11 . Крест в 1 арш. 5 верш., весь одетый в серебро. На нем: «Оковавшего сей крест Зарамского настоятеля Габриеля Хурцидзе да помянет Бог». 12 . (Образ или вернее, тябло большой иконы см. 9) Преображения в золотом окладе с рельефным изображением Спаса. (Длина образа 1½, верш. И шир. 6). На обороте его: «Троице совершенная, могущественный Боже и образ преображения, помилуй грешного канделака Иесе и защити его добре в сей и будущей жизни с сыном, дочерью, супругой. Он (Иесе) обновил и другой раз оковал образ сей. Да простит Бог его родителей, аминь и кириелейсон». Лицо этой надписи есть тот самый брат шемокмедели якова Думбадзе, о котором было уже говорено. 59. Икона Преображения в Шемокмеди 13 . Серебрянная напрестольная чаша и на ножке ее: «Святая сия душе-просветительная чаша и два дискоса принадлежат в шемокмедской Зарзмской церкви покоющемуся образу преображения, на горе Фаворской возсиявшему. Вес ее равняется весу 60-ти марчилов». 14 . Весьма изящной работы образ (рис. 60) Божией Матери с Предвечным Младенцем; оклад из чистого золота и на нем 32 большей частью крупных камня. Кругом широкая кайма с отлично вычеканными по ней евангельскими сценами крайне миниатюрных размеров. Слеав, идя сверху, находим: 1 . Распятие с предстоящими. Кровь льет в сосуд. Под Голгофой голова Адамова. 2 . Сошествие во ад. Христос среди двух гор стоит на поверженном дьяволе. 3 . Вознеение. 4 ангела несут Спасителя. Внизу Мария, 2 ангела и апостолы. 4 . Успение со Христом, без апокрифических подробностей. 5 . Благовещение. Богородица стоит у престола. Дух нисходит от Десницы. 6 . Сретение, с оригинальным куполом храма. 7 . Преображение. 8 . Вход в Иерусалим. За горой фигура (пророка?) чистающая в свитке. 9 . Крещение, в реке уплывающий Иордан, «стертая глава змея». 10 . Рождество Христово на тему: «Слава в высших Богу». 11 . Иоаким и Анна приносят голубков первосвященнику. 12 . Анна у фонтана и ангел. 13 . Иоаким в пустыне и ангел. 14 . Рождество Богородицы. 15 . Первосвященник, Мария и чудо жезла Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Древние грузинские христианские страны Аджария и Лазика (Батумский и Артвинский округи) с населением до 100 000 человек – сплошь теперь мусульманские. В местах поселения грузин-мусульман везде видны развалины монастырей и храмов, из которых многие еще сохранили купола и древние фрески. Один из таких чудных храмов, в 40 верстах от Ахалцыха, так называемый Зарзмский, ныне восстановлен во всем великолепии древней архитектуры и дивной фресковой живописи на средства покойного Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича. Не умерли в среде омусульманившихся грузин и христианские предания: женщины доселе окропляют водой новорожденных детей, в память некогда бывшего крещения; на хлебах женщины надрезают кресты ножом; на развалинах храмов и обителей возжигают свечи и ладан; на Пасху красят яйца; народ помнит и знает, что в прежнее время его деды были православными. Силен был напор мусульманства; лучшие грузинские историки, получившие уже в русских учебных заведениях высшее образование, признаются, что если бы в 1801 году не явилась в Закавказье Россия, то к 50-м годам прошлого XIX века вся Грузия, вероятно, была бы мусульманской. Тем не менее, из вышесказанного ясно, что в миссионерском отношении не все потеряно в Закавказье, в Ахалцыхском крае и Аджарии. Здесь еще помнят грузинский язык, хотя уже говорят на нем только дома, в семье, употребляя для общественных сношений язык турецкий. Здесь-то и может сослужить величайшую миссионерскую службу церковная школа, умело поставленная и приспособленная к местным условиям. Здесь нужно бережно хранить и поддерживать грузинский язык, эту живую связь мусульман-грузин с их православными делами и прадедами; здесь нужны листки, брошюры, книги на грузинском языке, направленные к тому, чтобы воскресить умирающие христианские предания, оживить и заставить заговорить безмолвные развалины храмов и обителей. Но на все нужны средства и средства... В Закатальском крае среди ингилойцев имеется 6 школ, в Ахалцыхском крае – 12. И, благодарение Богу, православные здесь тверды в вере, преданы Церкви более чем в других местах Грузии. В Аджарии не имеется ни одного прихода и ни одной школы... Только в последнее время Общество восстановления православного христианства на Кавказе изыскало средства и поручило окружному наблюдателю, два года назад наметившему 14 пунктов для школ, приступить с будущего года к открытию первых двух училищ в Аджарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Прп. Серапион просил не разлучать его «с этим святым собранием», и прп. Михаил отпустил с ним брата и 4 парехских монахов, благословив их животворящей Зарзмской иконой «Преображение Господне», к-рую путники взяли с собой. Монахи дошли до «горы, поднимавшейся в небо», прошли место Берас-Джвари. В расположенном на окраине долины Утквиса месте Дзиндзе, несмотря на то что там не было тех примет, к-рые они искали, монахи стали возводить строения для будущего мон-ря и «пробыли там немало дней». Однако «звероподобный безжалостный» владетель местности прогнал монахов к реке, и в 2 милях к западу от нее, «в месте, покрытом лесом, куда не ступала нога человека», они обнаружили все приметы, указанные прп. Михаилом, в т. ч. холм и к востоку от него источник. Между ними прп. Серапион и повелел «выстроить палатку, чтобы в ней приютить себя и икону». Кн. Георгий Чорчанели, «великий и известный властелин» этой местности, однажды, охотясь в месте Цхроча, увидел дым от костра. Узнав, что в лесу остановились монахи, к-рые намереваются построить здесь мон-рь, Георгий на следующее утро послал к ним 2 вельмож, «чтобы они обстоятельно разведали все». Прп. Серапион подвел их к иконе «Преображение Господне» и назвал имя прп. Михаила, которое было князьям известно. Через 3 дня Георгий, «запасшись всем необходимым, равно как приношением, приличным для пустынников», в сопровождении священников посетил монахов и по окончании духовной беседы с прп. Серапионом, состоявшейся у источника, предложил им перебраться из этого «сурового» места в более подходящее для строительства мон-ря - Занави, где, как указывает агиограф, уже был «великолепный» мон-рь, построенный некими Амаспом и Курдием и отреставрированный сестрой Георгия Латаврой (Феклой), женой др. местного владетеля, Мириана. Получив отказ прп. Серапиона, Георгий настоял на том, чтобы монахи все же обошли его земли в сопровождении юноши из его свиты и выбрали подходящие для пожертвования мон-рю. Прп. Серапион колебался с ответом, но в ту же ночь «видел ангела, который подкрепил его». В Житии указано, что по возвращении прп. Серапион воздвиг на месте у реки, где беседовал с Георгием, 2 креста во имя св. архангелов и позже - молитвенный домик; здесь совершались знамения и происходили исцеления.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Н. Гиоргобиани Эпиграфические надписи в З. Хронология лапидарных, чеканных и фресковых надписей З. охватывает период IX-XVI вв. Особо следует отметить древнейшую чеканную надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне», датированную 886 г. ( Такаишвили. 1919. С. 105-114; Чубинашвили Г. 1959. Т. 1. С. 27-33; Вачнадзе. 1975. С. 9-10). Среди лапидарных надписей наиболее ранняя помещена на стене пристроенного к колокольне однонефного придела. Это 12-строчная строительная надпись Иоанна Сулаисдзе 979-1001 гг., выполненная асомтаврули. В ней содержатся сведения об участии в подавлении восстания Варды Склира 12-тысячной груз. армии под командованием прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави, направленной царем Тао-Кларджети Давидом III Куропалатом ( 1001) в Византию, и о строительстве придела Иоанном Сулаисдзе под рук. прп. Иоанна-Торникия и Георгия Эристави ( Силогава. 2007. С. 105-107). Неск. лапидарных надписей, датированных в основном рубежом XIII и XIV вв., сохранились на стенах кафоликона З. ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 15-17; Беридзе. 1955. С. 129; Бочоридзе. 1992. С. 144-145; Силогава. 2007. С. 109-112). Более поздние эпиграфические памятники позволяют восстановить историю З. в XV-XVI вв., связанную с родом Хурцидзе. Так, 4-строчная надпись на юж. галерее кафоликона, выполненная асомтаврули и датированная 2-й пол. XVI в., является поминальной записью настоятеля З. Гавриила (Хурцидзе): помимо него в ней указаны также «его мать, дочь Иване I (князя Самцхе) - Гаяне, бывшая Гулдам» и «отец его Шио, бывший Шота». Очевидно, родители Гавриила приняли монашеский постриг ( Такаишвили. Археол. экскурсии. 1905. С. 37-40; Беридзе. 1955. С. 129-130; Бочоридзе. 1992. С. 146; Силогава. 2007. С. 113). Единственная датированная (1577) лапидарная надпись в З. принадлежит Парсману Хурцидзе: согласно ей, Парсман устроил на нижнем этаже колокольни ц. во имя Иоанна Богослова (вероятно, сам ктитор похоронен там же). В надписи отразилась политическая ситуация Самцхе того периода, в частности борьба крупных феодалов против атабагов Самцхе (гражданская война 1576-1578): в ней отсутствуют имена атабага Самцхе и груз. царя, в то время как сам ктитор Парсман и архиеп. Серапион (Хурцидзе) названы «патронами» (Там же. С. 115).

http://pravenc.ru/text/182627.html

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова . Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина - экуменизма , оккультизма , индуизма , йоги . Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма . В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей . В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ. Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха . Он активно выступал против трагического факта - схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Сочинения Использованные материалы   См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:   См. сообщение " "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года: . Название горы, видимо, дано образно, по аналогии с палестинской горой Кармель , в пещерах которой скрывался когда-то пророк Илия .   См. сообщение " 20 "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года:   С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. " Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь "http://Электронная версия " НГ " (ЭВНГ). 007 от 24 июля 1997 года: ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. " Бостонский Синод " , " Святая Православная Церковь в Северной Америке " - HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., " Святая Православная Церковь Северной Америки " ( " Бостонский Синод " , Истинная Православная Церковь Греции)//Из книги " Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) " . Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии): http://minds.by/news/45

http://drevo-info.ru/articles/13412.html

В конечном итоге делается заключение: «экуменизм ставит целью заменить служение Единому Богу служением сатане» 881 . V.4.2.2. Начало смуты Широкое распространение прораскольнической идеологии антиэкуменизма привело к тому, что в апреле 1997 года четыре наиболее известных и исторически значимых грузинских монастыря обратились с открытыми письмами к Предстоятелю Грузинской Церкви. В своих обращениях к Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-патриарху всея Грузии Илие II насельники Шио-Мгвимского, Давид-Гареджийского, Бетанского и Зарзмского монастырей выдвинули требование немедленного выхода ГПЦ из экуменического движения 882 . Кроме того, декларировалась готовность к полному разрыву с Грузинской Церковью в случае невыполнения данного условия. В мае 1997 года духовенство и монашествующие Шемокмедской епархии присоединились к антиэкуменической оппозиции 883 . В июне 1997 года о своём разрыве с Грузинским Патриархатом заявил Кватахевский монастырь. Свои действия протестующие мотивировали нежеланием иметь церковное общение с высшими иерархами, якобы погрязшими в «ереси экуменизма». Основным инициатором данного выступления являлся насельник Шио-Мгвимского монастыря архимандрит Иоанн (Шеклашвили), на протяжении более чем двух лет до этого пребывавший под церковным прещением за совершение аморального поступка. Весной 1997 года в преддверии пасхальных торжеств настоятель Шио-Мгвимской обители испросил у Предстоятеля Грузинской Православной Церкви снятия наложенных прещений с архимандрита Иоанна. Уже спустя два дня после этого было опубликовано обращение архимандрита Иоанна к патриарху Илие II с требованием прекращения экуменической деятельности. Несколько позже архимандрит Иоанн (Шеклашвили) пояснил, что снятие запрета в священнослужении для него было необходимо во избежание неверной трактовки его действий как реакции на обиду, причинённую наложением дисциплинарных мер 884 . Реагируя на зарождающийся раскол, священноначалие Грузинского Патриархата предприняло попытку разъяснения пастве принципов православного экуменизма, однако данное действие не возымело существенного успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оно было опубликовано 15 июля 1997 года в газете «Sak’art’velos Respublika» и, излагая истинную позицию Православия в вопросе экуменического диалога, содержало призыв к восстановлению мира церковного. Патриарх Илия II осудил попытки расколоть Грузинскую Православную Церковь и выразил надежду на то, что фанатизм и нетерпимость не укоренятся в церковном народе 890 . В ответ на действия священноначалия ГПЦ, запрещённый в священнослужении архимандрит Иоанн (Шеклашвили) опубликовал 17 июля 1997 года в газете «Alia» своё второе открытое письмо, адресованное Грузинскому патриарху и Священному Синоду. В этом обращении он призвал священноначалие к разрыву евхаристического общения с принимающими участие в экуменическом движении Константинопольским, Антиохийским, Александрийским и Московским Патриархатами 891 . Вскоре с аналогичным требованием выступили Бетанский, Зарзмский и Кватахевский монастыри. По слову архиепископа Даниила (Датуашвили), «новой темой для Грузинской Православной Церкви стал уже [...] антицерковный радикализм, который [...] пытались навязать Церкви» 892 . Антиэкуменическая идеология, помимо своего, внешне привлекательного для многих облика, борьбы за чистоту Православия, обнажила скрытую от стороннего взора антицерковную сущность. Деструктивность позиций лидеров противостояния стала очевидной практически для всех и в силу этого попытка провести вторую часть раскольнического сценария провалилась. Миряне и духовенство не поддержали идею изоляции Грузинской Церкви от православного мира. По слову архиепископа Даниила, «церковный народ смог выявить радикализм и отказаться от него. Раскольники, выдвинув неприемлемые для Церкви требования, совершенно себя скомпрометировали» 893 . Тем не менее, Грузинская Патриархия, желая окончательного устранения церковной смуты, создала специальную комиссию под руководством протопресвитера Георгия Гамрекели, целью которой было установление диалога с раскольниками. Однако «монашеская оппозиция» не поддержала идею двусторонних переговоров 894 . Опираясь на информационную поддержку «независимой прессы», подвергнутый церковному прещению архимандрит Иоанн (Шеклашвили) взял курс на учреждение параллельной иерархической структуры. Он направил своего сподвижника архимандрита Григория (Губахидзе), настоятеля Давид-Гареджийского монастыря, в далёкую Грецию с целью установить «церковное общение» и получить епископское посвящение от иерархов «Синода противостоящих» церкви ИПХ Греции, возглавляемого митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом). Дальнейшая история взаимоотношений лидеров «монашеской оппозиции» Грузии с раскольническими организациями представляется достаточно темной. Известным является лишь тот факт, что не найдя поддержки в «Синоде противостоящих» церкви ИПХ Греции, архимандрит Иоанн (Шеклашвили) так же безрезультатно встречался в Москве с представителями Русской Православной Церкви Заграницей 895 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон-рь Сафара (Сапара) представляет собой живописный ансамбль, состоящий из строений разных эпох. Его главный храм св. Саввы, как гласит строительная надпись, был построен на рубеже XIII и XIV вв. зодчим Парезасдзе по повелению министра при царском дворе Беки. Это крестово-купольное здание, план к-рого продолжает традиции церквей Самтавро, Бетаниа, Кватахеви, но купол здесь не такой высокий, как в храмах XII-XIII вв.; изменено оформление фасадов: на вост. фасаде нет сопутствующих центральному окну ниш, уменьшилось количество окон, интерьер освещен хуже, на барабане купола впервые появились ложные окна. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Мон-рь Зарзма. Нач. XIV в. Основание мон-ря Зарзма связано с именем прп. Серапиона Зарзмского. Строительство же главного храма было предпринято Беки в нач. XIV в. Композиция плана схожа с композицией храма в Сафаре, художественное решение его фасадов соответствует художественной концепции, сформировавшейся на рубеже веков; орнаментальный декор резьбы по камню более сухой и мелкий, чем в Сафаре. К кон. XIII - нач. XIV в. относятся: вторично выстроенный св. царем Димитрием II Самопожертвователем (Тавдадебули) храм Метехи в Тбилиси, Бедиа в Абхазии, Гергетская Цминда-Самеба (Св. Троица) (близ Степанцминды (Казбеги)), являющаяся самой крупной часовней и единственным купольным зданием в этом горном регионе. Исторические события, особенно нашествие Тамерлана, надолго приостановили строительство храмов в Грузии. На протяжении почти всего XV в. в основном велись только восстановительные работы. Новая волна строительства началась с XVI в. К этому времени Грузия была раздроблена на отдельные царства и княжества. Развитие архитектуры происходило в основном в наиболее спокойных, гл. обр. горных, регионах. Преимущество отдавалось строительству крепостей, дворцов, караван-сараев, мостов, бань, сторожевых башен и т. п. В горных районах строили оригинальные жилые комплексы (Сванети, Хевсурети). Качество строительной техники, где наряду с камнем стали шире применять кирпич, снова повысилось. В храмовой архитектуре в основном сохранялись традиц. планы и формы, пространственно-композиционная структура, но изменился внешний вид и характер отдельных деталей.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Отдельное исследование И. касается «ямба Борены», посвященного Пресв. Богородице и празднику Благовещения и написанного на обратной стороне иконы Пресв. Богородицы из ц. Ленджери (ныне в Местийском краеведческом музее). И. датировал ямб сер. XIII в. и приписал его авторство супруге мч. Цотне Дадиани ( Шота Руставели. 1970. С. 475-478; Силогава. 1999). И. первым обратил внимание на лит. наследие св. царицы Тамары , в 1941 г. опубликовав научный труд в ж. «Мнатоби» (Светоч), где не только рассмотрел жизнеописание св. царицы, но и куда включил философский, богословский и художественно-лит. анализ ее цикла 5-строчных ямбов «Цата цатасас» (Небесам Небес), «Калцулебривтаса» (Деве) и «Мзис шаравандис» (Лучезарности солнца). Изыскания последнего времени позволили установить, что 4 однострочных ямба из цикла «Мзис шаравандис» не принадлежали св. Тамаре ( Сулава. 2003. С. 69-111). И.- автор многих трудов по истории древней Грузии. Среди них - «Хеттско-грузинский мир», «Хеттская иероглифическая письменность и хеттско-грузинский (тобал-месхетинский) язык», «Древнегрузинская летопись «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли) и список царей Иверии античных времен (IV в. до Р. Х.- 10-е гг. IV в.)», «Памятники грузинской письменности античного периода (I в.)». В сб. «Исторические документы Сванети» (1941) И. опубликовал древние источники. Мн. труды И. посвящены истории груз. лит-ры: «Краткий обзор истории древнегрузинской литературы: Античная эпоха. Средние века до эпохи Руставели», «Древнегрузинский языческий календарь», «Леонти Мровели». И. изучал памятники груз. переводной и оригинальной агиографической лит-ры: «Абукуру», Мученичества святых Або Тбилисского, Константи-Кахи, Гоброна-Михаила, Жития св. Нины, прп. Серапиона Зарзмского, а также средневек. эпос «Балавариани» (Мудрость Балавара). В соч. «Чахрухадзе, поэт, путешественник» написано об авторе хвалебного гимна «Тамариани». Ученый посвятил несколько монографий и очерков биографии Шота Руставели , вопросу датировки его поэмы «Витязь в тигровой шкуре», исследованию текстологической, художественно-эстетической и мировоззренческой проблематики произведения, литературе этого времени. В 1926 г. И. издал соч. «Руставелиана», в 1937 г. был одним из участников организационного комитета, учрежденного к 750-летию создания «Витязя в тигровой шкуре», и членом редколлегии юбилейного издания поэмы. И. уточнил дату рождения Шота Руставели (1166). В 1-й т. своего 7-томного собрания сочинений (1963) И. поместил «Руставелиану», «Эпилог «Руставелианы»», предисловие и послесловие к «Витязю в тигровой шкуре» (текстологический очерк). В 1953 и 1970 гг. издал поэму. И. предполагал, что Руставели, представитель боковой, Эретской линии груз. царской династии Багратиони, был приверженцем манихейства , однако в исследованиях последних лет доказана ошибочность мнения И.

http://pravenc.ru/text/389545.html

И чтобы сей канделак твой пребывал в твоем монастыре в постоянной молитве и служении мы определяем ему ежегодно в жалованье десять мер гоми и 5 кил соли. Свидетели акта суть: шемокмедель – архиепископ господин Бесарион, сахалт-ухуцес (маиор-дом) Рамаз Мадчутадазе, Исак Артомеладзе, Мамука Накашидзе и другие нашего двора все высшие и нисшие. И после нас подтвердите сей акт ему, Гогитидзе, вы все, бидченнтские католикосы и вы все, митрополиты и архиепископы, и вы джуматели и хиноцмидели и вы, архимандриты, дцинамдзгвары и хорепископы 28 и вы, хеласоны, нацвалы, управители и чины нашего двора». Приведенный здесь акт имеет подпись вязью Гуриели Вахтанга и приписку: «260 (1572 г.). Когда построена церковь Зарзмы, был этот год, вероятно, взятый из надписи, указанной выше. Данныя нашего акта нет возможности помирить с данными Грузинских Летописей: по указанию последних, Вахтанг не был сыном Гуриели Георгия II; он с помощью дадиани Мамии изгоняет в 1583 г. Георгия в Константинополь и сам овладевает Гуриею; Георгий вступает в свое владение лишь после смерти Вахтанга в 1586 г. и умирает в 1600 г., оставив наследником сына своего Мамию. Этоть Мамиа имел дочь, бывшую за сыном имеретинского царя Георгия Александром, и одного сына Свимона, умертвившего его в 1625 г. Мамиа известен тем, что он в 1609 г. отнял у турок Адчару 29 . Наш акт считает Вахтанга сыном Георгия и братом Мамии. Он признает первого как-бы владетелем номинальным, а последнего владетелем действительным. Таковъ, по крайней мере, смысл акта. Можно предполагать, что в 1572 г., когда построена Зарзма, Вахтанг управлял Гуриею и в сем случае не будет противоречия, если отнести постройку Зарзмы и к тому и к другому. Как бы то ни было, неть основания заподозрит достоверность акта. Род Гогитидзе, которым, по его фамильному преданнию, перевезены были в Гурию из Зарзмского монастыря образа его, издавна владеет недвижимостью, пожалованной ему в Шемокмеди, и доселе, кажется, пользуется привиллегию, о которой идеть речь в акте Вахтанга. Акт этот подтверждаем был: сыном Вахтанга Кайхосро I и некоторыми другими позднейшими Гуриелями и шемокмеделями. Между прочим, в акте, данном в 1828 г. матерью последнего владетеля Гурии Давида Софиею азнаурам– священнику Иоанну Гогитидзе, брату его Иесе и их потомству, сказано: «Вы, Гогитидзе, имели акт, пожалованный вам супругом моим владетелем Гуриели Мамиею и некоторыми нашими предками Гуриели. Вы молили нас о возобновлении его, и мы возобновили его, пожаловав вам канделакство святого Спаса в монастыр Шемокмеди. Вам дается право хранить ключ от церкви, ставит образ, носить его по пастве шемокмедской, пользоваться десятиною от его доходов и известной частью дичи, убиваемой в лесу, в пределах монастырского селения…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010