Во время гонения на христиан от Диоклитиана, св. Григорий советовал христианам укрыться, где кто может; а сам взошел на одну гору с диаконом и там молился. Воины долго искали их, но не могли увидеть. Св. мучен. Платон Две смерти и две жизни «Сколько смертей?» – спросил Агриппин мученика. Св. муч. Платон отвечал: «две смерти, одна временная, а другая вечная; также и жизни две: одна маловременная, а другая бесконечная». Имя не соединяет тех, которых обычаи разделяют Мучитель хотел сравнить мученика Платона с Платоном философом языческим; но мученик отвечал: «мы одних имен, но не одних нравов. Имя не может соединить тех, которых обычаи разделяют; поэтому ни Платон мне, ни я Платону не подобен, кроме одного имени. Я учусь и учу той философии, которая Христова; а он учил той философии, которая есть «буйство у Бога» ( 1Кор. 1, 19 ; Ис. 29,14 ). Платоновы догматы , которые ты называешь Божественными, суть басни, хитросплетением слов развращающие умы незлобивых». Пища духовная Стражи темничные принуждали мученика, не евшего восемнадцать дней, есть. «Не думайте, сказал он, что я, не принимая вашей пищи, умру; вы питаетесь хлебом, а я питаюсь словом Божиим, пребывающим во веки; вас насыщают мяса, а меня святые молитвы; вас веселит вино, меня же увеселяет Христос, лоза истинная». Св. муч. Роман и отрок Варул Церковь торжествующая Св. муч. Роман сказал верным: «нам ныне предлежит брань за алтари Божии. Асклипиад епарх – враг отечества, желающий отнять у нас Бога; хорошо мы сделаем, если, защищая алтари Божии, падем уязвленные на пороге храма; ибо на которую бы сторону ни склонилась брань, – мы, христиане, останемся победителями. Если мы не дадим разорить Божие дома, то будем торжествовать в церкви воинствующей; если падем, при святом алтаре избиенные, то воспоем победную песнь «в церкви торжествующей, которая есть на небесах». И тем св. мученик защитил церковь Божию. За это он был предан мучениям. Младенец бывает умнее старца Епарх спросил младенца Варула: «какого Бога ты почитаешь?» – «Христа почитаю.» – «Что лучше: одного Бога почитать или многих?» – «Лучше почитать одного Бога Иисуса Христа.» – «Чем лучше Христос богов?» – «Тем, что Он есть истинный Бог, и создал всех нас, а ваши боги – бесы, и не создали никого», и много другого мудрого сказал младенец, Духом Святым наученный. Епарх велел розгами его сечь; и когда дитя попросило пить, мать показала знаками, чтобы оно терпело мужественно до конца. Когда же епарх осудил дитя на обезглавление мечом, мать взяла его на руки и понесла на место казни, утешая его. Речь без языка

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

под 16 июля). г) В. муч. Варул . Св. мученик Роман, диакон кесарийской церкви, во время самых тяжких истязаний за св. веру не преставал проповедовать окружающему его народу Единого Истинного Бога, Творца и Вседержителя всего мира, убеждал и самого епарха отвергнуть заблуждение и познать истину, наконец, увидев в народе малолетнего христианского отрока, по имени Варула, сказал епарху: «Постыдись хоть этого дитяти: оно малолетно, но разумнее тебя, состарившегося; оно знает Истинного Бога, Которого ты не можешь и не хочешь познать в своем ослеплении». Епарх подозвал к себе отрока и спросил: «Какого почитаешь ты Бога?» – «Почитаю Христа, Единого Истинного Бога, и поклоняюсь Ему», – отвечало дитя. «Не лучше ли почитать многих богов, нежели одного?» – «Нет, лучше почитать одного Бога Всемогущего, Иисуса Христа, нежели многих, которые не суть боги». – «Чем же твой Христос лучше всех наших богов?» – «Тем лучше, что он есть Истинный Бог, Который создал всех нас, а ваши боги суть истуканы, которых делают люди или бесы, которые не создали никого». Писатель жития не передал нам всей поучительной беседы наученного Духом Святым отрока, заметив только, что он говорил многое и так разумно, что привел в изумление всех слушавших. Без сомнения, христианский отрок легко и свободно обличил всю тщету идолослужения и преимущество поклонения Единому Истинному Богу, как этому научали тогда христиане детей своих с самого малого возраста; показал в Иисусе Христе воплотившегося Сына Божия, Единородного, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, а не сотворенного, как этому научает Символ св. веры, известный тогда всякому христианскому дитяти. Посрамленный епарх приказал бить отрока крепкими прутьями, желая вымучить у него отречение от Иисуса Христа; но святое дитя терпело мужественно жестокое биение. Измученное, истекшее кровью, томимое жаждой, оно просило только у предстоящих несколько воды, чтоб утолить жажду; но когда мать его, стоявшая тут же в народе, упрекнула его в малодушии, убеждая терпеть все за Христа Господа в несомненном уповании вечной жизни, оно переносило уже безмолвно все терзания мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б)  Особенно поучительно для нас, братия, то обстоятельство, что в древней христианской Церкви благочестивые родители почитали святым долгом своим не только научить детей своих истинам веры Христовой с самого раннего возраста, едва начнут только развиваться их душевные силы, но воодушевить их тою крепкою, непобедимою любовью к Господу Иисусу Христу , которая укрепляла самых младенцев к перенесению страшных мучений за имя Христово, и тем живым упованием вечной жизни во Христа Иисусе, которое делало для них не страшной, а радостной самую смерть за Христа. Отрок Варул, – так назывался этот дивнопрекрасный дитя-мученик, – не был приготовляем каким-либо особым образом к такому испытанию в вере. Он взят был внезапно из числа подобных ему детей, и, однако же оказался не только совершенным в познании Христа Господа, но и готовым страдать и умереть за святое и поклоняемое имя Его. В этом-то истинно христианском воспитании детей и состоит истинная любовь родительская к детям; потому что только такое воспитание делает истинно счастливыми не только детей, а и самих родителей. Несчастны те родители, которые, не напитав детей своих с самого юного возраста млеком слова Божия и учения христианского, не оживотворив сердца их любовью к Господу Иисусу Христу, не укоренив в душе их спасительного страха Божия, принуждены бывают плакать потом об их умственном и нравственном развращении. Они и здесь, на земле, приемлют достойную мзду за свое небрежение; что ж ожидает их за гробом? Помните ль, с какой любовью и благостно принимал Господь Иисус Христос приходящих к Нему детей и объемль их, возложь руце на них, благословляше их? Так драгоценна в очах Божиих омытая кровью Христовой душа дитяти христианина! (См. Проповеди Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II). III. Возлюбленные во Христе Иисусе, Господе нашем, братия и сестры! Запечатлеем эти уроки в наших сердцах и будем молить Господа, да подаст Он Свою небесную помощь следовать им, дабы не лишиться нам жизни вечной и не погубить для нее своим небрежением наших детей. Аминь. (Составлено с дополнениями по «Полному собранию проповедей» Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, т. II, изд. 1880 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Если я ношу одно имя с Платоном, то не одних с ним убеждений. Ни я не подобен Платону, ни он мне, кроме одного имени. Я ищу того любомудрия, которое ведет к Христу, а не той мудрости, которая ничтожна у Бога. Святой замолк, молчал и мучитель, удивляясь его великому терпению и смелым ответам. Он приказал отвести юношу в темницу и никого к нему не пускать. Чтобы поддержать в нем жизнь, он велел ежедневно давать ему немного хлеба и воды. Но мученик Христов, не желая принимать ничего из рук нечестивых, пробыл без пищи и воды восемнадцать дней. Стража уговаривала его поесть, чтобы не быть за него в ответе, если он умрет с голоду, но юноша успокоил их, обещая, что не умрет в темнице. Наконец, игемон понял, что никакие силы не отвратят Платона от Христа и осудил его на казнь. Мученика вывели из города. Он попросил время помолиться и, воздев руки к небу, произнес: — Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты святым Твоим именем защитил раба Твоего от измены Тебе и дал мне благодать совершить до конца мой подвиг. Молю Тебя, прими в мире душу мою, ибо благословен Ты вовеки. Мученик преклонил свою голову и сказал палачу: — Друг, твори, что тебе приказано. Так умер за Христа святой мученик Платон, чтобы быть с Ним вовеки. Страдания отрока Варула В Антиохии жил христианин по имени Роман. Правитель города разрушил до основания христианские храмы. Роман призвал верующих к сопротивлению: пусть христиане или отстоят храмы, или будут перебиты, защищая свои святилища, и тогда в победных венцах вознесутся на небеса. Язычники справляли свой праздник. Множество народа собралось рядом с капищем. Шел в торжественном шествии и правитель города. Роман громко стал обличать идолопоклонство. Его схватили, правитель требовал от него отречения от Христа и за отказ предал его пыткам. Христиане густым кольцом окружили место пыток, молясь за страдальца. Рядом стоял мальчик Варул, избранный Богом отрок. Роман хорошо знал этого мальчика. Он знал, что по силе веры он мог сравниться со взрослыми мужами и что этот избранный отрок способен бесстрашно постоять за Христа.

http://azbyka.ru/fiction/deti-nebesnogo-...

Косма и Дамиан, безмездные врачи. 1 июля. Хрисан, Дария, Клавдий трибун и др. 19 марта. Марин муч. 16 дек. Ок. 286.       Тимофей чтец с Маврой сожительницей, мучч. Фиваидские, при Диоклетиине. 3 мая. 287.             Савин, и с ним 6 христиан, мучч. Египетские. 16 марта. Севастиан, защититель церковный. Никострат протоскриниарий, Зоя, Касторий, Транквиллин пресв., Маркеллин и Марк, диаконы, Клавдий комментарисий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, мучч. Римские. 18 дек. 288.             Филимон, Аполлоний , Арриан и Феотих, с тремя протекторами, мучч. Егип. 14 дек. Ок. 290.       Анилина, муч. Вивлийская. 13 июня. Иулиания девица и др., мучч. Никомидийские. 21 дек.       Пелагия дева, муч. в Тарсе. 4 мая. 295.            Урпасиан, муч. Никомидийский. 9 марта. 296.                  Максим комит, Клавдий, брат его с женою Препедигной, и двумя сынами, мучч. Остийские. 11 авг. Созонт, муч. Помпеопольский. 7 сент. Сосанна девица, Гаий, папа Р., и Гавиний пресв., отец ее, мучч. Римские. 11 авг. 300.             Трофим и Евкарпий, мучч. Никомидийские. 18 марта. Трофим и Фал пресв., муч. Лаодикийские. 16 марта. 4 век Федим, еп. Амасийскии, учитель церкви. Субб. с. Евмений, еп. Гортинский. 18 сент. Вавила, муч. Сицилийский, с двумя учениками. 24 янв. Ок. 301.       Феофан, постник и исповедник. 9 сент. –      302.              Мучч. Никомидийские. Две тмы христиан, сожженных с церковью, и вне церкви пострадавшие: Гликерий пресв., Зинон воевода, Феофил диакон и другие. 28 дек. Панхарий, муч. 19 марта. 3618 мучч., из мучивших св. Петра. 2 сент. 303.             Феодора дева и Дидим, мученики Александрийские, ок. 303. 27 мая. Домника, муч. Аназарвская. 12 окт. Роман, диакон Кесар., и Варул (отрок), мучч. Антиохийские. 18 ноября. Сергий, муч. в Варвалиссе. 7 окт. 303             Евлалия девица, муч. Варкинонская. 22 авг. ок. 303.       Акакий сотник, муч. Византийский. 7 мая. Максим, Дада и Квинтилиан, мучч. Доростольские. 28 апр. Артемон, пресв. Лаодикийский, муч. Кесарийский. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В тот же день, 8 января, отец Гавриил был арестован, во время следствия содержался в Бутырской тюрьме . 17 января вероотступник Протопопов снова дал против него показания и, подтвердив содержание проповедей, которых он не слышал, так как в храм после снятия сана не ходил, заявил: «Обе проповеди я рассматриваю так, что Гур говорил о теперешних страданиях народа при советской власти и призывал к страданию и мучению, эти слова Гура никак не могут не влиять на верующих граждан, что поводом к массовому выходу из колхозов, а в особенности женщин, также служило. Я с своей стороны считаю, что эти сказанные Гуром две проповеди при колхозном строительстве, как тормозящие, являются неуместными, ибо несознательная масса должна понимать так, что при организации колхозов придется страдать народу, и от таких проповедей несознательная часть деревни в колхоз не пойдет, а потому сплошная коллективизация Шаховского района будет не осуществима, и лиц, как Гура, тормозящих коллективизацию, из данного района нужно выселять». Видя, что дело клонится к его осуждению, так как сотрудники ОГПУ вызывают только враждебных Церкви свидетелей и отказываются вызывать тех, кто действительно слышал проповеди, отец Гавриил направил заявление одному из местных начальников, в котором писал: «Ввиду того, что меня обвиняют, якобы я говорил проповеди и разлагал народную массу в церкви, то таковых не было, и я говорил только по книгам... и при допросе по моей малограмотности я не мог объяснить словесно мою проповедь, посему прошу Вашего распоряжения отпустить меня с охраной милиции для доставления таковой проповеди в суд для точного расследования. Проезд милиционера и все расходы будут оплачены мною». Проповеди были доставлены следователю. В первой проповеди, произнесенной 18 ноября, отец Гавриил сказал: «Святые мученики Роман и Варул отрок, память коих ныне, пострадали при Максимиане, в начале IV века. Когда Максимиан воздвиг гонение на христиан, то Роман, встретив епарха Асклипиада, шедшего на идольский праздник с толпою народа, начал убеждать всех оставить идолов и обратиться ко Христу.

http://drevo-info.ru/articles/4039.html

II. а) Видите ль, братья мои, с какою точностию сбывается слово Господне, что Отец небесный утаил св. истину Свою от премудрых и разумных и открыл ее младенцам? Не то же ли видим и теперь? Посмотрите на воспитанное в благочестии христианском дитя, которое на вопрос ваш: откуда произошед мир? ответит вам со всею искренностию сердечной веры: Бог сотворил небо и землю силою всемогущато слова Своего. Не разумнее ли оно тех мудрецов, которые пишут большие книги, чтобы разными изворотами ума закрасить и выдать за новый вывод науки очень старую языческую басню, будто мир самобытен, что материя сама в се бе имеет силы, которыми мало-по-малу, в течение неисчислимых веков, вырабатывается все, что видим ныне в окружающем нас мире? Если бы кто согласился с этой безумной баснею, тот должен согласиться и с тем, что и дом сам собой построился, и книга составилась сама собой из рассыпанных на-угад букв, без всякого участия какой-либо разумной силы. Но если и такие ничтожные вещи, как построить дом или написать книгу, нельзя совершить без разумной воли человека, то кто же кроме безумного может утверждать, что столь дивный, столь прекрасный, столь премудро и целесообразно устроенный мир, с безчисленными творениями Божиими мог сам собой из случайного сцепления частиц устроиться и развиться по известному плану? Или, когда на вопрос ваш: откуда произошел человек? дитя скажет вам, что Господь Бог создал тело человека из земли и оживотворил его душею разумною и бессмертною, созданною по образу и подобию Божию: не умнее ли оно в тысячу раз тех разумников, которые хвалятся новым открытием своей объюродевшей мудрости, что они выродились от животных и что жребий человеку и жребий скотом жребий един есть? Поистине, «Господи небесе и земли, Ты утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою!» Так наказуешь Ты слепотою тех, которые отвращаются от Тебя, Света истиннаго, просвещающего всякого человека! Так обуяеш Ты премудрость мира сего, «понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога!» ( 1Кор. 1, 21 ). Так предаешь Ты «в неискусен ум творити неподобная» тех, которые не хотят познать «Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси, Иисуса Христа!» Так оставляешь идти путем вечной тьмы и погибели тех, которые не хотят последовать с искреннею верою и любовию Тому, Который есть «путь, истина и живот!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВАРУЛ АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варул Антиохийский (+ 303 ), мученик Память 18 ноября Отрок Варул жил Антиохии и был свидетелем мучений святого Романа Кесарийского . Во время пыток тот увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: " Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам " . Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твёрдо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мальчика, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его. Использованные материалы Редакция текста от: 01.12.2021 08:26:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ВАРУЛ АНТИОХИЙСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/4392.html

Душа его была взята ангелами и вознесена на небо. СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВАРУЛ Когда мучили святого Романа, он стыдил епарха и говорил ему: «Постыдись хотя вот этого дитя, которое стоит и смотрит на мои страдания. Оно и то разумнее тебя». Мучитель позвал ребенка к себе и спросил: «Как тебя зовут?» – «Я – Варул», – ответил отрок. «Какого ты почитаешь Бога?» – снова спросил епарх. «Я почитаю Христа, Он – Истинный Бог, а вот эти, которых вы чтите, – идолы», – возразил мальчик. «Не лучше ли чтить многих богов чем одного?» – возразил епарх. «Нет! – ответил Варул, – Истинный Бог бывает только Один!» – «Чем же лучше Христос наших богов?» – продолжал спрашивать правитель. «Тем, что Он создал небо и землю и все что ни есть. А ваши истуканы ничего не создали», – объяснил Варул. Посрамленный и пристыженный епарх велел бить отрока прутьями. Варула били сильно и долго, но он терпел, как настоящий муж, не издавая стонов и жалоб. Отрока мучила сильная жажда, и он попросил у женщин немного воды. «Дитя мое, – сказала мать Варула, которая стояла здесь же, – да утолит жажду твою любовь Христова, потерпи до конца все муки за Него». Ребенок больше не просил воды. Он истаивал от боли и жажды, но все молча терпел. Еще больше посрамленный не только разумом, но и терпением отрока, епарх велел отсечь ему голову. Благочестивая мать сама взяла в объятия окровавленного сына и понесла его на место казни. Она нежно целовала его и, плача от радости, говорила ласковые слова, чтобы он не боялся смерти и с готовностью умер за Господа. На месте казни святой отрок Варул простился с матерью, встал на колени, и ему отсекли голову. СВЯТОЙ МУЧЕНИК КИРИК Святому Кирику было всего три года. Мать его Иулиту мучили пред судилищем. Между тем епарх Дометиан держал Кирика на своих коленях. Ребенок был дивно красив и умен. Епарх хотел завлечь ребенка ласками и гостинцами, но он вырывался из рук и кричал: «Я – христианин! Я – христианин!» Так как Дометиан удерживал Кирика и не пускал к матери, то он сильно укусил епарху палец и выскочил из рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Когда святой страдал так и, претерпевая мучения, мужественно проповедовал Христа, там стояло много народа, как из неверных, так и из верующих, смотревшего на подвиг страдальца Христова. Недалеко стоял там и один христианский отрок, по имени Варул. Взглянув на него, мученик сказал мучителю: – Сей малый отрок разумнее тебя, старейшего, хотя он еще и малолетен, – так как знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасте, не знаешь Его. Тогда епарх, подозвав к себе отрока, спросил его: – Какого Бога чтишь ты? – Чту Христа, – ответил отрок. Епарх спросил его: – Что лучше – одного ли Бога чтить, или многих? – Лучше чтить Единого Бога, Иисуса Христа, – отвечал отрок. Епарх опять спросил его: – Чем Христос лучше всех богов? Отрок отвечал: – Тем Христос лучше, что Он – Истинный Бог и создал всех нас, ваши же боги – бесы и не создали никого. И многое другое говорил отрок, как будто он был премудрым богословом: Дух Святый, действуя в нем, совершал хвалу из уст его для посрамления нечестивого епарха и всех идолопоклонников. Мучитель и все бывшие при нем, изумляясь разуму отрока и мудрым словам его, почувствовали великий стыд от того, что не могли опровергнуть слов его. Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами. После долгого сечения, Варул начал изнемогать и попросил пить. Но его мать, стоявшая там в народе и с радостью смотревшая на страдания своего сына, увидав его изнемогающим и просящим пить, с настойчивою строгостью велела ему мужественно переносить страдания до конца. Когда же мучитель приказал усечь отрока мечом, мать взяла его на свои руки и понесла на место усечения. Обнимая и целуя, она утешала его и укрепляла, чтобы он не боялся при виде меча над своею головой: – Не бойся, сын мой, – говорила она. – Не бойся, милое мое чадо! Не страшись смерти! Не умрешь ты, но жив будешь во веки! Не ужасайся, цвет мой! Ты немедленно же будешь перенесен в райские сады! Не бойся меча! Как только ты будешь усечен, тотчас же отойдешь ко Христу и узришь славу Его. Он приимет тебя с любовью, и ты будешь жить с Ним в радости неизреченной, наслаждаясь блаженством с Его святыми Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010