Бог, не имея в чем-либо нужды, Сам дает всему жизнь и дыхание и все ( Деян 17:25 ). Он есть Источник блаженства и радости: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек ( Пс 15:1 ). Бог – неизменен: у Отца светов нет ни изменения, ни тени перемены ( Иак 1:17 ), Я – Господь, Я не изменяюсь ( Мал 3:6 ), Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться ( Числ 23:19 ). Бог – праведный и справедливый Судия: Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте ( Пс 9:9 ), Господь воздаст каждому по делам его, ибо нет лицеприятия у Бога ( Рим 2:6,11 ). Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен ( Втор 32:4 ), ибо Он свят ( Пс 98:9 ) и есть источник святости для ангелов и людей. Все перечисленные свойства Божии не раскрывают Его непостижимой сущности, о которой святые отцы христианства говорили, что она “едина, проста, несложна”. “Бог – полнота всех качеств и совершенств в их высочайшем и бесконечном виде” (свт. Василий Великий ), “Бог прост и несложен. Он весь чувство, весь дух, весь мысль, весь ум, весь источник всех благ” (св. Ириней Лионский ). То, что при единстве и простоте сущности Божией мы говорим о разных Его свойствах, есть результат ограниченности человеческого рассудка и нашей неспособности увидеть, что в Боге одно свойство есть сторона другого. Бог праведен, это значит, что Он всеведущ, всемогущ и благ. Примерно так же единый луч солнечного света в радуге представляется нам в виде семи разных цветов. Христиане не могут согласится с мусульманами, говорящими, что слова «нет бога кроме Аллаха» есть «последняя и высшая ступень в познании единобожия» . Разве мы можем сказать, например, что высшая ступень в антропологии – это утверждение «нет прямоходящего млекопитающего кроме человека»? Тем более как может познание Бесконечного Блага быть ограничено такой малостью? Понятия о единстве и высочайших свойствах Божиих не исчерпывают собой всей полноты христианского учения о Боге. Христианская вера посвящает нас в тайну внутренней жизни Бога. Эта тайна заключается в том, что единый по существу Бог троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Как говорил свт. Николай Сербский , «Христос поставил нас слишком близко к бесконечному пламени Божества, так что мы различаем в Едином троическое сияние».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В разрыве общения Бога и человечества виновны исключительно люди. Бог при всем Своём величии не самолюбив и не мстит человеку, видя его отступничество. Об этом ясно говорится в евангельской притче о блудном сыне (см.: Лк. 15:11–32 ). Примирение необходимо было, прежде всего, со стороны человека, который враждовал против Бога. Всякий раз, когда совершается грех, – совершается богоборческое деяние, ибо грех есть противление воле Божией (ср.: 1Ин. 3:4 ). Субъективно человек может оправдываться и говорить, что он вредит только самому себе, что Бога он не перестает любить, но от подобного самооправдания ничего не меняется. Даже если грех направлен против самого себя, проступок не утрачивает своей богоборческой сущности, ибо каждый человек есть образ Божий, потому и грех против самого себя – все равно грех против Бога. В Священном Писании сказано: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям ] преступлений их, и дал нам слово примирения... от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор 5:19–21 ). Апостол Павел призывает именно людей примириться с Богом, а не умоляет Бога примириться с ними, так как именно человек враждует против своего Создателя всякий раз, когда совершает грех. По сути, всякий греховный поступок есть безумие, ибо тварь восстаёт против своего Творца, но в жизни человечества это повторяется непрестанно: « Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками (... ) Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим. 5:8 , Рим. 5:10 ). Об этом же говорит и свт. Василий Великий : «Он нас, которые не братья Ему, но стали врагами чрез свои грехопадения, Он – не простой человек, но Бог, по даровании нам свободы, нарицает и братьями Своими» 592 . Для того чтобы осуществить высшее служение Первосвященника, Христос должен быть в личном отношении абсолютно безгрешным и по Своему человеческому естеству чистым, святым, непорочным, неповрежденным, непричастным первородному греху: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [ поставило] Сына, на веки совершенного ( Евр. 7:26–28 ). Свт. Григорий Нисский поясняет: «Первосвященник и посланник нашего исповедания, преподобный, незлобивый, нескверный, непричастный нечистоте или какому-либо помышлению, телесно принесся Богу и Отцу за всех людей; как священник по чину Мелхиседекову, Он Самого Себя принес Отцу в выкуп не за одного Израиля, но за все народы, и стал Первосвященником исповедания всех людей» 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II-III b.), по природе является христианкой [ 19 ]. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием. 2. ДВА ПУТИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ Различают два пути естественного богопознания. а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13, 1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», — учит прп. Максим Исповедник [ 20 ]. По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень [ 21 ]. б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII b.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого» [ 22 ], «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно» [ 23 ]. Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» [ 24 ], — говорит свт. Василий Великий. 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ 3.1. Познание Бога из Божественного Откровения Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению «Пространного Катехизиса»,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Ветхий Завет знал обрезание - как символ вхождения человека в «народ Божий», известны т. н. кумраитские «баптизо» - омовения водой, обряды прямо связанные с пониманием душевно-телесного очищения человека. В чем же принципиальная особенность именно христианского Таинства? В беседе с Никодимом Господь говорит: « если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (Ин.3:5). Здесь впервые говорится о том, что Крещение сопряжено с особым Рождением, суть и смысл которого не мог понять член синедриона (верховного совета иудеев) ученый богослов того времени Никодим. Вода - традиционно амбивалентный символ жизни и смерти, псалмопевец Давид во время гонений на него Саула восклицает: « Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей] » (Пс. 68: 1). Однако враждебная стихия воды освящается особым чином и под знамением Креста Господня сокрушаются все супротивные силы и таким образом вода становиться благодатным материалом, рекой, « скачущей в жизнь вечную » . Создание всего мира начинается так: « Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою » (Быт. 1: 1-2). В Таинстве Крещения отвергается первородная порча, имеющая своим следствием тление, и начинается «новая история», которая не знает греха и смерти, в каком-то смысле происходит творение нового мира в рамках личности крещаемого человека. Святой апостол Иоанн Богослов пишет: « Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем » (1 Ин. 3, 9). Через Таинство Крещения, - говорит свт. Василий Великий, - « крещаемый изменяется в уме, слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его » . Свт. Григорий Нисский пишет: « Если свободное движение нашей воли прервет сношение с несущим (to anuparcon, каково зло по существу) и сблизится с Сущим, то, что теперь во мне (грех - А. С.), не имея более бытия, вовсе не будет иметь и того, чтобы оставаться во мне ; потому что зло вне произволения взятое не существует само по себе » [iv] . Нам часто приходится слышать, что в Таинстве Крещения (как и в любом другом христианском Таинстве, принимаемом с верой, благоговением и покаянием) происходит и прощение грехов.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1:4). Эта тьма не является первоначальным «ничем», она появилась в результате творения, как его часть. Не нужно отождествлять первоздан ную тьму со злым началом, с падшим ангельским миром. Под тьмой здесь следует понимать именно отсутствие света: «Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света» (св. Иоанн Дамаскин ). Второй день И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так (Быт. 1:7). Согласно Священному Писанию, вторым творческим повелением Бог создал твердь. Но не стоит понимать это выражение в прямом смысле. Свт. Василий Великий говорит, что не следует думать, что эта твердь была чем-то твердым и ощутимым, напротив, «поскольку всё, лежащее выше (то есть ангельский мир), по природе своей тонко… и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью». Эти слова подтверждаются еврейским текстом Библии — в нём твердь названа словом ракиа, что значит «пространство», «шатер». Эта твердь была названа небом. Третий день И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так (Быт. 1:9). В третий день Господь начал упорядочивать землю, созданную в предыдущий период. По свидетельству Библии, земля сначала была покрыта водой, а в третий день творения, по велению Божьему, на нашей планете началось разделение воды и суши, так что образовались материки и острова, названные землей, а вода собралась в низинах, образовав моря и океаны. Но в этот день Бог не только устроил землю. Он также повелел ей: Да произрастит земля зелень, траву… дерево… (Быт. 1:11). Так Бог призвал землю участвовать в создании первых живых организмов. В этот период произошло чудо: на Земле появилась жизнь. Земля постепенно начала оживать, ее необъятные просторы зазеленели, покрывшись к концу этого дня могучей растительностью. По этому поводу свт. Иоанн Златоуст говорит: «После того, как земля, сбросив с себя тягость воды, успокоилась, ей дано повеление произращать сперва траву, потом — деревья, что, как видим, совершается еще и ныне. Потому что первое повеление Бога сделалось как бы неким естественным законом, осталось в земле

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16). Рейтинг: 9.9 Голосов: 747 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Иоанн Златоуст , свт. Гомилии на Книгу Бытия.  Последнее слово –  гоийм  – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.   Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет  (Откр. 20,6)  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.   Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] ()  См.:  Василий Великий , свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.  См.:  Амвросий Медиоланский . Об Аврааме.  «Говорит это (т. е. Павел. –  О.С. ), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. –  О.С .), кто не ненавидит (т. е. пока. –  О.С .) имя Христа» ( Амвросиаст . На Послания к Коринфянам).  Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.  См.:  Ориген . Фрагменты.  «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же:  хотя бы Измаил был жив , обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог:  именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына . Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» ( Ефрем Сирин . Толкование на Книгу Бытия).  Катены на Книгу Бытия.  См.:  Иоанн Златоуст . Гомилии на Книгу Бытия.

http://pravoslavie.ru/105441.html

[как поступать]. 17. Эзоп: Эзоп говорил, что каждый из нас несет две сумы: одну спереди, другую сзади. В ту, что спереди, мы складываем чужие прегрешения, а в ту, что сзади, свои, потому и не исправляем их. 18. Исократ: Ни в каком дурном деле не выступай ни участником, ни защитником, ибо будут думать, что ты и сам творишь то, что помогаешь творить другим. 19. Эпиктет: Наставляющему следует прежде позаботиться о стыде и совести увещеваемых, ибо бесстыдники неисправимы. 20. Лучше увещевать, чем ругать, ибо первое – кротко и любезно, второе же – жестко и оскорбительно, и первое исправляет согрешающих, второе же только обличает. 21. Эмпедокл: Спрошенный о том, почему он сильно сердится на плохо слушающих, ответил: «Потому что чувствую, что меня не похвалят, если я не буду гонять плохо слушающих». Слово 17-е. О воспитании и философии 1. Ин. 7, 14 : Вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания не учившись? 2. 1Кор. 3, 18 : Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. 3. Притч. 1, 20 : Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. 4. Сир. 26, 17 : Нет никакой цены благовоспитанной душе. 5. Сир. 6, 19 : Сын мой, от юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь мудрость. Приступай к ней как пашущий и сеющий, и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее. 6. Св. Ириней Лионский : Лучше и полезнее оставаться простыми и малоучеными и через любовь становиться ближе к Богу, чем казаться многознающими и опытными и оказаться хулящими собственного Владыку. 7. Свт. Василий Великий : Подобны глазам совы те, которые занимаются суетной мудростью, ведь ночью ее зрение обостряется, а когда светит солнце, она слепнет. Так и мысль таковых, острейшая при созерцании суетного, слепнет при познании истинного света. 8. Свт. Григорий Богослов : Полагаю, что для всякого, кто признан обладающим умом, воспитание – первое из наших благ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОХУЛЬСТВО [богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры. В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil. Magn. In Isaiam proph. I 31).

http://pravenc.ru/text/149597.html

Не нужно отождествлять первозданную тьму со злым началом, с падшим ангельским миром. Тьма, которой заканчивается первый день, является как бы необходимым инкубационным периодом перед началом последующих творческих актов. Тьма первого дня, которую Бог назвал ночью, представляет собой плодотворную реальность, подобную земле, которая дает рост зерну. «Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света», – пишет прп. Иоанн Дамаскин . В первые три дня, по мнению Василия Великого и Иоанна Дамаскина , «день и ночь следовали друг за другом не в силу движения солнца (т. к. оно еще не было сотворено), а вследствие пульсации света в установленной Богом мере». Прп. Ефрем Сирии пишет, что первозданный свет на ночь погружался в первозданные воды. Свт. Григорий Нисский делает предположение о вращении первичного света вокруг земли, в результате чего чередовались день и ночь (в первые три дня). Свет является первым и необходимым условием для многих химических реакций и для развития органической жизни. Второй день. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. ...И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом...» ( Быт.1:6–8 ). В этот день происходит устроение пространственной структуры мироздания. Создается твердь – некое основание, фундамент космоса (ср. «основавший землю на тверди ее» – Пс.103:5 ). Однако, как изъясняет свт. Василий Великий , не следует думать, что твердь – это нечто твердое и жесткое в физическом смысле слова: «Напротив того, поскольку все, лежащее выше (то есть ангельские миры), по природе своей тонко... и для чувства неуловимо, то в сравнении с этим тончайшим и неуловимым для чувства она названа твердью». Твердь – это оболочка, в которую заключен видимый мир. Соответственно, «воды над твердью» находятся вне нашего космоса. Они, по толкованию прп. Ефрема Сирина , «пребывают там росой благословений и блюдутся для излияния гнева». Они таинственным образом (по Библии – через «окна небесные», Быт.7:11 ) излились на землю при потопе и, надо думать, были той благодатной росой, которая выпадала на землю вместе с манной ( Исх.16:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Но если духовный свет все-таки заметен в человеке и если кто-то именно от живого человека получил свое духовное рождение — то лишь естественно такого наставника назвать «отцом». И апостол Павел не скрывает своей родовой боли: «ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием… Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (1 Кор. 4. 15; Гал. 4, 19) . В Церкви мучеников мы видим те же отношения духовного родства. Папилоса, пергамского мученика, судья спрашивает: «Есть ли у тебя дети?» Тот отвечает: «Слава Богу, много». Голос из толпы поясняет: «Он называет своими детьми христиан!» Проконсул возмущается: «Почему же ты лжешь и говоришь мне, что у тебя есть дети?» И вот ответ Папилоса: «Пойми, я не лгу, я говорю правду. В каждой области, в каждом городе у меня есть дети в Боге» . Так же считает свт. Ириней Лионский: «Кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот — отцом его» (Против ересей. 4,41,2). О том же говорит Климент Александрийский: «Сын есть всякий тот, кто учится с покорностью учителю» (Строматы 1,1). И эту древнехристианскую традицию итожит свт. Василий Великий: «Кто восприемлет от кого-либо образ благочестия, тот как бы образуется им» . В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ внутреннего устроения, который впервые явил создатель духовной традиции. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16) — призывает ап. Павел. А от Апостола начинается следующее преемство — например, св. Игнатия Богоносца, который, по слову св. Иоанна Златоуста, «близко общался с апостолами, имел с ними общение и в речах, и в неизреченном» … Как сказал о совершении Предания св. Феофан Затворник — «жизнь от жизни загоралась и жизнь, апостолами заведенная блюлась… Вы понимаете предание как передавание из уст в уста. А оно было предание из жизни в жизнь, из дела в дело. Христианство — не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010