Пророчества о Татьянинском храме, отношения с КГБ и другие воспоминания о протопресвитере Виталии Боровом Рукоположение спасло его от СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни 18 января, 2016 Рукоположение спасло его от СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни Сегодня исполняется сто лет со дня рождения протопресвитера Виталия Борового . Рукоположение спасло его от конфликтов со СМЕРШ, а священничество стало делом всей жизни. Профессор, доктор богословия, который плакал, когда рассказывал о падении Византии, протопресвитер Виталий Боровой был близок и высоким церковным деятелям и простым прихожанам. Он консультировал Святейшего Патриарха Кирилла и Патриарха Алексия II, первым после прекращения советских гонений представлял Русскую Церковь за рубежом. Об удивительном проповеднике и своем друге рассказывает протоиерей Анатолий Фролов. – Отец Виталий рассказывал о себе, что он мог родиться американцем. Его отец уехал на заработки в Америку, за ним отправилась беременная мать, но ее по какой-то причине развернули на границе. Протоиерей Анатолий Фролов Жили они бедно, отец Виталий был пастушком, в селе, где была польская начальная школа. Мальчишкой отец Виталий зачитывался книжками, и стадо у него разбегалось, за что его неоднократно били. Отчаявшаяся мать, ее звали Христина, повела его к священнику, и тот посоветовал отдать «Витьку» (так мама его называла) в Виленскую семинарию, где было бесплатное обучение и предрешило его судьбу. В последующем отец Виталий закончил Богословский факультет Варшавского университета. Рукоположение Священником Виталий Боровой быть не собирался. В годы войны отец Виталий оказался в Минске епархиальным секретарем. Во время оккупации в епархии были открыты в Белоруссии множество храмов, чему отец Виталий очень радовался. Отцу Виталию пришлось иметь дело со СМЕРШем, как пособнику оккупантов. Его вынуждали оговорить себя, угрожая расстрелом. Спас отца Виталия прибывший с советскими войсками архиерей Василий (Ратмиров), которому он сдал епархиальные дела. Ратмиров сказал, что отца Виталия может спасти только согласие на рукоположение, потому что священники в то время для народа были как «скорая помощь». Рукоположение спасло его и священничество стало делом его жизни.

http://pravmir.ru/prorochestva-o-tatyani...

29 .07(11.09).1931 –10.1936: Порфирий Гулевич 1936–1944: 31 .07(13.08).1944–27.03(09.04).1946: Иоасаф Журманов Симферопольская (обн.) 11(24).09.1922–17(30).01.1923: Пётр Рождественский 1923–1924: Александр Раевский 06(19).07.1924–12(25).11.1924: Василий Знаменский 26 .11(09.12).1924–05(18).04.1927: Алексий Замараев 23 .06(06.07).1927–1933: Анатолий Соколов 1928–21.08(03.09).1929: Анатолий Левицкий 09(22).03.1928–30.05(12.06).1933: Иосиф Кречетович 10 .1929–11.1933: Иерофей Померанцев 1933–27.01(09.02).1938: Алексий Баженов Синьцзянская (заруб.) 16(29).02.1935–1941: Иувеналий Килин Сквирская и Бердичевская 1924–: Афанасий Молчановский Скопинская 1926–1926: Смарагд Яблоков 1926–1928: 20 .10(02.11).1928–30.06(13.07).1930: Авраамий Чурилин 1930–1933: 21 .01(03.02).1933–04(17).09.1935: Игнатий Садковский 26 .08(08.09).1935–24.09(07.10).1935: Александр Торопов 24 .09(07.10).1935–20.02(05.03).1936: Игнатий Садковский , паки 20 .02(05.03).1936–1936: Димитрий Поспелов Скопинская (григ.) 1926–1927: Смарагд Яблоков Славгородская (обн.) 16(29)01.1923–10(23).06.1925: Василий Лысенко Славенская см. Днепропетровская Славянская и Херсонская см. Днепропетровская Слободская 1917–1917: Алексий Кузнецов Слуцкая 04(17).04.1913–17(30).11.1917: Феофилакт Клементьев 1917–1926: 1926–: Николай Шеметило Слуцкая (обн.) 1926–: Савватий Слуцкая (белор.) 1922–1923: Николай Судзиловский Смоленская 15(28).02.1908–1919: Феодосий Феодосиев 1918–1919: Павел Ивановский , в. у. 1919–1920: Евсевий Никольский, в. у. 06(19).10.1920–31.05(13.06).1928: Филипп Ставицкий 16(29).10.1923–04(17).03.1924: Валериан Рудич, в. у. 04(17).03.1924–11.1927: Валериан Рудич 1926–1927: Иларион Бельский, в. у. 01(14).11.1927–11.1936: Серафим Остроумов 1928–1928: Валериан Рудич, в. y., паки 11 .1936–16(29).10.1937: Модест Никитин 1937–1941: 1942–1945: Стефан Севбо, окк. 09 .1943–09.1944: Василий Ратмиров, в. у. 06(19).11.1944–23.03(05.04).1955: Сергий Смирнов Смоленская (обн.) 30 .08(12.09).1923–1923: Михаил Попов 27 .04(10.05).1923–1927: Алексий Дьяконов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Растопча, Растопчин : Растопча, истопник вел. кн. Марьи Ярославны, 1447 г., захватил в плен Василия Ивановича Чешиху Замыцкого, боярина кн. Ивана Андреевича Можайского; Растопчин Меньшой Константинович, 1559 г., Дмитров [см. Другиня, Суббота] Расторгуй см. Росторгуй Раструбай, Раструбаев ( Рострубаев ): Раструбай, холоп, вторая половина XV в., Бежецк; Рострубаев Сулеш [см. Сулеш] Тимофеевич, конец XVI в., Белев Ратай, Ратаевы : Ратай Суринов [см. Сурин] Акинфов, 1552 г.; Ратай Иванович Чемоданов [см. Чемодан], 1580 г., Муром; Ратаевы, XVII в. и позже, Тула [см. Крекшин] Ратай – пахарь Ратайко Никита Некрасов [см. Некрас], холоп, 1595 г., Новгород Ратков Иван Тимофеевич , конец XV в., Переяславль Ратман : Никита Юрьевич Ратман Вельяминов, вторая половина XV в.; Ратман Иванович Борзецов [см. Борзецов], 1543 г., Москва; Иван Михайлович Ратман Квашнин [см. Квашня], 1571 г. [см. Бутримовы, Желтоногов, Чечет, Шубинский] Ратов Андрей Русинович [см. Русин], 1568 г., Ярославль; Никита, поручик, 1664 г. Ратша, Ратишка – Ратислав, середина XIII в., Новгород В просторечье Ратша – также Ратибор и Ратмир Ратьковы : Иван Тимофеевич , конец XV в., Переяславль; Иван Непущего [см. Непущий], 1596 г., Юрьев Польский Рахманин, Рахманиновы : Рахманин Астафьевич Колзаков [см. Колзак], губной староста, 1566 г., Владимир; Василий Васильевич Рахманинов, дьяк, 1536–1545 гг.: Андрей и Василий Васильевичи, середина XVI в., Можайск [см. Быльный, Муралей, Раменский, Розварин, Суседов] Рахманов : Василий Иванович Ляпун [см. Ляпун] Рахманов, бывший холоп, 1495 г., Новгород [ср. Лужников, Сурвоцкий, Хоненев] Рачевский Иван Воин Янов, литвин, помещик, 1594 г., Арзамас Рачинский Илья Иванович, дворянин, 1677 г. Рачковский Андрей Войтехов, дворянин, 1658 г. Рванина , крестьянин, 1545 г., Новгород Ребров Кузьма Митрофанов, слуга Вяжицкого монастыря, 1583 г.; Фрол Ребров, откупщик, середина XVII в., Кадашевская слобода Ребровский Яков Сумбулов [см. Сунбул], помещик, 1580–1590 гг., Арзамас Ревяка, Ревякин : Ревяка Скрябин [см. Скряба], крестьянин, 1535 г., Московский уезд; Яков Михайлович Ревякин, 1596 г., Путивль; Исаак и Никифор, купцы Гостиной сотни, середина XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Ратмиров Василий Михайлович; 29.12.1881 (1887?), Ставропольская губ.- после 1947/ок. 1970 ?), бывш. архиеп. Минский и Белорусский. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Екатеринодарское ДУ, в 1908 г.- Ставропольскую ДС по 2-му разряду. (В автобиографии В. писал о том, что он окончил КДА со степенью канд. богословия, но в списках выпускников КДА В. не значится.) 17 авг. 1908 г. рукоположен во диакона к церкви в ст-це Стародеревянковской, 5 окт. следующего года рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом. 27 окт. 1910 г. определен на священническое место к церкви в с. Арзгир, 3 окт. 1914 г. переведен в Николаевскую ц. в г. Ейске. (По свидетельству В., в 1914 он был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 он был лишь награжден правом ношения скуфьи.) В 1920 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита. 4 нояб. 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Ейского, вик. Ставропольской епархии, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон . После ареста Патриарха в мае 1922 г. В. перешел в обновленчество . В марте 1927 г. был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН, после освобождения в авг. 1932 г. направлен обновленческим синодом в г. Армавир с титулом «архиепископ Армавирский и Майкопский». В июне 1935 г. переведен на обновленческую Курскую кафедру с возведением в сан «митрополита». По воспоминаниям курского духовенства, «митрополит» вел себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой» В. появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор. 21 июня 1938 г. он был назначен управляющим делами обновленческого синода, после ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского) . Даже по меркам обновленческого духовенства В. отличался весьма странным поведением: «никогда не служил, не причащался». 30 авг. 1939 г. В. уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу бухгалтером в гражданское учреждение.

http://pravenc.ru/text/150737.html

уклонился в обновленческий раскол. 16/V-1926 г. хиротонисан во епископа, правящего Челябинской епархией. В 1930 г. возведён в сан митр. Новгородского и Старорусского. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 13, 22. ФАОС дело 18д. Кат-АМ Кат-ЯВ С. 31. Кат-ЕС С. 19, п/п 117. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 965.] Окончил Тверскую духовную семинарию. В 1893 г. закончил Московскую духовную академию. Священник Тверского Христо-Рождественского монастыря. В 1930-е годы арестован и пропал без вести. [ПСТБИ] ВАСИЛИЙ (Никольский) Епископ Дмитриевский [Кат-ГУБ. С. 965.] ВАСИЛИЙ (Павлов) Архиепископ Елецкий Родился 27/II-1865 года. В 1889 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1889 году принял сан диакона. С 1894 года священствовал и был окружным духовником. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. 25/VI-1923 г., будучи вдовым, хиротонисан обновленческими епископами во сп. Бобровского, вик. Воронежской епархии. С 3/III –1925 г. – еп. Новохоперский, вик. Воронежской епархии. С 23/VII-1926 г. – исполняющий обязанности правящего Воронежской епархией. С 1926 г. снова еп. Бобровский. 23/XI-1927 г. возведён в сан архиепископа. С июня 1928 г. – архиеп. Острогожский. С сентября 1930 г. – архиеп. Тамбовский. С 1932 г. – архиеп. Елецкий, вик. Орловской епархии. 17/XI-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 8. Вестник Всероссийского Союза Общин Древле-Апостольской Церкви. 1923. 1. С. 16. ФАОС дело 43. Кат-АМ 72. Кат-ЯВ С. 31. Кат-ЕС 2. С. 3, п/п 10. [Кат-ГУБ. С. 966.] ВАСИЛИЙ (Ратмиров) Архиепископ Минский и Белорусский В данный момент никаких биографических сведений о нём нет, как-то, года рождения, образования, начало духовного его поприща, семейного положения, пострижен в монашество, прохождения служебного и духовного стажа до возведения его во епископа. Дата и место его хиротонии во епископа также неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 109–110. С. Л. К. Андрей. ( Комаров Анатолий Андреевич)…С. 359–360. Василий (Ратмиров Василий Михайлович), бывший архиепископ Минский и Белорусский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 93–94. «14 мая г.] Вчера на заседании [Синода] архиепископ Питирим делал большой доклад о деяниях б[ывшего] архиепископа Василия Ратмирова – пьянстве с уполномоченным, выкачивании денег из епархии себе и бездеятельности. Он “по болезни” ушел и... скрылся... Постановлено запретить в священнослужении, вызвать в Синод для объяснений» ( Григорий (Чуков), митр.Дневник. Тетрадь 43. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 106. В публикуемых фрагментах дневника архиепископа (с 7 сентября 1945 г. митрополита) Григория 1944 – 1953 гг. из тетрадей 38 – 41, 45 – 47 и 53 для удобства восприятия материала не указаны сноски на некоторые их части, опубликованы ранее в статьях: Молитва за Победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков): страницы военного дневника/Сост. Л. К. Александрова-Чукова//Православие и современность. 2010. 15(31). С. 90–90; Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., Вып. 34. С. 17 – 131; Александрова-Чукова Л. К. Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде (Электронный дата обращения – 1 октября 2023 г.); Александрова-Чукова Л. К. Архиерейский Собор 21–23 ноября 1944 года, его цели и задачи: свидетельства участника – архиепископа Григория (Чукова)//Церковь. Богословие. История. 2021. 2. С. 49–67; Митрополит Григорий (Чуков). Деятельность учебного комитета Св. Синода 1946–1955 гг.: к 70-летию основания/Публ., вступ. ст. и коммент. Л. К. Александровой-Чуковой. 2010 (Электронный ресурс:http://bogoslov.ru/article/4888315; дата обращения – 1 октября 2023 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

В основном списке архиереев Российской Православной Церкви (т. н. ФПС 1), начатом составляться покойным Патр. Сергием ещё с 1897 г. под 1921 годом значится за 135 еп. Василий Ратятров. Почерк почившего Патр. Сергия был вообще неясен, буквы сливались, и переписчица могла не разобрать слившиеся буквы середины фамилии Ратмирова. И так как мы не располагаем его личным делом, мы склонны предположить, что это именно является не Ратятров (число букв в обоих фамилиях одинаково), а Ратмиров. Вскоре после образования обновленчества он перешёл в эту ориентацию. Благодаря своей деловитости еп. Василий здесь дослужился до сана митр. Курского. Сведений о годе и месте его хиротонии в обновленчестве нет. Был в сане епископа деловодом и управделами Св. Синода обновленцев/ Из женатых священников. Митр. Курский снял сан по собственному заявлению и был оставлен управделами первоиерарха (Виталия). Затем отошёл от этой ориентации. В 1941 году он принёс покаяние пред Св. Патр. Сергием и был принят в общение с Русской Православной Церковью в сане епископа и назначен еп. Калининским. Сентябрь 1943 г. является первой датой упоминания о нём как об архиеп. Калининском и Смоленском и как участнике Собора 08/IХ-1943 г., по избранию митр. Сергия Патриархом всея Руси. Отсутствуют сведения и по журналу «Московской Патриархии» за 1943 г. о датах его покаяния и принятии его в общение с Русской Православной Церковью и о назначении его на кафедру Калининскую и Смоленскую (по совместительству) с возведением в сан архиепископа. В последнем сане он является соучастником сентябрьского Собора Русской Православной Церкви, 08/IX-1943 г., он дал свои подписи на целом ряде актов Собора. В сентябре 1944 г. он перемещён на кафедру Минскую и Белорусскую. В апреле 1945 г. во внимание к архипастырским трудам и патриотической деятельности награждён правом ношения креста на клобуке. В январе 1946 г., ввиду серьёзного заболевания, уволен на покой согласно прошению. На актах участников Собора 8/IX-1943 г. он расписывался после архисп.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Малашкевич, в с. Смоловка - некий И. Каркалица. По всей видимости, и в этих случаях речь шла о представителях движения истинно православных христиан, вышедших из подполья в оккупационные годы и пытавшихся продолжить открытое служение в послевоенный период. Последний подобный случай на Минщине зафиксирован в 1948 г. в дер. Скрыль Пуховичского р-на (ГА Минской обл. Ф. 3196. Оп. 2. Д. 3). В 1950 г. был замечен самозваный лжесвященник в с. Киевичи Копыльского р-на. Регистрация общин и духовенства затягивалась из-за отсутствия у священников указов о назначении, к-рые должен был подписать архиеп. Василий (Ратмиров). В марте 1945 г. на приеме у уполномоченного СД РПЦ в Минске он заявил, что не изучил полностью духовенство Белоруссии и поэтому воздерживается назначать тех клириков, о которых не имеет необходимых данных (НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 3. Л. 18). Клириков, принадлежавших к раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) или к Варшавской митрополии, а также к истинно православному движению, архиеп. Василий принимал в молитвенное общение через принесение покаяния в расколе. 30 дек. 1945 г. были назначены новые архиереи для Белоруссии: рукоположен еп. Гродненский и Барановичский Варсонофий (Гриневич) , управляющим Пинско-Брестской епархией назначен заштатный еп. Даниил (Юзвьюк) , арестованный в марте 1950 г. По настоянию архиеп. Василия (Ратмирова) в 1946 г. в состав М. е. была передана из Пинской епархии территория Брестской обл., а из Гродненской епархии - территория Барановичской обл., в связи с чем изменилась титулатура местных архиереев (Пинско-Брестский переименован в Пинско-Лунинецкого, Гродненско-Барановичский - в Гродненско-Лидского). Это было обусловлено финансовыми трудностями восточнобелорус. приходов, для укрепления к-рых необходимо было включить в епархию экономически более сильные западнобелорус. общины. С июня 1945 г. почти во всех областях, кроме Гродненской и Пинской, имелись «областные секретари Минской епархии» и по совместительству - областные благочинные, назначавшиеся, как отмечалось в указах архиепископа Минского, для «связи с областными уполномоченными», а также для координации деятельности районных благочинных. В Минской обл. в 1945 г. было 3 благочиннических округа: Минский, Борисовский и Койдановский. Кадровая политика архиеп. Василия вызывала недовольство со стороны уполномоченных СД РПЦ, поскольку он назначал в основном священнослужителей, к-рые имели церковные заслуги, на ответственные должности ставил западнобелорус. священнослужителей, не пользовавшихся доверием у властей.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

В 1944-1948 гг. в Белоруссии были репрессированы 78 священно- и церковнослужителей. Среди арестованных в 1944-1945 гг.: прот. Николай Ясинский, служивший в ц. Св. Софии в Бобруйске (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ за издание газ. «Церковный благовест»), свящ. Александр Антоновский, борисовский благочинный прот. Иоанн Строк, укрывший в 1944 г. в своем храме 75 детей из детдома, спасая их от артобстрела (приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ), псаломщик из дер. Лебедево Молодечненского р-на И. Корсак, настоятель ц. равноап. Марии Магдалины в Минске прот. Константин Шашко, епархиальный миссионер архим. сщмч. Серафим (Шахмуть), настоятель ц. свт. Николая Чудотворца в Минске прот. Иосиф Голуб, настоятель ц. св. кн. Александра Невского в Минске прот. Николай Тесельский, протодиак. Спасо-Преображенской ц. в Минске Георгий Колядюк, преподаватель пастырских курсов в Минске М. И. Волосевич, казначей Спасо-Преображенской ц. в Минске А. Единович (схим. Серафима), диак. Екатерининского собора на Немиге в Минске Иоанн Шишло, священник из Логойска Антоний Зубович (приговорен к 10 годам заключения в ИТЛ) и др. В кон. 1944 - нач. 1945 г. Минский архиеп. Василий (Ратмиров) участвовал в мероприятиях по воссоединению с Московской Патриархией духовенства Белостокской епархии, в межвоенный период принадлежавшей Польской автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ), но исторически являвшейся частью дореволюционной Гродненской епархии РПЦ (в 1939-1941 территория Белостокской епархии входила в БССР). В период оккупации значительная доля приходов Белостокской епархии стала частью образованной решением Всебелорусского церковного Собора от 3 марта 1942 г. Гродненско-Белостокской епархии под рук. архиеп. Венедикта (Бобковского), подчинявшейся Минской митрополии Белорусской Церкви. Среди правосл. населения региона преобладали белорусы. 11 дек. 1944 г. архиеп. Василий вместе с уполномоченным Совета по делам РПЦ (СД РПЦ) по БССР А. Д. Лобановым в сопровождении своего секретаря иером. Ювеналия (Лунина) выехал в Польшу, где провел ряд встреч в Белостоке, Бельск-Подляски, Семятыче и Хайнувке.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

229 Архиепископ Рязанский Алексий (Сергеев, 1899–1968 гг.). Архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын, 1881–1952 гг.) Архиепископ Смоленский Василий (Ратмиров, 1881-?) Архиепископ Казанский Андрей (Комаров, 1879–1955 гг.) Архиепископ Ростовский Елевферий (Воронцов, 1892–1959 гг.) Протоиерей Николай Федорович Колчицкий (1890–1961 гг.) 230 Постановление разослано И. В. Сталину, В. М. Молотову, Г. М. Маленкову, Л. П. Берии и Совету по делам Русской Православной Церкви 231 Работа над Положением велась и после кончины Патриарха Сергия 15 мая 1944 г. Было утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 г. Оно возвращало настоятеля к финансово-хозяйственному управлению приходом. 232 Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Второй раздел Положения был посвящен деятельности Священного Синода, третий – епархии, четвертый – приходам. При подготовке этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Некоторые считали, что в число обязанностей настоятеля входит лишь богослужение и проповедничество. После долгих обсуждений в Положение вошла формулировка, представленная в документе: «Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый Епархиальным Архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом». Положение было принято на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 31 января–2 февраля 1945 г. Постановление Совнаркома утвердило Положение 28 января 1945 г. (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и 11 Ватиканский собор. М, 2004. С. 113.) 236 Число открытых немцами храмов на временно оккупированных территориях СССР составляло 7 547, монастырей – 29, из которых к концу 1947 г. осталось действующими не более 1 300 (из-за нехватки священников и из-за изъятия у религиозных общин занятых ими храмов, выполнявших до войны роль общественных зданий). (См.: О. Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и политика Советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001. С. 83.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010