Наступление на православные общины продолжалось и велось самыми гнусными способами. Например, в 1958 году власти КНР решили на месте русских православных кладбищ, которые располагались в центральной части Харбина, создать парки для гуляний и развлечений. С точки зрения традиционных китайских верований, эта идея была кощунственной. Но атеистическое руководство КНР обратилось к атеистическому советскому руководству с просьбой о переносе кладбища русских воинов, погибших в период Русско-японской войны 1904–1905 годов и захороненных в Харбине. ЦК КПСС дал добро на такое перезахоронение, оговорив, правда, что могилы советских воинов в Харбине «останутся на прежнем месте». Генконсул СССР в Харбине получил соответствующие указания. Вскоре русские кладбища были превращены в парки. Могилы сровняли с землей, а часть надгробных плит и памятников, особенно с христианской символикой, увезли для облицовки дамбы на берегу реки Сунгари. Крест-памятник на Старом кладбище был взорван. А Успенский храм на Новом кладбище в Харбине правители-коммунисты превратили в клуб смеха, установив там кривые зеркала. Остатки русских (не воинских) кладбищ в Харбине были вынесены далеко за город, куда добраться мог не каждый. Почти смертельный удар по Православию в Китае был, однако, нанесен во время маоистской погромной так называемой «культурной революции» в середине 60–х годов прошлого века, о чем я постараюсь рассказать в заключительной статье. Конец 20–го — начало 21 века Предыдущая глава заканчивалась сообщением, что почти смертельный удар по Православию в Китае был нанесен во время маоистской погромной так называемой «культурной революции» в середине 60–х годов прошлого века. Незадолго до нее после смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуан), последовавшей в 1962 году, и епископа Шанхайского Симеона (Ду), скончавшегося в 1965 году, Китайская Автономная Православная Церковь лишилась епископской иерархии. Понятно, что это означало. В период «культурной революции» внешняя жизнь Китайской Автономной Православной Церкви прекратилась. Были закрыты все храмы, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты. Например, в Харбине, где находилась самая мощная община православных верующих, с храмов посбивали кресты. Хунвэйбины сожгли деревянный Свято-Николаевский собор — русскую святыню города. Жгли всю ночь. Старики-русские стояли и плакали. Некоторые из них попытались спасти иконы. Многие церковные реликвии погибли или были растащены. На месте храма был воздвигнут памятник «героям культурной революции», но он долго не простоял: со временем там просто сделали клумбу. В оставшихся церквях богоборцы замазывали изображения святых, а на лица китайских священников они надевали коровьи намордники и на грузовике возили их по городским улицам, избивая при этом. Мало кто из духовенства выжил… Фактически Православие было загнано маоистами в глубокое подполье.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2253...

Храм Божий и строения церковная от мерзких идолопоклонник сожженныя видев, многия скорби исполнился, страдальче отче Митрофане; обаче, в храм пренебесный вшед, воспел еси: Благословен еси, Боже отец наших. Афанасий А, слячен от юности, коленопреклоненне ходивый, низок телом, но высок душею бе; тем_же, наставшу часу испытаний, жену свою Варвару и триех чад увещаша мук за Христа не устрашитися, сего ради и взывает: Благословен еси, Боже отец наших. Андрей Чжу, во единодесятый час жития своего в виноград Христов пришедый, делания своего, жестокосердым приближшимся, не остави и тако, на месте трудов своих, во славу Церкве подъятых, убиенный, со всеми от перваго часа потрудившимися воспевает: Благословен еси, Боже отец наших. Евфимий Ин безстрашный, веру Христову пред ихетуанем Юйсенем исповедавый и онаго безумие обличивый, за сие мечем пронзенный и камением побиенный, песнь богокрасную воспевает: Благословен еси, Боже отец наших. Богородичен: Людие, во тьме и сени смертней седящия, Богородицею к Свету невечернему призвал еси и за Тя пострадати сподобил еси, Преблагословенный отцев Бог и препрославленный. Песнь 8. Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа и превозносите во вся веки. Да почтятся честные страдальцы Афанасий Шуан, Лев Хай, Никифор Хай, Васса, Екатерина и Елена Чжунь, Кирилл Хай, Надежда Чан, Ольга А и инии мнози. Сии вкупе с иереем Митрофаном и прочими мученики воспевают: Господа пойте дела, и превозносите Его во веки. Многовидне потрудистеся в дому Божии, Клименте Куй, Андрее Чжу, Матфее Хай Цюань, Симеоне Си Лин-а, Иосифе Фу, Алексие Чжан, Капитоне Ин, многовидныя муки за Христа претерпевше, ныне ликуете во цветнице Его, взывающе: благословите вся дела Господня, Господа. Измлада пении и песньми духовными прославлявшии Господа и Пречистую Матерь Его во храме честнаго успения Ея, Афанасие А, Афанасие Юй, Сергие Чжан, Петре Ли Юнь-ань, Алексие Ин, по славнем страдании вашем песнь новую и светлейшую возносите: Благословите вся дела Господня, Господа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Вдова и мать Екатерина Чжунь со всеми своими детьми (Витт, Матвей, Никифор, Кирилл, Васса, Елена), которые помогали проповедовать Евангелие, также были убиты. Афанасий А, переплетчик и клиросный певчий, сказал боксерам, которые вели его на смерть, что пусть сделают это здесь — во дворе Миссии, в которой он духовно родился. Капитон Ин, знатный маньчжур из царствующей династии, работавший типографским печатником при Миссии, а также являвшийся нотным писцом и певчим, — убит. Албазинец Симеон Си, всю жизнь проживший при Миссии, отливавший свечи, выпекавший просфоры для литургии, звонивший в колокола, — убит. Климент Куй, алтарник, — убит. Афанасий Шуан, чтец Апостола, — убит. Албазинка Анна Жуй — убита в собственном доме. Алексей Чжань-Фу-Жунь, сторож деревенской церкви, — убит вместе со своими домашними. Почтенные старцы, в числе которых Кир Чжан, Анна Чжан, Иона Гуй, Ольга А, Елена Хо, Анна Линь, Иосиф Фу, также были убиты. Сергий Филиппов Чжан, певчий Успенской церкви, — убит. И это лишь малая часть погибших в 1900 году православных китайцев. 11 октября 1901 года начальник Пекинской духовной миссии представил поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру, и попросил разрешения устроить храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви на месте уничтоженной церкви в Пекине, где располагался бы склеп для погребения убиенных православных китайцев. Указом Святейшего Синода 2874 от 22 апреля 1902 года было установлено празднование китайским новомученикам. Их останки были погребены в усыпальнице храма, освященного в их честь. Многие из них оказались нетленны. В том же году Святейший Синод канонизировал 222х китайских мучеников. Начальником Российской духовной миссии в Китае был назначен архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и возведен в сан епископа. Жизнь после восстания С 1905 по 1913 год были предприняты поездки в отдаленные уголки Китая с миссией крещения китайцев. Одним из ярких проповедников Евангелия в Китае тех лет был священник Михаил Тан. Он духовно окормлял 600 православных китайцев в 40 местностях. Это было непросто — важнейшим препятствием к принятию Православия считалось существующее на китайских землях конфуцианство.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

В итоге Церковь в КНР не получила возможности быть признанной властями на национальном уровне, оставаясь юридически неоформленной в единую структуру, по сути являясь группой разобщенных приходов в разных частях страны. В решении имущественных вопросов также были допущены существенные ошибки: Церковь самостоятельно отказалась от своих имущественных прав. Все недвижимое имущество было 30 марта 1956 года передано архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) властям КНР для национализации в надежде на то, что этот шаг вызовет благосклонное отношение к Китайской Православной Церкви. Увы, этого не произошло (для сравнения: ни Католическая, ни Протестантская Церкви в Китае не отдали для национализации свое имущество — все оно было отобрано, что и было должным образом зафиксировано, что дало основание для частичного возвращения недвижимого имущества Католической и Протестантской Церквям в Китае по окончании «культурной революции»). Разобщенность православных приходов и серьезные противоречия между епископом Пекинским Василием (Яо Шуан) и епископом Шанхайским Симеоном (Ду) по вопросу об управлении церковной жизнью также не способствовали ее нормальному развитию. Самым плачевным обстоятельством явилось то, что важнейшая задача создания национального клира не была решена удовлетворительным образом — за период 50-х годов Китайская Православная Церковь получила только лишь двух китайских архиереев и не более 20 китайских клириков (для сравнения: Католическая Церковь в Китае, с очевидностью осознав необходимость создания национального клира, к началу 60-х годов имела несколько десятков китайских епископов, сотни священников и монахинь по всей территории страны — этот успех и стал причиной того, что Католическая Церковь в Китае сохранилась в период «культурной революции», несмотря на жестокие преследования). Массовый отъезд русских прихожан в 50-е годы привел к тому, что храмы опустели, многие из них были вынуждены закрыться именно по причине того, что не для кого стало совершать богослужения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1327793...

14) Анна Жуй, в доме своем ты убита, но ты воспитала слуг для дома Божия: теперь сын твой в диаконском сане служит церкви и нуждам бедных собратий, а дочь руководит школой сестер твоих — албазинок! 15) Афанасий Шуан, молодой человек, кормивший своих родителей и многочисленных братьев, ты достиг большого искусства в чтении Апостола по славянскому тексту! 16) Алексей Чжань-Фу-Жунь, сторож церкви в деревне; простота и непосредственность твоей веры, сердечность и приветливость к приезжавшим к тебе отцам-миссионе­рам всем нам известны. Ты и семью свою учил тому же, и крестил всех своих домашних, потому они и последовали за тобой в лучшую жизнь. 17) Кир Чжан, Анна Чжан, Иона Гуй, Ольга А, Елена Хо, Анна Линь, Иосиф Фу и другие глубокие старцы, кому нужна была ваша смерть, или кому мешала ваша жизнь, опиравшаяся на клюку? Но вы пали под ножами убийц, ускоривших ваш переход к лучшей жизни и освободивших вас от немощей ветхого тела. 18) Сергий Филиппов Чжан, чуть не полвека ты был певцом в Успенской церкви, да сподобит тебя Господь и во веки воспевать Его величие в сонме святых. Поистине «многая ваша имена и большая дарования, молитеся о душах наших!»”. Но этот список — лишь малая часть пострадавших в 1900 г. православных китайцев. Начальник Пекинской духовной миссии представил в Св. Синод от 11 октября 1901 г. поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру и вместе с тем ходатайствовал о разрешении в память сих первых китайцев-муче­ников за веру: 1) устроить на месте разоренной миссийской церк­ви в Пекине храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви, со склепом под алтарем, для погребения в нем костей избиенных православных китайцев, и 2) установить для православной общины в Китае праздновать 10 и 11 июня по следующему чину: 10 июня соблюдать строгий пост, перенося его на ближайшую пятницу, если означенное число случится в субботу или воскресенье, и совершать заупокойную литургию с панихидой по избиенным православным китайцам, а 11 июня отправлять торжественно, по храмовой главе, богослужение во имя святых Мучени­ков Православной Церкви, с крестным ходом на месте избиения православных китайцев или вокруг храма, с пением ирмосов «Волною морскою», и, после обычного многолетствия, провозглашать вечную память всем честно пострадавшим за православную веру китайцам.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

Некоторые из них к моменту получения автономии по национальному составу и языку богослужений были преимущественно русскими (особенно в сельских районах Синьцзяна и Внутренней Монголии), в некоторых из открытых храмов (в Пекине и Шанхае) богослужения совершались китайским духовенством на китайском языке. Став автономной вынужденно, в силу политических обстоятельств, будучи слишком хрупкой и неготовой институционально к самостоятельности, Китайская Православная Церковь вынуждена была без всякой помощи решать вопрос об организации своей независимой жизни — прежде всего для китайской паствы. Согласно законодательству КНР, защищающему религиозные права иностранных граждан, находящихся на территории страны, иностранцы могут участвовать в богослужениях, проводящихся китайскими общинами. Именно в этом юридическом поле может решаться вопрос о создании условий для религиозной жизни русских, как временно, так и постоянно проживающих в Китае — они могут быть прихожанами храмов Китайской Автономной Православной Церкви в тех местах, где эти храмы действуют официально. Тем не менее, церковную жизнь православных общин на территории КНР даже и доныне трудно признать нормальной. Причина тому — инерция непреодоленных проблем, источником которых стали сложные исторические обстоятельства, через которые прошла Православная Церковь в КНР. Исторический период рождения Китайской Автономной Православной Церкви не был благоприятным для ее самостоятельного развития. Еще нуждавшаяся в помощи со стороны, Церковь по причине постоянного противодействия властей КНР так и не смогла провести свой Поместный собор — таким образом, избрание епископа Пекинского Василия (Шуан) в качестве главы Церкви так и не было совершено, и ее канонический статус остался в большей степени моделью, нежели реальностью. Юридическое положение Церкви также было уязвимым: она не создала в то время «Православную патриотическую ассоциацию», которая по требованию властей должна была бы быть признаваемой государством структурой, через которую и должны были выстаиваться церковно-государственные отношения (подобные объединения, своего рода дублирующие организационные структуры, созданы были в КНР католиками, протестантами, мусульманами, буддистами и даосистами).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1327793...

В конце второй мировой войны благодаря фронтовым успехам Красной армии увеличилось число сторонников перехода в юрисдикцию Московского Патриархата среди рус. эмигрантов. В 1945 г. миссия в Пекине воссоединилась с Патриаршей Церковью. Миссионеры, к-рые получили политическую и материальную поддержку со стороны СССР, надеялись на дальнейшее развитие Православия в Китае. Важнейшая роль, по мнению архиеп. Виктора (Святина), должна была быть отведена мон-рям: «Только через монастырь и возможно удовлетворить все нужды православного населения в Китае. При монастырях обязательно должна существовать всегда высшая миссионерская школа, в которой подготовлялись и воспитывались бы в строго православном церковном духе будущие пастыри и веропроповедники Китая». В июле 1950 г. архиеп. Виктор прибыл в Москву для участия в заседании Синода по вопросам Российской миссии в Китае. В докладе Синоду 20 июля архиеп. Виктор отмечал: «Период с 1918 по 1945 год - это период упадка дела миссии и время развития церковно-общественной чисто русской деятельности в Китае». Начальник миссии просил назначить нового молодого наместника в мон-рь, видя в этом залог развития церковно-воспитательной и миссионерской работы. Осенью 1950 г. архиеп. Виктор рукоположил во священников неск. китайцев - Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана и Иоанна Ло. К 1955 г. в Пекинской епархии насчитывалось уже 17 священников-китайцев. Во диаконов были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан. В рапорте патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) от 16 февр. 1951 г. архиеп. Виктор представил к хиротонии настоятеля Успенского кафедрального собора в Пекине архим. Василия (Шуана). Однако развитие Православия в Китае в сложившихся исторических условиях встретило множество препятствий, и в 1954 г. Советское правительство закрыло миссию в Пекине, а рус. духовенству вскоре предписало покинуть территорию Китая. Рядом с советским посольством в переделанном жилом доме был открыт Успенский храм Китайской автономной Православной Церкви , просуществовавший до 1964 г. ( Горбачёв, Манакова. 2013. С. 99). Территория П. м. была передана под посольство СССР. Летом 1956 г. все монастырские учреждения и предприятия (школа, типография, молочная ферма и проч.) были переданы кит. властям и позднее снесены при строительстве советского посольства. Монастырский корпус был приспособлен под хозблок посольства, в 1957 г. бывш. монастырский Успенский храм переоборудован под гараж, а храм Всех св. мучеников разрушен.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

христиане собрались в доме свящ. Митрофана (Цзи), в т. ч. пришли и его недоброжелатели. 10 июня солдаты и ихэтуани окружили жилище священника. В это время там находилось ок. 70 христиан, в основном женщины и дети. Священнику нанесли множественные ранения в грудь, от к-рых он скончался. Соседи отнесли его тело на то место, где находилась богадельня миссии. Позже архим. Авраамий (Часовников) позаботился о мощах священномученика. Жена свящ. Митрофана диаконисса Татиана Ли 10 июня укрылась в доме невесты сына, но на др. день ей и еще 19 христианам отрубили головы. Старший сын свящ. Митрофана 23-летний Исаия, который служил в артиллерии, был казнен 7 июня у ворот Пинцзэмэнь. За 2 дня до погрома его 19-летняя невеста Мария (Шуан) пришла в дом свящ. Митрофана и погибла вместе с семьей своего жениха. Сергий, средний сын священника, единственный выживший из семьи Цзи, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: «Я родилась около церкви Пресв. Богородицы, здесь и умру». Младшему из детей священника, Иоанну, было тогда 8 лет. 10 июня ихэтуани нанесли ему множество ранений, отрезали нос и уши. Мария спрятала его в отхожем месте, и израненный мальчик прожил еще неск. дней. На вопрос, больно ли ему, он ответил, что страдать за Христа не больно. Иоанн попросил у соседей воды, но они отказали ему, опасаясь преследования. Сохранились свидетельства китайцев, которые впосл. приняли крещение, что мальчик, будучи повторно схвачен ихэтуанями, спокойно шел к месту казни. Христ. погромы произошли в ночь на 11 июня, т. е. на день памяти апостолов Варфоломея и Варнавы, в связи с чем это событие иногда называют «Варфоломеевской ночью в Пекине». Во время восстания ихэтуаней помимо правосл. христиан погибло ок. 30 тыс. католиков и ок. 2 тыс. протестантов. По ходатайству начальника миссии архим. Иннокентия поминовение К. м. установлено Указом Святейшего Синода 2874 от 22 апр. 1902 г. Их мощи были погребены в усыпальнице храма во имя Всех святых мучеников, возведенного в 1903 г. на территории Пекинской миссии.

http://pravenc.ru/text/1841145.html

Нет, как если б ты уже умирал, пренебреги плотью; она грязь, кости, кровянистая ткань, сплетение жил, вен, протоков . Марк Аврелий. Размышления. 2.2 Сжалившись над голодным волком, Вень Шуан заявил: «Я не притязаю на этот презренный кусок мяса. Я дам его тебе для того, чтобы приобрести еще более крепкое и выносливое тело. Этот дар принесет пользу нам обоим». Сжалившись над голодным волком, Вень Шуан заявил: «Я не притязаю на этот презренный кусок мяса. Я дам его тебе для того, чтобы приобрести еще более крепкое и выносливое тело. Этот дар принесет пользу нам обоим». Рассуждения о чистой земле 21.12 Как я уже отмечал, пример Китая необычен, потому что философия здесь началась со споров об этике и лишь затем перешла к рассуждениям о природе Вселенной. В Греции и в Индии все началось с рассуждений о мироздании, а вопросы о природе физического мира быстро открыли путь к размышлениям о разуме, правде, сознании, значении, языке, иллюзии, мировом духе, космическом разуме и судьбе человеческой души. Этот необычный, сложный лабиринт зеркал так ослепляет, что очень трудно определить исходную точку, т. е. то, что именно в этих зеркалах отражается. Здесь на помощь может прийти антропология, поскольку у антропологов есть уникальное преимущество, заключающееся в том, что они могут наблюдать первую реакцию людей, прежде не участвовавшие в этих спорах, на понятия Осевого времени. В отдельные моменты мы с необычайной ясностью осознаем, что сущность нашего мышления полностью противоположна тому, что мы привыкли себе представлять. Католический миссионер Морис Леенхардт, много лет проповедовавший Евангелие в Новой Каледонии, испытал это ощущение в 1920-е годы, когда спросил одного из своих учеников, пожилого скульптора по имени Бусоу, как тот воспринимал духовные идеи, с которыми ознакомился: Однажды, желая определить уровень умственного прогресса канаков, которых я учил много лет, я рискнул задать следующий вопрос: «Если коротко, мы привнесли понятие духа в ваш образ мышления?» Он возразил: «Духа? Да что вы! Дух вы нам не привнесли. Мы и так знали, что он существует. Мы всегда действовали в соответствии с духом. Вы привнесли нам идею тела» .

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Из славного моря многомятежного жития сего в вечный пренебесный покой, яко от кита Иона, вшел еси, священнотаинниче отче Митрофане. Радуйся, Евфимие Пань, от каменносердых камением побиенный. Радуйтеся, Акилино Шуан, Анно Чан, Павле Шуан со чады, в дому своем сожженнии. Радуйтеся, Ирино Фу со чады Анной, Афанасией, Евпрасией Прохором и Марией, за врата града отведенныя и тамо, от Христа не отрекшиеся, убиенныя. Радуйся, Ирино Гуй Жуй-ши, сердцем твоим кротким Иисуса кроткого возлюбившая и службе церковней на всяк день прилежавшая, ихетуанем, рабов Божиих ищущим, не таясь рекшая: христиане есмы. Радуйся, вдовица Капитолино Хуай, мрачную нощь отречения от Христа прешедшая и светлым утром покаяния, посем же подвигом мученичества грех свой омывшая. Богородичен: Владычице, Владычице, зриши немощь нашу и расслабление духовное, настави ны на всяк час бдети и Сыну Твоему молитвы сердечныя возносити, да николиже отступим от Него. Кондак, глас 2-й. Яко сокровище многоценное, троелетне в земли сокровенное, обретошася мощи ваша, священнотаинниче Митрофане и овцы твоих учений, во граде Пекине просиявшия, благодать неоскудную подающе душам нашим. Сего ради с радостию и любовию воззовем: молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас. Икос: Подвигом и болезнем вашим дивящеся, достоблаженнии страстотерпцы Китайстии, в веселии сердеченм вопием вам: Радуйтеся, Христа, многоценный бисер, в земли язычестей обретшии; Радуйтеся, ничтоже от земных сокровищ ему предпочетшии; Радуйтеся, добре Ему в подвории православнем Бейгуань поработавшии; Радуйтеся, в час огненного испытания от Него не отступльшии; Радуйтеся, за Него огнем сожженнии, камением побиеннии, мечем усеченнии; Радуйтеся, вся сия радостию и веселием претерпевшии; Радуйтеся, сего ради нас взывати ко Господу подвизающии: Молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас. Песнь 7. Ирмос: Образу златому, на поле Деире служима, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления посреди же огня ввержени, орошаемы, пояху: Благословен еси, Боже отец наших.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010