В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

творений отцов Церкви, начавшемся по инициативе прп. Макария (Иванова) с биографии прп. Паисия (Величковского) в редактируемом К. «Москвитянине», продолженном затем изданием трудов прп. Нила Сорского (1849), преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Отшельника (1852), прп. Феодора Студита и прп. Максима Исповедника (1853), прп. Исаака Сирина (1854), прп. Фалассия (1855) и поддержанном после смерти К. его вдовой. Не успев в полноте выразить свои взгляды в «Москвитянине», К. сделал новую попытку: по просьбе редакции «Московского литературного и ученого сборника» написал статью об отношении рус. просвещения к европейскому; сборник вышел в 1852 г. Однако новая проба журнальной деятельности не удалась: Московский сборник подвергся цензурному запрещению (окончательно в марте 1853); редактор-издатель в частном письме дистанцировался от изложенных в статье мыслей, его друзья из кружка единомышленников придерживались той же позиции. Не находя опоры и отклика ни в обществе, ни в дружеском кругу, К., тяжесть душевного состояния к-рого еще более усугубила смерть Н. В. Гоголя и Жуковского, уединившись в Долбине, обратился к работе над систематическим трудом по философии и усердно помогал оптинскому изданию святоотеческих творений. Только в последний период жизни К. с семьей постоянно зимой жил в доме у Красных ворот. Остановился он здесь и в конце Великого поста 1856 г., направляясь в С.-Петербург, где сын Василий оканчивал курс Александровского лицея. Вновь встретившись с братьями и друзьями, К. уехал в столицу. 10 июня неожиданно заболел холерой и в ночь на 12 июня скончался. После отпевания в Казанском соборе тело К. было предано земле в Оптиной пуст. Центральное произведение первого периода - ст. «Девятнадцатый век» в ж. «Европеец» (1832. 1. С. 3-23; 3. С. 371-397). Предмет ее 1-й части - изменения духа религии, философии, лит-ры и общественной жизни в Зап. Европе после Французской революции; 2-я часть статьи ставит вопрос о взаимоотношении рус. и европ. просвещения, о том, какие начала нужно развивать в рус.

http://pravenc.ru/text/1840161.html

По прибытии 24 дек. 1891 г. в обитель он был принят начальником Иоанна Предтечи скита прп. Анатолием (Зерцаловым) (прп. Амвросий к этому времени скончался), 10 февр. 1892 г. включен в состав братии. Находясь под духовным руководством прп. Анатолия, послушник Павел составлял жития святых, описания чудотворных икон, писал духовные стихи, статьи о монашестве, старчестве , Иисусовой молитве. 26 марта 1893 г. был пострижен в рясофор. После кончины прп. Анатолия духовным отцом инока в 1894 г. стал прп. Иосиф (Литовкин) . По его благословению инок Павел до апр. 1902 г. служил письмоводителем, вел «Летопись скита», собирал материалы для жизнеописания преподобных Оптинских старцев Макария (Иванова) , Амвросия и Анатолия. Во многом основываясь на записях В., схиархим. Агапит (Беловидов) впосл. составил жизнеописания старцев Амвросия и Макария. В дек. 1900 г. во время сильной болезни инок Павел был тайно пострижен в мантию с именем в честь прп. Варсонофия Великого , 29 дек. того же года был рукоположен во иеродиакона, 1 янв. 1903 г.- во иеромонаха. В 1903 г. назначен помощником скитоначальника, духовником скита и Шамординского жен. мон-ря , а также паломников, приходивших в скит. Поселился в келье прп. Макария у св. ворот скита. После начала русско-япон. войны В. весной 1904 г. был направлен в действующую армию, служил при солдатском госпитале, в котором устроил церковь (антиминс привез из Москвы). За усердие в духовном окормлении воинов получил неск. наград, в т. ч. в мае 1904 г. наперсный крест. После окончания войны 1 нояб. 1905 г. вернулся в Оптинский скит. В апр. 1906 г. В. был назначен и. о. начальника Предтеченского скита, сменив на этой должности старца Иосифа, 14 мая 1907 г. возведен в сан игумена, 29 июня назначен скитоначальником. Открывшиеся к этому времени у В. дары старчества привлекали к нему множество людей. Перед началом исповеди старец обычно проводил беседу, в которой иносказательно открывал присутствующим их грехи. Преподобный умел расположить к себе кающегося, подвигнуть к чистосердечной исповеди и, показав ему всю тяжесть грехов, вложить в душу надежду на спасение. Часто исцеления по молитвам В. совершались прикровенно - В. посылал страждущих на св. источники в Пафнутиев боровский мон-рь , Тихонову калужскую пуст. Старец обладал особым даром общения с представителями интеллигенции. В 1910 г. преподобный ездил на ст. Астапово для напутствия умирающего Л. Н. Толстого , впосл. с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Просил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». 11 июля 1910 г. В. тяжело заболел, опасались, что старец умрет. Прп. Нектарий (Тихонов) , архим. Ксенофонт, иером. Феодосий, взяв у прп. Иосифа (Литовкина) благословение, постригли В. в схиму. 13 июля старцу стало лучше.

http://pravenc.ru/text/154329.html

А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество – это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе этого во грех (прп. Анатолий, 18). С монахов, правда, больше спрашивается, но и миряне не святее оттого, что с них не спрашивается. Впрочем, заповеди евангельские писаны как для монахов, так и для мирян. Дурное – везде дурно, а хорошее – везде хорошо: и в миру, и в монастыре (прп. Анатолий, 18). Мирские кишат и не разумеют, что они кишат, как черви, роясь в грязи, а только смотрят на чужие немощи и судят монахов как непотребных, тогда как сами и понятия не имеют о монашестве. Да и о Боге-то и будущей жизни мекают по давно прочитанным книгам, а то и просто с ветру (прп. Анатолий, 18). Письмо твое читал и утешился, что не скучаешь в монастыре. Для малоумных и малодушных вся жизнь, все радости – мир сей. А для сынов и дщерей Вышнего Иерусалима мир сей – темница. Обман, прельщение – вот его радости и сладости! Исаак Сирин пишет: «Мир сей блудница есть, когда выносят человека из дому его, тогда познает, что мир блудница есть». Узнаешь, но поздно. И потому блаженны, стократ блаженны вовремя познавшие лесть мира и диавола и поспешившие с мудрыми девами войти в невестник Небесного Жениха (прп. Анатолий, 18). Прежде я не понимал, что делается в миру, а теперь, когда приходится мне сталкиваться с ним, он поражает меня своей крайней сложностью и безотрадностью. Правда, бывают радости, но они мимолетны, мгновенны. Да и какие это радости? Самой низшей пробы… А у нас блаженство, даже немножко как бы похоже на рай. Бывают, конечно, и скорби, но это временно (прп. Варсонофий, 20). И в миру можно спастись. Хотя неудобно это, так как весь уклад мирской жизни не приближает, а отдаляет от Бога. Царствует в мире дух века сего. Порок там ничем не удерживается. Какое, например, безобразие в Москве, особенно в праздники. Целомудренной девушке и по улица-то проходить страшно; в витринах выставлены такие скверные картины и статуи, что, глядя на них, чувствуешь, как оскорбляется чувство стыдливости и целомудрия. Впрочем, есть люди, живущие в миру помонашески, к которым не пристает мирская грязь, душа же их нераздельно принадлежит Господу. Это те, о которых сказал Лермонтов: «Они не созданы для мира, и мир был создан не для них» (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Второе – книга не есть существо и сущность ведения: она – одно из средств к нему. А потому может человек знать тайны Царствия без книги, может, и прочитав возы книг, не знать тех тайн. Кто подготовил себя делом, тот не крепко нуждается в книге. Говорю это не к тому, чтобы отвращать тебя от книг, но чтобы предостеречь, чтобы ты не возненавидела их, если, зубря их, не обретешь желаемого. Третье и главное скажу к ободрению твоему: Вопросившу о мудрости мудрость вменится ( Притч. 17, 28 ) 147 (прп. Анатолий, 18). И так как ты в своем письме жалуешься на свои неисправности, то на первый раз вот тебе мой совет – достань книгу «Поучения аввы Дорофея " … Эту книгу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли книгу эту азбукой монашеской жизни (прп. Иосиф, 19). Что книгу аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому, что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать. Хотя теперь и не исполняешь, но всетаки читай. Также полезно прочесть и «Лествицу» преподобного Иоанна, а на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше (прп. Иосиф, 19). Почаще читай святоотеческие книги – тогда они тебя многому полезному научат. Старайся читать каждодневно сначала авву Дорофея , после «Лествицу» святого Иоанна Лествичника , а потом Ефрема Сирина (прп. Иосиф, 19). Авва Дорофей – это азбука монашеской жизни, хотя, читая ее, можно открывать все новое и новое, и для каждого она является сообразной его состоянию… Она имеет берег, а от берега можно ходить сначала по колено, потом глубже и глубже. Иной раз сразу в глубину (прп. Варсонофий, 20). Это хорошо вы сделали, что стали читать эту книгу [ " Отечник» Игнатия Брянчанинова ]. Она составлена так: епископ Игнатий выписывал то, что отвечало на волнующие иноческие вопросы. С этой стороны этот труд его незаменим. Многие недоумения, долго волновавшие кого-нибудь, сразу разрешаются какой-нибудь выпиской (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ Я считаю вредоносными для вас эти действия: испытание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых, ибо прежде времени познание их вредит нам, и прежде делания первых познать второе не полезно, а через труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум пренебрежет о деянии и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает (прп. Макарий, 20). Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная (прп. Макарий, 20). Ты, читая букву, не понимаешь смысла Писания… а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства (прп. Макарий, 20). Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор. 8, 1 ). Не надо углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь это исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «Горе предать новоначальному высокое», – и в другом месте: «Не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях» (прп. Макарий, 20). Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания , то поне да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истинного разума (прп. Макарий, 20). Если чтение великих писателей так облагораживает душу, не тем ли более облагородит и освятит ее чтение Слова Божия и святых отцов? Проникновение в Священное Писание вводит человека в глубину богопознания и дарует ему такое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость (прп. Варсонофий, 20). Дух Святой и теперь действует через Священное Писание и через преданных Богу людей. Оттого-то святые книги, в частности жития святых, так благотворно влияют на душу человека, так как здесь слово жизни, в писаниях же неверов Ренана и Ницше и т. п. слово смерти, потому что таким мраком, тоской и отчаянием покрывается душа от подобного чтения, точно мрачные туманы спускаются со всех сторон и облегают сердце человека, а слово Духа Святого животворит (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Не для игр, забав и увеселений мы вступили в обитель. Не должно быть в обителях места смеху и забавам! Тут мы должны каяться, плакать, кратковременной земной жизнью израбатывать свое вечное спасение. Хотя это покажется и очень скучным и печальным, но что делать? Плотская, а не духовная жизнь должна наследовать смерть и тление. Пора одуматься и поспешить исправиться, чтобы не застиг нас смертный час неготовыми (прп. Иосиф, 19). Монах есть битые черепки… Его все бьют: и бесы, и мирские люди… От всех он постоянно терпит унижения и уничижения. Бьют его, и остаются от него одни битые черепки… А Господь возьмет его да и склеит, только это происходит не здесь, а там (батюшка указал рукой на небо) (прп. Варсонофий, 20). Монах должен быть подобен младенцу по слову Евангелия: Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф. 18, 3 ). В каком же отношении надо быть младенцем? По чистоте сердца. Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы ( 1Кор. 14, 20 ), – говорит апостол (прп. Варсонофий, 20). Монахи, вообще вся наша братия, тоже люди, а раз люди, то есть обязательно свои страсти, пороки: один гордый, другой злой, третий блудник и т.д. Все эти люди пришли сюда в больницу лечиться, кто от чего, – и вылечиваются при помощи Божией. Я это говорю потому, что вы будете видеть пороки братии, но надо стараться не осуждать, – это у нас девиз. Все люди немощные, у всех есть страсти, мы должны прощать (прп. Варсонофий, 20). Дивно глубок смысл иночества. А назначение инока еще выше. Святой апостол Павел говорит, что в будущей жизни будут различные степени блаженства: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор. 15, 41 ). Этих степеней миллиарды, говоря по человеческому разумению, неисчислимое количество, и инокам принадлежит первая. А схимонахи, конечно, достойно своего звания живущие, будут в числе Серафимов. Вот как велико назначение инока. Поэтому как вы должны благодарить Бога, что Он привел вас сюда в скит. Ни на минуту не подумайте, что вы сами пришли: Никто не может придти ко Мне, еслиОтец Мой Небесный не привлечет его ( Ин. 6, 44 ). От Бога дана вам свобода, и с вашей стороны было лишь свободное произволение. Вы только не противились, когда Он, взяв вас за руку, повел сюда. Господь спасает нас, а не мы спасаемся, но Он, Милосердый, спасает нас при нашем на то желании. Итак, благодарите Бога. Вы сами видите, как много людей погибает в миру, сами поразмыслите теперь, за что Господь оказал вам такую милость, что привел вас сюда в монастырь, в наш укромный тихий скит! Да! Только при помощи Божией можно проходить этот тесный, скорбный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Варсонофий, архиепископ Новоазовский, викарий Донецкой епархии (Винниченко Владимир Семенович) Дата рождения: 19 марта 1961 г. Дата хиротонии: 30 марта 2013 г. Дата пострига: 21 августа 1996 г. Страна: Украина Биография: Родился 19 марта 1961 г. в Донецке (Украина). В 1976 г. окончил 8 классов средней школы 110 г. Донецка. В 1981 г. с отличием окончил Донецкий техникум промышленной автоматики и по распределению был направлен на работу в г. Ростов-на-Дону. В том же году переехал в г. Майкоп. Работал начальником строительно-монтажного участка на стройках области. В 1993 г. окончил Московский технический университет. 21 июля 1994 г. принят на должность эконома Майкопской епархии . 7 января 1995 г. архиепископом Майкопским и Армавирским Александром (Тимофеевым) рукоположен в сан диакона и зачислен в клир Троицкого кафедрального собора г. Майкопа. 19 января 1995 г. архиепископом Майкопским Александром рукоположен в сан священника. 6 декабря 1995 г. зачислен в клир Донецкой епархии и направлен на служение в храм прп. Сергия Радонежского при строящемся Преображенском кафедральном соборе г. Донецка. 21 августа 1996 г. по благословению епископа Горловского и Славянского Алипия наместником Успенского Святогорского монастыря архимандритом Арсением (Яковенко) пострижен в монашество с именем Варсонофий в честь прп. Варсонофия Оптинского (память 1/14 апреля). С 1997 г. нес пастырское послушание в монастыре в честь Касперовской иконы Божией Матери поселка Грузко-Ломовка Донецкой обл. С 31 августа 1998 г. — настоятель Тихоновского храма г. Новодонецка Донецкой обл. и благочинный Новодонецкого округа Горловской епархии . 15 ноября 1998 г. архиепископом Донецким и Мариупольским Иларионом возведен в сан игумена. С 2000 г. — настоятель храма прп. Агапита Печерского г. Донецка. С 2002 г. — духовник Иверского женского монастыря Донецкой епархии. С 2003 г. — духовник Донецкого благочиния г. Донецка. 15 апреля 2004 г. митрополитом Донецким и Мариупольским Иларионом возведен в сан архимандрита.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2880479...

Она бесшумно совершает свое дело (прп. Варсонофий, 20). Святые отцы учат: «С особенною 177 страстью борись, но от блуда спасайся бегством». – Да, а нам приходится (почти) от всякой страсти спасаться бегством. Под бегством здесь разумеется не буквально бегство: ощутил в себе брань – так и уходи из обители, нет! Под бегством разумеется имя Господа Иисуса, молитва Иисусова, ибо сказано: каменистая скала – прибежище зайцам ( Пс. 103, 18 ). Под зайцами разумеются все робкие, слабые, смиренные, которые не могут бороться со страстями своими силами (прп. Варсонофий, 20). Где ключ для открытия радостей духовных? На это ответ один – в молитве Иисусовой. Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения, но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Они начинают нашептывать ему (конечно, невещественными устами) всевозможные сомнения: как это доказать, какой смысл в этом, это неправда, этому никто не верит, это обман и т.д. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать – не принимать помыслы. Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество. Хотя молитва Иисусова требует от человека труда, она же несет с собой высокие утешения (прп. Варсонофий, 29). Изгоните все образы из головы и сердца вашего, чтобы там был только один образ Христа. Но как этого достигнуть? – Опять же молитвой Иисусовой. На днях приходил ко мне один скитянин-схимник. В уныние прихожу я, авва, так как не вижу в себе перемены к лучшему, а между тем ношу высокий ангельский чин. Ведь Господь строго взыщет с того, кто инок или схимник только по одежде. Но как измениться? Как умереть для греха? Чувствую свое полное бессилие. Да, – отвечаю, – мы совершенные банкроты, и если Господь будет судить по делам, то мы, конечно, не имеем ничего доброго. Но есть ли надежда на спасение? Конечно, есть. Произносите всегда молитву Иисусову и все предоставьте воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Батюшка заповедал [послушнику] творить молитву Иисусову устную и на военной службе, но хранить эту тайну, не открывая ее никому, не уча никого, хотя, быть может, и будут встречаться люди хорошие. «Знайте только себя» (прп. Варсонофий, 20). Теперь решают так… молись, не молись – все равно не достигнешь молитвы. Теперь прошли те времена. Это, конечно, внушенная диаволом мысль. Иисусова молитва необходимо нужна для входа в Царство Небесное. Многим неполезно иметь внутреннюю молитву, ибо они могут возгордиться этим. Поэтому Бог дает молитву молящемуся, но не достигшему внутренней молитвы, дает или перед смертью, или даже после смерти, ибо и по смерти идет рост молитвы Иисусовой (прп. Варсонофий, 20). Я долго… не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их. Этот закон единения я усматриваю не только в этом случае – в молитве Иисусовой, а везде. Например, когда на войне с врагом не будет у нас сплоченной силы, то враг, нападая то на один отряд, то на другой, вскоре победит всю армию, уничтожая один отряд за другим. Подобно этому и солнце, светя на землю, не может ничего зажечь, ибо лучи его рассыпаются по всей поверхности земли и, в частности, какого-нибудь места. Но если мы возьмем стекло (увеличительное) и этим стеклом сосредоточим все лучи в одной точке, то подложенное туда дерево, бумага или еще что-нибудь воспламеняются. То же самое можно сказать о музыке. Какую имеет красоту нота или звук, взятые в отдельности или в беспорядке? Можно сказать, никакой. Но эти же самые звуки в произведениях гениальных художников-поэтов воспринимают великую силу и красоту… Иисусова молитва не имеет пределов (прп. Варсонофий, 20). Вопрос: Вы мне сказали, что молитву Иисусову за церковной службой надо творить только тогда, когда не слышишь, что читают, или когда плохой чтец, так что нельзя разобрать, что читают, также и относительно пения, все равно. Когда вы мне это говорили, особенно ударяли на это и сказали, что так батюшка о. Амвросий учил. Но вот я прочел у епископа Игнатия и у преподобного Серафима Саровского , что надо молитву Иисусову творить за службой все время. Здесь я вижу какое-то разногласие. Но разногласия не должно быть, а потому – как примирить между собой оба эти учения?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010