Живя в доме скитоначальника, о. Варсонофий всегда помнил, что здесь многие годы провел в великом духовном подвиге старец Макарий, также бывший в свое время скитоначальником. С таким вот воспоминанием и начал он свою беседу с духовными чадами 27 декабря 1909 года: «Слава Тебе, Господи! Опять мы собрались все вместе. Люблю я эти вечера: на них я отдыхаю душой... Люблю я и один сидеть в этой келлии. Многие нашли здесь душевное успокоение. Наш великий писатель Гоголь переродился духовно под влиянием бесед со старцем Макарием, которые происходили в этой самой келлии, и великий произошел в нем перелом. Как натура цельная, не разорванная, он не был способен на компромисс. Поняв, что нельзя жить так, как он жил раньше, он без оглядки повернул ко Христу и устремился к Горнему Иерусалиму. Из Рима и Святых мест, которые он посетил, он писал друзьям своим письма, и письма эти составили целую книгу, за которую современники его осудили. Гоголь еще не начал жить во Христе, он только пожелал этой жизни, и мир, враждебный Христу, воздвиг гонение на него и вынес ему жестокий приговор, признав его полусумасшедшим». Недаром заговорил он о Гоголе. Любя русскую литературу, о. Варсонофий на всем необозримом поле ее особо выделял произрастания духовные. Во времена старца Макария среди имен известных это были Гоголь и Иван Киреевский, пожелавшие приблизить свою собственную жизнь к монашеским подвигам, выработать в себе те духовные силы, которые позволили бы дать образцы духовно-православного литературного творчества. У Гоголя, мечтавшего на этот путь повернуть следующие тома «Мертвых душ», это устремление поначалу выразилось в письмах, да и недаром, ведь письма – старинный монашеский учительный жанр (письма, послания, беседы...). Чуть ли не через год после кончины старца Макария было издано несколько томов его писем к мирянам и монашествующим, – безусловная классика эпистолярного жанра. Позднее появились в печати и стали широко известны и письма старца Амвросия. В этих письмах охватывался столь огромный круг вопросов, что уже навсегда они остались школой духовного воспитания человека во Христе. Гоголь же издал в начале 1847 года «Выбранные места из переписки с друзьями», в которых многообразно и настойчиво звучал призыв к русскому обществу во всех сферах жизни – частной и государственной – повернуть к искреннему Православию. У Гоголя было сильное стремление к монашеству, он даже собирался уже и уйти из мира, но и литературное свое дело он не в силах был остановить на полпути, думая – и справедливо, – что и здесь есть возможность принести людям немалую духовную пользу. Он трижды был в Оптиной, в последний раз в сентябре 1851 года, за пять месяцев до своей безвременной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Отец Нектарий в противоположность отцу Варсонофию был небольшого роста, согбенный, с небольшой клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него в руках был платок, который он уголком прикладывал к глазам. Батюшка благословил меня и пригласил за собой. Провел он меня в исповедальную комнату, а там я уже увидел мою супругу, она встала и подошла ко мне, а батюшка поклонился нам в пояс и сказал: – Вот радость, вот радость. Я был скорбен и уныл, а теперь радостен (и его лицо сияло детской улыбкой]. Ну как же теперь мне вас принимать? Вот садитесь рядышком на диванчик, – и батюшка сел напротив. – Ведь нас благословил великий старец... Старец Варсонофий настолько великий, что я его и кончика ноготка на мизинце не стою. Из блестящего военного в одну ночь, по благословению Божию, сделался он великим старцем. Теперь только, после его смерти, могу рассказать это дивное его обращение, которое он держал в тайне. И отец Нектарий рассказал историю обращения отца Варсонофия. – Вот как велик был старец Варсонофий! И удивительно был батюшка смиренный и послушный. Как-то он, будучи послушником, шел мимо моего крылечка, я ему и говорю в шуточку: “Жить тебе осталось ровно двадцать лет”. Я ему говорил в шуточку, а он послушался и ровно через двадцать лет в тот же день, 4 апреля, и скончался. Вот какого великого послушания он был. Перед такой силой отца Нектария меня невольно передернула дрожь. А он продолжал: – Ив своих молитвах поминайте «блаженного схиархимандрита Варсонофия”. Но только три года поминайте его блаженным, а потом прямо «схиархимандрита Варсонофия». Сейчас он среди блаженных... Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает... Вот для меня великая радость – это ваше посещение. Я был скорбен и уныл. Всё приходят люди с горестями и страданиями, а вы имеете столько радости. Это посещение Ангела... Сейчас у меня много посетителей, я не могу вас как следует принять. Идите сейчас домой и приходите к шести часам вечера...

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Оставлю пристрастие к имуществу, которое невольно оставляется при смерти, а часто и прежде смерти; оставлю почести и славу гибнущую; оставлю наслаждения чувственные, отнимающие способность к подвигам и занятиям духовным. Не имам бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскую (Евр.13:14), который должен открыться мне предварительно в сердце моем милостью и благодатью Бога — Спасителя моего. Кто не взойдет в таинственный Иерусалим духом во время земной жизни, тот и по исшествии душою из тела не может иметь удостоверения, что дозволен ему будет вход в Иерусалим небесный. Первое служит залогом второго Аминь.  Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления. Ваши: одни эти врата, собственно, принадлежат человеку. Судите: судия, сидящий во вратах и производящий суд, — ум наш он чинит разбор, или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть. Истину и суд мирен судите во вратех ваших: ум, судья, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть истекающие от Господа, Который Един — Истина, приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того, «помыслы, происходящие от демонов, — говорит Великий Варсонофий, — прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть внушают мысли по-видимому правые, внутренно же суть волцы хищницы (Мф.7:15), то есть восхищают и прельщают сердца незлобивых (Рим.16:18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его (Быт.3:1,15), чтобы он не нашел у тебя норы и, поселившись в ней, не произвел опустошения» (Варсонофий Великий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

151 Вопр. Каким? Отв. " Крайне опасно воину, неискусному в единоборстве, отделиться от многочисленнаго ополчения своего, чтобы одному ополчиться против врага; крайне опасно и иноку вступить в безмолвие прежде, нежели стяжет опытность и познает свои душевныя страсти: тот гибнет телесно, сей — душевно. Ибо путь истиннаго безмолвия есть путь мудрых и тех токмо, которые стяжали Божественное утешение в трудном сем подвиге и помощь свыше-на время внутренней брани " . 152. Вопр. Что сказал Великий Варсонофий о времени безмолвия? Отв. " Когда один из братии прочитал ему в Патерике, что истинно желающий спастися должен первее пожить в братстве, перенести и досаждения, и поношения, и безчестие, и прочее, по примеру самаго Господа, и потом уже идти на совершенное безмолвие, которое есть восшествие на крест, т. е. умерщвление себя всему земному и мирскому: тогда старец, выслушав сие, сказал: " истинно рекли отцы; иначе быть не может " . Другому же брату Великий Варсонофий рек: " прежде нежели человек не войдет в себя самаго и не возобладает собою (а сие достигается чрез совершенное смирение), — безмолвие пораждает высокоумие " . Он же говорит: " если дерзнешь ступить за свою меру или черту, знай, что потеряешь и то, что имеешь. Посему держись средины, внимая воле Божией " . 153. Вопр. Что произойдет от несвоевременнаго уклонения в безмолвие? Отв. " Вот что — страшное: кто восхощет обезпечалитися прежде времени (сложить с себя всякую заботу внешнюю и дела), тому общий враг подготовит гораздо более смущения, нежели — покоя, и доведет его до того, что неблагоразумный подвижник скажет: " увы мне! лучше бы мне не родиться " . Сказал же так святый потому, что с таковыми случаются многия обольщения. И Григорий Синаит, согласно с сим, говорит: " многие, в безмолвии неискусные, подвергались прелести древле и ныне подвергаются; после многих трудов новоначальные и самочинные, за несмысленное свое безмолвствование, бывали и бывают предметом смеха и поношения от неприязни " . 154. Вопр. Какую причину представляет он сего, так сказать, кораблекрушения для вступающих в безмолвие несвоевременно?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

   Преп. Варсонофий Великий советует после случившегося ночью во сне осквернения, восстав от сна, положить 49 земных поклонов, говоря на каждом: «Господи, прости меня имени ради Твоего святого». Если же искушение случится во время болезни или в день воскресный, то вместо 49 коленопреклонений он советует произносить эту молитву 70 раз без земных поклонов. Церковью для всех христиан положено прочитывать в таких случаях поутру, перед утренними молитвами, «Молитвы от осквернения», помещаемые в молитвослове.    Чтобы не осквернить себя страстными помыслами в бодрственном состоянии, никак не следует днем представлять себе в уме случившихся во сне нечистых мечтаний и искушений, «ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих».    Со всей заботливостью, сколько для нас возможно, мы должны стараться сохранить неоскверненной чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить ко святому причащению, и с бдительной осмотрительностью надо остерегаться, чтобы соблюдаемая чистота плоти не была нарушена, особенно в ту ночь, когда мы готовимся ко святому причащению. В связи с этим обычно принято говеющим вечером (при слабости телесной) подкреплять себя простой пищей в небольшом количестве (напр. стакан чаю и т. п.) только до вечернего молитвенного правила ко причащению, а то и вовсе не вкушать пищи после вечернего богослужения (накануне причащения) и не предаваться сну без меры, но если и после этого по искушению вражию ночью произойдет осквернение не по нашей вине и без нашего согласия на услаждение, то утром после сна, переодевшись и умывшись, мы, по разъяснению свв. отцов, можем приступать к святому причащению, предварительно при этом помолясь усердно Богу с сокрушением и умилением сердечным (см. в молитвослове «Молитвы от осквернения»).    Преп. Варсонофий Великий по этому случаю дает следующее разъяснение: «Если случится ночью осквернение, а утром надо приступать к святому причащению, то приступим к причащению как уязвленные, не как пренебрегающие, но как имеющие нужду во враче, и Тот, Который исцелил кровоточивую, исцелит и нас. Возлюбим много, чтобы и нам простилось много. А когда будем приступать к причащению, скажем: «Да не будет ми Святыя сия, Владыко, в суд или во осуждение, но во освящение души и тела». И тогда да приступаем со страхом; и Владыка наш Господь, по Своему человеколюбию, сотворит с нами Свою милость».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

129 «Каждый день новые», как говорит Овидий: Наука любить/Перевод В. Алексеева. СПб., 1903. С. 92. 130 Выбривание лобка (лат.). В настоящее время этот обычай еще сохранился на востоке и у наших татарок. 131 См.: Guiraud P. Lectures historiques. La vie privйe et la vie publique des Grecs. Русский перевод: Гиро П. Исторические описания. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1897. С. 94. 132 Подробности см.: Косман Р. Внебрачные половые отношения/Мужчина и женщина. Т. 2. СПб.: Просвещение, 1911. С. 334. Гл. 9. 133 Vischer F. Aesthetik, oder Wissenschaft des Schцnen. S. 285–287, 292–294. § 373, 376. См.: Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1886. С. 157. 144 Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1886. С. 149–150. 146 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 171. Вопрос-ответ 228. 151 Под последними здесь разумеется то, о чем говорится у профессора П. Ковалевского в следующих словах: «Подобно тому как у мужчин, у женщин тоже могут быть поллюции под влиянием психических представлений, во сне под влиянием сновидений и т. п. – причем в половых частях оказывается влажность». Подробности см.: Ковалевский П. Душевные болезни. Т. 1. СПб., 1905. С. 236. Эти истечения, в порядке покаянной дисциплины и церковных канонов, нужно отличать от истечений менструальных. Последние есть только телесная скверна, и потому, кроме гигиенических мер (омовения, бинты, перемена белья), ничего не влечет после себя; в первом же случае мало того, чтобы омыть свое тело и одежды водою, но надо еще и душу омыть слезами и освятить после всего этого (и душу, и тело) молитвами. Ибо поллюции есть следствие, главным образом, невоздержной жизни и блудных помыслов. Поэтому чистые девушки их не ведают (особенно в сопровождении сладострастных спазмов в половых органах), но могут испытывать их и без услаждения, и тогда они тоже грех, ибо за ними все равно скрывается диавол. Почему он иногда так борет человека, а иногда иначе см.: Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство... С. 68. Вопрос-ответ 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Тот, кто спрашивал об этом, решил задать еще один вопрос, касающийся той же темы, — видимо, ответ святого Варсонофия не до конца его вразумил. Далее читаем: «Поистине, отец мой, вы — вожди слепых и о Христе свет омраченных, и чрез вас открыта нам истина. И в сказаниях старцев находим, что был один старец, по простоте своей говоривший, будто хлеб, которого мы причащаемся, не есть истинное Тело Христа, но только образ его. И если бы он не помолился о сем Богу, то не познал бы истины. И другой, также великий старец, думал, что Мелхиседек есть Христос, и когда помолился о сем Богу, то Бог открыл ему истину. Господа ради, прости меня, отец мой, что осмеливаюсь спросить о том, что превыше меня. Но так как Бог наш твоею святынею наставил нас на непогрешительный путь истины, то прошу тебя вполне объяснить нам сие, чтобы ум и немощное сердце наше были чисты от сих исследований. Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении, но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? — Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить через то вред, в неведении сказанного вами, что и святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оные мнения или нет. Снисходя моей немощи, объясни мне и сие, милостивый отец мой!» 34 Ответ преподобного Варсонофия был таким: «Сын мой! Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатию, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих и многие получат через него вред? В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

   «Противостань помыслам блуда твердым сердцем, мужественно и без боязни, — наставляет преп. Варсонофий Великий, — ибо борцы, если не подвизаются, не бывают увенчаны, и воины, если не покажут царю своего искусства в боях, не удостаиваются почестей. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Брани делают человека искусным... И я в юности моей, — говорит из своего опыта преп. Варсонофий, — многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе пред глазами вечные муки. Пять лет поступал я такежедневно, и Бог облегчил меня от этих помыслов. Брань эту упраздняет непрестанная молитва с плачем».    Этот способ употребляла с величайшим успехом и плодом преп. Мария Египетская, как видно это из ее жития.    «Если кто при всякой встречающейся напасти, — пишет преп. Нил Сорский, — и при всяком помышлении, приносимом от врага, с плачем вопиет о помощи к благости Божией, тот вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно».    О способах и правилах мысленной брани с помыслами подробно и много рассуждает преп. Исихий в своем слове о трезвении и молитве. «Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтобы узнавать входящих (т. е. входящие в душу помыслы); узнав же, тотчас противоречием сокрушать главу змия (начало греховного помысла), с воздыханием возопив в то же время ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божеского заступления».    И так всякий раз, как случится умножиться в нас лукавым помыслам, ввергнем в среду их призывание Господа нашего Иисуса Христа и тотчас увидим, что они начнут рассеиваться, как дым в воздухе, — как научил нас опыт. (И еще много подобных и весьма полезных указаний имеется в этом слове преп. Исихия, которое советуем почаще прочитывать тем, кто подвизается в борьбе со страстями.)    Когда мы находимся наедине, то при нападении блудных помыслов и мечтаний, при необычном разжении тела, подвижники советуют творить молитву с коленопреклонениями: падать на колени и на лицо перед святыми иконами, подражая деланию преп. Марии Египетской, великой подвижницы в борьбе с плотскими страстями, и, возводя к Богу очи телесные и душевные, со слезами или плачем умолять Бога о помиловании. «Возопий к Могущему Спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс.6:3). Тогда опытом дознаешь силу Всевышнего, и невидимою (Его) помощью невидимо обратишь в бегство невидимых (врагов)». Кто обучился с помощью такой телесной молитвы бороться с искушениями блудных демонов, тот вскоре начнет и одной душой отгонять этих врагов; ибо Господь дает самоотверженным делателям это второе дарование в награду за подвиг брани через телесную молитву.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Тот, кто спрашивал об этом, решил задать еще один вопрос, касающийся той же темы, – видимо, ответ святого Варсонофия не до конца его вразумил. Далее читаем: «Поистине, отец мой, вы – вожди слепых и о Христе свет омраченных, и чрез вас открыта нам истина. И в сказаниях старцев находим, что был один старец, по простоте своей говоривший, будто хлеб, которого мы причащаемся, не есть истинное Тело Христа, но только образ его. И если бы он не помолился о сем Богу, то не познал бы истины. И другой, также великий старец, думал, что Мелхиседек есть Христос, и когда помолился о сем Богу, то Бог открыл ему истину. Господа ради, прости меня, отец мой, что осмеливаюсь спросить о том, что превыше меня. Но так как Бог наш твоею святынею наставил нас на непогрешительный путь истины, то прошу тебя вполне объяснить нам сие, чтобы ум и немощное сердце наше были чисты от сих исследований. Почему Бог попустил таким мужам иметь неправильные мнения, хотя они не просили о сем разумении, но почему не дано оно им туне для отвращения вреда, который могут получить впоследствии читающие? – Ибо хотя они сами и не преткнулись ни в правой вере, ни в добродетели, но подобные мне, слабые и нерадивые, веря им несомненно, легко могут получить через то вред, в неведении сказанного вами, что и святые не могли постигнуть всех таинств и что они не помолились Богу об удостоверении, справедливы ли оные мнения или нет. Снисходя моей немощи, объясни мне и сие, милостивый отец мой!» 86 Ответ преподобного Варсонофия был таким: « Сын мой! Бог не оставил таких мужей в заблуждении, потому что тот оставляет другого в заблуждении, кого спрашивают о пути, но он не говорит истины. Святые же не вопрошали Бога о сем, чтобы узнать от Него истину. Если же говоришь, почему Бог благодатию Своею не воспрепятствовал им в том для пользы других, которые впоследствии будут читать их писания, то можешь сказать и о всяком грешнике: почему Бог не воспрепятствовал ему Своею благодатию, когда знал, что он грехами своими соблазнит многих и многие получат через него вред? В таком случае и жизнь человеческая будет уже не свободная, но подверженная насилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Все великие дары, которые были у старцев до него, дал Господь и ему. Этот старец не был в келейниках у своего учителя, но три года каждый вечер ходил к о. Анатолию для долгих духовных бесед и обучения умной молитве. А после кончины своего старца почти целое десятилетие провел в затворе, занимаясь изучением святоотеческой литературы. Поэтому появление его в Скиту в качестве старца произошло как бы внезапно, – но сомневающиеся быстро убедились, что перед ними великий духовный наставник и прозорливец и в то же время делатель Иисусовой молитвы и заботливый отец для иноков. Как старцам Амвросию и Иосифу, и ему Господь послал телесные недуги, так что он не один раз ожидал себе смерти. С этими загадочными недугами связаны самые значительные этапы его монашеской жизни: больным его постригали в иночество 13 декабря 1902 года; больным же в великую схиму 11 июля 1910 года. С 1903 года он иеромонах. Старец Варсонофий в 1904–1905 годах пересек всю Россию в восточном направлении, будучи послан в качестве военного священника в армию, действовавшую против японцев, и получил за это наперсный крест от Святейшего Синода. 14 мая 1907 года он был назначен скитоначальником с возведением в сан игумена. Он как бы и сам не заметил, как вдруг оказался в постоянном окружении народа – иноков и мирян, жаждущих его благодатного слова. Одно дело – исповедь, откровение помыслов. Другое – духовная беседа… Его беседы с духовными чадами весьма своеобразны. В них – дух святоотеческого учения, ясные и самые необходимые поучения и в то же время почти художественные словесные иллюстрации – примеры из собственной жизни, из прочитанного не только в духовных книгах, но и в мирских, более всего из русской классики. В его беседах появлялись имена Пушкина, Лермонтова, Полонского, Майкова, Гоголя… Были отрывки из стихотворений, написанных на духовные темы, таких, например, как «Молитва» Лермонтова («В минуту жизни трудную…»). Старец Варсонофий и сам слагал стихи, всегда наполненные жизнью духа. Он иногда публиковал их в церковной печати под псевдонимом «Странник». Это все были монашеские стихотворные размышления… Он следовал в этом не столько известным поэтам, сколько древним Отцам, весьма много писавшим в стихотворной форме, – Григорию Богослову и Ефрему Сирину особенно. К старцу Варсонофию охотно обращались интеллигенты, ищущие Бога, и многим из них он помог встать на путь спасения.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010