Всем христианам необходимо непреложно соблюдать все заповеди Господни и стараться не быть причиной соблазна, как было сказано. В особенности же и больше всего не должны вводить в соблазн своих подчиненных все начальники, которые имеют духовную или светскую, природную или приобретенную власть. В каком же случае смогут облеченные властью не вводить в соблазн подчиненных? В том случае, разумеется, если каждый из них будет стремиться и прилагать усилия, чтобы исполнять данное ему призвание добрыми и благочестивыми делами, согласными и сообразными его власти и положению. Как советует Василий Великий , «должно каждому сообразными делами подтверждать свое призвание» (Нравственные правила. 29). Так, например, патриархи не вводят в соблазн подчиненных им архиереев, священников и мирян, если исполняют свое призвание и патриаршее достоинство благими делами, соответствующими их наивысшему положению, подражая в этом Владыке всех и истинно вселенскому Патриарху Христу, Который исполнял Свое призвание делами, почему и сказал: «Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5, 36 ). И еще: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 37–38 ). Так архиереи и пастыри разумных овец не соблазняют иереев и свою паству, если придерживаются непреложно тех дел, которых требует их архиерейское призвание, подражая тем божественным архиереям и святым апостолам, которые сказали: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 3–4 ). Так и все священники, если придерживаются дел, подобающих священному сану их, то не только не соблазняют подчиненных им мирян, но и делают так, что благодаря им те воздают славу Небесному Отцу. Как говорит Исидор Пелусиот : «Бог возжигает иерея как светоч и помещает его в светильник, на его светоносную кафедру, дабы он осветил Церковь своим сиянием, рассеивая тьму своими поучениями и делами, дабы народы, видя лучи сей животворной лампады, направлялись ими и славили Отца всех светов» (Письмо Досифею. О том, что иерею надлежит быть светильником). Так архимандриты и игумены монастырей не будут соблазнять подчиненных им монахов и свою духовную паству и стадо, если соблюдают всё, что подобает их игуменскому призванию, и более всего, если они не гордятся тем, что они игумены, но смиряются, будто они сами подчиненные. Как предписывает мудрый Сирах, «если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись» ( Сир. 32, 1–2 ). Василий Великий говорит: «Начальник пусть не возносится из-за своего достоинства, дабы не лишиться блаженства смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если мы спросим: каким внутренним опытом, если нет пока внешних признаков, свидетельствуется благоуспешность нашей молитвы, то почти все сильные молитвенники указывают, в этом отношении на внутренний «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп. 4:7 . Ср. Колос. 3, 15 ), – на внутреннее возвышение, укрепление и просвещение духовных сил при всей немощи нашей 175 . Впрочем бывают иногда случаи, когда благоуспешность молитвы на время скрывается от взора молящегося. Бывают случаи, когда, по учению подвижников, Господь ввергает на время своих слуг в горнило искушений, отнимает у них благодатную радость и закрывает от них Свое небо, или для того, чтобы испытать крепость их веры, искренность их желаний («доколе Господи»), или для других, Ему только ведомых целей. Так в Ветхом Завете подвергался испытанию патриарх Иаков, который в борьбе с Господом Богом взывал: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» ( Быт. 32:26 ). Так в Новом Завете была испытываема женщина Хананеянка, когда сначала с кажущеюся суровостию Господь отказал ей в просьбе, а в конце концов она услышала полные невыразимой милости и сострадания слова Спасителя: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф. 15:28 ) 176 . «И может быть», говорит по этому поводу св. Василий Великий , – «Он (Бог) медлит даровать просимое, умудряя тебя в усердии к Нему, и чтобы ты узнал, что такое дар Божий, и со страхом хранил данное» 177 . Но это бывает только временно. Раньше или позже, посредственно или непосредственно, сильная, неотступная молитва непременно скажется благодатными дарами. «Если вы, – сказал Спаситель, – будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф. 7:11 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» – говорит ап. Павел ( Колос. 4, 2 ). «Посему, зная это, получаем ли скорее, или медленнее», – наставляет св. Василий Великий , – «пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения. Ибо Господь для того и сказал притчу о вдовице, которая своею неотступностью преклонила беззаконного судию, чтобы и мы, ради своей неотступности, получали по прошениям своим» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Значит, когда ты от нас слышишь, что сущность- одно. А действие - другое, разумей, что мы говорим о разности между тем, что обозначает каждое слово, как говорил и великий Василий. И еще: " Если мы сочли бы нерожденность частью сущности, то имело бы место рассуждение, что состоящее из различных частей сложно; если же мы будем полагать сущностью Бога свет, или жизнь, или благо, так что весь Бог полностью будет жизнью, и весь светом, и весь благом, а нерожденность будет как бы спутницей жизни, то как же не будет отсутствовать сложность в Том, Кто прост по природе? " И возражая еретикам, которые тогда говорили то же самое, что недавно спорящие с нами, - что Бог прост, а любое перечисление Его свойств есть-де познание сущности, великий Василий говорит еще, что " это - софизм, заключающий в себе бездну нелепостей; ведь разве при таком множестве перечисляемых свойств эти имена относятся к одной сущности и равносильны друг другу? " И еще: " Мы говорим, что знаем величие Бога, и силу, и мудрость, но не саму сущность " Поэтому, когда ты слышишь от нас, что в Боге сущность - одно, а сила или действие - другое, знай, что мы говорим, что сила или действие Бога как-нибудь да познаётся, а сущность не сознается никем. 30. Владетель всякого ведения, обучающий человека знанию, подающий мудрость и мудрецов исправляющий, " в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения " (Кол.2:3), " да подаст вам Духа премудрости и откровения к познанию Его и да просветит очи сердца вашего, дабы вы познали, что есть надежда призвания Его, и каково богатство славы наследия Его во сятых, и как изобильно величие могущества Его в нас, верующий по действию державной силы Его, которой Он действовал в Христе " (Еф.1:17), " Который может сделать несравненно больше, чем мы просим или помышляем, силой своей, действующей в нас " (Еф.3:20), Кому подобает слава во веки веков. Аминь. Примечания 1. Zhthsiz meta Purrou, PG 91, 297A. 2. Peri aporivn, PG 91, 1076C 3. Peri Agiou Pneumatoz 26,63, PG 32, 184C. 4. Kata Eunomiou 4, PG 29, 692A.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/717/...

И в заключение нельзя не упомянуть о самом важном. Несмотря на произошедшие изменения в экономике, богооткровенная истина, открытая людям в Ветхом и Новом Заветах, все равно на несколько тысячелетий опередила общество в знании о том, что деньги и вообще богатство являются не чем-то статичным, а, наоборот, динамичным, что их всегда нужно пускать в «оборот». Вот, например, как об этом выражается святитель Василий Великий , говоря о пользе благотворения ближним: «В колодцах через вычерпывание вода делается лучшею; а если колодцы запущены, то вода в них загнивает: и застой богатства бесполезен; а движение его и прехождение из рук в руки общеполезно и плодоносно. Сколько похвал от облагодетельствованных! и ты не презирай их. Какая награда от праведного Судии! и ты не сомневайся в ней» . Церковь, не запрещая своим членам делать сбережения (могут быть разные обстоятельства, позволяющие это делать), указывает, тем не менее, на совершенный путь сбережения — на дела милосердия как на самый верный способ сохранения и преумножения богатства. Как уже упоминалось выше, Священное Писание учит, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» ( Притч. 19:17 ). А такой способ сбережения надежнее всякого банка, ведь Спаситель сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» ( Мф. 6:19,20 ). P.S. Выражаю благодарность преподавателю Государственного университета — Высшая школа экономики Алексею Юрьевичу Иванову, консультациями которого я пользовался при написании этой статьи. Источник: Богослов.ру Примечания Ростовщичество//Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз и Ефрон. СПб., 1899. Т. 27. С. 133. Ростовщичество//Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 319. Там же. С. 320. Банковское дело. Учебник/Под ред. О. И. Лаврушина. Изд. 2. М., 2002. С. 11. Василий Великий , святитель. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков. Творения. Ч. 1. М., 1845. С. 212.

http://azbyka.ru/pravo/articles/rostovsh...

И далее мы читаем: Исх.14:31 . «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили». Слова «и убоялся народ Господа» означают, что любой человеческий страх преодолен, и теперь верующие могут вступить в бой с враждебными им амаликитянами. Ибо, как учит святитель Василий Великий , «Кто людей боится, – тот Бога не боится; а кто Бога боится, тот никого некого не боится». Слова же «и поверил Господу и Моисею» могут смутить верующего человека: как можно одной строкой говорить о вере в Бога, и о вере в человека Моисея? Это объяснимо, если вспомнить, что Моисей был прообразом, который указывал на Христа в Его истинном человечестве. Но не «почитательным поклонением», которое, как учит Седьмой Вселенский Собор, «принадлежит только Богу». Об этом пишет и святитель Василий Великий в своем труде «О Святом Духе»: «Вера в Моисея не указывает на то, что вера в Духа достойна меньшего, но, наоборот, по мнению этих людей, она умаляет исповедание Бога всяческих. Ибо сказано: «и поверил Господу и Моисею, рабу Его». Итак, Моисей поставлен вместе с Богом, а не с Духом, и был прообразом не Духа, но Христа» 145 . Что значит: «Моисей поставлен вместе с Богом, а не с Духом»? Это значит, что Божественная Сущность недоступна человеку. И хотя апостол Петр и пишет: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» ( 2Пет.1:3–4 ), имеется же в виду, что человек может стать причастником Божеского естества не по природе, но по благодати. Иначе бы каждый, вкушающий благость Божественного общения, становился бы новой ипостасью Бога! Но приложение природы невозможно, как пишет Иоанн Дамаскин , поэтому Бог всегда будет оставаться Богом, а человек – человеком! Хотя нетварные Божественные энергии и способствуют не только нашему исправлению, но и обожению, то есть такому приближению к Богу, которое без преложения (греч. ????????) человеческой природы только и доступно нам, но ни в коем случае не делает человека Богом по природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И сказал Бог: да будет твердь, посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Св. Василий Великий обращает особое внимание на слова «да будет твердь»: «И вчера уже слышали мы слова Божии: «да будет свет»; и ныне слышим: «да будет твердь». Но в настоящем случае они (эти слова «да будет твердь»), по-видимому, заключают в себе нечто большее; потому что слово не ограничилось простым повелением, но и определило причину, по которой требуется устроение тверди». Далее св. Василий Великий указывает на эту причину: «Сказано: «да отделяет она воду от воды». Исключительно важный момент! Слова св. Василия Великого «определило причину» фактически указывают на то, что Господь сделал выбор из нескольких вариантов развития Вселенной. А это значит, что Господь установил законы ее дальнейшего развития. И произошло это (установление законов природы) уже по крайней мере два раза. И установление законов природы происходит и далее, в последующие дни творения и, скорее всего происходит до настоящего времени. И, вообще, когда Господь говорит «да будет», это означает, что Господь устанавливает законы природы. Причем возможно, что законы установленные в последующий день не обязательно являются развитием законов, установленных в день предыдущий, это могут быть и какие-то другие законы, в том числе изменяющие предыдущие. В связи с этим нельзя не вспомнить «Послание к евреям» апостола Павла: «…еще раз поколеблю не только землю, но и небо». И возникает вопрос, какова же цель этого «колебания»? Зачем еще и еще раз изменять уже сотворенное? Ведь сказано: «И увидел Бог, что это хорошо…». Конечно, было бы слишком самонадеянно для нас пытаться проникнуть в замысел Божий, но в том же Послании есть ответ! Оказывается, это необходимо ради «изменения колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое» ( Евр. 12:6-27 ). Вообще говоря, изучением «изменений колеблемого», чтобы узнать, где пребывает «непоколебимое», занимались еще античные философы, а также философы во все времена. Но в большинстве случаев это изучение приводило к тому, что «непоколебимое» куда-то исчезало, для него не оставалось места. Такова была судьба любой философской системы, которая не включала в себя такую категорию, как «Промысел Божий».

http://azbyka.ru/nauka-i-religiya-vzglya...

Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» ( Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителейсвятитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле. 3 . Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы). Какое знамение положил Господь Каину? иеромонах Иов (Гумеров) В обширной экзегетической литературе, посвященной книге Бытия, нет единого мнения в понимании слов И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его ( Быт. 4:15 . Блаженный Феодорит пишет, что «самое определение Божие было знаменем, воспрещавшим умертвить его», считая, что это определение Господа было всем известно. Некоторые исследователи полагают, что знак был запечатлен на челе. В качестве аналогии берется место из книги пророка Иезекииля: И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак ( Иез. 9:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Искаженное грехом сознание не заметило тех мест из Ветхого Завета, в которых даны духовные черты обетованного Мессии: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (3ах. 9, 9); Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис. 42, 1-3; ср. Мф. 12, 20). Дело осложнялось еще тем обстоятельством, что Иисус Христос был в глазах людей галилеянином. Бытовало убеждение, что из Галилеи Христос прийти не может (ср.: Ин. 7, 41). Так и ответил Филиппу лишенный всякого лукавства призываемый на апостольское служение Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе (Ин. 1, 46). Но Иисус Христос, строго говоря, галилеянином не был. Он родился в иудейском городе Вифлееме и принадлежал к царскому роду Давида. Впрочем, если бы даже Христос родился в Иерусалиме, отношение к нему вряд ли было бы иным, так как главная причина отвержения Синедрионом Иисуса Христа — духовно-нравственная. Святитель Василий Великий находит, что иудеи, распявшие Христа, поступили злочестивее содомян. [Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. СПб., 1911, с. 235.] Последние были наказаны за крайне развращенный образ жизни. На безнравственное состояние как источник ожесточения, приведшего иерусалимлян к осуждению вочеловечившегося Бога, указывает также святитель Игнатий (Брянчанинов). [Святитель Игнатий (Брянчанинов). О причине отступления человеков от Бога. Беседа в неделю тринадесятую. — Творения, М. , 1993, т. 4, с. 212-219.] Суд над Иисусом Христом, если рассмотреть его с богословской точки зрения, вводит нас в центральную проблему учения о человеческом грехе, обнажает его природу. Всякий творящий зло, живущий во грехе (как целый народ, так и отдельный человек) распинает Христа. Это совершается не метафорически и символически, а реально, хотя и в духовном плане. Вочеловечившись, Бог обожил человека, реально соединил его с Собою. Без этого не могло быть искупления. Он принял на себя все грехи погибавшего человечества и пошел ради нашего спасения на Крестную смерть. И когда люди, искупленные Кровию пострадавшего Спасителя, продолжают совершать зло, они распинают Того, кто взошел на Голгофу, чтобы освободить нас от плена греха.

http://pravoslavie.ru/1697.html

Итак, в третий день Бог сотворил растительность. Но растительность эта пока еще некоторое время – совсем небольшое: один день – безжизненна: пока еще не было птиц, пока еще не было рыб, пока еще не было животных, которые населяли бы эти леса, пока еще нет и самого человека – венца творения.    Читаем далее: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений, и для времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт. 1: 14–15). «Да будут они светильниками на тверди небесной» – вспомним, что твердь – это невесомость, мы говорили уже об этом. В связи с этими стихами Книги Бытия надо сказать еще вот о чем. Многие критики Священного Писания иронизируют: «Вы бы хоть подредактировали Священное Писание!.. Как же так: сначала создается зелень, трава, сеющая семя, а потом – солнце. Всё же как раз наоборот! Сначала должно быть солнце, а потом уже растения – они же не могут расти без фотосинтеза! Дни как-то не так идут в Библии». Нет, – отвечаем мы, – Божественное Откровение не нуждается ни в какой редакции. У Бога всё премудро. Бог создает сначала растения по той причине, чтобы, как об этом пишет святитель Василий Великий, ты не сделался идолопоклонником, не стал поклоняться солнцу и не думал, что солнце является причиной всей жизни на земле. Поэтому Бог влагает сначала Свой свет, Свою божественную энергию, Свою благодать в растения, в каждое сеющееся семя, в каждый куст, который произрастает, в каждый лепесточек, в каждое дерево, в каждый цветочек, которые в дальнейшем растут на земле. Бог делает всё так премудро и этим избавляет нас от идолопоклонства. Вот еще один упрек: «Как же так: Солнца нет еще – а исчисление дней идет». И преподобный Ефрем Сирин, и святитель Василий Великий, и преподобный Иоанн Дамаскин объясняли это так: на время, чтобы сутки менялись, свет погружался в первозданные воды и этим их как бы освещал. Тогда наступала ночь по всей Земле. А утром свет восходил из первозданных вод.   

http://pravoslavie.ru/94061.html

Кто те, которые говорят: " Мы ели и пили пред Тобою... " и слышат в ответ: " Не знаю вас " (Лк. 13, 26-27)? Может быть, те, о которых писал апостол: " Если я говорю языками человеческими и ангельскими... и имею всякое познание и всю веру... и если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы " (1 Кор. 13, 1-3). Научен же этому апостол Господом, который сказал о творящих добрые дела " пред людьми с тем, чтобы они видели " их, что они " уже получают награду свою " (Мф. 6, 1-2). Ибо делаемое не из любви к Богу, но ради похвалы от людей, каково бы оно ни было, находит себе не похвалу за почитание Бога, но осуждение за человекоугодие, или за самоугодие, или за упорство, или зависть, или за какую-нибудь подобную вину. Поэтому Господь все подобное называет делом неправды, когда сказавшим: " Мы ели и пили пред Тобою " отвечает: " Отойдите от Меня, все делатели неправды " (Лк. 13, 27). И как же не " делатели неправды " те, которые злоупотребляют дарами Божиими для снискания собственных удовольствий? Таковы, например, были те, которым противопоставляет апостол верных: " Мы не повреждаем слова Божия, как многие " (2 Кор. 2, 17); и те, " которые думают, будто благочестие служит для прибытка " (1 Тим. 6, 5), и многие подобные. От всего этого чистым показал себя тот же апостол: " Угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других " (1 Фес. 2, 4-6). Святитель Василий Великий (116, 167). Кто любит деньги, воспламеняется тленной телесной красотой, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви на что не следовало, делается слепым к созерцанию истинно прекрасному. Святитель Василий Великий (4, 274). Время для любви к Богу-вся жизнь, и время для отчуждения от противника-вся жизнь (18, 344). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает подвиг нетрудным и радостным. Поэтому и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, если найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и посеять среди пшеницы свои плевелы: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (23, 227).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010