ж) И. д. доцента по кафедре систематической философии и логики О. К. Андреева: «Приступая к чтению курса лекций в наступающем учебном году, имею честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии разрешить мне иметь две теоретических и одну практическую лекции». з) И. д. доцента по кафедре истории и обличения русского сектантства А. В. Ремезова: «На основании примечания к § 84 «Устава Православных Духовных Академий» имею честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии —565— разрешить мне, как преподавателю, в первый раз приступающему к чтению своего курса, читать в наступающем учебном году две теоретических лекции и одну посвящать практическим занятиям». Справка : 1) Устава духовных академии § S4, примечание: «Начинающим преподавателям Совет может разрешить в течение первых трех лет и меньшее число лекций» (сравнительно с нормою, каковою признается пять лекций в неделю, а по пастырскому богословию, гомилетике и греческому языку – четыре лекции). – 2) По § 109, лит. 6 п. 3 и лит. а п. 3, того же устава – «определение количества лекций для начинающих преподавателей» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерия, а «распределение лекций, практических занятий с репетициями и часов преподавания» – в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерию. Определили : 1) Признавая вышеизложенные просьбы г.г. наставников Академии об уменьшении числа лекционных часов заслуживающими уважения, – ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении назначить на 1914–1915 учебный год, соответственно числу лет преподавательской деятельности: экстраординарному профессору священнику И. В. Гумилевскому, доцентам Н. В. Лысогорскому и иеромонаху Варволомею (Ремову) и и. д. доцента священнику И. М. Смирнову – по четыре лекционных часа в неделю (два часа на теоретические лекции и два часа на практические занятия); доценту Н. Д. Протасову и и.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приведенный текст отражает традицию, оказавшую непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию: диалоги между смертью, адом и велиаром станут одним из наиболее распространенных гимнографических сюжетов (в частности, у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца). Енох и Илия также станут постоянными участниками повествования о сошествии Христа во ад. Что же касается изведения из преисподней Адама и других ветхозаветных героев, то эта тема будет в подобного рода повествованиях лейтмотивом. В «Вопрошаниях Варфоломея» тема развивается следующим образом: Говорит Ему Варфоломей: «Возвести мне, Господи: кто был тот, которого несли ангелы на руках своих, тот человек весьма высокого роста?» Отвечая, Иисус сказал ему: «Это был первозданный Адам, ради которого Я сошел с небес на землю. И Я сказал ему:«Ради тебя и детей твоих Я был повешен на кресте». Он же, услышав, восстенал и сказал:«Так соблаговолил Ты, Господи»». Снова сказал Варфоломей: «Я видел, Господи, и ангелов, восходящих перед Адамом и поющих. Один же из ангелов  был гораздо больше других и не хотел восходить; был же в руке его меч огненный, и взирал он только на Тебя». И когда Он  [закончил] говорить все это, сказал апостолам: «Подождите Меня на месте сем, ибо сегодня в раю жертва приносится; Я должен там быть, чтобы принять ее». И сказал Варфоломей: «Что это за жертва в раю?» Иисус же говорит: «Души праведников, выйдя [из ада], войдут в рай, а если Я не буду присутствовать, то не войдут они в рай». Варфоломей же, отвечая, сказал: «Господи, сколько душ ежедневно выходит из мира?» Говорит ему Иисус: «Тридцать тысяч»  . Снова Варфоломей: «Господи, когда Ты был с нами, научая слову [Божию], принимал ли Ты жертвы в раю?» Иисус же, отвечая, говорит ему: «Истинно говорю тебе, возлюбленный мой, что и с вами был Я, научая слову, и с Отцом Моим восседал»  . Мысль о вездеприсутствии Христа также станет одной из центральных как в патристических, так и в богослужебных текстах на тему сошествия во ад. Раздел «Вопрошаний Варфоломея», посвященный данной теме, заканчивается ответами Христа на вопрос о том, какое количество людей входит в рай из числа ежедневно скончавшихся. Разные версии памятника дают разные цифры: в большинстве речь идет о пятидесяти трех праведниках, из которых три «входят в рай или полагаются на лоне Авраамовом» (таким образом, лоно Авраамово отождествляется с раем), остальные же пятьдесят «идут в место воскресения»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Согласно православному вероучению, ясно выраженному в Священном Писании, « Христос Глава Церкви , и Он же Спаситель тела » (Еф. 5: 23). Он является « главою Церкви , которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф. 1: 22–23). Все христиане, включая предстоятелей Поместных Церквей, – это члены духовного тела Христова. Первенство во всей Церкви принадлежит не кому-либо из людей, но только Христу, ибо « Он есть глава тела Церкви ; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство » (Кол. 1: 18). Во время земной жизни Господь осудил стремление к первенству у Своих учеников и навсегда дал им совет: « Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою » (Мк. 9: 35), поэтому жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества. Жажда первенства – это серьезный признак духовной деградации и богоборчества Участникам Собора и всему мировому Православию необходимо определиться с принципиальным вопросом: кто является главой Православной Церкви – Господь Иисус Христос или Константинопольский патриарх? – и в зависимости от ответа будет ясно, кто мы: Церковь Христова или тоталитарная секта под управлением обожествленного лидера Фанара. При таком ракурсе обсуждений главными деяниями Собора могли бы быть следующие. Обозначив эти позиции, Иорданский Собор мог бы обратиться ко всем Поместным Церквам с требованием созыва Вселенского общеправославного Собора для преодоления кризиса, вызванного словами и деяниями патриарха Варфоломея. Поскольку обвинения будут выдвинуты против патриарха Варфоломея, то он не будет иметь право созывать такой Собор, но должен быть приглашен на него и предстать на нем ответчиком. Если кто переживает, что в случае смещения фокуса соборного внимания с Украины на патриарха Варфоломея украинский кризис останется неразрешенным, то напрасно. Именно при таком подходе украинский вопрос может быть сдвинут с мертвой точки по существу. Ибо в случае признания патриарха Варфоломея еретиком он не только низлагается, но обнуляются все его решения и деяния, обусловленные папизмом.

http://pravoslavie.ru/127371.html

87. Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице 216 В прошлое воскресенье святая Церковь внушала нам, братие, мысль о том, что для последования Христу необходимо отрешиться от пристрастия к благам земным, указывая на первых апостолов Христовых, которые по одному слову Христову: «Идите за Мною» ( Мф. 4, 19 ) оставили все и последовали за Христом. В нынешнем евангельском чтении мы слышим призыв к тому же именно нам напоминаются слова Господа о птицах небесных, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы», о полевых лилиях, которые «ни трудятся, ни прядут» ( Мф. 6, 26, 28 ). Святая Церковь как бы углубляет урок, преподанный ею в прошлый раз: тогда она напоминала о внешнем оставлении всего земного, что препятствует нам следовать за Христом, ныне напоминает, что и сердце свое мы должны освободить от чрезмерных забот о земном и пристрастий к нему, в самом сердце своем не ценить какие-либо земные сокровища более, чем Христа. Совершеннейший пример исполнения этих наставлений Господа представляют святые апостолы, в частности Варфоломей и Варнава, в честь которых ныне святая Церковь празднует. Выслушав заповедь Господа идти на проповедь Евангелия, не взяв с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ), святой апостол Варфоломей отправился к народам языческим, в Индию и другие места, хотя знал, что его встретят некоторые из язычников враждебно и могут отказать в самом необходимом. Когда же за исцеление дочери царя последний послал апостолу несколько верблюдов, навьюченных золотом, серебром и другими драгоценностями, святой Варфоломей отказался принять дары и сказал: «Я не этими вещами торгую, но ищу приобрести душ человеческих. Если тех приобрету и представлю Господу, то добрым купцом явлюсь пред Ним». И святой апостол Варнава , продав землю, которую имел, принес деньги и положил к ногам апостолов, сам же впоследствии разделял все трудности апостольских путешествий вместе с великим апостолом Павлом ( Деян. 4:37 , 13и дал.). Равным образом преподобные ради Христа оставляли города, удалялись в бесплодные дикие пустыни, необитаемые каменистые острова, пещеры и расселины гор, леса, обитаемые одними дикими зверями, воистину «образом птиц житие свое» совершая и «временная в забытии полагая» 217 . Да и вообще очень часто иноческие обители возникали как бы из ничего: на каком-нибудь пустынном месте водрузит святой подвижник крест, или древесную ветвь, или святую икону, и вот является славная обитель со множеством иноков, привлекающая к себе и множество мирян и не оскудевающая в благах земных, попечение о которых святые подвижники оставили. Сколько раз, имея недостаток в чем-либо необходимом, обитатели пустынь после молитвы ко Господу неожиданно получали нужное для существования от каких-либо благодетелей! Да и теперь не бывает ли еще подобных случаев?

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вообще картина веет удивительным душевным теплом. Я было в свое время хотел предложить ему работу в соборе (неважную в денежном отношении) – копировать с моих эскизов на столбах фигуры отдельных Святых Русских; но теперь, увидевши такую самостоятельную и глубокую вещь, беру назад свое намерение – мне совестно предлагать ему такую несамостоятельную работу – он должен свое работать – познакомьте его с Праховым». «Пустынника» приобрел Павел Михайлович Третьяков. Для Нестерова это было самой высшей оценкой. Преподобный В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». (Ин.9:1-3) «Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

http://pravmir.ru/hudozhnik-mihail-neste...

И только на четвертую ночь он твердо восстал против сомнительных мыслей. Устами пророка Гутлак громко пропел Господу такие слова: «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» . Тотчас верный помощник – святой Варфоломей – пришел к нему на помощь. Гутлак увидел святого апостола не во сне, а наяву – в ангельском великолепии и красоте. С этого момента блаженный Гутлак постоянно пребывал в радостном расположении духа, вспоминая посещение небесного гостя. Его ум и сердце просветились, и он больше не смущался прежними мыслями. Небесный гость, святой Варфоломей, утешил его, подкрепив и ободрив словами о том, чтобы он отринул сомнения, был решительным и непоколебимым. Святой Варфоломей обещал Гутлаку свою помощь во всех бедствиях. После таких слов своего верного защитника наш подвижник исполнился духовного блаженства, укрепился и всецело доверил себя Богу. Глава 5 Однажды, когда Гутлак размышлял о своем образе жизни и о том, как стать ближе к Богу, два демона внезапно подступили к нему. Они спустились с неба и дружелюбно с ним заговорили: «Мы хорошо знакомы с твоим подвижничеством и знаем, как тверда твоя вера. И еще знаем, что есть у тебя сокровенное желание никогда не быть побеждаемым искушениями. Мы испытали тебя, когда вели с тобой войну всякими злокозненными хитростями. С этого дня мы больше не будем досаждать тебе. И мы не только не будем мешать твоему подвигу, но поведаем тебе о жизни тех, кто в древние времена подвизался в посте в пустыни. Первыми постились Моисей и Илия, затем Спаситель мира, а потом многие славные египетские отшельники. От воздержания их силы истощались, но зато так они искоренили в себе все греховное. Если ты хочешь смыть с себя все грехи, которые совершил, то усмири свое тело воздержанием. Ибо, если ты будешь крайне воздержанным в этой жизни, то укрепишься в вечности; и если претерпишь много боли и страданий здесь, на земле, то получишь блаженство в будущем.

http://pravoslavie.ru/46097.html

Наверняка были самые разные причины, вполне каноничные, вполне правильные, почему Стефан решил покинуть гору Маковец, на которой сейчас и стоит Троице-Сергиевская лавра. Но Варфоломей привязался всем сердцем к этому месту. Как говорили по-славянски – «прилепился» к этому месту. Далее мы читаем следующую заповедь блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.5,5). Когда Святые Отцы дают истолкование на эту заповедь, они говорят – наследуют землю уже в этой жизни. Имеется в виду не только новое Небо и новая Земля. Уже в этой жизни будет то благословенное место, где они будут жить, или благословенное место, где их похоронят.   За кротость преподобный Сергий, а тогда еще отрок Варфоломей, получает влюбленность в эту гору Маковец, он привязывается к этому месту, потому что это место, где есть часовня Живоначальной Троицы. Как можно покинуть Троицу? Куда можно уйти от Троицы? Это практически невозможно. Если открыть Псалтырь, например, 138-й псалом, с 7-го стиха и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс.138,7-10). – Рука Божия, как мы прочитали («и удержит меня десница Твоя»), удержала отрока Варфоломея и он не покинул этого места. Варфоломей принимает решение остаться на этом месте. Он проявляет кротость перед своим братом. Нельзя сказать, что он не почтил своего брата призывом покинуть это место, но он смиряется. Многие люди, которые тогда уходили в дремучие леса, они говорили, что причина их ухода в том, что они считают себя недостойными жить среди других людей. Такой аргументы всегда воспринимался положительно, и человеку не мешали пребывать отшельником в добровольном затворе. С другой стороны, мы знаем, какую роль сыграет преподобный Сергий в судьбе нашей страны в период противостояния с татаро-монгольским игом. Возникает вопрос, если преп. Сергий был настолько кротким, как он сможет потом проявить качества, которые помогут сплотить русские земли, русских людей вокруг московского князя Димитрия Иоанновича,  и благословить Куликовскую битву.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

Одиннадцатый день. Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей. (О лести). I. Святый апостол Варфоломей, память коего ныне, в Евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус Христос начал Свою проповедь, к Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петр, – потом последовал за Христом Филиппп. Филипп встретил Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нужно знать, что Назарет и вообще вся область Галилейская были в презрении у иудеев от того, что там находилось много язычников. Нафанаил был такого же понятия о Назарете, и говорит Филиппу: «разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?» Он сказал, что чувствовал. «Приди и посмотри», сказал ему Филипп. Пошли они к Иисусу Христу. Издалека увидал его Христос и, указывая на него, сказал: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». – «Почему ты меня знаешь» спросил Нафанаил. «Прежде нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, когда ты был под смоковницею» сказал Господь. Под смоковницею вероятно происходило что-либо особенное с Нафанаилом. Он был поражен этим всеведением Господа и воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Какой быстрый переход от сомнения к вере, и с каким твердым убеждением высказывается эта вера! Спаситель одобрил его за это и обещал ему великие блага. «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницею; увидишь более сего, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». С этих пор Нафанаил сделался неотступным учеником Иисуса Христа, а по вознесении Христа на небо неумолкаемым и ревностным проповедником Его учения, а за тем и мучеником. Вот чего удостоился Нафанаил за прямой и открытый характер свой, и за искреннею веру свою! II. Хорошо говорить то, что есть на душе – в уме и сердце, говорить то, что чувствуешь и думаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Филипп и Варфоломей (Нафанаил) 3 мин., 18.04.2013 Апостол Филипп Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Симоном, и был призван вскоре после них, а затем привёл к Иисусу Нафанаила. Еще трижды Иоанн упоминает о Филиппе На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды. Именно его спрашивал Иисус, где достать хлеба для великого множества народа. Вместе с Андреем он привел к Иисусу неких эллинов, положив тем самым начало проповеди среди неевреев. Другие евангелисты ничего не говорят отдельно о Филиппе – видимо, Иоанн знал о нем больше, возможно, в силу личного знакомства. Особенно интересен третий из упомянутых им эпизодов. На Тайной вечери Филипп попросил Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Другим апостолам хотелось устанавливать Царство Божие, садится по обе стороны от Учителя-Царя, наказывать зло и устанавливать торжество справедливости и добродетели. Филиппу было довольно малого: пережить некий уникальный мистический опыт, узреть Невидимого Бога. Но Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» Оказалось, ему уже было дано всё, чего он хотел – а он этого как-то и не заметил. Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в  Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале. Апостол Варфоломей (Нафанаил) Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: “Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”.  Нафанаил отвечал Ему: “Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”».

http://foma.ru/filipp-i-varfolomej-nafan...

12. Тогда возвратишася во Иерусалим от горы нарицаемыя Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь. Тогда. Когда? Когда услышали (сказанное ангелами); потому что они никак не оторвались бы от места, если бы ангелы не сообщили им о втором пришествии. И мне кажется, что это случилось в субботу; потому что Лука не указал бы так на расстояние: от горы называемыя Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь. Длина пути, которую дозволялось иудеям проходить в день субботы, была определена. Иосиф в своей двадцатой книге древностей повествует, что гора Елеон отстояла от Иерусалима на восемь стадий  . И Ориген в пятой книге говорит: «путь субботы составлял три   локтя». Да и святая скиния с кивотом на такое расстояние предшествовала стану и на таком расстоянии помещалась от него, какое дозволено было поклонникам проходить в субботу. Это расстояние — одна миля  . 13. И егда внидоша, взыдоша на горницу, идеже бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеов и Симон Зилот, и Иуда Иаковль. 14. Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовою, и с братиею Его. 13. И егда внидоша, взыдоша на горницу, идеже бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеов и Симон Зилот, и Иуда Иаковль. 14. Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Материю Иисусовою, и с братиею Его. Благоразумно перечисляет учеников. Так как один из них предал, другой отрекся, третий не поверил; то показывает, что кроме предателя все были налицо. Но как говорит: с Материю Иисусовою? Хотя и сказано: и от того часа поят ю ученик во свояси (Иоан. 19, 27), но это нисколько не противоречит предыдущему; потому что если сам ученик этот был тут, то ничто не препятствовало соприсутствовать и ей. Как не упоминает здесь об Иосифе? Не упоминает потому, что Иосиф уже умер; потому что если уверовали и соприсутствовали братья, которые прежде часто выражали недоверие, то гораздо более оказался бы верным и не захотел бы удалиться от лика апостолов, если бы был еще жив, Иосиф, который никогда не выразил никакого сомнения.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010