Правда, собираться приходилось скрытно, небольшими группами по праздникам под видом чаепитий – собрания верующих были строго запрещены. «Читали жития святых или монашеское наставление... были случаи, когда мы пели стихи…», – показывала на следствии шестидесятилетняя монахиня Иннокентия (Мария Петровна Николаева ), преданная старцам, получившая в последствии «десять лет концлагеря». Отец Мелхиседек иногда выезжал в Загорск к старцу Алексию. Там, исповедуясь и получая наставления своего духовника, он встречался с келейником отца Алексия монахом Макарием и другими зосимовцами. В последний раз зосимовский изгнанник побывал у старца за два-три месяца до его кончины. Бывал иеромонах и в Москве, посещая на Покровке своего врача (по всей вероятности духовного сына) Георгия Федоровича Вагнера, обеспечивавшего монахов бесплатным лекарством из аптеки, находившейся в том же доме, где он проживал. Иногда отец Мелхиседек служил в Высоко-Петровском монастыре, куда перебрались к владыке Варфоломею (Ремову) многие зосимовцы. «На проскомидии действительно поминал за упокой благочестивых царей и цариц. Со своей стороны считаю, что поминать царей мы обязаны, так как при них лучше жилось, был порядок, православную Церковь не терзали и духовенство не сажали. С какими я священниками служил, сейчас не помню...» – эти искренние слова, обращенные к своим палачам бесстрашно высказывал отец Мелхиседек. Они почти слово в слово повторяют показания его собрата, иеромонаха Макария, арестованного в Загорске одновременно с ним по тому же делу... Иеромонах Иннокентий на момент ареста братий оказался в Москве у доктора и скрылся. Вернувшись в начале марта 1931 года из одной такой поездки, отец Мелхиседек обмолвился, что в голодающей Москве видел массу войск, высказался о возможном военного положения и скорой войне. На него донесли, и 4 марта 1931 года старца арестовали. Затем постепенно взяли и всех членов общинки. 27 марта на Клинском вокзале схватили тридцатидевятилетнюю монахиню Салову Екатерину Михайловну, которая везла из Твери от владыки Фаддея (Успенского) письма в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справка: Священник Николай Виноградов окончил курс Московской Духовной Академии в 1911-м году, со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. Определили: Магистерскую диссертацию о. законоучителя Московского Александровского Института священника Николая Виноградова передать для рассмотрения и. д. доцента Академии по 2-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета иеромонаху Варфоломею (Ремову) . XVI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации священника Николая Виноградова он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета священника Д. В. Рождественского . Определили: Принять к сведению. XVII. Отношение Воронежского Сельскохозяйственного Института Императора Петра I, от 26 августа за 1229: «Воронежский Сельскохозяйственный Институт Императора Петра 1 обращается к Академии с покорнейшею просьбою не отказать высылать ему безвозмездно «Бого- —486— словский Вестник» в течение 1913 года и следующих лет». Определили: Поручить редакции академического журнала высылать в Воронежский Сельскохозяйственный Институт «Богословский Вестник» в обмен на издания Института. XVIII. Отношение Правления Таврической духовной семи­нарии, от 23 августа за 1158: «Правление Таврической духовной семинарии покорнейше просит Совет Императорской Московской Духовной Академии прислать во временное пользование преподавателя Таврической духовной семинарии по кафедре церковно-практических предметов священника Пантелеймона Медведкова, световые картины (диапозитивы) для волшебного фонаря, которыми покойный профессор Московской Духовной Академии Александр Петрович Голубцов иллюстрировал свои лекции по Истории христианского храма (внешний и внутренний вид античного дома, виды катакомб, виды древнейших христианских храмов, виды фресковой живописи и проч.). Означенные картины нужны для иллюстрации чтений воспитанникам семинарии и при религиозно-нравственных чтениях, организованных в настоящем году в г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) В распоряжении Совета Академии было в отчетном году 14 премий: а) Митрополита Московского Макария в 482 рубля – за лучшие печатные труды наставников Императорской Московской Духовной Академии. – Присуждена Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства 3451 , ординарному профессору Академии А.А. Спасскому (за печатный его труд под заглавием: «Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. 150–254 г.». Сергиев Посад, 1913 г.) и экстраординарному профессору С.И. Смирнову (за сочинение: «Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта». Москва, 1913 г.), по равной сумме – 241 р. – каждому. б) Митрополита Московского Макария в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. – —30— Назначена экстраординарному профессору Академии Н.Л. Туницкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и литературная деятельность». Сергиев Посад, 1913 г. в-г) Епископа Курского Михаила две премии, по 201 р. каждая, – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. – Выданы доцентам Академии, представившим свои магистерские диссертации на темы по Священному Писанию: Н.Д. Протасову («Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы. Историко-экзегетический анализ содержания XXV и XXVI глл. книги Деяний по греческому тексту». Москва, 1913 г.) и иеромонаху Варфоломею (Ремову) («Книга пророка Аввакума. Введение и толкование». Сергиев Посад, 1913 г.). д) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии. – Присуждена Советом кандидату Академии выпуска 1913 года 3452 Андрееву Федору за его курсовое сочинение на тему: «Юрий Феодорович Самарин, как богослов и философ». е) Протоиерея А.И. Невоструева в 157 рублей, – имеющая то же назначение. – Назначена кандидату Никольскому Николаю за сочинение на тему: «Русская церковь в Смутное время».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Экзегетические исследования в России развивались гл. обр. после выхода Синодального перевода Библии. Полный комментарий ко всей Библии был осуществлен единственный раз в «Толковой Библии» (СПб., 1904-1913. 11 т.), начатый по инициативе и под ред. проф. СПбДА Лопухина и продолженный его преемниками. Попытка создания еще одного общебиблейского толкования была предпринята в XIX в. Г. К. Властовым , но закончить его автору не удалось. Целый ряд толкований был написан на отдельные части и книги Библии. Среди общедоступных изданий большое распространение получили евангельские толкования еп. Виталия (Гречулевича) , еп. Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов еп. Феофана (Говорова) об апостольских Посланиях, толкование на Апостол еп. Никанора (Каменского) , толкования на новозаветные книги прот. А. Полотебнова и др. ВЗ были посвящены популярные толкования епископов Палладия (Пьянкова) , Петра (Екатериновского) , Виссариона (Нечаева) , Иоанна (Смирнова) , Димитрия (Вознесенского) . Особым успехом пользовалось «Толкование Евангелия» (СПб., 1907. М., 1991р) Б. И. Гладкова , основанное на святоотеческих комментариях и трудах ученых XIX в. Более специальные труды принадлежали П. Юнгерову, еп. Антонию (Храповицкому), архиеп. Василию (Богдашевскому), прот. А. Рождественскому , архиеп. Варфоломею (Ремову) , еп. Феофану (Быстрову), протоиереям В. Платонову, В. Четыркину и др. III. Герменевтика и исагогика. Специальными герменевтическими трудами, посвященными определению фундаментальных принципов толкования, рус. Б. до 1917 г. небогата. К ним относятся книга архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М.,1809) и очерки П. И. Савваитова (Библейская герменевтика. СПб., 1844, 1859). Больше сделано в области изучения герменевтики патристического периода, в частности работы проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), в к-рой даны характеристики методов толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению совр. и патристической герменевтики много внимания уделено в кн. архиеп. (впосл. митрополита) Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики» (М., 1891; переизд.: Альфа и омега. М., 1999. 2(20). С. 92-107).

http://pravenc.ru/text/149119.html

—28— ных степеней и званий – Совет Академии ходатайствовал пред Святейшим Синодом о разрешении поручить преподавание этого предмета, с 16 августа 1916 года впредь до возвращения и. д. доцента А. В. Ремезова с военной службы, экстраординарному профессору Академии по кафедре истории и обличения западных исповеданий А. П. Орлову, с выдачей ему дополнительного вознаграждения в размере, не превышающем жалованья доцента. – Указом Святейшего Синода от 3 февраля 1917 года за 1350 разрешение это было дано. Временное преподавание пастырского богословия с аскетикой и гомилетики, за переводом доцента по этой кафедре В. П. Виноградова на должность преподавателя Московской духовной семинарии, поручено было Советом Академии сверхштатному экстраординарному профессору Академий по 2-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета иеромонаху Варфоломею (Ремову), причем указом Святейшего Синода от 30 июня 1917 года за 6982 разрешено было выдать ему и дополнительное вознаграждение в размере, не превышающем жалованья доцента, – с 1-го февраля (дня фактического вступления иеромонаха Варфоломея в отправление обязанностей временного преподавателя пастырского богословия с аскетикой и гомилетики) до 27-го мая (дня, коим помечен указ Святейшего Синода о возвращении В. И. Виноградова на прежнюю должность в Академию 1917-го года. 2) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующие лица: А. Степени магистра богословия: а) Инспектор Тобольской духовной семинарии, кандидат богословия, Николай Чернявский за сочинение под заглавием: «Император Феодосий Великий и его царствование —29— в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования». Сергиев Посад, 1913 г. (18 октября 1916 года). б) Законоучитель Московского Елисаветинского Института, кандидат богословия, священник Вениамин Платонов за сочинение под заглавием: «Повествование Евангелия Иоанна о прощении Господом Иисусом Христом жены-грешницы (7:53–8:11). Историко-текстологическое и критико-экзегетическое исследование». Сергиев Посад, 1916 года. (31 октября 1916 года).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

–105 премии“. – 3) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: „В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии“. – 4) По § 109 лит. б п. 9 устава духовных академий „присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Премию из процентов с капитала Митрополита Московского Макария в 482 рубля – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии – разделить на две равные части, – по 241 р. каждая, – и назначить их ординарному профессору Академии А.А. Спасскому и экстраординарному профессору С.И. Смирнову за вышеуказанные печатные труды их („Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. 150–254 г.“. Сергиев Посад, 1913 г. и „Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта“. М. 1913 г.). – 2) Премию из процентов с того же капитала в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии – присудить экстраординарному профессору Академии Н.Л. Туницкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: „Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и литературная деятельность“. Сергиев Посад. 1913 г. – 3) Две премии Епископа Курского Михаила, по 201 р. каждая, назначить доцентам Академии, представившим свои магистерские диссертации на темы по Священному Писанию: Н.Д. Протасову („Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы. Историко-экзегетический анализ содержания XXV и XXVI глл. книги Деяний по греческому тексту“. Москва, 1913 г.) и иеромонаху Варфоломею (Ремову) („Книга пророка Аввакума. Введение и толкование“. Сергиев Посад. 1913 г.). – 4) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVIII. О вызове воспитанников из духовных семинарий в состав нового (LXXIII) академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отошел ко Господу архимандрит Исидор 30 июля 1959 года. Похоронили зосимовского старца в Петушках, возле алтаря Свято-Успенского храма. Монахиня Гавриила рядышком посадила любимое отцом Исидором дерево – рябину. Упокой, Господи, душу раба Твоего архимандрита Исидора. Архимандрит Давид Дмитрий Николаевич Бекетов родился 20 октября 1889 года в деревне Остров Ковровского района Владимирской области. Родители: отец – Николай Филиппович, мать – Матрена Васильевна, – крестьяне. В семье была еще дочь Евфросиния, 1892 года рождения. Дети рано остались сиротами. Когда Дмитрию было четыре года, трагически погибла мать. Николай Филиппович отправился на заработки в Москву, и по возвращении умер. Младенцев забрал к себе дядя Иван Бекетов, который и вырастил племянников. Дмитрий обучался грамоте и имел начальное образование. Известно, что он еще молодым человеком женился на Ольге Ефимовне Солиной, но быстро овдовел. Постоянные утраты приводят Дмитрия к мысли о монашестве. В 1913 году он поступает в Зосимову пустынь. Духовным отцом новоначального инока становится сам игумен Герман. По всей вероятности, именно у своего аввы Дмитрий учится иконописи. 23 января 1921 года Дмитрий становится мантийным монахом. Постриг с именем Давид совершает настоятель пустыни отец Герман. Перед самой кончиной наставника, в 1923 году, отца Давида рукополагают в иеродиакона. Как известно, в этот же год пустынь была упразднена. С 1923 года отец Давид становится насельником пустыни Параклит, куда помимо него уходит еще несколько зосимовских старцев. Там в 1928 году епископ Никон рукополагает его в иеромонаха. После закрытия и этого монастыря в 1929 году отец Давид уезжает в село Давыдово Владимирской области, где служит на приходе до 1937 года. В 1933 году его награждают золотым наперсным крестом. 12 декабря 1937 года в Сретенском храме Владимира епископ Алексий (Сергеев) рукополагает отца Давида в архимандриты. Из следственного дела известно, что отец Давид не терял связи со своими собратиями. Он часто приезжал в Высоко-Петровский монастырь к владыке Варфоломею (Ремову) , куда после кончины старца Алексия переместился центр зосимовского старчества во главе со схиигуменом Митрофаном; встречался и с другими монахами, поселившимися вокруг Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодор был принят 2-м по списку и получил казенную стипендию и право, ввиду тесноты студенческих помещений, жить на частной квартире в Посаде. В 1914 г. Академия должна была особо торжественно отметить столетие своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры, однако, как было указано выше, торжества из-за военного времени не состоялись. Тем не менее, священник Феодор составил к юбилею гимн на русском и латинском языках, текст которого также приведен выше. После праздника Покрова Божией Матери автор приступил к написанию кандидатского сочинения «Ветхозаветные пророки как пастыри», которое было успешно завершено всего за восемь месяцев 71 . Инспектор Академии профессор архимандрит Иларион (Троицкий) 72 направил каллиграфический труд-автограф автора на отзыв профессору священнику Е. А. Воронцову и доценту иеромонаху Варфоломею (Ремову) , которые оценили его как отличный. В этот же день сам выпускник отец Феодор был «награжден бархатною фиолетовою скуфьею» 73 «за труды по управлению академическим хором» 74 . Как явствует из послужного списка, награждение совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) , впоследствии исповедник и святитель. Он удостоился наград согласно представлению ректора МДА епископа Феодора вместе с однокурсниками: иеромонахом Варнавой (Беляевым) и иеромонахом Никитой (Сапожниковым), а также священниками Николаем Колчицким и Константином Мещерским. Все данные лица к празднику Святой Пятидесятницы были награждены набедренниками, а священник Феодор Делекторский особо – как состоявший «до поступления в Академию на епархиальной службе в течение 11 лет (с 9 августа 1898 г. по 22 августа 1909 г.) и уже награжденный в 1903 г. набедренником по вниманию к особым трудам его по прекрасной организации и пятилетнему искусному управлению левым академическим хором – бархатною фиолетовою скуфьёю» 75 . Первый рецензент священник Е. А. Воронцов писал: «Сочинение отличается широтой изучения предмета и детальностью изложения. С пастырским элементом в служении пророков наш автор хорошо ознакомлен и дифференциально выяснил их отношение к пророческому служению вообще. Единственным недостатком сочинения является слабое знание языка Ветхозаветной Библии » 76 . Иеромонах Варфоломей отметил оригинальность, прекрасное знание Библии , а также первичной и вторичной научной литературы 77 , владение древними и новыми языками, способность сжатого и научно-популярного изложения, стилистическую простоту и ясность 78 . «Автор обладает достаточными познаниями в классических древних и трёх новых языках – явление редкое среди пишущих кандидатские работы» 79 , – характеристика, не потерявшая актуальности и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

14.2.44. Понедельник. День идет пока что спокойно. Мои стряпухи стирают и варят. Вчера ночью мы мылись в буданах. Мылись с головы до ног, первый раз за очень долгий срок. Нашли с Федькой коровью голову. Значит, завтра будет холодное . Сегодня Никон и Федька отправляются в сторону Лобска , понюхают обстановку, сделают приклад к н[емецкому] карабину, может лука достанут и назад. Сер[гей] Ан[ненков] и Тимоф[ей] отправились в К[азимировскую] Сл[ободку], там сухари и, быть может, сапоги. Вчера совершенно неожиданно к Сергею Еф[ремову] (у него 14 дыр) явился Карпухин. Оказывается, что в Слободке даже не знали о нашей трагедии 11.2., очевидно, М[ария] ошиблась. Кот перешел на житье в наш старый подземн[ый ] дворец. Очевидно, ему не понравилось то, что мы, уходя, его привязываем. Немцы пытали Кар[пухина] . 16.2.44. Среда. Сухарей принесли. Ночью пришли Никон и Федька, привели корову. Вот один из видов смерти – голодная – отдалена. Остается смерть от немец[кой] пули. А они вчера опять нас немного гоняли. Вчера делал Сергею Е[фремову] перевязку: на правой руке кожное ранение от осколка гранаты, [на] ноге два огнестрельных, одна сквозная и одна без выхода. Левая рука и нога – по две сквозные раны. Кажется, устанавливается зима. Вот уж дней 10 лежит снег – наш злейший, выдающий каждый шаг враг. Последние дни держится морозик и сев[ерный] ветер. Сегодня совсем морозно, но болота, покрытые снегом, не замерзают. Была стычка с Забр[оскиным]. Все еще помнит, что я заставил его отдать валенки Павлу. Считает, что этот шаг есть издевательство над ним. Таит обиду и злобу, кот[орую] при случае высказывает. Вот мелочная душонка. А что бы было, если бы эти валенки я взял себе. Ведь сапог у меня в то время не было и сейчас я хожу в ботинках, которые принесла себе Р[ая]. Очень доволен Тимофеем и Никоном. Совершенно разные, но оба дельные хлопцы. Сергей обещает в субботу принести мне сапоги. Почти все ночи не сплю. Думаю о положении группы. Решил, что придется отходить в тыл, так как вперед нельзя, не дают болота Пущи и голод там. Завтра вышлю разведку.

http://pravoslavie.ru/61410.html

2) Назначение двух стипендий имени И. С. Аксакова для студентов из южных славян, за отсутствием таковых в Академии, отложить до следующего года. – 3) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. – 4) Г. Потомственному Почетному Гражданину Н. В. Бахрушину сообщить имена и фамилии студентов I курса Академии, которым предоставлены стипендии имени почившего отца его – В. А. Бахрушина. IV. Рассуждали: о выдаче студентам IV, III и II курсов, за отлично-хорошие успехи и поведение в минувшем 1909–1910 учебном году, денежных наград из процентов с пожертвованных на сей предмет капиталов. Справка: 1) По смете доходов и расходов на содержание Московской Духовной Академии в 1910-м году ассигновано, между прочим, на награды студентам из про- —397— центов с благотворительных капиталов – 165 рублей. – 2) По § 110 лит. б. п. 12 устава духовных академий – «присуждение студентам премий за сочинения и других наград» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Денежные награды за отлично-хорошие успехи и поведение в минувшем 1909–1910 учебном году назначить следующим студентам: IV курса: иеромонаху Пантелеимону (Успенскому) – 20 рублей, Сперанскому Алексею – 15 рублей, диакону Смирнову Иоанну и священнику Виноградову Николаю – по 10 рублей каждому; III курса: Ремову Николаю – 20 рублей, Голованенко Сергею – 15 рублей, Мигулину Александру и Муратову Василию – по 10 рублей каждому; II курса: Андрееву Федору – 20 рублей, Никольскому Николаю – 15 рублей, Архангельскому Алексею и Ремезову Александру – по 10 рублей каждому, а всего – 165 рублей. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства; «1910 г. Окт. 26. По ст. I. Ходатайствовать. Прочее утверждается». 1 октября 1910 года 17 Присутствовали: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский; Ректор Академии Феодор, Епископ Волоколамский; Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора А. П. Шостьин ; заслуженные ординарные профессора – А. Д. Беляев и Н. А. Заозерский (сверхштатный); ординарные профессора – А. П. Голубцов , А. И. Введенский , С. С. Глаголев , А. А. Спасский и Μ. Μ. Тареев; экстраординарные профессора – С. И. Соболевский, С. И. Смирнов , Д. И. Введенский и А. П. Орлов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010