л. 5 горький? И приму ли от кого честь: не к князю я послан, не к иному вельможе. Если что скажу или что возвещу этому гробу каменному, кто мне ответит? И кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он и иное многое спутникам своим. Святой же явился ему во сне, смиренно промолвил: «О чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; если же не покаешься, тяжелые времена испытаешь». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони его пали, и одежду их украли, и все взяли у них воры, кроме посланного с Василием богатства. И открыл он отправленное для окования раки сокровище, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на необходимое себе и коням, и не уразумел он, что был наказан гневом за хулу его. Когда Василий был в Чернигове, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукою двинуть. Спутники Василия, положив его в привезли под Киев, когда уже свечерело. В ту же ночь явился Василию святой и сказал: «Василий, разве ты не слышал Господа, говорящего: «Приобретайте себе // л. 5 об. друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные Хорошо ведь уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду Ты же за труд свой мог быть увенчан, хотя такой славы никто не удостаивался, какую ты принял бы вместе с Георгием; теперь же, всего этого лишившись, не отчаивайся за жизнь свою. Иначе не можешь получить исцеление, только если покаешься, и когда положат тебя на раку мою – ты обретешь целым утраченное золото и серебро». И все это наяву произошло с Василием, а не во сне, в тот же вечер было ему явление. И пришел к нему князь Георгий Владимирович со всеми боярами и, увидев Василия в столь горестном состоянии, ушел, обеспокоенный за него. Василий же, поверив видению святого, повелел своим спутникам нести себя в Печерский монастырь. Когда они были уже на берегу, вошел некий незнакомец к игумену, говоря: «Скорее иди на берег, введи Василия и положи его на гроб Феодосия, и, когда тебе даст сокровище, обличи его перед всеми, сказав, что он взял себе пятую часть денег, если же он покается, то верни ему». Сказав это, сделался он невидим. И игумен стал искать того //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на то, что сам Василий, как он пишет, не был согласен с такой политикой, и это была не его политика, но он не стал нарушать церковное единство и принял политику этих епископов. Таким образом, можно сказать, что Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом. Потому что, на самом деле, абсолютная последовательность или совершенное следование логике не являются характеристиками здравомыслящего человека, но скорее безумца. Как пишет Г.К. Честертон, «Сумасшедший – это не человек, который потерял свой рассудок. Сумасшедший, – это человек, который потерял все, за исключением своего рассудка». Знаете, мы иногда хотим думать, что история Церкви очень проста, с очень четкими, черно-белыми правилами, которым следуют великие отцы Церкви. Но если мы видим историю Церкви таким образом, то мы не знаем историю Церкви. Василий Великий не следовал неукоснительно правилам Церкви, которые он понимал. Он скорее нес свое служение, свое священство в согласии со Святым Духом. Ведь способности Василия Великого как церковного деятеля, в конечном счете, пришли не из каких-то правил или внешних форм, но от Бога, от Святого Духа. Это находится в ведении Святого Духа, о чем и пишет апостол Павел: «… способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3: 5-6). Конечно, правила имеют свое место и свое основание, и апостол не призывает нас к анархии! Тем не менее, давайте помнить, что в нашей жизни, в Церкви Святого Духа, именно Он руководит установлением правил, а не наоборот. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Но когда потом Склир воротился, чтобы снова видеться с Фокою, то Фока схватил его и держал его в оковах в одной крепости, где была жена Фоки 91 , и сказал ему: «Я всегда боялся тебя; итак, ты останешься в этом замке, пока я достигну моих желаний и овладею царством; и тогда я отдам тебе, что было условлено, и не обману тебя». И взбунтовался открыто Варда Фока, и приглашал людей признать его за царя во втором Джумада 377 года 92 , и овладел всеми землями Рум (Греков) до берега моря. И стало важным дело его, и боялся его царь Василий боязнью великою. И истощились богатства го, и побудила его нужда вступить в переписку с царем Русов; они же были его врагами; и он просил у него помощи. И царь Русов согласился на это, и просил свойства с ним. И женился царь Русов на сестре Василия, царя Греков, после того, как он (Василий) поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов, которые обратили в христианство его и весь народ его владений. И не было у них до этого времени религиозного закона и не веровали они ни во что. И они – народ великий, и с этой поры все они стали христианами по сие время. И отправился царь Русов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним. И они оба сговорились пойти навстречу Варде Фоке и отправились на него сушею и морем и обратили его в бегство, и завладел Василий всем своим государством и победил Варду Фоку и убил его 3-го Мухаррама 379года 93 ; и была голова его принесена в Константинополь и там выставлена. И была продолжительность бунта его один год и семь месяцев. И когда узнала об этом жена Фоки, то она выпустила Склира из темницы, и пристали к нему все враги царя, которые были с Фокою, и он старался присвоить себе царство и надел пурпурную обувь. Но потом послал к Константину, брату царя Василия, и просил у него, чтобы он снова привел его в милость у своего брата, и обещал возвратиться к повиновению, если ему будет прощена вина его. И он сделал это, и отрекся Склир от своей власти в начале месяца Реджеба 379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

О том, как была окована рака преподобного отца нашего Феодос...    Через некоторое время после кончины Феодосия захотел Георгий, сын Симона и внук Африкана, оковать гробницу преподобного отца Феодосия, что и сделал.    Послал он одного из подручных бояр своих, именем Василия, из города Суздаля в богоименитый город Киев, в Печерский монастырь, чтобы оковать гробницу преподобного Феодосия, и дал ему Георгий пятьсот гривен серебра и пятьдесят гривен золота на окование гробницы преподобного. Василий взял деньги и нехотя отправился в путь; проклиная жизнь свою и день рождения своего, так говорил он в уме своем: «Что это задумал князь столько богатства погубить и какая награда ожидает его за то, что он окует гроб мертвеца, — но что даром получено, то даром и брошено. Хуже всех же мне одному, не смеющему ослушаться господина. Чего ради я дом свой оставил, для кого в этот горький путь иду? И от кого честь приму: не к князю я послан и не к иному вельможе. Что я скажу, или разговаривать, что ли, стану я с этим гробом каменным, и кто ответит мне? Кто не посмеется моему безумному приходу?» Это говорил он своим спутникам, и многое другое.    Святой же явился ему во сне и кротко сказал: «О, чадо, я хотел тебя вознаградить за труд твой; но если не покаешься, тяжкие ждут тебя испытания». Однако Василий не переставал роптать, и великую беду навел на него Господь за грехи его: кони все у них пали и все, что у них было, украли воры, кроме посланного с ними сокровища. Василий же открыл сокровище, посланное на окование раки святого, и взял оттуда пятую часть золота и серебра, и истратил на себя и на коней; и не уразумел он, что гнев претерпел за хулу свою.    И когда приехал он в Чернигов, то упал с коня и так разбился, что не мог и рукой пошевелить. Бывшие с ним положили его в ладью и привезли его под Киев, когда наступил уже вечер. И в ту же ночь явился ему святой, говоря: «Василий, не слышал разве ты Господа, говорящего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Хорошо уразумел сын мой Георгий слова Господа, сказавшего: «Кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника». Ты же за труд свой увенчан был бы, и такой славы никто еще не удостаивался, какую принял бы ты вместе с Георгием, ныне же всего этого лишился ты, однако не отчаивайся за жизнь свою. Но не иначе ты исцелишься, как покаявшись в согрешении своем: прикажи, чтобы отнесли тебя в Печерский монастырь, в церковь Святой Богородицы, и пусть положат тебя на гробницу мою, и ты будешь здоров, а истраченное тобой золото и серебро найдешь целым». И все это наяву произошло с Василием в ту ночь, а не во сне, когда являлся ему преподобный Феодосий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Перед зажжением костра он, воззрев на небо, молился: «Благодарю Тебя, Господи Боже Вседержителю, что Ты сподобил меня в сей день (в Великую Субботу) и час стать в числе мучеников Твоих для воскресения в жизнь вечную. Прими меня с ними в жертву, благоприятную Тебе, которую Ты Сам предназначил, приготовил и ныне совершил. Славлю Тебя и Иисуса Христа, Сына Твоего, Архиерея вечного; с Ним же и со Святым Духом подобает Тебе всякая честь и слава ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Когда он произнес: «аминь», тотчас запылал костер; но Поликарп, подкрепляемый силою свыше, долго стоял среди пламени неподвижно, так что народ, жаждавший его смерти, потребовал наконец от исполнителя казни, чтобы он пронзил его мечом, – и тогда святая многолетняя жизнь пресеклась на земле для продолжения в селениях горних. Иудеи, а по наущению их – и язычники, не желая отдать христианам тело для погребения, сожгли его так, что остались одни кости. Смирнские христиане, из любви и благоговейного уважения к своему святителю, сподобившемуся мученического венца, собрали останки его – драгоценное для них сокровище – и положили в подобающем месте, чтобы в день мученической смерти святого Поликарпа собираться там для воспоминания и прославления подвигов, совершенных им во славу Божию. Ревность святителя Василия Великого в спасении ближнего В Кесарии Каппадокийской во времена Василия Великого был искусный врач из евреев, по имени Иосиф, который по биению пульса за несколько дней предузнавал час смерти больных. Святой Василий, замечая в нем добрые качества и имея надежду на обращение ко Христу, любил его и часто, приглашая его к себе для беседы, старался расположить его к христианству; но Иосиф всегда отвечал, что, в какой вере он рожден, в той и умереть хочет. На это угодник Божий говорил: «Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, доколе ты не будешь просвещен святым крещением. Без этой благодати невозможно войти в Царство Божие». Но еврей оставался в своем неверии. И вот, наконец, настало время отшествия святого Василия к Богу. Он тяжко занемог и послал за Иосифом, как будто для своего врачевания. Когда Иосиф пришел, святитель спросил его: «Что ты думаешь обо мне?» Еврей, пощупав пульс, сказал служителям: «Приготовьте все нужное для погребения, святитель скоро умрет». – «Не знаешь, что говоришь», – возразил святой Василий. Но еврей с полной уверенностью сказал ему: «Поверь мне, владыка! Еще не зайдет солнце, как ты умрешь». – «А если я доживу до утра – до шестого часа, что тогда сделаешь?» – спросил его святой Василий. «Готов умереть», – отвечал Иосиф. «Да, умри греху, чтобы жить для Бога», – сказал святитель. «Знаю, о чем говоришь, владыка, – отвечал еврей, – и клянусь тебе, что если ты доживешь до утра, то исполню твою волю». Отпустив Иосифа, святой Василий обратился с усердной молитвою к Богу, чтобы продлилась жизнь его до утра, для спасения Иосифа, – и молитва праведника была услышана.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

– Подумай, брат, теперь, разве это не грубое извращение со стороны наших проповедников Св. Писания, если они слова Божественного Учителя «будьте святы» истолковывают так: «верьте в Меня, в Моё искупление вас» и будете святы. Но ведь здесь Христос говорит – «будьте святы» не по вере только, а и по поступкам – по нравственному поведению. «Научитесь от Меня, в другом месте учил Спаситель наш, ибо Я кроток и смирен духом»; не сказал Он, что научитесь верить в Моё искупление вас, но научитесь кротости, смирению, т. е. научитесь добродетелям, подвигам, достойным христиан... Пашковский лжеучитель Василий порывался возражать, но Иван сказал, что он его слушал молча, а потому и Василий не должен его перебивать, и попросил приискать слова Господа Иисуса Христа, которые сказаны Им исцелённому: «вот ты теперь здоров, смотри же не греши больше, чтобы не случилось с тобой хуже». Когда Василий нашёл этот стих, Иван спросил, почему Христос не сказал исцелённому так: «вот ты здоров теперь, только верь в то, что я исцелил тебя, и будешь ограждён от всего худого»? Нет. Спаситель говорит: «смотри не греши больше, чтобы не случилось с тобой ещё худшего». Ведь исцелённый несомненно верил, что Христос его Исцелитель и Спаситель, и веру эту Сердцеведец Господь, конечно, знал, однако находил её недостаточной для спасения и внушает исцелённому: «смотри не греши» чтобы не случилось худшего. Подумай, не указывает ли, брат, этими словами Христос опять на дела, а, следовательно, не ясно ли, что одна вера, которую ведь и бесы имеют, не может спасти человека, но вера спасающая должна быть споспешествуема делами любви и подвигами добродетелей христианских»? Далее Иван попросил Василия приискать и прочесть 1Ин.1:8 : «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас». – Кому, скажи, пишет это Апостол? – спросил Иван. Василий отвечал, что к незнающим Господа. – Ошибаешься, бр.: Апостол пишет эти слова уже принявшим Господа, это ясно из всех последующих стихов, прочитай-ка их и подумай, брат, хорошенько: если наши проповедники говорят, что мы дети Божии, что не имеем греха, вопреки слову св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом велел повесить его в густом дыме и потом опять привязать его и развести под ним сильный огонь; и многие дивились терпению его, ибо среди пламени он был точно в росе, и к власянице его не прикоснулся огонь. Один из присутствующих, видя это, передал князю, и князь, охваченный ужасом, сказал старцу: " Зачем губишь себя, не отдавая сокровища, которое нам принадлежит? " Феодор же сказал: " По правде говорю тебе, молитвами брата моего Василия и тогда я был спасен от сребролюбия, когда нашел сокровище, а теперь как я уже говорил, Господь отнял у меня память о том месте, где я скрыл его " . Князь же, услыхав это, послал немедленно в пещеру за блаженным Василием, которого привели силой, так как он не хотел идти. Тогда князь сказал ему: " Все, что приказал ты сделать, я сделал с этим злым старцем, но ничего не успел. И я призвал в свидетели тебя самого, ведь я хочу иметь тебя за отца " . Василий же в недоумении сказал ему: " Что я приказывал делать тебе? " Князь отвечал: " То, что ты рассказал мне о сокровище, которое он нашел, о том он мне не хочет открыть ничего, хотя я и мучил его " . Василий же сказал: " Я понимаю козни лукавого беса, прельстившего тебя и солгавшего на меня и на этого преподобного, потому что ты никогда не видал меня: я пятнадцать лет не выхожу из пещеры " . Тогда все присутствующие сказали: " При нас всех ты говорил князю " . Василий же ответил: " Вас всех прельстил бес; я не видал ни князя, ни Василия " . Князь, разгневавшись, приказал и этого блаженного мучить без милости, как Василия. И, не перенося обличения, и нетрезвый от вина, он, взяв стрелу, ранил ею блаженного Василия. Василий же, вынув стрелу из тела, бросил ее к князю, говоря: " Этой стрелой через недолгое время ты сам будешь ранен " , что и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде того князь приказал святых, еле живых от мук, заключить отдельно в темницу, чтоб на следующий день подвергнуть их еще более тяжелым мукам. И в ту ночь оба преподобные уснули честной пред Господом смертью, и извел Господь из темницы души их исповедывать святое имя Его в присносущном свете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

Пророк Иоиль: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Ягве Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив... (Иоиль, 2:13). Св. Василий Великцй в Шестодневе, описывая четвертый день творения, отмечает, что небесные светила будут в знамения, и во времена, и во дни и лета ( Быт. 1:14 ). Св. Василий отвергает халдейский сабеизм, верования, что жизнь и судьбы зависят от движения небесных тел, так называемую астрологию. Поразителен и неожидан всплеск астрологических суеверий в наше время, особенно гадания по созвездиям Зодиака. Св. Василий относит знамения к области природных явлений, на которые особое внимание обращают мореплаватели, путешественники, земледельцы. А в конце времен, напоминает св. Василий, в солнце, луне и звездах будут знамения, предвещающие разрушение вселенной: «Господь же предсказал, что в солнце, луне и звездах явятся даже знамения разрушения вселенной. Солнце обратится в кровь, и луна не даст света своего ( Мф. 24, 29 , ср. Иоиль 2:31 ). Таковы знамения скончания вселенной!» Беседы на шестоднев, Беседа 6]. У Иоиля это звучит так: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Ягве, великий и страшный ( Иоиль 2:30–31 ). Солнце превращается во тьму и луна в кровь при каждом солнечном и лунном затмениях – темный диск солнца при солнечном затмении и красноватый вид луны – при лунном. Это явления, объясняемые физикой. Возможно, некие особенной силы затмения солнца и луны предвестят кончину мира. Св. Кирилл Иерусалимский отмечает, что при втором пришествии Христа будет не только гибель и разрушение небес, но и их воскресение: «Как человеку приписывается погибель, по сказанному: видите, яко праведный погибе, и никто же не приемлет сердцем ( Ис. 57:1 ), а между тем ожидается воскресение; так ожидаем как бы воскресения и небес. Солнце обратится во тму, и луна в кровь ( Иоиль 2:31 )» Слова огласительные, слово 15, п. 3]. Кругооборот земли вокруг солнца определяет дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– «Что готовы?» – спросил он через некоторое время. – «Да!» – сказала отступница, – «Спускайтесь же к реке», – сказал поп и, приблизившись к отступнице, подал ей руку; затем оба они, ступив в воду, пошли на средину реки. – «Смотри, смотри, да они в одинаковых сарафанах», – удивлённо проговорил Василий. – «В этих сарафанах они будут положены и в гроб», – ответил товарищ, – «Дошли», – сказал, останавливаясь, поп и положил при этом свою правую руку под спину отступницы, а левую на её грудь. «Ну, теперь доверьтесь мне; я сейчас вас погружу», – пробормотал он и, положив её навзничь, опустил весь её корпус в речку, потом плеснул ей на голову водой и сказал: «я крещу (поп произнёс имя отступницы) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этой кощунственной церемонии лже-пресвитер поднял отступницу и повёл её за руку на берег. – «А детей они тоже крестят в речке?» спросил Василий. – «Детей они совсем не крестят», – ответил товарищ. – «Следовательно, дети у них не христиане? Что же будет с ними, если они умрут в детском возрасте?» – спросил Василий. – «А вот рассуди сам: Господь Иисус Христос говорит, что никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.16:6 ), и кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ); а потому дети их в царство небесное войти не могут, так как отцы преградили им путь к этому царству. Спаситель сказал апостолам: пустите детей приходить ко Мне ( Лк.18:16 ); эти слова ясно указывают на необходимость совершения над детьми таинства крещения. В самом деле, как я могу назвать себя русским подданным и германского императора – своим государем, если предварительно не приму на себя подданства прусскому правительству; так и христианином может называться только тот, кто крестился во имя Иисуса Христа, будет ли крещаемый взрослым или дитятей. Только крестившиеся во Христа и облекаются в Него ( Гал.3:27 ); а до тех пор тщетна их надежда быть наследниками Господа», – сказал товарищ. – «Следовательно, они – губители многих человеческих душ?» – спросил Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 . Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я. С Евр.: «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их». Симмах: «Сами себя поставили в число адских овец, смерть будет пасти их». Пророк отвечает на вопрос: какой же конец таких нечестивцев? Конец их, говорит, вечная пагуба. Как овец загоняют в ограду и легко ведут на заколение, так и диавол легко загоняет нечестивых во ад, и там поручает пасти их смерти или вечной погибели, которая называется смертию ( Иез. 18:20 . Злат., Василий В.). И обладают ими правии заутра 320 . Т.е. тогда, когда нечестивые будут пастись смертию во аде, они уже не будут унижать и оскорблять праведников; напротив, праведники, «сподобившиеся утреннего времени и нового света (заутра), возобладают над нечестивыми» (Св. Афан. и бл. Феод.). – Св. Василий В. под правыми разумеет Ангелов хранителей, кои обладают верными, по пришествии последних к востоку света. И помощь 321 их обетшает во аде. Т.е. «нечестивые в будущей жизни не будут иметь никакого ходатая, защитника и помощника, который утешил бы их среди страданий» (Злат.). «Всякая для них помощь или крепость будет истреблена смертию» (Афан.). От славы своея изриновени Быша. Т.е. будут лишены чести, славы, которые имели или которых добивались при жизни. С Евр.: «И на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их». 16 . Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. С Евр.: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Св. Златоуст: «т.е. Бог избавит меня от власти и мучений ада, егда приемлет мя, тогда я узрю Господа яснее, нежели теперь» ( 1Кор. 13:12 ); – св. Афанасий: «но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде»; – св. Василий Великий : «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого пророка, чтобы она не оставалась во аде». 17 . С Евр.: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010