Сольвычегодск. Введенский необщежительный мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально - во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас г. Сольвычегодск). Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565-1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году. Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение». Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя свв. Антония и Феодосия Печерских, во имя св. Митрофана Воронежского. В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, однако затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда. В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…

http://sobory.ru/article/?object=41850

Церкви Римским папам. Возвращаясь из Флоренции в Москву, Исидор в течение 1440 г. беспрепятственно посетил земли ВКЛ, проповедуя унию. В авг. того же года, посетив Вильно, он столкнулся с неприязненным отношением к унии со стороны местного католич. духовенства, считавшего, что папа Евгений IV на Флорентийском Соборе сделал слишком большие уступки православным. По приезде в Москву Исидор был заточен в Чудовом мон-ре. Бежав оттуда, он вновь оказался в ВКЛ, побывал в Новогрудке и др. местах, однако его проповедь унии не имела успеха, и Исидор удалился в Италию. Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) В 1448 г. Собором епископов Сев.-Вост. Руси, осудивших греч. Церковь за заключение Флорентийской унии, в митрополита Киевского был возведен Рязанский еп. свт. Иона († 1461). В 1451 г. свт. Иона был признан польск. кор. Казимиром Ягеллончиком (1440-1492), к-рый являлся также вел. князем литов. Специальной грамотой он разрешил свт. Ионе управлять правосл. епархиями в западнорус. землях. В продолжение последующих 8 лет свт. Иона был единым митрополитом и для Московской, и для Литовской Руси. Ситуация изменилась в 1458 г., когда под влиянием ухудшения отношений с Москвой Казимир лишил митр. Иону права управления западнорус. епархиями и принял на его место присланного из Рима униатского митр. Григория Болгарина († 1472), ученика Исидора. С поставлением на Киевскую кафедру Григория Болгарина произошло разделение Русской Церкви на 2 митрополии: Московскую и Западнорусскую (Литовскую) с резиденцией, находившейся первоначально в Новогрудке (кафедральный храм св. Бориса и Глеба). В состав новой митрополии вошли все правосл. епископии ВКЛ, в т. ч. белорус.: Полоцкая, Смоленская (до 1514) и Туровская. Часть белорус. земель - Новогрудок, Слуцк, Гродно, Минск - была включена в состав Митрополичьей епархии. Признанный кор. польск. и вел. кн. литов. Казимиром IV, Григорий Болгарин был признан и епископами литов.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Не более как чрез два года – в 1214 г. и епископия Ростовско-Суздальская разделилась на две – Ростовскую и Владимиро-Суздальскую 208 . С отделением Владимиро-Суздальской епархии ростовские епископы, начиная с Пахомия, стали называться ростовскими и ярославскими, иногда и угличскими 209 . Так. обр., в титул их входили три главных епархиальных города. Несомненно, после отделения Владимиро-Суздальской области, в Ростовской епархии осталось не три, а больше городов. Об одном из ростовских архиепископов Григории в летописи прямо замечено, что он поставлен епископом Ростову, Ярославлю, Белоозеру, Угличу, Устюгу и Мологе 210 . Тут названо большинство населенных центров Ростовской епархии к концу XV века; но опять-таки не весь состав её. К ним необходимо прибавить еще несколько старых и новых населенных пунктов, именно: Пошехонье, Чаронду, Романовский уезд, Тотьму и Сольвычегодск. Пошехонье и Чарондская округа были исстари Ростовской епархии и только в 1657 г. вместе с Белоозером отошли от неё к Вологодской епархии, когда от последней отделились к вновь учрежденной Вятской епархии великопермские города Чердынь и Соликамск с их уездами 211 . О Тотьме известно следующее. В конце XV века у Соли-Тосемской Строгановы завели варницы. Около варниц тотмичи прожили не долго. Они скоро стали переселяться на настоящее свое место, на берег р. Сухоны. Братья Степан и Андрей перенесли с варниц на новое место церковь св. Илии и поставили ее там, где ныне находится Предтеченская. Это было в 1554 г. Одновременно преподобный Феодосий, бывший надзиратель соляных варниц, принадлежавших Спасо-Прилуцкому монастырю, при помощи тотмичей, между р.р. Ковдою и Пяслей-Деньгою, устроил монастырь. Ростовский архиепископ, в ведении которого уже находилась новонаселившаяся Тотьма, по челобитью тотмичей, назначил настоятелем монастыря самого Феодосия и дал монастырю льготную грамоту, освобождавшую от податей 212 . Северо-восточные города Устюг на р. Сухоне и Сольвычегодск на Вычегде с уездами очень долго оставались за Ростовской кафедрой, пока вместе с Тотьмой в 1682 г. не составили новой епархии 213 . В 1490 г. в Устюге сгорела соборная деревянная церковь . Устюжские попы били челом великому князю о постройке новой. Великий князь приказал справиться по книгам, кто строил старую. Оказалось, что ее поставил в 1397 году ростовский епископ, почему и теперь велено ему же заняться постройкой устюжской соборной церкви 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Москва. XVI. Св. Стефан Пермский. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 214. РГБ. Москва. Русь. XVI. Свт. Стефан Пермский. Рисунок (перевод с иконы). Русь. XVI век. ГРМ, ПМ-4464. Ретушировано. Сольвычегодск. 1650-1660-е. Ростовские святые (фрагмент). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. В Нижегородском государственном историко-архитектурном музее. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Свт. Стефан Пермский с житием. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 100 х 71. Из Никольской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Россия. 1717. Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

И.А. Флиге. Судьба меньшевика Как правило, годы выхолащивают память о человеческой судьбе, подменяя ее безличными дефинициями: «политический деятель Февральской революции», «политик, меньшевик, экономист». С Борисом Осиповичем Богдановым получилось иначе: людям, знавшим и любившим его – родным, соратникам по борьбе, односидельцам в лагерях и тюрьмах – в разных текстах (воспоминаниях, записках, кратких статьях) удалось сохранить и передать живой образ этого человека – его вкус к жизни и борьбе, любовь к правде, верность себе и своему времени. Борис Осипович Богданов родился 4 марта 1884 г. в Одессе. Отец Осип Борисович, купец 1-й гильдии, занимался торговлей лесом. Борис Богданов окончил Одесское коммерческое училище им. императора Николая I (1904), в 1902-м вошел в молодежный социал-демократический кружок, в год окончания училища, был первый раз арестован и заключен на полтора месяца в Одесскую тюрьму. 15 июня 1905 г., едва в одесский порт вошел мятежный броненосец «Потёмкин», Богданов проник на борт корабля и держал речь на митинге экипажа, призывая матросов присоединиться к одесской стачке. С 1905 г. он – член Одесского общегородского комитета РСДРП. Весной 1906 г. арестован за участие в сходке. Через три месяца освобожден. 25 июля 1906 г. Богданов уехал в Петербург, через месяц опять арестован и в декабре выслан на два года в Сольвычегодск. В начале 1907 г. бежал из ссылки в Петербург, скрывался под вымышленной фамилией, работал в подполье. Будучи на нелегальном положении, он был избран членом Петербургского комитета РСДРП (тогда еще объединенного), а с середины 1907 г., после окончательного размежевания большевиков с меньшевиками, вошел в меньшевистский комитет. В конце 1907 г. он вновь был арестован и отправлен обратно в Сольвычегодск. После окончания ссылки, в середине 1909 г., Борис Осипович вернулся в Одессу, где познакомился со своей будущей женой Ольгой Альбертовной Дыхно (1889–1974), дочерью главы одесской еврейской общины. С середины 1910 г. Б.О. Богданов – в Петербурге; Ольга Альбертовна приехала к нему, и они стали жить в гражданском браке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сосланный в Старицкий монастырь, Иов удаляется от происходивших событий до того времени, пока не был вызван Шуйским в Москву для разрешения народа от клятв в 1607 году. Но мы встречаем его имя на грамоте самозванца, которой он возвещает о своем восшествии на престол 88 . „Иов патриарх Московский и всея Руси, говорит самозванец, и митрополиты и архиепископы и освященный собор и бояре и окольничие и т. д., узнав прирожденного в нас государя своего царя и великаго князя Дмитрия Ивановича всея Руси, в своих винах били челом“. Как смотреть на это выражение самозванца о патриархе, что и он бил челом? Действительно ли это, или же это только действие хитрой политики самозванца, нуждавшегося в поддержке церкви и желавшего показать, что и первосвятитель церкви был на его стороне? Имя Иова стоит только в двух сохранившихся грамотах из времен Лжедимитрия I-ro: обе они извещают о восшествии самозванца на престол, – одна в Сольвычегодск от 6 июня 1605 г. 89 , другая в Иелым от 11 июня 90 . Обратившись к другим грамотам Лжедимитрия, мы видим, что он в них вовсе не упоминает не только о патриархе Иове, но и об освященном соборе. Так, в грамоте в тот же Сольвычегодск самозванец говорит: „и на Москве и во всех городах бояре наши и окольничьи и приказные люди нам прирожденному государю своему крест целовали“ 91 . Буквально сходное выражение мы видим воеводам и дьякам от 11 июня 92 и от того же числа к сибирским воеводам 93 . Как мы сказали, здесь имя не только патриарха, но далее и освященного собора здесь вовсе не упоминается. Почему же самозванец, извещая одних, говорит, что его признали патриарх и освященный собор, а другим молчит об этом? Обратившись к нашей исторической литературе, мы видим следующее. Одни из историков высказывают свое мнение об участии патриарха в челобитьи самозванцу, характеризуя Иова с дурной стороны. Так Карамзин говорит об Иове: „слабодушным участием в кознях Борисовых лишив себя доверенности народной, не имев мужества, умереть за истину и за Феодора, онемев от страха и даже, как уверяют, вместе с другими святителями бив челом самозванцу, надеялся ли Иов снискать в нем (Лжедимитрии) срамную милость? Но Лжедимитрий не верил его бесстыдству, не верил, чтобы он мог с видом благоговения возложить царский венец на своего беглого дьякона, и для того послы самозванцевы объявили народу московскому, что раб Годуновых не должен остаться первосвятителем“ 94 . В примечании к этому тексту Карамзин цитирует указанные нами грамоты Лжедимитрия, где последний говорит, что и патриарх Иов бил ему челом 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разное время перестройке подверглась южная галерея, был разобран пятишатровый придел. К северо-западному углу галереи некогда примыкала церковь-колокольня в честь Собора Богородицы, от которой сохранились два нижних яруса. Ныне существующая колокольня возводилась в 1819-1826 годах. Она появилась после опустошительного пожара 1819 года, сильно повредившего храм. К тому времени эпоха могущества Строгановых уже отошла в прошлое. Во второй половине XVIII века Сольвычегодск, оказавшийся в стороне от торговых путей, постепенно превратился в тихий провинциальный городок. Богатых покровителей Благовещенский собор не имел, и, чтобы его отремонтировать, пришлось продать в Москву много икон, золотых и серебряных окладов, жемчуга и драгоценных камней. А в 1830-х годах старообрядцы федосеевского согласия сумели провести сделку о списании якобы " ветхих " икон, в результате чего собор лишился большого числа старинных строгановских образов. Возможно, чуть улучшила положение собора Успенская церковь 1764 года постройки, приписанная к нему, а в конце XVIII века бывшая обычной приходской, но точных сведений на этот счёт не имеется. Современная история Благовещенского собора началась в 1919 году, когда главный храм рода Строгановых был превращён в музей. Благодаря подвижничеству замечательных учёных в это критическое для отечественной культуры время были сохранены многие художественные и культурные ценности. В этом ряду подвижников музейного дела необходимо упомянуть первого директора Сольвычегодского музея Ивана Ильича Томского. Благодаря целенаправленной и самоотверженной деятельности И. И. Томского было сохранено здание Благовещенского собора и собрания церковного искусства, имеющие мировое значение и по праву вписанные в золотые страницы истории культуры и искусства России. По единогласной оценке специалистов, Благовещенский собор Сольвычегодска принадлежит к распространённому в XVI веке типу городского храма крупных размеров. Собор - трёхапсидный и пятиглавый, поставлен на высокий подклет и окружён галереей с приделами.

http://sobory.ru/article/?object=06438

159-163; 13. С. 247-250, 261-264; Михайлов Д. Венок на могилу В. П. Станицкого//Архит.-худож. еженедельник. Пг., 1916. 32. С. 323-324; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: V. Вологодская губ.: IX. Устюжский у.//Вопр. реставрации. Пг., 1917. Вып. 18. С. 18-19. (ИИАК; 64); Томский И. И. Путеводитель по Северу России. Сольвычегодск, 1920. С. 124-125; Евдокимов И. В. Север в истории рус. искусства. Вологда, 1921; Шляпин В. П. Из истории г. Вел. Устюга//Зап. СДОИМК. 1925. Вып. 1. С. 21-22; Тельтевский П. А. Вел. Устюг. М., 1960. С. 118-120; Подъяпольский С. С. По Сухоне и Сев. Двине. М., 1969; Шильниковская В. П. Вел. Устюг: Развитие архитектуры города до сер. XIX в. М., 1973, 19872. С. 148, 155, 157-159, 173-174; Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Сольвычегодск, Вел. Устюг, Тотьма. Л., 1983; Кудрин Н. М. Запечатленная память: Записки краеведа. Архангельск, 1986; Каптиков А. Ю. Каменное зодчество Рус. Севера, Вятки и Урала XVIII в. Свердловск, 1990; Описание Вел. Устюга в Устюжской писцовой книге «Письма и меры Микиты Вышеславцова да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году»//Бысть на Устюзе...: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1993. С. 231-232; Васильев С. Описание г. Устюга Великого Вологодской губ. в ист., стат. и топографическом отношениях г.]/Публ.: И. С. Велиева; коммент. и примеч.: Ю. С. Васильев//Вел. Устюг: Краевед. альм. Вологда, 1995. Вып. 1. С. 381-459; Чебыкина Г. Н. Вел. Устюг во 2-й пол. XIX - нач. XX в.//Там же. С. 58-60; она же. Вел. Устюг: Летописная книга XII - нач. XXI в. Вел. Устюг, 2007; Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX - нач. ХХ в. СПб., 1996; Анишина А. П. Шитая икона «Св. Троица Ветхозаветная» из собр. Вологодского музея-заповедника//Изв. Вологодского об-ва изучения Северного края: 2000-летию Рождества Христова посвящается. Вологда, 2000. Вып. 8: Исслед. и реставрация памятников культуры Рус. Севера; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии, XVII - нач. XX в. М., 2000; Вишерская Г. М. Генеалогия священников Яблонских-Вишерских-Покровских//Глагол времени: Ст.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Дионисий и искусство Москвы XVXVI столетий. Каталог выставки/Авт. вступ. статьи В.К. Лаурина. Л., 1981. Дмитриев Ю.Н. «Строгановская школа» иконописи//История русского искусства./Под. ред. И.Э. Грабаря. Т. 3. М., 1955. Древние иконы старообрядческого кафедрального Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 1956. Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005. Древности Российского государства. Отд. 1. Св. иконы, кресты, утварь храмовая и облачения сана духовного. М., 1849 (текст И. М. Снегирева ). Дунаев Б.И. Путешествие из Москвы в Петербург через Двинские земли, Беломорье и Северный край. Город Сольвычегодск. М., 1914. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки по русской культуре XII–XX вв. М., 1997. Дурасов Г. Каргополье. М., 1984. Дурылин С.Н. Древнерусская иконопись и Олонецкий край. Петрозаводск, 1913. Дурылин С.Н. Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже. М., 1914. Дурылин С.Н. Град Софии, Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании. М., 1915. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII – начала XX веков/Авт.-сост. Рахманова М. П., Красилин М. М. М., 1996. Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921. Евдокимов И. Вологодские стенные росписи. Вологда, 1922. Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин. 2007. Евсеева Л.М., Кочетков И.А., Сергеев В.Н. Живопись Древней Твери. М., 1974. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игумен Лука (Головков), Смирнова Э. и др. История иконописи. М., 2002. Едлинский М.Е., прот. Чудотворные иконы Нерукотворенного Спаса, Божией Матери и святых угодников Божиих, за помощью к Которым прибегает народ наш в различных болезнях и житейских нуждах. Киев, 1897. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1707–1733. Киев, 1868. М., 1998. Ешкилев В.А. Город Сольвычегодск и памятники его былой культуры. Великий Устюг, 1926.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. " Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий " , - громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя. Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом. Иконописный подлинник Новгород. XVI. Свт. Евфимий. Резьба. Новгород. 1-я половина XVI века. 175 х 45. Рельеф с крышки раки святого в Вяжецком монастыре. ГРМ. Спб. Новгород. 1549. Свт. Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. 198.5. х 88. В 1917 году пелена поступила из Вяжищского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. XVI. Спас на престоле с припадающим свт. Евфимием Новгородским. Икона. Русь. 3-я четверть XVI века. 42 х 34. Из Собора Покровского монастыря в Суздале. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль. Русь. XVI. Свтт. Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Святая Троица " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Сольвычегодск. XVII. Новгородские святые (фрагмент). Мастерская Анны Иоановны Строгановой. Шитьё. Сольвычегодск. Середина XVII в. 38. х 30.5. После 1926 года поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. 1694. Св. Евфимий Новгородский. Средник трехстворчатой иконы святого в житии. Русь. 1694 г. Новгородский историко - архитектурный музей - заповедник. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1962-73. Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы. 28.5 х 22.4. Тональный рисунок - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

http://patriarchia.ru/db/text/911426.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010