввинистических источниках Гамалиил фигурирует в качестве главы синедриона; в действительности он был одним из его членов. 68 Еврейское предание приписывает Гамалиилу разнообразные изречения и деяния, свидетельствующие не только о глубоком знании им Писания, но и об определенной гибкости, с которой он применял его в жизни. 69 Раввин пользовался большим уважением, о чем свидетельствует следующее высказывание Талмуда: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Tope, и перестали существовать чистота и воздержание». 70 В Деяниях Гамалиил упоминается в одном эпизоде, в котором он встает на защиту Петра и апостолов: Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать... Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их ( Деян. 5:84–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Киликийский католикосат Армянской церкви подал в ЕСПЧ иск о возврате конфискованного в годы геноцида армян имущества 06.12.2016 Католикосат Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви обратился в Европейский суд по правам человека с иском о возврате имущества Армянской церкви, находящегося на территории современной Турции . " Этот суд касается не только Антилиаса (резиденция Киликийского католикосата в Ливане - " ИФ " ), но и всего армянского народа. И мы начали этот путь с осознанием данного факта и должны продолжить его. Мы обратились в ЕСПЧ с иском вернуть резиденцию Киликийского католикосата в Сисе Армянской церкви " , - сказал католикос Великого дома Киликийского Арам I. Видеообращение католикоса размещено на официальной странице католикосата в " Фейсбуке " . Резиденция Киликийского католикосата находилась в городе Сис (в настоящее время называется Козан) на территории современной Турции. В 1921 году после геноцида армян правительство Османской империи дало католикосу Сааку II два дня на то, чтобы покинуть территорию. Католикосат был перенесен сначала в Иерусалим, затем в Алеппо, а после - в Дамаск и на Кипр. С 1930 года католикосат Великого дома Киликийского утвердился в Антилиасе (Ливан). В апреле 2015 года католикосат обратился в Конституционный суд Турции с иском о возврате имущества, однако иск был отклонен. Ранее католикос всех армян Гарегин II заявил радиостанции " Голос Америки " , что первопрестольный святой Эчмиадзин обратится в судебные органы Турции с иском о возврате имущества конфискованного в годы геноцида армян. " Сейчас изучаются все архивные документы, территории, поместья, имущество, которое принадлежало армянам. Этот процесс требует достаточных усилий и кропотливой работы. Изучаются документы, будет составлен соответствующий документ с юридическим обоснованием, который в виде иска будет предъявлен властям Турции, турецким судебным инстанциям " , - рассказал католикос.

http://drevo-info.ru/news/21685.html

Новый понтифик имеет тесные связи с армянами Аргентины. Армянская община этой страны также с радостью восприняла известие об избрании нового Папы Римского, отметив, что архиепископ Бергольо всегда участвовал в мероприятиях, посвященных геноциду армян, а также присутствовал на литургии, отслуженной Католикосом всех Армян. В 2006 году архиепископ публично призвал Турцию признать геноцид армян. В своем обращении он подчеркнул: «Армянам необходимо, чтобы уважали права человека, поскольку они стали жертвой самого тяжкого преступления — геноцида». Папа Франциск был другом армянской общины в Аргентине. Община надеется, что понтифик перенесет эту дружбу в свой новый дом в Ватикане. В церемонии интронизации нового главы Ватикана принимают участие делегаты не только из Эчмиадзина, но и другого армянского Католикосата - Великого Дома Киликийского (Ливан). Делегация Киликийского Католикосата во главе с архиепископом Нареком Алемезяном отправилась в Ватикан еще 17 марта. Архиепископ разместился в гостинице Ватикана Св. Марты, где также поселился новый Папа. Как отмечает Департамент информации и коммуникации Киликийского Католикосата, к вечернему ужину в гостинице маленькой группы клириков с участием архиепископа Нарека, неожиданно присоединился и Франциск I. «Подойдя к столу, Папа попросил простой, ничем не отличающийся от остальных стул и скромно присел на него. Он повел беседу и с армянским архиепископом. Тема касалась братских отношений с Армянской Апостольской Церковью, и Киликийским Католикосатом в частности. Архиепископ Нарек передал приветствия Киликийского Католикоса Арама I новоизбранному Папе, и отметил, что скромность Франциска I -  пример для подражания истинам и учению Иисуса Христа», – передает подробности этой встречи департамент, добавляя, что новоизбранный Папа в ответ благословил трапезничающих, попросив помолиться  и о нем. Также в интронизации Папы принимает участие и президент Армении Серж Саргсян. Делегация, возглавляемая им, отправилась в Ватикан сегодня, сообщает пресс-служба главы Армении. Избранию новым Папой кардинала Бергольо светские власти Армении придали настолько высокое значение, что правительством Армении было решено открыть представительство страны в Ватикане. А несколько дней назад президент Армении назначил на пост первого посла своего зятя Микаела Минасяна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Конституционный суд Турции не принял иск Киликийского Католикоса о возврате своего имущества 30.04.2015 15:12 Пресс-конференция в Вашингтоне с участием международных юристов по иску в Конституционный суд Турции Ереван, 30 апреля, Благовест-инфо. Поданный 28 апреля армянским Киликийским Католикосом Арамом I в Конституционный суд Турции иск не принят высшей судебной инстанцией этой страны. Арам I намерен обратиться к Европейскому суду по правам человека в Страсбурге. «Мы пока не можем с уверенностью сказать примет или все таки нет Конституционный суд Турции наш иск. Но прошло два дня и мы не получили пока никакого ответа из Турции», пояснили «Благовест-инфо» в Киликийском Католикосате. Юристы Католикосата провели сегодня в Вашингтоне пресс-конференцию, на которой рассказали о ходе подготовки документов по иску в Конституционный суд. В дело вовлечены международные юристы, в том числе и специалисты по законодательству Турции.  По их мнению, вся документация соответствует турецкому законодательству и может быть отклонена Конституционным судом лишь по политическим мотивам, что, в свою очередь, даст повод армянской стороне обосновать  жалобу в Европейский суд по правам человека. Город Сис Католикос Арам I по возвращении в Ливан из Армении , где принимал участие в церемонии канонизации жертв геноцида армян в Османской империи, подал иск в Конституционный суд Турции, требуя возвращения исторических угодий и имущества Католикосата Великого Дома Киликийского в Сисе. Ныне эта бывшая столица армянского Киликийского королевства  находится в составе Турецкой Республики и называется Козан. Киликийский Католикосат Армянской Апостольской Церкви - административно независим от Первопрестольного Эчмиадзина. В период с 1295 по 1921 года Киликийский Католикосат находился в Сисе. В годы геноцида армян правительство Османской Турции дало ровно два дня тогдашнему Католикосу Сааку II (Хапаян) на то, чтобы собраться и уехать из Сиса, что и было сделано.  Католикос с немногочисленной свитой смог увезти с собой некоторые древние рукописи, ритуальные принадлежности, в том числе котел для мироварения. Вначале Католикос переехал в Иерусалим, потом в сирийские Аллеппо и Дамаск, на Кипр и только в 1930 году обосновался в Ливане в местечке Антилиас в пригороде Бейрута, где по сей день находится резиденция Киликийских Католикосов Армянской Апостольской Церкви. Наринэ Киракосян Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Католикос Арам I призвал президента Армении не позволять Турции ставить под вопрос факт геноцида армян 23.09.2009 10:12 Ереван, 23 сентября, Благовест-инфо . Католикос Великого Дома Киликийского Арам I (резиденция в Антилиасе, Ливан) направил открытое письмо политической элите Армении. В своем обращении армянский католикос выражает беспокойство в связи с начатыми, по инициативе президента Армении Сержа Саргсяна, армяно-турецкими переговорами. «Волна беспокойства по армяно-турецким возможным дипломатическим отношениям охватила и разбросанную по всему миру диаспору. Больше всего мы волнуемся за вопрос признания геноцида армян, учиненного Османской Турцией и урегулирование карабахской проблемы», - отмечается в письме Арама I, посвятившего значительную часть своей деятельности вопросу всемирного признания геноцида армян 1915 года. Он обращается с просьбой к властям Армении во главе с президентом Саргсяном организовать широкие общественные слушания по армяно-турецким отношениям, на которых будут принимать участие и представители армянской диаспоры. Кроме того, армянский патриарх Киликийского Католикосата ААЦ представил на рассмотрение политической элите Армении предложения из семи пунктов, где особо подчеркивается необходимость осторожного подхода при попытке наладить дипломатические отношения с Анкарой. Армянский духовный лидер предупреждает, что в ряду возможных условий, которые может поставить перед Арменией Турция, Анкара непременно будет добиваться предать забвению память 1,5 млн. вырезанных турками армян. «Ярко осознавая щепетильность политических дебатов на уровне зачатка новых для армян и турков отношений, мы считаем, что армянская сторона должна быть твердой в своей позиции по признанию факта геноцида. Поймите мы – потомки тех, кто подвергся уничтожению (убиты, сожжены, заживо похоронены, погибли от голода, холода, истощения и издевательств во время депортации со своих же земель), и мы не имеем права позволить забвению победить в соревновании с политическими дебатами. По этой причине считаем нецелесообразным создание какой-либо комиссии, которая завуалировано, под видом исследований исторической документации, может набросить тень сомнения в вопросе геноцида. В то же время мы не хотим дать повод, чтобы турецкая сторона обвинила диаспору во вмешательстве в дела Республики Армения и в препятствовании процессу нормализации армяно-турецких отношений. Посему встала необходимость, чтобы глава Армении Серж Саргсян развеял бы все возникшие у многомиллионной армянской диаспоры сомнения. Не будь геноцида – не было бы и такого количества армян, не по своей воле разбросанных по всему миру», - в частности, говорится в сообщении Арама I, распространенного департаментом по коммуникации и информации Киликийского Католикосата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Киликийский католикос, помимо своей духовной власти над армянами своей юрисдикции, имеет еще и светскую власть, которая была дана ему на основании конституции 1860 г., утвержденной турецким правительством (1863) с целью урегулирования вопросов армянского населения в Турции. После выделения Сирии и Ливана в самостоятельные государства правительства этих стран, а также Балкан, Европы и Египта признали ее частной конституцией, регулирующей церковную и национальную жизнь армянских общин. С 1941 г. эта конституция была дополнена двумя законодательными пунктами: 1) об избрании католикоса и отношении его к епископам (38 статей) и 2) о правилах монашеской общины и монашеского братства Католикосата, — получила наименование “Особого Киликийского Положения” 43 . Между прочим 11-я статья этого “Положения” дает Киликийскому католикосу два голоса при избрании Эчмиадзинского католикоса, который имеет ту же привилегию при избрании Киликийского. Несмотря на то, что оба католикоса были совершенно независимы в управлении своими Церквами, отношения между ними бывали порой натянутыми. Так, хиротония Киликийским католикосом епископа Анкары, находившейся в юрисдикции Эчмиадзина, вызвала раскол, ликвидированный Иерусалимским собором 1652 г. Эчмидзианский католикос Геворк IV (1866–1882) со своей стороны стремился к тому, чтобы управлять всей Армянской Церковью, и возникшее от этого столкновение с Киликийским католикосом Мекертихом I закончилось лишь со смертью Георга IV, когда его преемник Мекертих I Керимян (1892–1907) направил поздравительное послание Киликийскому Исааку II, вследствие чего положение урегулировалось. Оба католикоса, стремясь укрепить братские связи друг с другом, приняли решение (Эчмиадзинский в 1925, а Киликийский в 1941) 44 , предусматривающее представительство другого католикосата во время выборов кандидатов на патриарший престол. Однако это решение вызвало в дальнейшем новые затруднения. После смерти в июне 1952 г. Киликийского католикоса Гарегина Ховсепяна местные армяне высказались за кандидатуру Сареха Паясляна (1956–1962), однако патриарх Вазген выступил против этого избрания.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В Армении почтили память архиепископа Месропа Ашчяна, первого декана факультета теологии Ереванского госуниверситета 4 декабря 2008 г. 10:49 Мероприятие, посвященное памяти архиепископа Месропа Ашчяна, первого декана факультета теологии Ереванского госуниверситета, прошло в Национальной библиотеке Армении. «Архиепископ Месроп Ашчян скончался пять лет назад в США от сердечного приступа. Но его память жива до сих пор. Он был уникальной личностью, чей вклад незаменим для Армении, в частности для Национальной библиотеки Армении», — сказал директор Национальной библиотеки Армении Давид Саркисян. На мероприятии, посвященном памяти архиепископа Месропа, был показан фильм, рассказывающий о его жизни и деятельности. «Он должен быть примером для нынешних меценатов и для представителей молодого поколения Армении. Вся его жизнь и деятельность были посвящены Армении. Мы должны вечно хранить его память, чтобы в нынешний век падения нравственных ценностей сохранить свое национальное достоинство», — сказал директор Института истории Национальной Академии наук Армении, доктор исторических наук, профессор Ашот Мелконян. Грайр Ашчян, будущий архиепископ Месроп, родился 3 января 1941 года в Бейруте (Ливан). Начальное образование получил в родном городе, в церковной школе Сурб Ншан. В 1957-1961 годах учился в духовной семинарии Антильяса. В 1961 году был рукоположен во пресвитера. В 1962-1963 годах проходил специальные индивидуальные богословские курсы в Швейцарии и США. В 1963 году возведен в сан вардапета (архимандрита). В 1964-1970 годах занимался преподавательской деятельностью в Антильясе и Алеппо и являлся главным редактором газеты «Аск». В 1970 году направился в США, где в богословском Бринстонском университете Нью-Джерси изучал богословие, историю Церкви и получил степень магистра. В 1973-1977 годах управлял епархией в Исфахане (Иран). В 1977 году был избран управляющим епархией Северной Америки и Канады Великого Дома Киликийского. В 1976 году получил высшую степень вардапета. В 1977 году рукоположен во епископа. Являясь представителем высшего духовенства Киликийского Католикосата, архиепископ Месроп Ашчян в последние годы постоянно проживал в Первопрестольном Эчмиадзине. В 1993 году основал в Ереване благотворительный Фонд «Нерсес Мец». В 1996-2000 годах в Первопрестольном Эчмиадзине возглавлял Канцелярию по организации торжественных мероприятий, приуроченных к 1700-летию провозглашения христианства государственной религией Армении. Архиепископ Месроп Ашчян являлся автором многочисленных трудов в области арменоведения. Ему было присвоено звание почетного доктора наук Национальной Академии наук Армении. 2 декабря 2003 года архиепископ Месроп Ашчян скоропостижно скончался в США от сердечного приступа. Похоронен в городе Антильяс (Ливан) — центре Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви. По материалам сайта «Новости-Армения» Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/498006.htm...

Она требует вернуть имущество, конфискованное турецкими властями в XX веке 6 декабря. ПРАВМИР. Католикосат Великого дома Киликийского Армянской апостольской церкви обратился в Европейский суд по правам человека с иском о возврате имущества Армянской церкви, находящегося на территории современной Турции. Видеообращение католикоса Арама I опубликовано на официальной странице Церкви в Facebook, передает Armenian Sputnik. Резиденция Киликийского католикосата находилась в городе Сис (современный Козан) на территории Турции. В 1921 году после геноцида армян правительство Османской империи дало католикосу Сааку II два дня на то, чтобы покинуть территорию. Католикосат был перенесен сначала в Иерусалим, затем в Алеппо, а после — в Дамаск и на Кипр. С 1930 года католикосат Великого дома Киликийского утвердился в Антилиасе (Ливан). В апреле 2015 года католикосат обратился в Конституционный суд Турции с иском о возврате имущества, однако иск был отклонен. Как пишет «Интерфакс», ранее католикос всех армян Гарегин II заявил, что первопрестольный святой Эчмиадзин обратится в судебные органы Турции с иском о возврате имущества конфискованного в годы геноцида армян. «Сейчас изучаются все архивные документы, территории, поместья, имущество, которое принадлежало армянам. Этот процесс требует достаточных усилий и кропотливой работы. Изучаются документы, будет составлен соответствующий документ с юридическим обоснованием, который в виде иска будет предъявлен властям Турции, турецким судебным инстанциям», — говорил он Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2015 24 апреля, 2015 30 апреля, 2015 29 марта, 2023 17 марта, 2023 22 февраля, 2023 13 февраля, 2023 12 февраля, 2023 8 февраля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/armyanskaya-tserkov-po...

С. 365). Записав сведения о монголах со слов кор. Хетума, К. Г. добавил их в «Историю Армении» к своим впечатлениям побывавшего в монг. плену очевидца. К. Г. был знаком и со мн. др. видными деятелями своего времени - с князьями Прошем, Григором, Курдом; его школьным товарищем был Вардан Аревелци, в 1265 г. по совету К. Г. составивший комментарий на Книгу Песнь Песней Соломона. В 1268-1269 гг. К. Г. побывал в Киликийской Армении и вернулся в Нор-Гетик. По сообщению Григора Акнерци, К. Г. умер в 720 г. по арм. счислению лет (1271), в один год с Варданом Аревелци ( Магакия Абега. 1871. С. 55). «Историю Армении» К. Г. начал писать в 1241 г., во время праздника Пятидесятницы (19 мая). Сочинение состоит из 2 частей. Первая представляет собой компиляцию из текстов более ранних авторов, описывавших события с нач. IV в. до 1197 г. Это своеобразный обзор арм. истории со времени принятия христианства как гос. религии и до монголо-татар. нашествия. 2-я часть основана на устных свидетельствах современников и наблюдениях автора как участника событий. В ней подробно рассказано о нашествии хорезмшаха Джелал-ад-Дина и монголо-татар на земли Армении, летопись доведена до событий 1265 г. В сочинение включены различные документы богословского, церковно-канонического и политического содержания. Поскольку в произведении нет записи о его завершении или обобщающей концовки, предполагается, что «История Армении» осталась незавершенной. Последняя глава явно не окончена: рассказ о войне между двоюродными братьями, монг. ханами Хулагу и Берке, прерывается на описании расположения войск. Сочинение является важным источником по истории монг. владычества в Армении и сопредельных странах, описывает быт, нравы, общественный строй и даже язык монголов, содержит сведения о политической истории гос-ва Хулагуидов, стран Ср. Востока, а также данные по истории Киликийской Армении. Источники, к-рыми пользовался К. Г. в работе над «Историей Армении», в основном указаны им в преамбуле - это документы религ. и богословского содержания, церковно-канонические и политические грамоты, житийная лит-ра, Свящ. Писание, сочинения Евсевия Кесарийского («великий Евсевий» - История Армении. 1976. С. 43) и Сократа Схоластика («многомудрый Сократ» - Там же. С. 44), а также деятелей Армянской Церкви и арм. историков, как древних, так и средневековых, которые перечислены в хронологическом порядке. Наиболее важными для К. Г. были труды Мовсеса Каланкатуаци и Самуэла Анеци; упоминаются и не сохранившиеся сочинения Ованнеса Саркавага и Ванакана Вардапета и др. Подобно Степаносу Орбеляну, К. Г. часто использовал в работе и арм. лапидарные надписи.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010