[Гл. XI:] Почиет на Нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух познания и благочестия и наполнит Его дух страха Божия. Не по виду Он будет судить и не по слуху обличать, но будет судить бедных по правде, и справедливо обличать кротких на земле и розга уст Его поразит землю и духом уст Своих Он убьет нечестивого. И правда будет препоясанием чресл Его, и верность – на бедрах Его [ст. 2–5]. [Гл. XII:] Вот Бог – Спаситель мой буду делать с уверенностью и не буду бояться; ибо Господь Бог – сила моя и хвала моя, и был мне спасением. В радости будете черпать воды из источников Спасителя и скажете в день тот: «Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его, делайте известными среди народов предначинания Его, помните, сколь высоко имя Его. Пойте Господу, ибо Он сотворил великое, возвещайте это по всей земле. Радуйся и веселись жилище Сиона, ибо велик среди тебя Святый Израилев [ст. 2–6], [Гл. XIII:] Я заставлю успокоиться гордость буйных и смирю притязательность сильных [ст. 11]. [Гл. XVII:] Господь Бог Израилев говорит так: в день тот склонится человек пред Создателем своим, и очи его будут взирать на Святого Израилева, и не преклонится он пред жертвенниками, которые сделали руки его, и устроили персты его, и не станет обращаться к рощам и идольским храмам [ст. 6–8]. [Гл. XXII] В тот день Господь призовет к плачу и рыданиям, к обнажению головы и к одеянию в рубище. Но вот радость и веселие: закалают тельцов и режут баранов, едят мясо и пьют вино. «Будем есть и пить, ибо ведь завтра мы умрем». И открылось это слово слуху Моему от Господа воинств: Отпустится ли это беззаконие вам, пока вы не умрете, говорит Господь воинств [ст. 12–14]. [Гл. XXVI:] Откройте ворота, и вступит народ праведный, хранящий истину. Древнее заблуждение ты будешь сохранять мир, – мир, ибо мы на тебя надеялись. Надейтесь на Господа на веки вечные, на Господа Бога крепкого непрестанно [ст. 2–4]. На пути судов Твоих, Господи, мы были у Тебя. Имя Твое и память о Тебе в желании нашей души. Душа моя желает Тебя ночью; но и духом Моим с утра я бодрствовать буду пред Тобою в глубинах сердца моего. Ибо Ты сохранил суды твои на земле, и живущие на земле научатся правде. Если мы умилосердимся над нечестивым, то он не научится правде. В земле святых он сделал беззаконное и не увидит славы Божией [ст. 8–10].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Глава 16 1–5. Моав ищет помощи у иудейского царя. 6–12. Судьба Моава. 13–14. Определение времени погибели Моава. Ис.16:1 . Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; Ис.16:2 . ибо блужда­ю­щей птице, выброшен­ной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Моавитяне, в страхе пред нашествием врагов (ассирийцев), обратятся за помощью к иудейскому царю. Они будут униженно просить его дать приют им, так как они должны будут оставить на время свою страну. «Посылайте». Это дает свой совет моавитянам пророк. Моавитяне еще при царе Меше посылали ежегодно царю израильскому по 100 т. овец и по 100 т. неостриженных баранов ( 4Цар.3:4 ). Теперь пророк советует эту дань посылать владетелю земли, т. е. сохранившему свою власть над своею землею царю иудейскому (по Condamin " у здесь идет речь о посылке дочери (bath, а не bar ­ агнец) князя моавитского на Сионе, где она может найти себе убежище от оскорблений со стороны победителей). «Села» – главный город Едома, иначе называвшийся Петра (греческое слово, соответствующее евр. слово sela – скала). Но так как не этот город, а Цоар служил крайним пунктом, куда стремились моавитяне ( Пс.41:7 ), то лучше слово Села понимать как имя существительное нарицательное в обычном его значении: камень, утес, скала (ср. Иер.48:28 ) и разуметь здесь горные равнины Моавитской страны, куда от врагов спасались моавитяне вместе со своими стадами. «Гора дочери Сиона», т. е. гора, где живет народонаселение Сиона или Иерусалима. «Дочери Моава», т. е. города моавитские ( Иер.48:4 ), где, конечно, за уходом на войну мужчин оставались почти одни женщины, почему пророк и упоминает только о дочерях, не называя сыновей Моава. Мысль пророка такая: население моавитских городов будет блуждать, как птица, гнездо которой разрушено. Ис.16:3 . «Составь совет, по­станови реше­ние; осе­ни нас среди по­лудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнан­ных, не выдай скита­ю­щихся. Ис.16:4 . Пусть по­живут у тебя мои изгнан­ные Моавитяне; будь им по­кровом от грабителя: ибо при­теснителя не станет, грабеж пре­кратит­ся, по­пира­ю­щие исчезнут с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 1. Видения Ешаия (Исаии), сына Амоцова, которые он видел об Иудеи и Иерусалиме, во время Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских 5 . I 6 (2) Слушай, небо, Внимай, земля, Иегова говорит! «Детей возрастил, воспитал Я, А они отвергают Меня; (3) Вол знает купившаго его, И осел – ясли господина своего; А Израиль не знает Меня, Мой народ – не понимает». (4) О, толпа грешная, Народ, обремененный беззакониями, Племя развращенное, Дети распутные! Оставили Иегову, Презрели Святого Израилева, Обернулись задом. (5) По чем вас бить еще, Когда вы продолжаете упорствовать? Голова вся в язвах, Сердце все – болит, (6) От подошвы ног до головы Нет целого места, То язвы, то рубцы, То струпья, то свежие раны, И нет омывающего, никто не перевяжет, Никто не умягчит маслом. (7) Земля ваша опустошена, Города пожжены огнём; Поля ваши?.... Пред вашими глазами чужие поедают их. И пусто все, Как разоренное врагами. (8) Оставлена дочь Сиона, Как шатёр в винограднике, Как шалаш в огороде, Как город осажденный. (9) Если бы Иегова не оставил нам Хотя малого остатка, Было – б с нами тоже, что с Содомом, Уподобились бы мы Гоморре 7 ! (10) Выслушайте слово Иеговы, князья содомские, Внимай наставлению Бога нашего, народ гаморский! (11) «На что Мне множество жертв ваших, – Говорит Иегова, – Я пресытился всесожжениями баранов И туком жирных, Крови тельцов и ягнят и козлов Не хочу Я. (12) Когда вы приходите являться ко Мне, Разве требует кто от вас того? Зачем топтать дворы Мои? (13) Не приносите более даров бесполезных, Курение сделалось отвратительно Мне, Новомесячия? субботы? праздники?.... Нет, не могу!... Беззаконие и празднование?!... (14) Новомесячий ваших и праздников ваших ненавидит душа Моя, Бременем сделались они для Меня, Трудно Мне снести. (15) И когда вы прострете руки свои, Я отвращу глаза Свои от вас; И как бы не усиливали вы молитву, Я не послушаю вас: Руки ваши совсем в крови. (16) Омойтесь, очиститесь, Скройте преступления ваши от глаз Моих. Перестаньте злодействовать, Учитесь делать добро,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 3 1–27. Союзная война Царей – Иорама израильского, Иосафата иудейского и Царя едомского против моавитян. 4Цар.3:1 .  Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет, 4Цар.3:2 .  и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его; 4Цар.3:3 .  однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них. О годе начала царствования Иорама израильского (ст. 1) см. замечание к 4Цар.1:17 . В отношении «греха Иеровоамова», т. е. введенного Иеровоамом культа тельцов ( 3Цар.12:28 ), Иорам разделял (ст. 3) общую политику царей Израильского Царства ( 3Цар.15:26 и др.), но сделал попытки отменить культ Ваала (ст. 2), которому столь преданы были его отец Ахав и мать Иезавель ( 3Цар.16:31–33 и д. ), и брат – Охозия ( 3Цар.22:53–54 ). 4Цар.3:4 .  Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. 4Цар.3:5 .  Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. Отложение моавитян от царства Израильского непосредственно после смерти Ахава, с вступлением на царство Охозии ( 4Цар.1:1 ); здесь повторяется об этом отложении (ст. 5), как о поводе к изображаемой в данной главе союзной войне; отложение выразилось в прекращении ежегодной дани, которой ранее моавитский царь Меса, евр. Меша, LXX: Μωσ – крупный скотовод, евр. нокед; по некоторым греческим кодексам πομνιοτρφς (принят, тексту LXX: νωκδ), плативший Ахаву ежегодную дань (ср. Ис.16:1 ) по обычаю древности натурой, из главных произведений страны (по Страбону, каппадокийцы ежегодно платили персам дани: 1500 лошадей, 2000 мулов, 100 000 овец): плодородные и богатые водой равнины Моава были очень пригодны для скотоводства (Winer. Bibli. Real. – Woerterboch. Вд. I, 5, 99), как, согласно с Библией , говорит и надпись царя моавитского Меши, открытая в 1868 году миссионером Клейном и находящаяся теперь в Луврском музее. (Из обширной литературы об этой надписи можно назвать преимущественно: Smend und Socin. Die Inschrift des Konigs Mesa von Moab. 1886; в русской литературе: проф. Д. А. Хвольсон. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши, современника иудейского царя Иосафата. Христианские Чтения. 1870, 7–8). Содержание надписи (в ней 34 строки) весьма близко соприкасается с рассказом данной главы: надпись рассказывает о выгодах, вынесенных Мешою из борьбы с сыном Амврия, (т. е. Ахавом) и об освобождении Моава от 40-летнего рабства Израилю ( 4Цар.3:5–8 ); но надпись ничего не говорит об осаде Кир-Харитета, столицы Моава о чем говорит Библия ( 4Цар.3:25–27 ), можно думать, что поход Иорама с неудавшейся целью вновь подчинить моавитян падает на время, близко следовавшее за описанными в надписи Меши фактами отвоевания этим царем у Израиля разных городов моавитских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Елисей с прежнею решительностью отвечал: «жив Господь и жива душа твоя! я не оставлю тебя». Таким образом, они пошли вместе. Пятьдесят человек из учеников пророческих издалека наблюдали за ними и увидели, как они оба остановились у Иордана. Илия снял с себя власяницу, свернул ее и ударил ею по воде; вода расступилась на обе стороны, и они оба перешли по сухому дну. По переходе на другой берег, Илия сказал Елисею: «скажи, что бы я мог сделать для тебя, прежде чем буду взят от тебя?» Елисей отвечал: «желал бы я, чтобы твоего духа было у меня вдвое». Илия сказал на это: «трудного ты просишь. Впрочем», прибавил он, «если увидишь, как я буду взят от тебя, то это будет тебе; а если нет, не будет». Оии продолжали идти вместе и разговаривали: и вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга и Илия в вихре понесся на небо. Елисей смотрел и взывал: «отец мой! отец мой! колесница Израиля и всадники его!» то есть охрана и защита Израилю. Наконец, он перестал его видеть, и вероятно, на этот раз подумал, что он не получит дара, о котором просил Илию, потому что, снявши с себя одежду, разодрал ее пополам. Но в это время упала перед ним власяница Илии. Поднявши ее, Елисей пошел назад к Иордану и остановился на берегу реки. По примеру Илии он ударил власяницею его по воде и воззвал: «где Иегова, Бог Илиин, Он Сам?» Тогда после удара воды разделились на обе стороны: и Елисей перешел на западный берег. Ученики пророческие из Иерихона, которые издали видели это чудо, удостоверились, что дух Илион почил на Елисее; пошли навстречу ему и поклоиились ему до земли. Потом начали просить Елисея, чтобы он позволил поискать тела Илии, в том предположении, что Дух Господень поверг его на какой-нибудь горе или в дебри. Елисей говорил, что это будет напрасный труд, но они вынудили у него согласие. И пятьдесят человек целых три дня ходили по всем окрестностям и ничего не нашли. Это удостоверило, что Илия вознесен был вместе и с телом в жилище блаженных. По смерти Ахава Моса (Меса), царь Моавитский, отложился от царства Израильского, именно: он не прислал царю Израильскому дани, которую обыкновенно платил, и которая состояла изо ста тысяч выкормленных ягнят и из рун, снятых со ста тысяч баранов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Если б они об этом узнали, то устыдились бы; поистине стало бы им совестно, что, ополчаясь на своих братьев, сделались они орудиями и рабами оного стервятника. А вы все – сыны Царя, Домовладыки, и потому обязаны видеть в брате [именно] брата, а не врага. Ведь человек не может быть человеку врагом, пока сатана не совратит его и не понудит к сему. Такова высокая наука высшей школы, учрежденной Мессией мира. Что [есть] сосновая лучина по сравнению с электрическим светом, то [есть и] оная подготовительная школа в сопоставлении с высшей школой Христовой. И что принесение в жертву козлов и баранов пред величием жертвы Единородного Сына Божия, то [и] оная малая школа пред совершенством сей [школы] великой. То – начало, это – конец. То – символ, прообраз; это – действительность, явь. То – заря, это – полдень. В высшей школе Мессии мира презирается и отвергается всякое лицемерие и славолюбие как таковое. Не принимаю (в серб.: Не ищу. – Пер.) славы от человеков ( Ин.5:41 ), – сказал Он. А значит, и сыны Царства не должны требовать никакой похвалы от людей. Кто такие люди? Необученные и легко заблуждающиеся свидетели того, что есть на самом деле. А Отец Небесный все видит и все знает, так что от Него ничто не может утаиться. Не творите милостыни вашей (в серб.: правды вашей. – Пер.) пред людьми... чтобы они видели вас ( Мф.6:1 ). Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:3–4 ). Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Так это [заповедано] применительно к милостыне, подаваемой нашим слабым и немощным братьям. Так же обстоит дело и с молитвой. Не молись в угоду людям, чтобы они тебя видели. Это – лицемерие и глупость. Это все равно, что обращаться за помощью к одному человеку, а ожидать ее от другого. А значит – обманывать обоих. Впрочем, людей можешь ты ввести в заблуждение; Бога же – никогда. Поэтому сын Царства, молясь Небесному Отцу, забывает о людях и не думает о них, следуя Господней заповеди 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И в другом месте Иисус говорит людям, которые обличают Его за то, что Он общается вроде бы с недостойными: «Пойдите научитесь, что значит милости хочу, а не жертвы». Бог Отец, пославший Сына Своего, давно уже говорил через эти слова пророков: «Милости хочу, а не жертвы». Бог говорит, что те жертвы, которые люди часто приносят за свои грехи или за успех какого-то дела — огромные туши баранов, коз, волов, коров, — Ему не нужны. «Я хочу не этого, ни жертвы, ни ваших всесожжений, ибо все это и так Мое. Что можете вы Мне принести? А Я хочу милости к народу моему. Пусть Правда и Суд потекут широкой рекой». Господь дает нам единственную молитву — «Отче наш». Все остальное богатство молитвословий Он как бы отдает в человеческие руки, отдает нашему человеческому творчеству. О молитве «Отче наш» мы уже говорили в предыдущих передачах, и там тоже присутствовала тема прощения: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Потому что милостивое отношение, в числе прочего, включает и прощение. Оно настолько важно, что Господь включает его в эту молитву, очень краткую, содержащую лишь самое важное: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». И, по-видимому, Господь считал это таким важным делом, что Он пояснил это притчей «О богатом и Лазаре». Об этой притче мы уже Здесь важен ответ Авраама богачу, когда тот просил: «Отче Аврааме, пошли Лазаря ко мне в дом, потому что у меня есть семь братьев, чтобы и они не пришли на это же место мучения за свою легкомысленную, эгоистичную, бездуховную жизнь». Авраам отвечает: «У вас есть Моисей и пророки, пусть исполняют их слова, и не попадут туда, куда попал ты». Богач снова просит: «Отче Аврааме, они не слушают Моисея, но если кто из мертвых воскреснет, того послушают». «Нет, — отвечает Авраам, — если они Моисея не научились слушать, то, если кто и из мертвых воскреснет, не поверят». Понятно, что притча говорит о Самом Христе. Вот Он воскрес, и в это не поверили, а придумали какие-то лживые объяснения. Но она говорит еще об очень важном: о безразличии, жестокости, равнодушии. Собственно говоря, этот богач ничего плохого-то в своей жизни не сделал, но он не сделал и хорошего. Он видел Лазаря, но ничем ему не помог.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

И как они ответили, что в доме никого не было, Господь Иисус сказал: «Что вы видите под этой кровлей?» Они ответили, что это трехлетние барашки, и Господь Иисус воскликнул: «Выходите, барашки, и идите к вашему пастырю». И тотчас дети вышли под видом баранов и прыгали вокруг Него, и женщины, увидев это, были охвачены страхом. И они поклонились Господу Иисусу, говоря: «О Иисус, Сын Марии, Господь наш, ты воистину добрый пастырь Израиля, сжалься над Твоими служанками, которые пред Тобою. И не сомневаются, Господи, в том, что Ты пришел, чтобы исцелить, а не погубить». После того как Господь Иисус ответил, что чада Израилевы были как эфиопы между народами, женщины сказали: «Господи, Ты знаешь все, и ничто не скрыто от Тебя; мы просим Тебя и надеемся на Твое милосердие, что Ты соизволишь возвратить этим детям их прежний вид». Глава XL Во время месяца Адар 201 Иисус собрал детей и поставил их, как бы перед царем. Они разостлали одежды свои по земле, чтобы Он сел на них, и возложили Ему на голову венок из цветов, И как придворные, сопровождающие царя, они встали по правую и по левую стороны Его. Если кто-нибудь проходил там, дети силой останавливали его и говорили: «Иди, поклонись царю, чтобы путь твой был счастлив». Глава XLI Во время то пришли люди, несшие на носилках ребенка. Этот ребенок был с товарищами на горе, чтобы собрать дрова, и, найдя гнездо куропатки, сунул в него руку, чтобы вынуть яйцо. И змея, спрятавшаяся в глубине гнезда, ужалила его, и он позвал товарищей на помощь. Когда они пришли, то нашли его лежащим на земле точно мертвый, и родственники его пришли и понесли его в город. И когда они пришли к месту, где Господь Иисус восседал, как царь, и другие дети окружали Его, как придворные, то эти дети побежали навстречу к несшим умирающего и сказали им: «Идите и приветствуйте царя». Так как они не хотели приблизиться по причине печали, которую они ощущали, то дети привели их силою. И когда они были пред Господом Иисусом, Он спросил их, почему они несли этого ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Иез.39:17 .  Ты же, сын человеческий, так говорит Го­с­по­дь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям по­левым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь. Величина катастрофы изображается уже под другим образом – в картине пожирания трупов хищными птицами и зверями. Такое пожирание, конечно, может иметь место до описанного ранее погребения и удаления с св. земли, которое потребует столько времени. Это поедание трупов животными представляется под видом жертвенного пира («жертвы Моей»), потому что первоначально в древнее время каждая жертва сопровождалась пиром из ее остатков ( 1Цар 9.13 ; 2Цар 6:19, 15:11 ; Неем 8.10 ), чем выражалось теснейшее единение между приносившим жертву и Божеством. На этот пир сам Иегова в качестве гостей своих (содейственников в деле истребления врагов) созывает птиц и зверей, теперь уже созывает их через пророка: так несомненно это еще вероятно далекое событие. Жертва с ее пиром будет происходить в гористой земле Израилевой, «на горах Израилевых», как и в древности жертвы преимущественно приносились на горах («высотах»). Может быть, воспоминанием о древних жертвенных обычаях является и приглашение «пить кровь» жертвы (не только есть ее мясо), как и Божество представлялось вкушающим кровь жертвы через обязательное пролитие ее на землю или камень. Образ жертвенного пира с таким значением любим и част в Ветхом Завете: Иез.21:15, 29:5 ; Ис 34:6 ; Соф 1:7 ; Иер 12:9, 46:10, 51:40 ; Ср. Мк 9.44 ; Откр 19.17 и д. и др. Иез.39:18 .  Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов, всех откормлен­ных на Васане; Кровавый пир представляется тем почетнее и приятнее от того, что для него заколоты будут, кроме простых людей, вельможи и князья (цари). Перечисляются все виды жертвенных животных для изображения разных классов общества, из которых состояло войско Гога. «Бараны» поставлены отдельно от ягнят и на первом месте, как предводители стада. LXX называют дважды не овец, а трижды волов: «овны и телцы и козлы и волы» (в греч. оба раза μοσχοι). «Откормленных на Васане» – см. объяснение Иез.27.6 – богатых и могущественных. LXX Васана не читают.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Испечь эти хлебы надлежит из кислого теста – то будут первые плоды поля, приносимые Господу. 18Вместе с хлебом надлежит принести в жертву семь годовалых ягнят без изъянов, одного молодого быка и двух баранов. Всё это должно стать жертвой всесожжения Господу и вместе с хлебным даром и возлиянием – это дар Господу, отрадное благоухание Ему. 19И козла принесите в жертву за грех и двух однолетних ягнят как жертвы благодарственные от тех, кто пребывает в мире и благополучии. 20Священник должен вознести двух ягнят вместе с хлебным даром из первых плодов поля как приношение, возносимое перед Господом. Эти святыни, Господу возвращаемые, – они для священника. 21В этот день праздника надлежит созывать собрание – это будет священное собрание – никакой повседневной работой заниматься нельзя. И да будет это установлением непреложным, где бы вы ни жили, для всех поколений ваших. 22 Когда будете собирать урожай на земле вашей, не дожинайте поле до самого края и оставшиеся после жатвы колосья не срезайте. Оставьте это бедняку и переселенцу. Я – Господь, Бог ваш». Праздник Труб 23Господь велел Моисею 24сказать сынам Израилевым: «Первый день седьмого месяца должен быть у вас днем полного покоя, днем памяти. Его вы отмечаете священным собранием при громких звуках труб; 25не занимаясь повседневной работой, вы принесете Господу дар». День очищения 26Господь сказал Моисею: 27«А десятый день того же седьмого месяца будет у вас Днем очищения а, и вновь у вас по этому случаю должно быть священное собрание, когда вам следует смирять себя б и принести дар Господу. 28В этот день вы не должны заниматься никакой работой, потому что это День очищения, когда восстанавливается единение ваше с Господом, Богом вашим. 29Если же кто не будет смирять себя в этот день, тот должен быть исторгнут из народа своего. 30Также и всякого, кто будет работать в этот самый день, не оставлю Я жить среди вас; 31нельзя вам заниматься какой–либо работой. И да будет это установлением непреложным во всех поколениях ваших, где бы вы ни жили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010