«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г. Комментарии и обсуждение В 1840 г. кафедра учрежденной в 1799 г. Волынской епархии была перенесена в губернский город Житомир. Сразу же стал вопрос о строительстве в этом " ополяченном " городе кафедрального собора господствующей, православной церкви. Но Волынская епархия, получив новый епархиальный центр, лишилась самостоятельного епархиального архиерея. В 1840-1860 гг. она временно управлялась архиепископами Варшавскими, имевшими резиденцию на далекой Висле. Варшавские архиереи не слишком нуждались в соборе в Житомире и тем более не осуществляли хозяйский надзор за его строительством, когда оно, наконец, началось. Лишенный архиерейской заботы, почти достроенный собор в середине 1850-х гг. рухнул. Рядом с его руинами поставили деревянную церковь, вмещавшую всего 250 чел. Кафедра в Житомире была замещена в 1860 г. - на нее перевели из Нижнего Новгорода епископа Антония (Павлинского). Легко представить, как он был потрясен видом " Волынского кафедрального собора " . Епископ Антоний стал настойчиво хлопотать о выделении средств на строительства величественного храма, который не уступал бы местным костелам. Но Синод, после того как он изыскал для Житомира крупную сумму и она превратилась в груду битого кирпича, не спешил идти ему навстречу. Сперва от епископа потребовали резко сократить смету, а в июле 1863 г. ему прямо отказали в ассигновке. Обиженный архиепископ (в этот сан он был возведен к Пасхе 1862) обратился с пространным письмом к митрополиту Московскому Филарету, описав в нем многострадальную историю строительства собора в Житомире и излив в нем всё, что он думает по поводу решения Синода. Очевидно, письмо помогло: еще при жизни митрополита Филарета проект собора для Житомира был утвержден, деньги отпущены, и строительство началось. Только оно велось уже при новом епископе Волынском и Житомирском, Агафангеле (Соловьеве). Архиепископа Антония (Павлинского) в 1866 г. вернули в Среднюю Россию, назначив на Владимирскую кафедру.

http://sobory.ru/article/?object=19664

После прославления началась торжественная Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Варшавский и всея Польши Савва. Ему сослужили все присутствующие иерархи. Митрополит Савва произнес проповедь о великом событии прославления мучеников Холмских и Подляшских на русском, польском, украинском и белорусском языках. После Литургии был отслужен молебен новопрославленным святым мученикам. В завершение празднования послание Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея зачитал министр Станислав Цёсек, затем выступил со словом мэр г. Холма Кшиштоф Грабчук. В торжествах участвовали более 100 священников и около 2 тыс. паломников из Холмщины и Подляшья и всех епархий Православной Церкви Польши. Прибыли также сыны Холмщины, которые живут за пределами отчего края: из Львова, Луцка, Владимира-Волынского, а также Германии и Англии. Среди паломников были близкие новопрославленных мучеников: сестра священномученика Льва Надежда Горлицкая-Коробчук и семья священномученика Василия из Варшавы и Люблина. Присутствовали представители государственных и самоуправленческих властей, Римо-католической и старо-католической церквей, дипломатического корпуса, украинских общественных организаций. Официальным представителем президента Польши Александра Квасневского был министр Станислав Цёсек. Присутствовал также чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Александр Никоненко. В связи с празднованиями Люблинско-Холмская православная епархия издала книжечки на украинском и польском языках под названием «Прославление Мучеников Холмских и Подляшских» Холм, 7-8 июня 2003 г. (Холм 2003), под редакцией и обработкой Григория Куприяновича. Иконки Собора святых Мучеников Холмских и Подляшских можно было приобрести во время торжеств. Холмские торжества прославления Мучеников Холмских и Подляшских 7-8 июня 2003 г. стали крупнейшим церковным праздником в истории Православия на Холмщине и Подляшье. Еще никогда не собирались здесь одновременно представители такого большого количества поместных православных церквей, впервые служилась Божественная Литургия с участием 19-ти архиереев. Для украинского православного народа Холмщины и Подляшья это был день славы и торжества Православия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Построенная во времена Ивана Грозного, известная по описаниям 1627–1628 гг., деревянная Никольская церковь в Рели сгорела в 1725 г. На ее месте вскоре построили новую церковь. В 1726 г. вышел указ о разрешении «попу села Рели, церкви Николая Чудотворца Феодору Мартынову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте церковь во имя Николая Чудотворца». Эта церковь сгорела 25 апреля 1865 г. то ли от свечи на жертвеннике, то ли от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем панихиду, загорелась подкладка ризы. Спасенную от огня утварь, иконы, документы перенесли во вновь устроенную деревянную кладбищенскую Покровскую церковь. Вскоре жители села обратились к епархиальному начальству с прошением о строительстве нового храма на прежнем, освященном традицией месте. Составление проекта было поручено архитектору Ивану Блажеевичу Слупскому (1826–1891), который в 1869 г. выполнил проект на этот раз каменной церкви. Часть средств для строительства храма выделила епархия, часть поступила от пожертвований прихожан и «других доброхотных дателей». И.Б. Слупский, выпускник Варшавской художественной школы, получил в 1861 г. звание академика архитектуры, длительное время работал в Министерстве путей сообщения, с 1876 г. становится городским архитектором, строит в Петербурге доходные жилые дома, особняки, комплекс подворья Коневского монастыря на Загородном проспекте, часовню Спасо-Преображенского собора. Рельская церковь является его наиболее представительной работой. 30 мая 1870 г. проект Рельской церкви и смету к нему утвердили. Стоимость строительства определялась в 29 912 руб. 86 коп. серебром. В том же году состоялась закладка храма. Церковный староста Тарас Федоров вел активную подготовку к строительству: закупил известь, организовал доставку гранитного бута для фундаментов и цоколя, нанял мастеров для выделки кирпича. Прихожане, начав постройку, обязались доставлять материал. Плиту привозили из Нарвы и из Смолеговиц Ямбургского уезда, известь – из Никольщины Гдовского уезда, железо – со ст. Молосковицы. Гранитные валуны для фундамента и цоколя тащили на себе с поля, без лошадей. Для доставки камней в 200 пудов собиралось вместе до 70 человек. Местные крестьяне входили и в состав строительной комиссии по постройке храма, которую возглавил священник Петр Тихомиров, родитель уже знакомого нам по Малой Ящере и Новому Островно священника и лужского благочинного Н. П. Тихомирова. Членами комиссии были Тарас Федоров из д. Соколок, Александр Петров из д. Переволоки, Петр Никифоров из д. Залустежье, Иван Сидоров из д. Релка. Кирпичные работы взялся выполнить крестьянин с. Рель Иван Ильин.

http://sobory.ru/article/?object=04898

С обособлением Волынской епархии материальное положение Варшавской кафедры осложнилось, возникли трудности с пополнением клира. Тем не менее с 1 янв. 1861 г. по ходатайству наместника Царства Польского кн. М. Д. Горчакова денежное содержание Варшавского архиерея было увеличено с 3828 до 7828 р. в год (с учетом утраты им доходов от должности священноархимандрита Почаевской лавры ). С 1 янв. 1867 г. был введен составленный И. новый штат правосл. духовенства епархии с увеличенным содержанием. По ходатайству архиерея Синод выдал единовременные пособия священно- и церковнослужителям, пострадавшим во время восстания, а также всем низшим причетникам епархии. Отдельными решениями И. увеличил содержание духовенства военного ведомства (с 1869) и таможенных церквей (с 1868), а также 24 певчих архиерейского хора (с 1867). Присутствие Варшавской духовной консистории к янв. 1864 г. было увеличено до 4 членов и секретаря, в 1873 г. расширен состав чиновников и повышено жалованье. В 1868 г. в консистории началось обсуждение вопроса об эмеритуре и назначена комиссия, составившая проект устава эмеритальной кассы. После ликвидации автономии Царства Польского с 1868 г. Варшавская епархия стала подчиняться Святейшему Синоду на основаниях, общих для всех епархий Русской Церкви. В 1861 г. был обновлен (частично на средства августейшей фамилии) и 6 дек. И. освящен кафедральный Троицкий собор в Варшаве. 21 июня 1862 г. в соборе И. вместе с варшавской паствой встречал нового наместника Царства Польского вел. кн. Константина Николаевича. После покушения на наместника в благодарность за сохранение его жизни воинскими чинами по инициативе И. были собраны средства на огромного размера икону св. блгв. царя Константина. Написанный в Троице-Сергиевой лавре образ был помещен в соборе. И. распорядился ежегодно 21 июня служить благодарственные молебны во всех церквах епархии. В 1862 г. были обновлены крестовая Преображенская ц. и Крестовоздвиженская дворцовая ц. в бывш. королевском замке - дворце наместника, 19 дек. того же года переосвященная архиепископом во имя св. Константина, в 1865 г.- церковь в Сувалках. 9 дек. 1870 г. И. освятил перестроенный Всехсвятский храм в г. Петрокове.

http://pravenc.ru/text/577966.html

Это богослужение было совершено в видах утверждения в православной вере новообращенных униатов. Оба святителя облачались вместе, на средине церкви; царские двери были отверсты даже во время причащения священнослужителей; во время службы были розданы духовенству Высочайшие награды; служба закончилась архипастырским благословением массе богомольцев. В январе 1840 г. Никанор был сделан архиепископом волынским и житомирским и архимандритом Почаевской лавры. В это время кафедра архиерейская была перенесена из лавры в Житомир. Заботясь о лавре, Никанор пожертвовал сюда множество книг, устроил в соборе придел во имя св. Николая, в память посещения лавры Императором Николаем 25 сентября 1842 г., главную святыню лавры – икону Почаевской Божией Матери украсил драгоценною, с каменьями, ризою, обновил здания монастырские, улучшил хор певчих. Заботясь о благоустроении своей паствы, преосвященный Никанор старался о распространении, среди поселян, христианского просвещения, завел при церквах школы, при богослужении – катехизические беседы, особенно необходимые в тамошнем крае. За ревность к архипастырскому долгу Государь Император, в рескрипте от 28 марта 1841 г., восхвалив его «усердное и отлично полезное служение», пожаловал ему орден св. Александра Невского 1-й степени. В 1842 г. повелено было ему присутствовать в Свят. Синоде. 17 января 1843 г., в день кончины митрополита Серафима, преосвященный Никанор был назначен в архиепископа варшавского и ново-георгиевского, с правом управлять и волынскою епархиею и быть священно-архимандритом Почаевской лавры. В тоже время он сделан постоянным членом свят. Синода. Варшавская епархия, по малочисленности паствы, не озабочивала архипастыря. Но преобладание неправославного элемента и близкое соседство с западными государствами, требовали от него собственно мудрости змеиной и целости голубиной – качеств высоких и редко совместимых в одном лице. Требование означенных качеств и, вообще, тяготу епископского служения в Варшаве пред указал преосвященному и сам помазанник Божий, в аудиенции, 10 мая 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Церковь во имя Св. Духа в Кодене (Седлецкая губ.). 1520 г. Литография. 1896 г. (РГБ) Церковь во имя Св. Духа в Кодене (Седлецкая губ.). 1520 г. Литография. 1896 г. (РГБ) После 1864 г. российские власти принимали активные меры к воссоединению с Православием проживавших в Холмском крае униатов. Главным деятелем воссоединения стал прот. Маркелл Попель (впосл. еп. Люблинский, викарий В. е.), в 1871 г. назначенный администратором униатской Холмской епархии. 1 мая 1875 г. Синод издал постановление о присоединении к Православию униатской Холмской епархии (268 храмов и ок. 250 тыс. чел.), для управления возвращенными из унии приходами было учреждено Люблинское вик-ство В. е., Варшавский архиерей стал титуловаться «Холмский и Варшавский». 16 нояб. 1875 г. на Холмско-Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Леонтий (Лебединский) . Перед ним стояла сложная задача утверждения воссоединенных униатов в Православии и реорганизации епархиальной жизни. С целью более глубокого ознакомления новообращенных с Православием архиеп. Леонтий при содействии властей организовывал паломнические поездки бывш. униатов к правосл. святыням, гл. обр. в Почаевскую и Киево-Печерскую лавры. Одной из важнейших задач являлось также воссоединение «упорствующих» униатов: в кон. 70-80-х гг. XIX в. в Православие ежегодно переходило по неск. десятков или даже сотен «упорствующих», одним из самых масштабных было воссоединение 434 униатов в I Грубешовском окр. в 1890 г. В 1875-1890 гг. из иных исповеданий в Православие переходили ок. 300-400 чел. ежегодно. При архиеп. Леонтии продолжалось активное строительство правосл. храмов. В 1877 г. имп. Александр II утвердил «Правила для устройства церковных зданий в Привислинском крае», руководство строительством осуществляло Мин-во внутренних дел, с 1890 г.- епархиальные структуры. При архиеп. Леонтии были возведены церкви в городах Люблин, Грубешов, Калиш, Ломжа, Янов, Млава, Лодзь, Луков, Августов, Плонск, Коло, Томашов, Бела и др. Архиеп. Леонтий поддержал инициативу командующего Варшавским военным окр. И. В. Гурко (в 1883-1894 ген.-губернатор Привислинского края) по созданию новых войсковых церквей, на средства Военного ведомства было устроено неск. гарнизонных храмов в Щучине и Гонсиорове Ломжинской губ., а также близ г. Остроленка.

http://pravenc.ru/text/150457.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010