19). Должно же заметитъ, что Он оправдывается не затем, чтобы из неправедного стать праведным; оправдывается праведный не для того, чтобы начать быть тем, чем он не был, а чтобы всем объявилось то, чем Он был“, многим в смысле πολλν Мф. 26:28 , по св. Кир. ал. в смысле языков, и грехи их той понесет (ср. Ин. 1:29 ); св. Кир. ал. вместо νοσει – понесет, читал: νσει=отпустит (ср. Мф. 1 . с.). 12. Сего ради той наследит многих, и крепких разделит в корысти: зане предана бысть на смерть душа Его, и со беззаконными вменися, и той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть. 12. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Ст. 12 . Отрок Господень получит в удел многих, с сильными разделит добычу, – за то, что предал душу Свою на смерть, вменился со беззаконными, понес на себе грехи многих и за преступников явился ходатаем. Под “многими”, которых получит в удел Отрок Гоеподень, св. Кир. ал. разумеет сущих из язык; а под сильными, с которыми Он разделит добычу, – святых апостолов, или просто всех сильных во Христе, имеющих духовное мужество, которым, как победившим сатану, Он разделил добычу“. И со беззаконными вменися (ср. Мк. 15:28 ; Лк. 22:37 ): “не только, говорит бл. Феод., Он потерпел определенное злодеями наказание, но и распят был с разбойниками“. И той грехи многих вознесе ср. выше ст. 4. И за беззакония, их предан бысть. Вместо: =в р. с. и за преступников сделался ходатаем, 70 читали: почему: α δι τς νομας ατν παρεδϑη, ср. сл. По смыслу перевода 70 , смерть Отрока Господня была satisfactio vicaria пред правосудием Божиим за грехи людей. А по смыслу евр. м. т., Отрок Господень, совершив подвиг искупления, чрез то явился ходатаем за преступников, как и ап. Павел пишет об Иисусе Христе: и сего ради новому завету ходатай есть, да смерти вывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии ( Евр. 9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

24]. Греховные пути утомляют идущих ими, а дороги в город, где царствует Бог, они не знают. Цари и князья Еккл. 10:16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Еккл. 10:17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! Еккл. 10:18 От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечёт дом. Еккл. 10:19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за всё отвечает серебро. Еккл. 10:20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твоё, и крылатая – пересказать речь твою. Царь-философ сидел на троне, советовался с князьями и вельможами в царских палатах, исходил землю с посохом нищего. Управлял и веселился, странствовал и думал. Над головой пролетела птица, размашисто прошумела крылатая. В уме теснились мысли. Горе тебе, земля, когда царь твой отрок , или иначе – из слуг . Давно замечено, что ничего хорошего, когда «из грязи в князи». Революции всегда стремились отроков-слуг поставить у власти. Некоторая унаследованная никчёмность начинает кичиться от головокружения, с которым справиться не может. Дорвавшись до бесплатного, бывший слуга, став царём, с головой окунается в бездарный мир наслаждений. Он и окружает себя князьями , которые едят рано . С утра пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь . А дела в стране приходят в запустение. От лености обвисает потолок, и когда бездельно опустятся руки, то протечёт дом вверенного такому царю. И наоборот, благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода и царствовать, быть наверху ему естественно. Когда царствование воспринимается, как ответственность и служение, а не пустопорожнее наслаждение. Не гордыня оттого, что я, бывший слуга-отрок, стал царём, а ответственность перед землёй, страной и особенно перед отцами и предками благородного рода. Не испорчу ли я то, что приобрёл, собрал, создал, взлелеял тот или иной мой предок.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

2. Во 2-й песни (Ис 49. 1-9) Сам Отрок Господень произносит торжественную речь и зовет все народы внимать ей (49. 1). Он призван Богом от чрева матери (49. 5). Господь повелел Ему восстановить колена Израилевы и возвратить остаток народа (49. 6). Бог сделает Его светом и заветом для народов, и спасение распространится до краев земли (49. 6-8). Данное пророчество возвещает о Мессии и об обращении к Нему всего человечества. Страдание - вот подлинный подвиг Раба Господня. Подобно жертве на алтаре, через к-рую совершалось единение с Богом, Его жертва принесет мир со Всевышним, Которого народ Израиля оскорблял и от Которого удалился. Пославший Отрока обращается к Нему: «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (49. 6). 3. В пророчестве Ис 50. 4-11 Отрок Господень возвещает о Своих страданиях, к-рые в деталях прообразуют Страсти Христа. «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (50. 6; ср.: Мф 26. 67-68; 27. 30). Традиц. христ. экзегеза понимает данное пророчество как указание на добровольные страдания Мессии, на Его победу через страдания и унижения: «...Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис 50. 7). В завершение Отрок предсказывает гибель Своим врагам. 4. Пророчество Ис 52. 13-53. 12 начинается словами Самого Господа (52. 13). Так же как и пророчество 50. 4-11, 4-я песнь говорит о жертве Христовой и более подробно объясняет ее значение. Смысл мессианской жертвы раскрывается пророком в образах страдающего и уничиженного Раба Господня (52. 14; 53. 2-3), Который «взял на Себя наши немощи и… болезни» (53. 4). Прор. Исаия уподобляет его овце, ведущейся на заклание (53. 7), Его страданиями люди получат исцеление от грехов (53. 5). Но Исаия возвещает и о смерти Отрока, и о Его погребении (53. 9), подчеркивая Его невиновность и заместительный характер страдания (53. 9-12). В этой песни Господь именует Своего Раба «Праведником» (   Ис 53. 11; ср.: Деян 7. 52). Пророк описывает изумление царей и народов перед этим таинственным Посланцем. Агнец Божий погибнет, но, принеся Себя в жертву, непостижимым образом вернется к жизни и будет с радостью смотреть «на подвиг души Своей» (53. 11). Причтенный к злодеям и умерший, Он станет Ходатаем за мир (53. 12).

http://pravenc.ru/text/674802.html

4. Сей грехи наши носит, и от нас болезнует, и мы вменихом его быти в труде, и в язве от Бога, и во озлоблении. 5. Той же изъязвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на нем, язвою его мы исцелехом. 4. Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Ст. 4. В действительности Отрок Господень понес на Себе грехи людей, и обременился их скорбями; современный же Ему народ иудейский считал Его наказываемым и поражаемым Богом. В первой половине ст. перевод 70 исправляется у евангел. Матфея, у котораго это место читается: υτς τς σϑενεας μν λαβε α τς νσους βστασεν=той недуги наша прият, и болезни понесе ( Мф. 8:17 ). Согласно переводу и контексту речи у евангел. Матфея, Отрок Господень исцелял людей от немощей и болезней чрез перенесение таковых на Себя. Вместо =в р.-с. немощи, 70 читали здесь: почему: τς μαρτας μν=грехи наша, ср. Ин. 1:29 : δε μνς το ϑεο, αρων τν μαρταν το σμου. Согласно чтению 70 , Отрок Господень, подобно козлу отпущения ( Лев. 16:22 ), понес на себе грехи человечества, как и ап. Павел пишет: Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи ( Евр. 9:28 ). В одной древнееврейской мидраше, кн. 1, гл. 2, читается: . . . . т. е.: Когда Святый, да будет Он благословен, – сотворил мир свой, то Он простер руку Свою под престол славы и извлек душу Мессии и часть Его. Он сказал ему: желаешь ли Ты быть сотворенным и избавить сынов Моих спустя шесть тысяч лет? Тот скакал: да, Он сказал Ему: если так, то понесешь ли страдания, чтобы загладить вину их, как написано: в действительности Он понес недуги наши. Тот сказал ему: понесу с радостию. Он сказал Ему: праведники оживут в пришествии Твоем. Тот сказал Ему: да будет угодно, чтобы ожили все, хотя бы и падшие (евр. Вюнше читает , ср. Бт. 6:4, почему: die Fruhgeborenen). Мысль о добровольном страдании Отрока Господня за гриехи людей чужда для сознания современников Его: они считают Его поражаемым и наказываемым от Бога. Евр. сл. =в р. с. поражаем, означающее поражение вообще какой-либо болезнью или несчастьем (ср. Бт. 12:17), Ак. С. понимали в смысле поражения проказой, почему С. ν φ ντα, Ак. φημνον, неправильно понимаемое, как говорит бл. Иерон., некоторыми в смысле, “оставленного” другими читаемое αϑμενον=сидящего. Согласно Ак. С., бл. Иерон.: quasi leprosum=как бы прокаженного. Такое понимание эгого слова находится и в талмуде, где в tr. Sanhedrin, fol. 98, 2, после указания других имен Мессии, как-то: Шило (ср. Бт. 49:10), Иннон (ср. Пс. 72:17 ), Ханина (ср. Иер. 16:13 ), Менахем (ср. Плач Иер. 1:16 ), между прочим говорится: , т. е.: а раввины говорят: прокаженный из дома Рабби – есть имя его, как сказано: но Он взял на Себя наши немощи и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

7:6). Как скоро он освободился от докучливости иудеев, то посылает сказать: не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что почел себя недостойным принять Тебя в дом. 3. Если же Матфей повествует, что сотник сказал это не через друзей, но сам лично, то это не показывает никакого противоречия. Дело в том, оба ли евангелиста показали благорасположенность этого мужа и то, что он имел достойное мнение о Христе. Вероятно, что и сам он, после того как послал друзей, пришел и сказал то же. Если же Лука не упомянул об этом, а Матфей не упомянул о том, то произошло это не от их разногласия, но более оттого, что один восполнял то, что другой опускал. Смотри, как Лука обнаружил его веру и с другой стороны, сказав: " отрок был болен при смерти " . Это не повергло сотника в отчаяние и не лишило надежды; но он и в этом случае надеялся, что отрок его останется в живых. Если же, по словам Матфея, Христос сказал: " и в Израиле не нашел Я такой веры " , и тем показал, что он не был израильтянином, а Лука повествует, что он построил синагогу, то и здесь нет противоречия, поскольку можно было, и не будучи иудеем, построить синагогу и любить народ иудейский. Но ты не просто исследуй слова сотника, а прими во внимание еще его положение как египетского начальника, и тогда увидишь добродетель этого мужа. В самом деле, начальствующие бывают весьма надменны и не унижаются в самых несчастьях. Так, упоминаемый у Иоанна (царедворец) влечет Иисуса в дом, и говорит: " приди " , — отрок мой при смерти (Иоан. 4:49); напротив, сотник не так поступил, но гораздо лучше, нежели и этот царедворец, и те, которые спустили одр сквозь кровлю. Он не домогается телесного присутствия, и не принес страждущего к врачу; а это и показывает, что сотник не низко о Нем думал, но имел богоприличное мнение, когда говорит: " скажи только слово " . И не с начала говорит: " скажи слово " , но сперва рассказывает только о болезни, так как по великому смиренномудрию не ожидал, чтобы Христос тотчас его послушал и пошел к нему в дом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» (Все языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них: кто возвестит сия? или яже исперва кто возвестит вам? да приведут свидетели своя, и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину). И при мирных связях, и при враждебных отношениях народы Востока знали один другого и постоянно рассуждали о прошедших событиях и настоящих обстоятельствах, не редко гадали, как умели, и о будущей своей и чужой судьбе (гл.2:6; 10:19; Дан.2:29 ): последнее составляло предмет особых размышлений князей и царей. Но Господь говорит: если бы собрались все народы вместе, и князья их присоединились, то никто из них не возвестил бы того, что предсказал Господь и что совершит в будущем только Он един, а именно наступление времени спасения людей всех стран действием благодати, просвещающей и возрождающей. Никто из народов и царей не возвестит того, что было предопределено и возвещено от начала бытия человечества; никто не представит свидетелей от себя, чтобы оправдаться, – чтобы, услышав показания этих свидетелей, можно было сказать: «да, правда!» Спасение человечества благодатью Божьей будет делом совершенно новым (ст.19). 10–11. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. (Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок Мой, его же избрах, да увесте и веруете Ми, и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй). У народов и царей нет свидетеля, который бы знал и указал Спасителя народов; а Господь имеет свидетелей о Себе; это Его избранный народ и избраннейший из народа Его Отрок – слуга Его воли, совершитель самого дела спасения. Что было предсказано народу и что совершит Отрок Иеговы, из того самого всем будет совершенно понятно, что Спаситель народов есть ни какой-то иной Бог, а только Он единый и вечный Бог и Царь, сотворивший, устроивший и искупивший Израиля (ст.1,3,7–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

— О чем, отче, так плачут эти люди? Епископ, вздохнув, прослезился и ответил: — У них был единственный сын, которого я принял от святой купели. Когда ему минуло восемь лет, родители привели его ко мне, а я велел учить его грамоте; и Бог дал ему такие способности, что в два года он научился прекрасно читать, писать и петь в церкви. По двенадцатому году родители посвятили его моими грешными руками Богу, и я поставил его в клирики и поручил своему архидиакону, чтобы последний наставил его на путь заповедей Господних; и отрок сделался настолько сведущим в Священном Писании, что подобного ему и до сих пор не сыщешь во всей Сицилии. И вот мы не знаем, что с ним случилось, куда он ушел? Он внезапно пропал без вести; и долго искали мы его по всему острову в городах и селениях, в горах, пещерах и пустынях, но не могли найти, и не знаем, убил ли его кто-нибудь и зарыл в землю, или же он похищен и уведен на чужую сторону. А теперь всем нам жалко его до крайности, родители же его уже начали совершать поминовение о нем в тот день, когда он исчез. Между тем авва Марк, вглядевшись в лицо Харитона, догадался, что это — отец Григория, — так как Григорий во всем очень походил на отца, — и сказал плачущим родителям: — Зачем вы скорбите так безмерно о вашем сыне? Вам, напротив, должно радоваться и благодарить Бога, устрояющего всё на пользу рабам Своим. И, обратившись к епископу, прибавил: — Прикажи придти сюда твоему архидиакону. Епископ тотчас же велел позвать архидиакона, и, когда тот явился, Марк обратился к нему с вопросом: — Скажи нам, куда скрылся вверенный тебе отрок и почему ты не откроешь своему господину, епископу, величия Божия, явленного на отроке? Пораженный этими словами, архидиакон поклонился старцу и просил прощения, а потом начал свой рассказ: — Когда я спал однажды ночью в своей келлии и отрок почивал недалеко от меня, кто-то неожиданно позвал его: «Григорий»! Он, вставши, пришел ко мне и спросил, зачем я его звал. Я ответил ему, что не звал его. Когда он лёг, голос во второй раз позвал его, и он опять пришел ко мне и сказал: «вот я, зачем ты звал меня»? Тогда я понял, что зов этот не человеческий, а от Бога, и научил его, если голос еще позовет его, отвечать: «вот я, Господи: что велишь рабу твоему». Он ушел на свою постель, и я услышал голос, который опять говорил ему: «Григорий! Молитва твоя услышана: ступай на морской берег, и ты найдешь там людей, которые возьмут тебя с собою». Но я, хотя и сам слышал этот голос, однако не уразумел хорошенько, о чем он говорил, и сейчас же уснул, а на утро, вставши, уже не нашел Григория, и с тех пор поныне он не найден; рассказать же о слышанном мною голосе я никому не посмел, потому что боялся, как бы не сказали, что я лгу, и, не дав веры моим словам, не стали бы говорить, что я сам убил отрока или продал его в чужую землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Авраам встает раньше всех. Сказано, что он «оседлал осла своего» ( Быт. 22:3 ), и только потом говорится, что «взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения» ( Быт. 22:3 ), – опять же сам – «и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22-я глава не связана с 21-й главой. Она, скорее, связана с 23-й, в которой говорится о смерти Сарры: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра…» ( Быт. 23:1–2 ). Иными словами, Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания, впрочем, не все святые отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чья дата смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, ребенок. Отрок – это, прежде всего, слуга, и это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что по древнему преданию первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей. «Авраам встал рано утром… и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт. 22:3 ). Надо заметить, что это место находилось не так далеко от Авраама, однако мы увидим, что Авраам три дня добирается до этого места. Почему три дня?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вместо этого, у Исаии, по переводу Семидесяти, пишется так: вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не сотрет, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на имя Его будут уповать народы ( Ис. 42:1–4 ). А с еврейского мы переводим это так: «вот отрок (по некоторым – «раб») мой, восприиму его; избранный мой, благоволит в нем душа моя. Я дал дух мой на него: суд народам возвестит. Не возопиет, не примет личины, и не услышится вне глас его. Трости сокрушенные не сотрет, и льна курящегося не угасит. Во истине изведет суд. Не будет ни печален, ни пасмурнен, пока не положит на земли суд. И закона его будут ожидать острова». Из этого видно, что евангелист Матфей не стеснялся авторитетом древнего перевода, не отказывался от еврейского подлинника, но, как еврей из евреев и ученейший в законе Господнем, распространял между язычниками то, что читал по-еврейски. Ибо, если это место читать так, как перевели его Семдесят толковников: Иаков Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя, – то каким образом найдем мы, что на Иисусе исполнилось то, что писано об Иакове и Израиле? Блаженный Матфей делал это, как читаем, не только в приведенном свидетельстве, но и в другом месте: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Мф. 2:15 ; Ос. 11:1 ), переведенном Семьюдесятью: из Египта воззвал сынов моих. И это место, очевидно, не относится к Господу Спасителю, если читать его не по еврейскому подлиннику. Ибо за ним следует: приносили жертву Ваалам ( Ос. 11:1–2 ). А что в приведенном в Евангелии свидетельстве недостает слов: не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда ( Ис. 42:4 ), это случилось, мне кажется, по ошибке первого переписчика, который, читая предыдущую мысль, окончившуюся на слове суд, принял это слово – суд за конец последующей мысли, и несколько слов промежуточных, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господи! слуга мой [слав.: отрок мой] лежит дома в расслаблении и жестоко страдает [слав.: люте стражда]. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой [ Мф. 8,6–8 ]. Душа наша – этот отрок: она лежит в дому тела [ныне] расслабленная и люте страдающая. Будем же говорить Господу: Господи! отрок мой... Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... [ Мф. 8,8 ]. Ответ: иди, и, как ты веровал, да будет тебе [ Мф. 8,13 ]. Сколь сильна вера наша, столь великие и дары подает нам Бог; чем живее вера, тем большие исходатайствует она нам Божии дары: все возможно верующему [ Мк. 9,23 ]. И выздоровел слуга его в тот час [ Мф 8,13 ]. Так и душа наша исцеляется от грехов и страстей в то время, когда вера наша бывает самая твердая, искренняя, живая... когда око души, очищенное и просветленное слезами, зрит Бога как Спасителя милосердого, спасающего нас от грехов наших. Душа наша исцеляется в тот именно час, когда Господь речет нам слово: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. ... Увидел тещу Петрову лежащую в горячке [слав.: лежащу и огнем жегому] [ Мф. 8,14 ] – это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее – и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем. Вот Любовь, Которая взяла недуги наши и понесла болезни наши. Много уходит – не в пример же того больше приходит. Так думать должны мы, [если] скупость смущать будет сердце, жадное к тленным стяжаниям. Согрешающие – врази суть своего, своего живота [...]. Помни, что шубы твою и жены твоей Бог повелел моли изъесть в обличение и наказание скупости вашей. Не щади же ничего с сей поры. Что это во рту у тебя? Ты говоришь: сигара, – а я говорю: дымящаяся головня. А при этих двух словах я вспоминаю слова пророка Исаии, который от лица Господня назвал двух весьма важных по сану, но непотребных по жизни человек, дымящимися головнями. Как не скажешь, и совершенно справедливо, что люди, проводящие жизнь только в чувственных удовольствиях, – самое точное подобие тех сигар, которые тлеют в их нечистых устах? Так, человек плотский, и сигара твоя, вечно тлеющая у тебя во рту, и ты сам – почти одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010