Вот почему Спаситель, как мы видели, проповедуя, исцеляет болезни – душевные и телесные и постоянно ищет грешных и погибающих людей. Итак, еще раз обратим внимание на все указанные особенности: 1) Спаситель от первых дней Своей проповеди смотрит на Себя, как на Мессию, исцеляет болезни, прощает грехи, творит чудеса и запрещает разглашать о них; 2) книжники с фарисеями преследуют Его, – сначала в Иудее, потом и в Галилее, 3) в первые же дни проповеди Он предсказывает о Своих страданиях. Какой обман допускал Христос в первом случае, какой идиллией и поэзией дышала Его жизнь во втором, и какое разочарование проскальзывало в третьем случае, понять отказываемся. Считаем излишним – возобновлять дальнейший ход событий, хотя до сих пор мы и разобрали всего только первую главу да половину второй из Евангелия Марка, самого неполного и краткого. 122 Заметим лишь, что на дальнейших страницах Евангелия все более и более уясняются уже намеченные нами отличительные черты в облике Божественного Искупителя. Сделаем удовольствие почитателям Ренана и перейдем скорее к нагорной проповеди, к краеугольному камню его системы, его неправильного понимания христианства. Только необходимо наперед установить время ее произнесения. По свидетельству евангелистов она была произнесена лишь после второй Пасхи, т. е. полтора года спустя после выступления Господа на проповедь. 123 Но и здесь нам нет нужды быть оптимистами и в тон Ренану говорить, что речь молодого раввина была увлекательна, обаяние безгранично, и все шли к Нему. Правда, Спаситель учил с силой и властью, перед которыми бледнеет всякое человеческое обаяние и красноречие, но при этом далеко не все шли к Нему и не все проникались святым настроением. Например, говоря об исцелении сухорукого в субботу, св. Марк замечает о Христе: «воззрев на них, т. е. на фарисеев и их единомышленников, с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою» ( Мк. 3:5 ) . И далее: «фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» ( Мк. 3:6 ). Наивно предполагать, что ожесточенное настроение было только у фарисеев, вообще представителей религии: как были и из них люди рассудительные и Христу не враждебные, напр. Никодим и Гамалиил, так многие ненавидели Его и из народа. Впоследствии в неверии Господь обличал целые города: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, бывшие в вас, давно бы они во вретище и пепле покаялись; и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» ( Мф. 11:21–23 ); что особенно примечательно, все эти города находились в Галилее; следовательно, Господь и в Галилее находил великое ожесточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Впрочем, с научной критикой, с количеством дошедших до нас новозаветных рукописей не всякий знакомиться будет: это не всем доступно; к тому же есть путь убеждения более доступный и более действенный. Ведь слово Божие легко отличить от слова человеческого; оно само свидетельствует о себе, ибо заключает в себе некую божественную и творческую силу, как слово Бога всемогущего. Не другое что, а слово Божие вызвало в начале к бытию мир ангельский и человеческий, сотворило небо и землю со всею их лепотою; также творчески действует оно и теперь. Благодаря ему, пробудились от греховного сна, перешли от смерти к жизни целые миллионы людей. Всемогущее слово Божие влекло народ на брега Иордана во времена Иоанна Крестителя. «Выходили, – сказано, – к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся окружность Иорданская и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5, 6 ). Слово Божие привело неверных в ограду Церкви Христовой в день Пятидесятницы, когда после проповеди ап. Петра три тысячи уверовало во Христа и крестилось. ( Деян. 2:41 ). Многие святые (напр. Антоний В.) оставили мир и сделались подвижниками благодаря какому-нибудь слышанному ими евангельскому слову. Поэтому ап. Павел и говорит: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Кроме того и Св. Церковь , в лице живого устного предания, непрестанно свидетельствует о слове Божием и зорко следит за его неповрежденностью и сохранностью; возглавляемая Богочеловеком Христом, она сохранила это слово во всей его целости и своим авторитетом запечатлела список (канон) свящ. книг, действительно боговдохновенных и непогрешимых, – тот самый список, который под названием Библии принимается теперь всеми христианскими исповеданиями, несмотря на разногласие этих исповеданий между собою по отдельным пунктам вероучения. Итак, большинство верующих принимает книги Св. Писания с религиозным уважением в силу свидетельства Церкви и личного убеждения в их божественном достоинстве. А раз известная книга заключает в себе не слово человеческое, слабое и погрешительное, а слово Божие, то она, конечно, и непогрешима; это ясно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Вся тайна домостроительства спасения Божьего суммируется апостолом Павлом в одном предложении: «Великая тайна благочестия • Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедовал язычникам, принят верою в мире, вознесся во славе " ( 1Тим 3, 15 ) . Эта то, что переживается, живется в духовной сфере – Церкви. По существу, это тайна отождествляется с самим таинством Церкви. Именно поэтому Церковь , которая тайнотворит ( μυσταγωγε) общение и единение человека с Богом, характеризуется святителем Григорием Паламой , как «общение обожения» ( κοινωνα της θεσεως). Общение обожения означает такое общение, которое готовится и избирается богом, богом по благодати. Это также был вечный план Бога в отношении человека, как указано, чтобы достичь состояния »по подобию«, чтобы человеком стал богом, делаясь причастником благодати Троичного Бога. Но осуществление этого Божественного плана требует согласия и соработничества человека. Бог наделил человека свободой и ничего не навязывает ему силой. По этому и цель, которую поставил Бог для человека, достигается только его свободным соработничеством. И потому, поскольку человек по причине отступления отвратился от Бога, то ему необходимо вести борьбу для того, чтобы вновь обрести по Божественной благодати самого себя и идти вперед к его цели согласно воле Бога. К этой то борьбе Церковь призывает всех, а особенно в этот период Великого поста. . Святитель Григорий Палама является прекрасным наставником для успешного ведения этой брани. Прежде всего, этот великий богослов Церкви учит нас тому, как важно, чтобы человек вновь и действительно обрел бы самого себя, чтобы направить его к Богу и обрести ему великий дар спасения, который предлагает Бог . Он учит нас тому, насколько важно, чтобы человек обратился внутрь себя, чтобы возвратить рассеянный ум в сердце и услышать призыв который с которым к нему обращается Христос: »Се? стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Эти истины и этот образ жизни отстаивал святитель Григорий Палама в полемике с Варлаамом. Эти истины и этот образ жизни был оспорен и подвергся нападению со стороны Варлаама и его единомышленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Господи, прости нас, слабых духом! Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу! Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели. Господи, прости нас грешных! Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев). Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их». Апостол пишет еще: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12—13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания? Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге — Евангелии, которое пылится на наших полках! То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Господь же и Бог да удостоит нас освободиться от мук, о которых мы слышали, и получить вечные оные блага в самом Христе Господе нашем, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь». Древний патерик Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это плод знания. Преподобный Ефрем Сирин Мудрый христианин краткую жизнь свою употребляет с пользой для души, он дорожит минутами, даже на обед или ужин старается меньше времени уделить и его считает как бы непроизвольно потраченным. Мудрый и ученый тот, кто ведет чистую и беспорочную жизнь. Мудрый сообщает свои познания другим, подобно как источник питает жаждущих. Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености. Святитель Тихон Задонский Демон не смеет приблизиться к душе, помышляющей о предметах Божественных. Что сатана противится – это не диво: его и имя такое – противник истины и добра; ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, – и не для чего другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли дух богоборчества владеет и неверами? Святитель Феофан Затворник Демоны употребляются Богом и святыми как палачи для наказания. Небесный град К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, окрестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустыню. По отшествии его, Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводил время в молитвах и слезах. Трудно, конечно, было юному христианину, окруженному язычниками, нести первое время крест свой. Но Господь не оставил его. В первые же дни своей новой христианской жизни, во сне, он сподобился видения. Узрел он себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которых ни слово человеческое не может передать, ни око видеть. Перед ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним с просьбой, чтобы позволили ему остаться с ними. Но услышал от них, что для того, чтобы быть в раю, должно ему возвратиться в мир и подвизаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Грешник, действительно жаждущий своего спасения, должен возненавидеть грех всеми силами души, должен объявить ему решительную борьбу. Он должен понять, что «ветхий наш человек уже распят со Христом», что в лице И. Христа мы действительно как бы уже умерли для греха, и теперь жить в нем нам непростительно и роковым образом пагубно ( Рим. 6:2–14 ). Но грех, между тем всюду: и в самом грешнике, и в окружающем мире. Поэтому кающийся должен умереть и для греха в себе, т.е. уничтожить грех в самых глубоких тайниках своей души, очистить от него сердце, ибо из грешного сердца исходят злые дела и помышления ( Мф. 15:19 ); умереть затем и для греха в мире, т. е. «не любить мира, ни того, что в мире; ибо в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская; и кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15–16 ). Эти две заповеди о нелюбви к себе и к миру кающийся должен сделать главным правилом своего поведения и с точки зрения их пересмотреть и перестроить всю свою жизнь. Все, что питает страсти и расходится с духом начатой новой жизни, должно быть безусловно оставлено и забыто, конечно, не без скорби и борьбы. Так как современная общественная жизнь имеет очень мало общего с христианством, то спасающемуся христианину волей-неволей придется во многих случаях идти наперекор друзьям и обществу, придется расходиться с ними во взглядах. Даром ему это не пройдет. Грешный мир не прощает тех, кто осмеливается попирать его законы и обычаи, и скоро начинает преследовать человека клеветой, насмешками, а то и открытой злобой. Поэтому-то Спаситель и Апостолы предсказывали христианам, что в мире они будут скорбны. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы; а как вы не от мира, то и ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ). Поэтому-то Спаситель и говорил далее, – и это между прочим смутило Ренана, – что «пришел Он разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и враги человеку домашние его» ( Мф. 10:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему. Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель – обожение. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы. Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.

http://pravoslavie.ru/52083.html

Григорий Палама . Триады... С.286) Образ мышления Варлаама, стремившегося поднять философию гораздо выше боговидения (именно это заставило святителя Григория назвать его не боговидцем, но философом), свойствен всем еретикам, которые желали заменить откровение философией, а созерцание Бога – знанием, основанным на гипертрофированном логическом мышлении. В самом деле, человеческая логика, если она господствует над человеком, приводит его к разнообразным еретическим «построениям. Я полагаю, что именно в этом проявляется разница между философами и богословами. Первые из них философствуют о Боге, вторые же, очистив свой ум, созерцают Его. Первые, обладая помраченным умом, все объясняют односторонне, с точки зрения разума, в то время как святые отцы, истинные богословы, умом приобретают опыт боговидения, причем разум играет роль слуги ума, облекающего этот внутренний опыт в словесную форму. Путь богопознания в святоотеческом богословии отличается от пути богопознания философов. Подлинное богопознание зиждется на смирении: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф.5:3 ), на очищении сердца: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ), на соблюдении заповедей Христовых: Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына ( 2Ин.9 ), на любви: Но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор.8:3 ). С помощью человеческой мудрости, то есть богатства мысли и разума, никто не может познать Бога. Премудрость Божию никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). И в самом деле, душевный человек не принимает того, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ). Вторая область – это отношение человека к самому себе, то есть познание самого себя. Под влиянием пифагорейского самопознания многие пытаются при помощи разума исследовать свое «я» и познать себя. Однако, по словам святителя Григория Паламы , такова ересь пифагорейцев и философов-стоиков. Пытаясь исследовать самого себя при помощи разума, человек может легко дойти до шизофрении, то есть приписать свои внутренние проблемы влиянию посторонних причин и из-за этого впасть в состояние уныния и подавленности. Путь же православного лечения и православного самопознания заключается в том, чтобы освободить ум от гордости и лукавства, но не рассуждением, умозаключением и расчленением, а многотрудным покаянием и усердным подвигом, как о том говорит святитель Григорий Палама и как мы объяснили в своем месте (Свт. Григорий Палама . Триады... С.73). Таким образом, мы достигаем познания своего внутреннего мира, но не с помощью разума, а трезвением, очищением ума, подвижничеством и покаянием. Пытаясь сохранить свой ум в чистоте, человек познает свои внутренние проблемы, открывает господствующие внутри него страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Да и вообще Господь нигде не учил о благодушном земном житии, о благополучии. Еще в нагорной беседе от отводил своих слушателей от земли на небо: «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). 88 Chap. IX, р. 160–162; рус. изд. 178–179. Скрывать истинную причину своей силы и вместо этого выставлять другую, при том такую, которая могла волновать народное воображение, – прием еще более недостойный, прием совратителя, но не учителя истины. Не так давно Ренан выставлял Иисуса в божественном свете: «Бог обитал на земле»; как же теперь осмеливается говорить подобное? 90 Какой любовью и к кому? Величие души измеряется силой веры в Бога, высотой добродетели и любовью к Богу и во имя Бога любовью к ближним, но никак не может измеряться любовью вообще, ибо любовь бывает разная, к разным лицам и по самым разнообразным побуждениям. Все приведенные выражения Ренана носят неопределенный и двусмысленный характер. 92 Все эти черты заимствованы из обстоятельств входа Господня в Иерусалим на Пасху страданий. Этот единственный случай, когда Христа, как Мессию, прославляли все: и ученики, и народ. и дети, и даже еллины; когда об истине Его богочеловечества готовы были вопиять камни, – это чрезвычайное событие Ренан использовал в тех видах, чтобы из своего Иисуса и его учеников представить какую-то «веселую компанию», только и знающую, что путешествовать, да присутствовать на пирах среди жен и детей. О Евангельском Христе, об Агнце Божием. вземлющем грехи мира, о Божественном Страдальце – у Ренана не нашлось достойных и серьезных речей. 93 Все подробности Ренан заимствует опять из обстоятельств торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. Христос снова обвиняется в попустительстве заведомой неправды. 94 Chap. IX р. 182–194; рус. изд. стр. 191–197. Итак, несравненное «упоение» и «очарование» происходили главным образом от непринужденной веселости и наслаждения жизнью галилеян, – от веселых путешествий и пирушек Иисуса в обществе «добрых грешников» и «смиренных грешниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Далее, что особенно примечательно, Спаситель запрещал бесам «говорить, что они знают, что Он – Христос». Но раз запрещал только, а не разубеждал, следовательно и Сам Господь смотрел на Себя, как на Мессию, только исповедовать это открыто пока запрещал; запрещение это коснулось и учеников, когда ап. Петр исповедал Его Сыном Божиим ( Мк. 8:29–30 ). Запрещал Христос разглашать и о чудесах, как запретил прокаженному. Если бы Он не налагал этих запрещений, то безусловно скоро имел бы внешний успех; недаром, в одно время народ, пораженный чудесным насыщением пяти тысяч пятью хлебами, хотел сделать Его земным царем ( Ин. 6:15 ). Но не тщеславия, не прославления и не земного царства желал Христос: «покайтесь, приблизилось царство небесное», было Его первое слово к народу; «царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ), было Его последним словом на суде у Пилата. Господь искал в людях веры, покаяния и подвига, искал сердечного проникновения Своим учением, а не бесплодного изумления чудесами. Читаем далее св. Евангелие Марка. «Через несколько дней пришел Иисус в Капернаум», и принесли к Нему расслабленного; «Иисус, видя веру принесших, говорит расслабленному: чадо прощаются тебе грехи твои». Тут сидели книжники и в сердцах своих помышляли: Он богохульствует. Иисус, узнав их помышления, спросил; «что легче, – сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи»? Но так как Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, то тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видели ( Мк. 2:1–12 ; ср. Мф. 9:2–8 ; Лк. 5:17–26 ). «Проходя оттуда, Иисус увидел Левия Алфеева и говорит ему: следуй за Мной. И когда Иисус возлежал в доме, а с Ним многие мытари и грешники, то книжники и фарисеи говорили ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав это, Иисус сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010