30 мая 1922 года был арестован, заключен в тюрьму в Полтаве . Сначала находился в общей камере, все продукты, которые ему передавали, распределял среди заключенных, затем был переведен в одиночную камеру. Показательный судебный процесс по делу священника Василия проходил в здании Полтавского музыкального училища 9-12 августа 1922 года. 12 августа был зачитан приговор, священника обвинили в том, что он " призывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителей, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и православной Церкви, предлагая населению поддерживать, кто чем может Добровольческую армию " , в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, " характер государственной тайны " , в сокрытии церковных ценностей храма Кадетского корпуса. Суд пришел к выводу, что " вся деятельность Зеленцова, на протяжении 4 лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс " , и приговорил священника к расстрелу. Сразу же после вынесения приговора делегаты от полтавских заводов поехали в Москву ходатайствовать перед властями об изменении приговора, адвокат подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 августа 1922 года Верховный трибунал принял решение о замене смертной казни 5 годами тюремного заключения. Отец Василий отбывал срок в общей камере городской тюрьмы. Почти каждый день верующие передавали ему продукты, среди заключенных священник пользовался уважением и любовью, его избавляли от исполнения тюремных нарядов. Обеспокоенная тем, что священник Василий пользовался среди заключенных авторитетом, тюремная администрация перевела его в харьковскую тюрьму. В это время полтавская пресса вела пропагандистскую кампанию против священника, в частности, в газете " Большевик Полтавщины " некий Капельгородский опубликовал сатирический " акафист " священнику Василию, в котором высмеивал священника и " предрекал " будущее его прославление Церковью.

http://drevo-info.ru/articles/14518.html

Сердце чисто созда Господь во святем Василии; того бо ради и богословствова архипастырь Божественне, уясняя неизреченныя тайны Божества, и яко пророк древле, взываше: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Вознесе ум ко Пребожественным царственный священник Василий, и досточудно поучаше в Дусе ко Отцу глаголати: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Богородичен: Явися Тобою Господь в мир в рабии зраце, да нас от работы горькия измет, и Тя яви Свою Матерь, аки бы кладезь некий, от негоже всяк пиющий восприемлет токи благодати, аще токмо с верою притекает. Песнь 5. Ирмос: Союзом любве связуеми апостоли,/Владычествующему всеми себе Христу возложше,/красны ноги очищаху,/благовествующе всем мир. Щедрому и Милостивому Господу твоему подражая, коегождо возлюбил еси, отче священнейший, и о спасении душ попечение имея, радостно текл еси со апостолы стезею Евангельскою, благовествующе всем мир. Еже о нас закланному себе принесл еси, о Василие царственноимените, и в Царствии Небеснем вселился еси, вся глаголы Господни исполняя, яко сущий друг Божий; ныне же яко жив зде предстоиши, укрепляя данною ти благодатию души наша, благовествующе всем мир. Никакоже отступая пути праваго, богоборческое шатание низложил еси, Василие, сиянием святости твоея мглу греховную просвещая, и вкупе с мученики благовествующе всем мир. Богородичен: Никтоже возможет изрещи и капли от моря чудес Твоих, Чистая, никтоже и песни сложити Тебе достойныя дерзнет; обаче приими наше убогое пение, и излей на вся люди милости Твоя обильно. Песнь 6. Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и волнения не ктому терпя,/яко Иона Владыце вопию Ти:/от тли мя возведи. Огнь возжег в сердце своем ревности яже по Бозе, и не убоявся страданий купно же и клеветы, уготова Василий себе обитель Духа Святаго, ничтоже отвещавая на поношения, обаче, якоже Павел древле, себе мня первым от грешник, смиренно ко Господу глаголаше: от тли мя возведи. Мужески ополчаяся противу козней диавольских, покаянием себе предуготовав к мучениям, взывал еси, отче Василие, ко Владыце: от тли мя возведи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Борман A., автор воспоминаний «На Соловках в Страстную седмицу» (1956) 156–157 Бострем Глеб Иванович (1898 – 9 декабря), морской офицер, участник скаутского движения. В августе 1926 г. приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в августе 1928 г. сослан в Сибирь. Расстрелян 346, 412 Бострем Иван Федорович (1857 – 2 января 1934), вице-адмирал, отец Г.И. Бострема 412 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 9 октября 1924), писатель 24 Букреева Ольга, заключенная участница скаутского движения, героиня романа Б.Л. Солоневича 453–455,458–459,473477, 480, 483–484, 492–504, 508–509, 519–524, 528–538, 541–543, 550–577, 579–589 Булавин Кондратий Афанасьевич (ок. 1660–1708), предводитель крестьянского восстания 525 Буяич Вера Сергеевна (1898 – 21 июля) поэтесса 28 Булыгин Александр Дмитриевич (1902– 1986), арестован в мае 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний «Быль Соловецкая» (рукопись) 84 Бунин Иван Алексеевич (1870 – 8 ноября 1953), поэт 21 Быстров-Гаррах, см. Корнев В., ссыльный доктор 242 Вадбольский Авенир Авенирович (1898 – 18 ноября 1930), князь. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян 152 Валя, литературный персонаж 25 Ванька-Пугач, заключенный уголовник 361–362 Варсонофий, почивший соловецкий монах, герой романа Б.Л. Солоневича 448–453, 455, 462, 470, 480–481, 484, 500–501, 516, 518, 585 Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После досрочного освобождения из лагеря в октябре 1929 г. сослан в Иркутскую область. Расстрелян 261, 263 Василий, заключенный участник скаутского движения, санитар 375, 383, 393 Васильев, заключенный полковник 327 Василько, охранник 495 Васьков Родион Иванович (1891–1961), в сентябре 1923 г. по собственному желанию откомандирован на Соловки, где до 1926 г. занимал должность начальника I Кремлевского лагерного отделения. Заместитель начальника УСЛОНа по административной части, затем, до 1930 г. – секретарь УСЛОНа. Арестован в июле 1952 г., приговорен к пяти годам лишения свободы 33, 35, 119, 121, 128, 135–136, 267–268, 328

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богородичен: Обитель Бога была еси, Дево, и паче слова Материю Слова, и паче естества питала еси Творца Твоего и Питателя; темже Тя молю: исходатайствуй и мне, Марие Чистая, очищения моих пачеестественных грехов и страстей. Песнь 3. Ирмос: Господь сый всех и Зиждитель Бог,/созданное Безстрастный обнищав Себе соедини,/и Пасха за яже хотяше умрети,/Сам сый Себе предпожре:/ядите, вопия, Тело Мое,/и верою утвердитеся. Моисейскую ревность и тогожде кротость прият святый Василий, и во вся оружия правды оболкся, низложи злочестивых хуления, вопия: покайтеся, и верою утвердитеся. Ужасом содержима паства твоя молитву деяше, егда виде тя на судище неправедно влекома; егда же паки пришел еси во еже пасти люди твоя, тыя в радости глаголаху: зрите чудо Божие, и верою утвердитеся. Дары Святыя принося о всех и за вся, очистил еси себе, Василие, Кровию Христовою, и всяко терние греха попалив углем Тела Божественнаго, восклицал еси к пастве твоей: со страхом Божиим, верою и любовию к святым Тайнам приступите, и верою утвердитеся. Богородичен: Радование Ангеловым целованием прияла еси, Преобрадованная, и во чреве заченши Агнца Непорочна, Материю Того нареклася, Иже Тебе сотвори. Умоли же Сына Твоего радости причастника и мя сотворити, и изъяти от греховных скорбей. Седален, глас 6: Ангельское житие на земли совершив,/и мучение претерпев,/восприял еси, Василие,/в Царствии Небеснем мзду трудов твоих./Не забуди и нас, паству твою,/и испроси нам у Господа/спасения велию милость. Богородичен, глас тойже: Госпоже Дево Богородице,/щедрот неизследимая пучино,/и милости бездно!/Умоляем Тя ныне мы, недостойнии,/молися ко Господу/со священномучеником Василием,/улучити нам спасения велию милость. Песнь 4. Ирмос: Провидев пророк тайну Твою неизреченную Христе, провозгласи:/положил еси твердую любовь крепости, Отче Щедрый:/Единороднаго бо Сына, Благий,/очищение в мир послал еси. Отцу Сына Собезначальна и Духа Равночестна и Сопрестольна, Троицу едину существом и раздельну Лицы проповедал еси, отче Василие. Наставляемь же Духом Святым, ко Отцу непрестанно взывал еси: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под руководством других священников организовалось, в противовес комсомольцам, Покровское Христианское Общество Молодежи, при Св. Троицкой церкви. В 1922 году началось изъятие церковных ценностей, будто бы в пользу голодающих Поволжья. Голодающие ничего не получили и умирали у себя дома и в других местах, куда разбрелись, спасаясь от голода. А награбленное церковное имущество пошло в центр на нужды коммунизма, а частично разворовано было на месте, что было достоверно известно всем. Против разграбления церквей выступил о. Василий. Он обратился к населению и своего и других приходов жертвовать хлеб на голодающих, а к власти обратился с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для голодающих. – «Мы дадим вам вдвое, втрое больше, но не трогайте наших храмов». Как и следовало ожидать предложение о. Василия принято не было. Против него возбудили политическое дело. Его арестовали и до начала процесса держали в тюрьме предварительного заключения. И в тюрьме он проповедывал, и все,, что ему передавали через своих людей он отдавал другим заключенными Сначала о. Василий был в общей камере, а затем – в одиночной, в которую садили особо важных, по их данным, преступников. Дети узнали его одиночную камеру и, бывая на площади невдалеке от тюрьмы, делали вид, что играют, и через узенькую решетку получали благословение батюшки и его ласковый отеческий взгляд. Процесс по поводу сокрытия церковных ценностей или, как говорили тогда в Полтаве «расправа», происходил летом 1922 года. Продолжался он несколько дней и происходил в здании музыкального училища на Пушкинской улице. Обвинялся священник Троицкой церкви Василий Иванович Зеленцов, 51 года, в тяжелом преступлении – в противлении изъятию церковных ценностей и в агитации других приходов последовать его примеру. Это был первый суд над духовным лицом и был посему «показательным». Попасть на этот «процесс» было очень трудно и нужно было войти в зал заблаговременно. Большой зал был полон народа, многие сотни людей толпились на улице. Публика явно разделялась на два лагеря: светская и духовная, «за» и «против».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Яко победоносец,/яко воевода/Царя Небеснаго,/является нам днесь/Василий царственноименитый. Слава, глас 1. Самогласен: Василием наречен быв,/и царственнаго священия дело совершив,/ныне в чертозех Царствия Горняго водворяешися,/отче священнейший./Не презри молений наших,/вознеси их ко Господу,/испроси нам неколеблемый мир,/Церкви единение,/и душам нашим велию милость. На стиховне: стихиры, глас 8. Самогласны. Гонение неправедное и заточение,/и нуждную смерть/претерпел еси, отче,/памятуя непрестанно/слова Господни,/яко мзда твоя многа на небесех. Стих: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Яко вторый Илиа,/предстал еси правителем беззаконным,/и посрамил еси тех ложная мудрования,/памятуя присно,/яко мзда твоя многа на небесех. Стих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Духовное торжество совершающе/в пениих и песнех духовных,/ублажаем святаго Василия,/тому поюще:/радуйся, священномучениче терпеливодушный,/яко мзда твоя многа на небесех. Слава, глас 5. Самогласен. Радуйся, Василие,/пастырю наш добрый/и молитвенниче теплый о граде нашем,/радуйся, веры правило,/радуйся, мужества образе,/радуйся, терпения мерило;/не забуди в молитвах паству твою. Тропарь, глас 1 Святое житие твое/украсив венцем мучения,/возшел еси, радуяся,/к небесным обителем./И ныне, предстоя Святей Троице,/священномучениче Василие,/моли за град Твой,/и вся люди, совершающия память Твою. На утрени: По кафисмах: седален, глас 4. Подобен: В ознесыйся. Вознесшемуся на Крест волею/и стяжавшему на достояние Себе/честною Своею кровию,/Христу Господу,/подобитися желая, Василие,/и мучения претерпев,/Небеснаго Отечествия достигл еси. Ин седален, глас 1. Подобен: С паси, Господи, люди Твоя. Спаси, Господи, Люди Твоя,/и благослови достояние Твое,/молитвами святаго мученика/и богомудраго архипастыря Василия. Богородичен, глас тойже. Всесильными молитвами Твоими, о Пречистая Богородице,/защити нас во обстояниих,/и испроси нам у Сына Твоего/спасение и жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прошло десятилетие Октябрьского переворота (1917–1927 гг.), рухнули все надежды: амнистия вышла куцая, с классовым подходом. Да будут творцы ее прокляты. Дежурства становились все труднее. То же время от двенадцати часов ночи до восьми часов утра. Холод. Снег. Метель. Ветер. Всякая одежда оказывалась недостаточной. Надоело мне все это. А тут еще случился арест на пять суток «отрицательной» роты, после чего дежурства в другом месте оказались еще труднее: никакой кузницы. 10 декабря 1927 г. я явился к главному бухгалтеру ЭКЧ Павлу Яковлевичу Шулегину – он благоволил к духовным лицам. Теперь он отбыл три года Сибирской ссылки (1933 г.), и, где он сейчас, не знаю. Было свободно место делопроизводителя-счетовода в лесничестве. Управление им помещалось в Варваринской часовне – в трех верстах от Кремля. Это было наиболее завидное учреждение в Соловках. Заведующим был Василий Антониевич Кириллин, ученый лесовод-десятилетник. В мое время в лесничестве работали князь Чегодаев Г. H., Шелепов В. И., Гудим-Левкович, Ганьковский, Ризабейли H. H., Бурмин, С. П. Минеев, протоиерей Гриневич. В числе других участковыми лесниками были: архиепископ Иларион (Троицкий) , умерший после двойного Соловецкого срока (три + три года) в Петрограде от тифа, отравлен – досконально известно; епископ Антоний Панкеев – три года Сибири; епископ Василий (Зеленцов); протоиерей Трифильев (дважды в Соловках и три года Туркестана); Иуда – Гловацкий-Романенко, тип крайне отрицательный. Большую дружбу с нами вел и епископ Алексий (Палицын) – из рыбного и зверопромышленного комитета. В лесничестве, по приказу Шулегина, нужно было провести американскую систему счетоводства, и я за это дело взялся. До меня счетоводство в лесничестве вел Лысцов самым упрощенным способом, но не по двойной бухгалтерии. Шулегин назначил меня, о чем дано было знать отделу труда, который и выдал мне рабочее сведение. Кириллин меня не принял, ибо представил своего кандидата из финансовой части и мне выдан был письменный отказ. Дело приняло резкий оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло десятилетие Октябрьского переворота (1917–1927 гг.), рухнули все надежды: амнистия вышла куцая, с классовым подходом. Да будут творцы ее прокляты. Дежурства становились всё труднее. То же время от двенадцати часов ночи до восьми часов утра. Холод. Снег. Метель. Ветер. Всякая одежда оказывалась недостаточной. Надоело мне всё это. А тут еще случился арест на пять суток «отрицательной» роты, после чего дежурства в другом месте оказались еще труднее: никакой кузницы. Десятого декабря 1927 года я явился к главному бухгалтеру ЭКЧ Павлу Яковлевичу Шулегину — он благоволил к духовным лицам. Теперь он отбыл три года Сибирской ссылки (1933 г.) и где он сейчас, не знаю. Было свободно место делопроизводителя-счетовода в лесничестве. Управление им помещалось в Варваринской часовне — в трех верстах от Кремля. Это было наиболее завидное учреждение в Соловках. Заведующим был Василий Антониевич Кириллин, ученый лесовод-десятилетник. В мое время в лесничестве работали князь Чегодаев И. Н., Шелепов В. И., Гудим-Левкович, Ганьковский, Ризабейли Н. Н., Бурмин, С. П. Минеев, прот. Гриневич. В числе других участковыми лесниками были: архиеп. Иларион (Троицкий) , умерший после двойного Соловецкого срока (3 + 3 гг.) в Петрограде от тифа, отравлен — досконально известно; еп. Антоний Панкеев — три года Сибири; еп. Василий (Зеленцов); прот. Трифильев (дважды в Соловках и три года Туркестана); Иуда Гловацкий-Романенко тип крайне отрицательный. Большую дружбу с нами вел и еп. Алексий (Палицын) — из рыбного и зверопромышленного комитета. В лесничестве, по приказу Шулегина, нужно было провести американскую систему счетоводства, и я за это дело взялся. До меня счетоводство в лесничестве вел Лысцов самым упрощенным способом, но не по двойной бухгалтерии. Шулегин назначил меня, о чём дано было знать отделу труда, который и выдал мне рабочее сведение. Кириллин меня не принял, ибо представил своего кандидата из финансовой части и мне выдан был письменный отказ. Дело приняло резкий оборот. После бурного объяснения с Кириллиным — очень авторитетным человеком, Шулегин настоял на своем.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

   — Это послание написал один человек — Зеленцов, а другие меня одобряют. Вам известно, что меня принял и одобрил сам митрополит Петр?    — Простите, владыко,— возразил отец Василий Верюжский,— это не совсем так: не сам митрополит Петр, а вам известно это через епископа Василия.    — Да. А вы почему это знаете?    — Мы знаем это со слов епископа Василия. Митрополит Петр сказал, что «понимает», а не «принимает» вас. А сам митрополит Петр ничего вам не писал.    — Так ведь с ним у нас сообщения нет,— и митрополит Сергий продолжил чтение переданных ему бумаг.— Ну а чего же тут особенного, что мы поминаем власть? — сказал он, снова прерывая чтение.— Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за Нерона.    — А за антихриста можно молиться? — спросил профессор протоиерей Василий Верюжский.    — Нет, нельзя!    — А вы ручаетесь, что это не антихристова власть?    — Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло.    — А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа, во плоти пришедшего!    — Этот дух всегда был: со времен Христа до наших дней. Какой же это антихрист? Я его не узнаю.    — Простите, владыко: вы его не узнаете! Так может сказать только старец, а так как возможность-то есть, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители — не власть.    — Как так «не власть»? — изумился митрополит Сергий.    — Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я сам подчиняюсь выше меня стоящему и так далее, и все это восходит к Богу как источнику всякой власти.    — Ну, это тонкая философия,— заметил митрополит Сергий.    — Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то надо рассуждать тонко, так как вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете вы.    Митрополит Сергий углубился в чтение.    — А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся,— заговорил он снова,— исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2) 7 студентов – Арбеков Николай, Беляев Владимир, Грацианский Дмитрий, Грузинов Парфений, Пиотухович Евстафий, Шувалов Дмитрий и Федоров Иван – не представили кандидатских сочинений. 3) Неудовлетворительные для степени кандидата баллы за четыре года академического курса имеют студенты: Абреков Николай – на семестровых сочинениях по патристике – 2½ и русскому языку – 2; Беляев Владимир – на семестровых сочинениях: по библейской археологии – 2 и Священному Писанию Нового Завета – 2½; Величкин Николай – на семестровых сочинениях: по метафизике – 2, и Священному Писанию Нового Завета – 2½; Грацианский Дмитрий – на семестровых сочинениях: по патристике – 2 и библейской археологии – 2; Грузинов Пар- —53— фений – на устных испытаниях: по истории философии – 2, русской гражданской истории – 2½, на семестровых сочинениях: по библейской археологии – 2, новой гражданской истории – 2½ и на проповеди за IV курс – 1½; Другов Александр – на устном испытании по русской гражданской истории – 2½ и на проповеди за I курс – 2+; Зеленцов Василий – на проповеди за III курс – 2; Ивановский Михаил – на семестровом сочинении по библейской археологии – 2½ и на проповеди за I курс – 2+; Лилеев Михаил – на семестровом сочинении по патристике – 2½ и на проповеди за I курс – 2-, Пампулов Иван (болгарский уроженец) – на устных испытаниях: по Священному Писанию Ветхого Завета – 2-, по педагогике – 2½, на семестровых сочинениях: по метафизике – 2-, патристике – 2+ и на библейской археологии – 2+; Пиотухов Евстафий – на семестровом сочинении по церковной археологии и литургике – 2+ и на проповеди за III курс – 2; Попович Савва (сербский уроженец) – на устных испытаниях: по Священному Писанию Ветхого Завета – 2– и по патристике – 2; Соболев Александр – на устном испытании по Священному Писанию Ветхого Завета – 2-, на семестровых сочинениях: по библейской археологии – 1– и Священному Писанию Нового Завета – 2; Шувалов Дмитрий – на семестровом сочинении по Священному Писанию Нового Завета – 2+ и на проповеди за I курс – 2½; Федоров Иван – на семестровых сочинениях: по патристике – 2½, библейской археологии – 2½ и Священному Писанию Нового Завета – 2+.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010