Тогда преп. Антоний приказал блаженному Никону постричь его и облечь в монашескую одежду; и тот, сотворив обычные молитвы, постриг блаженного Варлаама и облек его в монашеские одежды. Когда боярин Иоанн узнал, что его любимый сын постригся в иночество, в пещере, он разгневался на преподобных и, взяв много слуг, напал в пещере на то святое стадо и всех разогнал. И он выволок оттуда сына своего Варлаама, сорвал с него святую мантию и бросил. Также снял и бросил шлем спасения, бывший на голове его. Он одел его в светлую и дорогую одежду, как одеваются вельможи; но блаженный снова скинул ее на землю, не хотя и видеть ее, и сделал это много раз. Тогда отец приказал связать ему руки и одеть его в ту одежду, и так идти ему через город в его дом. А он, горя истинной любовью к Богу, по пути увидел навозную кучу и, сейчас же войдя в нее, с помощью Божией сбросил с себя одежду и своими ногами попирал ее в навозе, попирая с нею и злые помыслы лукавого врага. Когда они вошли в дом, отец велел ему сесть с собою за стол, а он, хотя и сел поневоле, но не ел ничего от блюд и сидел, поникнув головой и смотря вниз. По окончании еды, отец отпустил его в его покои, приставив слуг сторожить его, чтобы он не ушел, и жене его велел убрать себя всякими украшениями, чтобы прельстить блаженного, и служить перед ним. Истинный же угодник Христов Варлаам, войдя в одну из комнат, сел в углу. А жена его, как было ей приказано, расхаживала перед ним и просила его сесть на ложе своем. Он, видя неистовство жены и поняв, что отец поручил ей прельстить его, начал молиться не переставая, втайне сердца своего, Всемилостивому Богу, чтобы Он спас его от этого искушения. Он пробыл на том месте три дня, не вставая с него, не принимая отца, не надевая одежду и терпя на себе власяницу. Преп. же Антоний и бывшие с ним в пещере сильно печалились о нем и молились за него Богу. Бог же услышал молитву их. «Взывают сказал Он, праведные и Господь слышит их, и от всех скорбей их избавляет их» ( Пс.33:18 ). И, видя терпение и смирение блаженного, обратил жестокое сердце отца его на милость к сыну своему. Когда слуги доложили отцу, что уже четвертый день блаженный не вкушает пищи и не одевается в одежду сжалился над ним отец, и, боясь, чтобы не умер он от голода и холода, призвал его, и, нежно простившись с ним, отпустил в пещеру. И было тогда удивительное явление слышался великий плач, рыдание и вопль, как по мертвом. Отец и мать плакали горько по сыне, так как лишились его, жена неутешно рыдала по муже, что разлучилась с ним; рабы и рабыни с воплем стонали по господине, что он покинул их, и так все со слезами провожали его. Блаженный же Варлаам, избавившись, как птица из сети ловцов, вскоре дошел до пещеры. Увидев его, преподобные отцы возрадовались великой радостью и прославили Бога, что Он услышал их молитвы о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читая житие преподобного Варлаама, мы видим, что очень многие его чудеса были связаны с победами над различными бесовскими силами. Сегодня за богослужением звучало Евангельское чтение о том, как Христос изгнал беса из отрока, который в новолуние подвергался бесовским нападениям. Господь исцелил отрока после того, как этого не смогли сделать Его ученики. Апостолы спросили Учителя, почему же им не удалось этого сделать, ведь Он дал им власть, в том числе, изгонять бесов и недуги исцелять. На что Господь им дал прямой ответ: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17.20-21). Христос напоминает нам о трех основах христианского жития: о вере, о молитве и о посте. Эти три столпа мы можем видеть в житии преподобного Варлаама Хутынского. Он был человеком крепкой, несокрушимой веры. Он был постником. Он был молитвенником. И Господь дал святому Варлааму такую силу, что он совершал чудеса; слава о нем еще тогда прошла по всей Руси великой и сохраняется до сего дня. И нам Господь заповедал иметь крепкую и твердую веру и сопровождать нашу христианскую жизнь молитвой и постом. Веру невозможно просто так воспитать или выработать в себе путем некоего самовнушения или тренировки. Это дар Божий, без него не прийти к богопознанию и к вере в Бога. Но хотя Господь готов дать этот дар каждому человеку, не всякий человек готов его принять. Вот почему мы очень часто видим, что даже когда происходят события особого рода, когда чудеса совершаются на глазах многих людей, верующие воспринимают их как знак присутствия Божия, как посещение Господа, неверующие же видят в этом просто обычные происшествия. Они не могут, а скорее всего, не хотят за тем, что происходит, видеть присутствие Божие. Они не желают всю свою жизнь, все свое упование возлагать на Бога, потому что предпочитают жить по собственным правилам, надеяться на свои силы. И не интересно им ни Евангелие читать, с Библией знакомиться, ни святых отцов изучать, ни жить по-христиански.

http://mospat.ru/ru/news/45444/

148 . Так как акиндиане пытались думать и утверждать, что тот Свет, который сиянием исходил на Фаворе от Спасителя, есть призрак и тварь, то, многократно изобличенные, но не переубежденные, они были подвергнуты письменному отлучению от Церкви и анафеме. Они хулят Домостроительство по плоти Бога и безумно утверждают, что Божество Его является тварным, низводя до уровня твари, насколько это им доступно, Отца и Сына и Святого Духа, ибо одно и то же Божество у Трех [Ипостасей]. А если они говорят, что почитают Божество нетварным, то [тем самым] ясно утверждают существование двух божеств у Бога: одного – тварного, а другого – нетварного. И здесь они упорно добиваются того, чтобы превзойти в нечестии всех древних еретиков. 149 . И в другой раз замышляя утаить свое зломыслие в этом деле, они утверждают, что Свет, сияющий на Фаворе, является нетварным, но при этом он есть сущность Божия. [Утверждая это], они изрекают еще более страшные богохульства. Ибо если тот Свет был видимым для Апостолов, то следовательно, согласно их зломыслию, и сущность Божия также доступна [телесному] зрению. Однако пусть они услышат глаголящего: никто не был в «сущности «Господни» ( Иер.23:18 ) и никто не видел и не поведал естества Божия» – и не только никто из людей, но и никто из Ангелов. Ибо даже шестокрылые Херувимы покрывают лица свои вследствие преизобилия сияния, ниспосылаемого оттуда. А поскольку пресущественность Божия никогда и никем не была видима, то акиндиане, говорящие, что она является тем Светом, [вопреки себе] свидетельствуют о совершенной недоступности видения этого Света. И даже избранные из Апостолов не сподобились на горе видения его, а следовательно, и обещание Господа относительно этого не является истинным. Тогда неправду изрекает говорящий: «мы видели славу Его... будучи с Ним на святой горе»; и «Петр же и бывшие с ним.., пробудившись, увидели славу Его» ( Ин.1:14 ; 2Пет.1:18 ; Лк.9:32 ). А другой [писатель] говорит, что Иоанн, особенно любимый Христом, «видел на горе Само обнаженное Божество Слова». Поэтому [избранные ученики Господа] видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости, хотя и отрицают это Варлаам, Акиндин и их единомышленники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1. 7). Преподобный Марк Подвижник. Слово о Законе Духовном, гл. 34. 816. Ср.: …не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш (Ис. 8. 12–13). Наставление 29. 817. Часть 2. Раскол Варлаамов. 818. Том 6, книга 95, гл. 9. 819. Dictionnaire Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 820.  А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды (Мал. 4. 2). 821.  Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1. 4). Наставление 12. 822. Деян. 9. 823. Слово 12, гл. 43. 824. Житие и писания Паисия. 825.  Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1. 18). 826.  Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1. 22–26). 827. Энциклопедический словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском лексиконе Бержье. 828. Аскетические опыты. Ч. 1. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 829. Предисловие к книге преподобного Григория Синаита. 830.  …да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2. 19). 831.  Пребудьте в любви Моей (Ин. 15. 9). 832.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 833. Рим. 12. 2. 834.  Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа (Пс. 103. 25). 835. Наставление 5. 836. 3 Цар. 19. 12. 837. Свиток, гл. 4. 838.  Не всякий, говорящей Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7. 21). 839. Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умною молитвою и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит святой Исаак Сирский в конце 55 Слова. Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сирский в 38 Слове сказал: «Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный — ощущение Божественное, то есть даруемое Святым Духом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

33 Но рассмотрим и некоторые другие речения, которые они выдвигают как противоположные нам. Наверное, наиболее трудными из этих [случаев] являются следующие. Божественный Максим говорит: «Подобно тому, как всякое мышление, будучи качеством, полагается в сущности, так оно и обладает движением около наделенной качеством сущности 309 . Ибо оно не способно явить себя как нечто существующее вообще свободно и просто само по себе, потому что не свободно и не просто. Бог же и в том, и в другом совершенно прост. [Он есть] Сущность, которая вне того, что в субъекте ( ποκειμν), и [Он же есть] Мышление, совсем не имеющее субстрата ( ποκεμενον). Ведь [Бог] не принадлежит ни к мыслящим, ни к мыслимым, поскольку Он превыше и сущности, и мышления» 310 . И чем же это противоречит тому, что говорим мы, или, вернее, святые? Бог, говорит он, это ни мышление как качество, как мы видим у остальных умов, ни какая-либо наделенная качеством сущность, подобно известным сущностям. Поэтому Он ни познает, подобно чему-либо из сущего, ни познается, а [пребывает] выше сущего. Ведь вот что из этого следует. Так кто же так не говорит? И поскольку вывод таков, то его мы и рассмотрим. Максим применяет двойное утверждение и отрицание: «Сущность, – говорит он, – без того, что в субъекте» – здесь, утверждая сущность, он отрицает качество; «Мышление, совсем не имеющее субстрата» – здесь он, наоборот, утверждая качество, отрицает сущность. Так что они ответят на эти противоположные [формулировки]? Принимают ли они, что Бог есть одно из двух, первое или второе, или и то и другое, или ни одно из двух? Ведь если они утверждают, что Бог не есть ни то ни другое – не сущность и не мышление – то отрицают Его бытие и вместе с этим отрицают собственное учение, ибо они говорят, что [Бог] есть только сущность. При этом они и святому противоречат, ибо он говорит, что [Бог] есть и сущность и мышление. Если же [они утверждают, что Бог есть] и то, и другое, то как Он в одном и том же отношении и есть, и не есть? 311 Это невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

42 Видишь ли ты, что причащающиеся боготворящей энергии сообразны Святому Духу, или ты думаешь, что «сообразные» [сказано] вместо «соприродные» ( и они будто бы соединяются по сущности с Духом? Но такая [мысль] исполнена нечестия. Ибо обоженные причащаются Божественной благодати и славы, но не сущности, и таким образом облекаются в Божественный образ. [Апостол] говорит: «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся (ртаррфоирба) в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 345 . Таким же образом о причастности Духу говорит и великий Афанасий: «Оно (богослов говорит о триипостасном Божестве) являет один и тот же облик – Отца, созерцаемого в Сыне, и Сына, мыслимого в Духе и причащаемого человеком; „ибо мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ " " 346 . Видишь ли ты, что облик – это и Божественная слава, в которую преображается ( человек по­средством причастия? И еще он говорит: «Един вид триипостасного Божества – тот, который был явлен и патриарху Иакову. В Писании сказано: „Взошло солнце, когда он проходил Вид Божий» 347 . Святые пророки, созерцая это и разумея, Чей это Сын и образ, говорили: „Было слово Господне ко мне» 348 , познавая созерцаемого и открываемого в Нем Отца, и дерзновенно говорили: „Бог отцов ваших явился мне, [Бог] Авраама, Исаака и Иакова» 349 " 350 . Слышишь ли ты, что отцы созерцают вид триипостасного Божества? И ты, конечно же, не станешь утверждать, что это сама сущность? Ибо никто, согласно написанному, не стоял в ипостаси ( πο στμα τι) и сущности Господа 351 , не видел природу Божию и не возвестил о ней. Это осияние согласно виду и боготворящую славу Писание именует и лицем Божиим. Так, толкуя речение из псалма «погибнут пред лицем Твоим» 352 , Златоречивый отец говорит: «Слыша [выражение] „лице Божие», не предполагай ничего телесного, ибо здесь оно указывает на Его энергию и явление. Однако и в Евангелии Господь говорит: “Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного” 353 " 354

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

799. Добротолюбие. Ч. 1. 800. Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10:47). 801. Иов. 2:8. 802. Мк. 2:4. 803. Преподобный авва Дорофей. Поучение 10. О еже ити в путь Божий. 804. Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Добротолюбие. Ч. 4. 805. Там же. 806. Там же. 807. Добротолюбие. Ч. 1. 808. О Законе Духовном. Добротолюбие. Ч. 1, гл. 4. 809. Предисловие на главизны блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 810. Слово 1, гл. 3. Слово 2. гл. 15. 811. О молитве, гл. 139. Добротолюбие. Ч. 4. 812. Там же, гл. 9, 10 и проч. 813. Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73. Добротолюбие. Ч. 2. 814. Гл. 13. Добротолюбие. Ч. 1. 815. …не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:7). Преподобный Марк Подвижник. Слово о Законе Духовном, гл. 34. 816. Ср.: …не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш (Ис. 8:12–13). Наставление 29. 817. Часть 2. Раскол Варлаамов. 818. Том 6, книга 95, гл. 9. 819. Dictionnaire Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 820. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды (Мал. 4:2). 821. Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1:4). Наставление 12. 822. Деян. 9. 823. Слово 12, гл. 43. 824. Житие и писания Паисия. 825. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1:18). 826. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1:22–26). 827. Энциклопедический словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском лексиконе Бержье. 828. Аскетические опыты. Ч. 1. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 829. Предисловие к книге преподобного Григория Синаита.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

7) То, что Диакона Марина, связанного духовными запрещениями аки бы за ослушание властям, на самом же деле за честное его исповедание и прославление Имени Божия, а равно и запрещение говорить о догматах, и вообще касательно имени «ИИСУС» в ските Фиваида 395 считаю делом беззакония. Считаю также беззаконием и то, что Наместник 396 порвал выписки из Св. Писания об имени «ИИСУС» Христовом и бросил их на землю с пренебрежением и повелел кланяться Алексею Кириевскому (аки кумиру точно одушевлённому) упорно унижающему и хулящему СВЯТЕЙШЕЕ ИМЯ «ИИСУС» и то, что, глумясь над именем именуют нас «Иисусианами» и насмешливо глумясь над именем «ИИСУС» пишут на бумаге Иисус и велят кланяться буквам; и то что имя Господа нашего Иисуса Христа приравнивают к разным человекам, носившим такое имя Иисус (как то: Иисус Навин, Иисус Сирахов и проч.) насмешливо посылают кланяться аки богам; и то что некоторые дерзали говорить, что погибнут все те кои идут против учения вышеупомянутого И. Алексея Кириевского. Верхом беззакония считаю богохульную рецензию инока Хрисанфа и статью прилепившегося к имеборцам архиепископа Антония Волынского, поддерживающего и способствующего к распространению имеборческой ереси 397 и прочее подобное безумие и беззаконие, кое творят последователи учения И. А. Кириевского и инока Хрисанфа. Я считаю таковое дело всё подлежащее анафеме, согласно 5-й анафеме на Варлаама. Весьма вероятно, что об этой ереси пророчествует Св. Ап. Иоанн Тайнозритель: И отверзает он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Его Имя и проч. ( Откр. 13:6 ). Об Иереях и Архиепископе, вышеуказанных, пророчествует Св. Пророк Малахия, изобличая их проклятое имеборческое мудрование: «И так для вас, священники, эта заповедь; и если вы не послушаетесь, и если не приимете к сердцу, чтобы воздавать СЛАВУ ИМЕНИ МОЕМУ, – говорит Господь Саваоф, – то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. Вот, Я отниму у вас плечо, и помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним» ( Мал. 2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   49. Но оный Варлаам называл сей свет худшим и ангелов, и нашего ума; а этот [Акиндин], говоря, что этот свет чувственен, как же не полагает его худшим всякого разумения? И тогда знание «обуявших мудрых» будет, согласно нему, выше надежд будущих благ, ибо и они из благоустроения мира смогли бы уразуметь Творца мира, как и теперь [это могут сделать] чуждые евангельских законов. Будет, следовательно, и худшим разумения нечестивых, согласно Акиндину, свет будущего века. И, что еще более парадоксально и бессмысленно, он говорит: «хотя бы свет и был не воспринимаемым какой-либо тварной силой, хотя бы он и виделся с помощью божественного Духа, но и тогда он не нетварен». Ибо он не увидел, что тварное имеет предел в тварном, и что все охватывается соответствующей ему силой. То же, что существует сверх этого всего и созерцается силой Духа, и не может быть из числа тварных. ГЛАВА 19. О том, что то, чему не свойственно быть созерцаемым тварной силой, также не является тварным, и что те, кто видит Бога из того, что окрест Него, видят именно силою Духа.    50. А что он клевещет на нас, будто бы поэтому мы говорим, что Бог познается из того, что в Нем ( κ των κατ αυτν ), и тем более теми, о ком [сам] свидетельствовал, что они доказывали, что божественное непостижимо по сущности, это куда нам отнести? Ведь не так, что тот, кто знает не из одних только творений, знает [следовательно] Бога из того, что в Нем. Ибо созидательная и промыслительная сила не относится к числу того, что в Нем, но из числа того, что окрест Него, как говорит богоносный Максим, слова которого приводятся в тринадцатой главе настоящего слова . Божественный свет, в защиту которого у нас идет речь, не есть сущность, согласно богословам, но он и окрест сущности и нетварен: ибо он — божественная деятельность и светлость. Он есть проявление, — ибо он весьма смутно и как видимый издали показывается ныне и в будущем веке, соответственно очищению каждого из удостоившихся, — не из уподобления, но поистине дающее знать Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

   Господи, прости нас, слабых духом!    Может, кто из вас, не выдержав тяжести скорбей, покушались мысленно на свою жизнь, думали о самоубийстве, изыскивали в мыслях способы прекратить свои страдания прекращением жизни, думая при этом еще и досадить обидчикам! Кайтесь Господу!    Да и отдельно, подходя к разрешительной молитве, лично покайтесь священнику, ибо это страшный грех, приводящий к гибели.    Господи, прости нас грешных!    Мы еще как-то терпим то, что сами невнимательной жизнью на себя навлекаем. А ведь там, на Небе, только тогда начинается некоторая оценка нас, когда мы что-нибудь невинно терпим, и терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание (епископ Варлаам Ряшенцев).    Вот мы, к великому прискорбию, все живем в суете, нам больно на душе от всяких скорбей и бед, мы все ждем мирного, тихого благополучия земного; приходит скорбь, и мы малодушествуем! А Апостол Павел, раскрывая великий смысл страдания христианина, говорит: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Слышите? Дано страдать за Господа, как великая милость, дано веровать и страдать! Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Более всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него, и более всех благоуханий — запах пота их».    Апостол пишет еще: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12-13). Задумывались ли вы над этими словами Святого Писания?    Нет, Господи, многие из нас впервые осознанно слушают его, несмотря на свои седые уже головы, прости нас, грешных! А ведь это доступно всем нам и находится все в той же Книге — Евангелии, которое пылится на наших полках!    То, к чему мы идем, слишком высоко, а то, что мы здесь оставляем слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И потому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды ради, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания (архиепископ Иоанн Шаховской). Вот так мыслят и говорят великие мужественные христианские души!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010