Отец Василий в Полтаве занимался миссионерской деятельностью, обходя окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков и евреев. Кроме того, помогал неимущим. Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”». Отец Василий еще и содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата. При Троицкой церкви отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодежи в противовес государственной атеистиеческой политике. Троицкий собор Полтавы Отец Василий вдохновенно служил, причем он старался привлечь к службе всех молящихся. Со временем его прихожане  изучили церковное богослужение настолько, что могли свободно участвовать в нем. Воскресными вечерами в Троицком храме устраивались духовные беседы с чтением акафиста, когда пел весь народ. Во время кампании 1922 года  по изъятию церковных ценностей  под предлогом помощи голодающим отец Василий выступил против ограбления властями церквей. Он обратился к прихожанам своего и других храмов с призывом жертвовать хлеб для голодающих, а к властям – с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба. «Мы дадим вам вдвое и втрое больше, но не трогайте наших храмов», – говорил он, обращаясь к представителям власти. Призывая в своих проповедях к оказанию помощи голодающим, он выступал противником передачи безбожникам богослужебных предметов, будучи уверен, что они до голодающих не дойдут. Власти не приняли предложение священника о замене богослужебных предметов пожертвованиями, и началось массовое ограбление храмов. В это время к отцу Василию попала телеграмма начальника Полтавского ГПУ Линде, отправленная вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей на 29 апреля 1922 года и, в частности, сообщал о намерении ГПУ приступить к арестам духовенства. Ознакомившись с телеграммой, отец Василий немедленно сообщил о ее содержании духовенству.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

б) в III курс – студентов II курса: 1) Малевича. Анатолия, Туницкого Николая, Спиридонова Димитрия, Струминского Василия, 5) Зеленцова Ивана, Шестова Александра, Успенского Константина, Спасского Алексея, Воскресенского Ивана, 10) Головачева Потапа, Славгородского Николая, Троицкого Димитрия, Купленского Владимира, свящ., Муравьева Василия, 15) Студенского Аркадия, Чернявского Александра, Фигуровского Ивана, Кудинова Павла, Алмазова Михаила, 20) Орлова Димитрия, Чулкова Павла, Фиолетова Сергея, Чанишвили Георгия, Анисимова Петра, 25) Лепехина Николая, Зеленина Николая, Линькова Александра, Арсения (Жадановского) , иерод., Богоявленского Димитрия, 30) Кесарийского Ивана, Соловьева Николая, Заозерского Александра, Ряжского Константина, Ващенко Григория, 35) Арефьева Ивана, Воронова Николая, Цветкова Сергея, Соболева Александра, Знаменского Василия, 40) Успенского Михаила, Никитина Тихона, свящ., Строева Александра, Пушкина Бориса, Покровского Димитрия, 45) Бунтовникова Стефана, Абуруса —71— Илью, Неклюкова Петра, Евладова Петра, Илариона (Николова), иерод., болг., 50) Высотского Павла, Нечаева Ксенофонта, Пятницого Ивана, Афанасия (Трифонова), иерод., болг., и Попова Христо. в) в IV курс – студентов III курса: 1) Пограницкого-Сергиева Николая, Лебедева Николая, Онтлика Константина, Войцеховича Митрофана, 5) Челака Александра, Сенцова Михаила, Егорова Владимира, Троицкого Ивана , Тихомирова Алексея, 10) Попова Леонида, Лебедева Сергея, Спасского Георгия, Третьякова Петра, Померанцева Александра, 15) Чернявского Василия, Белоусова Стефана, Островского Феодосия, свящ., Снегирева Вячеслава, Беневоленского Николая, 20) Платонова Александра, Кедрова Сергея, Артоболевского Сергея, Повольни Бранислава, Знаменского Николая, 25) Пискарева Николая, Успенского Владимира, Плотникова Виссариона, Григорьева Владимира, Афанасьева Сергея, 30) Покровского Андрея, Яницкого Трифона, Остроумова Николая , Колмакова Сергея, Гапонова Сергея, 35) Драчева Николая, Ансерова Петра, Бурцева Александра, Павлова Михаила, Юдина Николая, 40) Евгения (Зернова), иерод., Никольского Алексея, Давидовича Светислава, Мачкича Иована, Алексия (Баженова), иерод., 45) Саввича Симона, Филипповича Григория, Воробьева Владимира, Валюженича Владимира, Фотопулоса Константина, 50) Бурковича Томо и Горбаневского Филиппа, свящ. – 2) Студента II курса Георгия Вершинского оставить, по болезни, в том же курсе на второй год. 3) Принимая во внимание засвидетельствованное академическим врачом болезненное состояние студентов II курса иеродиакона Дионисия (Марангудакиса), Панайота Коцампопуло, Льва Лучинина, Александра Смирнова и Саввы Тсолакиса, воспрепятствовавшее им своевременно сдать устные испытания по некоторым предметам II курса, – ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении дозволить им сдачу означенных испытаний после летних каникул, в августе месяце текущего 1901 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) в IV курс – студентов III курса: 1) Малевича Анатолия, Туницкого Николая, Троицкого Дмитрия, Зеленцова Ивана, 5) Шестова Александра, Успенского Константина, Струминского Василия, Спасского Алексея, Фигуровского Ивана, 10) Соловьева Николая, Воскресенского Ивана, Линькова Александра, священника Купленского Владимира, Головачева Потапа, 15) Алмазова Михаила, Славгородского Николая, Кудинова Павла, архимандрита Дионисия (Марангудакиса), Спиридонова Дмитрия, 20) Заозерского Александра, иеромонаха Арсения (Жадановского) , Воронова Николая, Богоявленского Дмитрия, Муравьева Василия, 25) Фиолетова Сергея, священника Никитина Тихона, Чулкова Павла, Кесарийского Ивана. —199— Чанишвили Георгия, 30) Пушкина Бориса, Студенского Аркадия, Лепехина Николая, Чернявского Александра, Соболева Александра, 35) Тсолакиса Савву, Неклюкова Петра, Анисимова Петра, Лучипина Льва, Цветкова Сергея, 40) Ряженого Константина, Знаменского Василия, Зеленина Николая, Арефьева Ивана, Успенского Михаила, 45) Смирнова Александра , Нечаева Ксенофонта, Орлова Дмитрия, Попова Христо, Бунтовникова Стефана, 50) Покровского Дмитрия, Пятницкого Ивана, иеродиакона Афанасия (Трифонова), Абурруса Илью, иеродиакона Илариона (Николова), 55) Евладова Петра, Ващенко Григория и 57) Высотского Павла. 2) Студентов: I курса Ивана Беляева и Ивана Палицына, II курса – Василия Флорова и III курса Александра Строева оставить, по болезни, в тех же курсах на второй год. – 3) Студентам: Адамову Ивану (I к.), не державшему устных испытаний по всем предметам I курса, Никольскому Александру (I к.), не державшему устных испытаний по введению в круг богословских наук и древней гражданской истории, Вершинскому Георгию (II к.), не державшему устных испытаний по истории философии и психологии, и Драганчулу Николаю (II к.), не представившему семестрового сочинения по истории философии, дозволить, в виду засвидетельствованного академическим врачом болезненного состояния их, исполнить означенные обязанности после летних каникул, в августе месяце сего 1902 года. 4) Постановление, изложенное в п. 3-м, представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1919 году рукоположен во священника Полтавским архиепископом Феофаном (Быстровым) , определен к Троицкой церкви Полтавы . В Полтаве активно занимался миссионерской деятельностью, обходил окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков, евреев. Помогал неимущим, содержал на своем иждивении четырёх детей-сирот, у которых умер отец-священник. Стремился привлечь к участию в богослужении всех молящихся, для деятельного противодействия насаждавшемуся государством безбожию организовал при Троицком храме молодежное Покровское христианское общество. Священник часто проповедовал в разных храмах Полтавы. После того как в июле 1919 года город заняли войска генерала А. И. Деникина , свящ. Василий в Троицком храме и, по благословению архиепископа, в городском соборе, на площадях города после совершения молебнов часто произносил проповеди в поддержку белого движения . Когда деникинская армия и с ней часть духовенства уходили из Полтавы, священник решил остаться, по его просьбе губернатор предоставил для эвакуирующегося духовенства отдельный вагон. Ушедший с белыми настоятель храма Кадетского корпуса протоиерей Сергий Четвериков поручил часть церковного имущества священнику Василию, с тем чтобы последний передал его по назначению. Свящ. Василий исполнил это поручение, при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, которая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей и явилась " доказательством " его вины. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году священник Василий обратился к верующим с призывом жертвовать голодающим хлеб, но не передавать властям богослужебные предметы, т.к. был уверен, что они не будут использованы для помощи голодающим. Священник обратился к властям с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для передачи голодающим, но не получил ответа, в городе началось массовое изъятие церковного имущества. В это время свящ. Василию стало известно содержание телеграммы начальника Полтавского ОГПУ вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей и сообщал о намерении приступить к арестам духовенства. Священник немедленно сообщил о телеграмме духовенству.

http://drevo-info.ru/articles/14518.html

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—62— первую городскую больницу, где я в настоящее время и нахожусь. Поэтому, не будучи в состоянии явиться в Академию до полного выздоровления, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие разрешить мне держать экзамены после каникул. При сем прилагаю выданное мне из первой Московской городской больницы удостоверение в том, что я действительно нахожусь на излечении в названной больнице с 28 апреля сего 1898 года». Справка: Указом Святейшего Синода от 16 января 1891 г., за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам перенесение устных экзаменов на после-каникулярное время только в самых уважительных случаях и не иначе, как с особого в каждом отдельном случае разрешения Его Высокопреосвященства. Определили: 1) Принимая во внимание сравнительное достоинство сочинений, устных ответов и поведения студентов II курса, перевести их в следующий, III-й, курс в таком порядке: 1) Минина Петра, Платонова Александра, Смирнова Алексея, Попова Иосифа, 5) Малинина Алексея, Парского Николая, Максимова Василия, Любомудрова Георгия, Стыранкевича Виталия, 10) Румянцева Николая, Приклонского Николая, Левитского Павла, Алексинского Федора, Бондаря Симеона, 15) Зеленцова Василия, Третьякова Василия, Бугославского Петра, Зерцалова Григория, Артамонова Петра, 20) Федоровского Всеволода, Успенского Павла, Шипулина Владимира, Левитского Александра, Червинского Агафона, 25) Суворовского Александра, Протопопова Петра, Купленского Александра, Бутомо Павла, Братановского Александра, 30) Другова Александра, Ивановского Михаила, Шувалова Дмитрия, Беляева Владимира, Лилеева Михаила , 35) Федорова Ивана и 36) Рудакова Ивана. 2) Имея в виду, что а) студенты Николай Арбеков и Дмитрий Грацианский получили неудовлетворительные баллы на семестровых сочинениях, как видно из рецензий на них наставников Академии, не за небрежность работы, а вследствие не надлежаще-одностороннего понимания ими тем означенных сочинений; б) студент Александр Соболев сочинение по библейской археологии написал неудовлетворительно вследствие бо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После рукоположения он служил в университетской церкви Всех Святых, в 1923 году являлся настоятелем этого храма, который к тому времени был переведён на Биржевую линию, дом 8 (в квартиру академика И. И. Срезневского). Батюшка неоднократно подвергался аресту: в 1924 году по делу «Спасское Братство». Затем, он был арестован в феврале 1925 года и приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи. Сначала он отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку, острое словцо. По воспоминаниям соузников-соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт «и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать». На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области. Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов, память 22 марта), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского). Из Пьянова Владыка Василий послал своё последнее послание Патриаршему Местоблюстителю не только с требованием отказаться от Декларации 1927 года и с угрозой в противном случае подвергнуть того проклятию, но и с призывом бороться с советской властью всеми способами — вплоть до террора и вооружённых восстаний. Вскоре после отправления этого письма, епископ Василий мученически погиб.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

В это время в зале поднялся шум и послышались возгласы: «Поп агитацией занимается... поп зазнается, чего с ним возиться – пулю ему». Председатель суда сделал попытку прервать речь подсудимого, но отец Василий перебил его и сказал: «Дайте мне докончить, это мое право, – и, обращаясь к судьям, закончил: – Я принимаю ваш вызов, и какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его пе­ренести твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет на­грады выше, чем награда на небесах» . Завершив последнее слово, отец Василий поклонился залу, и суд удалился на совещание, а священник углубился в чтение книги. 12 августа 1922 года отцу Василию был зачитан приговор, его об­винили в содействии деникинцам, выразившемся в том, что он «при­зывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителями, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и Пра­вославной Церкви, предлагая населению поддерживать кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тай­ны», в сокрытии церковных ценностей храма кадетского корпуса. «Для полноты характеристики личности священника Зеленцова, – читал обвинитель приговор, – необходимо указать, что Зеленцов с высшим образованием, хорошо разбирается в происхо­дящих исторических событиях, дает себе полный отчет в своей де­ятельности... Вся деятельность Зеленцова, на протяжении четырех лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявле­ние гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, за­ставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного, нераскаявшегося контрреволюцио­нера и врага трудящихся масс, а посему революционный трибунал, руководствуясь интересами республики и революционной совес­тью, приговорил: гражданина Зеленцова Василия Ивановича – расстрелять» . При последних словах приговора в зале поднялся шум и разда­лись крики: «Убийцы проклятые!» – «Будьте вы прокляты!» – «Ба­тюшка, дорогой, спаси вас Христос!» – «Отец Василий, благосло­вите нас!»

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

Соч.: Идеал христианской жизни и средства к его достижению. Почаев, 1902; Молдавский старец Паисий Величковский, 1722-1764. Почаев, 1902; Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии. Почаев, 1905; Слово на день Трех Вселенских святителей. Почаев, 1905; Несколько мыслей по церковно-школьному делу. Почаев, 1906; По селам Волыни. Почаев, 1907. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 173-174; Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Каз., 1995. С. 31-54. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/114354.html

1916 г. – экстраординарный профессор кафедры Священного Писания Ветхого Завета. 1921 г., 28 июля – хиротонисан во епископа Сергиевского (Загорского), викария Московской епархии. После закрытия Лавры – настоятель Высокопетровского монастыря. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. 1934 г., 9 июля – архиепископ. 1935 г. – арестован в Москве в Высокопетровском монастыре. 1935 г., 17 июня – приговорён к расстрелу. ВАСИЛИЙ (Беляев), епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. 1925 г., 29 июня – хиротонисан во епископа Спас-Клепиковского, викария Рязанской епархии. 1927 г. арестован. Проживал н посёлке Хэ с митрополитом Петром Крутицким. 1927–1929 гг. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. 1931 г. – епископ Бутурлиновский. Дата смерти неизвестна. ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. 1870 г. – родился в с. Зимарове Ранненбургского уезда Рязанской губ. Окончил юридический факультет университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1920 г. – священник на приходе в г. Полтаве. 1921–1923 гг. – жил в Харькове, в стороне от церковной деятельности. Начало 20-х годов – организовал Покровское христианское общество молодёжи. 1922 г. – уклонялся в обновленческий раскол, покаялся. 1924 г., 12 августа – хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 1925 г. – арестован, приговорён к смертной казни, помилован и по амнистии освобождён. 1926 г. – сослан на три года в Соловецкий лагерь. 1927 г. – своё несогласие с политикой митрополита Сергия [Страгородского] выразил в направленном на его имя письме, в котором писал о возможности предания митрополита Сергия суду. 1928 г. – выслан из Соловков в Иркутскую обл. 1929 г., 9 декабря – арестован. 1930 г., 3 февраля – приговорён к расстрелу. ВАССИАН (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий. 1879 г., 10 марта – родился в Москве, в семье торговца скобяным товаром. 1902 г. – окончил юридический факультет Московского университета. Адвокат в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010