В 1743 г. в Валахию с Украины пришел рясофорный мон. Платон (буд. прп. Паисий (Величковский)), он прожил в братстве более 3 лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников В. П.: иеросхим. Михаила, спостника и сподвижника В. П. еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Трэистени, схим. Протерия родом из мест. Решетиловка, переписчика книг мон. Рафаила, пустынножителя схим. Онуфрия и др. В. П. в значительной мере предопределил подвижнический путь прп. Паисия, хотя последний не был в непосредственном послушании у старца и ни разу не посещал Поляномерульский скит. Виделись они, когда В. П. навещал своих учеников в др. скитах и беседовал с ними о монашеской жизни, побуждая братию к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 г. прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с В. П. не прервалось. 1-й ученик прп. Паисия - Виссарион, родом из Валахии, был отправлен на Афон В. П., от приезжавших на Афон монахов прп. Паисий узнавал о событиях в братстве и получал сочинения В. П. Свои аскетические воззрения В. П. изложил в предисловиях к творениям прп. Григория Синаита , игум. Филофея Синайского, игум. Исихия Иерусалимского и прп. Нила Сорского . (Н. Попов поставил под сомнение авторство В. П. в отношении «Надсловия» и «Пристяжения» на книги прп. Нила Сорского (С. 13-14), считая автором этих сочинений прп. Иннокентия Комельского . Эти предположения опроверг Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов.) Предисловия В. П. представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении» (из Предисловия к сочинениям прп. Григория Синаита).

http://pravenc.ru/text/149765.html

Вскоре учение св. Василия настолько распространилось, что у румынских церковных властей возникли сомнения по поводу каноничности его поучений. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии . На все вопросы прп. Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов. Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. Незадолго до кончины, в 1764 г. св. Василий разделил Поляномерульское братство. Причину этого он изложил в своем «Завещании» : поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности братий славянского языка, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами должен был перейти в иное место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Тогда имущество скита было разделено на части, старец снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также грамотой господаря. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, он пишет письмо своему странствовавшему ученику, иеросхимонаху Алексию , прося его вернуться в обитель. В письме старец обращается к ученику с исключительным смирением. Вскоре, по совету прп. Паисия, братия избрала настоятелем скита именно иеросхим. Алексия. Святой Василий был канонизирован решением Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г. . В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря которому сочинения старца Василия получили распространение в обителях Румынии и России. Известен автограф старца, сборник, включающий «Предисловие» его к творениям прп. Григория Синаита . Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахии. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского», изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г. . Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге Исихия Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128) с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Известны и другие произведения св. Василия, одно из которых предлагается вниманию читателей.

http://bogoslov.ru/article/6177786

Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов : Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Василия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время, когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые свт. Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий, в частности, указывает на «неправильность мнения тех, которые думают, будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам Святыми Отцами только как временное ввиду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». В данный сборник входит также трактат «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — может быть, главное сочинение по теологии питания. Четыре тома «Истории сексуальности» Мишеля Фуко — среди них для этой медиатеки интересны прежде всего первый и четвертый. «Признания плоти», четвертый том — исследование христианских дискурсов и практик покаяния, послушания, откровения помыслов, девства, брака и т. п. Это четвертый том замыкает исследование, начатое следующим вопросом: какова природа, в чем причина фиксации современного субъекта на сексе? — этому посвящен первый том, «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности». Суть в том, что и «либерал», и «консерватор» не понимают, что они — и тот, и другой — одинаково подключены к диспозитиву сексуальности, одинаково одержимы сексом — движимы требованием постоянно и все больше и больше говорить о сексе. Помимо всего того, что происходит с сексуальностью в современную эпоху, по-настоящему загадочно вот это — дискурсивный взрыв вокруг секса, беспрерывная болтовня о сексе. Фуко говорит: то, что известно как «подавление секса» в постхристианском мире, есть лишь предлог, спусковой крючок, мотив для разговора о сексе — желания выявить истину о сексе, принуждение к знанию о сексе. «Подавления секса» не существует — это лишь предлог, повод для говорения о сексе.

http://blog.predanie.ru/article/novye-hr...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Письмо св. Василия Поляномерульского своему ученику схимонаху Алексию В продолжение серии публикаций о духовной традиции преподобного Паисия Величковского впервые публикуется одно из писем преподобного Василия Поляномерульского. Это наставник святого Паисия, бывший духовником 11 скитов в Румынии и ставший зачинателем того расцвета исихазма в славянских землях, который ассоциируется с именем его ученика. В письме одному из духовных чад, написанном на закате дней святого Василия, мы можем услышать кроткий голос мудрого настаника Иисусовой молитвы. Статья Преподобный Василий Поляномерульский является духовным отцом преподобного Паисия (Величковского), известного обновителя монашества. Оба они великие делатели и учителя умной Иисусовой молитвы. Известный исследователь А.-Е. Тахиаос называет Василия Поляномерульского первым исихастским учителем Православного Востока новейшего времени , чье влияние на формирование личности Паисия, да и на всё православное монашество трудно переоценить. Родился будущий старец предположительно в 1692 году и был выходцем из Малороссии . В результате его трудов возглавляемый им Поляномерульский скит стал важным духовным центром южной части Румынии. Под духовным руководством св. Василия находилось 11 скитов, в которых собрались монашествующие из разных краев, даже с Афонской горы. С 1743 г. в этих местах находился рясофорный мон. Платон (будущий старец Паисий (Величковский), который прожил в братстве более трёх лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия . Так о. Василий и Паисий часто беседовали о монашеской жизни, побуждая друг друга к аскетическим подвигам и постоянному чтению святоотеческих писаний. Св. Паисий называет св. Василия «...другом и сопостником» . Их общение не прервалось и после ухода в 1746 г. прп. Паисия на Святую Гору. Старец Василий в 1750 г. прибыл на Афон, где посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. На Святой Горе оба старца имели общего духовника – иеромон. Даниила.

http://bogoslov.ru/article/6177786

— Этот лес, да... Вы можете себе представить, что тогда было точно так же? А какое место могло бы подойти для монастыря лучше этой благословенной поляны? — говорит мне монахиня Рафаила, наша провожатая по дэлэуцкому раю, не перестающая восхищаться этим великолепием уже 9 лет, в течение которых она не покидала монастырь. — Нам выпало счастье жить здесь, и мы должны это место беречь. На нас лежит огромная ответственность: мы ведь каждый день наступаем на следы святого. Здесь жива благодать этого места, жив дух молитвы. А в конце с нас спросится: «Что ты сделал с этим счастьем? Что ты сделал с тем, что было тебе дано?» Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда турки ятаганом ударили по ликам Матери и Богомладенца Старинная каменная церковь, именуемая «Среди могил», — именно та, в которой служил святой Василий три века тому назад. Позолоченный иконостас, которого касались его персты… Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, перед которой он столько раз простирался в земном поклоне. Это известная во всем христианском мире икона, из которой брызнула кровь, когда в Константинополе турки ятаганом ударили по ликам Пресвятой Матери и Богомладенца, и которая потом чудесным образом вернулась домой сама, носимая по волнам Черного моря и осеняемая ангелами, и остановилась прямо у ног того румынского монаха, у которого турки ее отобрали. Монастырь Дэлхэуць, храм в честь иконы «Живоносный Источник», в котором служил прп. Василий Поляномерульский Мать Рафаила осторожно прикасается к шрамам на ликах Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. — Посмотрите, рана совсем еще свежая. Это же живое тело… Она говорит мне, что там была живая плоть, что края глубоких порезов заживали, в точности как человеческая рана. Обезображенные шрамами лики Матери и Ее Божественного Сына… На них без содрогания нельзя взглянуть. Это больно, это даже трагично. Особенно на Младенца, Которого с такой жестокостью били по Божественному лику… «Ануфиана», чудотворная икона Пресвятой Богородицы из монастыря Дэлхэуць Однако боль этого живого образа исцелила тысячи человек! Мать Рафаила, молодая, 36-летняя монахиня, знает людей, болевших раком, парализованных, бесплодных, которых сюда позвала эта икона. Они просто не могли жить, не видя этих ликов. Приходили сюда снова и снова из разных краев, издалека, повинуясь Божественному зову. И исцелились.

http://pravoslavie.ru/149890.html

Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблественных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия». 3/6. «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» прп. Василия Поляномерульского «О воздержании от брашен, возбраненных монахам» — небольшой трактат преподобного Василия Поляномерульского, великого учителя христианской культуры себя (аскезы) — может быть вообще главное святоотеческое сочинение по теологии питания. Здесь выясняется, что запрет на мясоядение — первая заповедь, данная Богом людям, и одна из черт райской жизни, восстановленной Новым Заветом. Интересно, что прп. Василий рифмует мясоядение с жертвоприношениями: две формы кровопролития, насилия, явившихся после грехопадения и отмененных христианством — как отменены жертвоприношения, так надо и перестать есть мясо: «Если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «Ибо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», — сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Изначально сам Бог законоположил это [запрет мясоедения], вкушение же мяса попущено было Богом только по одной немощи нашей, так же как и древним — приношение в жертву скота». Не есть мяса в таком контексте — способ помещения себя в пространство ненасилия посредством повседневных практик (точнее, основной из них — питания) — обыгрываемых ими представлений и ценностей (райская истина — ненасилие, и я встройкой своего питания в логику этой истины подключаю себя к ней и актуализирую ее в своей ситуации); такая, в общем, важная вещь на символико-психологическом уровне: этот эон пропитан кровью, но я своим телом, своим умом, своей повседневностью представляю (пусть только для себя — это может и важнее всего) Альтернативу ему.

http://blog.predanie.ru/article/post-eto...

У Свящ. Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й гл. письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию (изд. текста на румын. яз.: Sfântul Paisie de la Neam. P. 21-83). На все вопросы высокого собрания В. П. дал исчерпывающие ответы на основе Свящ. Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов, Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил В. П. написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо. В связи с этим преподобный попросил разрешения изучить Типиконы афонских мон-рей и в 1750 г. прибыл на Афон, там он посетил прп. Паисия, к-рого по его просьбе постриг в мантию; на Афоне оба старца имели общего духовника - о. Даниила. Взаимные духовные связи между старцами прослеживаются и после переселения в 1763 г. прп. Паисия в Молдавию. Так, в 1766 г. В. П. через своего ученика иеросхим. Алексия просил прп. Паисия прислать книгу творений св. Симеона Нового Богослова . В. П. был не только духовником мн. скитов, он заботился и о материальных нуждах монахов. В 1757 г. старец посетил Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 г. В. П. разделил Поляномерульское братство на 2 части. Причину этого он изложил в своем «Завещании»: поскольку со временем румын. монахи стали превосходить по численности рус. братию, а богослужение в скиту совершалось на церковнослав. языке, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, В. П. предложил румын. инокам остаться в скиту, старец с учениками-славянами должен был перейти в др. место. Однако румын. иноки решили уйти сами, признавая за В. П. право остаться в основанной им обители. Старец разделил имущество скита на 2 части и снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также заверенной господарской грамотой. В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, В. П. написал письмо своему странствовавшему ученику иеросхим. Алексию (другу прп. Паисия), прося его вернуться в обитель. В. П. был погребен в Поляномерульском скиту. Настоятелем скита перед смертью он назначил иеросхим. Феодосия, к-рый, будучи в преклонных летах, не смог долго управлять братством, поэтому в скором времени по совету прп. Паисия братия избрала настоятелем иеросхим. Алексия.

http://pravenc.ru/text/149765.html

Путь молодого подвижника лежал в Валахию, он волею Божией стал как бы странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы.  Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Через 4 года преподобный пришел на Святую гору, в это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.  Прп. Паисий не считал себя достойным учительствовать — он принимал к себе братьев только как сподвижников и друзей. Среди этого Паисиева братства зародилась традиция книжности: они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.  В 36 лет прп. Паисий принял сан священства; в это время братия переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократора, этот скит стал, по примеру многих национальных на Афоне монастырей, обителью малороссов.  Афонское пустынно-общежительное пребывание прп. Паисия длилось 17 лет; во время начала притеснения Афона мусульманами старец возвращается в Молдавию, где поселяется в пустующем Драгомирском монастыре Святого Духа с благословения митрополита Ясского Григория. Молдо-Влахия тех времен была прибежищем монашествующих из многих мест, поскольку это было время закрытия монастырей в России (введение штатов) и униато-католического наступления на православных на Юго-Западе.  В этом монастыре преподобный принял схиму без перемены имени. Жизнь шла в трудах и подвигах, многоязычная братия читала и переводила творения святых отцов. Однако внешние мирские события сделали невозможным продолжать в этих местах свой подвижнический труд православным монахам. После русско-турецкой войны эти земли отошли к Австрии, и св. Паисий вместе с братией в 350 человек ушел в другой монастырь, который им предоставили молдавский господарь и местный владыка.  В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. В это время старец вместе с частью братии жил в Немяцком монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

( < < back) < >< back) > Способ Иоанна Лествичника выражается формулой: «Мысль заключай в словах молитвы» («Лествица», 28:17). Имеется в виду полное осознание смысла молитвенных слов, произносимых с предельным вниманием. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Схимонах Василий Поляномерульский — молдавский старец, наставник и сподвижник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Духовно окормлял несколько скитов в Молдавии, написал знаменитые «Предисловия» к творениям Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского. ( < < back) Преподобный Силуан Афонский (Антонов; 1866–1938) — канонизирован Константинопольской и Русской Церквами. Полвека подвизался в обители св. Пантелеймона на Афоне. Не имея личного наставника-старца, шел в одиночестве трудным и опасным путем внутреннего подвига. Рано получил необычайно высокую меру благодати и дар самодвижной молитвы, после чего в течение 15 лет вел непрестанную жесточайшую брань за бесстрастие. В те годы он спал сидя, один-два часа в сутки урывками — по 15–20 минут, все ночи и все силы отдавая Иисусовой молитве. Великий молитвенник, схимонах Силуан в молитве о всем мире духом проживал трагедию современного человечества. С 70-х годов известны случаи многочисленных исцелений от главы преподобного на Афоне и от части мощей, находящейся в Великобритании. ( < < back) Схимонах Афанасий Площанский (Захаров; †1825) — дворянин, бывший ротмистр гусарского полка, с 30 лет подвизался в Нямецком монастыре. Известный старец, один из близких учеников и постриженник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Наставник прп. Макария Оптинского. После 7-и лет жизни в Нямце пребывал во Флорищевой пустыни, Гороховском монастыре, Белобережской и Площанской (с 1815) пустыни, где и почил (17.10.1825). «Служил примером для всей братии, ибо был кроток, милостив и сострадателен, принимая каждого с любовью. Несмотря на все свои немощи, никогда не оставлял церковной службы и келейного правила. Находился в духовном общении со старцем Паисием (Величковским)». Архим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. Оптина пуст., М., 1997 — с. 333.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Появилось множество мелких скитов, где селились монахи преклоненных монастырей, бежавшие от греческого правления. В XVIII в. для румын. М. имели значение эмиграция на румын. земли рус. монахов, особенно усилившаяся после церковной реформы Петра I в 1724 г., а также бегство монахов из Речи Посполитой, где сложилось тяжелое положение в связи с притеснением православных католиками и униатами. Особое влияние на развитие на румын. землях М., духовного делания и распространение духовной лит-ры оказали преподобные Василий Поляномерульский († 1767) и его духовный сын Паисий Величковский († 1794), чьи идеи в свою очередь питали русское М. (Оптина и Саровская пустыни и др.). Прп. Василий, учитель аскезы, умного делания, Иисусовой молитвы, основал скит Пояна-Мэрулуй, ставший одним из духовных центров на территории княжеств. Под его руководством находились 11 скитов и пустыней. Прп. Паисий ввел в основанном им мон-ре Драгомирна, а впосл. в мон-рях Секу и Нямецком устав по чину святителей Василия Великого, Феодосия Великого, Феодора Студита и Афонской горы (нестяжательность, отсечение воли, послушание, умная молитва, чтение книг, непрестанное рукоделие и бытовое благочиние). Мон-ри Нямецкий и Секу стали одними из крупнейших в Вост. Европе (ок. 700 чел. братии в каждом), число паствы прп. Паисия достигало 10 тыс. чел. К 1769 г. были переведены на румын. язык и изданы практически все разделы «Добротолюбия». В Трансильвании с вхождением княжества в габсбургскую систему владений (кон. XVII - нач. XVIII в.) упрочилось униатство. Монастыри разрушались, много мелких скитов было образовано в горах, значительное число монахов бежали в Валашское и Молдавское княжества. В период объединения Молдавского и Валашского княжеств секуляризация, которую инициировал господарь Александру Йоан Куза в 1863 г., коснулась и преклоненных, и непреклоненных мон-рей. В 1864 г. был принят закон о М.: монахами могли стать только люди, имевшие духовное образование, или пожилые и инвалиды, что привело к спаду М.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010