19. Пр. Авдия (9 в. до Р. Хр.); м.: Варлаама, Азы, Илиодора, Романа, п. Варлаама и Иоасафа, царев. индийск., и Авенира, п. Варлаама печерск., п. Илариона чуд. (груз. ц.). 20. Предпразднество Введения во храм Пресвятой Богородицы; пр. Григория декаполита , св. Прокла, арх. Константинограда; мучч.: Евстефия, Феспесия и Анатолия, родных братьев; Дасия, Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны; свщ.-мучч.: Нирсы, Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия, Ипатия, еп. персидских, и мн. др. У св. Прокла († 447 г.) в трактате о предании литургии, находится след. замечательное свидетельство об изменении литургии: «апостолы и по них последовавшие учителя совершали божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения; св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а по нем еще более св. Златоуст умалил». 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 22. Св. ап. Филимона, Архиппа; мц. Апфии, Кикилии, м. Валериана Максима, Прокопия, Тивуршия, Менигна; п. Агаввы; пр. Михаила болг.; вкм. Михаила тверск.; благов. Ярополка (Петра Изяславовича, кн. владимироволынского). 23. Вкн. Александра невского; свт. еп.: Амфилохия иконийск., Григория акрагант.; м.: Сисиния. Феодора, свт. Митрофана (Макария), еп. воронеж. (1703 г.). Мощи святителя Митрофана Воронежского († 1703 г.), открыто почивающие в Благовещенском соборе, ясно показывают, что наша православная Церковь со времени патр. Никона не лишилась благодати Св. Духа и есть истинная святая Церковь . 24. Вмч. Екатерины, мц. Августы (Василисы), м. Порфирмя, вм. Меркурия; п. Мастридии; м. Меркурия смоленского. Св. Муч. Меркурий Смоленский († 1238 г.) был принят из латинской веры без повторения крещения, однако причислен Церковью к лику святых, и мощи его почивают нетленными. 25. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свм. Климента (Клима), папы; Петра, еп. александр, п. Петра молчальн. (429 г.). 26. П. Алипия, Иакова; свт. Иннокентия, еп. иркутского († 1731 г.) Освящение церкви св. великомуч. Георгия, яже в Киеве у златых врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

19 . Прор. Авдия, мч. Варлаама; прпп.: Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, Авенира царя, отца св. царевича; мчч.: Азы, Илиодора и Романа; прп. Варлаама, игумена Печерского. 20 . Предпразднество Введения во храм Пресв Богородицы ; прп. Григория Декаполита , свт. Прокла, архиеп. Константинограда; мчч.: Евстафия, Феспесия и Анатолия, родных братьев, Дасия, Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны; сщмчч.: Нирсы, Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епп. персидских, и мн. др. У свт. Прокла († 447 г.) в трактате о предании литургии, находится след. замечательное свидетельство об изменении литургии: «апостолы и по них последовавшие учители совершали божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения; ев. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а по нем еще более св. Златоуст умалил». 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 22 . Св. ап. Филимона и иже с ним: ап. Архиппа и мч. Апфии; убиение св. блгв. кн. Михаила Тверского; мчч.: Кикилии, Валериана, Тивуртия, Максима, Прокопия чтеца, Менигна; прп. Агаввы, св. прав. Михаила воина. Тезоименитство и рождение Государя Наследника Великого Князя Михаила Александровича. 23 . Свт. Амфилохия, еп. Иконийского; свт. Григория, еп. Акрагантийского; преставление св. блгв. вел. кн. Александра Невского; Митрофана, первого святителя Воронежского, мчч.: Сисиния, еп. Ионического, Феодора Антиохийского. Мощи святителя Митрофана Воронежского († 1703 г.), открыто почивающие в Благовещенском соборе, ясно показывают, что наша православная Церковь со времени патр. Никона не лишилась благодати Св. Духа и есть истинная, святая Церковь . 24 . Вкмц. Екатерины, вкмч. Меркурия, мч. Меркурия Смоленского; мц. Августы, прп. Мастридии девицы. Св. мч. Меркурий Смоленский († 1238 г.) был принят из латинской веры без повторения крещения, однако причислен Церковию к лику святых, и мощи его почивают нетленными. 25 . Отдание праздника Введения во храм Пресв. Богородицы. Сщмчч.: Климента, папы Римского, и Петра, архиеп. Александрийского; прп. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

398 . Широкая строительная деятельность императора вполне соответствовала настроению столичного общества и вызвала полное его сочувствие. Оно и само выделило из своей среды несколько ктиторов монастырей. В 873 г. патриарх Игнатий построил монастырь во имя Архистратига Михаила за городом, на месте древнего храма Сатира. Здание монастыря отличалось большой роскошью. Патриарх в нем был и погребен. 399 Знаменитый Фотий основал женский монастырь пророка Иеремии в Мердосагаре ( ν Μερδοσαγρ), который также послужил усыпальницей для своего ктитора. 400 Исповедник Иосиф Песнописец († 883) воздвиг обитель иноков во имя святителя Николая Касульского и перенес сюда мощи Григория Декаполита , своего учителя († 816). 401 К последним годам царствования Михаила III или к первым Василия Македонянина относится и построение в Константинополе монастырей – Евандра, ктитором которого был патриций, а потом монах и исповедник Петр († 873), 402 и Мартинакия, основанного одним из представителей столичной фамилии Мартинакиев. 403 Царствование Василия Македонянина было знаменательно в истории и провинциального монашества. Ко времени этого императора относится окончательное водворение монахов на знаменитой горе Афон. В 872 г. царь дал подвижникам Афона первую грамоту, защищавшую их от притеснений мирян. 404 Процветание монашества, начало которому положил Василий Македонянин, продолжалось и при его сыне и преемнике – императоре Льве Философе (886–912). Лев унаследовал от своего отца возвышенный взгляд на монашество. «Мы знаем, – говорит он в одной своей новелле, – как почетна монашеская жизнь и какого уважения и чести достойны принявшие это полезное и блаженное иго». 405 Для него представлялось самым безбожным делом, когда избравшие монашескую жизнь по каким-нибудь побуждениям оставляли ее и возвращались в мир. Поэтому он сделал распоряжение, чтобы такие лица снова были облекаемы в монашеские одежды, даже против их воли, и возвращаемы в свой монастырь. 406 Его отношение к одному из современных константинопольских подвижников – монаху Евфимию служит самым красноречивым подтверждением высоких теоретических взглядов царя на монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

59) «22 октября 1715 г. в память Святого Равноапостольного Аверкия Епископа Иерапольского Чудотворца, умерла раба Божия супруга сенатора князя Петра Алексеевича Голицына его княгиня Дарья Лукина, по фамилии Ляпунова, прожив 37 лет и 6 месяцев; тело ее положено напротив этой таблицы». 60) «5 декабря 1729 г. умерла раба Божия Евдокия, супруга князя Алексея Петровича Хованского, дочь Ивана Петровича Лодыженского, и положена на этом месте». 61) «10 февраля 1734 г. умер раб Божий порутчик князь Николай Петрович Голицын; прожив 25 лет и 3 месяца, погребен напротив этой таблицы». 62) «4 мая 1748 г. в день памяти Святой преподобномученицы Пелагеи, умер раб Божий капитан второго московского полка князь Алексей Петрович Голицын, в 2 часа дня; прожив 37 лет, 7 месяцев и 9 дней, погребен напротив этой таблицы». 63) «18 апреля 1756 г. в день памяти преподобного Отца нашего Иоанна ученика Святого Григория Декаполита , в 8 вечера умер раб Божий, младенец князь Алексей Александрович сын Голицыных, родившийся 5 февраля 752 г., именины его 12 февраля; прожил всего 4 года, 3 месяца и 12 дней, и 15 часов, погребен напротив этой таблицы». 64) «18 октября 1750 г. в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки, умерла раба Божия, жена князя Димитрия Михайлович Голицына, княгиня Анна Яковлевна». 65) «2 августа 1710 г. умер раб Божий князь Василий Борисович Голицын; прожив 29 лет». 66) «в августе 171 (1663) г. умерла раба Божия княгиня Екатерина Григорьевна, жена князя Василия Борисовича Голицына; прожив 22 года». 67) «13 ноября 1762 г. в 7 часов вчера в день память Святых Отца Нашего Иоанна Архиепископа Константинаграда Златоустого, умерла раба Божия боярыня Дария, дочь князя Василия Петровича Голицына, жена тайного Советника и государственной камер-коллегии Президента, Дмитрия Ивановича Кочетова, погребена в Москве в Богоявленском монастыре в палатке у гробов сродников ее господ князей Голицыных напротив этой таблицы; родилась, 7 сентября 1708 г.; именины – 19 марта, прожила 25 лет, два месяца и шесть дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  В тот же день память святого мученика Севастиана, усеченного мечем при императоре Нероне  [ 30 ].   Кондак, глас 2: Священнейшими твоими нравы украшаемь, священства одеждею озарился еси, всеблаженне богомудре Порфирие: и исцелений удобряеши возвышеньми, моляся непрестанно о всех нас. Память 27 февраля Память преподобного отца нашего Прокопия Декаполита, Исповедника Страна Декаполитская, получившая свое название от десяти городов, расположенных в ней, находится при море Галилейском; об этой стране упоминает святой Евангелист Марк, говоря: «Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия»  [ 1 ] (Мрк.7:31). Из этой страны быть родом преподобный Прокопий исповедник. Опытный в монашеских подвигах, испытанный в строгом пощении, украшенный чистотою душевною, он был славен и знаменит среди подвижников. В то время наступили тяжелые времена иконоборческой ереси; её первым возбудителем был беззаконный царь греческий Лев Исаврянин [ 2 ], несправедливо называвший святые иконы идолами, а поклоняющихся им — идолопоклонниками. Без милосердия он убивал многих безвинных православных, предавал проклятию всех бывших до него правоверных царей, святителей и христиан, как почитавших святые иконы, заслужив за это ото всех проклятие. Тогда великий и незыблемый столп православия и крепкий защитник правой веры, преподобный Прокопий, стал мужественно против множества еретиков, в своем нечестии хуливших воплощение Бога Слова и бесчестно отрицавших святые иконы. Он постыдил еретиков, обличая их безумное мудрование и преодолевая его непобедимыми Боговдохновенными словами; точно паутину разорвал преподобный Прокопий их хитроумные словесные плетения. Этим он навлек на себя гнев безбожного царя, который подобно дикому льву, вышедшему из пустыни, рыкал, ища добычи. По его приказанию преподобного схватили и жестоко били; мучители строгали его тело железными орудиями, и затем они ввергли его в мрачную и смрадную темницу. Но святой твёрдо переносил все страдания. С ним вместе страдал и преподобный Василий, который прежде подвизался вместе с Прокопием в постничестве и добродетели. Оба они теперь вместе много претерпели мучения за святые иконы. Оба вместе были заключены в темницу и находились там до самой смерти безбожного мучителя. Когда же Лев умер, лишившись не только временной, но и будущей вечной жизни, святой Прокопий вместе с своим другом Василием и другими святыми был выпущен из темницы. Прочее время своей жизни он прожил в постнических трудах, многих наставлял на добродетели и приводил ко спасению. В маститой старости он отошел ко Христу Богу, чтобы видеть Его уже лицом к лицу, а не в иконном изображены и чтобы, как постнику и страдальцу Христову, подвизавшемуся до крови за Его святую икону, принять достойную награду за труды свои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1200 г. русский паломник Антоний, бывший в Константинополе, написал, что в Великой церкви между утренею и обеднею читался прилог (пролог) и, без сомнения, диакона Маврикия. При сравнении первых памятей первой редакции стишного пролога в древнейшем его списке 1295 года оказывается, что он очень близок в установившемуся впоследствии месяцеслову иерусалимского устава, но автор еще не знал этого месяцеслова, ибо он еще не установился в Великой церкви определенно. В прологе нет следующих памятей иерусалимского устава или поставлены в другие дни: 21 сент. Иона пророк поставлен первым, 9 октября Андроника и Афанасии нет, Косма маюмский 15 янв. вместо 12 или 14 октября, Андрей в Крисе 19 окт. вместо 17, освящения храма великомуч. Георгия в Лидде нет, 3 янв. прор. Малахия и за ним 70 апостолов 3 же января, а не 4, 4 янв. муч. Гордия, а Феоктиста в Кукуме нет, 5 янв. Павел Фивейский вместо 15, 8 янв. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника нет, а есть Домника, нет 30 янв. даже трех святителей, 19 февр. муч. Максим, Феодот и дружина вместо ап. Архиппа, 20 февр. ап. Архиип вместо 19, а Льва катанского нет, 27 февр. сперва Геласий, а потом Прокопий Декаполит и Василий, а 28 февр. Протерий вместо Василия. Вот все почти разности от установившегося впоследствии месяцеслова иерусалимского устава. Их, как видно, за полугодие не много. Подобное и за мартовское полугодие по Хлудов. прологу 1370 года. Но разности и его с иерус. уставом показаны также немногие в приложении 16, где сравниваются первые памяти прологов. В первой редакции стишного пролога первые святые во дне имеют по три стиха, а прочие по два стиха, конечно, потому что им совершались службы или воздавалось преимущественное празднование. Не видно в этой редакции зависимости особенной и от студийских памятников; так 26 янв. в нем нет даже и памяти перенесения мощей пр. Феодора студита и брата его Иосифа, и студийские святые не стоят на первом месте, как в студийских минеях и прологах. Не видно в нем и афонского влияния: 15 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В начале 8 века среди христиан, живших в странах, подчиненных арабам, где преследовалось всякое изображение божества, возникло движение иконоборцев, которое не признавало употребления икон в храмах и частных домах. Иконоборчество в течение целого века потрясало Церковь и было страшно потому, что оно являлось скрытым возобновлением арианства, отрицавшим всякую видимую связь с потусторонним миром, разрывавшим единство между Церковью небесной и Церковью земной. В 716 году на императорский престол вступил Лев III, основатель Исаврской династии, родом из той части Малой Азии, где мусульманское влияние было наиболее сильно. В 730 году он издал первый эдикт против икон, которые выбрасывались повсюду из храмов и сжигались. При преемниках Льва III, Константине V Копрониме и Льве IV Хазаре, гонению подверглись все, кто защищал св. иконы. Множество православных монахов принуждено было бежать на Запад и искать убежища у римских епископов, которые стойко защищали православную традицию. В 754 году был созван иконоборческий собор, на котором присутствовало 338 епископов и который объявил себя Вселенским, хотя ни один из пяти патриархов на нем не присутствовал. На нем иконоборчество было подтверждено, а православные осуждены. За годы гонений пострадало и погибло мученической смертью много исповедников православия, из которых известны: св. Герман патр. константинопольский (память 12 мая), св. Прокопий Декаполит (память 27 февраля), св. Василий Исповедник (память 28 февраля) и св. Феодора девица (память 22 июня). Только когда воцарился в 780 году имп. Константин VI Порфирородный, за которого правила его мать Ирина, гонение прекратилось. В 787 году имп. Ирина созвала собор, на котором было принято догматическое установление почитания св. икон, подготовленное главным борцом с иконоборчеством, св. Иоанном Дамаскиным (память 4 декабря). Этот собор, созванный сперва в Константинополе, а потом перенесенный в Никею, состоял из 367 епископов. Он осудил деяния лжесобора 754 года и утвердил иконопочитание. Патр. Тарасий в окружном послании оповестил всех о решении. Папа Адриан I, приславший на собор своих легатов, утвердил его постановления для Западной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Веруй, но постигнуть образ рождения второго лица Св. Троицы или исхождения третьего лица не усиливайся, ибо это непостижимо; принимай в простоте сердца без всякого испытания, что Отец, Сын и Святой Дух едино суть, кроме нерождения (Отца), рождения (Сына) и исхождения (Духа)», сказал Варлаам Иоасафу. Образ не боготворим, но любовью почитаем «Честь образа, сказал некто, на первообразное переходит. Первообразное – то лицо, вид которого рисуется на иконе; на иконе, видя писание, умственным взором переходим к истинному лицу, образ которого мы видим, и благочестно покланяемся образу Принявшего на себя плоть нашу; не боготворим писания, но образ Господа, воплотившегося и истощившего Себя нас ради до рабского вида, желаем и любовью лобызаем. Также мысли и об иконах Пречистой Божией Матери и всех святых». Память смертная Один пустынник носил шерстяной мех, полный костей прежде умерших святых отцов во всегдашнее воспоминание о смерти. Блудница сильнее беса прельщает Сильно соблазняла и колебала юношу Иоасафа одна развратная девица, и начала душа его колебаться, сила от продолжения ослабевать, воля и разум умягчаться. Сеятель злобы, диавол, видя колеблющееся сердце юноши, исполнился радости и друзьям своим сказал: «смотрите, сия отроковица то хочет сделать, чего мы не могли; ныне нападем на него крепко, и все душевные его силы возмутим, возжигая любовь великую и похоть к отроковице». Бесы боятся креста Жрецы, препираясь с Иоасафом, сказали: «мы не можем ни терпеть силы Христовой, ни воззреть на знамение крестное, которым себя отрок ограждает». «Воистину, сказал жрец Февда, Дух Божий живет в сыне твоем, мы им побеждены“. Чем привычка утверждается Жрецы посоветовали царю разделиться царством говоря: «сын твой, занимаясь житейскими попечениями, мало помалу привыкнет к обыкновенной жизни и будет жить по нашему; привычка в душе утверждается не столько нуждою, сколько любовью». 20. Преп. Григорий Декаполит Пламенный меч Однажды явился преп. Григорию ангел Господень, вручая ему свой пламенный мечъ, чтобы он посекал всю бесовскую силу, от церкви отсекал бы еретические мудрования, а от сердца – страсти духовные. Св. Прокл, патриарх Цареградский

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Всех памятей в месяцеслове около 800; из нынеших памятей здесь нет еще до 350; нет многих преподобных (из сирских только 6), свв. VIII-X в., западных (напр., Кассиана, Илария), сицилийских и критских; нет Убруса 16 авг., креста 1 авг., собора 70 ап.; ок. 50 памятей, избыточествующих против нынешнего календаря (например, царицы Ирины 7 аг.). составитель явно имел ввиду Типикон Великой церкви, на многие дни повторяя его памяти даже в том же порядке (мученики часто впереди даже апостолов), но он видимо хотел сгладить местный колорит месяцеслова: из К-польских патриархов нет бывших в прежних святцах. например, Нектария, Геннадия (V в.), Павла II (VII в.), вновь внесены только п. Герман, Тарасий и Антоний II († 896 г.); 4 первых Собора имеют каждый особый день, а К-польские общий день; старается избегать повторения памятей, опережая иногда в этом отношении и нынешний: мц. Евфимии только 11 ил., нет 16 сент.; прп. Максима только 17 авг., нет 21 янв. 1764 . Прологи Из дальнейший редакций греческого месяцеслова нужно отметить оч. близкий к Студийско-Иерусалимскому месяцеслову стишной (в стихах) Пролог Христофора Митиленского XI в., затем Пролог некоего Петра с самыми поздними памятями X в., в ркп должно быть, XIII в. (СПб. Публ. б. из собр. еп. Порфиря). Последний имеет памятей более Василиева на 70, 70 не достает и 140 новых: некоторые переставлены на другие дни согласно с Иерусалимским уставом; внесены все сирские подвижники из «Истории боголюбцев» бл. Феодорита и в том же порядке; нет многих из 70 апп. (по сравнению с месяцесловом Василий и собора из. Близок к нему Сирмундов (по имени владетеля патера) или Кларомонтанский (по имени коллегии Парижской) Синаксарь, или Пролог, составленный XI-XII в. По месяцеслову Василия или (с. 446) последним двум Прологам составлени Стишной Пролог в ркп. 1295 г. Моск. Синод. библ. 390 и др.; он ближе из к Иерус. уставу, но нет еще 3 святителей, Георгия Хозевита и Емилиана 8 янв., Феоктиста 4 янв., Льва Катанского 20 ф., Василия Декаполита 28 ф., dvx Георгия 3 н.; в другие числа Космы Маюмского, Андрея Критского , Павла Фивейского, пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Довольно обычное для древней евхаристической ходатайственной молитвы 81 , оно не только переносится из нее, как оригинала, в проскомидию, но и занимает в последней то же, что и в первой, место: предваряет поминовение святых. Равным образом и это последнее является точным воспроизведением евхаристического поминовения. Отсюда, во первых, общее тому и другому разделение поминаемых святых на лики праотцев, отцев, патриархов, пророков, апостолов (12-ти и 70-ти), провозвестников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников с одинаковым в конце его упоминанием «о всяком духе праведном, в вере скончавшемся» и однородным прошением: «их же молитвами призри на нас, Боже» а во-вторых, перечисление имен одних и тех же святых. Из царей поминаются Константин и Елена, из иерархов – Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Григорий Декаполит , Григорий Акрагантийский, Григорий Чудотворец , Григорий Великой Армении, Николай Чудотворец, Афанасий Великий , Кирилл, Иоанн Милостивый; из священномучеников – Власий, Модест, Поликарп и архидиаконы Стефан и Евпл; из великомучеников – Димитрий, Георгий, Феодор, Трифон, Евстафий, Евстратий, Авксентий, Мардарий и Орест; из чудотворцев – целители бессребренники Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Ермолай и Пантелеймон; из преподобных – Антоний, Евфимий, Арсений, Феодосий, Савва, Макарий, Ефрем, Ефросин, Иоанн Климак, Иоанн Каливит и Феодор Студит ; из святых жен – великомученицы Фекла, Варвара, Анастасия, Екатерина, Кирика, Фотина, Марина и Параскева 82 . Одним из частных но убедительных доказательств зависимости проскомидийного поминовения святых от евхаристического является тот факт, что на проскомидии поместных церквей поминаются те чтимые в ней святые, имена которых были занесены в диптихи ранее перенесения проскомидии в начало службы и произносились на евхаристической ходатайственной молитве. Так, в иерусалимской литургии по рукописи монастыря св. Саввы из иерархов поминаются на проскомидии Иаков, брат Господень, Климент, Игнатий Богоносец , Тимофей, Тит, а из богоносных отцов – Павел Фивейский, Харитон, Феоктист, Иларион, Феодосий, Косма и Иоанн 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010