Е.Г. Балашова Аннотация. Статья посвящена архиепископу Варфоломею (Ремову) , настоятелю московского Высоко-Петровского монастыря, и его трудам по сохранению Московской Духовной академии после ее закрытия властями в 1919 г. Владыка Варфоломей продолжал свои опасные труды вплоть до 1935 г., когда он был арестован и расстрелян. Вопрос о самом существовании Академии в эти годы до сих пор остается открытым, однако документы подтверждают её деятельность. Уделено внимание личности архиепископа Варфоломея, поскольку документальные свидетельства о нем разноречивы и требуют дальнейших исследований. Ключевые слова: Московская Духовная академия, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Церковь , гонения, Высоко-Петровский монастырь в Москве. Abstract. The article is dedicated to Archbishop Bartholomew (Remov), a prior of the Vysoko-Petrovsky monastery in Moscow, and his significant contribution to the protection of the Moscow Theological Academy, after the regime banned such activities and the Academy itself was officially closed in 1919. Archbishop Bartholomew continued his perilous efforts till 1935, when he was put into prison and eventually executed. The question of the existence of the Academy in those years (1919–1935) is still open, no matter there are the documents confirming its activities. The article also touches upon Archbishop Bartholomew’s personality, because the whole picture is not clear enough and proper documents and evidences still require further research. Key words: the Moscow Theological Academy, Archbishop Bartholomew (Remov), the Church, the persecution, Vysoko-Petrovsky monastery in Moscow. 1 Одной из недоисследованных страниц истории Московской Духовной академии является период её существования с 1919 по 1944 гг. В 1919 г. Академия покидает стены Троице-Сергиевой лавры. Точкой отсчета можно считать 9 мая 1919 г., когда Высшее Церковное Управление уведомило Совет академии, что «не может принять на себя обязательство по обеспечению её содержанием с будущего [учебного] года» с. 273] и предложило учредить при академии особую ликвидационную комиссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Официально монастырь был закрыт властями ещё в 1918 г. и действовал только как приходской храм. Владыка Варфоломей пригласил сюда братию Зосимовой пустыни, закрытой в 1923 г. Монастырь в те годы не мог существовать открыто, тем более в центре Москвы, но владыка не жалел для сохранения монашеской общины ни сил, ни здоровья, ни даже своего честного имени (формально в 1928 г. при очередном аресте он дал подписку ОГПУ о сотрудничестве, которое на деле никак не осуществлял, что и было вменено ему в вину при аресте в 1935 г.). По-видимому, церковная власть делала попытку сохранить Академию с новым названием. Документ, подтверждающий это, находим в «деле» отца Варфоломея 1921 г. Это удостоверение, выданное 29 января 1920 г. «проживающему в г. Москве Варфоломею Фёдоровичу Ремову в том, что он состоит профессором Православной Народной Академии». На документе подпись: Помощник Ректора проф. В. Виноградов и круглая печать «Православная Народная Akaдeмiя». Судя по штампу, «…Akaдeмiя, организованная союзом духовенства и мipяh», располагалась в Епархиальном доме в Лиховом переулке 6 . Обеспечение существования Московской Духовной академии в нелегальных условиях было одной из главных задач епископа (с 1934 г. архиепископа) Варфоломея. Протоиерей Владислав Цыпин , автор книги «История Русской церкви. 1917–1997», пишет: «Лекции для желающих получить высшее богословское образование читались в Московском епархиальном управлении и …в Высоко-Петровском монастыре, настоятель которого епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) и возглавил полулегально существовавшую школу. На содержание школы собирались пожертвования в московских храмах. Варфоломей (Ремов) , уже в сане архиепископа, был расстрелян в 1936 г. 7 , репрессиям подверглись и другие лица, преподававшие и учившиеся в этой богословской школе» с. 615–616]. Учебный план подпольной академии был унаследован от дореволюционной МДА, хотя и подвергся некоторой коррекции. Среди профессоров тайно существовавшей академии были священномученики Иларион (Троицкий , до ареста в 1922 г.) и Иоанн Смирнов , священник Павел Флоренский (до 1924, возможно – 1927 г.), протоиерей Василий Виноградов (арестован в 1930 г.) и другие с. 55–58]. Лекции читались обычно в подсобных помещениях храмов. Епископ Варфоломей читал лекции для небольшой аудитории в 15–20 человек, вмещавшейся на паперти Сергиевского храма с. 107]. По воспоминаниям прихожан Высоко-Петровского монастыря, для студентов академии устраивались экскурсии в Третьяковскую галерею, куда они ходили маленькими группами по 2–3 человека. Это могли быть занятия по богословию иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Так, в отличие от более поздних допросов, этот допрос владыки проводил следователь В. Толстой. Сравнивая его допросы разных подследственных, можно отметить, что изложенные в них показания отвечают нашим представлениям о клириках обители и о том, какой могла быть их речь (сравнивая, например, с их письмами, воспоминаниями о них прихожан монастыря). Для сравнения хочу привести часть протокола следующего допроса владыки, датированного двумя днями позже и подписанного следователем Тимофеевым. Стиль показаний резко меняется: «Вопрос [Ремову]: Как практически Вами осуществлялась задача подготовки кадров антисоветского актива? Ответ: Это достигалось определенной системой воспитания в антисоветском духе прихожан Петровского монастыря. Наиболее проверенные и ревностные в религиозном смысле, прикреплялись, главным образом, к архимандриту Агафону Лебедеву и игумену Митрофану Тихонову, соответственно своему желанию для обработки в контрреволюционном направлении...» 22 . Трудно предположить, что эти слова записаны за самим владыкой, а не придуманы следователем. Еще одна страница просветительской деятельности владыки Варфоломея – это воспитание им как духовным руководителем, старцем, его духовных чад. Приведу выдержки из некоторых писем владыки, бережно сохраненных его духовными детьми: «...Усиливайся хранить свет и добро в душе твоей.... Собирай все твое усилие, чтобы не ослабевать в вере. Верую, Господи, помоги моему неверию...» 23 . «Жить надо только для вечности. ...Спасение – в усилиях; Бог и ты должны в этом участвовать. ... Может быть и сил мало, но усилия должны быть проявлены все» 24 . «Мне душно от внешних дел. Хорошо бы остаться в одиночестве, но нельзя только ради вас (ср. Фил. 1:23–26 ). Помолись, изнемогаю, но креста снимать с плеч не хочу, а жду укрепления от Господа, подкрепления вашими, чад моих, молитвами...» 25 . Интересно свидетельство об отношении епископа Варфоломея к возможному аресту: «Радость моя! Я к этому грядущему судилищу отношусь как-то спокойно... мой собственный тюремный опыт отнял у меня здоровье, но дал мне столько и такой радости, какой я никогда не испытал (и иначе не испытал бы) и дал послужить стольким душам, и так, как никогда не послужил бы» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

—665— курсов предпочтительно перед предшествующими“. – 6) Из окончивших в минувшем 1911–1912 учебном году курс воспитанников Академии – а) лучшие семестровые сочинения за первые три курса представили: иеромонах Варфоломей (Ремов) (4½, 5−, 5; 5, 5+, 4+; 5, 5, 5−), Голованенко Сергей (4+, 4, 4½; 5, 5, 5; 5−, 5, 5) и Василий Муратов (4+, 5−; 5, 5−, 4½; 5−, 5, 4+), а б) высшие отметки на проповедях имеют: Василий Муратов (5−, 5, 5, 5), Георгий Чайкин (4½, 5+, 5+, 5) и Дмитрий Яхонтов (5−, 5, 5, 5−). – 7) По § 109 лит. б п. 10 устава духовных академий „присуждение студентам премий за сочинения и других наград“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили : Премию протоиерея А.И. Невоструева в 157 рублей присудить кандидату Академии (выпуска 1912 года) иеромонаху Варфоломею (Ремову) за его кандидатское сочинение на тему: „Книга пророка Аввакума. Исагогико-экзегетическое исследование“; премию протоиерея А.Μ. Иванцова-Платонова в 80 руб. – кандидату священнику Иванову Александру за сочинение на тему: „Сотериологическое и эсхатологическое учение Оригена и его историческая судьба“; премию протоиерея С.К. Смирнова в 102 р. – кандидату священнику Ефремову Михаилу за сочинение на тему: „Русская религиозная жизнь в половине XVII в. по сочинению архидиакона Павла Алеппского“; премию проф. И.Н. Корсунского в 55 р. – кандидату священнику Коновалову Иосифу за сочинение на тему: „Книга Есфирь и праздник Пурим“; две премии Митрополита Московского Макария за лучшие семестровые сочинения, по 96 р. 50 к. каждая, – кандидатам иеромонаху Варфоломею (Ремову) и Сергею Голованенко, и премию протоиерея И.С. Орлова в 32 рубля за лучшие успехи в сочинении проповедей – кандидату Василию Муратову, – о чем и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XXII . – О выдаче одному из наставников Академии награды, в количестве 550 рублей, из процентов за 1912 год с капитала, пожертвованного на сей предмет покойным Высокопреосвященным Митрополитом Московским Филаретом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

–105 премии“. – 3) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: „В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии“. – 4) По § 109 лит. б п. 9 устава духовных академий „присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Премию из процентов с капитала Митрополита Московского Макария в 482 рубля – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии – разделить на две равные части, – по 241 р. каждая, – и назначить их ординарному профессору Академии А.А. Спасскому и экстраординарному профессору С.И. Смирнову за вышеуказанные печатные труды их („Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. 150–254 г.“. Сергиев Посад, 1913 г. и „Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта“. М. 1913 г.). – 2) Премию из процентов с того же капитала в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии – присудить экстраординарному профессору Академии Н.Л. Туницкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: „Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и литературная деятельность“. Сергиев Посад. 1913 г. – 3) Две премии Епископа Курского Михаила, по 201 р. каждая, назначить доцентам Академии, представившим свои магистерские диссертации на темы по Священному Писанию: Н.Д. Протасову („Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы. Историко-экзегетический анализ содержания XXV и XXVI глл. книги Деяний по греческому тексту“. Москва, 1913 г.) и иеромонаху Варфоломею (Ремову) („Книга пророка Аввакума. Введение и толкование“. Сергиев Посад. 1913 г.). – 4) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVIII. О вызове воспитанников из духовных семинарий в состав нового (LXXIII) академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—28— ных степеней и званий – Совет Академии ходатайствовал пред Святейшим Синодом о разрешении поручить преподавание этого предмета, с 16 августа 1916 года впредь до возвращения и. д. доцента А. В. Ремезова с военной службы, экстраординарному профессору Академии по кафедре истории и обличения западных исповеданий А. П. Орлову, с выдачей ему дополнительного вознаграждения в размере, не превышающем жалованья доцента. – Указом Святейшего Синода от 3 февраля 1917 года за 1350 разрешение это было дано. Временное преподавание пастырского богословия с аскетикой и гомилетики, за переводом доцента по этой кафедре В. П. Виноградова на должность преподавателя Московской духовной семинарии, поручено было Советом Академии сверхштатному экстраординарному профессору Академий по 2-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета иеромонаху Варфоломею (Ремову), причем указом Святейшего Синода от 30 июня 1917 года за 6982 разрешено было выдать ему и дополнительное вознаграждение в размере, не превышающем жалованья доцента, – с 1-го февраля (дня фактического вступления иеромонаха Варфоломея в отправление обязанностей временного преподавателя пастырского богословия с аскетикой и гомилетики) до 27-го мая (дня, коим помечен указ Святейшего Синода о возвращении В. И. Виноградова на прежнюю должность в Академию 1917-го года. 2) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующие лица: А. Степени магистра богословия: а) Инспектор Тобольской духовной семинарии, кандидат богословия, Николай Чернявский за сочинение под заглавием: «Император Феодосий Великий и его царствование —29— в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования». Сергиев Посад, 1913 г. (18 октября 1916 года). б) Законоучитель Московского Елисаветинского Института, кандидат богословия, священник Вениамин Платонов за сочинение под заглавием: «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы (7:53–8:11). Историко-текстологическое и критико-экзегетическое исследование». Сергиев Посад, 1916 года. (31 октября 1916 года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) В распоряжении Совета Академии было в отчетном году 14 премий: а) Митрополита Московского Макария в 482 рубля – за лучшие печатные труды наставников Императорской Московской Духовной Академии. – Присуждена Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства 3451 , ординарному профессору Академии А.А. Спасскому (за печатный его труд под заглавием: «Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. 150–254 г.». Сергиев Посад, 1913 г.) и экстраординарному профессору С.И. Смирнову (за сочинение: «Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта». Москва, 1913 г.), по равной сумме – 241 р. – каждому. б) Митрополита Московского Макария в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – —30— Назначена экстраординарному профессору Академии Н.Л. Туницкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и литературная деятельность». Сергиев Посад, 1913 г. в-г) Епископа Курского Михаила две премии, по 201 р. каждая, – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. – Выданы доцентам Академии, представившим свои магистерские диссертации на темы по Священному Писанию: Н.Д. Протасову («Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы. Историко-экзегетический анализ содержания XXV и XXVI глл. книги Деяний по греческому тексту». Москва, 1913 г.) и иеромонаху Варфоломею (Ремову) («Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913 г.). д) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии. – Присуждена Советом кандидату Академии выпуска 1913 года 3452 Андрееву Федору за его курсовое сочинение на тему: «Юрий Феодорович Самарин, как богослов и философ». е) Протоиерея А.И. Невоструева в 157 рублей, – имеющая то же назначение. – Назначена кандидату Никольскому Николаю за сочинение на тему: «Русская церковь в Смутное время».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отошел ко Господу архимандрит Исидор 30 июля 1959 года. Похоронили зосимовского старца в Петушках, возле алтаря Свято-Успенского храма. Монахиня Гавриила рядышком посадила любимое отцом Исидором дерево – рябину. Упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Исидора. Архимандрит Давид Дмитрий Николаевич Бекетов родился 20 октября 1889 года в деревне Остров Ковровского района Владимирской области. Родители: отец – Николай Филиппович, мать – Матрена Васильевна, – крестьяне. В семье была еще дочь Евфросиния, 1892 года рождения. Дети рано остались сиротами. Когда Дмитрию было четыре года, трагически погибла мать. Николай Филиппович отправился на заработки в Москву, и по возвращении умер. Младенцев забрал к себе дядя Иван Бекетов, который и вырастил племянников. Дмитрий обучался грамоте и имел начальное образование. Известно, что он еще молодым человеком женился на Ольге Ефимовне Солиной, но быстро овдовел. Постоянные утраты приводят Дмитрия к мысли о монашестве. В 1913 году он поступает в Зосимову пустынь. Духовным отцом новоначального инока становится сам игумен Герман. По всей вероятности, именно у своего аввы Дмитрий учится иконописи. 23 января 1921 года Дмитрий становится мантийным монахом. Постриг с именем Давид совершает настоятель пустыни отец Герман. Перед самой кончиной наставника, в 1923 году, отца Давида рукополагают в иеродиакона. Как известно, в этот же год пустынь была упразднена. С 1923 года отец Давид становится насельником пустыни Параклит, куда помимо него уходит еще несколько зосимовских старцев. Там в 1928 году епископ Никон рукополагает его в иеромонаха. После закрытия и этого монастыря в 1929 году отец Давид уезжает в село Давыдово Владимирской области, где служит на приходе до 1937 года. В 1933 году его награждают золотым наперсным крестом. 12 декабря 1937 года в Сретенском храме Владимира епископ Алексий (Сергеев) рукополагает отца Давида в архимандриты. Из следственного дела известно, что отец Давид не терял связи со своими собратиями. Он часто приезжал в Высоко-Петровский монастырь к владыке Варфоломею (Ремову) , куда после кончины старца Алексия переместился центр зосимовского старчества во главе со схиигуменом Митрофаном; встречался и с другими монахами, поселившимися вокруг Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Правда, собираться приходилось скрытно, небольшими группами по праздникам под видом чаепитий – собрания верующих были строго запрещены. «Читали жития святых или монашеское наставление... были случаи, когда мы пели стихи…», – показывала на следствии шестидесятилетняя монахиня Иннокентия (Мария Петровна Николаева ), преданная старцам, получившая в последствии «десять лет концлагеря». Отец Мелхиседек иногда выезжал в Загорск к старцу Алексию. Там, исповедуясь и получая наставления своего духовника, он встречался с келейником отца Алексия монахом Макарием и другими зосимовцами. В последний раз зосимовский изгнанник побывал у старца за два-три месяца до его кончины. Бывал иеромонах и в Москве, посещая на Покровке своего врача (по всей вероятности духовного сына) Георгия Федоровича Вагнера, обеспечивавшего монахов бесплатным лекарством из аптеки, находившейся в том же доме, где он проживал. Иногда отец Мелхиседек служил в Высоко-Петровском монастыре, куда перебрались к владыке Варфоломею (Ремову) многие зосимовцы. «На проскомидии действительно поминал за упокой благочестивых царей и цариц. Со своей стороны считаю, что поминать царей мы обязаны, так как при них лучше жилось, был порядок, православную Церковь не терзали и духовенство не сажали. С какими я священниками служил, сейчас не помню...» – эти искренние слова, обращенные к своим палачам бесстрашно высказывал отец Мелхиседек. Они почти слово в слово повторяют показания его собрата, иеромонаха Макария, арестованного в Загорске одновременно с ним по тому же делу... Иеромонах Иннокентий на момент ареста братий оказался в Москве у доктора и скрылся. Вернувшись в начале марта 1931 года из одной такой поездки, отец Мелхиседек обмолвился, что в голодающей Москве видел массу войск, высказался о возможном военного положения и скорой войне. На него донесли, и 4 марта 1931 года старца арестовали. Затем постепенно взяли и всех членов общинки. 27 марта на Клинском вокзале схватили тридцатидевятилетнюю монахиню Салову Екатерину Михайловну, которая везла из Твери от владыки Фаддея (Успенского) письма в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справка: Священник Николай Виноградов окончил курс Московской Духовной Академии в 1911-м году, со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. Определили: Магистерскую диссертацию о. законоучителя Московского Александровского Института священника Николая Виноградова передать для рассмотрения и. д. доцента Академии по 2-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета иеромонаху Варфоломею (Ремову) . XVI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации священника Николая Виноградова он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета священника Д. В. Рождественского . Определили: Принять к сведению. XVII. Отношение Воронежского Сельскохозяйственного Института Императора Петра I, от 26 августа за 1229: «Воронежский Сельскохозяйственный Институт Императора Петра 1 обращается к Академии с покорнейшею просьбою не отказать высылать ему безвозмездно «Бого- —486— словский Вестник» в течение 1913 года и следующих лет». Определили: Поручить редакции академического журнала высылать в Воронежский Сельскохозяйственный Институт «Богословский Вестник» в обмен на издания Института. XVIII. Отношение Правления Таврической духовной семи­нарии, от 23 августа за 1158: «Правление Таврической духовной семинарии покорнейше просит Совет Императорской Московской Духовной Академии прислать во временное пользование преподавателя Таврической духовной семинарии по кафедре церковно-практических предметов священника Пантелеймона Медведкова, световые картины (диапозитивы) для волшебного фонаря, которыми покойный профессор Московской Духовной Академии Александр Петрович Голубцов иллюстрировал свои лекции по Истории христианского храма (внешний и внутренний вид античного дома, виды катакомб, виды древнейших христианских храмов, виды фресковой живописи и проч.). Означенные картины нужны для иллюстрации чтений воспитанникам семинарии и при религиозно-нравственных чтениях, организованных в настоящем году в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003