Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Третий день творения И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9). В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле. Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты. И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно. Четвертый день творения И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

http://pravoslavie.ru/103568.html

   – Иди и скажи пришлому монаху тому: господин Ефрем! прошу тебя – взойди во святой алтарь: тебя зовет архиепископ.    Архидиакон пошел и сказал, как ему было приказано. Ефрем же удивился этому и прославил Бога. Сотворив затем земной поклон, он сказал:    – Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами!    Потом упросил архидиакона, чтобы тот сообщил архиепископу, что, по окончании святой службы, он хочет в уединенном месте поклониться ему и приветствовать его.    Когда Божественная служба окончилась, святой Василий взошел в сосудохранительницу и, призвав преподобного Ефрема, дал ему целование о Господе и сказал:    – Приветствую тебя, отче, умножившего учеников Христовых в пустыне и силою Христовою изгнавшего из нее бесов! Для чего, отче, ты принял на себя такой труд, явившись увидеть грешного человека? Да воздаст тебе Господь за труд твой.    Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился со своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию:    – Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя – соблаговоли мне дать ее.    Василий Великий сказал ему:    – Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие.    – Я знаю, отче, – сказал достопочтенный Ефрем, – что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил Его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески.    Василий отвечал:    – Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем достопочтенный отец и пустынный наставник в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19).    Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лк.16:15–18, 17:1–4 1Тим.4:4–8:16 «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует». Этими словами, по-видимому, запрещается всякий развод, и любой второй брак разведенного приравнивается к прелюбодеянию. А прелюбодеи, как известно, «Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Но в Евангелии от Матфея видим несколько иное: «Кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать. И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:32 ). Оказывается, все же есть причина, по которой можно развестись. Измена, это – совершенно исключительный вид греха. О других Господь говорил: если «согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». Но грех прелюбодеяния Господь разрешил не прощать даже одного раза. Потому что этим грехом брак уже разрушен, и последующий развод только говорит об этом вслух. По церковным правилам, виновная сторона не имела права вступать в новый брак, а невиновная – могла. А на вопрос, равно ли это относится и к мужу и к жене, святитель Василий Великий отвечал: «Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму онаго, равно приличествует и мужам, и женам, но не то в обычае». В те времена социальное положение женщины было таково, что она должна была простить мужу измену, а он за то же мог изгнать ее. Сейчас обычаи другие, и обе стороны имеют равные права, тем более, что «по разуму» великого святителя, так оно и должно быть. Церковь допускала и второй брак, считая его «врачевством против блуда», как пишет Василий Великий , напоминая слова Апостола Павла: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:9 ). Таковые подвергались церковной епитимьи, отлучались на некоторое время от причастия. Сейчас второбрачные венчаются по особому чину, где сильны мотивы покаяния. Возможен был даже третий брак. Святитель Василий писал, что «на троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем, как на нечистоты в церкви. Но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшее, нежели распутное любодеяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Святитель Василий Великий писал: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Соделавшись как бы зерцалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, непотемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами» . Мало того, оказывается, что такое просветленное, прозрачное для действия Духа Божия состояние нужно не только стяжать, но и сохранить. Тот же св. Василий пишет: «Кроме же чистоты, надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего строптивого и ничего развращенного» . Кто-нибудь спросит: «Как это возможно, ведь, как известно, «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36). История призвания святого пророка Исайи свидетельствует, что если человек готов служить Богу, то Бог Сам прощает и очищает его: Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6: 6–7). В ответ на призыв Божий человек исповедует свою готовность служить Богу всей своей жизнью: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6: 8). В «Толковании на книгу святого пророка Исайи» святитель Василий Великий пишет: «Когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить» . Тайна избрания на пророческое служение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Созвучен св. Григорию Богослову и его друг великий Василий. Моисей и уподобляющиеся ему приступают к Богу, восходя добродетелями своими. Св. Василий Великий : «Почему о Моисее говорится, что он приступал к Богу ( Исх. 24:2 ); и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу» т. I, Беседа на Пс. 33 , ст. 19]. Св. Василий подчеркивает нравственный аспект восхождения к Богу. Без добродетели невозможно богопознание. Участниками явления славы Божией становятся вместе с Моисеем Аарон с сыновьями и старейшины. Обращает на себя внимание как бы вскользь упомянутое участие в этом Иисуса Навина. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию (24:13). Аарон и старейшины остаются внизу с народом. Почему был взят на гору Моисеем его служитель Иисус? Причина этого в том, что Иисус был очень ревностен о Боге и вместе с Халевом никогда за сорок лет странствования по пустыне не согрешил пред Богом, да и другим не позволял этого делать. Если бы Иисус Навин оставлен был внизу с народом, то он не позволил бы произойти поклонению золотому тельцу. Народ же должен был совершить свойственное ему. Явление славы Ягве происходит в два этапа. Первое Богоявление Потом (после жертвы и обета завета) взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд, и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [LXX: место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели [LXX: место] Бога, и ели, и пили ( Исх. 24:9–11 ). Это первое боговидение, которого вместе с Моисеем сподобились и Аарон с сыновьями, и семьдесят из старейшин Израилевых. Это то, что было дозволено, кроме Моисея, и его ближайшим помощникам: поклонитесь (Ягве) издали. Старейшины видят славу Ягве издали в отличие от Моисея, который беседовал с Господом лицом к лицу. Но даже это издали как велико, священно и страшно! Старейшины видят Бога, или место стояния Его. Подножие Божие подобно кирпичам из чистого сапфира, ясное, как само небо. Каков же тогда Бог Сам?! Видение было столь страшно, что, казалось, Создатель уничтожит Свою тварь, сподобившуюся такого откровения! Старейшины как бы сами не верили, что сподобились того, чего сподобились. Но Бог не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Тайновидцам милость Божия сохраняет жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«То есть указание о процентном кредитовании иноземцев относится не к иноверцам, не иудеям, а к иностранцам, по сути, к внешним финансовым операциям, - пояснил он. - Есть и у других, более поздних ветхозаветных пророков замечания на тему ростовщичества. Например, у пророка Неемии (10 глава): " Сердце моё возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берёте лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание… И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? … Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их. И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают " . То есть пророк Неемия заставил своих граждан вернуть окружающим племенам всё, полученное от них благодаря операциям со ссудным процентом». А пророк Иезекииль, и не он один, вообще взимание процентов считал худшим из грехов. Христианство же восприняло из Ветхого Завета категорическое неприятие ссудного процента. Святитель Григорий Нисский пишет: " И по Божественному Писанию, к числу возбранённых дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора " . Тут тонко замечено, что при видимости равноправия заёмщик по отношению к кредитору находится в зависимом положении и действия его вынужденные. Святитель Василий Великий, один из трёх Отцов Церкви, порицает " потребительский кредит " ещё и как средство приобретения предметов роскоши и удовлетворения женских прихотей. Это говорит о его знании реальной жизни – действительно, заёмщик частенько начинает жить не по своим средствам, приобретает лишнее, ненужное — и в итоге встречается с реальной опасностью разорения, если не сможет расплатиться с долгами. Не приветствует святитель Василий и получение ссуд у ростовщиков на предпринимательские цели. Это видно по его возражению против мысли, будто подобные ссуды не разоряют, а обогащают заёмщиков: " Но говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/ob...

Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что в некоторых случаях о едином Боге сказано во множественном числе. Вторая группа свидетельств указывает конкретно на троичность Лиц. В книге Бытия (18:1–3) есть повествование о том, как Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех странников, которым Авраам, по словам блаженного Августина , поклонился как Единому. Впрочем, некоторые святые отцы, такие как святой мученик Иустин Философ , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и святитель Иоанн Златоуст , полагали, что возле Мамврийского дуба Аврааму явилась только Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, в сопровождении двух ангелов. Другие же отцы, такие как святитель Афанасий Великий , святитель Василий Великий , блаженный Августин , полагали, что Авраам удостоился видения всей Пресвятой Троицы. К свидетельствам этой же группы святители Афанасий Великий , Василий Великий и некоторые другие отцы относят и троекратное воззвание к Богу Серафимов, которое описано в книге святого пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6:3 ). При этом пророк слышал голос Господа, Который вопрошал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). Ссылаясь на этот отрывок, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов поясняет, что в тот момент пророк Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нём (см. Ин. 12:41 ), а святой апостол Павел указывает, что пророк слышал глас Святого Духа, посылавшего его к израильтянам (см. Деян. 28:25–26 ). Таким образом, исходя из восприятия ветхозаветного текста новозаветными авторами, можно говорить о том, что в книге пророка Исаии идет речь о воспевании Серафимами всей Пресвятой Троицы. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне отдельно говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В другом месте сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109:1, 3 ). Отдельно о Третьем Лице Святой Троицы говорится в книге пророка Исаии: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); «Почиет на Нём (т. е. на Мессии – прим. авт.) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Пост установлен Самим Господом Богом еще на заре человечества. Еще в раю Господь заповедал первым людям не вкушать от древа познания добра и зла. Вот эта заповедь и есть узаконение поста и воздержания. Через невоздержание первых людей произошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан из рая; вернуть утраченную силу духа и снова возвести плоть в рай без поста немыслимо. Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель Василий Великий затем говорит, как пост послужил людям в оправдание. Все святые соблюдали пост… Постились и ветхозаветные праведники, постился великий угодник Божий Моисей, и удостоился беседовать с Богом на горе Синай, и получил от Бога заповеди закона Божия. Постился и великий пророк Божий Илия и удостоился не только видеть Бога, насколько возможно видеть Его человеку, но и живым был взят на небо. Постились святые апостолы, о которых говорится, что, когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их; рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу. Строго соблюдали посты все святые и подвижники новозаветной Церкви. Святитель Григорий Назианзин пишет о святом апостоле Петре, а Климент Александрийский — о святом евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. Преподобные Симеон Столпник, Герасим и Феодор Сикеот всю четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя причащением святых тайн. Итак, «приведи на память всех святых, — говорит святитель Василий Великий, — бывших от начала века… и подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраама? Не пост ли? А жизнь Иоанна Крестителя была единый пост. А святого апостола Павла… пост возвел до третьего неба». А что необходимо воздержание, ясно видно из того, что святой апостол Павел причисляет его к плодам духовным. Таким образом, «все святые имеют свидетельство о своем воздержании. Вся жизнь святых и блаженных людей обязывает нас к нему».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010