14 июня 1922 г. в Варшаве был собран 3-й Совет правосл. епископов в Польше. Польск. власти потребовали от православ. архиереев решения о самостоятельности Православной Церкви в Польше на началах автокефалии. Е. и еп. Владимир сделали заявление, что меняющаяся ситуация вокруг Патриарха Тихона в Москве не дает оснований обсуждать такие крайние меры, как автокефалия, и вновь призвали к созыву Всепольского Собора. После этого Е. вернулся в Вильно, а еп. Владимир не участвовал в голосовании. Совет высказался в пользу автокефалии, хотя и обусловил это получением согласия от глав правосл. Поместных Церквей, в т. ч. Московского Патриарха. Было объявлено о переходе высшей церковной власти к Синоду Православной Церкви в Польше, состоявшему из митр. Георгия (Ярошевского) и его сторонников. 27 июля Е. созвал в Вильно епархиальный съезд духовенства и мирян. В работе съезда приняли участие представители Гродненской епархии, также в Вильно находился и еп. Владимир. Съезд осудил попытки Варшавского митрополита и др. иерархов Православной Церкви в Польше отделиться от Матери-Церкви неканоничным путем и призвал созвать для решения всех вопросов устройства церковного управления в Польше обл. Церковный Собор, «доколе же этот Собор не состоится... воздержаться от всяких распоряжений, связанных с провозглашением автокефалии». 15 июля аналогичную резолюцию принял и епархиальный съезд в Гродно. 6 сент. 1922 г. Синод Православной Церкви в Польше издал указ, объявляющий деятельность Е. «вредной и угрожающей Церкви смутой». Решением Синода Е. был уволен от управления Литовской и Виленской епархией в пределах Польши, было указано считать его «архиепископом Литовским только в пределах Ковенской Литвы». В ночь на 14 окт., после всенощной службы в виленском Свято-Духовом мон-ре, Е. был арестован польск. властями и доставлен в католич. камальдульский мон-рь около Кракова. В нач. февр. 1923 г., после протестов Правительства Литвы, поддержанных Лигой Наций, Е. был освобожден и выслан из Польши. 6 февр. он прибыл в Каунас - временную столицу Литовской республики. Вместо Виленской и Литовской епархии в Православной Церкви в Польше была учреждена Виленская и Лидская епархия. Назначенный туда правящим архиереем еп. Феодосий (Феодосиев) , осознавая незаконность удаления Е. с кафедры, обратился к нему с извинительным письмом. В ответ Е. сообщил, что не отказывается ни от своей паствы, ни от Виленской кафедры. Прихожане, оставшиеся верными Е. и Московской Патриархии, образовали в Вильно Екатерининскую патриаршую общину во главе с прот. Л. Голодом.

http://pravenc.ru/text/189717.html

25 сент. 1943 г. в связи с приближением советских войск П. по требованию нем. властей покинул Киев. Первоначально он пребывал в пределах епархии, продолжая управление ее еще оккупированной зап. частью, затем был вывезен в Польшу. В апр. 1944 г. в связи с отсутствием данных о судьбе архиеп. Дамаскина (остался на территории, освобожденной советскими войсками, и был арестован в мае 1944 г. органами НКВД) состоявшийся в Варшаве Собор епископов автономной Украинской Церкви утвердил титулование П. архиепископом Киевским и Галицким и избрал его главой УПЦ (по др. сведениям, П. был признан главой УПЦ единолично Варшавским митр. Дионисием (Валединским)). Это избрание имело скорее символическое значение, поскольку архиереи автономной УПЦ, выехав на запад, утратили возможность управления своими епархиями. После окончания второй мировой войны П. находился в лагере для перемещенных лиц в Шлайсхайме близ Мюнхена. 5 апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в числе 12 оказавшихся в эмиграции укр. и белорус. архиереев перешел в юрисдикцию Зарубежной Церкви в сущем сане. 10 мая 1946 г. награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. В кон. 1947 г. назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ архиепископом Буэнос-Айресским. Аргентинская епархия Зарубежной Церкви была образована из Аргентинской духовной миссии после выхода местной рус. правосл. общины во главе с протопресв. К. Г. Изразцовым из юрисдикции РПЗЦ. В янв. 1948 г. община протопресв. Изразцова перешла в юрисдикцию Митрополичьего округа в Северной Америке (неканонично объявленной самоуправляющейся Американской митрополии РПЦ). По прибытии П. в Буэнос-Айрес кафедральный собор, епархиальное управление и архиерейский дом были временно размещены в арендованных помещениях. П. безуспешно пытался оспорить имущественные права протопресв. Изразцова на Троицкий храм и церковное имущество в Буэнос-Айресе. В ответ протопресв. Изразцов использовал свои связи в кругах аргентинских властей для удаления П. из страны. В апр. 1951 г. П. был выслан из Аргентины. Летом того же года направлен Архиерейским Синодом в г. Тунис (в то время владение Франции) для подготовки устройства Североафриканской епархии РПЦЗ. Пребывал при тунисском Воскресенском храме, из-за болезни настоятеля часто совершал богослужения в одиночку. Деятельность П. в Тунисе вызвала конфликт с Александрийской Церковью, считавшей Тунис своей канонической территорией. Патриарх Александрийский Христофор II запретил сослужения своего духовенства с представителями Русской Зарубежной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578870.html

3 место. Издательство Сретенского монастыря. Архимандрит Клеопа (Илие) «Жития святых. Истории румынского старца для детей и взрослых» Лучшее справочное и краеведческое издание 1 место. Издательство «Невская Лавра». Автор проекта и главный редактор епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко) «Наследие святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви» 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Виталий Горошников «Ярославский край»: т1. «История, традиции, характер», т.2 «Города, деревни, сёла», т.3 «Растения, животные, реки, озера» 2 место. Хабаровская и Приамурская епархия, редактор-составитель Татьяна Якуба. Владимир Арсеньев «Избранное. 150-летию со дня рождения посвящается» 3 место. Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Редакторы-составители: Наталья Балюк, Александр Вычугжанин «Тюмень – столица деревень» 3 место. Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Владимир Козлов «Православные монастыри Москвы» 3 место. Издательство ООО «Мастер-Студия». Владислав Ястребов «Соборы Симбирска» Лучшая иллюстрированная книга 1 место. Тюменский региональный общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Главный редактор-составитель Юрий Перминов «Дружбы храм священный» 2 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Составитель иеромонах Пафнутий (Фокин) «В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице – Сергиевой Лавры. Годы преставления 2020–2021» 2 место. ООО «Арт-холдинг «Медиарост». Виталий Горошников «Ярославский край на фотографиях XIX – начала ХХ века» 3 место. Издательство Варшавской митрополии. Автор-составитель: Ярослав Харкевич «Краски Православия. Святая Земля» 3 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Владислав Горохов «Монастыри Святой Руси. Монастыри к западу от древней столицы» Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству 1 место. Издательский отдел Нижегородской епархии. Автор-составитель архимандрит Тихон (Затекин) «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев»

http://azbyka.ru/news/vrucheny-nagrady-x...

В 1879 г. было произведено новое распределение храмов В. е. по благочинническим округам: кафедральные соборы и еще неск. храмов были оставлены вне благочиний, храмы Варшавы объединены в I Варшавский округ, остальные храмы епархии разделены на 18 благочиннических округов. В епархии стали осуществляться выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. архиеп. Леонтий утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию для благочинных. В 1877 г. началось издание « Холмско-Варшавского епархиального вестника » (первоначально выходил 2 раза, с 1899 - 4 раза в месяц). В 1884 г. холмское Свято-Богородицкое братство организовало выпуск «Холмского народного календаря». 14 дек. 1891 г. на Холмско-Варшавскую кафедру был назначен Флавиан (Городецкий) , бывш. еп. Люблинский, викарий В. е. (с 15 мая 1892 архиепископ). При архиеп. Флавиане храмоздательство в В. е. не было столь интенсивным, как в предшествующее время, тем не менее появились новые церкви в Любартове, Венгрове, Мехове, Томашове, Рыпине, Новорадомске, Раве, Ленчице, Соколове, Серпеце, Лукове, Влодаве и др., был открыт ряд сельских приходов, активно устраивались т. н. церкви-школы, т. е. домовые храмы в зданиях церковноприходских школ. При архиеп. Флавиане в Варшаве началось возведение Александра Невского собора (заложен 30 авг. 1894, освящен 20 мая 1912). Архиеп. Флавиан в отличие от своего предшественника архиеп. Леонтия, терпимо относившегося к элементам униатской обрядности в богослужении воссоединившихся приходов, стремился к строгой унификации богослужения и церковных обычаев по великорус. образцу, что настроило против него часть духовенства и прихожан из числа бывш. униатов. Особенно резко обрядовые перемены производились в епархии в 1894 г., что вызвало не только ропот среди части паствы, но даже открытые беспорядки (в частности, 8 сент. 1894 в посаде Кодень). Значительное число жителей Холмщины, числясь православными, продолжали придерживаться униатства: в 1895 г. таковых насчитывалось до 73175 чел., в 1897 г. только в 35 приходах из 276 воссоединившихся из унии все прихожане твердо держались Православия.

http://pravenc.ru/text/150457.html

В 20-х гг. XX в. в Польше резко активизировалось сектантство. На Волыни развернули деятельность штундо-баптисты, пятидесятники, адвентисты. Трудами еп. Симона (Ивановского) 1 янв. 1926 г. был основан епархиальный миссионерско-законоучительский комитет, открыты должности уездных миссионеров по благочиниям, было издано неск. антисектантских сочинений совр. авторов ( Перетрухин И. К. Руководство по обличению рационалистических сект штундо-баптизма и адвентизма. Варшава, 1924; Калинович П., прот. Письма миссионера. Пинск, 1938 и др.). С 1932 г. ежегодно в Почаевской лавре устраивались недельные законоучительские и миссионерские съезды представителей духовенства и мирян со всей митрополии. В 30-х гг. XX в. правосл. Волынский епархиальный миссионерский комитет распространял лит-ру об унии и о неоунии, И. К. Перетрухин читал лекции и проводил диспуты в наиболее проблемных приходах. В 1923-1926 гг. в Луцком и во Владимирском повятах усилилось движение за украинизацию церковной жизни, обусловленное, в частности, тем, что в 1922-1923 гг. были опубликованы большими тиражами переводы на укр. язык богослужебных книг, осуществленные Огиенко; кроме того, активизировались автокефалисты на территории Украинской ССР, их издания иногда попадали на Волынь. 30 мая - 2 июня 1923 г. в Кременце состоялся Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором председательствовали благочинный мон-рей К. е. архим. Поликарп (Сикорский) и прот. Никанор Абрамович. Последний выступил за украинизацию Кременецкой семинарии и за повсеместный переход к преподаванию в приходских школах на украинском языке, против чего возражал ректор Дерманского ДУ прот. Петр Кедров (см. Пахомий (Кедров) ). После дискуссий съезд высказался за параллельное преподавание в церковных школах на укр. и рус. языках. Съезд обратился к властям с просьбой о создании фак-та правосл. теологии при Варшавском ун-те, что вскоре было реализовано. 3 сент. 1924 г. Синод Польской Церкви принял решение о возможности использования в богослужении не только украинского, но и польск., белорус. и чеш. языков. 27 апр. 1925 г. при Синоде под рук. митр. Дионисия начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на укр. язык.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

В споре между патриархом Никоном и «ревнителями благочестия» во главе с известными протопопами И. Нероновым , Аввакумом Петровым , С. Вонифатьевым на сторону противников «новизны» встали муромский протопоп Лонгин (впосл. сослан в Сибирь) и архимандрит Спасского мон-ря старец Антоний (принес покаяние на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где и скончался). При вхождении в состав Владимирской епархии (в 1764) Муром сохранял статус 2-го кафедрального города до 1788 г., к этому времени в Муромском у. числилось 138 храмов. Во время Отечественной войны 1812 г. из Москвы были вывезены Владимирская икона Божией Матери и Иверская икона Божией Матери , к-рые 5 сент. были доставлены во Владимир, 10 сент. обоз со всероссийскими святынями прибыл в Муром. В городе чудотворные иконы пребывали в Благовещенском муж. мон-ре до 20 окт. 1812 г. К нач. XX в. в Муроме существовало 3 мон-ря (2 мужских - Спасо-Преображенский и Благовещенский и Троицкий женский); действовали 13 приходов (23 церкви), 3 бесприходных и 5 монастырских храмов. В церковно-адм. отношении приходы разделялись на 3 благочиннических округа. В крае с многочисленным старообрядческим населением действовали единоверческие приходы. До 1917 г. на территории совр. М. и В. е. их существовало 9: в слободе Мстёра (ныне поселок Вязниковского р-на) было 2 прихода (ц. во имя Пресв. Троицы, ц. во имя свт. Николая Чудотворца), в селах Дерново, Микляево, Нов. Поташ (ныне дер. Гороховецкого р-на), Польцо (совр. Муромский р-н), Семёновка (ныне не существует), Тараканово, Григорово (совр. Меленковский р-н). Муромское ДУ было открыто в Спасо-Преображенском муж. мон-ре в 1-й пол. 20-х гг. XVIII в. по указу имп. Петра I Алексеевича распоряжением митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) «для обучения поповских детей». В 40-х гг. XVIII в. уч-ще было закрыто, возобновлено в 1791 г. на территории Благовещенского мон-ря. После пожара, уничтожившего здание, уч-ще в 1800 г. было закрыто, в 1816 г. вновь возобновило свою деятельность в отдельном здании в Муроме, закрыто в 1918 г. Среди выпускников Муромского ДУ - митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) (выпуск 1890 г.), архиеп. Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) (выпуск 1858 г.), церковный ученый М. И. Савваитский (выпуск 1875 г.).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Дионисием в тайной поддержке действий архим. Тихона, еп. Антоний 20 сент. 1924 г. был переведен из Дерманского мон-ря в Вильну на должность ректора Виленской ДС. Новый наместник Дерманского мон-ря архим. Иона (Андрианов) под давлением польских властей принял ряд мер против архим. Тихона и против жившего в той же обители с 1923 г. на покое еп. Пантелеимона (Рожновского) . 15 окт. 1924 г. архим. Тихон был арестован в Дермани и выслан в Германию, с церковной оппозицией на Волыни было покончено. В связи с отказом митр. Дионисия от управления Волынско-Кременецкой епархией и преобразованием Кременецкого викариатства в самостоятельную епархию Кременецкий еп. Симон (Ивановский) 10 апр. 1932 г. получил назначение на О. в., в 1934 г. поселился в Дерманском Троицком монастыре. С лета 1938 по 15 апр. 1939 г. Симон являлся епископом Варшавским, викарием Варшавской митрополии, затем вернулся в Острог. В сент. 1939 г. Польское государство перестало существовать, Волынь была присоединена к СССР. 21 авг. 1940 г. еп. Симона вызвали в Москву, где после принесения покаяния он был принят в РПЦ, в качестве правящего епископа возглавил отделенную от Ровенско-Кременецкой епархии самостоятельную Острожскую и Сарненскую кафедру, 24 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. 26 июня 1941 г. Дермань была занята нем. войсками. Еп. Симон поселился при Богоявленском соборе в Остроге, настоятель к-рого прот. Михаил Рыхлицкий активно поддерживал Автономную УПЦ. С нач. 1942 г. еп. Симон проживал при Почаево-Богородичном соборе в г. Сарны, настоятель к-рого прот. Георгий Палий также сохранил верность канонической Церкви. В мае 1942 г. Симон начал управлять Черниговской епархией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ), переехал в Чернигов (на Черниговскую кафедру назначен 9 дек. 1941). Дерманский мон-рь перешел в подчинение главе Автономной УПЦ, митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). В сент. 1942 г. он назначил настоятелем обители архим. Мефодия (Сибиковского), к-рого предполагалось рукоположить на Острожскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

К., Л. и Л. е. возникла на занятых немцами землях Польши после возвращения 23 сент. 1940 г. на должность предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия (Валединского), к-рого гестапо осенью 1939 г. отстранило от управления. Восстановление его на митрополичьей кафедре стало результатом переговоров представителей немецкой власти c деятелями базировавшегося в Кракове Украинского центрального комитета (УЦК) во главе с В. М. Кубийовичем, проходивших в июле 1940 г. В переговорах помимо греко-католика Кубийовича приняли участие православные политические лидеры: председатель объединения украинских православных мирян проф. И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) и премьер-министр правительства Украинской народной республики (УНР) в изгнании, глава Украинского юридического бюро А. Н. Ливицкий. Представители УЦК резко негативно относились к временному окормлению православных приходов с большинством украиноязычного населения Берлинским и Германским архиеп. Серафимом (Ляде) - русскоязычным немцем, членом Синода РПЦЗ. Укр. общественные деятели выступали за выделение из Варшавской митрополии в отдельные епархии всех территорий, где среди православных преобладали украинцы. Для утверждения митр. Дионисия в качестве предстоятеля «Автокефальной православной Церкви в Генеральной губернии» нем. власти выдвинули следующие условия: хиротония 2 епископов укр. происхождения, новое разделение епархий. 30 сент. 1940 г. Собор епископов Генерал-губернаторства принял постановление о создании на территории Генерал-губернаторства 3 епархий: Варшавско-Радомской (в границах Варшавского и Радомского дистриктов), Холмско-Подляшской (в пределах Люблинского дистрикта) и Краковско-Лемковской (в рамках Краковского дистрикта). На Холмскую кафедру был избран ближайший соратник Кубийовича глава существовавшей в Варшаве в 1939-1940 гг. Украинской национальной церковной рады проф. Огиенко, на Краковскую - архим. Палладий (Видыбида-Руденко), бывш. протоиерей, принявший в 1936 г. монашество. Будучи мирянином, Видыбида-Руденко в 1918-1919 гг. занимал должность министра финансов в правительстве УНР, затем был тесно связан с правительством УНР в изгнании.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Новая попытка создать правосл. Витебскую епархию была предпринята на рубеже 1649-1650 гг. В записи переговоров между приехавшими в Варшаву 2 янв. 1650 г. иерархами Западнорусской митрополии и польск. кор. Яном II Казимиром отмечено, что среди архиереев был и «нареченный епископ Витепский» ( Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. К., 1931. Т. 9. Ч. 2. С. 1509). Результаты переговоров нашли отражение в королевском привилее от 12 янв. 1650 г., в к-ром говорилось, что православным отдаются нек-рые епархии (wadctwa), в т. ч. Витебско-Мстиславская, ее архиерею должны были быть переданы 3 храма - Рождества Христова в Полоцке, Благовещенский и Св. Духа в Витебске, а также половина имений униат. Полоцкой кафедры. Текст привилея в варшавские градские книги внес Иосиф (Кононович-Горбацкий) , «епископ Витепский, Оршанский, Могилёвский». Несмотря на то что в документах лета 1650 г. Иосиф (Кононович-Горбацкий) также фигурирует как «епископ Витебский», неизвестно, были ли ему переданы правосл. храмы в Витебске или нет. В февр. 1652 г. кор. Ян Казимир подтвердил привилей Владислава IV униатам 1635 г., согласно к-рому православные не могли иметь храмов в Полоцке и Витебске. В 1654-1667 гг. Вост. Белоруссия, в т. ч. Витебск, была занята рус. войсками. Царь Алексей Михайлович объявил о подчинении Могилёвских епископов Московскому Патриарху. В нач. 1656 г. в Могилёв был прислан для управления церковными делами Мефодий Биба - наместник Патриарха Никона «в епископии Мстиславской, Оршанской, Могилёвской, Витебской и Полоцкой», т. е. по существу его власть распространялась на всю территорию Полоцкой епархии. На всю эту территорию распространялась позднее компетенция Патриаршего наместника Каллиста (Дорофеевича-Риторайского) , в июне 1657 г. хиротонисанного в Москве во епископа Полоцкого (ранее он был игуменом витебского Маркова мон-ря). В Москве от Патриарха Никона он получил список с Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова мон-ря икона Божией Матери ). В 1661 г. территория Полоцкой епархии была подчинена Могилёвской кафедре, остававшейся единственной правосл. кафедрой на землях Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/158850.html

Однако, несмотря на притеснения сначала со стороны правительства Пилсудского, а затем коммунистических властей, Православная Церковь в Польше сохранила Своё влияние, особенно в восточных областях. Проживающие в Польше Православные и поныне остаются Русскими и по языку (на Русском языке печатается официальный орган Варшавской митрополии – «Православный вестник»), и по осознанию неразрывности своих духовных и исторических судеб с Матерью – Русской Православной Церковью. Поскольку в 1918 году Бессарабия вошла в состав Румынского Королевства, за пределами нашей страны оказалась также большая часть Кишинёвской епархии. Архиепископом Кишинёвским и Хотинским в это время был видный Русский церковный деятель, активный участник Поместного Собора 1917–1918 гг. – Преосвященный Анастасий (Грибановский) . В 1919 г. Румынские власти предложили ему покинуть Кишинёв, на его место был поставлен архиерей-румын, а епархия отошла в ведение Румынской Церкви. Так обстояли дела с Церковным устройством на бывших национальных окраинах Российской Империи. Вместе с тем, события революции и Гражданской войны явились причиной эмиграции из России сотен тысяч людей, остававшихся чадами Русской Православной Церкви. В разных источниках число бывших Российских граждан, оказавшихся в рассеянии, колеблется от 2 до 10 миллионов. В начале 20-х годов Русских эмигрантов в немалом числе можно было встретить в Париже и Берлине, Белграде и Софии, Лондоне и Нью-Йорке, Вене и Праге, Каунасе и Буэнос-Айресе. Много их осело тогда в Китае, так что отдельные кварталы Харбина напоминали Русский город начала XX столетия. Судьбу наших Русиян разделили тогда и представители Русского духовенства – епископы и клирики, частью ещё до революции имевшие кафедры и приходы за рубежом, частью отрезанные от России вследствие Гражданской войны и изменения границ. Многие священнослужители, связавшие свою судьбу с Белым движением были принуждены обстоятельствами покинуть свои епархии, оставшиеся на советской территории. Вставал вопрос об организации Русского Церковного управления за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010