Св. Исаак Сириянин говорит: Когда изнемогаешь, говори: " Блажен сподобившийся быть искушенным от Бога в том, за что наследуем жизнь " . Ибо недуги насылает Бог для здравия души. Некто из святых сказал: Замечал я, что монаху, который не работает благоугодно Господу и не подвизается ревностно о спасении души своей, но нерадит в прохождении добродетелей, непременно попускается Богом впадать в искушения, чтобы не оставался он праздным, и от многой своей праздности не уклонился в худшее. Посему-то Бог налагает искушение на ленивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей. И когда будут умолять Его, не скоро внемлет им, пока не изнемогут и пока несомненно не дознают, что за нерадение и за леность их приключилось с ними это (Сл. 57. стр. 428). Св. Варсонофий Великий говорит: Здоровье и страдание тела зависит от Бога, Который сказал: Аз убию, и жити сотворю. Поражу, и Аз исцелю, и несть, иже изметь от руку Моею (Втор. 32, 39). Итак, когда Богу угодно, то Он подает здоровье чрез врача, и когда угодно одним словом (Своим). Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело провидения Божия; и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно (Отв. 522. стр. 443, изд. 1855 г.). Если человек съесть что-либо с верою (что не получит вреда) и ощутит болезнь, то он не должен давать места сомнению (и малодушию); ибо Бог, зная, что болезнь эта избавляет его от многих душевных страстей, оставляет его в этом страдании. Да вспоминает же он тогда слова Апостола, который говорит: егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). И да не подумает, что это случилось с ним от снедей, которые кажутся вредными; но это есть попущение Божие; ибо если бы он вкушал и то, что кажется хорошим и полезным, то без повеления Бо-жия ничто не могло бы принести ему пользы (Отв. 524, стр. 444). Св. Варсонофий так утешал нетерпеливого больного брата: Сын мой, потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться (скорбию), чтобы уныние не пленило (и не подавило) нас; ибо это начало погибели. Помни, чадо, что претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

1911. 12 сен[тября].   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 17–17 об.   16. Письмо епископа Иосифа (Петровых) к архиепископу Арсению (Стадницкому)   14 апреля 1914 года + Высокопреосвященнейший Владыка! Премного утешен и благодарю Вас за присланную книгу Ваших трудов 37 . Примите и мой хотя запоздалый привет радости о Воскресшем Начальнике жизни и трудов наших! Да пребудет Он с Вами, а по молитвам Вашим и со мною, неотступно Своими утешениями и благодатию! Помаленьку начал уже 6-й год жизни у Ростовских Святынь 38 ! Здесь совсем как Новгород. Неоценимо и незаменимо ничем это для души. Дал бы Господь подольше пожить. Помолитесь, Владыко, о моем недостоинстве.   Ваш духовный сын и послушник е [пископ] Иосиф. 1914. 14 апреля. Ростов Великий.   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 18–18 об.   17. Письмо епископа Иосифа (Петровых) к архиепископу Арсению (Стадницкому)   2 января 1917 года + Высокопреосвященнейший Владыка, дорогой Архипастырь!   От всей любящей души благодарен Вам за дорогое Ваше письмецо с приветствием Вашим, пожеланиями и приглашением на хиротонию о. Варсонофия 39 ! Моля Господа о Вас, о Вашем здравии и благополучии и взаимно приветствуя с Новым летом благостей к Вам Господних, не без грусти извещаю, что на хиротонию о. Варсонофия приехать не смогу. Нельзя здесь оставить столь важные службы, как 5–6 янв[аря], а после них – невозможно поспеть хотя бы к одной хиротонии. Пугает и дальность дороги, с нынешними неурядицами, крайнею теснотою в поездах, когда часто отказывают даже в билетах, или с билетами не пускают, и т. п. После Святок (т. е. как раз теперь, когда ехать надо) все это предстоит испытать во всей горечи. Простите же, дорогой Владыка, за ослушание и не лишите Ваших святительских молитв неизменно Вашего Иосифа. 2 янв[аря] 1917. г. Ростов Яр[ославский].   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 19–19 об.   ПРИЛОЖЕНИЕ Письмо архимандрита Иосифа Петровых к наставникам и сослуживцам по Московской Духовной акдемии   9 авг[уста] 1906 года + Незабвенные мои наставники и все сослуживцы!   Оставляя дорогую Академию, чувствую сердечную потребность сказать всем свое взволнованное последнее прости!..

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

" Постное время светло начнем... " февраля 2015 Митрополит Варсонофий возглавил вечерню с чином прощения в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела протоиерей Сергий Судаков. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом.  " В этот вечер православные христиане собираются в храмы, и, по заповеди Господней, участвуют в чине прощения и примирения. Этот древний обычай пришел к нам от самого Господа, который неоднократно говорил о том, что мы должны жить в любви друг ко другу, - и только тогда будем считаться Его учениками. Апостолы просили у Господа, чтобы Он научил их молиться. И Он дал им молитву " Отче наш " . Ее мы читаем много раз за день. В ней есть такие слова: " ...и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим " . Но искренни ли мы пред Богом, когда произносим эти слова? Бывает, что мы обманываем Господа, не прощая своих должников, обидчиков и тем более врагов. И при этом просим: прости мне, Господи, как и я простил " , - сказал владыка. Он напомнил, что без прощения христианская жизнь невозможна: " Заповедь о прощении является фундаментом духовной жизни человека. Если положим плохой фундамент, то здание даст трещину и развалится. Чтобы начать строительство здания спасения, необходимо сразу с первого дня заложить правильный фундамент. Прощение грехов, обид друг друга - это фундамент духовной жизни. И поэтому мы сегодня собираемся, чтобы попросить друг у друга прощения " . Архипастырь также напомнил, что жить в этом мире нужно в любви и согласии, помогая ближнему: " В этом мире нас много, каждый пришел с какой-то особой задачей, но всем должно хватать места. Люди должны жить как братья, помогая друг другу, а не обижая и не унижая. И если в повседневной жизни мы часто хотим и просим, чтобы другие люди исправлялись вокруг нас, то Великий пост - это время, когда нужно обратиться к самим себе. Напомню молитву преподобного Ефрема Сирина: " Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь " . Вся молитва построена на том, что человек должен заняться исправлением самого себя. В этот день мы начинаем путь к Светлой Пасхе, и нам нужно очистить свое сердце, укрепить свою волю, борясь с грехами и страстями, которых очень много " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

изволению твоему и совершение добрых дел в поползновении твоем (преп. Лев). Ум Ум, когда упражняется в чтении Священного Писания и молитве и тому подобное, очищается от страстей и просветляется, когда же он погружен только в земное, то он одебелевает и становится как бы неспособным к пониманию духовного... Поэтому необходимо упражняться в духовном и побеждать все страсти, пока они еще неглубоко укоренились в нас. Страсти легко побеждать в помыслах, но когда они перейдут в слова и дела и укоренятся, то очень трудно, почти невозможно... (преп. Варсонофий). Ум очень удобен к ослеплению чувственностью и всегда желает идти «путем пространным, ведущим в пагубу, и мнози суть ходящий по нему» (Ср.: Мф.7, 13), сказал Господь... (преп. Макарий). Ум... есть сила самодвижная, но от нас зависит, что дать ей. Подобно тому, как жернов вертится и от человека зависит, что под него подсыпать: пшеницы, ржи, или какой-либо травы, или семя. И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, и сообразно тому, что положено. Так вот и ум, он все переработает, но нужно давать ему только хорошее... (преп. Варсонофий). Умиление ...А что когда Премилостивый Господь соблаговолит по Своему единственно милосердию и благости, в некоторое время дарует вам благоумиленное и приятное чувство, и вы пишете, что и навсегда желали бы во оном покое пребывать, но сие не по вашей еще мере желаете, но довольно вам и того, что вы, по крайней мере, ощутили хотя малую зарю благотишия и душевного покоя, о чем святой Макарий Египетский Великий пишет, что и совершенным не попускает Бог в сей жизни дабы пребывать во видении или в действии благодати покоя, для того наиболее, ежели бы находясь в видении, то отнюдь не согласились бы ко страждущим от страстей сострадать и подкреплять падающих, но и святой Исаак Сирин в конце 79-го Слова пишет... тому же подобие... (преп. Лев). Уныние Скука и уныние, бываемые с вами, не что иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были сими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и сим наказывалась их к Богу любовь, то и вы в посещении вас оными не пренемогайте , но мужественно стойте, терпя, — и облак уныния разженется, и воссияет свет, тишина и спокойствие...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

По мере ослабления сил игуменьи, увеличивалось число усердствующих посетителей. Видя, как люди жаждут ее видеть, принять ее благословение, услышать утешительное слово, матушка никому не отказывала, хотя после каждого посещения еще более изнемогала. Божия благодать была ощутительна для всех приближавшихся к ней, всем внушая благоговение и любовь. Многие сознавались, уходя от нее, что ее беседа согревала сердце, снимала с души мрачный покров уныния, возбуждая желание к исправлению. С самоотвержением она несла крест свой, и если говорила, кому обличения, то с таким смирением, что слушавшие не вдруг, понимали что дело идет о их душе, и только гораздо позже ее советы производили свое настоящее действие на совесть. Сестры были убиты горестью: как лишиться такой матери? День и ночь возносились их вопли: Господи подкрепи ее силы! не бери ее от нас! подкрепи ее силы для пользы обители и для нашей любви! Когда духовные особы спешили свидетельствовать последнее почитание всеми любимой игуменьи, сестры с сердечной верой в силу молитвы, обращались к ним с просьбой: умолить Бога, да ниспошлет ей силы еще управлять обителью, – тогда от всех слышались жестокие слова: «не жилица она y вас, a гостья! Она и теперь только телом на земле, a душа ее стремится к вечной жизни!». Сама мать игуменья прямо говорила: «Вот справлю сорокоуст по матери Варсонофии, тогда и сама пойду к ней. Только очень мне скорбно смотреть на моих бедных сестер: не могут они свыкнуться с мыслью о моей смерти!». Когда же приметит бывало, что они, спрятавшись по углам, глотают слезы, матушка как будто разгневается и скажет: «Подите сюда, зачем вы все плачете? Разве не знаете, что всем нам надо когда-нибудь туда идти? Скорбно мне видеть ваше малодушие! Будьте же мужественны, уповайте на Бога, a не то не позволю приходить ко мне и любить вас не стану». И тут же она наградит улыбкою, a сквозь улыбку уже покатились крупные слезы! Великий Пост подходил к концу; на Страстной Неделе опять говела матушка. Наступал Светлый Праздник, a на сердцах скорбь еще тяжелее: всем припомнилось, что матушка всегда желала умереть в Светлое Воскресенье. Но она твердо повторила: «Говорю вам, не умереть мне, пока не справлю сорокоуст по матери Варсонофии и не устрою своих дел».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Да возрадуется же и дух твой, брат», – писал Великий Старец одному, своему духовному сыну, – «потому что я включил тебя в преизящное воинство с тем, чтобы ты непрестанно находился в хранилище неизреченных благ, и вот ты уже в нем (то есть в воинстве) находишься. Вот ты вступил в оное воинство, не оставляй же его: это зависит от тебя самого, я ввел тебя, не выходи оттуда; отделил тебя от левой стороны, не снашивайся же снова с находящимися на ней; благословил тебя, не ищи же клятвы ( Пс. 108:17 ). Я старался ввести и в другие неизреченные, пречистые и чистые сокровища Духа, и сказал мне (Дух Божий): теперь еще не время, но, когда потщится сделать ошуйю, как десницу и ветхого человека новым, к принятию Святого и Достопоклоняемого Духа, тогда примет Духа, Который и научит его всему ( Ин. 14:26 ), и наставит, и введет его в такие чертоги, в которые входят только немногие, за их смирение, послушание, кротость и терпение» 90 . И Великий Варсануфий всею своею душою желал ввести своих чад в эти «чертоги», желал этого блага, больше их самих. «Удивляюсь, если вы столько же желаете пользы душам вашим, сколько я желаю ее, день и ночь моля Бога о спасении вашем»: открыто признавался любвеобильный старец 91 . Так сильно желал Великий Варсануфий видеть своих духовных чад в лике преподобных, и старался исполнить это на деле. Но насколько велики были его старания, настолько у них то не доставало рвения, то не было печали в сердце об этом, то они обуревались помыслами от врага нашего спасения, то просто не знали еще силы и богатства тех благ, которые уготованы от Господа Святым. Так, что Великий старец принужден был иногда им указывать на их опасное положение или прямо, после падения, восстановлять в прежний чин своими сильными молитвами и трудами. Но всегда старался он вразумить «неразумного» со смирением и тихостью. Всегда старался в таких случаях умалить свое великое достоинство, чтобы высота его духовной жизни и превосходство не били в глаза и не приводили в отчаяние его духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Тогда Великий старец ответил ему пространнее, но в тоже время заметил, что разумному все понятно, а если он не понимает, то значить причина этого заключается в его духовной неопытности, и тем самым хотел, следовательно, привлечь его к смирению. Но так как брат не оставлял своих лукавых помыслов, то частью старец написал и лаконически. «Самое естество научает нас, что вся права суть разумеющим ( Притч. 8:9 ). А о том, что значить оба, это я сказал о вас, о вопрошающих, и одном, чрез кого посылаются ответы. О сне же: (причина сего) в душе и теле: пока не подчинится телесное духовному, не могут ослабеть в нем страсти. Посему-то я и сблизил помыслы один с другим». Брат был приведен снова в недоумение. Не понимая, чтобы такое значило сблизить помыслы один с другим, он послал опять вопросить старца и объяснить ему это. Великий Варсануфий отвечал ему следующее: «Простите меня, Господа ради, говорю неразумно. Господь сказал Своим ученикам: аще ли и вы неразумни есте ( Мф. 15:16 ). Глава первая и глава вторая означают одно и тоже». Получив этот ответ, брат понял, наконец, свое согрешение, понял, как он неразумно поступал, вопрошая старца с гордым чувством и загадками, вместо того чтобы открыть свои немощи пред братом (Аввой Серидом), и отправил к преподобному старцу слезное моление: «Отец мой», – писал он, – «повергаю душу мою в щедроты Божии и в руки твои; помолись о спасении смиренной души моей». И теперь, Великий Варсануфий, с любовью откликнулся на его моление и написал ему ответ в 45 строк вместо прежних 1–2. «Брат», – говорит он ему, – «будем внимать себе с полным вниманием, ибо невозможно скоро постигать вещи. Если Апостол, который достиг уже, признает себя еще не достигшим, тем более мы ничтожные, должны смиренномудрствовать. Имея же слово Апостола; который возбуждая нас, говорит: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся ( Рим. 12:16 ), не высказывай более помыслов твоих гадательно, потому что безумный мой ответ будет тебе непонятен и лишь будет вводить нас в беспрерывную взаимную докучливость».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Но, конечно, человек всегда должен соблюдать меру даже и в искушениях 292 , и телесную немощь не должен ставить себе в предлог и повод к чревоугодию. Также нельзя под предлогом болезни до конца распускать себя и нарушать церковные уставы, но нужно только снисходить телу в немощи, а не потворствовать. Все эти правила о пище годны только для ново-начальных. «Когда же человек достигнет в меру Апостола, который сказал: »не не разумеваем бо умышлений его« ( 2Кор. 2:11 ), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, потому что он уже обучен сему упражнением и навыком»: говорит Великий Варсануфий 293 . И совершенные не побеждаются унынием от одного и того же рода пищи, и употребляют ее без отвращения, хотя бы вкушали и ежедневно 294 . Интересно мнение Великого Варсануфия относительно того, почему мы не можем постоянно сохранять один устав в пище, которое он высказал одному брату по поводу его вопроса о сем. Вразумление это, можно распространить и на все другие роды подвижничества. Относительно прочих видов «внешнего» подвижничества Великий Варсануфий равным образом учил держаться «золотой середины». Один раз было уже сказано, что святые отцы Серидовой обители были того мнения о делании иноческом и подвигах монаха, что последний должен идти «царским» путем, и ни уклоняться ни направо, ни налево 296 . Поэтому, например, преподобному Дорофею старец позволил иметь для зимы две коловии (одежда без рукавов и короткая) и один левитонарий (одежда, сотканная из волос), и для лета две легкие уже коловии и один левитонарий. И еще для зимы, на случай сильной стужи небольшой нагрудник. Если же не бывает сильной стужи, то достаточно иметь куколь и две мантии одну зимнюю, а другую летнюю, также и два покрывала: одно теплое, другое легкое. Иметь также власяницу и подушку, они тебе нужны. Если нужен тебе тюфяк, имей и его. И когда дают тебе одежду, и ты нуждаешься в ней, прими ее, а старую вместо нее отдай Авве 297 . Из этого перечня, данного строгому монаху, которого Великий Варсануфий, как бы готовит во святые и преподобные 298 , видно, что в Серидовой обители старцы прежде всего обращали внимание на внутреннее делание, а не на внешние подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Спустя некоторое время пронесся слух, что он успел в своих замыслах, и граждане Газы, будучи встревожены этим обстоятельством, послали вопросить старца, как им поступить, потому что они боялись дать знать Императору о тому что они обманулись в своей надежде, и что у них в церковных суммах случилась растрата. Великий Варсануфий велел подать им прошение на Высочайшее Имя, которое бы могло удостоверить Императора, что изгнание Епископа было сделано правильно, и приложить к нему списки отрицательных грамот, в которых он отрекся от кафедры, и адрес, в котором высказывалась благодарность за избрание нового Епископа, так как оно было делом Божиим, а не человеческим. «Таким образом Император утвердился в мысли отказать прежнему сребролюбивому Епископу. Хотящие же устроить это дело злонамеренно», прибавлял с прозрительностью старец не успеют в том, а только потеряют понапрасну свои деньги, и после постыдятся. А о церковных убытках скажу, как сказано в Писании: отъиде Сампсон со иноплеменники. ( Суд. 16:30 ). Получив послание Великого Варсануфия, Газские граждане обленились послать прошение Императору, а между тем Епископ прибыл в митрополию и обратился к Губернатору с Императорским указом, прося содействия его власти при возвращении его на прежнюю кафедру. В Газе произошло большое смятение и беспокойство, и жители послали опять к Великому старцу прошение, смиренно умоляя его помолиться и поправить дело. Спрашивали, что будет теперь из всего этого. Великий Варсануфий мягко указал им на допущенное нерадение, но обнадежил хорошим будущим. «Худо вы сделали, что поленились дать знать Императору, потому что Бог ненавидит леность», – писал он им. «Впрочем говорю вам о имени Господнем, что если Епископ тот и достигнет городских ворот, – в город не войдет, ибо не допустит его Бог». После того, как они получили это послание, Губернатор почти уже достиг города для того, чтобы привести в исполнение Царский указ. Все находились в печали и страхе. Но вдруг пришла весть о смерти Императора, и Епископ удалился без успеха, напрасно истратив свое серебро, как предсказал старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

152 Это, наверно, было оригенитское движение, которое захватило Лавру Саввы Освященного, около того времени. См. Ирм. Феодосий (Олтаржевский) Палестинское монашество с 4 до 6 века, Гл. 10. 156 Вопросы эти очень интересны по своей трудной постановке и ясной, отчетливой мысли старца, их разрешившего. Дар рассуждения здесь показался во всем блеске. 157 Там же, отв. 802 – 812. См. интересное освещение всего этого с хронологическо-исторической стороны у Vailhé, Saint Barsanuphe, Echos d’Orient, t. VIII, 1905, p.p. 24–25. 158 Один раз только показался неверному брату для утверждения в вере братии Киновии о чем было сказано выше. 159 Evagrii Scholast. Hist. eccl., t. IV, cop. XXXIII, Migne, Patr. graec. t. LXXXVI, col. 2764B. _ _ _ Κατοι γε π τοτων πεντκοντα κτλ. Здесь подразумевает 593 год, в который Евагрий закончил свою Историю. Отсюда Пагий (Pagius) выводит, что Варсануфий Великий ушел в затвор около 540 года. Op. cit. adnot. f. (Varior). К нему примыкают Papebroch, (Acta SS., t. II, april., p. 22 Seq.), Vailhé (Echos d’Orient, t. VIII, 1905 – Paris, и друг. Нам кажется, что такая точка зрения может быть принята вопреки мнениям других, не соглашающихся с нею, потому что Великий Варсануфий уже тогда был старцем (сравните, например, слова его: γρασα γρ Отв. 652), когда жил в обители Аввы Серида, и потому едва ли мог прожить до года написания Евагрием своей Истории. Поэтому Никифор Каллист напр. (I’Hist. Eccl. lib. XVII, c. XXII, Patr. graeca, t. CXLVII, col. 273), чтобы избежать этого противоречия произвел конъюнктуру текста и имя Евстохия переделал на Саллюстия, который занял патриарший престол около 436 г. Но этого не надобно было бы и делать; достаточно предположить, что возраст «старческий» Великого Варсануфия, когда он жил в обители Серида и давал ответы равен 60 годам, и получится вполне нормальное число лет для смерти – 110, возраст, которого достигли многие подвижники (даже нашего времени). Самая же поправка вызывает еще затруднения если ее рассматривать в исторической переспективе. См. решение этого последнего вопроса у Papebroch’a, Act. SS., t. II, april, loc. cit.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010