Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Зарзма [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (сер.- 3-я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р. Кваблиани, в 8 км к западу от пос. Адигени. Сведения об основании мон-ря прп. Серапионом Зарзмским (Зарзмели) содержатся в соч. X в. «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели» (НЦРГ. А 69, XVI в.), написанном племянником прп. Серапиона и 5-м настоятелем З. прп. Василием Зарзмским . Мн. груз. ученые (П. Ингороква , В. Беридзе, М. Джанашвили , С. Какабадзе и др.), основываясь на данных Жития о том, что прп. Михаил Парехский - ученик и последователь одного из сир. отцов, прп. Шио Мгвимского (сер. VI в.), датируют период деятельности прп. Серапиона и время основания мон-ря VI-VII вв. Ко 2-й пол. IX в. относит деятельность прп. Серапиона Э. Челидзе ( Челидзе. 1991. С. 188-213). Однако в научной лит-ре принята т. зр. груз. ученых И. Джавахишвили и прав. Евфимия Такаишвили , датирующих деятельность прп. Серапиона сер.- 2-й пол. IX в., как установил груз. летописец Георгий Мерчуле время жизни современников прп. Серапиона, чьи имена упомянуты в Житии,- еп. Ацкурского Георгия Мацкверели и прп. Михаила Парехского. Данное предположение косвенно подтверждает и надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне» , датирующая оклад иконы, который был изготовлен при 4-м настоятеле мон-ря Павле, 886 г. Англ. картвелолог Д. Рейфилд считает, что З. был основан ближе к 865 г., а кончину прп. Серапиона относит приблизительно к 900 г. История Предыстория создания З., согласно Житию, начинается еще в мон-ре Парехи Кларджетской пустыни , где под упр. прп. Михаила Парехского подвизались прп. Серапион и один из его братьев, Иоанн. В источнике рассказывается, как однажды прп. Михаил во время ночной молитвы был восхищен на небо, где ему явился «благолепно, по-священнически одетый муж», повелевший немедленно отправить в «страну Самцхийскую» (Самцхе, Юго-Зап. Грузия) прп. Серапиона и Иоанна, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нем собрались многие души во славу Бога и Владыки всех».

http://pravenc.ru/text/182627.html

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в. [Груз. , ], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову (опиджа), что соответствует груз. (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» ( Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27). История Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали , О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили , П. Ингороква , Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Еще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели . Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели , стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122). Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей ( Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ЗАРЗМСКИЙ [ Басил Зарзмели; груз. ], груз. агиограф IX-X вв., настоятель мон-ря Зарзма , автор «Жития и деяний благословенного Богом и блаженного отца нашего Серапиона». Прп. Серапион Зарзмский приходился В. З. дядей и был основателем мон-ря. Рукопись жития (единственная рукопись XVI в., метафраст XI в.- Кекл. А-69) обнаружил и издал в 1909 г. груз. историк и этнограф М. Г. Джанашвили. Ряд исследователей (С. Н. Какабадзе, П. И. Ингороква, В. В. Беридзе, Г. Н. Чубинашвили, М. С. Чхартишвили) относят описанные в житии события ко 2-й пол. VI в., а сам памятник датируют 2-й пол. VII в. Они основываются на том, что Михаил (Микаэл) Парехели, учитель Серапиона Зарзмского, назван учеником св. Шио Мгвимского , одного из сир. отцов сер. VI в.; при этом в тексте отсутствуют к.-л. упоминания о деятельности прп. Григория Хандзского (Хандзтели) в Кларджети в VIII-IX вв., а также сведения о разрушительных нашествиях арабов. Др. ученые (И. А. Джавахишвили, К. С. Кекелидзе, Э. С. Такайшвили, Н. З. Вачнадзе, Д. Рейфилд) считают, что события имели место во 2-й пол. IX в., а житие было написано в 1-й пол. X в. Эти выводы были сделаны на основании изучения морфологических и синтаксических особенностей текста рукописи, характерных для груз. языка X-XI вв.; отмечалось наличие лексических единиц и имен собственных араб. и персид. (новоперсид.) происхождения, вероятность заимствования к-рых относится к IX в., а зафиксированы они были только в письменных памятниках XI-XII вв. ( Андроникашвили М. К. Об арабских словах, проникших в груз. язык через персидский//Тр. ТГУ: Сер. Филол. наук. Тбилиси, 1965. С. 306 (на груз. яз.); она же. Очерки по ирано-груз. языковым взаимоотношениям. Тбилиси, 1966. Т. 1. С. 336 (на груз. яз.)); также в житии упоминаются представители груз. родов Чорчанели и Лаклакисдзе, Бахлаунди, к-рые впервые появляются в письменных источниках XI в.; почитание упомянутой в тексте иконы Преображения началось на христ. Востоке с VIII в., следов., и в Грузии она была неизвестна до этого времени.

http://pravenc.ru/text/150801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ» [груз. ], чудотворный образ, почитался как животворящий. Первоначальная деревянная живописная икона (ок. 160×110 см; живопись утрачена), вероятно, происходила из мон-ря Парехи (Самцхе); чеканная икона (131,5×75 см) создана в 886 г. в монастыре Зарзма и является древнейшей из сохранившихся груз. чеканных икон. В XVI в. перенесена в мон-рь Шемокмеди , с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии. З. и. упоминается в Житии прп. Серапиона Зарзмского , написанном Василием Зарзмским на рубеже IX и X вв. (НЦРГ. А 69, XVI в.- Раннефеод. лит-ра Грузии. Тбилиси, 1935. С. 147-184; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347),- редкий случай в истории раннего средневековья, когда о дошедшей до наст. времени иконе есть свидетельство совр. ей источника. Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) Преображение Господне. Икона. 886 г. (Национальный музей Грузии) «Животворящую икону Преображения, помощь и надежду всех христиан», взяли с собой прп. Серапион и его спутники, когда ок. 861 г. отправились из мон-ря Парехи на поиски места для устройства новой обители. Прп. Серапион, не найдя «ровного и открытого места... приказал выровнять место между источником и холмом и выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону, пред которой они молились» ( Василий Зарзмели. 1956. С. 80-81). В Житии указано, что З. и. стала главной святыней строящейся Зарзмы, мн. окрестные жители приходили поклониться ей. Когда строительство церкви было закончено, «в ней поставили животворящую икону Преображения» (Там же. С. 90). Перед кончиной тяжелобольной прп. Серапион «встал и, как бы юноша, дошел до святого алтаря, приложился к Святой Трапезе и животворящей иконе воплотившегося Христа... приказал причастить его... в девятом (часу.- К. М.) предал дух свой» (Там же. С. 97). При Павле, ставшем настоятелем Зарзмы после кончины настоятеля Михаила, З. и. была украшена чеканным окладом, полностью повторившим первоначальную живописную композицию, открытыми оставались лишь живописные лики. Павел «закончил постройку церкви и всячески ее украсил. В ней поставили икону Преображения и освятили ее в настоятельство этого Павла» (Там же. С. 100).

http://pravenc.ru/text/182631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРЕХИ Мон-рь Парехи. Фотография. 2010 г. Фото: Dawid Deutschland/Wikimedia Commons Мон-рь Парехи. Фотография. 2010 г. Фото: Dawid Deutschland/Wikimedia Commons [Груз. , ], исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической пров. Кларджети, в ущелье р. Карчхал, на правом берегу горной р. Дуганала (ныне в дер. Дуганала, иль Артвин, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. П. относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни . Слово «парехи», по мнению груз. лексикографа св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), означает «скальная пещера», «скальная трещина» ( Орбелиани. 1991. С. 614). История Сведения о ранней истории П. содержатся в Житии прп. Серапиона Зарзмского. Там сказано, что прп. Михаил Парехели , ученик «великого Шио чудотворца», пришел из мон-ря Опиза и устроил «маленький молитвенный дом для собрания монахов на месте скалистом, на котором нельзя было ходить человеку». Вскоре у прп. Михаила, «прославленного чудесами и знамениями», появились ученики: прп. Василий Парехели, Маркел, прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн. Также из источника известно, что в мон-ре в то время был келарь. Прп. Михаил инициировал основание в пров. Самцхе мон-рей Зарзма и Иоанцминда (во имя св. Иоанна Предтечи; ныне в с. Колкёй, иль Малатья, Турция) ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 336-339). Часть исследователей отождествляют учителя прп. Михаила, Шио, с прп. Шио Мгвимским и на основании дат жизни последнего определяют время деятельности прп. Михаила и соответственно время основания П. VI в. Другие ученые считают упоминание о Шио поздней вставкой и отождествляют прп. Михаила с пустынником IX в., относя время создания монастыря к этому периоду. Следы раннесредневекового зодчества на территории П. не обнаружены ( Хоштария. 2005. С. 202). Если придерживаться версии об основании П. в VI в., это можно объяснить основательным разрушением П. во время араб. походов (VII-VIII вв.).

http://pravenc.ru/text/2579028.html

Богоматерь с Младенцем на троне и два святителя. Рельеф собора Пресв. Богородицы. X–XI вв. (Ахалцихский историко-этнографический музей) Иосиф (нач. VI в.); Ефрем Великий (855-895); Георгий (до 951); Иоанн, еп. Тбетский и Ацкурский (мтбевар-мацкверели) (ок. 995-1002), гимнограф (в сб. древнегруз. песнопений Микаела Модрекили, переписанный в 978-988 гг. (Кекел. S. 425), включены 63 его песнопения ( . Т. 1. С. 74, 309-311), заказчик рукописей Тбетского Четвероевангелия 995 г. (РНБ), т. н. Сванского Многоглава X в. (Кекел. A. 19), Житий святых 1002 г. (Ier. N. 28), Литургии Иакова (Кекел. A. 86); Арсений (ок. 1053); Иоанн (ок. 1241 - КГИД. Т. 1. 25. С. 114-117); Григорий (2-я пол. XIII в.); Мелхиседек (XIII в.), один из душеприказчиков еп. Алавердского Василия, на что указывается в послании братии мон-ря Шиомгвиме (Там же. 44. С. 190-191); Николай (Джуаншерисдзе) (XIII в.), совместно с Католикосом Николаем II обличал блгв. царя Димитрия II Самопожертвователя и царского вельможу Садуна Манкабердели за вступление в третий брак, а также мтаваров (князей) за злоупотребление монастырским и церковным имуществом (КЦ. Т. 2. С. 276-277); Николай (1346-1360); Пимен (10-е гг. XV в.), впосл. настоятель мон-ря Св. Креста в Иерусалиме; Герасим (1414-1426); Серапион (1427-1435); Шио и Иоанн (оба - ок. 1467), упомянуты в надписи тимпана церкви с. Патара-Смада (Адигенский р-н Грузии) как строители церкви (Грузинские эпиграфические памятники. 1. С. 21-22); Савва (XV в.); Симеон (1500-1515), грек из Трапезунда, рукоположенный во епископа прибывшим в Самцхе Антиохийским Патриархом Дорофеем (Хроники. Т. 2. С. 317-318; . Т. 2. Вып. 1. С. 479); Иоаким (ок. 1538), по повелению к-рого Свимеоном Каргаретели был переписан полемико-догматический сборник (Кекел. S. 1; S. 312// . С. 366-375; . Т. 2. Вып. 1. С. 484); Иеремия (ок. 1575), по поручению к-рого переписана Триодь (Кекел. Q. 657; . Т. 2. Вып. 1. С. 485), в колофоне др. рукописи (Кекел. Q. 2) он назван «главой священноначальников» (Кекел. Q. 2 // . С. 114); Серапион (Хурцидзе; ок. 1577), упомянут в строительной надписи зарзмской колокольни ( . С. 125); Гедеон (Саприсдзе ; бывш. еп. Тбетско-Ишханский), получил от султана Ацкурскую кафедру ок. 1650 г. (Кекел. S. 1// . С. 258; . Т. 2. Вып. 1. С. 480).

http://pravenc.ru/text/77234.html

В это же время Василием Зарзмским, племянником прп. Серапиона, ставшим настоятелем З. после Павла, были раскрыты нетленные благоухающие мощи преподобного, от к-рых впосл. совершались многочисленные исцеления. Мощи были перенесены в каменный саркофаг, «а над ним в открытом притворе поставили крест во имя Предтечи… чтобы один из священников возносил в нем Жертву Господню». Также был установлен день празднования памяти святого - 29 окт. ( Кекелидзе, ред. 1935. С. 147-184; Он же. 1956. Т. 1. С. 63-101; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347). Кафоликон мон-ря Зарзма. XI-XIV вв. Кафоликон мон-ря Зарзма. XI-XIV вв. Строения в З. времен прп. Серапиона не сохранились. О расширении мон-ря в X-XII вв. можно говорить на основании строительной лапидарной надписи Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., перенесенной из несохранившейся церкви и помещенной на стене пристроенного с севера к колокольне однонефного придела XI-XII вв. (КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Беридзе. 1955. С. 136). Предположительно старый храм был разрушен во время землетрясения в кон. XIII в., строительство возобновилось на рубеже XIII и XIV вв. (Там же. С. 128-129, 136). К периоду правления в Самцхе атабагов относится формирование основного архитектурного ансамбля З.: строительство и роспись соборного храма и колокольни (вероятно, во время правления в Самцхе Беки Мандатуртухуцеси (груз.- министр внутренних дел; 1285-1308)), однонефной церкви с северо-запада от кафоликона и пристроенной за его юж. пастофорием часовни, 2 небольших базилик к югу от собора. В XVI в. представители рода князей Хурцидзе, к-рые в то время владели З. и были в мон-ре настоятелями, частично заменили роспись кафоликона; 1-й открытый этаж колокольни был превращен в церковь, церковные врата разделены. Хурцидзе жертвовали различную церковную утварь и заботились об украшении храма ( Марсагишвили. 2007. С. 75). З. являлся центром, где создавались оригинальные произведения груз. духовной лит-ры, шла переписка рукописей: здесь существовали духовная школа, скрипторий, иконописная мастерская ( Сулава. 2007. С. 53), подвизались такие известные книжники, как Герман Зарзмели, Венедикт Зарзмели (XV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/182627.html

В сочинении прп. Василия Зарзмского больше сведений о М. П., чем в др. Житии. В отличие от прп. Георгия Мерчуле прп. Василий нигде не указывает на то, что М. П. искал уединения и стремился к подвигу отшельничества; он не называет его Парехели, именуя чудотворцем и Великим Микаелом; в тексте есть аллюзии на библейских персонажей. Агиограф описал неск. чудес М. П. По его сведениям, преподобные Серапион и Василий находились в постоянном общении с М. П., прп. Серапион всегда указывал на то, что он ученик М. П. ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 326; Кекелидзе. Этюды. 1974. С. 142, 143, 145). Почувствовав приближение кончины, М. П. отправил в Зарзму, строительство которой уже было закончено к этому времени, 2 учеников и просил прп. Серапиона навестить его в Парехи. Когда тот пришел, М. П. подробно расспросил его о Зарзме, благословил преподобного, братию мон-ря и самцхийского атабага (князя) Георгия Чорчанели, оказавшего материальную помощь в строительстве. Прощаясь, М. П. передал прп. Серапиону засохший росток лютика и посоветовал посадить его близ церкви, предсказав, что он оживет, как жезл Аарона, и это будет свидетельством грядущего процветания Зарзмы. Также М. П. предсказал прп. Серапиону, что его младший брат Иоанн станет основателем др. монастыря (не идентифицирован), посвященного св. Иоанну Предтече. Агиограф описал еще одно духовное прозрение М. П.: святой предвидел, что вскоре в Зарзме случится несчастье, и посоветовал прп. Серапиону не медлить с возвращением. Вернувшись, преподобный стал свидетелем междоусобной брани, которую устроили племянники бездетного кн. Георгия Чорчанели в борьбе за власть. М. П. был похоронен на месте подвижничества, в мон-ре Парехи. Его мощи покоятся рядом с мощами прп. Василия Парехели. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Текст, введ., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319; Груз. лит-ра раннефеод. эпохи/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 48-91 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие прп. Серапиона Зарзмели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347; Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тб., 1975 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010