По окончании курса в недавно открытой Литовской духовной семинарии, в 1836 году, и после двухлетнего пребывания учителем в Борунском духовном училище, Гомолицкий вступил 10 января 1839 в брак с сестрою пр. Иосифа. 30 апреля был рукоположен в Жировицком кафедральном соборе епископом Антонием во священники, а 17 мая того же года уже был определен заседателем Литовской духовной консистории, с переименованием в 1841 году 38 в члены консистории. Прося о назначении его членом консистории, пр. Иосиф в своем письме к графу Протасову упомянув, что Гомолицкий, его зять, заметил о нем, что это «отличный молодой человек, 25 лет, и что он считает полезным иметь сей глаз с его стороны в консистории». 39 В 1847 Гомолицкий, помимо академистов, был назначен кафедральным протоиереем Виленского собора и благочинным церквей Виленских и Виленского уезда, каковую должность занимал 22 года. Кроме того, на него пр. Иосиф возлагал и разные другие поручения, и сторонние обязанности. Так ему поручалось, наравне с преосвященными викариями, многократное обозрение церквей Литовской епархии. Уже в 1840, когда Гомолицкий пробыл в священном сане только год, пр. Иосиф поручил ему обозреть Слонимское и Коссовское благочиние, с правом лично исправлять на месте наставлениями и указаниями замеченные недостатки и погрешности, а о важнейших доносить самому архиепископу. В консистории голос Гомолицкого был всевластный, как и вообще по всему епархиальному управлению, что, конечно, вытекало главным образом из его близкого положения к епархиальному преосвященному. 40 Архиепископ Макарий и последующие архипастыри Литовской епархии в делах епархиального управления нередко прибегали к советам сего опытного и умного члена консистории, но того значения, каким он пользовался при митрополите Иосифе, Гомолицкий уже не мог возвратить. В течение своего пятидесятилетнего служения, Гомолицкий, кроме двух крестов, пожалованных ему из Императорского кабинета, получил еще ордена св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Мы видели, что Митяй-Михаил умер на пути в Царьград,. Пимен, посвященный на основании подложных грамот, не принят в Москве и заточен в Чухлому, св. Киприан, призванный на кафедру великим князем Димитрием, изгнан им же, по неудовольствию, после нашествия Тохтамыша, и наконец святитель Дионисий, получивший утверждение на митрополию от Цареградского патриарха, задержан в Киеве и скончался в заточении. 275 Около того же времени в Константинополе умер Пимен, вызванный на суд к патриарху, а в Москве скончался великий князь Димитрий Иоаннович Донской. Преемник его поспешил призвать на кафедру Московскую святителя Киприана. Так окончилась «церковная смута», продолжавшаяся почти 13 лет (с 1376 до 1389 года). Святитель Киприан на пути в Русскую землю, где предоставлялась ему власть первосвятительская как в Московских, так и в Литовских странах, 276 посетил свое отечество Сербию, опустошенную Турками, которые в битве Коссовской  положили конец некогда сильной и знаменитом державе Сербской. Много важных дел ожидало Иерарха, возвращавшегося в знакомую ему Русь. Папизм, проникавший с запада, грозил подавить православие и распространить влияние римских бискупов на православные епархии юга. В Новгороде образовалось своевольное покушение отделиться от суда митрополичьего. 277 В Твери вражда между князем и епископом требовала соборного рассмотрения. 278 Но с другой стороны было не мало и таких явлений, которые могли порадовать благочестивого Пастыря: в стране Пермской возсиял свет Евангелия, а подвигами духовных птенцов гнезда Сергиева распространялись на севере России обители иноческие. В марте 1390 года блаж. Киприан прибыл в Москву. Сам великий Князь с матерью, блаж. великою княгинею Евдокиею, встретил его за городом. Блаж. святитель занялся делами митрополии, которые находились в крайнем беспорядке. Между тем юный великий князь вступил в брак с княжною Софиею, дочерью Витовта. 279 Василий надеялся приобрести в тесте сильного сподвижника против Ягайла, или посредника для мира с Литвою. Спустя несколько месяцев после свадьбы, Василий отправился к хану Тохтамышу, который принял его с особенною ласкою, не как данника, а как друга и союзника, утвердил великое княжение наследственным в роде владетелей Московских, отдал Василию всю область Суздальскую, Нижегородскую, Мещеру и несколько мелких уделов. 280

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Взял он главу Лазаря, завил ее в полы своей одежды и спустил в кладенец, а тело лежало на Коссовом поле, но и его не клевали орлы и не топтали кони. Поднялись молодые повозчики от Скопля белого города; они везли Греков и Болгар в Ниш и Видин, и остановились ночевать на Коссове, стали искать воды и навела их удача на воду кладенца; с молитвою зачерпнули и извлекли оттуда главу Лазаря; не далеко от кладезя обрели и тело бывшего Царя, не причастное тлению, к которому приложили главу. Утром созвали соседних иереев и стали они вопрошать усопшего как бы живого: «куда изволить возлечь, в какую задушбину?» и вот один из них отвечал за него: «не изволит Царь в чужую задушбину, но в свою красную Раваницу, что построил Лазарь еще при жизни, на помин души своей, на своем хлебе и на деньги свои, и без слез сиротских!» Туда отнесли тело Царево; там встретила его верная супруга Ми-. лица, с малолетним сыном Стефаном, и там погребли его на своем обещании. Мужественною рукою взяла Царица кормило правления, во дни малолетства сыновнего, и мудро управила царством, и еще остатками славы отеческой осенил его Деспот Стефан, причтённый и сам к лику святых. Когда же после него совершенно возобладали Турки бедствующей Сербией, священные останки Лазаря перенесены были в более сохранное место, в Придунайские области Срема, где началось его княжение, и там положены в одной из обителей Фрушкой горы, между Саввой и Дунаем, которая доселе слывет горою Афонской земли Сербской. Вердником называлась обитель и получила название Раваницы от той, которую создал сам Лазарь. Память его чествуется в день Коссовской роковой битвы, 15-го Июня, когда вместе с ним угасли слава и благоденствие земли Сербской. (Архим. Раича История Славянских народов; Русская беседа II, 1857 г.). 15-го Июня, память преподобных Авнежских. 16-го, святого чудотворца Тихона Амафунского и память преподобного Тихона Луховского. Память преподобных Авнежских Преподобный Стефан Махрищской, собеседник чудотворца Сергия, основал обитель Авнежскую во имя Святой Троицы, в дремучих лесах Вологодских, во дни Великого Князя Димитрия Донского, и там подвизался несколько лет, доколе не возвратился в прежнюю свою обитель на Махру.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялся обмен документами между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле 17.09.2010 17 сентября 2010 года в Москве в рамках юбилейных торжеств, посвященных 90-летию Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), состоялся обмен копиями документов между Государственным архивом России и Свято-Троицкой семинарией в Джорданвилле . В праздничной церемонии по случаю 90-летия Государственного архива России приняли участие видные политические и научные деятели, представители Русской Православной Церкви, коллеги из ближнего зарубежья. После оглашения приветствий официальных лиц, директор ГАРФ С.В. Мироненко и декан Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле протоиерей Владимир Цуриков обменялись копиями ряда документов. Среди переданных семинарии: копии фонда ГАРФа Синода Русской Зарубежной Церкви (1921-1945 гг.) — в обмен на ряд коллекций, хранившихся в архиве семинарии: фонд В.К. Абданк-Коссовского (1885-1962), П.Н. Краснова (1869-1947), С.В. Денисова и другие. Частью юбилейной программы стало открытие выставки «Хранить в Государственном архиве» и нового официального сайта ГАРФ, на котором представлены около 3 миллионов заголовков имеющихся в архиве описей. Экспозиция выставки, которая продлится до 28 ноября, построена исключительно на архивных материалах, объединенных в 23 сюжета по истории России XIX-XX веков, среди которых «Пророчества преподобного Серафима Саровского в бумагах тайной полиции», «Заговор великих князей. 1916», «Завещание Патриарха Тихона». Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.09.2010 09:15:48

http://drevo-info.ru/news/9208.html

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: — Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varlaam-xu...

ВАРЛААМИТ: Покажи мне, каким это образом у вас различные божественности являются одной? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Еще прежде доказательства единства, оставив [пока] в стороне другие нелепости, в каковые впасть угрожает опасность вам, [не только] богословствующим не по святым отцам, но и противоречащим тем, кто богословствует согласно с ними, обличу одну нелепость, лишенную какого бы то ни было преувеличения. ВАРЛААМИТ: Какую же такую? ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не всякая ли причина как причина превосходит обусловленное [ею], и то, что в этом отношении не превосходит [другое], не может быть и его причиной? ВАРЛААМИТ: Так. Ведь и «Отец больше Сына по причинности», будучи во всем остальном равночестен с Ним, как говорит и Григорий, прозванный по богословию 44 . ПРАВОСЛАВНЫЙ: Не только Григорий, милый мой, но и Василий Великий говорит, что «по порядку Сын – второй по Отце, потому что Он – от Отца, и [второй] по достоинству, потому что [Отец] – начало и причина тем самым, что Он Отец Ему, и потому что через Него доступ и приведение к Отцу; а по природе – не второй, потому что божественность в Том и в Другом одна» 45 . Итак, поскольку то, что не превосходит, не является и причиной, а называется отцами не только невидимой, неименуемой и непричаствуемой, но также и именуемой, причаствуемой и видимой божественностью Божией, то, обвиняя нас в том, что мы называем, и притом согласно отцам, другую, то есть, сущность Божию, превосходящей – как причина и подательница – подаваемую от нее неизреченную благодать и именуемую зрительную силу, вы не возводите к этой Причине боготворящий дар. Стало быть, вы говорите о двух причинах и двух божественностях, взаимно разделенных друг с другом, и таким образом вводите два начала и поистине впадаете в злочестивейшее двубожие. ВАРЛААМИТ: И кто же из отцов сказал, что нетварная сущность выше нетварной благодати? Ибо ты привел их слова, что [божественностей] две, а что есть высшая и низшая – отнюдь. ПРАВОСЛАВНЫЙ: Подобает разумно внимать тому, что говорится, если хочешь уловить содержащуюся в словах истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Иоасаф попросил старца показать ему обычные иноческие одежды, и тогда Варлаам снял верхнюю одежду, и страшное зрелище представилось Иоасафу: тело старца все иссохло и почернело от действия солнца, кожа держалась только на костях, от чресл до колен он опоясан был раздранным и колючим власяным рубищем и такую же мантию имел на плечах. Иоасаф удивился такому тяжкому подвигу и, пришедши в изумление от великого терпения старца, вздохнул и заплакал, и умолял старца взять его с собою на такое же пустынное житие. Варлаам сказал: – Не желай этого сейчас, чтобы из-за тебя не обрушился на братию гнев твоего отца, но прими крещение и останься здесь, а я отправлюсь один; когда же Господь захочет, придешь ко мне и ты, ибо я верю, что и в этом веке и в будущем мы будем с тобою жить вместе. Иоасаф, со слезами, сказал: – Если такова воля Господа Бога, то соверши надо мною св. крещение, и возьми у меня побольше золота, чтобы отнести твоим братиям, находящимся в пустыне, на пищу и одежду. – Богатые дают убогим, – отвечал Варлаам, – а не убогие богатым: как же ты хочешь дать нам, богатым, сам будучи убогим? Ведь самый последний из нашей братии богаче тебя несравненно. Надеюсь, что и ты, по милости Божией, вскоре обогатишься этим истинным богатством; но когда ты разбогатеешь именно таким образом, то сделаешься скупым и несообщительным. Иоасаф не понял сказанного ему, и Варлаам объяснил ему тогда свои слова в том смысле, что оставляющие всё земное ради Христа приобретают блага небесные, а между тем малейший небесный дар дороже всех богатств мира сего. При этом он присовокупил Иоасафу: – Золото часто бывает причиною греха, и потому мы не держим его у себя, а ты хочешь, чтобы я отнес братиям моим змия, которого они уже попрали ногами. Затем он посоветовал Иоасафу готовиться к св. крещению, заповедал ему продолжительный пост и молитву, а сам удалился от него и в уединенном месте молился за него Богу. На другой день он снова пришел к нему и долго поучал его истинной вере. И так в течение продолжительного времени старец приходил ежедневно к царевичу и излагал пред ним учение пророков и Апостолов и святоотеческие предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Юноша же говорит ему: " В таком случае, я останусь с вами, поведу ваш образ жизни " . И он снял с себя блестящия одежды и оделся в одежды старика, которыя он у него выпросил. Испытывая юношу в продолжение долгаго времени и всесторонне оценив его душевныя качества, узнав, что он не из сумасбродства просит у него дочь, но что это было его серьезным желанием; что он из-за благочестия решился, отказавшись от богатства и славы, жить в бедности, старик берет однажды юношу за руку, ведет в свою кладовую и показывает ему такое богатство, столько денег, сколько юноша во всю свою жизнь не видел. И говорит ему: " Все это, сын мой, я даю тебе за то, что ты полюбил мою дочь. Ты будешь наследником всего моего состояния " . Наследовав эти богатства, юноша сделался первым богачом во всей той стране " . Когда Варлаам умолк, Иоасаф говорит ему: " Ты совершенно верно изобразил в своем разсказе мои душевныя чувства, так как я полагаю, что ты на мой счет это говорил. Но чем ты пожелаешь увериться в твердости моих намерений? " " Я уже убедился и познал силу твоего разума, твердость мыслей и прямоту твоей души,— сказал Варлаам.— Но я желаю, чтобы ты окончательно Ипросветился душою. Поэтому преклоняю колена моя пред Богом нашим, прославляемым в Троице, Творцом всего видимаго и невидимаго, вечным, безначальным и безконечным, всемогущим, всеблагим и всемилостивым, молю Его, чтобы Он просветил очи сердца твоего и дал тебе дух мудрости и откровения в познании Его; чтобы ты познал, что значит надежда на Него, какова слава наследовавших царствие Божие, и как дивно Его могущество, проявляемое в нас, верующих, молю Его о том, чтобы ты не был более чужд Ему; но, чтобы, подвизаясь со святыми, был близок к Нему, имея в своих действиях основание, положенное Апостолами и пророками, краеугольный камень котораго Сам Господь наш Иисус Христос " . Услышав это, Иоасаф, опечаленный, сказал: " И я желал бы знать все об этом. Потому, прошу тебя, скажи мне о богатстве славы Божией и о Его чрезвычайном могуществе " .   Учение о непостижимой мудрости всемогущаго Бога, о Его славе, могуществе и величии. Снова вдохновенно повел свою речь Варлаам: " Молю Бога, чтобы Он Сам научил тому, о чем ты желаешь узнать; чтобы Он вложил в твою душу это познание, потому что совершенно невозможно человеку выразить славу и могущество Божие, хотя бы для этого соединились все языки людские. Евангелист и великий Богослов говорит: Бога не видал никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1, 18); так что никто из смертных не может постигнуть славы и величия Невидимаго и Непостижимаго, кроме тех, кому Он Сам пожелает открыть, как открыл это Апостолам и пророкам. Мы же узнаем или из их повествований, или из самой природы вещей, насколько, конечно, нам вообще доступно постигать это. Св. Писание говорит: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез разсматривание творений видимы (Псал. 18, 2; Римл. 1, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Текст жития продолжает повествование о том, как Василий откликнулся на этот призыв Христа: «И сего ради Василий распалися душею, конечное приятъ нищелюбие, якоже Иовъ праведный, вдовицам бысть заступникъ, сирымъ отец, нищимъ питатель, обидимым помощникъ, нагимъ одежда, болящимъ поститель; милостивъ бо бяше зло, якоже речеся: яко ни единому же изыти тщу из дому его» (ЖВВ, с. 17). Процитированный текст примечателен тем, что агиограф не только уподобляет Василия-Варлаама ветхозаветному Иову, но и говорит о нём фразами, перекликающимися с описанием добродетелей праведника в Книге Иова: «...я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость»; «...отцом был я для нищих»; «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо он с детства рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову»; «Странник не ночевал на улице, двери мои я отворял прохожему»; «Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, и не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих?» 517 Заметим, что в тексте Жития имя Иова сопровождается эпитетом «праведный». Образ Иова в агиографии неоднозначен. Так, в Похвале ростовскому юродивому Исидору Твердислову, завершающей его Житие, этот святой тоже уподоблен Иову, но в другом качестве. Здесь восхваляется добровольное терпение Исидором скорбей: мороза, зноя, поношения от людей. В этом случае агиограф напоминает о терпении безвинных страданий Иовом и употребляет при его имени другой эпитет – «многострастный», то есть много пострадавший, многострадальный: «Радуйся, иже и многострастному Иову уподобивыися терьпениемь» 518 . В Житии Варлаама Важского сравнение с Иовом основано на иных качествах – милосердии и нищелюбии. Мне представляется, что этот нюанс в использовании эпитетов объясняется разницей в том, что О.В. Панченко называет «признаком, по которому произведено уподобление агиотипу или библейскому „образцу“» 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Тропарь, глас 3: Божественныя веры исповеданием, другаго Павла тя церковь ревнителя во священницех показа, свозопит ти и Авель ко Господу, и Захариина кровь праведная: отче преподобне, Христа Бога моли, дароватися нам велией милости.   Кондак, глас 2: Облиставый на земли, яко звезда небосветлая, кафолическую просвещаеши церковь ныне, о нейже и страдальчествовал еси, душу твою Павле предложив: и якоже Захариина и Авелева, ясно вопиет твоя кровь ко Господу. Житие преподобного отца нашего Варлаама, Новгородского чудотворца. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святой Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святой терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010