Глава восьмая. Образ четвертый: Отрок Ягве или песни о Рабе Ягве В пророческих речах Исаии (VIII в. до Р.Х.) проступает загадочный образ некоего Отрока или Раба Ягве. Кто он? или даже что это такое? Может ли он иметь какое-нибудь отношение к пророчески возвещенному народу Мессии-царю или грядущему великому Пророку? Казалось бы, никак нет. Царь не раб и раб не царь. Тем более раб-страдалец какое может иметь отношение к Царю, Который водворит мир на земле и распространит царство Свое на все народы? Иудейское сознание порой всё это никак и не связывало. Не имеющие отношения друг к другу пророческие, не вполне понятные, образы. Или, все-таки, это о чем-то и даже о ком-то одном?.. Кто ответит? По дороге, идущей из Иерусалима в Газу через пустынные места, одиноко передвигалась колесница. Некий евнух-вельможа, служивший Эфиопской царице Кондакии, возвращался к себе на родину. Был он прозелитом и ездил в Иерусалим на годовой праздник для поклонения. Возвращаясь, он коротал время чтением пророка Исаии. Место Писания, которое он читал, было о страждущем рабе Ягве. О ком шла речь? Со всеми иудеями ожидавший славного Мессию-царя, евнух этого не знал. И тут – встреча. Некий прохожий пристал к колеснице и, услышав, что он читает книгу пророка Исаии, сам спросил: Разумеешь ли, что читаешь? Растерянно отвечает вельможа: Как могу разуметь, если кто не наставит меня?... прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом? ( Деян. 8:26–34 ). Вот и вопрос: о ком пророк говорит это? У пророка Исаии говорится о (Эвед Ягве). Слово (эвед) может быть переведено, как «раб», «слуга», «наемник», «отрок». Семьдесят толковников переводят это слово в LXX πας, что значит «дитя», «мальчик», «отрок» или «юноша». Отсюда перевод на славянский язык «отрок». Но это же слово ( πας) на греческом языке означает и «раб», и «слуга». На немецкий язык переводят Эвед Ягве, как «Knecht Jehovas», «слуга Иеговы», а на русский – или, следуя славянскому, «отрок», или даже «раб». Возрастное значение этого слова переходит в служебное. Древняя Русь знала княжеских отроков – это были не

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сидящему там отроку явился кажник, одетый в светлую одежду, прекрасен лицом, и сказал отроку: «Не скончаются дела тех, кто делает ради Бога, но оставь их и иди обедать». Отрок же сказал ему, что скоро придут начальники. Сказал же кажник: «Иди, скажи им, старающимся исполнить дело. Отрок же сказал, что не может оставить деньги, а то погибнет. Сказал же ему он: «Иди же быстро и скажи им, как вскоре придут и я клянусь, чадо, как святая София есть слово Божие, не уйду отсюда, пока не возвратишься, велено мне здесь быть и хранить то, что от слова Божия. Услышав же это, пошел отрок к отцу своему, и к прочим строителям, оставив ангела Господня хранить наставление. Поведал отрок отцу своему и всем прочим, взял отец его и привел к церкви Иустиниану и к бывшим там в церкви. И услышал царь это от отрока, и созвал всех кажников своих и показал каждого из них и сказал ему: «Кто из них?» Отрок же сказал, что ни один из этих не подобен тому кажнику, потому что в белых ризах был он. Сказал отрок и от лика его исходил огонь. Понял царь, что это был ангел Божий, и прославил Бога и возрадовался несказанно, потому что благословил Бог на дело его. И когда увидел Слово Божие, имел немалую печаль о церковном наречении. Оттуда принято таковое наименование о церкви да именуется Святая София, слово Божие, сказанное ангелом Господним. Царь Иустиниан помышлял, как к тому зданию не возвратить отрока, чтобы зранил святой ангел ту церковь , по клятве его, до скончания века. Так и сделал, богатством многим, почетным саном наградил отрока, на остров окрестный его послал советом и волею отца и отрока. Было же это на правой стороне, где ныне хранится икона Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Воздвигнув на горнем месте высокие столпы и комары, скорбел царь, что не имел больше золота. Стоял он на горнем месте и хотел воздвигать верх в день субботний в 4 часа. Явился ему кажник в белых ризах и сказал ему: «Что скорбишь, владыко создатель рассвета, вели прийти некоторым вельможам своим, и я дам золота, сколько ты хочешь. Дал ему царь главного начальника Ивасилида строителя, и Феодосия Патрикия, ковника и слугу, с двумя десятками сосудов под одним облогом. С этим кажник отошел от золотых ворот, и я вился в трех лицах посланным. Слезли с коней, сзошли с кажником в палаты. Вынул медный ключ, светлый открыл одно здание, и было там насыпано много золота. Взял кажник лопату и дал им 180 кентариев. Они же взяли золото и пошли к царю, а кажника оставили там. Приняв это золото с удивлением, казал им царь: в какое место ходили?» Они же рассказали ему все. И пошел царь на то место с принесшими золото, и не нашли не одного здания. Удивился царь и понял, что это был ангел Божий, и это дар его и прославил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 . «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет…» ( Лк.2:41–42 ). Обрати внимание – до того, как Ему исполнилось двенадцать лет, Он исполнился премудрости Божьей и получил другие дары, о которых говорит Писание. Как мы уже сказали, когда Ему исполнилось двенадцать лет, по обычаю, по скончании дней праздника, Его родители возвращались домой, и «остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его» ( Лк.2:43 ). Увидь здесь нечто такое, что превышает человеческую природу. Ибо Он не просто «остался», и родители не знали, где Он, но как в Евангелии от Иоанна сказано, что иудеи замышляли против Него, но Он «скрылся, пройдя посреди них, и исчез» ( Ин.8:59 , ср. 10:39), так и теперь, мне думается, Отрок таким же образом остался в Иерусалиме, и родители не знали, где Он остался. Не удивляйся, что Мария и Иосиф названы Его родителями, они достойны называться «матерью» и «отцом»; одна – за то, что родила Его, другой – за то, что заботился о Нем. 4 . Затем говорится: «Отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Не думаю, что они скорбели от того, что думали, что Отрок потерялся или попал в беду. Мария знала, что зачала от Духа Святого, Она слышала, что сказал ангел и прибежавшие пастухи и то, что предрек старец Симеон, и не стала бы бояться, что Отрок заблудится или погибнет. И уж тем более подобные мысли не могли посетить Иосифа; отбрось это предположение, ибо ангел повелел Иосифу взять Младенца и идти в Египет, когда тот услышал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20 ). Иосиф не мог страшиться, что Отрок погибнет, ибо знал, что Он – Божественен. Поэтому поиски родителей и их скорбь означают не то, что кажется неискушенному читателю. 5 . Иногда ты читаешь Писание и пытаешься уяснить его смысл со скорбью и даже мукой, не оттого, что ты считаешь, что в нем содержатся ошибки или неверные сведения, но потому что несет оно в себе выражение истины и рассказ о ней, а ты не можешь найти то, что истинно. Именно так и искали Иисуса Его родители, тревожась, как бы Он не удалился от них или не оставил их и ушел в другое место или, что, по-моему, вероятнее всего, – как бы Он не вернулся на небо, чтобы сойти опять на землю, когда пожелает. Поэтому они искали Сына Божия «в великой скорби». Когда они искали Иисуса, то не нашли Его «между родственниками», ибо не может человеческое родство содержать в себе Сына Божия. Они не нашли Его «между знакомыми», так как Божественная сила выше знаний и понятий смертных. Где же они нашли Его? «В храме», ибо именно там находится Сын Божий. Если и ты когда-нибудь станешь искать Сына Бога, загляни в первую очередь в храм, поспеши туда. Там ты найдешь Христа, Слово и Премудрость – то есть Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава 42. Кроткий Отрок Господень, как Судья народов, Основатель завета, Просветитель язычников и Спаситель всех 1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. (Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль избранный мой, прият его душа моя, дах дух мой нань, суд языком возвестит). 64 Именем благочестивого и благословенного предка Иакова называет Господь «Отрока своего», т.е. обетованного Потомка Иакова, Спасителя мира. Отрока своего, имеющего явиться на служение делу спасения людей, воспримет Господь под особое свое покровительство и руководство, подобно тому, как некогда принял он патриарха Иакова, при его страннической, трудовой и бедственной жизни. И как Иаков, гонимый родным братом, с покорностью воле Божией и с кротостью переносил свое гонение, так перенесет свое и Мессия-Спаситель. Избранный Богом, как основатель нового завета и просветитель язычников, Отрок Божий будет «принят душей» или приятен для души Господа, – как Иаков, которого также избрал Господь и сделал носителем своих благословений и обетований. Отроку своему Господь даст Дух Свой, а именно все семь даров святого Духа. Эта полнота даров Духа Божия необходима для Отрока Божия, ибо Он должен суд языкам возвестить, т.е. Он не только откроет правду, но и даст право на оправдание и все средства спасения. Он должен будет судить не по молве людской о людях, а по всесовершенному ведению их сердец и жизни; Он должен будет очищать совесть и укреплять их волю не внешними знаками только обрядовых священнодействий, но и открывать для них таинственно сам источник благодати, непосредственно оживотворяющей душу. 2. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. (Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его). Обыкновенные вестники царской воли и определений царского суда нередко сопровождали свои объявления окриками толпы народной, оскорбительными упреками, страшными угрозами или гордым самохвальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства» (ст. 21). Для чего Господь задал этот вопрос? Конечно же, не для того, чтобы узнать как будто бы неизвестное Ему, но для того, чтобы все услышали, что отрок в своих страданиях не виноват, потому что их причина — это грехи его отца. Если отрок был мучим бесом с детства, то есть Господь попустил демону войти в него, истязать его и даже пытаться убить, то все здравомыслящие люди, присутствовавшие там, могли сделать вывод: значит, в его страданиях виновен не он сам, а его отец (что потом и обнаружится из его признания), ведь отрок не успел еще совершить ничего такого, что вызвало бы столь страшное наказание. Далее отец продолжает описывать болезнь сына: «И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (ст. 22). Беснование было необыкновенно сильным и выражалось не только в немоте, но и в припадках, происходивших притом в самые неподходящие, с человеческой точки зрения, моменты, когда отрок мог и утонуть или сгореть. Отрок необыкновенно мучился, и его болезнь была закоренелой. Было важно, чтобы отец отрока признался в этом перед всеми, — и стало понятно, во-первых, что именно он виноват в страданиях сына, а во-вторых, что не простое дело — изгнать демона, который уже привык жить в человеке, много лет им владеет и тиранит его. Заметьте слова отца: «Если что можешь, сжалься и помоги нам». Видя, что ученики ничего не смогли сделать, он уже сомневается и в том, что сможет помочь их Учитель. «Иисус сказал ему (объясняя, что причина прежде всего в самом отце отрока. — Игум. А.): если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (ст. 23). Посмотрите, тот говорит: «Если можешь, сжалься над нами и помоги нам», а Спаситель отвечает: «Если сколько-то можешь верить, то все возможно верующему», то есть: «Я могу сделать, но ты препятствуешь, мешаешь этому своим неверием. Поэтому, чтобы Я смог что-либо сделать, ты должен хоть сколько-то веровать. Если у тебя нет этой малой веры, то ты таким образом сам отвращаешься от благодати Божией, как бы презираешь ее, и потому она не может действовать».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Избавителем народа, его вождем-пастырем непосредственно будет именно Отрок Божий. Но кто этот Отрок? – Открывая, через Пророка, свое происхождение и лицо, определяя и свое призвание – назначение, Отрок Божий Сам о Себе говорит: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое... И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтоб обратить к Нему Иакова и чтоб Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой – сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых, и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (гл.49:1,5–6). Итак, Отрок Божий есть Сын Божий, Спаситель мира (каковым не может быть признан ни один пророк, ни даже сам величайший из пророков Исаия). – И этот-то Отрок Господа уразумеет и вознесется: Он и в уничиженном образе человека-раба поймет Свое божественное назначение, с беспрекословной покорностью и неистощимым терпением пройдет Свое служение и совершит Свой величайший подвиг страдания за грешный мир. А за Свой великий подвиг Он и вознесется, или чрезвычайно прославится в мире над всеми царями. – И сколь сильно будут ужасаться многие из-за Него, потому что в крайней степени обезславлен, – обезображен будет Его вид, точнее – лик, и умалена слава, или наружная красота Его, именно от сынов человеческих, т.е., крайне грешных людей, совершенно чуждых всякого благоговения перед всем божественным; настолько потом, по совершении Им своего величайшего подвига, будут все изумляться величию Его лица и Его подвига. Тогда Он приведет в изумление многие народы, ибо ни в каком народе не было и не будет совершено дела, Его делу равновеликого, ни человеком-мудрецом, ни богом-идолом. Тогда и цари всех народов заградят свои уста: в изумлении перед подвигом Раба Господня, цари земные, прежде столь пристрастные к славе своих подвигов, умолкнут совершенно, как бы онемеют. В особенности цари Востока и преимущественно Ассирии и Вавилонии, любившие изображать и записывать на стенах своих дворцов и так передавать памяти будущих потомков не только свои битвы и победы, но и успехи праздной охоты, и они, сравнивая всякие свои деяния с делом спасения мира, чего прежде они никогда не видали и о чем ни из каких летописаний не слыхали, должны будут понять и признать, что дела их ничтожны, достойны забвения...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Оставленный Богом на время, в наказание, Сион роптал и, теряя надежду на Бога, думал, что Бог забыл или даже не может спасти его из рук сильных врагов-поработителей (гл.40:27–29; 49:14). Обличая отступников и утверждая колеблющихся, Бог-Спаситель спрашивает: «почему же, когда Я приходил, то не было ни одного человека? – почему же, когда Я звал, то никто не слушал и не отвечал»? Разумеется, когда Господь приходил на помощь народу в бедственное время и, в лице Своих пророков, призывал его к покаянию и обращал к спасению, чтобы отвратить от преступлений, за которые последовали плен и рабство; то не находилось никого, кто бы уразумел посещение Божие и послушался проповеди пророков. Следовательно, не Бог забыл Свой народ, а Бога забыл народ Его и пошел от Него прочь, в след идолов (гл.1:2–4,29; гл.2:5–9). А спасти свой народ от всяких его врагов Господь всегда может, как Вседержитель, ибо Он опустошает моря и осушает реки (Красное море и Иордан), так что в них погибает всякая рыба; Он покрывает небо темными грозовыми облаками, как бы мрачным вретищем, гробовым покрывалом. Следовательно, в Его руках жизнь и смерть; от мановения Его десницы и море становится могилой, и небо превращается в гроб (ср.гл.51:6). 4–5. Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. (Господь Господь даст мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи мя утро утро, приложи ми ухо еже слышати, и наказание Господне отверзет уши мои: Аз же не противлюся, ни противоглаголю). Заявив о своем назначении (ст.2), Отрок Божий говорит о своем призвании и преданности своему делу, что ручается и за успех его. – Он говорит: Господь Господь или Господь Бог дал мне язык научения или язык человека наученного, мудрого, который разумеет, когда и какое слово нужно сказать для обличения зла, для утверждения добра. Господь Бог полагает меня утро утро или каждое утро назначает меня к исполнению своего дела; Он прилагает мне ухо или дарует слух и уменье слушать и слушаться. – И Отрок Божий, не смотря на трудность своего призвания, не противится Божественному призванию, не противоречит тому откровению, которое слышит от Бога, – не отказывается от своего назначения, как то делали другие призванные, или ссылаясь на косность языка, или на нечистоту уст, или на отсутствие дара слова по малолетству, или прямо противоречили Богу по самоволию (Моисей, Исаия, Иеремия, Иона). Отрок Божий беспрекословно покорен Богу, почему и Господь говорит о Нем: «вот Отрок Мой – избранный Мой, к которому благоволит душа Моя; положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (гл.42:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная, принявшая семена в сердце свое, он радовался душой и сердцем встрече со святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец, удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей. Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой освященного в утробе отрока, и начал петь часы 29 , а отроку велел читать псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие без сомнения». И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал стихословить 30 Псалтирь очень внятно и стройно, и с того часа он хорошо знал грамоту. Над ним сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: »Вот, Я дал слова Мои в уста твои« [ Ис. 51, 16 ]». Родители же и братья отрока, увидев это и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили Бога, давшего ему такую благодать. Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец отведал пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умоляли старца остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине! Побудь еще, чтобы мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и утешил наше скудоумие и нашу печаль. Вот смиренный отрок наш, которого ты благословляешь и хвалишь и которому предсказываешь многие блага, – он удивляет нас, и печаль о нем сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное, удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до своего рождения, его мать была в церкви, и он трижды прокричал в утробе при народе, в то время, когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что случится в будущем».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Песни об Отроке образуют композиционное единство из 2 центральных песней (49. 1-6; 50. 4-9), составленных от 1-го лица, и из 2 обрамляющих песней (42. 1-7; 52. 13-53. 12), в которых об Отроке говорится в 3-м лице. Библейское повествование не указывает ни точного момента, ни повода к их произнесению. 1. Первая песнь (Ис 42. 1-7). Об Отроке, на Котором почиет дух Божий (42. 1), говорит Сам Господь. Отрок возвестит народам суд и будет проповедовать закон, чтобы утвердить Царство Божие на земле. Господь поставит Его «в завет для народа, во свет для язычников» (42. 6; ср.: Быт 49. 10). Следуя другим описаниям Отрока, где Он понимается как собирательный образ народа Израиля, LXX в стих Ис 42. 1 «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой…» добавили: «Иаков, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Израиль (Ισραηλ), избранный Мой» (ср.: 41. 8). В этих строчках иногда видели указание на некоего пророка (в частности, на Иеремию), но это более емкий и обобщающий образ, в к-ром присутствуют лишь отдельные черты гонимых вестников Слова Божия. Израиль, к-рый тоже назван «служителем» (42. 19), объявляется «слепым» и противопоставлен истинному Служителю. Отрок Господень - это и священный остаток народа Божия (ср.: Вейнберг. 2003. С. 173-174; Юнглинг. 2008. С. 584), и одновременно великий Избранник, Которого Господь «держит за руку» (Ис 42. 1). Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...» (42. 2-3). Евангелист Матфей в НЗ понимает это пророчество как исполнившееся во Христе (Мф 12. 17-21). Ап. Петр называет Христа πας - Отрок (Деян 3. 13), свидетельствуя, что в Нем исполнились мессианские пророчества из Ис 42. 1-7; 49. 1-6 (LXX). В христ. экзегезе уже очень рано пророчество о Рабе (  ) понимается как указание на тайну Боговоплощения (часто в Athanas. Alex. De incarn. Verbi). Так, блж. Иероним подчеркивает, что это именование указывает не на народ Израиля, но на Того, Кто родился от жены, Кто, «бывший под законом», «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2. 6-7) ( Hieron. In Is. 42).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Мессианские места Книги пророка Исаии С приходом в мир Христа мы можем служить только добру Тема новой беседы по Книге пророка Исаии – мессианские пророчества, фрагменты, где пророк Исаия или, лучше сказать, Дух Божий пророчествует о некоторых моментах земной жизни Иисуса Христа , особенностях Его служения. Это в основном главы 41 – 43 Книги пророка Исаии. Рассмотрим отрывок, начинающийся словами: «Вот Отрок Мой, которого Я избрал, которого Я держу за руку» – Отрок с большой буквы. Имеется в виду именно сын, ребенок, это библейская приточная интерпретация понятия, которое будет возвещено Новым Заветом: «Сын Божий». Сын Божий не потому, что Он – действительно Ребенок, как порой и изображается на руках Своей Матери, а именно Сын Божий как особая ипостась Святой Троицы, как Тот, Кто рожден Отцом. В определенном смысле Сын Божий – вечный Отрок по отношению к Своему Отцу. И в то же время это все относится к человеческой природе Иисуса Христа. Про Него говорится: «Тот, Кого Я держу за руку, Тот, Кого Я приведу в мир – Он возвестит народам суд». Про Него сказано: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» . Эти образы известны из новозаветных чтений. Здесь говорится просто о Завете, – но Завет в контексте Библии означает, что речь идет о заключении Завета Бога с человеком. Завет уже был, все про него говорили на горе Синай. Тут является Некто, Кто станет каким-то иным Заветом между Богом и человеком. Прежде чем продолжить говорить о пророчествах Исаии, остановимся на двух интересных моментах, которые очень органично связаны с самим явлением Нового Завета, – явлением Отрока, Мессии. Как уже сказано, Отрок возвестит народам суд . Слова, что Христос пришел возвестить суд , Он – Судья, не раз встречаются в Новом Завете. Слова пророка Исаии почти полностью повторяются в в 12й главе Евангелия от Иоанна: «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» . Христос говорит эти слова, подтверждая, что Он и есть Отрок, о Котором некогда пророчествовали пророки, что в день, когда будет явлен Мессия, свершится суд миру сему . И суд заключается в том, что князь мира сего – сатана – будет изгнан вон . Как понимать этот образ – изгнание дьявола из мира?

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/46

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010