В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Астраханского кремля 27 сентября 2017 г. 15:43 27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Астраханского кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Астраханский и Камызякский Никон ; архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний ; протоиерей Виктор Гнатенко, настоятель храма свт. Иоанна Златоуста г. Астрахани; протоиерей Михаил Пристая, секретарь епархиального управления Астраханской епархии , настоятель Покровского кафедрального обора г. Астрахани; протоиерей Дионисий Фокин, руководитель отдела по взаимодействию Церкви и общества Астраханской епархии, настоятель Успенского кафедрального собора Астраханского кремля; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; духовенство Астраханской митрополии . На богослужении присутствовали: губернатор Астраханской области А.А. Жилкин; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; председатель Думы Астраханской области И.А. Мартынов; глава муниципального образования «Город Астрахань» А.В. Губанова; глава администрации муниципального образования «Город Астрахань» О.А. Полумордвинов; командующий Каспийской флотилией, контр-адмирал С.М. Пинчук; атаман Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» К.А. Маркелов; директор Казачьего кадетского корпуса имени атамана И.А. Бирюкова А.А. Плужников. Среди молившихся были моряки Каспийской флотилии, воспитанники Астраханского суворовского военного училища МВД России, кадеты Казачьего кадетского корпуса имени атамана И.А. Бирюкова.

http://patriarchia.ru/db/text/5017099.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Выбери жизнь» В Казани по благословлению Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана прошла Первая республиканская общественная сессия, посвященная противодействию алкоголизму, наркомании, табакокурению 14.07.2016 978 Время на чтение 5 минут 12 июля в Казани по благословлению Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана прошла Первая республиканская общественная сессия «Выбери жизнь». Инициатором этого трезвенного мероприятия Республики Татарстан выступил отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии. Главная цель мероприятия – объединение и координация усилий государственных, медицинских, образовательных, правоохранительных, религиозных и других общественных организаций по противодействию алкоголизму, наркомании, табакокурению и утверждение трезвого здорового образа жизни. В работе круглого стола приняли участие депутат Государственного Совета Республики Татарстан, представители Аппарата Президента РТ, Общественной палаты РТ, Минздрава, Минобразования, МВД, Казанской государственной медицинской академии, Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман РТ и других организаций. Открыл заседание иеромонах Вячеслав (Шапоров), председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии. Отец Вячеслав рассказал об организации работы отдела, о действующем в Русских Казылях православном реабилитационном центре, о том, как поставлена работа в просветительском центре свт. Варсонофия и многолетних контактах с представителями власти, медицины, образования, наркоконтроля, Духовного управления мусульман РТ и другими организациями. Далее депутат Госсовета Республики Татарстан, член фракции «Единая Россия», член комитета Госсовета РТ по социальной политике Павлова Ольга Ивановна рассказала о том, как Госсовет Татарстана организует работу по здоровому образу жизни в республике, привела ряд интересных примеров и высказала пожелание о продолжении деловых контактов по утверждению трезвого и здорового образа жизни и противодействию пагубным страстям наркомании и алкоголизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/14/vy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Петр Деревянко о данном обете, первых семинаристах МДА и жизни Церкви в XX столетии 17.04.2015 713 Время на чтение 23 минут Восемнадцатого апреля 2009 года, в Великую Субботу, накануне Праздника Святой Пасхи , отошел ко Господу митрофорный протоиерей Петр Деревянко , более пятидесяти лет служивший у Престола Божия. Жизненный путь отца Петра начался в самое сложное для русского народа и Церкви время, время безбожных гонений и притеснений за веру Христову. Многие годы длилось противостояние Церкви и государства. И все эти годы верные чада Церкви не отступали от своих обетов, данных Богу. Сегодня мы предлагаем читателям портала Православие. Ru беседу с этим замечательным священником, записанную несколько лет назад. Через воспоминания отца Петра мы прикасаемся к жизни необыкновенного поколения священников. В обстоятельствах, которые трудно представить нынешним христианам, они хранили непоколебимую веру, кротость и бодрость духа . С митрофорным протоиереем Петром Деревянко, выпускником Московских духовных школ 1951 года, тогда настоятелем церкви святых и праведных Иоакима и Анны в Можайске, мы встретились зимой 2006 года. Батюшка хлебосольно потчевал нас и рассказывал мягко и с юмором о своей жизни, непростой, как и вся история нашей Церкви в двадцатом столетии, свободно переходил с русского на немецкий, латынь и греческий. Спустя три года на Светлой седмице мы прощались с ним. Господь призвал отца Петра во время совершения заутрени Великой субботы, 18 апреля 2009 года - такой необыкновенной кончины удостоил Господь Своего смиренного молитвенника, прослужившего Ему у Престола 54 года. Архиепископ Калининский Варсонофий (Гриневич) Отец Петр родился в 1927 году в городе Сумы на Украине. С отличием окончил Московский Богословский институт и Московскую Духовную Академию (1951), после чего преподавал в Киевской Духовной семинарии. В 1955 году архиепископом Калининским Варсонофием (Гриневичем) рукоположен в сан пресвитера и определен настоятелем в церкви св. Иоанна Предтечи в г. Весьегонске. Трудился на многих приходах Подмосковья, на протяжении 22 лет служил настоятелем церкви святых Иоакима и Анны в Можайске. За усердный труд награжден правом ношения митры (1987), правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» (2000), орденом прп. Сергия Радонежского III степени (1984), св. блгв. кн. Даниила Московского III степени (2001), свт. Иннокентия, митрополита Московского, III степени (2002). Почил в Великую субботу, 18 апреля 2009 года, в Можайске.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

ПУТЬ ОТЦОВ. ПРЕДИСЛОВИЕ   ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА       Книга, выпущенная издательством Сретенского монастыря в 1997 г. С. И. ФУДЕЛЬ ПУТЬ ОТЦОВ " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " . Апостол Павел.(Евр. XIII, 8) Эта глубокая и необыкновенно интересная книга Сергея Фуделя, построенная на Божественном учении святых отцов, поведет читателя по неведомому суетному миру " пути непрекращающегося христианства " , " Тайной Вечери учеников Христовых " . Сергей Фудель (1900-1977), сын священника, прошедший путь сталинских лагерей, написал эту удивительную книгу для современного читателя, чтобы каждый мог применить святоотеческое учение о спасении к своей собственной жизни. ПРЕДИСЛОВИЕ " Привяжи обременную ладию твою к кораблю Отцев твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, и разум, венец и веселие, аминь " . Препп. Варсонофий Великий и Иоанн пророк (В, ответ 258) " Говорить надлежит о хорошем и тому кто не делает хорошего, чтоб, устыдясь своих слов, начал и он делать " , - эти слова пр. Нила Синайского (Д II, 282) несколько оправдывают мою попытку дать в нижеизложенном некоторое вводное представление о великом пути Отцов-подвижников. Их путь есть путь евангельский, путь верных учеников Учителя. Чем больше внимаешь их словам, тем все больше вдыхаешь воздух первохристианства. Именно благодаря этой евангельской силе их слово " тоже живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого " . " Чтение отеческих писаний, - говорит еп. Игнатий Брянчанинов, - по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись... " (Б I, 111). " Посредством (их) чтения причащаемся живущему в святых Отцах Святому Духу " (Свт. Игнатий Брянчанинов). Невозможно отрицать, что духовная жизнь современного человека очень трудна, и эта трудность в том, что мы, слабые и рассеянные люди, призываемся какой-то неумолимой закономерностью духовной эпохи сохранять в окружающем мире постоянную память Божию. Конечно, всегда было опасно думать, что память о Боге должна быть только во время стояния в Церкви. Молитвы всегда должны были звучать в душе: и в церкви, и дома, и на улице. В том и заключается узкий путь христианства, что о Боге надо помнить всегда.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/fudel.h...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед мощами свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в соборе Христа Спасителя в Калининграде 23 ноября 2018 г. 17:33 23 ноября 2018 года, по прибытии в Калининград, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил кафедральный собор Христа Спасителя. Предстоятель Русской Православной Церкви принес в кафедральный собор Калининграда одну из главных святынь Крыма — ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Святыня хранится в Свято-Троицком женском монастыре в Симферополе. У врат собора кортеж, прибывший со святыней из аэропорта Храброво, встречали епископ Черняховский и Славский Николай , священнослужители и миряне Калининградской митрополии . Ковчег был установлен в центре храма, после чего Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву святителю Луке у его честных мощей. В богослужении участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим , епископ Черняховский и Славский Николай, духовенство Калининградской митрополии. В храме присутствовали: первый заместитель председателя — руководитель аппарата Правительства Калининградской области А.Б. Родин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Р.В. Балашов, председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, депутат Государственной Думы ФС РФ А.Г. Ярошук. За богослужением также молились организаторы принесения честных мощей святителя Луки в епархии Русской Православной Церкви: председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин , настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря г. Симферополя игумения Евсевия (Пальчик), представители Фонда Андрея Первозванного и Свято-Троицкого монастыря. По завершении молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения со словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/5308944.ht...

«Феофан» значит «Богом явленный» К 120-летию со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского Варвара Каширина Автопортрет свт. Феофана В этом году отмечают 120-летие со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского . 6 (19) января 1894 года, на праздник Богоявления, святитель мирно почил в Вышенской обители, не дожив четырех дней до своего 80-летия. По Промыслу Божиему святитель Феофан почил в праздник Богоявления , который он особо чтил в течение всей своей жизни. Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». И неслучайно видится связь этого имени с названием церковного праздника – Крещение, который иначе называют «Теофания» – Богоявление – или «Епифания» – явление. В честь Богоявления был освящен и храм в кельях святителя, где он в строгом затворе провел последние дни жизни, совершая литургию в сослужении только ангелов. Значение имени подчеркивается и в кондаке святителю: «Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы , моли непрестанно о всех нас». Преподобный Варсонофий Оптинский писал: В великий светлый день Богоявленья Призвал Господь избранного раба В небесные и вечные селенья, Исполнил он свое предназначенье; Окончилась великая борьба! В праздник Богоявления святитель отслужил Божественную литургию, затем выпил утренний чай, к обеду долго не подавал условного знака. Келейник отец Евлампий заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его. В половине второго владыка подал условный знак к обеду, но за обедом ел мало. В половине пятого, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки и увидел его лежащим на кровати. Любящее сердце почуяло беду. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, левая рука святителя покойно лежала на груди, а правая была сложена для архиерейского благословения. На столике около кровати лежала открытая книжка «Душеполезного чтения».

http://pravoslavie.ru/67600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в с. Осич Бахмачского р-на Черниговской обл. (Украина), на берегу р. Сейм. Обитель располагалась рядом с мест. Батурин, гетманской столицей Левобережной Украины, что обусловило особенности ее истории. Первоначально мужская, время основания неизвестно. Считается, что древний монастырь находился в 500 м от совр. обители, на кургане, где к кон. XVII в. существовал небольшой скит, т. н. Ветхий монастырь (или Скиток). Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Предание об основании К. м. записал на монастырском напрестольном Евангелии (1678) настоятель (март 1682 - окт. 1683) К. м. игум. Димитрий (Савич (Туптало) , впосл. митрополит Ростовский: мон-рь устроен на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца. «В древности» иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при «нападении татарском», утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, поэтому мон-рь именовался Крупицким. Но к 70-м гг. XIX в. лист из Евангелия с записью святителя «утратился». В 1767 г. архим. Варсонофий (Пальмовский) утверждал, что небесные крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы», но после 1708 г. исчезли ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 269). К сер. XVI в. в «Ветхом монастыре» стояла деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Свт. Димитрий писал в монастырском синодике (после 1917 находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского), что во 2-й пол. XVI в. «по давнем места сего опустении» рядом с заброшенной Никольской ц. поселилась некая инокиня Макрина. Согласно записи игум. Димитрия, «по той инокине Макрине стали иноки зде жити и по малу место распространяти и монастырь заводили». Так, рядом с «Ветхим» был основан «Новый монастырь».

http://pravenc.ru/text/2462069.html

Николаевский Крупицкий женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский Крупицкий женский монастырь — православный женский монастырь Нежинской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Предание [ править править код ] По преданию, монастырь основан в древности, на месте явления иконы свт. Николая Мирликийского, и поначалу стоял на полкилометра западнее нынешней усадьбы. Предание также гласит, что иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при нападении «татар» (монгол в 1240 г. или крымчаков в нач. XVII в.), утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, отчего монастырь и прослыл Крупицким (в 1767 г. архимандрит Варсонофий утверждал, что те крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы»). Рассказ о чуде записал (в XIX в. или ранее лист с записью был утрачен) в принадлежащем обители напрестольном Евангелии свт. Димитрий (Туптало), бывший здесь в кон. XVII в. настоятелем в сане игумена, а позже ставший митрополитом Ростова Великого (†1709). В монастырском синодике кон. XVII – кон. XIX вв. (после революции находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 г. часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей), свт. Димитрий отметил, что, «по давнем места сего опустении», в пределах будущей новой усадьбы обители долго жила пустынницей инокиня Макрина, после которой здесь поселились иноки (автограф свт. Димитрия находится в «черниговской» части синодика). Документальная история [ править править код ] С 1633 г. документы указывают имена настоятелей монастыря. Видным подвижником был настоятель игумен Исаакий (Григорович). Он управлял обителью в 1669-1672 гг. Затем принял схиму и оставался наставником братии до самой кончины в 1677 г. В надгробной эпитафии о. Исаакию, составленной свт. Димитрием, есть слова: «Душа его со святыми обитает, тело же его нетленно в сем месте пребывает» (нетленность тела игумена подтвердилась в нач. XIX в. при ремонте входа в погребальный склеп).

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_К...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ГЫРЖАВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. Собор в честь Вознесения Господня в Гыржавском мон-ре. Фотография. 2002 г. (Гыржавка, Хыржаука) (Кишинёвской епархии), находится рядом с с. Гыржавка (Хыржаука) Каларашского (Кэлэрашского) р-на Республики Молдова. Основан в 1740 г. как скит. По преданию, первыми его насельниками были спасавшиеся от набегов татар старец-мирянин Феодосий и 2 насельника из Нямецкого мон-ря . Один из них, иером. Варсонофий, постриг Феодосия в монашество с именем Феоктист. На средства и на землях жителей близлежащих сел Сипотены и Гиришены, на вершине горы, в дубовом лесу, братия построили деревянную церковь, ниже - неск. келий. Др. местное предание связывает основание В. м. с неким мон. Хыржу, к-рому трижды являлась Пресв. Богородица, повелевавшая устроить обитель. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. Церковь во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Гыржавском мон-ре. Акварель. Худож. В. П. Туканов. 1945 г. В нач. XIX в. из-за труднодоступности скит был переведен с вершины к подножию горы. Стараниями игум. Тарасия здесь был построен новый деревянный храм, а старый в 1821 г. с вершины горы перевезли в с. Гиришены. В 1813 г. скит был преобразован в мон-рь и вошел в состав новообразованной Кишинёвской и Хотинской епархии РПЦ. По бессарабской переписи 1817 г., в мон-ре проживали 29 насельников. В 1818-1846 гг. настоятелем В. м. был уроженец Черногории архим. Спиридон (Филипович), к-рый благоустроил обитель. При архим. Спиридоне были построены каменные 2-этажный келейный корпус, трапезная, гостиница, зимняя ц. во имя свт. Спиридона Тримифунтского (1836) при настоятельских покоях, а также летний однокупольный крестовый Вознесенский собор с колокольней (1820-1836) в стиле классицизма. Позже рядом с храмом свт. Спиридона построили келейный корпус, соединенный с церковью галереей; к нач. XX в. был возведен каменный храм во имя апостолов Петра и Павла. В 1845 г. решением Святейшего Синода РПЦ В. м. был приписан к кишинёвскому архиерейскому дому, управлялся наместниками, наиболее деятельными из них были игумены Пантелеимон, Иларион, Серафим. К нач. XX в. в мон-ре находилась богатая б-ка, была открыта приходская школа.

http://pravenc.ru/text/155110.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт. , еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г. Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных. По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/168357.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010