Антиохия была большим, очень красивым городом, расположенным на северо-западе Сирии на реке Оронт. Только шесть часов путешествия отделяли этот город от моря, поэтому здесь сходились многие торговые пути. Население Антиохии было очень разнообразным, но в основном греческим, хотя встречались и евреи. Разговаривали здесь на греческом языке. Слово Божие упало на благодатную почву, — очень многие антиохийцы обратились ко Господу нашему Иисусу Христу. Но центр христианства, как мы знаем, несмотря на гонения, оставался в Иерусалиме. Автор Деяний пишет: Дошел слух о сем (то есть о массовом обращении язычников) до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Почему именно апостол Варнава был выбран для столь ответственной и почетной миссии? Мы знаем, что он был родом с острова Кипр, откуда пришли многие антиохийские проповедники, хорошо знал эти места и установившиеся обычаи, прекрасно говорил на греческом языке и пользовался большим уважением Церкви Иерусалимской, так как был очень уравновешенным, добродетельным по натуре. Как из сегодняшнего Апостольского чтения мы слышали: …он был муж добрый и исполненный Духа Святаго… Известно, что апостол Варнава всегда стремился все спорные вопросы решать миром. Здесь ситуация складывалась непростая, ведь не все христиане из иудеев, как мы говорили, принимали новых христиан из язычников, и в Антиохии могли возникнуть всяческие конфликты. Но когда Варнава прибыл в Антиохию, он увидел благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем. Благодаря усилиям и проповеди апостола Варнавы , приложилось довольно народа ко Господу. Так в Антиохии утвердилась христианская Церковь. Очень большая нагрузка и ответственность легла на плечи апостола Варнавы как духовного наставника новообращенных христиан. Он должен был заниматься буквально всеми вопросами и их духовного окормления, и просвещения, и организации уклада жизни христианской общины. При этом оставалось еще также общественное служение, молитвенное делание. Естественно, апостолу нужен был действенный и деятельный помощник. Потому-то Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Город Тарс, родина апостола Павла, находился в соседней с Антиохией области. Безусловно, воля Божия была в том, чтобы Павел, апостол язычников, прибыл в Антиохию для предназначенного ему от Бога служения. Вместе апостолы понесли великий труд благовестия и организации Церкви Христовой: целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. До этого всех последователей Господа нашего Иисуса Христа называли по-разному: святыми, учениками, братиями, верующими.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостольский собор, рассуждения на нем, определения его и письмо в Антиохию (5–35) 5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие, и говорили, что должно обрезывать язычников, и заповедовать соблюдать закон Моисеев. 6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. Тогда восстали и пр.: по поводу рассказов Павла и Варнавы прямо и решительно выразилось мнение иудействующих христиан; восстали, именно в этом же общем торжественном собрании, перед лицом всей иерусалимской Церкви. Восставшие были уверовавшие из фарисейской секты, члены которой всегда были особенно строгими ревнителями закона Моисеева и отеческих преданий, перенесшие эту строгость и в христианство. Восстали они, как видно из их далее кратко высказанных мыслей, против способа деятельности Павла и Варнавы в отношении их к язычникам, против принятия язычников в Церковь Христову так, как принимали их апостолы язычников. Вопреки им они говорили, что при обращении язычников ко Христу должно их обрезывать и заповедывать соблюдать и в христианстве закон Моисеев. Это учение иерусалимских иудействующих, в существе одинаковое с учением приходивших из Иудеи в Антиохию (ст. 1), отличается однако же от него и по объему, и по решительности, и по строгой определенности. Здесь обрезание язычников при переходе их в христианство представляется как такое дело, к которому надобно принуждать их силой, если не хотят того добровольно (должно обрезывать), тогда как там учили, что язычники сами должны подвергаться обрезанию, если хотят спастись; там прямо не было речи о обязательности всего закона Моисеева для христиан из язычников, здесь выставлено прямое требование сего и притом опять принудительно, если не хотят добровольно. Видно, что эта партия в Иерусалиме чувствовала себя более на своей почве, чем в Антиохии, сознавала свою силу и крепость; она выставляла требования свои шире и решительнее, тогда как в Антиохии действовали еще сдержанно и осторожно. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела: собрались в особенное нарочитое собрание, именно для разрешения этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В Милане был учрежден орден в честь ап. Варнавы, имевший целью возвышение нравственности. (О св. Варнаве см. в Правосл. Обозрении 1860 г. июнь; прот. П. Преображенский (им переведено было послание св. Варнавы); Д. Гусев , Правосл. Собеседник 1898. Архиеп. Димитрий: «Собор св. 70 апостолов,» 1-й вып. 163–258 стр., св. Димитрий Ростовский . Четьи Минеи 11 июня, а также в житиях святых под 11 июня – Д. Протопопов, С. Дестунис, Архиеп. Филарет (Обозр. Ц. писателей, I т.), и др.) Святой апостол Иосия, или Иосиф, нарицаемый Варсава-Иуст Этот апостол был сын праведного Иосифа обручника Пресв. Девы, брат Иакова, Иуды и Симона ( Mф. XIII, 55 ). Иосия, как и другие его братья, сначала не веровал в мессианское достоинство Иисуса Христа ( Uh. VII, 5 ), но затем, по вознесении Господнем, они уверовали и единодушно пребывали в молитве и молении со св. апостолами и Пресв. Богородицею ( Дeяh. I, 14 ). Пред праздником Пятидесятницы ап. Петр в собрании учеников и братии Христа (которых было около 120), предложил на место Иуды предателя избрать одного из тех, которые находились с апостолами во все время, когда пребывал и обращался с ними Господь, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в какой Он вознесся и был свидетелем воскресения Его. Таким условиям удовлетворял Иосия, как сын Прав. Иосифа, в доме коего родился и жил Иисус Христос . И поставили, повествует св. Лука, двоих: Иосифа, нарицаемого Варсавою, который прозван был Иустом, и Матфия. Иуст означает «праведный» и этим свидетельствуется о высокоправедной жизни Иосифа (или Иосии) и его преимущественном праве на избрание в число «12 Апостолов». И помолились (апостолы) и сказали: «Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий и выпал жребий Матфию, и он был сопричислен к 11 апостолам ( Дeяh. I, 15–26 ). Предполагают некоторые, что этот Иосия одно и то же лицо, от имени которого ап. Павел приветствовал Колосск.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

в) Обличение Св. Петра ( Гал. 2:11–21 ) Св. Павел сначала описывает поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). Потом излагает самое обличение Петра ( Гал. 2:14 ). Наконец, по поводу его показывает, как вообще должно смотреть на дела закона в отношении к спасению и на сущность новой благодатной жизни ( Гал. 2:15–21 ). Поступок Петра ( Гал. 2:11–13 ). «Когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками, а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием». Как согласить поведение Ап. Варнавы и в особенности великого Петра с их апостольским достоинством? В особенных усилиях и искусственных натяжках к сему соглашению нужды не видится 78 ; ибо при всем высоком достоинстве Апостолов и им не чужды были немощи воли и обычные слабости человеческой природы, так что и с ними могли случаться ошибки и даже падения (Петрово отречение от Христа). Неразрешимое недоумение было бы только тогда, если бы в самом учении и благвоестии Петровом о законе и благодати открылось нечто ошибочное и достойное порицания. Сего уже не мог допустить осенявший Апостолов Дух Святой; но сего и не было у Петра и Варнавы, как то и обнаружилось на соборе Иерусалимском. Что касается нравственно-практической деятельности, то здесь благодать Божия отнюдь не действовала как-нибудь принудительно на волю Апостолов, и никогда не изменяла их природных настроений и темпераментов. 79 Обличение Петру ( Гал. 2:14 ). «Когда я увидел, что они (Петр и Варнава) не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески (т. е. жил пред сим в Антиохии, не соблюдая иудейских обрядов), а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь (лицемерием поведения своего) жить по-иудейски?» Сей замечательный случай обличения Петру от Павла наглядно открывает равноправность Павла с Петром, вопреки клеветникам и порицателям Павловым, и вообще полное равенство и братство между Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Верующие из обрезанных (сопоставьте их с нашими ревнителями старины), пришедшие с Петром, ужаснулись, изумившись, что дар Св. Духа излился и на язычников (Деян. 10:45). Когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними, т.е. нарушил закон Моисеев (Деян. 11:2, 3). И Первоверховный апостол Петр оправдывался перед этими ревнителями иудейской старины. Когда Бог отверз широкую дверь веры язычникам по разным городам и, между прочим, в Антиохии, то некоторые, пришедшие туда из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву (не будете соблюдать старую букву ветхого закона), не можете спастись. На них похожи наши ревнители старины, которые учили и учат братию, что если не будете молиться по старопечатным книгам, не можете спастись. Когда же в Антиохии произошло разногласие и немалое состязание у апостолов Павла и Варнавы с ними-то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим. На эти препирания в первой апостольской Церкви похожи препирательства в нашей российской Церкви относительно то неприкосновенного хранения, то нужды исправления старопечатных книг и старых обрядов. По прибытии в Иерусалим, Павел и Варнава были приняты церковию, апостолами и пресвитерами. На Варнаву и Павла похожи греческие святители, посещавшие Москву и зазиравшие некоторое погрешение в наших старых обрядах. Тогда восстали против апостолов Павла и Варнавы некоторые, из фарисейской ереси уверовавшие, и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать им соблюдать закон Моисеев. На этих фарисеев похожи первые наши расколоучители, каковы: Неронов, Аввакум, Никита и другие, которые учили, что должно соблюдать старый обряд, иначе нельзя никому и спастись. Тогда апостолы и пресвитеры собрались на собор для рассмотрения. Так и святители греко-российской церкви собирались на соборы и, наконец, на великий московский собор для рассмотрения дела по исправлению старопечатных, в то время пока еще новопечатных книг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее идут приветствия от разных лиц Колоссянам. 10 ст. Приветствует вас Аристрах, заключенный вместе со мной, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания, если придет к вам, примите его), 11 ст. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных, они единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадой. Аристарх, заключенный вместе с апостолом Павлом в узах, был Македонянин из Фессалоники. Ко Христу обращен Павлом во время первого его посещения Македонии ( Деян. 19:29; 20, 4 ). Вместе с апостолом он путешествовал в Эфес, а за тем сопутствовал ему в Грецию, Иудею и в Рим ( Деян. 27:2 ), где и заключен вместе с апостолами в узы. Марк, племянник Варнавы, впоследствии написавший 2-е Евангелие (Уч. рук. Иванова; подр. см. Деян. 12:12, 25; 13:5 ). Иисус, прозываемый Иуст. Предполагают, что это Иосиф – Варсова, о котором упоминает книга деяний при избрании в число 12-ти вместо Иуды ( Деян. 1:23 ), и следов. бывший самовидцем Господа. Марка и Иисуса апостол называет единственными сотрудниками, т. е. сотрудниками из обрезанных, а остальные, видимо, были из язычников. 12 ст. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. 13 ст. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии в Иераполе. Епафрас, о котором апостол говорил и в начале послания (1, 78 ст.), родом Колоссянин, он был им близок, как соотечественник и как их наставник в истинах веры, пользовавшийся у них особым расположением. Этот-то Эпафрас, горячо принимавший к сердцу стояние Колоссян в вере и любви, непрестанно, говорит апостол, молится за вас, Коллоссян, за то, чтобы вы и далее пребывали твердыми и непоколебимыми в истинной вере и, сообразно этой вере, неукоснительными в исполнении воли Божией. Свидетельствую о нем, т. е. удостоверяю, что о всем происходящем у вас Епафрас доложил мне и рассказал не по каким-либо человеческим расчетам, а единственно по любви и расположенности к вам, ревнуя и болезнуя по вас и сущих в Лаодикии и Иераполе, как по своей пастве, Богом ему врученный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Деян.13:51. Они же, отрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию. Деян.13:52. А ученики исполнялись радости и Духа Святаго.    Из Антиохии Слово Божье распространилось «по всей стране», то есть по Писидии. Это вызвало ожесточение среди иудеев, которые возбудили против Павла и Варнавы некоторых почетных женщин, язычниц по рождению, принявших Иудейство, а эти по неразумной ревности к своей новой вере, сумели воздвигнуть такое гонение на Апостолов, что им пришлось по заповеди Христовой, отрясши прах от ног своих, уйти от этих упорствовавших в неверии людей. Так, здесь в первый раз иудейство соединилось с язычеством в гонении на христианство. Апостолы пошли в «Иконию», главный город области, называвшейся «Ликаония», на восток от Писидии. В Антиохии же новообращенные ими ученики «исполнялись радости и Духа Святого» , что показывает, что они, твердо уверовав, нисколько не пали духом от гонения, постигшего их учителей. «Такова сила Евангелия», говорит блаженный Феофилакт, «учителей гнали, а ученики радовались». Глава четырнадцатая Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии (1—7). Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести Апостолам жертву (8—18). Гонение на Апостолов и их возвращение в Антиохию через города с новооснованными христианскими общинами (19—28). Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (Деян. 14:1—7) Деян.14:1. В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. Деян.14:2. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Деян.14:3. Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса. Деян.14:4. Между тем народ в городе разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов. Деян.14:5. Когда же язычники и Иудеи со своими начальниками устремились на них, чтобы посрамить и побить их камнями, Деян.14:6. они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, Деян.14:7. и там благовествовали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Деян.15:21 .  Ибо закон Мо­исеев от древних родов по всем городам имеет про­поведу­ю­щих его и читает­ся в синагогах каждую субботу. Связь этого стиха со всем предшествующим недостаточно ясна. По-видимому, здесь приводится основание для воздержания от указанных нарушений закона Моисеева, ежесубботнее чтение которого могло постоянно питать нерасположение к христианам из язычников, как к нечистым; или же здесь дается ответ на предполагаемое возражение, что, в случае освобождения христиан от обязательности закона Моисеева, этот закон может прийти в совершенное забвение. «Таким образом Иаков разрешил все. По-видимому, он заповедует соблюдать закон, потому что от него заимствует эти предписания, но и освобождает от него, заимствуя только это...» (Златоуст). Деян.15:22 .  Тогда Апостолы и пре­свитеры со всею церковью рас­судили, избрав из среды себя мужей, по­слать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, имен­но: Иуду, про­зываемого Варсавою, и Силу, мужей, началь­ству­ю­щих между братиями, Совершенно целесообразно – с Варнавою и Павлом посылаются в Антиохию особые уполномоченные, чтобы антиохийцы не имели никакого сомнения или подозрения в беспристрастной и подлинной передаче соборных постановлений и рассуждений, что легко могло случиться в среде противников Варнавы и Павла (ср. Златоуст). «Мужей начальствующих между братиями». В Деян.15они называются также «пророками»; отсюда можно полагать, что они занимали какие-либо начальственные должности – учителей, руководителей, наставников общества, пресвитеров Иерусалимской церкви. Деян.15:23 .  написав и вручив им следу­ю­щее: «Апостолы и пре­свитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радо­ваться. «Написав и вручив им». Постановление собора доводится до сведения антиохийцев в форме письма, как лучшего средства доставления их по назначению в подлинном виде и точном смысле. При этом, для устранения всякого подозрения от Варнавы и Павла в неточной передаче соборных постановлений, письмо вручается Иуде и Силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.15:30. Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо. Деян.15:31. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении. Деян.15:32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.    Отправленные пришли в Антиохию и там, вероятно, в торжественном собрании вручили это послание, прочтение которого вызвало радость и было, по словам Дееписателя, «утешением». Иуда и Сила, будучи пророками, преподали наставление братиям, очевидно в связи с произведшим смущение вопросом. Сила остался в Антиохии, а Иуда возвратился в Иерусалим. Павел же и Варнава продолжали свое благовестие в Антиохии. Второе миссионерское путешествие Апостола Павла (Деян. 15:36—41) Деян.15:36. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Деян.15:37. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Деян.15:38. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Деян.15:39. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; Деян.15:40. а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, Деян.15:41. и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.    Спустя некоторое время святой Павел предложил Варнаве вновь отправиться посетить те города, в которых были основаны ими христианские общины в первое миссионерское путешествие, на Кипре и в Малой Азии. Но первоначальный план их скоро изменился. Варнава хотел вновь взять с собой в спутники Иоанна-Марка, но Павел воспротивился этому. Греческое выражение свидетельствует, что Павел считал Марка недостойным того, чтобы он, отпавший от них во время первого путешествия, и, следовательно, от того дела, на какое они были посланы тогда Духом Божиим, снова был взят на это дело. Видно, что Павел гораздо строже смотрел на этот проступок Марка, а Варнава был к нему более снисходителен. Между ними произошло «огорчение», и они разделились: Варнава, взяв Марка, отправился в Кипр, а Павел, взяв себе в спутники Силу, отправился по Сирии в Киликию. Нельзя думать, что между Апостолами произошла ссора. Святой Павел и после упоминает о Варнаве с великой похвалой (2 Кор. 8:18), а для дела было полезно, что Варнава избрал для себя особый круг деятельности; для Марка же были на пользу как строгость Павла, так и снисходительность Варнавы. По словам святого Иоанна Златоуста, «строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала то, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели — пользы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4 ) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен). Кол.4:10 .  Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), Кол.4:11 .  также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Кол.4:12 .  Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Кол.4:13 .  Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе. Кол.4:14 .  Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4 ), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38 ), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста ( Деян 1:23 ). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1 ), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2Тим 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010