Среди них был и глава Белорусской Церкви митрополит Пантелеимон (Рожновский), в эмиграции он и его собратья вошли в юрисдикцию Карловацкого Синода. Большинство же священнослужителей не захотели, а некоторые и не смогли покинуть Родину. Участь их оказалась нелегкой: многие были арестованы и осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в коллаборационизме, который чаще всего выражался в том, что священники открывали приходы и возобновляли богослужение в храмах по разрешению немецких властей. Однако приходы, открытые во время оккупации, советские власти, как правило, не закрывали. Для нормального устроения церковной жизни в освобожденной Белоруссии Патриархия должна была поставить новых епископов на вакантные кафедры. Так, в 1944 г. архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров) был перемещен на Минскую кафедру, на Брестскую был назначен новохиротонисанный епископ Паисий (Образцов). Несколько позже, в феврале 1945 г., в епископа Пинского был хиротонисан архимандрит Онисифор (Пономарев).    В августе 1944 г. Красная Армия, освободив Молдавию, перешла Прут и вступила на территорию Румынии. Митрополит Кишиневский Румынской юрисдикции Ефрем (Тигиняну) и его викарии оставили Молдавию вместе с румынскими войсками и властями. 31 декабря 1944 г. в Богоявленском патриаршем соборе в Москве патриаршим Местоблюстителем митрополитом Алексием была совершена хиротония во епископа Кишиневского и Молдавского архимандрита Иеронима (Захарова).    Участь православного духовенства в Молдавии и Прибалтике после возвращения этих территорий в Советский Союз была неодинаковой. В Прибалтике православное меньшинство в отличие от католиков и протестантов рассматривалось властями как пророссийски ориентированное, молдавский же народ был православным, и это не считалось признаком лояльности советским властям. С приходом Красной Армии значительная часть священнослужителей подверглась репрессиям, многие монастыри были закрыты, насельники арестованы и этапированы в концентрационные лагеря.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Случай с Борисом (Виком) возможно был не единственным. Похожая история известна в отношении архиепископа Минского и Белорусского Василия (Ратмирова), который, пребывая в обновленчестве, снял сан, но скрыл это от митрополита Сергия . Однако я считаю, что поскольку сведения взяты из труда митрополита Мануила об обновленческих архиереях, доверять этой информации не следует. Впрочем, судя по записям митрополита Григория, Василий (Ратмиров) был «способен на многое» Поведение «покаявшегося после хиротонии» новопоставленного епископа Бориса не изменилось. Он создал практически невыносимые условия для правящего архиерея, чего патриарх особенно в отношении архиепископа Григория допустить не мог. В итоге, последнее, очем говорил патриарх архиепископу, был скорейший перевод его на другую кафедру. 12 мая 1944 г. на том последнем злополучном заседании Синода патриарх Сергий,поднял вопрос о возможном назначении архиепископа Григория в Казань (см. публикацию, 2 июля 1944 г.). 15 мая 1944 г. патриарх Сергий скончался и был погребен в кафедральном Богоявленском соборе в Никольском приделе. По его духовному завещанию Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). Дневниковые записи о последних днях, кончине и погребении Патриарха Сергия и первых шагах Московской патриархии после его кончины архиепископ Григорий также, как и о событиях сентября 1943 г. , сделал «на двух бумажных носителях» – в двух тетрадях. В тетради 38 (см. публикацию, май 1944 г.) «по свежим следам»,и в 39 (см. публикацию, 1 и 2 июля 1944 г.), где он еще раз описывает прошедшие уже события, с некоторыми уточненими (и местами, что естественно, с повторами) . Получение архиепископом Григорием разрешения на устройство Богословско-пастырских курсов в Саратове осложнило процесс его назначения 26 мая 1944 г. на Псковскую кафедру с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиямии проживанием в Ленинграде ; с 5 сентября 1944 г. он временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской. Если бы не скоропостижная кончина Святейшего Патриарха, то вторая после Богословского института в Москве (открыт 14 июня 1944 г.) духовная школа, возможно, открылась бы не в а в Саратове, Ярославле или Казани (см. публикацию, 2 июля 1944 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

23. Иеромонах Феодорит, 1854–1871. По исключении из Рязанской семинарии принят в братство Спасо-Вифанского монастыря 1 сентября 1840 года, где в монашество пострижен 21 ноября 1843 года, рукоположен в иеродиакона 22 июля 1845 года, а 7 июня 1852 года посвящен в иеромонаха. Переведен по прошению его в число братства Сретенского монастыря 21 января 1854 года в возрасте 41 года. Исправлял должность ризничего и клиросное пение. Утвержден ризничим 14 ноября 1856 года. В должность казначея определен 26 октября 1859 года. Имел бронзовый крест в память войны 1853–1856 годов. Утвержден казначеем 23 декабря 1864 года. Награжден набедренником 9 апреля 1867 года. 24. Священник Василий Ширяев, 1855–1859. По окончании курса наук в Спасо-Вифанской семинарии с аттестатом 2-го разряда, вытребован был в Полоцкую епархию, где был рукоположен в священника Исидором, епископом Полоцким и Виленским , в местечко Якиман к Георгиевской церкви 30 августа 1837 года. Определен заведующим свечной соборной епархиальной лавки 24 ноября 1837 года, эту должность исправлял до 1841 года. 28 апреля 1842 года определен на священническое место к Николаевской церкви в село Орлово. Переведен к Дмитровской градской Преображенской церкви 28 октября 1843 года. По вдовству и желанию его в возрасте 38 лет определен в число братства Сретенского монастыря указом от 20 апреля 1855 года. Исправлял священнослужение. 8 февраля 1854 года был послан на две недели в Песношский монастырь для увещания к трезвости и испытания в поведении. По делу о притеснениях, делаемых им пономарю Ивановскому в присутствии местного благочинного перед началом богослужения, положил сто поклонов 26 марта 1854 года. 3 августа 1859 года по прошению был переведен в число братства Бобренева монастыря . 25. Послушник Александр Боголепов, 1855–1860. По исключении из низшего отделения Московской семинарии определен был во дьячка Коломенской округи села Ратмири к Богородице-Рождественской церкви. По отрешении от сего места за незнание и неспособность к пению, по его прошению определен в число послушников Сретенского монастыря 5 октября 1855 года в возрасте 23 лет. Исправлял должность звонаря. 26 октября 1859 года по прошению был отпущен для поклонения святым местам, находящимся в Московской епархии, сроком на 2 месяца .

http://pravoslavie.ru/67954.html

Брест Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.094246; 23.684568 Беларусь, Брест Брестская область Беларусь Православие в Бресте [ править править код ] История [ править править код ] До середины XII в. Брестская (летоп. Берестейская) земля входила в состав Туровского княжества, где уже в 1005 г. была православная епархия. С середины 12 в. православные христиане Берестейщины окормлялись Владимиро-Волынскими епископами, которые иногда носили титул «епископов Владимиро-Волынских и Берестейских». В Берестье, при церкви свт. Николая (территория современной крепости) располагалась резиденция епископов (по документам «Брестская русская кафедра»). Здесь в 1590, 1594, 1596г.г. проходили соборы западно-русских епископов. После заключения Брестской церковной унии 1596г. подавляющее большинство приходов и монастырей было подчинено Литовско-Новоградской униатской митрополии. В 1765 г. было учреждено Брестское епископство (в составе Владимирской униатской епархии), с 1798 самостоятельная Брестская униатская епархия (в 1808 году частично, а с 1828 года целиком вошла в состав Литовской униатской епархии). Немногочисленные православные приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой, Киевской митрополичьей, Белорусской (Могилевской) и Минской епархий. К 1787г. в Православии оставались Брестский монастырь св. Симеона Столпника (с 1798г. здесь была учреждена архимандрия) и 4 монастыря в Белостокской области. После воссоединения униатской Литовской епархии с Православием 22.01.1840 г. было учреждено Брестское викариатство Литовской православной епархии. В 1900г. определением Св. Синода из части Литовской епархии образовано самостоятельная Гродненская епархия с титулом епископа «Гродненский и Брестский». В 1921 - 1939г.г. восемь благочиний Брестчины входили в Полесскую епархию в составе Польской Православной Автокефальной Церкви. Во время Второй мировой войны была создана викарная Брестская кафедра в пределах Автономной Украинской Православной церкви Московской юрисдикции. Первым послевоенным епископом был Паисий (Образцов, 1944-1945г.г.), с 14 февраля по сентябрь 1945г. – Онисифор (Пономарев) с титулом «епископ Брестский и Пинский». В 1946г. временно управлял епархией архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), в 1948 -1949гг. епископ Паисий (Образцов), в 1950-1951г.г. - Сергий (Ларин) с титулом «епископ Гродненский и Брестский». В 1952 -1989г.г. епископы на Брестскую кафедру не поставлялись, приходы окормлялись правящими архиереями Минской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

Уже в июне 1941 г. Варшавский митр. Дионисий (Валединский), имевший титул «глава автокефальной православной Церкви в Генерал-губернаторстве» (назначен на этот пост после возвращения его на Варшавскую митрополию по распоряжению генерал-губернатора Польши Г. М. Франка от 23 сент. 1940), стал претендовать на руководство правосл. Церковью на Украине, которую он объявил своей канонической территорией. В начале войны Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) уклонился в раскол. Как явствует из опубликованных недавно документов, это произошло при активной поддержке Поликарпа со стороны митр. Дионисия. 28 июня 1941 г.- в день, когда немцы захватили Кременец, Дубно, Острог и Ровно и т. о. была оккупирована Зап. Волынь, митр. Дионисий издал на украинском языке послание «К высокопреосвященным и преосвященным владыкам, всечестному духовенству и боголюбивой пастве в земле Волынской». В нем митрополит выражал радость по поводу занятия нем. войсками Волыни и связанной с этим возможности восстановления связей между епископами Волынской епархии и Варшавской митрополией. Дионисий обещал прибыть на Волынь, чтобы «лично выслушать пожелания духовенства и паствы и дать свои указания относительно дальнейших деяний». В тот же день митр. Дионисий написал письмо Поликарпу (Сикорскому), в котором рассказал о своих планах по разделению Волынско-Кременецкой епархии на Луцко-Ковельскую во главе с Поликарпом и Кременецко-Ровенскую епархию во главе с Алексием (Громадским). Дионисий послал письмо и архиеп. Алексию (Громадскому), но оно тогда до адресата не дошло: архиерей считался пропавшим без вести. 17 июля 1941 г. митр. Дионисий отправил доклад в Берлин, в Мин-во оккупированных территорий Востока, в котором информировал, что на «освобожденных землях Волыни и Полесья» находятся 2 архиерея его довоенной юрисдикции: архиеп. Александр (Иноземцев) и еп. Поликарп (Сикорский), а судьба Алексия (Громадского) остается неизвестной. В декрете от 11 авг. 1941 г. «К высокопреосвященнейшим епархиальным архиереям Александру (Иноземцеву), Алексию (Громадскому) и Поликарпу (Сикорскому)» митр. Дионисий официально предписывал архиереям «сохранять каноническое единство с автокефальной православной Церковью в Генерал-губернаторстве (Варшавской митрополией)», хотя такого единства никто из них тогда формально не имел. Тем же декретом Дионисий возвел Поликарпа в сан архиепископа Луцкого и Ковельского, а за архиеп. Алексием (Громадским) оставил Ровенско-Кременецкую и Житомирско-Овручскую епархии. Однако с 20 авг. 1940 г. Житомирская кафедра не была вакантной: ее занимали еп. Дамаскин (Малюта), а с 17 июля 1941 г. еп. Василий (Ратмиров), кроме того, эта кафедра никогда не принадлежала Польской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

Бруякин Иоанн (?–1957), архимандрит. Служил на оккупированной территории Белоруссии. Брызгис Винцент (1903–1992), епископ Каунасский. Валерии (Устименко) (? – 1950), архимандрит. Подвергался аресту в 1933 году. Настоятель (с января 1942), наместник (с 1944) Киево-Печерской Лавры. Варфоломей (Городцев Сергей Дмитриевич) (1866–1956), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1886), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1890), С 1903 г. – протоиерей. Настоятель храма св. благоверного князя Михаила Тверского в Тифлисе. С 1918 г. служил в Баку. Арестован в 1923 году. Отбывал наказание на Соловках, затем в ссылке в Западно-Сибирском крае. С 1935 г. – приходской священник в Клинском районе Московской области. В мае 1942 г. пострижен в монашество. С мая 1942 г. – епископ Можайский, викарий Московской митрополии. Хиротония состоялась в городе Ульяновске, где в эвакуации находился митрополит Сергий (Страгородский) . С июня 1942 г. – архиепископ. С июля 1943 г. – архиепископ Новосибирский и Барнаульский, управляющий Иркутской епархией и временно управляющий Омской епархией. Находился на Новосибирской кафедре до своей кончины. С апреля 1949 г. – митрополит. В 1950–1951 гг. также управлял Семипалатинской епархией. Участник Поместного собора Русской Православной Церкви в 1943 году. Василий (Ратмиров Василии Михаилович) (1881–около 1970), архиепископ. В 1921–1922 гг. – епископ Ейский. Вскоре после возникновения обновленчества примкнул к нему, в сане епископа был деловодом и управделами обновленческого Синода. Митрополит Курский (1924, 1935–1938), Армавирский (1932–1935). В 1939 г. снял с себя архиерейский сан. В 1941 г. принес покаяние перед митрополитом Сергием, принят в общение с Православной церковью и назначен епископом Житомирским (1941). В связи с тем, что Житомир вскоре был занят немецкими оккупантами, назначен епископом в Калинин. Во время оккупации Калинина являлся участником спецоперации советской разведки «Послушники», которая проводилась под прикрытием якобы существовавшего антисоветского религиозного подполья. В 1943–1944 гг. архиепископ Калининский и Смоленский. Участник Архиерейского Собора 1943 года. С 1944 г. –архиепископ Минский и Белорусский, в 1946 г. временно управлял Литовской и Белостокской епархиями. В 1946 г. подал прошение об увольнении на покой «по болезни»,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решением Всебелорусского Собора от 3 марта 1942 г. была восстановлена М. и М. е., ее возглавил Филофей (Нарко), возведенный в сан архиепископа и занявший должность заместителя митрополита всея Беларуси (позднее глава самопровозглашенной Белорусской автокефальной православной Церкви). В оккупационный период в границах Могилёвской обл. были открыты 45 церквей. Приходы Бобруйской и Полесской областей сначала окормлял Мозырский епископ Автономной УПЦ Николай (Автономов). После его отстранения общины перешли в ведение хиротонисанного 24 окт. 1943 г. архиереями Белорусской автокефальной Церкви еп. Мозырского и Гомельского Григория (Боришкевича), в 1944 г.- под управление еп. Смоленского и Брянского Стефана (Севбо). В документе Совета по делам Русской Православной Церкви от 29 апр. 1944 г. Василий (Ратмиров) упоминается как «архиепископ Калининский, Смоленский и Могилёвский». Возможно, это было связано с тем, что в февр. 1944 г. были освобождены от фашистов вост. районы Могилёвской обл. (Быховский, Рогачёвский), Могилёв был освобождён 28 июня 1944 г. 4 сент. 1944 г. было принято решение о перемещении архиеп. Василия (Ратмирова) на Минско-Могилёвскую кафедру «с поручением ему и других епархий Белоруссии, не имеющих своего епископа». М. и М. е. прекратила существование. Далеко не все клирики, рукоположенные или вернувшиеся к церковному служению в оккупационный период, смогли получить регистрацию в послевоенный период. В 1944 г. к 45 действующим храмам добавились 2, в 1945 и 1947 гг.- еще по одному (в 1947 по ходатайству архиеп. Василия зарегистрирован приход в Кричеве, настоятель которого свящ. Иосиф Янович с 1945 добивался регистрации). Трем общинам в тот же период было отказано в регистрации, их храмы были закрыты (в 1947 закрыты храмы в селах Беседовичи Хотимского р-на, Куликово Мстиславского р-на). В условиях антирелиг. кампании 1948-1953 гг. упразднение церквей и снятие с регистрации священнослужителей стали систематическими. В 1948 г. были закрыты храмы в селах Браково Могилёвского р-на и Селецкое Костюковичского р-на.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

К сер. 30-х гг. XX в. обновленчество в К. о. пришло в упадок. В июле 1935 г. «Курский архиерей» Александр Медведев был уволен за аморальность. В 1935-1936 гг. епархией временно управлял заштатный обновленческий «епископ» Петр Никольский, служивший в кладбищенской Всехсвятской ц. в Курске. 21 июня 1936 г. указом лжемитр. Виталия (Введенского) в Курск был назначен «архиепископ» Василий (Ратмиров) , получивший регистрацию 20 марта следующего года. Он попытался укрепить позиции обновленчества: так, Введенский храм в Белгороде был отнят у общины РПЦ и передан раскольникам. Вероятно, в угоду обновленцам с 1936 г. власти не регистрировали в Курске епископов патриаршей Церкви. 24 авг. 1938 г. зарегистрирован в качестве «уполномоченного по управлению обновленческими церквами Курской митрополии» живший в Белгороде «священник» Владимир Хохановский, переехавший после этого в Курск (ГА Курской обл. Ф. Р-3322. Оп. 1. Д. 3. Л. 12). К июню 1941 г. обновленческих храмов в К. о. не было, действовали 3 прихода патриаршей Церкви: в с. Коншино Боброво-Дворского р-на, в с. Поныри-2 Поныровского р-на и в слободе Троицкая Старооскольского р-на. При этом в области насчитывалось ок. 30 сельских храмов, в т. ч. бывш. обновленческих, к-рые не действовали, но официально не были закрыты. В области проживало немало бывш. обновленческого духовенства, отдельные представители к-рого после Великой Отечественной войны пытались легализоваться. Так, о своей приверженности обновленчеству заявили в 1945-1946 гг. 2 незарегистрированных священника: Тихон Колпинский (с. Касиновка Щигровского р-на) и Иоанн Тебекин (дер. Удерево Черемисиновского р-на). В 1946 г. уполномоченный по делам РПЦ потребовал от областных властей удалить их из сел, где они жили, указывая на нежелательность возобновления обновленческих приходов (Там же. Ф. Р-5027. Оп. 1. Д. 10. Л. 11). В нач. 2000-х гг. в Курске появилась сектантская «Православная реформаторская церковь Христа Спасителя» с центром в Орле, к-рая заявила о приверженности идеям обновленчества 20-х гг. XX в. Данная структура близка к неопятидесятничеству (см. в ст. Пятидесятники ). Общины «истинно православных христиан» и РПЦЗ

http://pravenc.ru/text/2462317.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010