Чирок – небольшая дикая утка Чирухин Поспел [см. Поспел], крестьянин, 1604 г., Белоозеро (Сольвычегодск? – С. В.) Чистопортошный Иван Нефедьев с сыновьями, крестьяне, 1620 г., Белоозеро Чистоха Григорий, крестьянин, 1564 г., Олонец Чистоха – чистёха Чихачевы Никита и Федор Андреевичи, 1534 г., Торопец; Чихачев Петр Иванович, воевода, 1613 г., Белоозеро; Чихачевы, XVI–XVII вв., Торопецкий уезд Чичагов Григорий Исаакович, 1596 г., Кострома Чичаг, чечаг – шишак, шлем (Даль) Чичерин Полянин Дмитриевич, 1563 г. . Чичер, чичера – осенний резкий ветер с мокрым снегом Чичкин Михаил, крестьянин, 1530 г., Рязань Чмут, Чмутов : Гридя [см. Гридя] Чмут, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Иван Чмут Воробин [см. Вороба], конец XV в. (1495 г.); Иван Гаврилович Чмутов, городничий, 1534 г., Торопец; Василий Никитич Чмут Фомин Чмут – сплетник, смутьян (Даль), щеголь (? – С. В.) Чобот см. Чебот Чолкун Степан, крестьянин, 1522 г., Дмитров Чубар, Чубаров : Чубар Александрович Головкин [см. Головко], 1570 г., Бежецкий Верх; Дмитрий Зворыкин [см. Зворыка] и Алексей Смирного [см. Смирной] Чубаровы, великокняжеские приставы, 1476 г.; Тимофей Дмитриевич, 1514 г., Вязьма; Семен и Андрей Алексеевичи Чубаровы, 1519 г.; Григорий Никитич, 1603 г. [см. Монастырь] Чубар, чубарый – лошадь мелкопегой масти Ср. чубари – черевики, башмаки Чуваев Иван, торговый москвич, 1638 г. Чуватов Никита, гонец в Казань, 1542 г.; Игнатий Елизарович, 1548 г., Кострома (Нерехта) Чуваш Дмитрий Иванович Нарбеков [см. Нарбек], убит в 1572 г. в ливонском походе; Чуваш Суханов [см. Сухан] Аристов, помещик, 1600 г., Арзамас Чувилдин Лавр, крестьянин, 1628 г., Белев Чугак Илья, крестьянин, 1564 г., Олонец Чугак – сметливый человек (Даль) Ср. чугай – долгополый кафтан Чугас ( Чюгас ), бобыль, 1539 г., Новгород Чудин Григорий Иванович Акинфов, 1525 г.; Иван Митрофанович Чудин Карачаров [см. Карачаров], дьяк, 1521–1537 гг. [см. Бачаев, Губас, Домашний] Чудо Григорий Иванович Мещанинов-Морозов [см. Мещанин, Мороз], 1577 г.; Семен Сергеевич Левашов [см. Леваш], первая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

20 января 1728 г. купеческий приказчик Василий Барсуковский доносил Преосвященному, что хозяин его сольвычегодский купеческий человек Василий Петров Курочкин, мывшись в бане, скоропостижно умер, и просил дозволения похоронить его по чину Православной церкви на том основании, что Курочкин в марте минувшего года был на исповеди у соборного священника Симеона. Преосвященный написал: против сего допросить вышеявленного священника Симеона, подлинно ли оной Курочкин у него исповедовался? Священник подтвердил, что Курочкин в марте минувшего года у него исповедовался и св. Таин приобщился. Окончательная резолюция Преосвященного какою-то хищною, не к месту любопытною рукою из дела вырезана. Однако ж по сличении такого хода дела с другими подобными, нет сомнения, что погребение Курочкина было разрешено. Ибо отказывалось в этом только не бывшим у исповеди и святого Причастия в продолжение полного года. В Балаганске казачий сын Федор Евдокимов ночью на 4-е число декабря 1728 г. умер скоропостижно. Жена объявляла, что и прежде на него находил родимец (падучая болезнь). Но следствие открыло, что Евдокимов 3-го числа пьянствовал с ясачными иноземцами; ночью открылась у него рвота, от которой и умер. Преосвященный написал балаганскому священнику Еремею Васильеву, чтоб Евдокимова, как умершего от пьянства, мирскими людьми погребсти от церкви в двух верстах, без отпевания священнического. Вслушайтесь, обитатели иркутской паствы, в грозное решение своего Первосвятителя, смотревшего на пьянство как на недостойное поминовения церковного самоубийство! Только два приведенных случая внезапной смерти, ознаменовавшие начало и исход 1728 г., были на рассмотрении Преосвященного Иннокентия. Стало быть, больше подобных случаев и не было, иначе они не прошли бы мимо решения Преосвященного. Следовательно, в течение целого года скоропостижно умер в Иркутске только один от своей неосторожности, угорел в бане, и только один человек во всей епархии умер от вина. Факты, стоящие внимания в том отношении, что как редки были в то время такие потрясающие события, столь же обыкновенными сделались они в Иркутске ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Милости просим, гостюшка дорогой! И с низким поклоном Семен Аникиевич ввел давно желанного пришельца в ворота острога. — А вас, молодцы, прошу на ближайшее село проследовать… Там вам и избы, и снедь — все готово в ближнем селении. Который день ждем вас, дорогих гостей! — окинув взором оставшуюся толпу казаков, попросил он с новым поклоном. — Веди, Иванович, робят в село, а апосля вертай в хоромы к господину купцу, — обратился Ермак к есаулу и снова с поклоном, исполненным почти царственного достоинства, сказал Строганову: — Уж не погневись, батюшка Семен Аникич, это рука моя правая. С им, с есаулом моим, мы не разлучаемся никогда. Уж коли меня чествовать мыслишь, то с ним заодно почествуй, именитый купец. — Будь благонадежен, Василий Тимофеич, — не обижу ни есаула, ни других помощников твоих… Не побрезгуй на гостеприимстве нашем, Иван Иванович! — так же низко кланяясь, обратился Строганов к Кольцу. Не из страха перед удалыми волжскими разбойниками, не из желания подслужиться им с таким почтением отнесся Сольвычегодский владелец к удалой разбойничьей дружине: искренно, радостно обнимался с гостями старик Строганов. Одним своим появлением они обратили в бегство орды кочевников и впредь будут ограждать от набегов вверившихся под его, Строгановское, крылышко поселенцев. И это несказанно радовало именитого купца. Ночь между тем растаяла совсем. Огненный диск восходящего солнца окрасил пурпуром степь. Зарево пожара побледнело. Удалые Ермаковские молодцы затушили огонь и теперь, при блеске возродившегося дня, устраивались в своих новых жилищах. Как раз к этому времени подоспел и вернувшийся отряд охотников с Максимом и Никитой во главе. Отлегло от сердца Строганова. Теперь он был вне опасности со всеми своими поселенцами и с дорогой семьею, под мощной защитой славных волжских казаков. Глава 11 НОВЫЕ ЗНАКОМЫЕ. — ПРЯТКИ. — РОКОВОЕ ОТКРЫТИЕ Раздольное, веселое пирование шло в стольной палате просторных Строгановских хором. Вдоль столов, покрытых камчатными скатертями, с золотыми гривками по краям, на длинных, широких скамьях, обитых богато расшитыми полавошниками, сидели гости. Столы гнулись от обилия наставленных на них блюд, под тяжестью ковшей с брагою и медом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

дворянин Петр Загряжский, присланный в 1629 г. в Сольвычегодск сыскивать про моровое поветрие и про конский падеж, избивший ослопами пришедших к нему земского старосту и целовальников 222 , дворянин Дмитрий Овцын, командированный в Устьянские волости для переписи дворов 223 ; Лев Микулин и Василий Золотарев, сыскивавшие беглых крестьян в 1640 годах, первый в Устюжском уезде, а второй в Заонежских погостах и Каргополе 224 ; конюх Ив. Чуркин, отправленный собирать конские пошлины на Тотьме и на Устюге, терроризовавший эти уезды и вызывавший своею деятельностью по нескольку челобитий с жалобами от тотемского и устюжского миров 225 ; наконец, просто какие-либо проезжие служилые люди, которые, будучи недовольны данными им подводами, призовут к себе земского или ямского старосту с целовальниками, изобьют и изувечат его насмерть 226 . Земские ходатайства с жалобами вызывала также и деятельность выборных органов, притеснявших население иногда не менее приказных. Таковы жалобы на присылавшихся в уезд таможенных и кабацких голов. О самом содержании этих жалоб может дать представление рассмотренное выше устюжское ходатайство 1638 года. Та- —236— моженные и кабацкие головы самовольно повышают таможенные и проезжие пошлины сверх такс, установленных таможенной уставной грамотой, заводят новые постоянные кабаки и рассылают временные, требуют с уезда чрезмерно большое количество таможенных и кабацких целовальников. Среди изученных челобитных нам встретились такие челобитные Сольвычегодского уезда 227 , Соликамского 228 , Вятской земли 229 , Тотемского 230 , Кильчанской волости Устюжского уезда 231 , Вондокурского стана того же уезда 232 . Таможенные и кабацкие головы могли встречать к себе враждебное отношение в том уезде, где служили, потому, что они бывали чужды его населению; они обыкновенно присылались из другого города; посады обменивались между собою таможенными и кабацкими головами. Но недовольство и жалобы миров возбуждали и собственные избранники. Вообще, как мы увидим ниже в другой связи, служба выборных земских властей заканчивалась нередко столкновением с избиравшим их миром, и по отбытии должности на «прошлого» мирского агента подавалась правительству мирская жалоба с указанием на его злоупотребления или чаще с просьбой об истребовании у него отчетности, в которой он почему либо отказывал миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем государь указал высшему духовенству, думным и выборным людям закрепить список Уложения своими руками, после чего оно с подписями членов собора в 1649 г. было напечатано и разослано во все московские приказы и по городам в воеводские канцелярии для того, чтобы «всякие дела делать по тому Уложению». Такова внешняя история памятника, как она рассказана в официальном к нему предисловии. На комиссию возложена была двоякая задача: во-первых, собрать, разобрать и переработать в цельный свод действующие законы, разновременные, несоглашенные, разбросанные по ведомствам, и потом нормировать случаи, не предусмотренные этими законами. Вторая задача была особенно трудна. Комиссия не могла ограничиться собственной юридической предусмотрительностью и своим правовым разумением, чтобы установить такие случаи и найти нормы для их определения. Необходимо было знать общественные нужды и отношения, изучить правовой разум народа, а также практику судебных и административных учреждений; по крайней мере мы так посмотрели бы на такую задачу. В первом деле комиссии могли помочь своими указаниями выборные; для второго ей надобно было пересмотреть делопроизводство тогдашних канцелярий, чтобы найти прецеденты, «примерные случаи», как тогда говорили, чтобы видеть, как решали не предусмотренные законом вопросы областные правители, центральные приказы, сам государь с Боярской думой. Предстояла обширная работа, требовавшая долгих и долгих лет. Впрочем, до такого мечтательного предприятия дело не дошло: решили составить Уложение ускоренным ходом, по упрощенной программе. Уложение разделено на 25 глав, содержащих в себе 967 статей. Уже к октябрю 1648 г., т.е. в два с половиной месяца, изготовлено было к докладу 12 первых глав, почти половина всего свода; их и начал с 3 октября слушать государь с думой. Остальные 13 глав были составлены, выслушаны и утверждены в думе к концу января 1649 г., когда закончилась деятельность комиссии и всего собора и Уложение было закончено в рукописи. Значит, этот довольно обширный свод составлен был всего в полгода с чем-нибудь. Чтобы объяснить такую быстроту законодательной работы, надобно припомнить, что Уложение составлялось среди тревожных вестей о мятежах, вспыхивавших вслед за июньским московским бунтом в Сольвычегодске, Козлове, Талицке, Устюге и других городах, и заканчивалось в январе 1649 г. под влиянием толков о готовившемся новом восстании в столице. Торопились покончить дело, чтобы соборные выборные поспешили разнести по своим городам рассказы о новом курсе московского правительства и об Уложении, обещавшем всем «ровную», справедливую расправу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

СОХРАННОСТЬ Потертости шитья. Ткань кайм по краям сечется. На подкладке прорывы и штопка. Загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для святителя, представленного в позе служения. АТРИБУЦИЯ Кроме вкладной надписи, основанием для атрибуции пелены служат художественные и технологические особенности и отдельные признаки, характерные для произведений строгановской мастерской этого времени (скошенные вправо глаза, темные полосы от углов глаз к вискам, зашитый «под аксамит» фон) 794 . О датировке и происхождении см. кат. 115. ВЫСТАВКИ 1931–1939 Москва; 2001 Москва, с 145, 16. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Описи Успенского собора 1876. Стб. 723; Опись Чудова монастыря 1861, 164.2; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12469; Маясова 1985. С. 212; Маясова 1979 (1). С. 11, ил. 12; Силкин 2002. С. 329, кат. 132. 117. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ Сольвычегодск, мастерская Строгановых, 1670–1680-е гг. Тафта (XVII в., Восток), камка (XVII в., Китай?), шелк, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 54,5х53 Происходит из Успенского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 795 Инв. ТК-2699 Кат. На среднике в круге вышито изображение Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Под крестом – череп Адама. Позади фигур – стена Иерусалима. По сторонам золотными нитями вышиты надписи: мр у, хс, Круге Распятием заключен в четырехугольную рамку. На широких каймах в восьми киотчатых клеймах вышиты поясные прямоличные фигуры святителей с книгами в руках, по два на каждой стороне, головами к центру, с надписями золотной нитью. Вверху – Василий Великий ( стыи васили(и)) и Григорий Богослов ( стыи слева – Иоанн Златоуст ( стыи и Григорий Нисский (?) ( стыи 796 ; внизу – Николай Мирликийский ( стыи нико//лаи) и митрополит Петр ( стыи пе(т)р), справа – митрополит Алексий ( стыи алекси) и митрополит Иона ( стыи В углах кайм изображены херувимы и серафимы. Личное шито плотно тонким крученым светло-серым шелком «атласным» швом со светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов, руки и контуры тела Христа очерчены черным шелком. Бороды и волосы – светло- и темно-коричневые. Одежды, нимбы, книги, круг и все фоны зашиты серебряными и золотными прядеными нитями с тонкими цветными прикрепами, создающими различные узоры («черенок», «рядки», «городок», «ягодка», «разводная клетка»). Все контуры фигур, отдельные детали, круг, киоты, рамки, обрамляющие средник, и каймы очерчены рельефными полосами, шитыми серебряной нитью «по веревочке». Голгофа шита сканым золотом с черным шелком. Фон (красная тафта) сплошь зашит серебром и виден только по кромке и в утратах шитья. По краям пришита серебряная бахрома. Подкладка из голубого шелка с узором тройного ромба. На подкладке черными чернилами написана цифра 14.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенных каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Парадно-торжественный вид собора усиливает роскошное и нарядное декоративное убранство. Столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами более не встречается в архитектуре Севера. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. В верхних ярусах храма и галереи колонки витые, а на крыльце покрыты сочным рельефным орнаментом из виноградной лозы по образцу деревянной резьбы иконостасов той эпохи. Украшением интерьера является семиярусный иконостас, изготовленный московским резчиком Григорием Ивановым с артелью в 1693 г. Иконы для этого иконостаса писал в 1693 г. строгановский иконописец Степан Нарыков. Собор построен в стиле " московского барокко " . Это один из немногих сохранившихся соборов подобного стиля. Мехреньгина З.Н. Чем богато " захолустье " ?/З.Н. Мехреньгина//Музей. - 2009; Мильчик М. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси/М. Мильчик//Искусство. - 2008; Антипина Ю. Подумайте о душе!/Ю. Антипина//Вечерний Котлас. - 2005; Зуева Ю. Почему стоит посетить Сольвычегодск/Ю. Зуева//Двинская правда. - 2002; Брумфилд У.К. Поздняя средневековая архитектура в Сольвычегодске и ее влияние на церковное убранство на Русском Севере/У.К. Брумфилд//Европейский Север России: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар.науч.конф. - Архангельск, 1999; Котяхова О. Введенский храм в Сольвычегодске/О. Котяхова//Двинская правда. - 1998; Ноговицын В. У Соли Вычегодской/В. Ноговицын ; худож. Ю.И. Чирков. - Котлас, 1992; Булкин В. Сольвычегодские соборы/В. Булкин, О. Овсянников//Памятники Архангельского Севера.- Архангельск, 1991; Субочев С.А. Каменная летопись Сольвычегодска/С.А. Субочев//Двинская правда. - 1991; Бочаров Г. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма/Г. Бочаров, В. Выголов.- М., 1983; Брайцева О.И. Сольвычегодск конца XVII века/О.И. Брайцева//Архитектурное наследство. - М., 1976; Подъяпольский С.С. Сольвычегодск/С.С. Подъяпольский//Подъяпольский С.С. По Сухоне и Северной Двине. - М, 1968.

http://sobory.ru/article/?object=06445

Иконостас воссоздавали в XVII веке не раз. И хотя Королевские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия, сохранившийся поныне иконостас датируется девяностыми годами семнадцатого века. Как раз в то время Сольвычегодск подвергся самому тяжелому испытанию за всю свою историю. Это произошло в начале смутного времени (1598-1613), в период династического междуцарствия с многочисленными претендентами на престол. Поначалу Строгановы, находясь вдалеке от борьбы, даже извлекали из этого выгоду, но по мере усиления угрозы распада государства Российского, они обеспечили существенную поддержку войском и казной самым надежным силам. После, в январе 1613 г., отряд поляков и казаков-ренегатов количеством до 3000 человек внезапно напал на Сольвычегодск. Им удалось взять штурмом часть города. Несмотря на то, что Строгановы были надежно защищены за стенами своей твердыни, главный район вокруг Собора Благовещения подвергся разграблению, как впрочем и сам собор. Однако, с появлением династии Романовых (1613) Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске… Из статьи: Сольвычегодск - столица империи купцов Строгановых/Брумфилд У.К./Профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане Интерьер летнего храма Благовещенского собора до наших дней сохранил свое убранство: фресковые росписи, выполненными под руководством московских мастеров Стефана Арефьева и Фёдора Савина в 1597—1600 гг; высокий иконостас с царскими вратами, украшенными прорезными накладками золоченного олова; иконы, часть которых была создана известными царскими изографами; архиерейское место, осветительные приборы XVI-XVII вв. Высокий четырёхъярусный иконостас летнего храма выполнен в 1690-х гг. московским резчиком Григорием Устиновым. С конца XVI века сохранились царские врата — замечательное произведение древнерусского искусства, пример тонкой и сложной, мастерски выполненной работы. По подцвеченному фону из простой слюды проложены прорезные накладки из золоченого олова.

http://sobory.ru/article/?object=06438

Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.). Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск). Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского. Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году. Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение». Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре. В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г.Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма. В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Божией Матери; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня, во имя свв. Антония и Феодосия Печерских и во имя св. Митрофана Воронежского. В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда. В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…

http://sobory.ru/article/?object=06445

Сольвычегодск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Андрей Агафонов 1 января 1896 Карта и ближайшие объекты …В начале нынешнего века тут были расположены, по крайней мере, 12 церквей, 9 из которых были полностью разрушены в советский период, и двум церквам требовался определенный объем реставрационных работ. Но своеобразные “бриллианты в короне”, два Строгановских собора, по-прежнему гордо высятся во всем своем великолепии. Один из них посвящен Благовещению, а второй памятник старины, искусно украшенный, XVII века постройки, посвящен Явлению Богородицы. Возникает резонный вопрос: почему столь величественные сооружения были построены в такой глуши? Ответ на этот вопрос находится неподалеку от Собора Знамения. Это соляной источник с построенной на нем бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). Местность изобилует такими источниками, вдобавок здесь расположено соленое озеро Солониха и протекает солоноватая речка Усоль. В самом деле, имя города “Сольвычегодск” означает “соль Вычегды”. Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее. В XVI веке в этом районе Русского Севера предприимчивые и безжалостные Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство. В то время Сольвычегодск был отнюдь не провинциальной деревней. Это был центр своеобразной частной империи, безоговорочно преданной московскому государю. Достойно глубокого уважения то, что Строгановы в течение XVI и XVII веков пожертвовали большие суммы денег на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают “строгановский стиль”, который можно встретить во многих сферах искусства, начиная с музыки и заканчивая архитектурой. Этот стиль появлялся везде, где Строгановы ворочали большими делами, - от Сольвычегодска и Нижнего Новгорода до Перми на Урале. Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином.

http://sobory.ru/article/?object=06438

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010