И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:21–24 ). Бог изводит жену из ребра Адама, то есть из части тела, близкой к жизненно важным центрам, прежде всего к сердцу. На вопрос: для чего Бог создал жену из ребра, блж. Феодорит Кирский отвечает: «Творец природы благоволил оба пола привести в единомыслие, для чего Адама создал из земли, а жену произвел от Адама, чтобы и тождество естества показать, и вложить в них некую естественную приверженность друг к другу» 238 . Первая человеческая семья получает благословение Божие на рождение детей и владычество над всей землей ( Быт. 1:28 ). Свт. Кирилл Александрийский о предназначении первозданной жены говорит: «Из одного взятого у Адама ребра Бог творит жену, имевшую и служить ему для рождения детей, и сожительствовать ему как существо однородное с ним, и наконец, просто пребывать с ним» 239 . Сопоставление мужа и жены В библейском повествовании ярко представлена мысль о том, что мужчина и женщина, несмотря на свои природные различия и особенности предназначения, единосущны как представители человеческого рода. Как учит свт. Иоанн Златоуст , жена Адама «одной с ним природы, достойна его, ничем не ниже его» 240 . Адам и его жена не только единосущны друг другу. В плане богообщения они равны перед Творцом. И первый мужчина, и первая женщина наделены образом и подобием Божиим без каких-либо оговорок или исключений ( Быт. 1:27 ). Они имеют, по выражению свт. Иоанна Златоуста , «одинаковое достоинство» 241 в очах Божиих и могут достигнуть равновеликих духовных вершин. Свт. Василий Великий изъясняет: «Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением человек обозначается только мужской пол, Писание добавляет: мужчину и женщину сотворил их. Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божию. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие 242 . В отношении окружающего мира мужчина и женщина также наделены одинаковыми возможностями и правами. Благословение Божие владычествовать над видимым миром дано и мужу, и жене ( Быт. 1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и более всего их огорчает спасение людей ( Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 3). «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира?- вопрошает свт. Тихон Задонский.- Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин 11. 47-53.- Л. Л.)» ( Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 176). И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа ( Ioan. Chrysost. In Matth. 40. 2, 3). З. ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф 9. 33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты - учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3. 2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин 11. 47), но З. и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание ( Тихон Задонский, свт. Т. 4. С. 265). З., как яд диавола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое»,- поучает апостол (Иак 3. 14-16). Свт. Василий Великий, предостерегая от З., говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом З., чем самому завистнику: З. разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется ( Basil.

http://pravenc.ru/text/182433.html

Итак, если кто находится во тьме грехов и страстей, пусть возьмёт себе в учителя тех, которые вышли из этой тьмы, тех, которые озарились Светом и узрели вечную Жизнь. Неучи пусть учатся у образованных, не имеющие опыта – у тех, кто его имеет. Давайте не будем самонадеянными в глубокой тьме…! Часть II 1. Бог не сотворил смерти Бог не сотворил смерти ( Прем.1:13 ). Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ). Господь сотворил человека не для того, чтобы он умер, но, чтобы жил вечно. Но с одним условием – чтобы он почтил заповедь Божию: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:16–17 ). Слова «смертью умрешь» были не приговором Божиим человеку, а предвидением, пророчеством, как естественный плод преслушания (Свт. Григорий Палама . PG 150, 1157–1160). Отец, когда говорит своему сыну: «если выпьешь яд, то умрёшь», говорит это не для того, чтобы наказать его, но, чтобы спасти. И именно потому, что он его любит, иначе бы промолчал. Так и Бог: поскольку Он любил Адама и желал ему добра, Он предупредил его, чтобы не ел плодов этого дерева и не умер (Свт. Иоанн Златоуст , PG 53, 221 А). Но они съели и по логике вещей должны были умереть, потому что Бог сказал им: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). И хотя телесно они не умерли в тот же день, однако умерли духовно. Они отошли от Бога, имя Которому – Жизнь ( Ин.11:25 ). Это отпадение от Жизни стало для них духовной смертью. «Потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть» (Свт. Василий Великий . Творения, ч. 4. Беседы, 9. том, что Бог не виновник зла. PG 31, 345 [С. 155]). 88 Эта духовная смерть, это отлучение от Бога повлекло за собой и телесное тление, а затем и телесную смерть. Как виновником духовной смерти был не Бог, а человек, так и в смерти тела виновен не Бог . «Не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли её на себя лукавым соизволением» (там же). Разумеется, Бог мог бы помешать злу, чтобы человек не умер ни духовно, ни телесно, но Он не сделал этого. Причём для его же пользы! С одной стороны, для того, чтобы человек, увидев тление и смерть, пришёл в себя, осмыслил это философски и опомнился, и затем помнил о своём падении. С другой же стороны – чтобы это тление не пребывало в нём вечно: «Бог не воспрепятствовал нашему разрушению…, чтобы и самого недуга не сохранить в нас бессмертным» (там же). 2. Перед лицом смерти

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Дух Божий противопоставляется силе земной как непосредственное действие Бога: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф (Зах 4:6). Нельзя обойти стороной вопрос о том, имеется ли в Ветхом Завете понимание личностности Духа. Wood находит только три места в Ветхом Завете, могущих указывать на нее . Аналогичное исследование Walvoord " а показывает тот же самый недостаток соответствующих свидетельств Ветхого Завета, хотя он пытается цитировать большее количество примеров . Некоторые намеки на личностность Духа в Ветхом Завете, безусловно, присутствуют, самый яркий из них - у пророка Исайи, где говорится о том, что иудеи своими грехами огорчили Святого Духа (Ис 63:10), но это и подобные места немногочисленны. Ветхий Завет о Личности Святаго Духа, в основном, говорит прикровенно, поскольку еврейский народ в ту эпоху еще не созрел для откровения о Пресвятой Троице. В Новом Завете в учении о Боге больше обращается внимание на единство Трех Лиц. Свт. Григорий Богослов. Слово 31. PG, t. 36, coll. 161-164. Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М., 1999. - С. 43. Davis J.J. Paradise to Prison. Grand Rapids, 1975. - Р. 47. Walvoord J.F. The Holy Spirit. Wheaton, 1954. - P. 14. Упоминается также о злом духе: и злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах (1Цар 19:9). Stallard предлагает понимать в данном месте под духом настроение. о. Георгий Завершинский видимо, считает, что здесь говорится о служебном духе, посланном с целью возмущать Саула и сопоставляет это с посыланием Духа благого. Однако скорее всего здесь действительно подразумевается злой дух, а уточнение " от Бога " - акцент против язычества, подчеркивание той мысли, что все духи подчинены Богу и нет " автономных " духов. Block D. Empowered by the Spirit of God: The Holy Spirit in the Histographic Writings of the Old Testament//Southern Baptist Journal of Theology 1 1997. - Р. 45. Свт. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы/Творения. Т. IV. М., 1994. - С. 177.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/pn...

Обращаясь к христианским супругам, Климент Александрийский пишет: «Человеку надо воздерживаться от сладострастия здесь должны быть мера и границы». Отсутствие воздержания закрывает друг от друга полноту восприятия троичности личности каждого из супругов, – любовь подменяется сладострастием. В браке необходима воздержанность – от монахов же требуется полное воздержание. Счастливый я человек, «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор. 6:12 ). Пост учит владеть своими чувствами и телом, он требует временного воздержания от супружеской близости. Необходимо соблюдать кануны постных дней и длительные посты (Великий, Рождественский, Петровский, Успенский), когда Церковь не совершает браков. Воздержание должно соблюдать и в дни приготовления к причастию (дни говения). Следует также блюсти кануны Великих праздников, Пасхальную седмицу, Рождественские святки. В это время христианин должен быть наполнен духовной «радостью о Боге», перед которой отступают все другие радования. Лишь умеренность и воздержанность, духовная и душевная близость супругов, всеобъемлемость их любви делает святыми и радостными моменты телесного слияния. Оно становится выражением и глубочайшим символом их взаимной любви и полной близости. «Не уклоняйтесь друг от друга, – пишет ап. Павел, – разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор. 7:5 ). Почитая «брак честен» и «ложе нескверно», Церковь осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их смертным грехом. «Блуд не есть брак, – пишет свт. Василий Великий , – и даже не начало брака» (Каноническое послание второе, правило 26). Человек, имевший добрачную связь даже со своею невестой (обручницей), не может, согласно церковным канонам, поставляться в священники (Правило свт. Василия Великого 68е). То, что «сходит» неверующему, не проходит без последствий для христианина: кому много дано, с того много спросится. Не умевший блюсти целомудрие до брака, обычно не выдерживает и в браке. Бывший еретик, принявший Православие, может стать священником, но православный, совершивший однажды грех прелюбодеяния или двоебрачный (даже после смерти первой жены) в священный сан не поставляется (Правило свв. Апостолов 17е, свт. Василия Великого 12е).

http://azbyka.ru/semya/brak-u-vseh-da-bu...

9). Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. «Пребывает в учении Христовом тот, кто мыслит в соответствии с ним, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от него, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу, так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. А пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: Мы придем к нему и обитель у него сотворим, то есть вместе с Отцом ( Ин.14:23 ). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим и Бог вселился в него… Кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо видевший Сына, как Сам Он сказал, видел и Отца. Он же сказал: Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14:9–10 ) (блж. Феофилакт). 10). Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Дословно этот и следующий стихи переводятся так: и не говорите ему: «Радуйся!», ибо говорящий, чтобы он радовался, участвует в злых делах его. «Радуйся» было стандартной фразой приветствия, почему в синодальном переводе эта фраза переведена по смыслу: и не приветствуйте его. «Чего же уклоняйся? Если кто приходит к вам и не приносит сего учения. Какого это учения, кроме кафолического, всеобщего и неизменного, которое распространяется из века в век посредством не поврежденного предания истины и имеет продолжиться в бесконечные веки?» (Прп. Викентий Лиринский . Перегрин, 14). «Можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать их (отпавших из Православия в ересь)? Нет, как говорит великий Василий. Господь запретил приветствовать их: случайно, – может быть, но с любовью и дружбой, – этого надобно избегать, дабы и здесь исполнялось сказанное: не принимайте в дом и не приветствуйте его» (Прп. Феодор Студит . Послание 108). «Что же скажут те, которые не только не любят сотворившего и питающего их Господа, но и в числе друзей имеют говорящих неправду на Бога, одной приобщаются с ними трапезы и при самом вкушении пищи терпят хулы на питающего?» (свт. Василий Великий . Беседы на шестоднев, 9:4). «Итак, когда написано: еретика после первого вразумления отвращайся ( Тит.3:10 ), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?» (свт. Амвросий Медиоланский . Письма, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

О, это неуместное и лукавое безрассудство! Волхвы поклоняются, а христиане исследуют причину, почему Бог [явился] во плоти? в какой плоти? была ли человеческая природа воспринята во всей полноте, или частично? Да умолкнут в Церкви Божией все излишние вопросы. Давайте будем славить то, во что уже уверовали. Не будем проявлять излишнее любопытство к тому, о чем следует молчать. Итак, присоединись к тем, кто с радостью ожидает Господа с небес. Представь себе мудрых пастырей, пророчествующих священников, радующихся женщин, когда Гавриил научил Марию радоваться 13 ( Лк.1:28 ), когда [младенец] Иоанн взыграл во чреве Елизаветы ( Лк.1:44 ). Анна [пророчица] благовествовала ( Лк.2:38 ), Симеон [Богоприимец] взял на руки ( Лк.2:28 ) – все они в малом Младенце поклонялись Великому Богу, не обращая внимания на видимое, но славословя величие Его Божества. Ибо Божественная Сила, как свет сквозь прозрачную среду, воссияла через человеческое тело, просвещая тех, у кого чисты очи сердца, в числе которых хорошо бы оказаться и нам, открытым лицом отражая Славу Господню, чтобы и нам преображаться из славы в славу ( 2Кор.3:18 ) благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 4 Это слово часто встречается у свт. Василия в качестве собственного (ипостасного) имени Св. Духа. См., например, Contra Eunomium III.3. См. так же Lampe G.W.H., А patristic Greek Lexicon, p.19. 10 В синод. пер.: «Говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля». 13 Слово «радоваться» в греческом языке обозначает приветствие. Но здесь автор обращается к его исходному значению. Читать далее Источник: Свт. Василий Великий. Гомилия на Святое Рождество Христово. (Пер. и ком. А. Фокина)//Богословский сборник ПСТБИ. 1999. 5. С. 104-117. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

10. Свт. Игнатий Богоносец : Если я и стал сильным по Богу, то мне более подобает бояться и быть осторожным с теми, кто необдуманно меня надмевают: ибо хваля меня, меня же бичуют. 11. Климент Александрийский : Охотники охотятся на зайцев с помощью собак, а многие на неразумных – с помощью похвал. 12. Воскурение ладана – богам, похвалу – благим воздавать следует. 13. Исократ: Верными считай не тех, кто хвалит всё, что ты сделаешь или скажешь, но тех, кто порицает прегрешения. 14. Мосхион: Если желаешь научиться хорошо слушать, учись хорошо говорить. Старайся поступать прекрасно, и тем самым принесешь плод прекрасного слушанья. 15. Полиэн: Присутствующего не порицай и не хвали, ибо одно принесет вражду, другое же – лесть. 16. Кипселл: Живых – хвали, умерших – ублажай. 17. Антаген: Этот сказал: «Когда меня хвалят многие, тогда считаю, что я ни в чем не являюсь достойным, когда же немногие, тогда считаю себя дельным человеком». Слово 44-е. О красоте 1. Мф. 6, 28 : Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 2. 1Тим. 2, 9 : Желаю, чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою. 3. Притч. 6, 25 : Да не победит тебя добро ты 27 похоть, ниже уловлен буди твоима очима. 4. Сир. 11, 2 : Не хвали человека за красоту его. 5. Сир. 26, 22 : Красота лица… в зрелом возрасте. 6. Свт. Василий Великий : Сегодня цветет телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а завтра он же самый жалок, или увянув от времени, или ослабев от болезни. 7. Свт. Григорий Богослов : Золото и драгоценные камни, прекрасные произведения искусств и рукоделия некрасивую [женщину] изобличают своим соседством, а красивой ничего не прибавляют, уступая красоте. 8. Красотой считай благоустроение души. 9. Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Григорий Богослов : Нужно быть легким на подъем к лучшему от худшего, а неподвижным – к худшему от лучшего. 12. Не изменение в дурном [человеке] позорно, но его сохранение для погибели. 13. Не согрешать бесчувственно, но замечать и сознавать прегрешения уже немало, [это] есть начало пути, ведущего к исправлению и к перемене на лучшее. 14. Ибо, как вижу, легкомысленными и неразумными почитают не тех, которые преданы какому-либо пороку, но тех, которые, подобно переменчивым ветрам, или водоворотам и меняющимся течениям в Эврипе 20 , или непостоянным волнам моря, легко увлекаются и переходят то на ту, то на другую сторону. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Кающийся в том, что сделал ужасного, хотя и не сумевший показать достойное своих грехов покаяние, уже за одно то получит награду. 16. Евагрий : Постоянно пересаживающий растение плода не имеет. 17. Сократ : Статуя – на основании, усердный муж – на добром произволении утвержден, и в этом должен быть неподвижным. 18. Эпихарм: Мудрому мужу подобает не раскаиваться, но предвидеть. Слово 26-е. О грехе и его исповедании 1. Ин. 8, 34 : Всякий, делающий грех , есть раб греха. 2. Сир. 21, 2 : Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 3. Рим. 6, 12–13 : Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды. 4. Сир. 27, 10 : Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду. 5. Сир. 39, 31 : От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. 6. Свт. Василий Великий : Подобно тому как причина разреза или прижигания – не врач, но болезнь, так и истребления городов, имея первопричиной безмерность прегрешений, от всякого укора освобождают Бога. 7. Грех, когда зарождается, имеет какой-никакой стыд; но когда совершен, делает творящих его более бесстыдными. 8. Подобно тому как дым отгоняет пчел, а голубей – зловоние, так и Ангела-хранителя нашей жизни отгоняет достойный многих слез зловонный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Иоанн Златоуст : Ибо, как раб, – говорится, – постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Божиим не очистится от греха ( Сир. 23, 10 ). 12. Сократ: Благим мужам подобает являть образ жизни, которую они ведут, более верным, чем клятва. 13. Добровольно клянись в двух случаях: или при угрозе собственной гибели, или желая избавить друзей от опасности. 14. Никогда не клянись Богом ради денег, даже если собираешься держать слово: ведь одни сочтут тебя поклявшимся ложно, а другие – честным из сребролюбия. 15. Амфид: Кто не верит ни в чем клянущемуся, Сам умеет легко переступать клятву. 16. Евсевий: Многие убеждают людей быть верными клятве. Я же заявляю, что с самого начала охотно клясться неблагочестиво. 17. Солон: Прекрасный и благой образ жизни нужно считать надежнее клятвы. Слово 34-е. О тщеславии 1. Ин. 5, 44 : Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 2. Гал. 5, 26 : Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 3. Притч. 12, 9 : Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба. 4. Сир. 1, 30 : Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою. 5. Сир. 10, 7 : Возненавидена пред Богом и человеки гордыня. 6. Притч. 13, 7 : Суть богатяще себе, ничесоже имуще. 7. Свт. Василий Великий : Тщеславный – тот, кто в мире сем что-либо делает или говорит ради только одной славы. 8. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, начинают еще большие презирать [других]. 9. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. 10. Свт. Григорий Богослов : Тщеславие для людей – величайшее препятствие [на пути] к добродетели. 11. Всего легче, обманывая самого себя, надмеваться пустой славой и почитать себя чем-то, будучи ничем. 12. Чем больше мнишь о себе, тем больше на деле отнимается. 13. Позорно, малым обладая, мнить о себе высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010