3 . Воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Т.е. «не было промежутка между моим воззванием и Твоею благодатию: едва воззвал я, как и пришло исцеление» (Вас. В.). 4 . Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. С Евр.: «Господи! Ты вывел из ада душу мою, и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу». Адом (в Евр. шеол) называется в псалмах могила, смерть, великие несчастия, смертные опасности; рвом называется могила, темное место и смерть. Т.е. Ты, исцелив, спас от смертной опасности, от могилы и смерти. «Всякий поступок, – говорит св. Вас. В., – или низводит нас долу, отягчая грехом, или возносит горе, окрыляя нас к Богу. Посему, Ты спас меня, который вел доселе порочную жизнь и спас, отделив от нисходящих в место потемненное и холодное». 5 . Пойте Господеви, преподобнии Его, т.е. чистые, святые. «Не всякий тот поет Господеви, – говорит св. Вас. В., – кто произносит устами слова псалма, но все те, которые от чистого сердца воссылают песнопения». Исповедайте память святыни Его, «не сказал: исповедайте святыню его; но память святыни, т.е. благодарите. Ибо здесь исповедание берется вместо благодарения. Посему, благодарите, что имеете память святыни Его» (Вас. В.). С Евр.: «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его». 6 . Яко гнев в ярости 195 Его. «В сих словах, – говорит св. Василий В., – весьма большое различие. Ярость означает определение наложить известное наказание на достойного, а гнев означает уже труд и наказание, наложенное праведным Судиею по мере неправды. Посему гнев в ярости значит – наказание по праведному суду Божию. И живот в воли Его. «Весьма искусно, – говорит бл. Феодорит, – сделано песнопевцем это разделение; ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле; потому что сего хощет Бог, а не первого; гнев же мы навлекаем сами на себя». «Бог хощет, чтобы все были причастными жизни Его. Бедствия же не волею Его производятся, но навлекаются достоинством согрешивших» (Василий В.). Вечер (к вечеру, вечером) водворится плач, и заутра радость. Т.е. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает; вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Бл. Феодорит относит к царю Езекии, также к Апостолам, плакавшим по смерти Господа, и на утро возрадовавшимся Его воскресению. Допуская последнюю мысль, св. Василий В. присовокупляет: «может быть, вечером вообще называется век сей, в котором блаженно плачущие утешатся при наступлении утра», т.е. в будущем веке. С Евр.: «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

577 “Видите, замечает святой Кирилл Александрийский , как и здесь Ои показывает единосущие: если бы вы знали Меня, говорит, то знали бы и Отца Моего; ибо равносущное не узнается из разносущного. Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющая одну природу познаются одно из другого” (Хр. Чт. 1847, III, стр. 31). “Если, размышляет так­же святой Василий Великий , кто познал Сына по сущности, тот познал и Отца (ибо сказано: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего – Иоан. 14:7 ); то есть Сын единосущен Отцу, потому что ничто бестелесное не может быть познаваемо из неподобной сущности” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 146). 578 См. выше примеч. 450. “Если, рассуждает святой Василий Великий , один Сын есть создание Отца, а все прочее – создание Сына? то Сказавший: и все Мое Твое; мог сие сказать; но, на основании Евномиева мнения, не следовало бы Ему при­совокуплять: и Твое Мое ( Иоан. 17:10 ), ибо сам Сын не мог быть своим. Из сего открывается, что Он говорил это о своем сходстве с Отцом, и своей сущности во всем безусловно сходной с сущностью Отца, а не о тварях” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 161). 579 “Невозможно и ни с чем несовместимо, чтоб Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак ничего нет собственного; потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца” (Святой Григорий, слово 30, в “Творениях святых Отцов” III, стр. 88). “Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также” ( Иоан. 5:19 ). И в другом месте: “что творит (Сын), творит от Отца и с Отцом: ибо одно и тоже, не подобное только, но тоже самое хотение, действование и могуще­ство Отца и Сына и Святого Духа” (святой Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры кн. I, гл. 13, стр. 45–46 и кн. IV, гл. 18, стр. 274). 580 “Здесь слово – более сказано в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как причина и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой более Меня, т.е. Поскольку Он Отец. Но слово – “Отец” что иное значит, как не то, что Он причина и начало рожденному от Него?” (Святой Василий Великий , кн. I против Евном., в “Творениях святых Отцов” VII, стр. 56). Тоже говорят – святой Григорий Богослов (в “Творениях святых Отцов” III, стр. 85), Отцы Собора Сардийского (apud Theodoret. H. E. II, cap. 8), святой Иоанн Златоуст (homil. LXXV in Joan. ad cap. 14, vers. 29), святой Епифаний (haeres. 69), святой Исидор Пелусиот (lib. III, epist. 334) и святой Иоанн Дамаскин (Точн. Излож. прав. веры 1, 8, стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

7 . Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. С Евр.: «И я говорил в благоденствии моем: не поколеблюсь во век». «Давид, – говорит св. Афан., – объясняет причину падения. Поскольку, говорит, во время благоденствия думал я о себе много, то за это самое и приведен в смущение». Св. Василий В. находит другой смысл: человек, напоенный обильными потоками небесных вод (т.е. благодатных), приносящий обильные плоды и «чувствующий свою твердость с уверенностию скажет, что его не искоренит противник, как полную ниву, которую благословил Господь». 8 . Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу 196 . Под добротою или красотою Отцы разумеют первобытную доброту, какую имел Адам до падения и частию сохранил по падении. «Хотя прекрасен был я по природе, – объясняет св. Василий В., – но стал немощен, потому что умерщвлен грехом, по злоумышлению змия. Посему Ты к доброте моей, какую я получил от Тебя при первом устроении, присовокупил и силу исполнять должное». По мнению бл. Феодорита, слова 8 стиха «приличествуют Езекии и всему человеческому естеству, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением и преодолел Ассириян, но лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели, не подлежал тлению, но за преступление, лишившись Божественного о нем промышления, претерпел жизненную бурю». С Евр.: 197 «По благоволению Своему, Господи, Ты укрепил гору 198 мою; но Ты сокрыл лице Свое, и я смутился». 9 . С Евр.: «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа (моего) умолял». 10 . Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Егда исповестся Тебе персть? Или возвестит истину Твою? – В крови моей. Кровь принимается за душу, за жизнь ( Лев. 17:14 ). Т.е., что пользы в этой несчастной жизни, когда я, обремененный скорбями, готов истлеть, умереть? Какая польза от того, что преждевременно я сойду в истление, умру, обращусь в прах? Прах может ли исповедать или славословить Тебя, и возвещать истину Твою? (Подоб. Пс. 87:11–12, 113:25–26 ; Вар. 2:17 ). «В том, чтобы сойти мне в истление, нет никакой пользы ни мне, ни другим. И меня лишаешь Ты жизни и другие ни мало не приобретут от меня спасения» (Св. Афанасий). Св. Василий Великий иначе: «Что мне пользы в благосостоянии плоти и во множестве крови, когда она будет предана общему разрушению тела?.. Как перстный, плотский человек исповестся Тебе Богу? Как возвестит истину тот, кто не посвящал своего времени учению, у кого ум погребен под таким бременем плоти»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   – Иди и скажи пришлому монаху тому: господин Ефрем! прошу тебя – взойди во святой алтарь: тебя зовет архиепископ.    Архидиакон пошел и сказал, как ему было приказано. Ефрем же удивился этому и прославил Бога. Сотворив затем земной поклон, он сказал:    – Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами!    Потом упросил архидиакона, чтобы тот сообщил архиепископу, что, по окончании святой службы, он хочет в уединенном месте поклониться ему и приветствовать его.    Когда Божественная служба окончилась, святой Василий взошел в сосудохранительницу и, призвав преподобного Ефрема, дал ему целование о Господе и сказал:    – Приветствую тебя, отче, умножившего учеников Христовых в пустыне и силою Христовою изгнавшего из нее бесов! Для чего, отче, ты принял на себя такой труд, явившись увидеть грешного человека? Да воздаст тебе Господь за труд твой.    Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился со своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию:    – Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя – соблаговоли мне дать ее.    Василий Великий сказал ему:    – Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие.    – Я знаю, отче, – сказал достопочтенный Ефрем, – что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил Его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески.    Василий отвечал:    – Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19).    Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132-м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, - сказал он сам себе, - надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского, приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это — как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, — сказал он сам себе, — надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского , приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://azbyka.ru/fiction/poslednyaya-nad...

Глава XIV. О послушании 1. Авва Антоний сказал: послушание с воздержанием подчиняет зверей. 2. Авва Арсений сказал авве Александру: когда обрежешь ветви свои, приди вкусить со мною; если же придут странники, вкуси с ними. Авва Александр работал понемногу и не спеша, и, когда настало время вкусить, ему оставалось обрезать еще некоторое количество ветвей. Желая соблюсти слово старца, он остался закончить рукоделие, а авва Арсений, видя, что он замедлил, вкусил один, полагая, что у него есть странники. Авва Александр пришел к старцу, когда уже настал вечер, и старец спросил его: у тебя были странники? Он сказал: нет. Старец опять спросил: почему же ты не пришел? Он ответил: ты говорил мне, когда очистишь ветви свои, тогда приходи. Я не приходил, соблюдая слово твое, ибо только теперь очистил их. Старец удивился точности его и сказал: разреши поскорее, чтоб мог ты совершить правило свое, и выпей воды, – иначе изнеможет тело твое. 3. Авва Авраам пришел к авве Арию. Когда они сидели, пришел к старцу брат и спросил его: отче, скажи мне, что мне делать, чтоб спастись? Авва говорит ему: пойди, в сей год по вечеру вкушай хлеб и соль; потом приди, – и я скажу тебе. Он пошел и поступил так. По окончании года брат опять пришел к авве Арию; случилось быть тогда там и авве Аврааму. Старец сказал брату: пойди, в этот год постись по два дня. Когда брат ушел, авва Авраам спросил авву Ария: почему прочим братиям ты даешь легкое иго, а на сего брата налагаешь тяжкие бремена? Старец ответил ему: братия как приходят с вопросами, так и отходят, а сей ради Бога приходит услышать слово, ибо он есть делатель, и что ни скажу ему, то сделает тщательно. Потому и я говорю ему слово Божие. 4. Один старец рассказывал, что святой Василий, прибыв в одну киновию, после приличного поучения спросил игумена: есть у тебя здесь брат, имеющий послушание? Тот ответил ему: все рабы твои и тщательно ревнуют о спасении, Владыко! Тот опять спросил его: есть ли у тебя истинно имеющий послушание? Тогда он привел к нему одного брата, и святой Василий велел ему прислуживать себе во время обеда. По принятии пищи, брат подал ему воды умыться, после чего святой Василий говорит ему: иди, и я подам тебе умыться, – и брат допустил ему возлить воды. Потом тот сказал ему: когда я войду в святилище, приди, и я сделаю тебя диаконом. По совершении сего он сделал его и пресвитером и взял с собою в епископию ради послушания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

д. Разъясняет он им все 16 глав «Евангелия от Марка» в 49 беседах. В одних беседах он применяет классическую схему: следуя течению евангельского текста, разъясняет каждый стих, в других начинает прямо с разъяснения текста, полагая, что повествование Евангелия знакомо читателю и слушателю 1 . Евангелие от Марка представляется отнюдь не случайным выбором святителя, ведь обращено оно было, по единодушному суждению богословов, толкователей и историков Церкви, к язычникам-римлянам, и постижение евангельской истины связывается в нем со скорбными обстоятельствами жизни христианина во времена гонений и массового отступления от веры и Церкви. Значит паства святителя находилась в том же духовном состоянии, что и некогда в бытность апостола Марка римляне. «Когда оглядываешься на свою жизнь и на жизнь современного общества, с грустью видишь, что не вера двигает нами и не Бог является для нас центром. Мы подменили этот великий животворный центр другими…» Тут святитель указывает на суетные ценности язычества, поклоняющегося своим кумирам, и на тот выбор, который сделали люди, встав под знамена социальной революции 2 . Свой труд епископ Василий писал в ту самую пору, когда русский народ, пусть даже в меньшинстве (большинство терпеливо переносило страдания – прим. автора), усилиями безбожной большевистской власти отвернулся от Бога и Его святых заповедей. Святитель Василий обращается к своим слушателям, акцентируя их внимание на ложности поиска смысла жизни в социальных теориях, философских течениях и безбожных шатаниях. В качестве примера духовно-нравственного падения человека, характеризующего современную всем его слушателям ситуацию, святитель приводит подборку цитат из ветхозаветного текста книги пророка Исайи: «Слушайте небеса и внимай земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет… Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… князья твои законопреступники и сообщники воров… Народ мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение…» Далее святитель указывает причину духовно-нравственного падения и бунта человека против Бога, всю глубину этого падения и, как следствие, – духовное и физическое страдание человека, живущего в богоборческом обществе: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице его от вас, чтобы не слышать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010