Иконописные изображения Г. ориентированы на ранние портреты, в них сохраняются индивидуальные особенности его облика. Основной извод - поясное изображение в рясе и архиерейской мантии, черном клобуке, в правой руке - жезл. В др. варианте он представлен в архиерейском богослужебном облачении, с благословляющей десницей и Евангелием в руке. Первая икона написана в 1993 г. ко дню канонизации святителя худож.-иконописцем О. Белоголовым, в 1995 г. им же выполнен большой храмовый образ для Могилёвского собора во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ря. В кон. ХХ - нач. XXI в. неск. икон святого создано также П. Димитриади и А. Чистовым из Могилёва. Произведения совр. иконописцев находятся в Петропавловском соборе Минска, в храме вмч. Георгия Победоносца в Бобруйске, в ц. во имя Георгия в пос. Красная Слобода Солигорского р-на Минской обл. Лит.: [Бекетов П. П. ] Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 556-557; Т. 4. Стб. 230, 294; Зварыка И. Могилевский портрет Георгия Конисского//Музейны bechik. Mihck, 2003. Вып. 1. С. 50-51; Шишко А. В. Иконография Белорусских святых/Минские ДАиС. Жировицы, 2003. Маш. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/162176.html

Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). В 30-х гг. XVI в. в Новгородской и Псковской епархии при свт. Макарии начинается почитание преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В сер. XVI в., при архиеп. Феодосии II, из Новгорода на Валаам были перенесены мощи прп. Сергия Валаамского († 1353). В 1544 г. устанавливается почитание прав. Иакова Боровичского, в 1554 г.- блж. Николая (Кочанова) , в 1558 г., после открытия мощей в Софийском соборе,- свт. Новгородского Никиты († 1109), в 1559 г.- Новгородского свт. Серапиона († 1516), в 1572 г.- прав. девы Гликерии . В 1597 г. произошло открытие мощей прп. Антония Римлянина († 1147) и состоялась его канонизация. Некрополи Новгородских владык В Киеве скончались и были там погребены епископы Стефан, Герман, Нифонт. Неизвестно место погребения епископов Феодора и Иоанна Попьяна. Большинство первых архиереев епархии были погребены в Софийском соборе: епископы Иоаким Корсунянин (?), свт. Лука (за собором Св. Софии), Никита (в приделе Иоакима и Анны); Иоанн (Илия) и Григорий (Гавриил) - в сев. галерее (там же, позднее, в 1552 - архиеп. Серапион (Курцев)), Аркадий, Климент и Давид - в зап. притворе (в Корсунской паперти), Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Василий Калика, Симеон - в Мартириевской паперти (там же в «московский» период были погребены митрополиты Александр (1591) и Варлаам (1601)). В Благовещенском мон-ре был погребен архиеп. Феоктист (в 1786 перезахоронен в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря). В зап. притворе собора Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря (основанной свт. Моисеем в 1335 обители, ставшей загородной резиденцией Новгородских владык во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в.) были похоронены Новгородские архиепископы свт. Алексий, Иоанн (Стухин) и Евфимий I, погребения их не изучены. Сообщение Новгородской 2-й летописи (ПСРЛ. Т. 30. С. 166) о том, что в этом мон-ре был похоронен архиеп. Симеон, является ошибочным (см.: НПЛ. С. 475). Гробница свт. Евфимия II находилась в Вяжищском во имя св.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

SS. Scr. T. 12. P. 647; Др. Русь в свете зарубежных источников. М., 2010. Т. 4. С. 191-192); неясно, был ли восточносаксон. Хильдесхайм конечной целью рус. паломников, или они двигались к какому-то более удаленному паломническому центру. Косвенным свидетельством П. к мощам свт. Николая в Бари могут служить небольшие (17×25 мм и 17×30 мм) металлические нашивные иконки из Новгорода с изображением неназванного святителя, которые выглядят как подражания соответствующим святоникольским паломническим инсигниям, обычно датируемым XIII в. ( Мусин. 2009). 2-я пол. XIII-XVII в. Пимен, митр. Киевский и всея Руси, свт. Михаил, еп. Смоленский, и другие поклоняются святыням в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–2. Л. 286) Пимен, митр. Киевский и всея Руси, свт. Михаил, еп. Смоленский, и другие поклоняются святыням в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–2. Л. 286) Часто считается, что монг. разорение сер. XIII в., хронологически совпавшее с окончательной утратой Иерусалима крестоносцами в 1244 г., на столетие или более резко ослабило или даже прервало П. из Руси на Св. землю. Вместе с тем ответ К-польского синода на вопрос Сарайского еп. Феогноста (1276) показывает, что установление pax Mongolica в южнорус. степях могло, напротив, сыграть определенную политически стабилизирующую роль и способствовать относительной безопасности на паломнических маршрутах к востоку от Днепра. Прямые свидетельства о рус. людях на Св. земле снова появляются лишь в 1-й пол.- сер. XIV в. Так, по собственному уверению, там побывал Новгородский архиеп. Василий Калика (1331-1352), за что и получил прозвище; в своем «Послании о рае» Василий замечает: «А егда постися Христос надъ Ерданомъ, своима очима видел есмь постницю Его» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 425). Путешествие Василия совершилось еще до поставления его на кафедру - возможно, в 1-й пол. 20-х гг. XIV в., если верна атрибуция датируемого предположительно этим временем несохранившегося рус.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

В 1352 г. В. К. руководил в Орехове строительством новых крепостных башен. По возвращении в Новгород он принял псковских послов, к-рые просили архиерея приехать в охваченный эпидемией чумы Псков для благословения горожан. Взяв с собой юрьевского архим. Никифора, игуменов и священников, святитель отправился в бедствующий город «не в свои лета, ни во свою чероду, но тако хотя благословити детеи своих пскович и попов». В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, а также в Снетогорском муж. мон-ре Рождества Богородицы , в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. На обратном пути он заболел и был доставлен в Михайловский мон-рь в устье р. Узы, притока Шелони, где и скончался. В. К. был погребен 5 июля 1352 г. в новгородском Софийском соборе. Известны 6 именных печатей В. К. (по каталогу В. Л. Янина, 468/1-3, 469/1-2, 469а). На лицевой стороне печатей надпись: «Василии архиепискуп Новгород(с)кии», на обороте - изображение Богоматери «Знамение» в полный рост. Во время святительства В. К. количество именных владычных булл сократилось по сравнению с более ранним временем. Янин объясняет это тем, что при В. К. сузилась сфера архиепископского суда, при предшественнике В. К. свт. Моисее (1326-1330) она была широкой за счет сокращения полномочий княжеского наместника и посадника. Известны также 5 печатей владычних наместников в Нов. Торгу, относящиеся к периоду святительства В. К. (по каталогу Янина, 529, 530, 530а, 531/1-2). На лицевой стороне печатей надпись: «Печать ноторжьского намест(ника)», на оборотной - изображение свт. Василия Великого в полный рост, с воздетыми руками, в левой руке - кодекс. В. К. является одним из главных действующих лиц «Повести о белом клобуке» (кон. XV - нач. XVI в.), где речь идет о присылке Новгородскому архиепископу из К-поля белого клобука в знак отличия от др. рус. архиереев. Белый клобук действительно был обнаружен во время вскрытия в 1946 г. погребения одного из Новгородских архиереев в Мартирьевской паперти Софийского собора. Исходя из наличия в захоронении полиставрия, А. Л. Монгайт считал, что там был погребен В. К. Однако Янин полагает, что белый клобук мог принадлежать как В. К., так и «любому более позднему, нежели Василий, новгородскому архиепископу», в частности Симеону или Евфимию I .

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Согласно житийной традиции, Л. род. и вырос в «славном Риме граде», в молодом возрасте был пострижен в Высокогорском мон-ре «римской митрополии» (на самом деле в к-польском) игум. Афанасием Деспотом (Дискетом). По поручению К-польского патриарха Филофея Коккина (1353-1354; 1364-1376) Л. вместе с еп. Евмением отправился в Вел. Новгород к архиеп. Василию Калике (1330-1352) вручить ему белый клобук и послание (ср. с «Повестью о новгородском белом клобуке», возникшей в кон. XV в., что говорит о малой вероятности составления Жития до этого времени). По возвращении в К-поль Л. и Евмений рассказали Филофею о «величествии» Новгорода и передали ему «подобие» (портрет) Василия Калики. Из повествования следует, что этот портрет написал Л., поскольку он был изографом. Через нек-рое время Л. снова отправился в Новгород по поручению своего «духовного настоятеля» Кесарийского еп. Василия (в конце Повести он назван Царьградским епископом), чтобы «изготовить список» с новгородской иконы Софии Премудрости Божией и написать «изображения» новгородских храмов и мон-рей. Выполнив эту работу, Л. отправил с купцами свои произведения в Кесарию, а сам остался жить в Новгороде. Рядом с архиеп. Василием Л. провел 4 года (в Краткой редакции - 9 лет), до самой кончины Новгородского владыки. В Повести приводится рассказ о смерти и погребении Василия Калики, честные останки к-рого Л. «опрятал» своими руками. Л. пользовался покровительством следующего архиепископа, свт. Моисея (1352-1360), и нек-рое время жил в новгородском Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре , помышляя о возвращении на родину. Но Василий Калика и Василий, еп. Кесарийский, тоже уже умерший, по очереди явились Л. в видении и повелели ему отправиться на «велие езеро» (Онежское), чтобы основать на о-ве Мурма мон-рь и предать там погребению тело егип. митр. Макария. Новгородский посадник Иван Захарьевич (среди занимавших эту должность посадник с таким именем неизв.; наиболее близкий по форме имени и времени жизни Иван Захарьинич Овин был посадником гораздо позднее, в 1475; см.: Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 401, 403), которому принадлежала эта земля, первоначально не захотел отдать ее для строительства монастыря, но после видения ему Василия Калики согласился. Тем не менее Л. пришлось заплатить 100 гривен, поскольку родители посадника не хотели уступить землю бесплатно. Получив благословение свт. Моисея, Л. вместе со слугами посадника Ивана, поехавшими в Поморье за данью, отправился на о-в Мурма на вост. берегу Онежского оз. (ныне пос. Красноборский Пудожского р-на Карелии). Он поставил на острове крест, «малую хижину» и небольшую часовню. Далее в Повести рассказывается о столкновениях Л. с местными язычниками - «лопянами, чюдью и страшивыми сыроядцами» (финно-угорскими племенами). Язычники неоднократно избивали Л., изгоняли его с острова и поджигали его хижину, святой скрывался от них в отходной пещере на горе Тетеривица.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

(7.10.1300-28.10.1339), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых во 2- ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех святых в земле Российской просиявших)), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), второй сын св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского . После казни 15 сент. 1326 г. в Орде старшего брата Димитрия Михайловича А. М. получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское, но уже в следующем году утратил его в результате восстания против татар в Твери, к-рое А. М. сначала безуспешно пытался удержать, а затем - возглавить. Зимой 1327/28 г. в результате карательного похода войск хана при участии рус. князей (в т. ч. Иоанна Даниловича Калиты ) укрылся во Пскове, где его приняли в качестве князя. В ответ на требование Узбека «искать» А. М. псковичи отказывались выдать его, пока в 1329 г. не были вместе с князем отлучены от Церкви свт. Феогностом , митр. Киевским. После этого А. М. бежал в Литву, не теряя, однако, связей со Псковом, где он снова и вокняжился в 1331 г.,- на этот раз «из литовскыя рукы», т. е. в качестве вассала вел. кн. литовского Гедимина . Этот 2-й период псковского княжения А. М., продолжавшийся до 1337 г., характеризуется сложной и не до конца ясной политической интригой, основанной на стремлении Пскова к автономии от Новгорода (планы выделения самостоятельной Псковской епархии, отвергнутые в 1331 митр. Феогностом), новгородско-московских противоречиях (после неудачных переговоров с Иоанном Даниловичем Новгородский свт. Василий (Калика) в нач. 1333 после 7-летнего перерыва посетил Псков, где крестил сына А. М.- Михаила) и на желании Орды урегулировать свои отношения с Литвой. В результате в 1337 г. А. М. отправился к хану Узбеку, к-рый вернул ему Тверской стол; распространенное в науке мнение, что этот шаг сопровождался пожалованием А. М. титула вел. кн. тверского, маловероятно. Видимо, возвращение А. М. в Тверь понималось как возобновление соперничества с Иоанном Даниловичем за великое княжение Владимирское, что вызвало конфликт князя с теми тверскими боярами, к-рые были сторонниками лояльной по отношению к Москве политики Константина Михайловича (младшего брата А. М., занимавшего Тверской стол в 1328-1338). В результате московско-тверской борьбы при дворе Узбека или неоправдавшихся надежд хана на посредничество А. М. в отношениях с Литвой (в 1338/39 вспыхнула ордынско-литовская война) А. М. в 1339 г. был вызван в Орду, где был казнен вместе со своим сыном Феодором . Приговор хана был объявлен А. М. за 3 дня до казни. Перед кончиной он исповедался и приобщился Св. Таин. Казнь А. М. и его сына поразила современников своей жестокостью. В «Повести об убиении Александра Тверского», сохранившейся в составе нек-рых летописей, сказано: «И разоимани быша составом» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 51).

http://pravenc.ru/text/64382.html

Лит.: Джурова А. , Станчев К. Описание славянских рукописей Папского восточного института. R., 1997. С. 22-25; Турилов А. А. Рец.: Джурова А. , Станчев К. Описание славянских рукописей//Славяноведение, 2001. 4. С. 120-122; он же. К ранней истории общерус. почитания прп. Евфимия Суздальского: (Неизв. кр. житие в Прологе нач. XVI в. из б-ки Папского Вост. ин-та в Риме)//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир, 2003. С. 22-24. А. А. Турилов Иконография Прижизненное изображение В. К. сохранилось на Васильевских вратах : архиепископ представлен на центральном валике, стоящим у подножия трона Христа, обратив к Нему лицо и поднятые в жесте моления руки. на нем святительский головной убор, фелонь, омофор и поручи. Это изображение близко образу митр. Максима на Максимовской иконе Божией матери (1299-1305 ГВСМЗ). А. С. Преображенский отмечает его влияние в свою очередь на др. ктиторские портреты Новгородских владык XIV-XV вв. По мнению исследователей, в образе В. К. были сохранены портретные свойства, напр. «большие вопрошающие глаза, толстый крючковатый нос, мягко круглящаяся борода» ( Вздорнов. С. 115). А. И. Седельников относил к портретам В. К. также рисунок, вероятно XIV в., в новгородской Минее Служебной на январь (ГИМ. Син. 163. л. 255 об., XII в.), рядом с к-рой располагаются пометки с упоминанием В. К., но Вздорнов считает, что на миниатюре представлен свт. Николай, архиеп. Мирликийский, а надпись является пробой пера и не связана с изображением. Под изображением Богоматери Оранты выгравирована молитва Богородице, написанная, несомненно, самим В. К. В. К. представлен на неск. миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., посвященных событиям новгородской истории, напр., созыву веча в 1342 г.; он облачен в святительские ризы, белый клобук с длинными воскрилиями, у него недлинная и округлая седая борода (БАН. 30.7.30. Древний летописец. Т. 2. л. 394). На поздних иконах, представляющих Собор Новгородских святых, фигура В. К. (на голове клобук) включена в святительский чин (1728, ГТГ; XVIII в., из собр. Н. М. Постникова, местонахождение неизвестно). Описание образа В. К. содержится в одном из поздних иконописных подлинников, т. н. Строгановском толковом (БАН. Строг. 66. л. 152, кон. XVIII в.), без указания дня памяти: «А подобием впросед, брада со Власиеву, на конце вдвоем повилась, космачки, на главе клабук бел, ризы святительския».

http://pravenc.ru/text/Василий ...

М. упоминается на 1-м месте среди должностных лиц Новгорода в договорной грамоте от июня 1326 г. Новгорода с королем Норвегии и Швеции Магнусом о мире на 10 лет; к грамоте была привешена в т. ч. печать М. (ГВНиП. 39. С. 69-70). По благословению святителя в 1326-1327 гг. была составлена договорная грамота Новгорода с блгв. вел. кн. Владимирским мч. Александром Михайловичем Тверским (Там же. 14. С. 27; обращает на себя внимание требование, вероятно исходившее от М.: «А села Святои Софии исправи Святои Софии» - Там же. С. 28). Через год, зимой 1327/28 г., после антиордынского восстания в Твери, кн. Александр Михайлович нашел убежище в Пскове, входившем в состав Новгородской епархии. В 1328 г. послы вел. кн. Иоанна I Данииловича Калиты и новгородское посольство от тысяцкого Авраама и М. (который, видимо, исполнял волю свт. Феогноста) приехали в Псков и упрашивали кн. Александра Михайловича поехать в Орду на суд хана, но он их «не послуша» (НПЛ. С. 98, 341). В 1329 г. в Новгород приезжал свт. Феогност. В следующем году М. оставил кафедру «по своеи воли» и постригся в схиму (согласно Житию, удалился в Колмов мон-рь): «...много молиша и (его.- М. П.) новгородци всем Новымьгородомь с поклономь абы пакы сел на своемь престоле, и не послуша, но благослови я (их.- М. П.), рек: «изберете от себе мужа такого достоина, а яз вас благословляю»». Это произошло в мае 1330 г., поскольку преемник М. свт. Василий Калика был избран нареченным владыкой не позднее 1 янв. 1331 г., а до этого новгородцы «быша без владыкы 8 месяць» (НПЛ. С. 99, 342). По мнению А. С. Хорошева, отставка М. могла быть вызвана обострением социально-политической борьбы в Новгороде, а также тем, что московские власти могли быть недовольны расширением при М. владычной юрисдикции за счет сужения юрисдикции княжеской ( Хорошев. 1980. С. 59, 130). По предположению Г. В. Попова , М. оставил кафедру после интердикта, наложенного митр. Феогностом на Псков, и отлучения от Церкви Псковского (бывш. Тверского) кн. Александра Михайловича, что, видимо, означало осуждение этого акта Новгородским святителем ( Попов Г. В. Нек-рые аспекты культурно-ист. развития Твери первых десятилетий XIV в.// Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI в. М., 1979. С. 28). В 1335 г. М. основал под Новгородом Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь ; на средства святителя в нем за один год была возведена каменная ц. в честь Воскресения Господня; в 1352 г. М. поставил каменную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле, при которой, очевидно, была основана иноческая обитель (позднее владычный летописец характеризовал Волотовскую церковь как «Моисеев монастырь» - НПЛ. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Поставление в Новгород грека после архиереев-русинов явилось бы, без сомнения, заметным событием. Между тем имя «Ян(ь)» было вполне распространенной для XI–XII вв. формой имени «Иоанн», в поставлении епископа из немонашеской среды также не было в то время ничего необычного (так, из среды белого духовенства избирались на Новгородскую кафедру свт. Илья–Иоанн и Василий Калика). Более вероятной поэтому представляется трактовка А. А. Гиппиуса. «Иоанъ попъ Янъ тъ» (что полностью соответствует реконструкции указанного ученого) прямо читается в Академическом списке НПЛ младшего извода (середина XV в.), втором по важности после Комиссионного . Предполагаемая А. А. Гиппиусом характеристика Иоанна «попом» в обеих, краткой и пространной, редакциях списка Новгородских владык, т. е. подчеркнутое указание на немонашеское происхождение Иоанна, могло служить общему пейоративному характеру записей о нем (отражая таким образом монашескую точку зрения на епископство). Но указание на «поповство» могло носить и нейтральный характер, указывающий, по всей видимости, на Иоанна как на выходца из среды белого священства. Так, спустя 2 года после хиротонии Иоанна братия Печерского монастыря избрала себе игуменом «Прохора попина» , вероятно, постришегося в монастыре белого священника, а в 1115 г. на епископию Белгородскую (не менее значимую, учитывая викарный статус ее архиерея, чем Новгородская) был поставлен Никита, который в сообщении о переносе мощей святых князей Бориса и Глеба 1 мая 1115 г. называется киевским летописцем «попом» («с попом Никитою Белогородьскым») . Важным обстоятельством является и то, что принятие монашества перед хиротонией в виде рясофора и даже малой схимы до рубежа XII–XIII вв. не предполагало смены имени , поэтому «поп Янь» вполне естественно мог стать «епископом Иоанном». Поскольку Новгородская кафедра (как и любая другая на Руси того времени) de facto находилась под княжеским патронатом, Иоанн, вполне вероятно, был поставлен по инициативе новгородского князя св. Мстислава Владимировича.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Перу В. К. принадлежит послание Тверскому еп. св. Феодору II (Доброму) о рае, помещенное под 1347 г. в ряде летописных сводов. До В. К. дошли сведения о спорах в Твери: существует ли еще «земной» рай, созданный для Адама и Евы, или же, как полагал свт. Феодор, «земной» рай погиб и есть только рай «мысленный». В. К. был не согласен с т. зр. Тверского епископа. Для доказательства своего мнения Новгородский архиерей приводит как лит. свидетельства (преимущественно из апокрифов - «Еноха книги» , «Хождения Агапия в рай», «Слова о Макарии Римском»), так и показания «видоков» (очевидцев) - новгородских моряков, обнаруживших в «Дышучем море» (Баренцевом м.) место загробных мучений, а затем якобы достигших «земного» рая, к-рый они описывали как высокую гору с изображением на ней Деисуса. М. Н. Сперанский высказал предположение о принадлежности перу В. К. «Сказания о святых местах, о Костянтинограде» (ок. 1323). Согласно церковному преданию, В. К. занимался иконописанием. Ему приписывают образ святых князей Бориса и Глеба из храма, посвященного князьям-мученикам, в Детинце (впосл. находилась в ц. Покрова в Детинце) и икону Благовещения из Благовещенской ц. на Городище. Начало местного почитания В. К. относится к сер. XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиеп. Иоанна в притворе Софийского собора, архиеп. св. Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 окт. празднование всем новгородским князьям и святителям, погребенным в соборе. Почитание В. К. не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация В. К. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) . Соч.: ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. Приб. С. 87-89; Т. 7. СПб., 1856. С. 212-214; Николаева Т. В. Прикладное искусство Моск. Руси. М., 1976. С. 62; БЛДР. СПб., 1999. Т. 6: XIV - сер. XV в. С. 42-49. Ист.:ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 99, 343-344, 359; Т. 4. Вып. 1. С. 263-265; Т. 6. Вып. 1. М., 2000. Стб. 404; ГВНиП. 41; Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1; М., 1955. Вып. 2 (по указ.); РИБ. Т. 6. СПб., 19082. 7. Стб. 436, 442-444 (Доп.).

http://pravenc.ru/text/Василий ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010