В душе грех изглаждается страданием, а в теле – смертью тела. То и другое и должен был претерпеть Искупитель. От лица всех и за всех Он должен был оплакать и перестрадать все грехи людского безумия, своеволия и развращения; от лица всех и за всех Он должен был вступить в борьбу с пороками и страстями каждого и их победить; победивши грех в душе человека, Он должен был далее истребить его и в теле каждого; для этого от лица всех и за всех умереть человеческой смертью. Но недостаточно было Искупителю только умереть, как недостаточно это было и для каждого грешника. Ведь люди созданы для жизни, а не для смерти; истинную-то жизнь и следовало дать всем людям. Искупитель и дарует ее. Он умирает от греха только как человек, по телу, но и тело Его, как тело Бога, не видит тления; мало того, силой Божества оно воскресает, восстает преображенным к славной, царственной жизни. А раз Искупитель воскрес, с Ним воскресли и все люди, ибо в своем лице Он совмещал всех; следовательно, новое зиждительное начало от Него, как от истинного главы человечества, должно перейти на всех людей, и искупление человечества будет полным. Таково именно и есть христианское учение об искуплении и Совершителе его Богочеловеке Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием, воплотившемся ради нашего спасения. Подтвердим высказанные мысли соответствующими местами Св. Писания. «Велия благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ), восклицает ап. Павел; – явился для того, чтобы «грешников спасти», чтобы «предать Себя для искупления всех» ( 1Тим. 1:15, 2:5, 6 ). Искупил же род человеческий Он тем, что «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53:4 ). «Он был язвен, – говорит прор. Исаия, – за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание наше было на Нем, язвами Его мы и исцелились». ( Ис. 53:5 ). «Его, неведавшего греха, Бог сделал из-за нас грехом, чтобы мы чрез Него сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ), пишет ап. Павел». Тем и доказывает свою любовь к нам Бог, – продолжает Апостол, – что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Каков был ход развития Иисуса в этот темный период Его жизни? С какими мыслями выступил Он на пророческое служение? Этого не знают, так как Его история дошла до нас в виде разрозненных рассказов без хронологического порядка. Основным началом Его силы нужно считать высокое понятие о Божестве, которым Он не был обязан иудейству, и которое целиком вылилось из Его великой души. Иисус видений не имел. Бог с Ним беседует не извне, – Бог в Нем живет; Он чувствует в Себе Бога. Но ни на один миг не промелькнула у Иисуса святотатственная мысль, что Он есть Бог» 77 . Первые поучения Иисуса носили кроткий, умиротворяющий характер и дивно гармонировали с галилейской обстановкой. «Блаженны, – говорил Учитель, – нищие духом, ибо их есть царство небесное; блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследят землю; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят; блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Мф. 58:3–10 ). «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и левую; кто будет оспаривать у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» ( Мф. 5:29–30 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за преследующих вас» ( Мф. 5:44 ). «Не судите, и не судимы будете» ( Мф. 7:1 ). «Прощайте, и простится вам» ( Лк. 6:37 ). «Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш небесный» ( Лк. 6:36 ). «Давать блаженнее, чем принимать» ( Деян. 20:35 ). «Смиряющий себя вознесется, возносящий себя смирится» ( Мф. 23:12 ). «Относительно милостыни, благочестия, добрых дел, кротости, миролюбия, полной искренности сердца, Он мало что мог добавить к учению синагоги, но Он давал ему такой проникновенный тон, что известные афоризмы делались как бы новыми. Иисус ничего не говорил против Моисеева закона, но давал всегда понять, что требуется больше, чем от древних. Он запрещал малейшее грубое слово ( Мф. 5:22 ), развод ( Мф. 5:31 ) и всякую клятву ( Мф. 5:33 ); осуждал месть, любостяжание и находил вожделение столь же преступным, как и любодеяние ( Мф. 5:26–38 ). Он требовал всепрощения обид и в основе этих правил ставил одно побуждение: да будете сынами Отца вашего небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». 78 ( Мф. 5:45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Дети, – убеждает христиан св. Иоанн Богослов – пусть никто не обольщает вас: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Кто делает грех, тот от диавола, потому что изначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:7–9 ). Под грехом тут, конечно, разумеются страсти и сознательные пороки человека, но не грехи забвения, сведения и немощи, от которых не были свободны и святые (ср. Ин. 1:8–9 ). Теперь мы в праве спросить: что же остается на долю человека после искупления его Христом? Есть ли над чем ему потрудиться и доказать свою любовь к Искупителю? О, да, – потрудиться есть над чем: христианину предлежит великий и достославный подвиг. Так оно и быть должно: Христос искупил и спас человека не затем, чтобы он находился в преступном покое или младенческой, беззаботной спячке. Жизнь человека должна проходить в соответствии с его назначением, а назначение человека – великое и чудное: «будьте совершенны, сказано, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф. 5:48 ). Сущность грехопадения в том и заключалась, что человек уклонился от прямой своей цели на сторону порока и погибал. Христос для того и приходил, чтобы исправить это роковое уклонение и истребить грех, дабы человек снова мог идти к достославной цели. Возрожденный в таинствах Церкви христианин действительно и становится перед этой целью, облеченный великой нравственной мощью. Таков дар благодати и милости Божией; человеку остается только вступить на этот путь и по слову Апостола, «задняя забывая, а в предняя простираясь, шествовать неуклонно, стремясь к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ). Следовательно, христианину предлежит великий подвиг непрестанного усовершенствования, подвиг душевной и телесной чистоты, вообще подвиг святой жизни; другими словами, ему предлежит великий труд. И труд этот усложняется тем, что христианин не может теперь идти по указанному пути невозбранно. Для этого ему необходимо было бы иметь утвердившуюся в добре волю, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Подобное предсказывал еще раньше и прор. Исаия. «Приготовьте путь Господу, – взывает у Исаии посланный Богом Предтеча, – сделайте прямыми стези Ему; всякая гора и холм (т. е. гордыня людей) да понизится, кривизны (лукавство и ложь людей) да выпрямятся, и неровные пути (неправильная, развратная жизнь) сделаются гладкими». Тогда, после покаяния, «узрит всякая плоть спасение Божие» ( Ис. 40:3–5 ). Можно себе представить, как подействовало на народ известие о явлении Предтечи. То, чего тщетно ожидали патриархи, цари и сами пророки; – то, чего со скорбным нетерпением ожидал весь древний Израиль, исполнение этого приходит теперь: великий день наступает, Мессия грядет, грех будет уничтожен, и новая жизнь откроется. Одна мысль о наступающем избавлении, о полном изменении и преображении жизни – наполняла сердце израильтянина умилением и повергала в прах пред величием и милосердием Творца. Поэтому проповедь св. Иоанна о приближении царства Божия быстро огласила окрестности, и «вся страна Иорданская, Иерусалимляне и вся Иудея выходили к Нему и крестились от Него, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:1–2; 5–6 ; Мк. 1:3–5 ). К великому Пророку спешили все, даже гордые фарисеи и надменные саддукеи; никто не хотел быть вне открывающегося царства Мессии. А грозный Пророк не взирал ни на лица, ни на положения: всех одинаково смирял, всех звал к покаянию, всем грозил неумытным судом и гневом Божиим на нераскаявшихся: «порождения ехиднины, – обличал он фарисеев, – кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас – Авраам; ибо говорю вам, Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже секира лежит при корне дерев (израилевых): всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 3:7–10 ). В числе других пришел к Иоанну И. Христос и принял от него крещение. С брегов Иордана Спаситель идет в пустыню, где сорок дней проводит в посте и молитве, искушаемый сатаною. Несомненно. Господь удалился туда для того, чтобы в уединении приготовиться к Своему великому служению и вступить в борьбу с духом зла; Христос, как и человек, победил искусителя; требует этого теперь и от Своих последователей ( Мк. 1:12–13 ; Мф. 4:5 ; Лк. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Ни Церковь , ни здравый смысл людей никогда так не понимали этих слов; мысль в них ясная: христианин должен следить за своими чувствами и должен удаляться соблазнов; при том слова эти встречались и раньше – еще в нагорной беседе 135 ; поэтому не следовало приводить их здесь с подчеркиванием. По поводу слов Спасителя: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, матери, жены братьев, сестер и самой жизни, не может быть Мой ученик», Ренан так выражается: «презирая священный предел человеческой природы, Иисус желал, чтобы для Него одного жили, Его одного любили». 136 Но спросим, разве жить для Бога – так уж невозможно? Или может быть, любовь к Богу требует нерасположения и ненависти к людям? Ни то, ни другое; наоборот, Сам Христос учил, что нужно любить ближнего, как самого себя ( Мф. 22: 39 ), что нужно любить даже недругов, гонителей и обидчиков ( Мф. 5:44 ). Психологически любовь к Богу и возможна только при любви к ближнему: «кто говорит: я люблю Бога, а своего брата ненавидит, тот лжец; ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любит Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин. 4:20, 21 ), поучает возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. К тому же выражение «возненавидеть» не собственное и означает только «пренебречь», как и в притче о служении двум господам в нагорной беседе ( Мф. 6:24 ). Далее. Никогда «горькое и печальное чувство отвращения к миру» Его не охватывало. Мир, как творение Божие, Спаситель любил и о Иерусалиме часто проливал слезы ( Лк. 13: 34–35; 19:41 ), а что не любил зла и греха в мире, – это правда. Какую «серьезную опасность готовила будущему эта экзальтированная мораль», также понять не можем. По мысли Ренана, она «отрывала человека от земли, разбивала его жизнь». 137 Согласимся, что христианство действительно отрывает человека от земли, делает его выше земных, непрочных и тяжелых настроений. Разве опять это дурно, или на земле так уж хорошо, что и желать больше нечего?

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Он проникся своеобразным удовольствием к гонениям и мукам ( Лк. 6:22 и след.). Его кровь казалась Ему как бы водой, в которой Он должен был принять второе крещение ( Лк. 12:50 )». «Иногда взор Его простирался далеко в будущее; Он не скрывал от Себя той страшной грозы, которая должна была подняться в мире. «Думаете ли вы, – говорил Он с удивительной смелостью, – что Я пришел воврещи мир на землю? Нет, говорю вам, но меч; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое – против двух и двое – против трех; отец будет против сына, и сын против отца; матерь против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки и невестка против свекрови. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ). Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я желал бы, чтобы он возгорелся ( Лк. 12:49 )». – «Изгонят вас из синагог, – говорил Он еще; придет даже время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он приносит этим службу Богу ( Ин. 16:2 ). Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Помните слово, которое Я говорил вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас». «Настоятельный, властный, Он не терпел никакого возражения; нужно отказаться от себя, Он ждет этого. Его природная мягкость, казалось, покинула Его; иногда Он делался суровым и странным ( Мф. 17:17 ; Мк. 3:5 ; Лк. 8:45; 9:41 ) 105 . Его ученики иногда не понимали Его и испытывали к Нему какой-то страх (в особенности черта эта проглядывает у Мк. 4:40; 5: 15; 9:31 ). 106 Иногда Его неудовольствие ко всякому сопротивлению доводило Его до непонятных и, повидимому, несообразных поступков ( Мк. 11:12–14, 20 )» 107 . Настало время, когда смерть должна была прекратить это до крайности напряженное состояние, освободить Его из безвыходного положения и безгрешным ввести в небесное лоно. 108 Начинала подниматься гроза. «Иисус часто жалуется на встречаемое Им неверие и ожесточение сердца. Хотя, конечно, в этих восклицаниях и упреках многое следует приписать нетерпению и преувеличению со стороны самого проповедника, однако ж ясно, что даже и в галилейском крае рвение к царствию Божию было далеко не общим. 109 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе Вифсаида! – восклицал Он, – ибо если бы Тир и Сидон видели знамения, подобные тем, которых свидетелями были вы, то давно бы во вретище и пепле покаялись. А потому говорю: в день суда Тиру и Сидону отраднее будет, нежели вам» ( Мф. 11:21–24 ; Лк. 10:12–15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

В Галилее Иисус учил: «исполнилось время, приблизилось царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:14–15 ; Мф. 4:17 ). Знаменательно это место у евангелиста; при всей своей краткости оно ясно показывает, как смотрел на Себя сам Христос. Мог ли Он сказать: «исполнилось время и приблизилось царствие Божие», если не считал Себя ни Пророком, ни тем более Мессией, а просто «независимым от всякой метафизики и богословия», учителем жизнерадостного настроения, проповедником земной любви? Нет, такая речь могла вылиться только из уст действительного Посланника Божия, пришедшего спасти людей и основать царство святости в противоположность царству греха. И, как видим, на первых порах Господь проповедует в Галилее не о любви и радости, как говорит Ренан, а совсем о другом: о покаянии и скорби, о приближении царства небесного (не земного), т, е. о том же, о чем проповедовал и Его Предтеча – Иоанн; и так говорят все евангелисты ( Мк. 1:15 ; Мф. 4:17 ; Лк. 3:7–8 ; Ин. 3:20–21 ). Покайтесь, – как бы так учил Христос, – признайте себя грешниками и начните борьбу с грехом, ибо в царство Божие не войдет ничто нечистое. Без покаяния, глубокого и искреннего, вы даже и не уверуете в своего Спасителя: Он есть Свет, но «всякий, делающий худые дела, ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились его злые дела, и только поступающий по правде, отбросивший грех идет к свету, дабы явны стали дела его, ибо они в Боге соделаны» ( Ин. 3:20–21 ). Так важно покаяние в деле нравственной жизни. Оно – первая и главная ступень по пути восхождения к небу, миновать ее никто не может. Вот почему и ап. Петр на вопрос иудеев: что им делать, отвечал: «покайтесь» сначала, а потом уже «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» ( Деян. 2:38 ). Также и ап. Павел возвещал иудеям и еллинам прежде «покаяние пред Богом, а потом уже и веру в Господа Иисуса Христа» ( Деян. 20:21 ). Как Агнец Божий, вземлющий грехи мира, как Спаситель людей от греха и нравственной смерти, Христос все время и учил о гибельности для человека греха, о необходимости исправления, покаяния, очищения; Ренан же не обмолвился об этом ни разу.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Впрочем, с научной критикой, с количеством дошедших до нас новозаветных рукописей не всякий знакомиться будет: это не всем доступно; к тому же есть путь убеждения более доступный и более действенный. Ведь слово Божие легко отличить от слова человеческого; оно само свидетельствует о себе, ибо заключает в себе некую божественную и творческую силу, как слово Бога всемогущего. Не другое что, а слово Божие вызвало в начале к бытию мир ангельский и человеческий, сотворило небо и землю со всею их лепотою; также творчески действует оно и теперь. Благодаря ему, пробудились от греховного сна, перешли от смерти к жизни целые миллионы людей. Всемогущее слово Божие влекло народ на брега Иордана во времена Иоанна Крестителя. «Выходили, – сказано, – к нему Иерусалим и вся Иудея, и вся окружность Иорданская и крестились от него во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:5, 6 ). Слово Божие привело неверных в ограду Церкви Христовой в день Пятидесятницы, когда после проповеди ап. Петра три тысячи уверовало во Христа и крестилось. ( Деян. 2:41 ). Многие святые (напр. Антоний В.) оставили мир и сделались подвижниками благодаря какому-нибудь слышанному ими евангельскому слову. Поэтому ап. Павел и говорит: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Кроме того и Св. Церковь , в лице живого устного предания, непрестанно свидетельствует о слове Божием и зорко следит за его неповрежденностью и сохранностью; возглавляемая Богочеловеком Христом, она сохранила это слово во всей его целости и своим авторитетом запечатлела список (канон) свящ. книг, действительно боговдохновенных и непогрешимых, – тот самый список, который под названием Библии принимается теперь всеми христианскими исповеданиями, несмотря на разногласие этих исповеданий между собою по отдельным пунктам вероучения. Итак, большинство верующих принимает книги Св. Писания с религиозным уважением в силу свидетельства Церкви и личного убеждения в их божественном достоинстве. А раз известная книга заключает в себе не слово человеческое, слабое и погрешительное, а слово Божие, то она, конечно, и непогрешима; это ясно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Вот почему Спаситель, как мы видели, проповедуя, исцеляет болезни – душевные и телесные и постоянно ищет грешных и погибающих людей. Итак, еще раз обратим внимание на все указанные особенности: 1) Спаситель от первых дней Своей проповеди смотрит на Себя, как на Мессию, исцеляет болезни, прощает грехи, творит чудеса и запрещает разглашать о них; 2) книжники с фарисеями преследуют Его, – сначала в Иудее, потом и в Галилее, 3) в первые же дни проповеди Он предсказывает о Своих страданиях. Какой обман допускал Христос в первом случае, какой идиллией и поэзией дышала Его жизнь во втором, и какое разочарование проскальзывало в третьем случае, понять отказываемся. Считаем излишним – возобновлять дальнейший ход событий, хотя до сих пор мы и разобрали всего только первую главу да половину второй из Евангелия Марка, самого неполного и краткого. 122 Заметим лишь, что на дальнейших страницах Евангелия все более и более уясняются уже намеченные нами отличительные черты в облике Божественного Искупителя. Сделаем удовольствие почитателям Ренана и перейдем скорее к нагорной проповеди, к краеугольному камню его системы, его неправильного понимания христианства. Только необходимо наперед установить время ее произнесения. По свидетельству евангелистов она была произнесена лишь после второй Пасхи, т. е. полтора года спустя после выступления Господа на проповедь. 123 Но и здесь нам нет нужды быть оптимистами и в тон Ренану говорить, что речь молодого раввина была увлекательна, обаяние безгранично, и все шли к Нему. Правда, Спаситель учил с силой и властью, перед которыми бледнеет всякое человеческое обаяние и красноречие, но при этом далеко не все шли к Нему и не все проникались святым настроением. Например, говоря об исцелении сухорукого в субботу, св. Марк замечает о Христе: «воззрев на них, т. е. на фарисеев и их единомышленников, с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою» ( Мк. 3:5 ) . И далее: «фарисеи, вышедши, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» ( Мк. 3:6 ). Наивно предполагать, что ожесточенное настроение было только у фарисеев, вообще представителей религии: как были и из них люди рассудительные и Христу не враждебные, напр. Никодим и Гамалиил, так многие ненавидели Его и из народа. Впоследствии в неверии Господь обличал целые города: «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, бывшие в вас, давно бы они во вретище и пепле покаялись; и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» ( Мф. 11:21–23 ); что особенно примечательно, все эти города находились в Галилее; следовательно, Господь и в Галилее находил великое ожесточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Такие люди встречаются в жизни и может быть не редко. Припомним живые и близкие нам типы Раскольникова, Подростка, Ивана и Феодора Карамазовых, Кириллова (ром. «Бесы») в произведениях Ф. М. Достоевского. «Чтобы жить по-своему, – говорит в бреду один из этих героев – Иван Карамазов, по-моему и разрушать ничего не нужно: надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге; вот с чего надо приняться за дело! Новому человеку позволительно стать человеко-богом и в новом чине с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду прежнего раба – человека. Для Бога не существует закона! Где станет Бог – там уже место Божие! где стану я, там сейчас же будет первое место... все дозволено и шабаш!» 21 Являясь врагами Божиими, такие люди обыкновенно бывают и врагами жизни, людей, ибо для них не существует никакого закона, им все позволено. Такого предела может достигнуть гордое и злобное настроение. Противоположные настроения – смирения, сострадания, всепрощения и целомудрия возвышают душу, делают сердце человека «чистым» и привлекают к нему благодать Божию. «Научитесь от Меня, – говорил Христос, – ибо Я – кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин. 14:21 ). Сам Христос обещает здесь явиться тому, кто будет соблюдать Его заповеди, а главная заповедь и есть заповедь о смирении и любви. Итак, сострадание, смирение, любовь – вот что приближает нас к Богу и делает возможным лицезрение Бога нашим душевным оком. Наоборот, гордость, злоба и самолюбие отторгают нас от Бога и приводят не к просветлению душевного ока, а к его помрачению и онемению: общение тогда между Богом и человеком по самому существу дела бывает невозможным, и человек приходит к злобному неверию. Другой краеугольный вопрос, затронутый Ренаном, вопрос о бессмертии человека, – тесно связан с первым, – о бытии Божием. Если человек сотворен Богом, то сотворен, конечно, для жизни, для развития, и мы никак не можем допустить, чтобы Сам же благий и всемогущий Бог эту жизнь и отнял; к тому же человек – совершенное творение Божие, созданное по Его образу и подобию. Да и не только человек, как богоподобное существо, а и всякая другая тварь, даже неодушевленная природа – сотворены опять для жизни, для бытия, и немыслимо, чтобы когда-либо всемогущий Бог все это привел снова в небытие, уничтожил.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010