Если разбирать путешествие Барского в отношении статистическом, то оно имеет большое достоинство по точности, с какою он говорит о всяком малейшем предмете, встречавшемся ему на пути, представляя очень ясно саму местность, расстояния, нравы жителей, даже обстоятельства времени, и в особенности, описывая с чрезвычайной подробностью все знаменитейшее храмы греческие, все церковные торжества, и состояние духовенства, и вообще все, что только касается до православия. Рассказ его льется от души: ясно, что он нигде ничего не вымыслил, а сказал только то, что сам видел или слышал. Очень замечательны его записки о монастырях Афонской горы и островов архипелага, которые находились тогда в цветущем состоянии, от чрезвычайной промышленности греков. Восток, а наипаче Сирия, мало изменились со времени Барского, так что из книги его можно и теперь извлекать пользу путешествующим. Чрезвычайно любопытно его странствие в окрестностях Антиохии, в пустыне Харранской, где он отважно скитался по развалинам городов Декаполии и снимал надписи с обрушенных храмов. Равно замечателен его рассказ о двух священных горах, Ливане и Синае. В нравственном же отношении Барской превосходит всех новейших путешественников св. земли. С каким теплым чувством веры идет он в путь, с каким самоотвержением и упованием одолевает все препятствия! Христа ради посещает он места подвигов Христовых, не зная будет ли иметь пищу на завтрашний день, и спокойно засыпает посреди опасностей, терпит побои и поругания и радуется им, как истинный поклонник: непогоды и недуг телесный гнетут его на пути в Антиохию, он изнемог духом, но в горах встречаются ему развалины церкви и в оной крест с надписью: «крест падающих возстание!» и сих слов ему довольно, чтобы забыть все печали и труды, и радостно продолжать шествие. Одним словом убогий паломник, инок Василий, своими многотрудными странствиями, стоит высоко над всеми его последователями в Палестину, и каждый из них, с чувством невольного умиления, должен поскорбеть о своем недостоинстве, и о суетном, житейском странствовании по св. земле, когда имел пред собою столь великий пример между соотечественниками. Предлагаю здесь собственный рассказ Барского о посещении им горы Синайской, как разительный образец его Христианского духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Известно, что амастридское житие входит в русскую историю одною своей подробностью, именно изложением чуда по случаю нападения русских на Амастриду. Вопрос заключался в определении периода, когда случилось это нападение Руси, есть ли это нападение, стоящее в связи с походом Аскольда и Дира, или же совершенно особенное и независимое от этого последнего. Так как в житии не сохранилось никаких хронологических указаний и так как с точностью нельзя было определить ни времени жизни святого, ни времени происхождения его жития, то Васильевскому предстояла задача определить эти вопросы на основании изучения жития, как литературного памятника. Как из самого жития, так и из других материалов выясняется, что Георгий был посвящен в епископы Амастриды около 790 года, и что время его смерти падает на период между 802–807 годами. Что касается автора жития, этот вопрос Васильевским решается на основании двух очень тонких соображений, вынесенных из изучения стиля и формы жития: умолчания об иконах и общности литературных приёмов в житии Георгия и в житиях патриархов Тарасия и Никифора и Григория Декаполита . Так как автор последних произведений есть известный писатель IX века Игнатий Диакон, то написание нашего жития должно быть приписано ему же. Что касается времени происхождения жития, то оно составлено по внушению преемника амастридского Георгия, епископа Иоанна, и составлено прежде 842 года, так как автор находился под запретом свободно говорить о святых иконах и тщательно избегает употреблять имя «икона». Критические приёмы, употреблённые для приобретения и оправдания указанных здесь выводов, обличают мастера дела, очень глубоко вдумавшегося в настроение эпохи X века и тщательно изучившего литературные приёмы той эпохи. Во всяком случае смело можно назвать комментарий к житию Георгия Амастридского образцовым и чуть ли не беспримерным в нашей учёной литературе критическим опытом. Этот комментарий следовало бы рекомендовать в качестве учебного руководства в историко-филологические семинарии университетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Как мы сказали, одна лишь часть заиорданских христиан вернулась в Иерусалим и Иудею. Другая часть продолжала оставаться в Пелле и мало-помалу распространилась еще дальше на северо-восток по направлению к Дамаску. По сообщению Епифания 182 другим центром иудео-христиан кроме Пеллы была Кохаба по ту сторону Адраи в Батанее. Согласно с этим и Юлий Африкан 183 говорит о выходе родственников Христа из Кохабы, хотя он помещает ее по-видимому на западной стороне Иордана. Из Кохабы и Пеллы христиане распространились в Декаполисе, Панее, Батанее, Набатее, Моавитиде, Аравии и в Берое сирийской 184 . Катастрофа, разразившаяся над иудейством, произвела на иудео-христиан почти то же действие, что и на самих иудеев, заставив их еще более замкнуться в своих легалистических тенденциях. Они еще более чем прежде продолжали оставаться иудеями, исполняя все предписания закона, обрезывая своих детей, совершая омовения и очищения, соблюдая посты, субботу и праздники, посещая синогоги, выступая там в качестве проповедников и совершителей молитв 185 . Не менее иудеев они занимались казуистическими вопросами и свои раввинистические измышления связывали с именем Иисуса Назорянина 186 . Ко времени Иустина-мученика иудействующие христиане также продолжали обрезываться, соблюдать субботы и вести подзаконный образ жизни (ννομος πολιτεα), хотя в своих отношениях к христианам из язычников были неодинаковы 187 . Более чем прежде замкнувшись в иудаизм, выродившись в две иудействующие секты назореев и евионитов, палестинские христиане не только потеряли прежнее руководящее значение, какое имела церковь иерусалимская при жизни Иакова, но сделались для внепалестинского христианства предметом отрицательного отношения. В лучшем случае к ним относились снисходительно, как к людям со „слабостями духа“; в других же случаях их прямо не признавали 188 . –––––– Сделаем краткое резюме сказанного доселе. На первых порах своего существования иерусалимская община не знала никакой формальной организации. Для неё существовал лишь один авторитет, авторитет „двенадцати“, которые руководили ею как в духовных, так и в материальных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Кондак, гл. 4. Апостолов сопрестольник и святителей украшение был еси блаженне, мученически прославився, воссиял еси якоже солнце, всех просвещая Аптипо священнее, разрушил еси безбожия нощь глубокую; сего ради тя почитаем яко Божественнаго суща священномученика, и целеб подателя. Пр. ученика св. Григория Декаполита . См. 18 апреля. Пр. Подвижник пустыни Египетской (в V веке), он приносил пищу св. Иоанну, подвизавшемуся в студенце. (Сн. 29 марта). Мучч. Прокесса и В царствование Нерона они были надзирателями в Мамертинской темнице в Рим£, во время заключения в нее свв. апп. Петра и Павла. Видя чудеса свв. апостолов, они, уверовав во Христа, ап. Цетром были крещены вместе с прочими заключенными в темнице, и освободили свв. апостолов. За это их подвергли жестоким мучениям и обезглавили. Мощи их в соборе ап. Петра, в приделе их имени, в Риме. Преставление пр. Iakoba Железгоборовского. Дворянин из рода Амосовых, ученик пр. Сергия Радонежского (25 сент.), он, после подвигов в его обители, удалился в родные костромские пределы, в глухой лес у железных рудников, в место, называемое «Железный борок», и основал обитель, где был игуменом. Обладая прозорливостью, он предсказал великому князю Василию Дмитриевичу рождение сына. В 1429 году обитель его была разрушена татарами; преподобные снова восстановил ее, причем сам трудился, копая большие пруды для монастыря; во время голода он давал у себя приют бедным. Скончался он в 1442 г. Мощи его под спудом в его обители (см. Костр. еп.). В ней записано до 50 чудесных знамений, совершившихся у гроба пр. Иакова. В первой половине XVII в. ему была написана служба игуменом той же обители Иосифом. См. 5 мая. – Пр. сподвижника пр. Иакова Железноборовского. Празднование ему совершается в день Сошествия Святого Духа. – Преставление святителя Варсонофия Тверского. Память его ныне местно чтится в Казани. См. о нем 4 окт. 12. Г. Пр. отца нашего и исповедника епископа Парийского (в Малой Азии). «Умертвив плоти своей мудрование и страсти», «целомудренно и праведно житие» свое «совершив», он «чисто священство до конца соблюл». Он много пострадал от иконоборцев на почитание святых икон; скончался же пр. Василий в мире, во 2-й половине VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Николай монах, иже от воин (дек. 24). Пр. Еварест (дек. 26). Григорий критский (янв. 5). Пр. Василий новый (март. 26). Пр. Тит чудотворец (апр. 1) Пр. Иоанн, ученик Григория Декаполита 850 (апр. 18). Петр Афонский (июн. 12). Как ни длинен предложенный выше перечень канонизированных в греко-восточной церкви иноков, но он не совсем полон; в него не вошли св. иноки, нашедшие себе место между мучениками и иерархами, а также и те св. иноки, хронологию жизни которых мы не могли определить даже приблизительно (напр. Саламан молчальник, янв. 23) и те, житие коих нет в макарьевских минеях (напр. Исаак Сирин , апр. 12). Вообще за самыми малыми исключениями, (какие делались напр. в пользу царей), весь сонм канонизованных святых грековосточной церкви в период вс. соборов прошел путем иночества. В какой степени монашество пользовалось на востоке общим уважением и считалось состоянием идеальным и высшим царского, – это всего лучше показывает легенда о Константине царе, како сшед с небесе беседова с Паисием пустынником, записанная в минеях под 21 мая. Авва Иоанн Колов некогда захотел посетить Паисия пустынника и пришедши ко дверям кельи услыхал, что старец с кем-то беседует. Долго ждал, наконец толкнул в дверь. Дверь была отворена; внутри оказался только Паисий. – Кто, отче, беседовал с тобой? – спросил Колов. «Я думал, что ты ничего не слыхал, – отвечал Паисий, но если уже слышал, то расскажу. Приходил ко мне великий Константин, первый из царей, святой и христианин, – приходил с печалью, рыданием и плачем говоря: «я не знал и не воображал, что такая слава и честь ожидает в царстве небесном монахов, которые так много терпят в сем мире. Если бы я знал это, то оставил бы корону и порфиру, и скипетр и маловременное суетное царство и последовал бы житию монашескому. Я же, – продолжает Паисий – возразил ему: разве небесный Владыка не даровал тебе на небе славу и честь за твое верное и боголюбезное царствование? – Дал мне Бог славу, – отвечал царь, но не такую, какую монахам; им даются от Бога огненные крылья, на которых, по разлучении от тела, они беспрепятственно возлетают в горний Иерусалим». – Так и следует, сказал отшельник – Ты всю жизнь прожил пышно и весело с женой, детьми и боярами, а монахи, которых не достоин весь мир, оставили похоть телесную и все имение и терпят голод, жажду и наготу».

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Одним из эффективных приемов использования агиографических материалов отечественной словесностью Нового времени является перенесение житийной модели поведения на персонажа-мирянина или изображение житийной ситуации в условиях повседневности. В качестве примера можно рассмотреть повесть А. И. Куприна «Яма» (1910–1915). Повесть изображает несколько недель из жизни второразрядного публичного дома в одном из южнорусских городов. Однако натуралистичное изображение этого низкого быта «изнутри» не является самоцелью: перед нами художественный трактат об одной из кровоточащих язв общества, созданный писателем-гуманистом. Но, страстно желая искоренить это уродливое общественное явление, поразившее, подобно «дурной болезни», современное ему общество, автор «трактата» далеко не убежден в осуществимости своего желания. Критически оценивает он и предложенные до него решения проблемы, в частности, точку зрения христианской религии и церкви. Общеизвестно, что Благая Весть Иисуса была адресована в первую очередь падшим и отверженным. Согласно рассказам евангелистов, в числе спасенных Им «заблудших овец» было и несколько грешных женщин, так распутное прошлое и последующее покаяние нередко приписывается одной из самых верных спутниц Христа, Марии Магдалине, хотя православная церковь с этим, как уже говорилось, не согласна. В продолжение этой темы в обширном сонме христианских святых мы обнаруживаем немало раскаявшихся блудниц и прелюбодеиц: Марию Египетскую (1 апреля), Феодору Александрийскую (11 сентября), Пелагию и Таисию (обе 8 октября), преподобномученицу Евдокию (1 марта), еще одну Таисию, но уже «блаженную» (10 мая) и некоторых других. Кроме того, жития святых подвижников нередко включают вставные рассказы об обращенных ими блудницах. Весьма преуспели на этом поприще Ефрем Сирин , Иоанн Колов, Григорий Декаполит , Василий Великий и др. Такое обращение происходит иногда весьма драматично: блудница пытается соблазнить праведника, тот спасается от искушения ценой нанесения себя увечья, и увиденное так потрясает грешницу, что она раскаивается и уходит в монастырь. Одна из обращенных в такой ситуации блудниц, св. Зоя, почитается церковью вместе с ее спасителем св. Мартинианом под 13 февраля. Однако чаще святому удается вызвать раскаяние грешницы умелой проповедью или даже остроумно сказанной фразой. Так, св. Ефрем Сирин смущал пристававших к нему блудниц предложением лечь с ними на людной площади, и когда те отказывались, страшась людских взоров, он напоминал им о страхе пред всеведущим и вездесущим Богом 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Ок. 790.       Стефан Савваит, творец канонов. 28 окт. 796.             Иоанн, Сергий, Патрикий и др. препп. Савваиты, убиенные Сарацинами. 20 марта. 9 век Григорий, архиеп. Александрийский. 5 ноября. Анна, преп. Вифинская. 29 окт. Иоанн, еп. Готфский. 19 мая. Епископы Катанские: Савин преп. 15 окт. Лев. 20 февр. Феодора, Кесарийская дева, преп. 30 дек. Андрей, архиеп. Критский. 4 июля. Косма, еп. Маиумский. 12 окт. Иоанн Исихаит, исповедник. 26 мая. Иларион новый, игумен Пелекитский, исповедник. 28 марта. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители. 11 янв. Каллиник, патриарх Цареградский. 23 авг. Филарет милостивый. 1 дек. 806.             Тарасий, патриарх Цареградский. 25 февр. Ок. 806.       Перенесение мощей Ферапонта, еп. и муч. Кипрского, в Царьград. 25 мая. 813.             Платон, игумен Студийский. 5 апр. 816.             Георгий, митрополит митилинский, исповедник. 7 апр. 811–817.       Мануил, еп. Адрианопол. Георгий, еп. Девольтский, п пр. более 377, мучч. Болгарские. 22 янв. 818.             Феофан исповедник, инок Сигрианский. 12 марта. 820.             Михаил, еп. Синадский, испов. 23 мая.       Иаков исповедник, преп. Студийский. 24 марта. Лука преп., из Тавромены. 6 ноября. 813–820.       Григорий, еп. Антиохии Писидийской, исповедник при Льве Армянине. 10 апр. Никита, архиеп. Аполлониадский, испов. 20 марта. Емилиан, еп. Кизический, испов. 8 авг. Афанасий, преп. Павлопетрийский. 22 февр. Стефан, игумен триглийский, испов. 28 марта. Халкидонские епп. и исповедники: Косма 18 апр. Никита. 28 мая. Феодосия девица, преподобномуч. Цареград. 20 мая. Прокопий Декаполит, инок и испов. 27 февр. Василий преп., спостник Прокопия и испов. 28 февр. 824.            Никита преп., игумен Мидикийской обители, исповедник. 3 апр. 825.            Иосиф, еп. Солунский, брат Феодора Студита . 26 янв. 826.             Феодор, преп. Студийский. 11 ноября. 829.            Никифор, патриарх Цареградский. 2 июня. 830.            Макарий, игумен Пеликитской обители. 1 апр. 840.             Евфимий, еп. Сардийский, исповедник. 26 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Отношения их были так близки, что ничего не было такого, чтобы что-либо из неизреченных таинств Писания, известных одному, было неизвестно другому. Многое усердие и превосходство чистоты одного побуждало и другого стараться соединиться с ним в этом качестве и достигать его с великою сладостью» 182 . Ранее мы отмечали подобное же тесное единение Иосифа с преподобным Григорием Декаполитом и тогда же указывали на характер этого единения на почве одинаковых и аскетических подвигов и политических воззрений. На этой же почве происходит единение и теперь. Патриарх Игнатий был сторонником консервативно-церковной партии, взглядов которой держался и Иосиф. И когда патриарх поднял свой протестующий голос в защиту церковных канонов против всесильного кесаря, то к нему присоединился и Иосиф, за что и пострадал вместе с патриархом. Сколько лет продолжалось Херсонское изгнание, биографы точно не сообщают; Феофан говорит неопределенно: μετ τινα χρνου, т. е. после некоторого времени Иосиф возвращается опять в царский город. 183 Но эта неопределенность раскрывается дальнейшими подробностями Малого жития: «правители, читаем здесь, хотели воздать ему [Иосифу при возвращении] весьма большие почести» 184 . Очевидно, у правящих отношение к изгнаннику совершенно изменилось и, вероятно, от перемены политического курса с воцарением нового лица. А подобное могло быть в 867 году, когда на царство вступил Василий Македонянин. К этому приводит и следующее соображение. Если преподобный Иосиф был единомысленником патриарха Игнатия, если он пострадал за одно с ним дело, то, несомненно, вместе с ним он и получил свободу; а патриарх Игнатий, как известно, был возвращен в 867 году. Кроме того, рассмотрение источников производит такое впечатление, что патриарх Фотий в первое свое патриаршество (с 857 или 858 до 867 г.) как бы не знает преподобного Песнописца. Это могло быть только при том случае, что Иосифа тогда в Константинополе действительно не было; он был в изгнании. Итак, Иосиф находился в Херсонской ссылке десять лет, все время первого патриаршества Фотия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очень вероятно, что этот Никифор есть тот самый патриций Никифор, который еще при Константине Порфирородном прославился как профессор геометрии 132 ; быть может, прозвание ученика имеет связь с его занятиями этою наукой. В числе более длинных стихотворений Иоанна Геометра мы встречаем одно, несомненно, относящееся к ученому деятелю византийской юриспруденции, именно времени Константина и сына его Романа. Это надпись на гробницу магистра Феодора Декаполита, на которой была представлена богиня правосудия, опечаленная смертью своего жреца 133 . Вот это стихотворение, которое, между прочим, пусть будет первым из многочисленных признаков, определяющих время деятельности нашего поэта: «Блестящую деву, ушедшую с земли на небо, которую люди называют правдою, с эфирных жилищ вторично и снова свел на землю правосудный Феодор своим знанием законов и добрыми нравами. восседая рядом с ним, она судила народам истину, как строгая и чистая дева. Когда же губительная парка (судьба) и его захотела лишить милого живота и порвала все нити, и тогда она (правда) не пожелала с ним расстаться, но стенает, восседая, о чудо, на этой гробнице. Взгляни на звезды, еще более, чем этот образ женщины, помрачившиеся в своем блеске: и до неба проникла печаль. Вы также, законы, рыдаете, находясь отдельно вдали; кто же будет охранять правду и как супругу, и как чистую деву?» LXVII, р. 297 Сгат.). В кругу знаменитых современников, сочувствие которым выразил наш поэт, находится и Михаил Малеин, причисленный впоследствии к лику святых 134 . Надгробная надпись в честь его гласит: «Твое здесь пребывание и твоя жизнь, Михаил, возбуждают справедливый спор: жизнь показывает в тебе ангела, а пребывание здесь – человека смертного, о чем согласно свидетельствует и эта гробница». Михаил Малеин, конечно, родственник известного нам Евстафия Малеина, был, в то же время, родной дядя императора Никифора Фоки, глубоко уважаемый венценосным племянником за подвижническую монашескую жизнь: его мантия служила несчастному императору покровом в роковую ночь, когда к нему проник в спальню Цимисхий 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

поставлена игумениею и за примерные труды и попечения о благоустройстве обители оной в 1847 г. награждена наперсным крестом. Всего жития ея было 67 лет; скончалась сентября 20 дня 1847 г. Вся жизнь ея была посвящена на пользу обители; к сестрам любовь ея была истинною матернею любовию и она не иначе была называема как родною. Благоразсудною мудростию и опытною духовною жизнию вверяемое словесное стадо усердно вела к соединению с Господом. Требующим совета была верною наставницею, немощным врачем и неусыпною попечительницею и всем была вверявшимся руководству ея – о Господе родною материю. Потребностям монастырским заботливая была строительница во всех частях потребных общежитию. Господи упокой душу ея со святыми твоими!» V. (к 120-й стр.) Надписи на оставшихся гробницах 70 в подклетях древнего собора. Под собором на стене имеется следующая надпись: «Здесь почивают князья: князь Иван, да князь Андрей, да князь Василий Васильевичи» – несомненно Боровские. «Преставися Богоявленский игумен Исаия в лето 7075 мая в 7-й день и погребен был мая в 8-й день на память святаго апостола Иоанна Богослова». «Лета 7181 ноября в 20 день преставися раб Божий обители сея настоятель игумен Герасим киевлянин на память преподобнаго отца нашего Григория Декаполита ». «Лета 7163 года февраля в 28 день на память преподобнаго отца нашего Кассиана исповедника преставися раб Божий Иакинф, прозвище Андрей Васильевич Кафтырев». «Лета 7173 июля в 3 день на память св. мученика Иакинфа преставися раба Божия болярина князя Ивана Никитича Хованскаго жена его боярыня вдова княгиня Мария Михаиловна, а память ея того же месяца в 21 день». «Лета 7190 месяца маия в 15 день на память убиения св. благовернаго царевича Дмитрия Углецкаго и Московскаго убит раб Божий стольник Федор Петрович Салтыков в смятение на Москве безвинно при державе великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, всея великия и и малыя и белыя России самодержцев в начале царства их; а убиен в их царских чертогах в мастерских сенях, 71 а память тезоименитства его июня в 8 день Феодора Стратилата».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010