— Дитя мое, не изнуряй тела своего неупотреблением пищи; такое суровое воздержание может причинить тебе болезнь. — Не принуждай меня к этому, мать моя, — отвечал на это отрок, — воздержание избавит меня от грехов. — Какие же грехи, дитя мое, — спрашивала мать, — имеешь ты, будучи в таких юных годах? Одна благодать Божия в тебе и никаких грехов мы не видим у тебя. На это отрок отвечал матери: — Мать моя! перестань говорить такие слова, послушай, что говорит Писание: пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен; без греха — Один только Бог (Рим.3:10,23; 1 Иоан.1:8,9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.8:8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим. Такими словами уговаривал блаженный Иоанн мать свою. Хотя сам он был и неграмотен, но научен был данною ему благодатию Святого Духа, как сказал пророк: «Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» (Пс.70:15–16). После сего отец блаженного из села Пухова переселился в находившийся тоже в окрестностях Устюга город, по имени Орлец на реку Юг и здесь скончался. Тогда мать его отправилась в бывший там монастырь Живоначальныя Троицы, приняла иноческое пострижение и вскоре избрана была игумениею этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией. После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения в церковной сторожке. Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым и бегал по улицам, чтобы не узнали его притворства. Отдыхал он обыкновенно на навозе и ходил совершенно нагим, только на пояснице носил одно разорванное рубище. Но когда случалось ему одевать на себя рубашку, то и она всегда была ветха и никогда он не мыл ее. Много терпел преподобный от легкомысленных людей оскорблений, насмешек и побоев, постоянно терпел голод и жажду и при этом ни от кого ничего не брал. Однажды вследствие зимнего холода он влез в сильно раскаленную печь, лёг в ней на горящие угли, как на постель, и нисколько от этого не пострадал. Кроме сего он исцелил от горячки жену одного князя, по имени Феодора, прозванного Красным княгиню, по имени Марию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Для того, сказано, во-первых, чтобы отродить нас из смерти греховной на жизнь благодати Божественной. В книгах Царств читаем: когда жена соманитянка просила пророка Елисея, чтобы он, придя в дом к ней, воскресил сына её; тогда пророк прежде послал Гиезия, слугу своего, с жезлом своим, чтобы Гиезий положил оный на лицо умершего отрока. Слуга исполнил волю своего господина, но не было ни гласа, ни послушания. Тогда сам пророк пришёл к умершему, приложил уста свои к устам его, дунул на него, и отрок открыл глаза. Смотрите же: лобзанием уст пророческих воскрес мёртвый. Это было прообразом Христова воплощения. Смерть, вошедши через грех в мир, похитила первого отрока Адама, только что начавшего жизнь. Жена, под которой разумеется естество человеческое, вопиет к Богу: «Господи, приклони небеса и сниди! Просвети лицо Твоё, и спасёмся!» Но Господь не Сам тотчас же пришёл, но послал рабов Своих, пророков с жезлом закона, чтобы возлагали оный на потомство отрока Адама; но отрок не воскрес, то есть люди сидели во тьме и сени смертной. За пророками, наконец, и Сам Господь пришёл, уста Божества Своего к устам человечества приложил, и отрок восстал, воскрес мёртвый. «Адам воззвася, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом». Таким образом, на жизнь от смерти мы перешли через Рождество Христово. Во-вторых, родился Господь для того, чтобы послужить нам. «Препоясываясь пеленами, – продолжает слово церковное, – к послужению препоясывается, и послушание пеленами прообразуется». Кто делает и служит, тот послушником называется. А что препоясывать себя при служении послушнику прилично, то сказано и в Евангелии про некоторого господина, который говорит рабу своему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне» ( Лк.17:8 ). Так и Господь наш, приняв на Себя звание послушника, говорит нам: «Не приидох, да послужат Ми, но да послужу им». И препоясывается пеленами по Своему евангельскому слову: «аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и, минув, послужит им». Служением же послушания исцеляет преслушание Адамово . Ветхий Адам был ослушником воли Божией; новый же, то есть Господь Иисус Христос, послушлив был даже до смерти. Итак, пеленами послушания Христова разрешилось преслушание Адамово.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Добрый же и Всемилостивый Спаситель наш Христос зорок: ведая сердца и помышления людей, никому не возбраняя прийти к себе, но желая всех в истинный разум привести, наставляет юношу сего действовать как настоящего мужа. Так что искал отрок удобного времени, чтобы, утаясь от родителей, взять крест и последовать Христу. Однажды, отойдя от дома родителей своих, встретил он на пути нищего, попросил у него его одежду и отдал ему свою, которую носил. Чтобы не быть никем узнанным, облекся он в эту чужую ризу. И пошел к обители Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и Святой Богородицы, в Печерский монастырь, как один из нищих – а было ему 12 лет, – и молит он пастыря обители, мужа честна и свята, архимандрита Дионисия, чтобы было позволено ему облечься в монашеское одеяние и отречься от мира и от всего, что есть в мире. Пастырь, как обычно, вопросил ребенка: «Чадо, откуда ты и каких родителей?» Тот поведал ему о себе: «Я из другого города, и нет у меня отца и матери. Я человек грешный, а ты, святой отец, будь ко мне милостив и прими на покаяние душу мою». Пастырь же, увидев юность просящего и молодость его, ответил: «Чадо, поверь: тяжко и мучительно носить иго иноческой жизни. Я же вижу, что ты слишком юн и не достиг зрелого возраста. В Писании сказано: „Никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия " ». И отказал ему в просьбе. Отрок же, услышав эти слова от пастыря, стал молить его со слезами: «Святой отец, не читал ли ты, не слыхал ли ты слов Господних из Святого Писания: „Приходящего ко мне не изгоню”». И еще он сказал: «Оскорбляющий брата своего и Христа огорчает. Если ты, господин мой отец, отвергнешь мою просьбу, то – Богом клянусь! – в день Страшного Суда дашь за меня ответ Богу». Услышав от ребенка эти мольбы и заклинания и удивившись его разуму и премудрости, понимает пастырь, что в отроке есть некая Божественная сила. И тотчас пастырь сообщает ему устав и чин монастырский. Он рассказывает ему о строгости этого устава и говорит: «Дитя мое, не сможешь ты, столь юный, нести подвижнические труды и ярем, обиды от людей и напасти от бесов». Ответил на это отрок: «Нет, господин отец мой, ни ссылки на апостолов и Писание, ни огонь, ни меч – ничто в мире от любви Христовой не может отлучить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой кондак: Якоже сродники твои, Борис и Глеб, явишася тебе с небесе в помощь подвизающемуся на Вейлгера свейскаго и воев его: тако и ты ныне, блаженне Александре, приди в помощь твоим сродником, и побори борющыя ны. Память преподобного отца нашего Александра Свирского Блаженный Александр родился во владениях Великого Новгорода в Обонежской области которая была расположена по реке Ояти в селе, называвшемся Мандера и находившемся против Островского монастыря Пресвятой Богородицы, честного Ее Введения Он родился от отца, по имени Стефана, и матери, именем Василиссы, по некоему явлению Божественной Силы и был освящен святым крещением. Когда наступило время обучать его грамоте, то он отдан был родителями для изучения Божественных Писаний. Но в то время, когда товарищи его по учению успешно проходили науку, он медленно усвоял ее. Это было по особому усмотрению Божию, чтобы он получил разумение от Бога, а не от людей, что потом и случилось. Однажды он пришел в церковь и, пав пред образом Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, со слезами стал молиться о том, чтобы дано было ему разумение к изучению Божественных Писаний. И на его молитву немедленно же последовал ответ — он услышал голос, который сказал ему: «Встань, не бойся. Ты получишь то, о чем просил». Обрадованный отрок встал и пришел к отцу своему. Отец и мать заметили его душевную радость и предугадали, что она происходила от проявления к нему милости Божией и, думая так, благодарили за это Бога. Блаженный же отрок с этого времени стал оказывать быстрые успехи в учении, причем внимательно слушал чтение Божественных книг и во всем повиновался своим родителям. В то же время он соблюдал такой строгий пост, что только раз в день употреблял в пищу один хлеб и то в меру, по ночам же спал очень мало. Родители отрока приходили от этого в изумление, и мать, увещевая его, однажды сказала ему: — Сын мой! Зачем ты так изнуряешь себя? Принимай пищу вместе с нами и спи, как и мы. Но отрок ответил на это матери: — Для чего ты, мать моя, говоришь мне это, отклоняя меня от приятного мне воздержания? Ведь в Писании сказано, что пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

И мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Когда он услышал призыв, он сказал: Вот я . И далее мы читаем: Авраам встал рано утром ,– вы видите, как этот праведный поступает! – оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог (Быт. 22, 3). Ориген пишет: «Авраам встал рано утром, поскольку в тексте прибавлено “рано”, вероятно стремление показать, что свет сиял в его сердце» . Авраам встает раньше всех. Сказано, что он оседлал осла своего , и только потом говорится, что взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения ,– опять же сам – и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог . Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22я глава не связана с 21й главой непосредственно. Она, скорее, связана с 23й, в которой говорится о смерти Сарры: Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра (Быт. 23, 1–2). Иными словами, Священное Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания; впрочем, не все отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чей возраст на момент смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, почти ребенок. Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что, по древнему преданию, первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей.

http://pravoslavie.ru/109426.html

И обрушились ливни, и пришли потоки, и задули ветра, и обрушились на дом тот, и он не рухнул, поскольку был поставлен на камне. И всякий, кто услышал сии слова Мои и не исполнил их, будет подобен мужу глупому, построившему дом свой на песке. И обрушились ливни, и пришли потоки, и задули ветра, и обрушились на дом тот, и он рухнул, и было падение его великим». И было так, что, когда окончил Иисус слова сии, дивились толпы учению Его. Ибо Он учил их как имеющий власть, а не как книжники и фарисеи. Глава 8 Когда же сошел Он с горы, следовали за Ним многие толпы и, се, пришел прокаженный и поклонился Ему, говоря: «Господи, если желаешь, можешь меня очистить». И, простерши руку, Иисус коснулся его, говоря: «Желаю. Очистись». И тотчас очистилась проказа его. И рек ему Иисус: «Смотри, не говори никому, но пойди, покажись священнику и вознеси приношение, как предписал Моисей, во свидетельство для них». Когда же Он вошел в Капернаум, подошел к Нему центурион, прося его и говоря: «Господи, отрок мой лежит дома парализованный и мучимый тяжко». И рек ему Иисус: «Я приду и исцелю его». И, отвечая, рек центурион: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово – и исцелится отрок мой. Ведь и я, человек подвластный, начальствуя над воинами, говорю одному: иди, – и он идет, а другому: приди, – и он приходит, и рабу моему: сделай сие, – и он делает». Услышав же сие, Иисус изумился и сказал следовавшим за Ним: «Истинно говорю вам, не нашел Я такой веры и в Израиле. Говорю же вам, что придут многие с востока и запада и будут пировать с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; сыны же царства извержены будут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубовный». И сказал Иисус центуриону: «Иди и да будет тебе, как ты уверовал». И в тот час исцелился отрок. И когда пришел Иисус в дом Петра, увидел тещу его лежащей в лихорадке, коснулся руки ее, и оставила ее лихорадка, и она прислуживала им. Когда же настал вечер, представили пред Ним многих одержимых демонами, и словом изгонял Он духов, и все, одержимые злом, исцелились, дабы исполнилось сказанное чрез пророка Исаию, сказавшего: «Он слабости наши принял и болезни наши понес».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо, вам не будет позволено объяснить их как вы желаете, – что Езекия воевал в Дамаске или Самарии, ввиду царя Ассирийского. Пророческое слово говорит: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские, ввиду царя Ассирийского». Если бы Пророчественный Дух не сказал этого с прибавлением: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские»: но сказал бы только: «… и родит сына и он возьмет силу Дамаска и добычи Самарийские, – тогда вы могли бы сказать: так как Бог знал, что Езекия получит это, то Он и предсказал. А теперь пророчество говорит с прибавлением: «… прежде, нежели отрок будет уметь называть отца или мать, получит силу Дамаска и добычи Самарийские». И вы не можете доказать, что это случилось когда-либо с кем-нибудь из иудеев, а мы в состоянии доказать, что это исполнилось на нашем Христе. Ибо, тотчас после рождения Его, волхвы из Аравии пришли и поклонились Ему, зайдя прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле; его-то пророчество и называет царем Ассирийским за его безбожный и нечестивый дух 423 . Вам известно, – сказал я, – что Святой Дух часто говорит в притчах и подобиях, как это Он делал в отношении ко всему народу иерусалимскому, неоднократно взывая к ним: «… отец твой Амморей и мать твоя Хеттеянка» 424 . 78. – Этот дар Ирод, когда к нему пришли волхвы из Аравии и сказали, что они по звезде, явившейся на небе, «… узнали, что родился царь в вашей земле и мы пришли поклониться ему», – узнал от старейшин народа вашего, что Он родился в Вифлееме, потому что у пророка, говорили они, написано так: «… и ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше в воеводствах Иудиных; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой» 425 . Итак, эти волхвы из Аравии прийдя в Вифлеем, поклонились отроку и принесли ему дары – золото, ливан и смирну; потом, после поклонения отроку в Вифлееме, они через откровение получили повеление не возвращаться к Ироду. И Иосифу также, обрученному Марии, который сперва хотел было изгнать обрученницу свою, в том предположении, что она беременна от соединения с каким-либо мужчиною, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Ионафан отвечал отцу своему: «за что же его умерщвлять? что он сделал?» В ответ на это Саул бросил копьем в Ионафана. Тут Ионафан убедился, что Давид окончательно обречен на смерть. Он в сильном волнении вскочил из-за стола, и не мог ничего есть в этот день. Опасность, угрожающая Давиду, смутила его. На следующее утро, взявши лук и стрелы, он пошел с отроком своим в поле стрелять. И сказал своему отроку: «беги теперь, собирай мне стрелы, которыми я буду стрелять». Отрок побежал, и Ионафан пустил стрелу мимо его. Когда отрок подбежал к тому месту, где упала стрела, Ионафан закричал ему: «смотри, стрела дальше от тебя! Поторопись скорее, и не останавливайся!» Эти слова были условленным знаком со стороны Ионафана на тот случай, если Давиду нужно бежать и скрыться от Саула. Отрок ничего не понимал. Когда он поднял стрелу, и принес к Ионафану, Ионафан отдал ему лук и стрелы, и велел возвратиться в город. По удалении отрока Давид вышел из сокровенного места, и пал лицем на землю; три раза он поклонился Ионафану: потом бросились оба в объятия друг другу и долго плакали, пока Давид не выплакал свое сердце. Ионафан снова подтвердил Давиду завет вечной и потомственной дружбы. Наконец, друзья расстались. Давид пришел в Номву к первосвященнику Ахимелеху (иначе называвшемуся Авиафаром 77 ); внезапный приход его встревожил Ахимелеха. Первосвященник спросил: «отчего ты один, и никого нет с тобою?» Давид сказал: «Царь дал мне поручение, о котором никто не должен знать; и я приказал моим людям прийти на одно известное место. Но нет ли у тебя чего? дай мне хлебов пять или сколько найдется». Первосвященник отвечал: «у меня нет обыкновенных хлебов, а только священные». И сказал Давиду, что эти хлебы можно дать только в руки чистые, отдал ему хлебы предложения. Давид опять спросил: нет ли еще здесь какого-либо копья или меча, потому что повеление царское было так внезапно, что я не успел захватить ни меча и никакого оружия». Первосвященник отвечал: «есть меч Голиафа Филистимлянина, которого ты убил; его, если хочешь, возьми, а другого здесь нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иосиф и Мария не заметили, как отрок Иисус остался в Иерусалиме, думая, что Он идет где-нибудь поблизости от них в другой группе, с родственниками и знакомыми. Видя же, что Он долго не присоединяется к ним, начали Его искать и, не нашедши, в тревоге возвратились в Иерусалим, где только через три дня, надо полагать, со дня выхода своего из Иерусалима, нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и вопрошающего их. Это происходило, вероятно, в одном из притворов храма, где раввины собирались, рассуждая друг с другом и с народом, поучая в законе желавших слушать их. В этой беседе отрок Иисус уже проявил Свою Божественную мудрость, почему все слушавшие удивлялись разуму и ответам Его. Богоматерь, высказав Ему их тревогу за Него, называет Иосифа отцом Его, ибо иначе и не могла его назвать, так как в глазах всех Иосиф и был отцом Иисуса. На эти слова Матери отрок Иисус впервые открывает Свое назначение – исполнить волю Пославшего Его и как бы поправляет Свою Матерь, указывая, что не Иосиф Его отец, но Бог. «Вы должны были знать», как бы так говорил Он им: «где Я, ибо, как Сын Божий, Я и должен пребывать в дому Божием», т.е. в храме. Они, однако, не поняли этих слов, ибо и им еще не была вполне открыта тайна Христова дела на земле. Однако, «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» – это был особенно памятный для Нее день, когда Сын Ее впервые дал знать о Своем высоком предназначении. Так как еще не настало время общественного служения Иисуса, то Он послушно пошел с ними в Назарет и, как особенно отмечает это Евангелист, «был в повиновении у Своих земных родителей», вероятно разделяя труды Своего мнимого отца Иосифа, который был плотником. С укреплением в возрасте Он преуспевал в премудрости, и для внимательных все яснее становилась особая любовь Божия к Нему, что привлекало и любовь людей к Нему. Часть вторая. Общественное служение Господа Иисуса Христа... ВЫХОД ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ И СОБЫТИЯ ЕГО ЖИЗНИ ДО ПЕРВОЙ ПАСХИ 1. ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И ЕГО СВИДЕТЕЛЬСТВО О ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ     (Матфея 3:1—12; Марка 1:1—8; Луки 3:1—18; Иоанна 1:15—31)    О выходе на проповедь Иоанна Крестителя и об его свидетельстве о Господе Иисусе Христе согласно повествуют, почти с одинаковыми подробностями, все четыре Евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010