Покорись Господу (Пс. 36, 5, 7). Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?» (Ис. 45, 9). – Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властелин ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим. 9, 20–21). Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3, 11–12, Евр. 12, 5–6). Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, – говорит Сам Господь. (Ис. 49, 13, 15). – Господь послал горе, и помилует по великой благодати Своей (Пл. Иер. 3, 32). б)  Свв. отцы и учители Церкви также увещевают нас предать себя в волю Божию. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как глина принимает всякий вид, какой только дают ей руки обделывающего ее: так и человеку должно сообразоваться с тем, что повелевает Бог, и что Бог посылает, то и принимать с благодарностью, нисколько не противореча и не делая никаких исследований; потому что судьбы Божии непостижимы не для одних нас, но и для людей святых и чудных, которые жили прежде нас». (Свт. Иоанна Златоуста, Слова, т. 3, с. 276 и 277. Спб. 1850 г.). «Все управляется благостью Владыки, – пишет св. Василий Великий. – Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако же должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно или нам самим по причини награды за терпение, или душе у нас похищенной (т. е. чрез нашу смерть), чтобы она, замедлив долее в сей жизни, не заразилась пороком, водворившимся в мир. (Василий Великий, в русском переводе, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пользуются впоследствии этой изъясненной правдой очень многие. Работает удивительный закон: Бог находит кого-то одного, этого одного воспитывает и возводит к Себе, чтобы через него потом просветить и образумить великое множество. Так найден Авраам, Моисей, Давид, Павел, Василий Великий, Григорий Палама, другие. Здесь же таится и некая сложность, понятная в аналогии. Пользователей мобильной связи сотни миллионов или более того. Но понимают принципы работы мобильной связи очень немногие. Остальные просто «горды за человечество». Так же и в религиозной жизни. Евреи гордились Моисеем, плохо понимая, чему же именно он их учил. Отсюда их слова: «Мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин.9:28-29). Но тот Моисей, которого они признают учителем, на самом деле судья для них. И вот Христовы слова об этом: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:45-47) Так же и мы можем повторять исповедальные формулы Символа или молитвенные тексты, не до конца проникаясь ими, не вполне живя их смыслом. Зато с лихвой можем компенсировать недостаток духовного опыта конфессиональной гордостью. Не будут ли и нам судьями Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Палама и прочие светильники веры? Вопрос более чем серьезен. В отношении отцов необходимо чтение, но не только почитание. Необходимо постепенно восходить вслед за отцами в область им доступного света. Пусть отцы идут далеко впереди, но и мы не должны просто стоять у подножия горы в ожидании, что учитель, как некогда Моисей, снесет нам сверху некие скрижали. Стоять у подножия просто небезопасно, поскольку в ожидании откровения, народ начинает «есть и пить», а потом «играть», т.е. безумствовать в идолопоклонстве. Именно так было у евреев. Нужно именно восходить в гору по стопам учителей. Восходить медленно, осторожно, рассчитывая силы, не отрываясь от идущих позади и не наступая на пятки идущим впереди, но нужно восходить. Тогда наследие отцов будет осваиваться и жизненно применяться, а не стоять на полках в красивых переплетах и служить темой гордых споров о первенстве.

http://pravoslavie.ru/60484.html

Почти в каждой проповеди отец Клеопа говорил: – У вас дома есть икона Матери Божией? А лампада перед иконой Матери Божией у вас есть? И советовал: – Возьмите себе в покровительницы и помощницы Матерь Божию, Матерь нашу на небе и на земле! Царицу неба и земли! Если возьмете Ее в покровительницы, читая Ей утром акафист с возжженной лампадой и вечером молебен, то будете иметь помощь и во время жизни, и в минуту смерти, и в день суда... Знаете, сколько может Матерь Божия пред Престолом Пресвятой Троицы? Если бы не Она, думаю, мир сей погиб бы намного раньше! Тем, кто лишь заказывает службы в храме, он говорил: – Здесь мы установили службы большие, но если человек дома не делает ничего, то исполняется то, что написано в Священном Писании; Когда один молится, а другой не молится, то один строит, а другой разрушает (ср.: Сир. 34:23–24 )! После утренних молитв читайте акафист Благовещению с возжженной лампадой. Увидите, что Матерь Божия – скорая Помощница! Много раз отец Клеопа говорил: – Что мы есть? Горсть земли на дне могилы! Из земли доброй были созданы, но осквернили ее и уходим в землю и оскверняем ее! Что мы есть? Скверна и пища червей. Тем, кто исповедовался, что их мучает блудная страсть, старец говорил: – Смерть, смерть, смерты Гроб, заступ, лопата, кирка... Святой Василий Великий говорит: «Когда увидишь самую красивую женщину на свете, пойди мысленно на ее могилу через несколько дней после того, как она умрет. Какой тяжелый запах и зловонное истечение выходит из ее тела... Вот чего ты вожделел!» Когда кто-нибудь хотел сфотографировать его, отец Клеопа говорил: – Найди осла, сфотографируй его и напиши на снимке: «Клеопа!» Отец Клеопа говорил: – Святой Василий Великий говорит, что самая большая мудрость, которая хранит человека от всякого греха и ведет его в рай, в вечное блаженство, – это памятование о смерти. А в уме и сердце да будет у нас молитва «Господи Иисусе...». – Тело это тянет нас к земле, как говорит святой Иоанн Дамаскин : «Земля к земле тянет!» Но мы не должны позволять ему, не надо потакать падали.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Православное Предание относит сказание о сотворении мира к тем местам Писания, которые не подлежат аллегорическому толкованию. Прп. Ефрем Сирин свидетельствует: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание» С. 211]. Свт. Василий Великий говорит: «А я, слыша о траве, траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, всё, чем оно названо, за то и принимаю, " ибо не стыжусь благовествования " (Рим. 1, 16)... Сего, кажется мне, не уразумели те, которые по собственному своему разумению вознамерились придать некоторую важность Писанию какими-то наведениями и приноровлениями. Но это значит ставить себя премудрее словес Духа и под видом толкования вводить собственные свои мысли» С. 137-138]. Свт. Григорий Палама повествует: «Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов...» C.175-176]. Православное Предание относит сказание о сотворении мира к тем местам Писания, которые не подлежат аллегорическому толкованию. Свт. Иоанн Златоуст предупреждает: «Кто не верит Создателю вселенной и как бы обвиняет истину во лжи, тот как может заслужить какое-либо прощение? Эти люди имеют притворный вид и, надевая личину кротости, под овечьей кожей скрывают волка. Но ты не обольщайся, а ещё более возненавидь такого по тому самому, что он пред тобой, таким же рабом, притворяется кротким, а против Владыки всего - Бога воздвиг брань, и не чувствует, что идёт против собственного спасения» С. 11]. Страшно ослушаться повеления мудрейшего царя Соломона : « Всякое слово Бога чисто, Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом » (Притч. 30, 5-6)! Святитель Василий Великий выступал за буквальное понимание Шестоднева. Столпы Церкви - святые апостолы - свидетельствуют в пользу буквального понимания Шестоднева, не сомневаясь в словах пророка Моисея. Так, святой апостол Павел утверждает: « в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих » (Евр. 1, 10); « дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: " и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих " » (Евр. 4, 3-4); « Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа » (2 Кор. 4, 6). Святой апостол Пётр вторит Моисею, говоря: « вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою » (2 Пет. 3, 5). Словами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова прославляется Господь Бог, « Который сотворил небо и все, что в нем, землю, и все, что на ней, и море, и все, что в нем » (Откр. 10, 6).

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

Предполагают, что псалом написан по поводу восстания Авессалома. В стихах 2–5 все народы приглашаются слушать изречения мудрости. «Слушайте меня все народы; – взывает псалмопевец, – внимайте сему все живущие во вселенной, – и простые и знатные, богатые равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знания...». В стихах 6–11 говорится о том, что не следует бояться преследований со стороны нечестивых, потому что все люди умрут, и нет никого, кто бы мог избежать смерти. Нечестивый человек называет земли своим именем (Ст. 12). Однако он не избегнет смерти и заключения в преисподнюю. 197 Но душа праведника будет избавлена от этого. Автор призывает не бояться при виде увеличения силы и славы нечестивого. «Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» (Ст. 20). В псалме есть мессианские места. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (ст. 8–9). Святитель Василий Великий , толкуя это место, говорит: «Итак, не ищи брата для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который один может дать Богу измену за всех нас, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его ( Рим.3:25 ). … Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас. Почему мы и куплени ценою (ср.: 1Кор. 6, 20 )». 198 Стих 16: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Василий Великий говорит, что здесь псалмопевец «ясно пророчествует о сошествии во ад Господа, Который вместе с другими душами избавил и душу самого Пророка, чтобы она не оставалась во аде». 199 «Здесь содержится пророчество о воплощении Божием и об освобождении душ праведников, которые в то время заключены были в аде. Бог, говорит, избавит душу мою от ада, когда через воплощение сделает человеческое существо своим жилищем».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Сынами Божиими называются сыны Сифовы. Они, как чада праведного Сифа, именуются “народом Божиим”. Прекрасные на вид дочери человеческие, которых увидели сыны Божии , – дочери Каиновы; их красота и убранство послужили сетью для сынов Сифовых. Слова же: брали их себе в жены , какую кто избрал , – показывают, что когда они брали их себе в жены , тогда были высокомерны с ними, совершая выбор. Бедный превозносился перед богатою, старый перед юною, самый безобразный надмевался перед самой красивой». В приведенных мною стихах говорится и о причинах сокращения человеческой жизни на земле: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Как видим, причина эта – пренебрежение Духом Божиим. Читаем далее: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6: 4). Святитель Василий Великий: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела» Интересные слова: от этих смешанных браков рождаются исполины! Почему сказано: «издревле славные люди»? Они действительно были сильные, и для них все внешнее было важнее внутреннего: им были свойственны внешняя кичливость, самолюбование. Святитель Василий Великий пишет так: «Человека делает дерзким сила рук, скорость ног, благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь, истощает время. И не разумеет он, что “всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой” (Ис. 40: 6). Таковы были исполины… Таким образом, сила порождает высокомерие». Не надо удивляться тому, что, как это было тогда, так это есть и сейчас. В наше время существует настоящий культ спорта. Я не против спорта – дай Бог, если это дело хорошее. Но когда спорт становится смыслом жизни, когда человек любой ценой добивается желаемого результата, кода цель оправдывает средства, то это всегда заканчивается печально для человека. И потому перед миссионером, который общается с людьми в спортивных секциях, стоит очень важная задача – суметь донести слово Божие на понятном этим людям языке, при этом четко расставив приоритеты: Бог и служение Ему – на первом месте, а уже потом – всё остальное, и, конечно, постараться самому не увлечься духом состязания и соперничества (об этом я писал в своей статье «Полезны ли спортивные соревнования в жизни христианина?» )

http://pravoslavie.ru/98976.html

Прот. Олег Стеняев 22 августа 2017, 10:31 Виталий! На самом деле ветхозаветные предписания более мягкие чем новозаветные. Так-как те люди были плотскими, а мы должны быть - духовными. У них прелюбодеяние это незаконный половой акт; а у нас, даже помысел. «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). У них грех злой поступок, а у нас грех (даже) – отсутствие добра! «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4,17). Впрочем, действующие в настоящее время церковные законы о разводе, более мягкие (чем древние церковные законы). Так как Церковь вправе соизмерять канонические нормы с обстоятельствами времени (но не в беседе о мытарствах говори Марина Жердева 22 августа 2017, 08:53 Спаси Господи о.Олег!!! Да,страшен грех прелюбодеяния и горько сознавать,что даже и крещенный народ этого не понимает и живёт " как все " .И одно из составляющих ужаса этого греха- осквернение супруга,ведь муж и жена одна плоть... Наталия 22 августа 2017, 00:28 Какой ужас. Муж не может простить жену в случае измены? То есть женщина по своей нравственности выше мужчины, раз может простить измену мужу? Тогда каким образом муж, обладающий меньшей нравственностью и более слабый (ибо прощают сильные), может быть главой семьи? А Василий Великий сам лично установил это правило, или оно установлено соборно? Просто я читала, что Василий Великий считал (если не ошибаюсь),что если муж бьёт жену и изменяет,она должна это терпеть.Но что это является каноном, слышу впервые.Я думала, это просто его мнение,а не обязательный для всех канон. А почему муж не может простить измену жены, из-за своей большей духовной слабости и меньшей способности к прощению?Спасибо. Иоанна_ 21 августа 2017, 21:44 Что и второй из супругов, невиновный, - знает он о прелюбодеянии или нет, - также становится сопричастным этому греху и должен каяться в нём (так следует из текста статьи) - не абсурд ли это? " ИЗВНУТРЬ, ИЗ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло ИЗВНУТРЬ ИСХОДИТ И ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА. (Мк:7;21-23).//... Муж-же не может, в подобном случае простить жену... А если простит - согрешит? И тоже должен каяться в... прощении?

http://pravoslavie.ru/105838.html

С другой стороны, мы не должны забывать, что конечная цель любой науки – это решение проблемы жизни и смерти. Подчеркиваю, любой науки! Так уж сложился процесс научного исследования, что бы ни говорили об этом люди в нем участвующие. В этом, кстати сказать, еще одно подтверждение связи науки и христианства, слияние Бога и человека. Поскольку мы в Нем, постольку мы вне смерти, т.е. вечны, потому что наша единственная война есть святая брань с врагом, общим для всех людей – смертью. И здесь возникает вопрос, как решается проблема жизни и смерти. Если в рамках христианского учения, опираясь на Священное Писание, то беспокоится нечего. А если не так? Что если найдутся люди, бесспорно талантливые, но желающие решить эту проблему своим способом? Что если они пожелают этот свой способ реализовать техническими средствами? Организуют, например, какую-нибудь компанию или общество с ограниченной ответственностью, которое за определенную мзду будет готово обеспечить вам путешествие на «третье небо», о котором писал апостол Павел! Для нас с вами ясно, что может произойти с теми несчастными, которые примут такое предложение и где они окажутся. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, то вор и разбойник,» – говорит Спаситель, а «вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Подобные попытки совершаются уже сейчас, а значит, что мы должны уже сейчас быть особенно внимательны, особенно бдительны и трезво оценивать подобного рода предложения. Независимо от того, исходят ли они от новоявленных учителей, гуру, проповедников или от людей науки. Понятию «вода» св. Василий Великий дает очень необычное толкование: «Это теперь она везде растекается, непостоянна… но какую силу имела она прежде, нежели вследствие сего повеления, произошло в ней такое стремление к движению, сего сам ты не знаешь и не мог слышать от какого-либо очевидца». Здесь св. Василий Великий обращает внимание читателя (или слушателя) на то, что термин «вода» многозначен.

http://azbyka.ru/nauka-i-religiya-vzglya...

Св. Василий Великий , как и св. Кирилл, подробно говорит о ложном уповании на всё мирское, а точнее демоническое, и о спасении в обращении к Богу крепкому, Богу Живому. Св. Василий Великий , говоря об остатке Израилевом, обычно указует на слова апостола Павла к Римлянам, где говорится о спасении остатка в последние времена: «И будет, говорит пророк, останок Иаковль к Богу. Очевидно, сие имеет отношение к упоминаемому у апостола останку по избранию благодати ( Рим. 11:5 )» Толк, на пр. Исаию, гл. 10]. Святые отцы, говоря о последних временах, относили это спасение остатка Израилева к обращению иудеев ко Христу во времена антихриста, когда откроется обман лжемессии. Некоторые говорили даже о том, что антихрист сам окажется необрезанным и, таким образом, не только лжемессией, но и лжеиудеем. Представьте себе в христианстве некрещеного патриарха или папу римского! Нехристь – первосвятитель христиан. Этот плевок иудеям – необрезанный язычник-мессия! – и обратит их ко Христу. А как оно будет на самом деле – покажет только история. И, наконец, пророчество Исаии об остатке Израилевом из одиннадцатой мессианской главы книги его пророчеств: И будет в тот день, Ягве снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря ( Ис. 11:11 ). Несмотря на очевидно мессианское значение пророческих слов одиннадцатой главы, прп. Ефрем Сирин рассматривает их историческое исполнение: «Сие относится или к изведению израильтян из Египта, или к избавлению городов Иудейских от Сеннахирима по его падении, или к двукратному изведению иудеев из плена вавилонского; ибо одну часть иудеев из Вавилона вывел Зоровавель, а другую – писец Ездра» Толк, на кн. пр. Исаии, гл. 11]. Во всех трагических исторических обстоятельствах всегда оставалась спасаемая часть народа Божия. Св. Иоанн Златоуст относит эти слова пророка Исаии к мессианскому времени и спасаемым во Христе: «И будет в день оный, приложит Господь показати руку Свою: в день оный, т.е. во время пришествия Христова исполнится это, когда Он, побуждаемый ревностию, опять соберет остаток прочих людей, иже аще останет от ассириов» Толк, на пр. Исаию, гл. 11].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святитель Василий Великий восклицал: «Царство Небесное есть созерцание. Теперь как сквозь тусклое стекло видим тени вещей, а впоследствии, освободившись от сего земного тела и облекшись в тело бессмертное, увидим их первообразы. Увидим же, если жизнь свою управим по прямому пути и будем заботиться о правой вере, без чего никто не узрит Господа» 317 . Какие удивительные слова! Но как нам, немощным, идти «по прямому пути… без чего никто не узрит Господа» ? В Древнем патерике сказано: «Авва Памво спросил авву Антония: “Что мне нужно делать чтобы спастись?” Старец сказал ему: “Не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык свой” » 318 . Слова: «не надейся на свою праведность»  – означают, что мы спасаемся не своими делами или заслугами, но только Христом Спасителем, омывшим наши грехи Своей Кровью; слова: «не жалей о том, что прошло»  – означают, что наше греховное прошлое уже не существует в глазах Бога Отца, так как оно омыто Кровью Его Сына; и слова: «и обуздывай язык свой»  – означают, как сказано у апостола Петра: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа» ( 1Пет.4:11 ). То есть необходимо действовать так, как говорит нам Слово Божие, повторять и заучивать слова Писания и руководствоваться ими – к славе Господа и ради нашего собственного спасения. Сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Подлинные духовные реалии скрыты от нас, но их присутствие в той или иной мере ощущается нами. И святитель Василий Великий говорит, что человек в Царстве Славы всё будет видеть в истинном свете, таким, каким оно является на самом деле. Сказано: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы» ( Ис.30:26 ). И единственное условие для этого – сохранить чистоту веры, «без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010