Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_10.html

Да поможет Господь в трудах Ваших и в упущениях да подаст прощение. Смирением сердца и печалью дополняйте недостаток дел своих – и не лишитесь милости Божией (прп. Иосиф, 19). Что трудом приобретается, то и бывает полезно (прп. Иосиф, 19). Если не имеешь больших сил на борьбу со грехом, то борись всеми силами, какие имеешь, и Господь, видя твой труд и смирение, помилует и спасет тебя. Надо помнить чаще то, что не нынезавтра должно нам умереть, а там – вечная мука или вечная радость. Понуждай себя на труды спасения и претерпевай в них до конца (прп. Иосиф, 19). Надо терпение иметь, а то без него трудно жить в монастыре. Старайся трудиться и работать не ради похвалы от начальницы да лести перед ней, но ради Царствия Небесного. Поэтому считай себя не стоящей похвалы и не ищи ее (прп. Иосиф, 19). Трудиться надо везде. Господь сказал Адаму, а в лице его и всем нам, глаголя: в поте лица твоего будешь есть хлеб ( Быт. 3, 19 ). И святой апостол говорит: «Если не хочешь трудиться, то и хлеб не ешь» (ср.: 2Фес. 3, 19 ). Монашеская жизнь требует трудов смирения, терпения и безропотного послушания (прп. Иосиф, 19). Спрашивают, как легче спастись? Один только смиряется, а не трудится, а другой только трудится целый день на всех послушаниях, а не смиряется, – с таким вопросом обратились к прп. Васонофию Великому, а он ответил (я, конечно, говорю приблизительно к его словам): «Чадо, не так ты ставишь вопрос. Что сказано в псалме: Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя ( Пс. 24, 18 ) 129 ». Отсюда ясно, что истинное смирение никогда не бывает без труда, а истинный труд никогда не бывает без смирения, одно должно быть необходимо сопровождаемо другим, иначе мы не будем получать никакой пользы. А если будем и трудиться, и смиряться, как сказано в псалме: Виждь смирение мое и труд мой, – то получим награду – оставление грехов, как сказано: И остави вся грехи моя. Потому необходимо упражняться и в том, и в другом (прп. Варсонофий, 20). Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный – молитва, пост и трезвение. Спаситель сказал ученикам на вопрос, почему они не могли изгнать беса: По неверию вашему… сей род изгоняется только молитвою и постом ( Мф. 17, 20–21 ). Итак, три эти вещи делают нас победителями врагов нашего спасения (прп. Варсонофий, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит (прп. Амвросий, 6). Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние (прп. Амвросий, 13). Говорить сестрам на пользу – хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться – еще того лучше (прп. Анатолий, 18). Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…» (всю до конца), и тем самым избегать будешь многих грехов. Святые отцы учат так: кто тебя ни смущает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить, считай себя негожей и худшей всех на свете (прп. Иосиф, 19). Молчание, без которого никак нельзя жить, есть подвиг. Ибо когда кто молчит, то враг тотчас говорит другим: «Смотри, какой гордец, даже говорить с тобой не хочет». А это вовсе не так. Отсюда скорби. Поэтому кто решается на этот подвиг, тот должен приготовиться к скорбям. Да и само оно не скоро и нелегко дается. А почему оно так высоко и необходимо, то это потому, что «молчание есть тайна жизни будущего века» 179 , кто молчит, тот прямо готовится к будущей жизни. Батюшка о. Макарий это часто говорил: «Посмотрите, все святые молчали: преподобный Серафим Саровский молчал, Арсений Великий молчал. Да потому он и Великий, что молчал. Когда его спросили, почему он все время молчит, он отвечал: «Поверьте, братия, что я вас всех люблю, да не могу быть и с вами, и с Богом, поэтому я и убегаю от вас». И святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда я говорил даже о душеполезном, я часто раскаивался, а в том, что молчал, – никогда» (прп. Варсонофий, 20). Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида (прп. Варсонофий, 20). Помни монашеское правило – не начинать говорить самому, не быв спрошенным (прп. Никон, 21). Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как благотворно действует на душу! (прп. Никон, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Погребен в Казанском соборе мон-ря рядом с прп. Моисеем. 26-27 июля 1996 г. причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. для общецерковного почитания. Соч.: Письма к разным лицам игум. Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского мон-ря. М., 1869. Мон. Екатерина (Филиппова) Иконография Уникальным, очевидно натурным, изображением старца является портрет 1854 г. (ЦАК МДА) кисти иеросхим. Гавриила (Спасского) . А. представлен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом, с четками в левой руке; на обороте надпись: «Портретъ Почтеннейшаго Старца Игумена Ahmohiя писанъ 1854го Года Декабр[…] грешным Iepoмohaxoмъ Ски[т]скимъ Гabpiuлoмъ». Известно, что в келье прп. Макария (Иванова) на стене висели живописные изображения прп. Моисея (Путилова) и А. На литографии сер. XIX в. представлены оптинские старцы преподобные Моисей, А. и Макарий. Я. Э. Зеленина ; Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/text/115872.html

Стихотворные посвящения трем известным старцам были обусловлены их духовной общностью, а также желанием автора рассказать своим современникам и потомкам о духовном значении их подвига для Русской Православной Церкви. В стихотворении «Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия» прп. Варсонофий с сыновьей любовью вспоминает старца, который благословил его на монашество. В стихотворении рефреном проходит слово «блажен», которое свидетельствует о высокой духовной жизни подвижника, который всей своей жизнью «соблюл евангельский глагол» и удостоился войти в «Обитель вечной красоты, где в славе царствует Спаситель». В стихотворении, посвященном преподобному Анатолию (Зерцалову) , почившему, как и святитель Феофан, в 1894 г., прп.Варсонофий, как свидетель высокой молитвенной жизни своего собрата по скитской жизни, пишет, что старец Анатолий «...как ангел небесный служил, полный веры пред Господом Сил, как светильник сияя средь нас!», и просит молитв старца Анатолия за всех у Престола Всевышнего. Стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » – самое обширное из стихотворных посвящений современникам-подвижникам. Стихотворение имеет 4 части, выделенных самим автором. В первой части подвиг святителя Феофана сопоставляется с духовным подвигом прп. Амвросия Оптинского . Подвижники названы «борцами», «духовными великанами», которые противопоставляются сынам «века буйного духовного растленья», чьим кумиром является «золото, земные наслажденья, а не стремление в небеса», а также материалистам, которые затвор считают бесплодным, по их мнению: Для благотворного полезного труда Не вера нам нужна, потребно знанье. Прошла пора бесцельного, пустого созерцанья; Иная нас теперь ведет звезда, Иной рычаг отныне движет мир. Во второй части, одной из самых важных в смысловом плане, описывается затвор святителя Феофана. Детально описана келья святителя, хотя известно, что прп. Варсонофий никогда там не был. Убогой скудости, смиренной простоты

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Когда ты помыслами сама в себе разжигаешь блудную страсть, которая называется скоктанием, то этим ты смертно грешишь, и если в таком состоянии застанет смерть, то пойдешь в муку вечную. Надо покаяться и воздерживаться от таких мерзостей, живи воздержанно, тело утомляй работой. Наше тело со дня крещения есть храм Божий, а ты его блудными похотьми растлеваешь подобно блуднице. Кайся и исправляйся. Помни суд и муку вечную (прп. Иосиф, 19). Просишь благословения и молитв за тебя и Марию, одержимых блудной страстью (обещаюсь молиться). Эта страсть попускается за осуждение других и за гордость. Не осуждайте никого, и никогда, и ни в чем, да просите у Господа смирения. Считайте себя худшими всех на свете, и с помощью Божией угаснет похотноблудный огонь. Часто размышлять нужно, какие томления смертные Христос претерпел на Кресте, и тем отгонять от себя блудные помыслы. Нужно подумывать, что вот-вот позовут дать ответ Господу Богу за содеянные дела, слова и помышления (прп. Иосиф, 19). Говорил батюшка [прп. Варсонофий] о страстях и в особенности о блудной: – Эта страсть никого не щадит: ни старого, ни средних лет, ни молодого. Достаточно вспомнить прп. Иакова отшельника и восьмидесятилетнего епископа, впавших в блуд... Также недавно говорил батюшка о том, что блудная страсть и сребролюбие одинаково сильны, от них никто не застрахован, хотя, конечно, каждому возрасту соответствует преимущественно одна страсть. У старых обыкновенно скупость и сребролюбие, а у молодых – блуд (прп. Варсонофий, 32). Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо смиряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлевающее действие блудных помыслов от услаждения ими – надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержанием от этих помыслов (прп. Никон, 20). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СМЫСЛ ЖИЗНИ Недавно в «Братском листке», издаваемом в Саратове, было сообщено о самоубийстве одной девушки. Она жила самостоятельно, обладала колоссальным богатством, капитал ее доходил до 90 миллионов рублей, что дает в месяц около 90 с лишним тысяч рублей. Подле нее нашли записку: «Не вижу смысла жизни». И немудрено, что не видела! Смысл жизни – в исполнении заповедей евангельских, и пойди она со Христом, сколько добра могла бы сделать, но она не искала Христа и погибла. Конечно, исполнение евангельского закона вначале может показаться трудным, но не оставляет Господь работающих Ему (прп. Варсонофий, 29). Получаю письма: «Батюшка, задыхаюсь! Со всех сторон теснят скорби, нечем дышать, не на что оглянуться. Не вижу радости в жизни, самый смысл ее теряется». Что скажешь такой скорбящей душе? Что надо терпеть?! А скорби, как жернов, гнетут душу, и она задыхается под их тяжестью. Заметьте, что не о неверах и безбожниках я сейчас говорю: о тех, что тоскуют, когда они Бога потеряли. Нет, теряют смысл жизни верующие души, вступившие на путь спасения, души, находящиеся под действием Божественной благодати. Не знают они, что это состояние временное, переходное, которое надо переждать. Пишут: «Впадаю в уныние, что-то темное обступает меня». Я не говорю, что такая скорбь законна, но говорю, что эта скорбь – удел всякого человека. Это не наказание, это – крест, и этот крест надо понести. Но как же понести его? Где поддержка? Иные ищут этой поддержки и отрады у людей, думают найти покой среди мира и не находят. Отчего? Оттого, что не там ищут. Покой, и свет, и силы надо искать в Боге, через молитву Иисусову (прп. Варсонофий, 29). Если жить, вникая во внутренний смысл жизни, то увидишь дивную премудрость и глубину во всем. В этом отношении незаменимую услугу оказывают жития святых. Внимательно читая их, мы можем рассматривать, как дивно и премудро устраивалась жизнь святых, какой чудный смысл во всех событиях ее (прп. Варсонофий, 32). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

26 Это письмо адресовано Уфимскому и Мензелинскому епископу Михею (Алексееву, 03.02.1931 г.), который с 22.12.1913 г. пребывал на покое, поселившись в Оптиной Пустыни, а после ее закрытия перебрался на жительство в г. Козельск. 27 Письма (54–?) адресованы Оптинскому иеромонаху Геронтию (Григорию Ермакову, р. 1886). В Оптину поступил в 1910 г. В прошлом – один из келейников прп. Варсонофия. После закрытия Оптиной пел на клиросе и иногда служил в Успенском соборе Козельска. Позже был сослан в Кемь, где и скончался. 32 Иером. Досифей, фельдшер. После отъезда прп. Нектария в с. Холмищи был назначен духовником братии. Дважды был арестован и сослан. Дальнейшая судьба неизвестна. 34 О. Георгию – второму священнику Успенского собора Козельска; или о. Георгию (Попову) – бывшему Оптинцу. Расстрелян в 1938 г. 35 Оптинский иером. Рафаил (Родион Шейченко) – до монастыря служил в Сухиничах. После закрытия Оптиной – в Георгиевском храме г. Козельска. Похоронен на городском кладбище (6/19 июня 1957 г.). 40 Вечер Понедельника 1-ой седмицы св. Четыредесятницы. На стиховне стихира 1-я, самогласен, гл. 3. 41 Ирина Бобкова (р. 11.05.1885), шамординская инокиня. В раннем детстве сподобилась принять благословение от прп. ст. Амвросия. После закрытия монастыря уехала в Гомель, но вернувшись, окормлялась у прп. Никона, а после его смерти снова жила в Гомеле. Дожив до 105,5 лет, скончалась в возрождаемом Шамордине схимонахиней Серафимой (03.11.1990 г.), оставив воспоминания о последних днях жизни и погребении прп. Никона, чему свидетельницей она оказалась, приехав в 1931 г. в Пинегу. См.: Воспоминания о последних днях жизни, смерти и погребении моего духовного отца и руководителя.//Дневник последнего духовника Оптиной Пустыни. СПб., 1994. С.: 299–304. 42 Шамординская инокиня Ирина при поездке своей на родину в Гомель подверглась сему искушению. Оптинский монах Мелхиседек требовал ее согласия на брак. Ирина поехала в Оптину, чтобы обманным путем выпросить благословение на брак, но о. Нектарий, провидев это, внушительно вразумил ее, а затем, как и других своих духовных чад, передал ее о. Никону. Об этом см. ее воспоминания: Рассказ Ириши

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Прп. Анатолий (Зерцалов) Мощи отцов Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия, находились между Введенским и Казанским соборами, отдельно от основного некрополя старцев. Ранее над ними была общая часовня. Раскопки начались 8 июля 1998 году одновременно здесь и за алтарем Введенского собора к северу от места где, как предполагалось, находились мощи пре- подобного Амвросия. Два иеромонаха и два инока начали раскопки могил старцев Анатолия (Зерцалова) и Варсонофия. Пришлось убирать обломки фундамента часовни, стоявшей ранее над их мощами. Братия обратили внимание, что появившийся в те годы в производстве бетон уже был использован в Оптиной пустыни. Видимо, по недосмотру угловая колонна часовни, которая могла быть построена после 1914 года, оказалась прямо над главой отца Варсонофия. По словам очевидцев, земля некрополя после разрушения, надгробия разравнивались трактором, и под его тяжестью эта колонна раздробила главу отца Варсонофия. Братия, занимавшиеся раскопками могил, говорили, что им очень хотелось «увидеть» мощи отца Варсонофия именно в день памяти его ученика, отца Никона. Сначала были удалены фрагменты фундамента часовни, затем остатки разрушенного общего свода склепа, а затем и крыши гробов старцев, провалившиеся и накрывавшие непосредственно мощи. Гроб отца Варсонофия располагался немного ниже гроба отца Анатолия. Он был накрыт покрывалом, бархатным с дорогой отделкой, пожертвованным еще в Голутвине, благодарными старцу прихожанами. Покрывало это упоминается в некоторых воспоминаниях и отображено на фотографиях похорон старца. Оно очень хорошо сохранилось, и было достаточно крепким. Впоследствии его поместили в новый гроб старца, под его мощами. Братия с благоговением и трепетом открыли последние фрагменты, скрывавшие честные главы старцев на исходе дня памяти отца Никона (Беляева). Уже читали 9-й час к службе Тихвинской иконе Божией Матери. Глава отца Анатолия была в очень хорошей сохранности, цвета выраженно воскового и кроме того довольно узнаваемая, соответствующая его облику по фотографиям. Кости старца восковые с темными пятнами были почти не потревожены, образовывали мощный скелет (кажется, старца недаром называли «большим»). Сросшиеся позвонки по 3-5 шт. указывали на болезнь. Взору братии открылась удивительная картина: в грудной части скелета, на том месте, где находится сердце, ясно было видно светлое пятно размером с блюдце. Об отце Анатолии говорили, что ему была дана особая молитва. Потом это пятно исчезло.

http://pravoslavie.ru/36855.html

Прп. Варсонофий, преподобноисп. Никон и прп. Анатоний (Зерцалов) Оптинские. Роспись собора Казанской иконы Божией Матери. 2004 г. Худож. мон. Мария (Левестам) Прп. Варсонофий, преподобноисп. Никон и прп. Анатоний (Зерцалов) Оптинские. Роспись собора Казанской иконы Божией Матери. 2004 г. Худож. мон. Мария (Левестам) Сохранилось значительное количество фотографий Н., запечатлевших его одного, в кругу семьи и монастырской братии (архив Оптиной пуст., частные собрания). На семейных фото 1889-1899 гг. Н. показан в младенческом и отроческом возрасте с родителями, братьями и сестрами (Дневник послушника Оптиной пуст. 2016. C. 48-49; Архив Оптиной пуст.). Фотопортрет, сделанный в февр. 1907 г., сохранил юношеский образ подвижника во время его 1-го приезда в Оптину пуст., менее чем за год до поступления в мон-рь (Дневник послушника Оптиной пуст. 2016. С. 2). Лицо Н. с правильными чертами, овальной формы: высокий чистый лоб, прямой нос, большие глаза (внешний край верхних век немного опущен), широкие, с небольшим изломом брови, густые волнистые волосы. На снимках 1909 г.- 20-х гг. XX в. зафиксированы этапы монашеского пути Н. от послушника до иеромонаха (Жития мучеников и исповедников Оптиной пуст. 2014. Вкл. C. 4-6). На групповой фотографии 20-х гг. XX в. Н. запечатлен сидящим (рядом с иером. Геронтием (Ермаковым)) в рясе, без головного убора, на груди - наперсный крест, в левой руке - четки; длинные волосы разделены на прямой пробор, распущены, борода не густая, среднего размера (ЖНИР: Июнь. С. 486). Прижизненный графический портрет Н. создан А. Белоконь в 1923 г. (1922?, 72×54 см, ЦИМ СДМ; см.: Русь Святая: Кр. иллюстр. история Православия на Руси/Авт.-сост.: Ю. Г. Малков. М., 1995. С. 276; Зеленская Г. М. Оптина пустынь и прп. старец Амвросий: По мат-лам выставки в Св.-Даниловом мон-ре//Даниловский благовестник. 1992. 2-3. Ч. 1. С. 72). Портрет передала насельникам Оптиной пуст. духовная дочь Н. мон. Серафима (Бобкова) в 1988 г. в Гомеле (поступил в ЦИМ СДМ 9 янв. 1989). Н. изображен по пояс вполоборота вправо, в рясе и клобуке, с наперсным крестом, в левой руке четки. На профессионально исполненном портрете запечатлены характерные особенности внешности подвижника. Известны совр. живописные портреты Н. в числе др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук, см.: Оптинские старцы: [Буклет]. Б. м., 2011. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010